Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Активное слушание и невербальные способы управления дискуссией

Поиск

Обзор

Активное слушание – это вербальное или невербальное выражение поддержки и понимания говорящему. Этот прием помогает ведущему улучшить взаимодействия в группе. Невербальные способы управления дискуссией – это действия, которые дают возможность регулировать время и очередность высказываний членов группы (Duncan, 1972,1974). Другими словами, это "сигналы регулировщика", с помощью которых ведущий управляет ходом занятия.

Обоснование

Активное слушание и сигналы управления дискуссией дают возможность каждому ребенку понять, чего от него ждут, почувствовать себя более свободно и уверенно в общении с другими детьми. Перекресток с интенсивным движением легче преодолеть, если он оборудован светофором, а не простым стоп-сигналом. Набор таких приемов позволит вам обеспечить плавное течение занятий.

Практические рекомендации

Активное слушание

Чтобы показать ребенку, что вы его слушаете, принимаетеего точку зрения и хотите, чтобы он продолжал дальше, вы можете использовать следующие короткие высказывания:

Да-да (кивая головой).

Хорошо.

Я слушаю.

Продолжай.

Я понимаю.

Невербальные способы управления дискуссией

Существует четыре типа сигналов управления: передача слова, сохранение слова за собой, запрос на высказывание и отказ в предоставлении слова.

Сигнал передачи слова применяется в тот момент, когда вы заканчиваете говорить и готовы предоставить слово другому члену группы. Вы обозначаете свое намерение замедлением речи и/или подаете какой-нибудь условный сигнал, например, обращаете прямой взгляд на того, кому хотите передать слово. Если это не срабатывает, вы можете кивнуть или указать в сторону члена группы, которому собираетесь передать слово.

Второй тип сигнала – сохранение слова за собой. Он применяется в тот момент, когда вы собираетесь продолжить говорить, но видите, что вас кто-то хочет перебить. Вы, возможно, не хотели бы уступать слово, особенно, если собираетесь сказать что-то важное. Вы можете сохранить слово за собой, если будете избегать контакта взглядом с тем, кто хочет начать говорить и/или если начнете говорить чуть быстрее, несколько громче или с нажимом. Не увлекайтесь этим приемом, иначе члены группы могут вообще не захотеть говорить!

Третий тип сигнала запрос на высказывание. Когда вы хотите взять слово, вы можете обозначить это, подняв указательный палец и, может быть, слегка выпрямившись. Тем самым вы даете сигнал говорящему, Возможно, вам придется делать это довольно часто, если в вашей группе будут дети, которые стремятся монополизировать внимание группы или часто выступают "не по делу».

Иногда вы можете заметить, что выступающий хочет закончить говорить и передать слово вам. Если вам нужно, чтобы он продолжал, используйте сигнал отказа в предоставлении слова. Просто сохраняйте расслабленную позу, смотрите на других детей и, главное, демонстрируйте свою заинтересованность в том, что говорит выступающий. Возможно, вам необходимо, чтобы он развил тему дальше. Вам следует дать понять ему, что вы "присутствуете», но не следует делать это вербально.

Пример

Постарайтесь использовать приемы активного слушания и способы управления дискуссией хотя бы дважды за время занятия.

Активное слушание

Да-да (кивая головой).

Да, продолжай.

Мы слушаем.

Я понимаю.

Дальше.

Хорошо (кивая головой).

Невербальные способы управления дискуссией

Передача слова

Замедлите речь и посмотрите на ребенка, которому хотите передать слово.

Кивните головой в сторону ребенка, которому хотите передать слово.

Запрос на высказывание

 

Выпрямитесь и посмотрите прямо на выступающего.

Приподнимите указательный палец, глядя на говорящего.

Сохранение слова за собой

Избегайте контакта глазами с говорящим или говорящими.

Увеличьте темп и/или повысьте тон речи.

Если вы удерживаете слово за собой, потому что собираетесь сменить тему, объясните, почему вам не хотелось бы прерываться. Например: «Нам

необходимо перейти к обсуждению».

