4. Мотивация и стимулирование профессиональной деятельности
Цели изучения темы:
ü усвоение основных понятий: деловая оценка персонала; деловая карьера персонала; служебно-профессиональное продвижение; потребность, стимул, мотив; мотивация и стимулирование профессиональной деятельности;
ü знание сути методов деловой оценки персонала;
ü знание основных видов и этапов деловой оценки персонала (кандидатов на вакантную должность, сотрудников организации);
ü умение разрабатывать критерии и анкеты для проведения деловой оценки (аттестации);
ü понимание роли деловой оценки в управлении деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, в мотивации и стимулировании его профессиональной деятельности
ü знание факторов, способствующих развитию и поддержанию мотивации и самомотивации к жизни и работе.
Ключевые слова: деловая оценка персонала; критерии деловой оценки; способности, свойства, качества персонала аттестация; деловая карьера персонала; служебно-профессиональное продвижение; потребность, стимул, мотив; мотивация и стимулирование профессиональной деятельности; самомотивация.
Деловая оценка персонала
Видно сокола по полету, а человека по делам его. Что имеем, не храним, потерявши плачем.
Деловая оценка персонала — это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места.
Основные задачи деловой оценки персонала:
ü установление функциональной роли оцениваемого сотрудника на данный момент и в перспективе (служебно-профессиональное продвижение, планирование деловой карьеры);
ü определение возможных путей совершенствования качеств сотрудника;
ü определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и установление ее величины.
ü установление обратной связи с сотрудником по профессиональным, организационным и иным вопросам;
ü удовлетворение потребности сотрудника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Виды деловой оценки:
ü оценка кандидатов на вакантную должность;
ü текущая периодическая оценка сотрудников организации.
Основные этапы деловой оценки кандидатов на вакантную должность:
1. анализ анкетных данных, тестов;
2. наведение справок об испытуемом работнике (по месту прежней работы или учебы);
Основные этапы текущей периодической оценки сотрудников организации:
1. оценка результатов работы и факторов, определяющих степень
достижения этих результатов;
2. анализ динамики результативности труда за определенный промежуток времени и динамики состояния условий, влияющих на достижение результатов.
Организационная процедура подготовки деловой оценки предполагает выполнение следующих обязательных мероприятий:
ü разработка методики деловой оценки (если это целесообразно, такая методика может быть приобретена и привязана к конкретным условиям организации);
ü формирование оценочной комиссии с привлечением непосредственного руководителя испытуемого сотрудника, специалистов вышестоящего, равного и нижестоящего уровня иерархии, а также специалистов службы управления персоналом организации или специализированных оценочных центров;
ü определение времени и места проведения деловой оценки;
ü установление процедуры подведения итогов оценивания;
ü проработка вопросов документационного и информационного обеспечения процесса оценки (формирование полного комплекта документации в соответствии с методикой оценки, его размножение, рассылка и определение каналов и форм передачи информации);
ü консультирование оценщиков со стороны разработчика методики или специалиста, владеющего ею.
Центральным вопросом любой деловой оценки являются установление ее показателей.
При всем многообразии показателей оценки их можно условно разделить на несколько групп:
1. Результативность труда.
2. Профессиональное поведение.
3. Личностные качества.
Одним из важнейших вопросов при проведении деловой оценки персонала является выбор методов оценки показателей. М етод оценки должен обеспечивать возможно большую объективность измерения конкретных значений показателя.
При оценке можно использовать несколько методов, которые определяют особенности выделения конкретных значений показателей.
Метод шкалирования: характеристика степени выраженности значения показателя устанавливается на шкале для каждого сотрудника.
Метод упорядочения рангов: несколько оценок приводится в ранжированный ряд относительно одного значения.
Метод альтернативных характеристик: отдельный сотрудник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия предложенного значения показателя. Пример использования метода шкалирования представлен табл. 4.1.
Таблица 4.1. Описание количественных оценок шкалы
Показатель оценки: «сотрудничество»
Ярко выраженная способность к сотрудничеству; при этом имеет собственное мнение и может позитивно влиять на других, считается
с мнением окружающих, конструктивно воспринимает критику
Хорошая способность к сотрудничеству; имеет собственное мнение, которое ценится другими, считается с мнением окружающих, позитивно воспринимает критику.
Способен к сотрудничеству, собственное мнение ставит на передний план, в целом хорошо воспринимается другими, не всегда воспринимает мнение окружающих и критику.
Показывает небольшую
склонность к сотрудничеству, воздерживается от выражения собственного мнения, остается незаметным
Не показывает склонности к сотрудничеству.