Отказ в предоставлении слова

Не смотрите на детей, которые проявляют желание взять слово, продолжайте смотреть на выступающего, давая ему понять, что вы его слушаете и используйте приемы активного слушания, чтобы поддержать выступающего.

РАЗЛИЧЕНИЕ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ПОВЕДЕНИЯ

Обзор

Консультирование, так же как и лечение, представляет собой «целостный» процесс, который затрагивает разные пересекающиеся сферы жизни наших клиентов или пациентов: физическую, ментальную, социальную, образовательную, духовную и эмоциональную. Эти стороны жизни настолько переплетены между собой, что изменения в одной сфере так или иначе отражаются на остальных. В ряде теоретических разработок, например, Hutchinsf 1979) и L'Abate(1981), предлагается целостная трехмерная модель, увязывающая мысли, чувства и действия. Целостный взгляд на человека представляется нам необходимым в групповой работе с детьми.

Под мыслями мы понимаем все, что относится к познавательным процессам:запоминание, понимание, анализ, синтез, творчество, доказательства, рефлексия, суждения, формирование мнений и представлений,оценки. Чувства – это сложные явления, имеющие и когнитивную и физиологическую составляющие, Ярость, страх, радость, любовь и другие эмоции являются результатом положительной или отрицательной оценки какой-либо ситуации. Например, если вы за рулем, и какая-то машина случайно задевает пас, в вашем мозгу мгновенно возникает оценка данной ситуации. Это, во-первых, физиологическая реакция организма - стресс, и, во-вторых, комбинация различных чувств (ярости, злости, страха и т.д.) – эмоциональная реакция. Поведение включает в себя как явные действия (бросание мяч;1, чтение стихов, вступление в спор), гак и неявные реакции организм:), которые могут протекать незаметно (сердцебиение или головная боль).

Обоснование

Групповая работа затрагивает все эти три стороны жизни. Некоторые группы создаются для обучения мыслительным приемам или для того, чтобы научить участников управлять своими негативными мыслями и перестроить их на более позитивный лад. Кроме того, работа о группе часто предполагает обсуждение чувств, включая осознание своих собственных чувств и развитие способности сочувствовать друг другу. В большинстве случаев дети приходят в группу, чтобы изменить собственное поведение, – научиться противостоять насмешкам и давлению со стороны сверстников, приобрести навыки общении, улучшить отношения с друзьями и родственниками и т.д.

Если дети не умеют различать эти три компонента, они в большинстве случаев не смогут понять цели групповой работы. Например, если ребенок но знает, что его чувства отличаются от его мыслей, то как он сможет получить подтверждение им или описать их? Если ребенок не видит, что его мысли предшествуют его действиям и оказывают на них сильное влияние, то как он сможет изменить свои мысли, чтобы научиться управлять агрессией, преодолеть застенчивость или ставить и достигать цели? Научив детей различать эти три компонента, вы будете уверены, что они вас понимают, когда работа в группе будет затрагивать мысли, чувства или поведение.

Дети в группе могут сильно различаться по своему когнитивному развитию, Даже дети одного возраста различаются по уровню понимания, не говоря уже о различиях в физическом, социальном, эмоциональном и образовательном развитии! Соответственно, единственное, что вы можете сделать, чтобы помочь детям понять происходящее В группе - это научить их различать мысли, эмоции и поведение,

Несмотря на то, что дети сталкиваются с этими понятиями в школе, они обычно не увязывают их с собственной жизнью и не видят возможности работать с ними и таким путем самосовершенствоваться. Обычно детей в классе не просят связать свои чувства с данным моментом или ситуацией. В нашем обществе вообще очень мало внимания уделяется эмоциональной стороне жизни, особенно способам конструктивного выражения негативных чувств. Часто, когда вы спрашиваете взрослых, что они чувствуют, они начинают говорить о том, что думают. Естественно, что дети тем более не могут самостоятельно провести эти различия.