Многосторонность деловой оценки персонала осуществляется, как правило, в период аттестации. Собранная информация и результаты аттестации оформляются соответствующими документами.
Цель аттестации – оценить профессионально важные качества руководителей и специалистов и на основе полученных оценок разработать рекомендации по совершенствованию их деятельности, по рациональному использованию кадрового потенциала организации.
Задача экспертов группы – выбрать из семи предложенных вариантов описания характеристики тот, который в большей степени соответствует аттестуемому сотруднику.
Если мнения экспертов в группе расходятся, можно отметить два мнения, но не более. Если оценка характеристики вызывает затруднения, пропустите этот показатель.
Код
Характеристика
Годы аттестации
1. Самостоятельность
1.1
В сфере своей ответственности принимает решения по вопросам любой сложности, самостоятельно и компетентно
1.2
Любые вопросы, касающиеся его работы, старается решить самостоятельно, но не боится обратиться за советом
1.3
Стремится решать любые вопросы, даже вне сферы его ответственности и компетенции самостоятельно, иногда без особой надобности и не посоветовавшись
1.4
Может решать все вопросы касающиеся его работы, самостоятельно, но не всегда на это идет
1.5
В большинстве случаев стремится устраниться от ответственности в принятии решений по более или менее сложным вопросам
1.6
Самостоятелен и ответственен только в решении не особо сложных вопросов
1.7
Ждет указаний от руководителя, избегает самостоятельных решений
2. Настойчивость
2.1
Крайне настойчив, упорен и цепок, не останавливается, пока не достигнет цели или не разберется в каком-то деле досконально
2.2
Довольно настойчив, уверен и цепок, не любит останавливаться, пока не доведет дело до конца или не разберется в каком-либо вопросе
2.3
Хотя иногда упускает мелочи, но в основном проявляет настойчивость и упорство в достижении цели
2.4
В своей работе ему надо бы быть понастойчивее в достижении цели, но особых отклонений нет
2.5
Ему не всегда хватает цепкости и упорства для достижения цели, особенно если этому необходимо посвятить много времени
2.6
Обычно ему хватает упорства на решение оперативных вопросов, но довести дело, требующее затрат времени и усилий, до конца малоспособен. Все начинает и бросает на самотек
2.7
Даже в простых случаях не способен проявить настойчивость и упорство в достижении цели
3. Требовательность
3.1
Очень требовательный. Иногда излишне придирчив как к подчиненным, так и к руководству
3.2
Требователен в меру и объективен как к подчиненным, так и к руководству. Работать с ним легко
3.3
Требователен только к подчиненным. Потребовать с руководства у него не всегда получается
3.4
Требовательный до мелочей и постоянных придирок, часто не объективен. Работать с ним тяжело
3.5
Может требовать с подчиненных, но иногда закрывает глаза на их поступки. Потребовать с руководства не способен
3.6
Излишне либеральничает с подчиненными, в его действиях не хватает жесткости и требовательности
3.7
Крайне мягок, не может потребовать и приказать
4. Отстаивание точки зрения
4.1
Исключительно упрям, не изменит своей точки зрения, если уверен в своей логической правоте, будет отстаивать ее до конца
4.2
Довольно-таки упрям, неохотно меняет свое мнение, даже в тех случаях, когда оно идет вразрез с логикой дела
4.3
Несколько упрям, неохотно меняет свое мнение, но, убедившись в необходимости другого решения или в своей ошибке, меняет его
4.4
В своем мнении стремится к объективности, требуемой обстоятельствами, проявляя необходимую гибкость, но в то же время без особых причин его не меняет
4.5
Хотя без особых причин мнение не меняет, но если на него оказать определенное, аргументированное давление, отстаивать свое мнение не будет
4.6
Если на него оказать давление, он легко меняет свое мнение, даже осознавая неправильность принятого решения
4.7
Крайне легко соглашается с любым мнением даже без особого давления
5. Принципиальность
5.1
В своих поступках принципиален до максимализма, невзирая на лица, соблюдает всегда моральный кодекс
5.2
У него есть система положительных принципов, которой он твердо придерживается, требуя этого и от окружающих
5.3
В своих поступках принципиален, но другим не навязывает своих взглядов на жизнь, если это не затрагивает интересы дела
5.4
Принципиален, но только в своих действиях, потребовать с других не всегда способен
5.5
Принципиален больше по отношению к окружающим, чем к себе
5.6
В своем поведении и требованиях, предъявляемых к другим, далеко не всегда придерживается каких-либо принципов
5.7
Беспринципен. У него нет какой-либо устоявшейся системы принципов и моральных ценностей
6. Умение разбираться в вопросах
6.1
Может мгновенно схватить суть вопроса, не путаясь во второстепенном, и выделить главное
6.2
Способен быстро разобраться в вопросах, выделить узловые моменты
6.3
Стремится понять суть дела. Способен отделить главное от второстепенного, найти узловые проблемы и помочь подчиненным
6.4
Хотя и не всегда схватывает суть проблемы, но в процессе работы способен найти необходимый выход
6.5
Тороплив, иногда второстепенное принимает за главное