Разделение мыслей, чувств и поведения может помочь вам в вашей работе. Если вы привыкли концентрироваться на какой-то одной сфере в ущерб остальным, то, используя представления о трех основных составляющих, вы сможете сбалансировать вашу работу в группе-

Практические рекомендации

Несмотря на то, что дети обычно плохо понимают абстрактные понятия, большинство из них способно научиться различать эти три составляющие. Начиная с третьего класса средний ребенок может понять различия между мыслями, чувствами и поведением и корректно ответить на вопрос: "Что ты по этому поводу чувствуешь?". Я обнаружила, что умение различать чувства, мысли и поведение очень уважается в средней школе. Дети гордятся приобретенными навыками более точно выражать свои чувства и управлять своим поведением.

Ниже мы подробно обсудим, как можно объяснить детям эту концепцию, Вы можете использовать плакаты «Мысли, чувства, поведение» (рис, 2), "Таблица чувств» (рис. 3) и рабочий листок "Обозначь ситуацию» (иллюстрация 6). На плакате "Мысли, чувства, поведение» данная концепция представлена в графическом исполнении, В «Таблице чувств» перечисляются различные эмоции вместе с изображением их проявлений. Кроме того, таблица дает наглядное представление о сильной, средней и слабой степени проявления эмоций. Рабочий листок "Обозначь ситуацию" содержит описание различных ситуаций и вопросы о характере этих ситуаций (соответствуют ли они сфере чувств, мыслей или, может быть, поведения). Плакаты "Мысли, чувства, поведение" и "Таблица чувств" вы можете использовать в работе с детьми всех возрастов. Рабочий листок рассчитан на детей 5-6 классов и старше. Вы можете составить аналогичный список, отвечающий уровню развития детей в вашей группе. На иллюстрации 7 приводится возможный порядок обсуждения с детьми рассматриваемой концепции. Пример рассчитан на детей 5-6 классов.

Различия между мыслями, чувствами и поведением необходимо объяснить на первом или втором занятии. После того, как дети освоятся с этими представлениями, они будут более ясно представлять себе, что такое групповая работа, и смогут более четко сформулировать собственные цели.

Ведение группы

Мысли, чувства, поведение

Рисунок 2

Иллюстрация 6

ОБОЗНАЧЬ СИТУАЦИЮ

Буквой А отметь мысли, Б – действие, Вчувство.

1. Ты ищешь новый способ решения задачи по математике __

2: Ты подходишь к холодильнику и достаёшь бочку с компотом _

1. Ты краснеешь от смущения __

2. 4. Ты мечтаешь о летних каникулах __

5. Ты ешь мороженое ___

6. Ты предвкушаешь завтрашний день рождения __

7. Ты радуешься неожиданной посылке __

8. Ты быстро мчишься вниз с горы на велосипеде __

9. Ты огорчаешься оттого, что отец пообещал, но забыл взять тебя к себе в гости ___

10. Ты приходишь в ярость оттого, что вместо ожидаемой четверки получил двойку __,

//. Ты аккуратно развешиваешь одежду в шкафу __

12. Ты огорчаешься от известия, что лучший друг переезжает в другой город __

13. Ты пытаешься решить, пойти в кино иди поиграть с друзьями __

14. Ты злишься оттого, что в школе хулиган отобрал новый калькулятор __

15. Ты размышляешь над тем, продолжить ли учебу в школе или

пойти в училище __,

16. Ты плачешь оттого, что друг/подруга поссорился с тобой __ /f

17. Ты выполняешь домашнее задание __

18. Ты сердишься из-за того, что сестра включила радио очень громко __

19. Ты выбираешь себе книгу в библиотеке __

20. Ты интересуешься, как живется приятелю в Канаде _

Иллюстрация 7

ПРИМЕР ОБЪЯСНЕНИЯ РАЗНИЦЫ МЕЖДУ МЫСЛЯМИ, ЧУВСТВАМИ И ПОВЕДЕНИЕМ

МЫСЛИ

Мысли – это то, что происходит в вашем уме. Это - множество явлений, которые мы относим к сфере мышления. Например, память, – вы можете думать о ком-то умершем или вспоминать о том, что говорил Ваш ору? перед отъездом, или представлять, как выглядела ваша собака, пола оно не потерялась, или, наконец, пытаться вспомнить, куда вы закинули тапочки. Это все, что уже произошло, Вот еще несколько примеров:

Поставил ли я велосипед в сарай или оставил его на улице?