6.6
Обычно с трудом до него доходит суть дела, но и при этом постоянно путается в мелочах, опуская главное
6.7
Совершенно не может выделять узловые моменты. "Заклинивается" на второстепенных и мелких вопросах
7. Умение координировать и взаимодействовать
7.1
Легко может установить необходимые контакты, скоординировать действия людей или подразделений, умело согласовать их интересы
7.2
Хороший координатор, способен находить приемлемые решения при согласовании интересов различных работников или подразделений
7.3
Не всегда способен самостоятельно установить необходимые контакты, но стремится все наладить и скоординировать, и у него это получается
7.4
Избегает контактов с исполнителями
7.5
Опирается на официальные документы, избегая контактов с работниками
7.6
Действует малоэффективно
7.7
Не способен координировать действия людей. Типичный исполнитель
8. Умение контролировать работу
8.1
Способен держать под контролем массу дел и деталей, вовремя реагировать на любое отклонение
8.2
Способен и умеет осуществлять правильный контроль за узловыми вопросами, но и мелочей старается не упускать из виду
8.3
Обычно держит под контролем только основные вопросы, пренебрегая тем, что считает мелочью
8.4
Способен контролировать ход дел на основе регламентов и инструкций без особых отклонений
8.5
Не всегда способен осуществлять контроль за ходом дел, часто разбрасывается и упускает главное
8.6
В текучке постоянно упускает из виду вопросы, требующие постоянного контроля. Часто хватается за что попало
8.7
Сам требует постоянного контроля со стороны руководителя и коллег
.
9. Поведение в напряженной ситуации
9.1
Способен быстро сориентироваться в напряженной, сложной ситуации, принять необходимое решение и взять ответственность на себя
9.2
Способен к действиям в напряженной, сложной ситуации и может взять ответственность на себя
9.3
Способен действовать по необходимости в сложной ситуации
9.4
Способен к действиям в напряженной, сложной ситуации, но не всегда возьмет на себя ответственность
9.5
Не всегда способен к эффективным действиям в напряженной, сложной ситуации, хотя ответственности не избегает
9.6
Вряд ли рискнет брать ответственность и решительно действовать в напряженной, сложной ситуации
9.7
Постарается уклониться от участия или ответственности в такой ситуации
10. Отношение к порядку на работе
10.1
В его хозяйстве полный порядок, все всегда предусмотрено, налажено
10.2
Стремится поддерживать в хозяйстве хороший порядок. Старается все предусмотреть, вплоть до мелочей
10.3
В его хозяйстве в основном поддерживается необходимый порядок
10.4
Порядок в его хозяйстве на удовлетворительном уровне. Хотя некоторые мелочи иногда портят общую картину
10.5
В его хозяйстве много мелких недостатков, упущений. Не доходят руки
10.6
Пытается время от времени наводить порядок в своем хозяйстве
10.7
Халатно относится к наведению необходимого порядка в своем хозяйстве
11. Отношение к работе
11.1
Очень любит свою работу и болеет душой за свое дело. Отдает работе все свое время и силы
11.2
Болеет душой за свое дело, стремится к эффективному решению любых вопросов
11.3
К работе относится с интересом, старается все сделать добросовестно
11.4
К работе относится как к долгу и осознанной необходимости, особого старания не проявляет, но и не подводит
11.5
Отношение его к работе сложное и противоречивое, то загорается и готов на все, чтобы добиться результата, то равнодушен и пассивен
11.6
К работе относится без интереса, выполняет "от и до"
11.7
К работе равнодушен, смирился с ней как с необходимостью, пассивен
12. Отношение к подчиненным
12.1
Очень редко вмешивается в работу подчиненных без особой необходимости, решение вопроса оставляет за ними
12.2
Умело сочетает контроль за действиями подчиненных и предоставление им самостоятельности
12.3
Часто вмешивается в работу своих подчиненных, когда видит, что "дело валится", и стремится решать за них их вопросы
12.4
Постоянно вмешивается в работу подчиненных, стремится все делать сам, все вопросы решать единолично
12.5
Иногда перепоручает подчиненным решение тех вопросов, которые должен решать сам
12.6
Часто перепоручает выполнение своих обязанностей подчиненным без всякого на то основания
12.7
Постоянно перекладывает выполнение своих дел на подчиненных
13. Профессиональные знания и умения
13.1
Профессионал, отлично знает свое дело. Стремится к новому. Расширяет кругозор, заботится о культурном и профессиональном росте персонала
13.2
Хорошо знает свое дело. Стремится к новому. Следит за профессиональным ростом своих подчиненных
13.3
Действует в круге своих обязанностей. По необходимости проявляет заботу о профессиональном росте подчиненных
13.4
Его знания и навыки позволяют ему решать необходимые вопросы. Заботы о профессиональном росте подчиненных не проявляет
13.5
Свое дело знает. Старается поддерживать свои профессиональные знания и навыки на современном уровне. О росте подчиненных не заботится
13.6
Особого стремления расширять свой профессиональный кругозор не проявляет. Хотя о профессиональном росте подчиненных заботится
13.7
Не думает ни о своем профессиональном росте, ни о росте подчиненных.
14. Умение устанавливать и поддерживать связь с внешними организациями
14.1
Постоянно интересуется делами внешних организаций. Активно участвует в их деятельности. Всегда окажет необходимую помощь, прислушивается к их мнению
14.2
Учитывает в своей работе мнение общественных организаций. Привлекает их к решению разного рода проблем. По необходимости в помощи не отказывает
14.3
Откликается на просьбы о помощи, оказывает поддержку любым начинаниям, хотя сам в них не участвует, но следит за ними с интересом
14.4
Связь с внешними организациями поддерживает от случая к случаю. Особого интереса к их делам не проявляет, но в помощи не отказывает
14.5
Мало считается с общественными организациями. Не видит в них помощников. На просьбы об участии и помощи в основном отделывается обещаниями или просто отмахивается
14.6
Контактов с внешними организациями избегает. Не считает их помощь действенной. Если оказывает помощь, то только под нажимом
14.7
Полностью подавил своей властью активность общественных организаций. Связь с внешним миром минимальная
15. Отношение к критике
15.1
К критике относиться объективно, хотя иногда глух к замечаниям снизу
15.2
Самокритичен и к критике снизу относится объективно, хотя иногда не прислушивается к замечаниям снизу
15.3
Критику принимает, хотя если что и меняет, то с трудом
15.4
Критику воспринимает только от руководства. Критику снизу не терпит
15.5
К критике относится безразлично - "как с гуся вода"
15.6
Излишне самокритичен и принимает даже необоснованную критику
15.7
К любой критике нетерпим и мстителен, злопамятен
16. Порядочность и честность
16.1
Очень порядочный и честный человек. Никогда не поступается правами человека и христианскими заповедями
16.2
Порядочный и честный человек в отношении работы, окружающих, денег
16.3
Порядочный человек, внешне дисциплинирован
16.4
Его честность и порядочность зависят от обстановки и внешней оценки на работе и в семье
16.5
Порядочный только по отношению к близким, "гребет все под себя"
16.6
Ведет себя непорядочно как по отношению к людям, так и к деньгам
16.7
Крайне непорядочный, лживый и недисциплинированный человек
17. Использование рабочего времени
17.1
Трудоголик. Вся жизнь его посвящена работе. Приходит на работу раньше, а уходит значительно позже окончания рабочего дня.
17.2
Рационалист. Не опаздывает на работу и не уходит с работы раньше. Рационально использует рабочий день. Задерживается, когда необходимо
17.3
Организованный. Приходит и уходит с работы строго по распорядку дня. В основном рационально использует рабочее время
17.4
Имитатор. Обычно не опаздывает на работу и уходит вовремя. В отсутствие руководства занимается личными делами
17.5
Торопливый. Не всегда приходит на работу вовремя, бывает, уходит раньше времени домой. На работе все стремится сделать в спешке
17.6
Ленивый. Опаздывает на работу или уходит раньше времени, мало и неохотно занимается основными обязанностями. Работает "спустя рукава"
17.7
Бездельник. Практически не занимается основной работой (курит, читает, играет, слушает радио и т.л.)
18. Качество труда (работы)
18.1
Выполняет плановые задания с высоким качеством работы, без ошибок
18.2
Качество выполнения работы высокое, работает практически без ошибок
18.3
Качество работы хорошее, ошибки допускает редко и незначительные
18.4
Качество работы удовлетворительное, иногда допускает ошибки и небрежности, которые сам исправляет
18.5
Качество труда и плановых заданий ниже среднего, часто допускает в работе ошибки и небрежности
18.6
Качество труда низкое, в работе имеют место грубые ошибки. Требует постоянного контроля
18.7
Задания выполняет настолько небрежно, с таким низким качеством, что встает вопрос, стоило ли поручать ему работу и что с ним делать
19. Уровень культуры
19.1
Высокообразованный, эрудированный, интеллигентный человек
19.2
Высокий культурный уровень, обладает обширными знаниями в области искусства, живописи, поэзии, литературы
19.3
Культурный, интеллигентный человек, увлекающийся искусством
19.4
Имеет нормальный культурный уровень для своего коллектива, однако есть проблемы со светским этикетом
19.5
Уровень культуры довольно низкий, допускает много небрежности и неловкостей в быту, на работе, в общении с партнером
19.6
Уровень культуры весьма низок, практически не интересуется искусством, ограниченные потребности и интересы
19.7
Крайне низкий культурный уровень, примитивные интересы и потребности
20. Здоровье и работоспособность
20.1
Абсолютно здоровый человек от природы и по образу жизни. Поражает окружающих своей силой и работоспособностью ("богатырь")
20.2
Человек завидного здоровья и работоспособности, ведет правильный образ жизни (спорт, физкультура, активный отдых)
20.3
Обладает хорошим здоровьем, практически никогда не бывает на больничном. На работе не устает
20.4
Практически здоровый человек, редко бывает на больничном, ведет нормальный образ жизни, занимается физкультурой
20.5
Практически здоров, хотя несколько раз в году бывает на больничном, есть некоторые нарушения в организме. На работе устает
20.6
Больной человек, старается не говорить о своих болезнях с коллегами. Работоспособность низкая. Пытается "залечить" свою болезнь
20.7
Очень больной человек ("болячка"), болезни отнимают у него массу рабочего и личного времени, постоянно сетует на свое здоровье
21. Отношение к вину
21.1
Трезвенник. Ведет абсолютно трезвый образ жизни, никогда не употребляет спиртное, друзья и коллеги ему даже не предлагают выпить
21.2
Малопьющий. Выпивает крайне редко и в небольшом количестве,, ведет здоровый образ жизни, полностью контролирует эмоции
21.3
Застенчивый. Выпивает немного ради поддержания компании и в официальных случаях. Чаще всего уходит не дождавшись окончания. В компании спокоен и умиротворен
21.4
Употребляющий. Выпивает много, предпочитает крепкие напитки. Чаще всего сохраняет контроль над собой. Бывает агрессивен и обидчив
21.5
Выпивоха. Большой любитель и организатор разного рода выпивок (праздники, дни рождения, события), своим поведением разлагает коллектив. Работает хорошо, когда не выпивает
21.6
Пьяница. Слаб к спиртному, запивает несколько раз в году, по неделе не бывает на работе, хотя работает неплохо
21.7
Алкаш. Практически спившийся человек, очень слаб к спиртному, пьет с утра и один, коллектив от него отвернулся
22. Отношение к противоположному полу
22.1
Абсолютно сдержанное, Весьма корректен к женщинам и к мужчинам
22.2
Безразличное отношение к противоположному полу, вызывающее иногда недоумение и сомнения в сексуальной потенции
22.3
Нормальное, в рамках установленных в коллективе правил
22.4
В целом нормальное, хотя пытается флиртовать и ухаживать за представителями другого пола, чаще более молодыми, хотя внешне все сохраняется в рамках правил
22.5
Недружелюбное, иногда грубое отношение к противоположному полу в поведении, высказываниях, отношениях внутри коллектива. Сказывается личная неприязнь или негативный опыт
22.6
Развязное, не скрывает сексуального интереса к другому полу, вступает в интимные отношения на работе с сотрудниками
22.7
Очень развязное, постоянные сексуальные притязания к представителям другого пола в любом возрасте. В коллективе думают, как от него (нее) избавиться
23. Отношение к деньгам
23.1
"Монте-Кристо". Абсолютно безразличное. Денег достаточно, а главное для него — реализация идей и самоутверждение личности
23.2
Щедрый. Всегда имеет деньги, охотно тратит их на друг<
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.13.85 (0.01 с.)