Моя бабушка печет самые лучшие в мире пирожки с капустой.

Интересно, это синица или воробей?

Еще одним примером мыслительной деятельности является оценивание, которое означает, что вам что-то нравится больше, что-то меньше. Например, честность вам нравится больше, чем ложь, играть в мяч вам нравится больше, чем играть на пианино. Оценка – это выбор, который вы делаете в своем уме, и поэтому мы относим оценивание к области мыслей. Приведем еще примеры:

Хочу ли я дружить с... 7

Стоит ни брать сигарету. если мне ее предложит?

Кок бы получше расставить мебель в спальне?

Решение математической задачи и изучение новых явлений – это еще один вид мыслительной деятельности, который называется рассуждением. Вот несколько примеров рассуждений:

Что произойдет, если я выпью слишком много газировки в жару?

Я понял, как надо собирать эту игрушку.

Стоит ли мне заняться в следующем году биологией, ми лучше выбрать музыки?

Какие примеры мыслительной деятельности вы можете привести сами?

ЧУВСТВА

Чувство еще называют «эмоциями», Чувства – это то, кок мы переживаем разные события. Чувство можно ощущать» – то есть обычно мы можем описать, что происходит с нашим телом, когда у нас возникают какие-то очень сильные чувство, например, ярость, страх или счастье. Чувства делятся но две составляющие: во-первых, что-то происходит у вас в голове, а во-вторых, что-то случается с вашим телом. Вы можете научиться понимать, в какой части тела «ощущается» то или иная эмоция. Где вы ощущаете сваю злость? (Вы можете покраснеть или почувствовать, что ваше дыхание перехватило). Где в своем теле вы можете ощутить страх? (У вас могут зашевелиться волосы на затылке, или вы можете ощутить пустоту в животе). Чувства помогают нам понять, что для нас хорошо, а что плохо, и можем предпринять какие-то действия, например, убежать, если нам страшно, или поделиться с кем-нибудь сваей радостью, когда мы счастливы.

Чувство не бывают хорошими или плохими – это часть нас самих. Иногда, под влитием сильных: чувств, например, гнева, мы совершаем поступки, которые задевают других, и мы можем попасть в неприятности. Что случится, если вы разозлитесь но брата или сестру за то, что он или она вас дразнят, и вы ударите его или ее? (Возможно, вы получите сдачи, а может быть, ваши родители накажут вас обоих:). А вот поступки, которые совершаете под влиянием ваших чувств, могут быть плохими или хорошими. Сами же по себе чувства являются нашей неотъемлемой частью и не могут быть плохими или хорошими.

Чувства могут быть слабыми, средними или сильными по степени их проявления. Одно и та же ситуация может вызвать и слабые, и сильные чувства. Иногда, когда мы испытываем очень сильные чувства, мы можем совершить что-нибудь отвратительное, чтобы дать им выход или кок-то их выразите. Скорее всего, позже мы будем: жалеть об этом. Возможно, если бы мы подумали вначале, ноши чувства не захлестнули бы нас, и мы не совершили бы ничего подобного. Например, предположим, что ваш приятель одолжил ваши: роликовые коньки и сломал у них колесо. Вы можете огорчиться (слабое чувство), рассердиться (среднее чувство) или прийти в ярость (сильное чувство). Вместо того, чтобы вопить и орать но вашего приятеля, что в данной ситуации выглядит бесполезным и только доставит вам неприятности, вы можете выбрать более спокойный тон и сказать ему, что вы сильно огорчены и что он должен починать коньки.

Какие примеры чувств можете привести вы?

ПОВЕДЕНИЕ

Поведение – это то, что мы делаем. Вы можете видеть, что я сижу и говорю с вами, а я могу видеть, что вы пишете что-то в своих тетрадях. Все это – поведение или действие. На занятиях м ы очень часто говорим о поведении, потому что нам иногда надо изменить его, чтобы достигнуть каких-нибудь успехов в жизни. Иногда мы рассматриваем неприятные для себя ситуации, и мы должны научиться вести себя по-другому, чтобы справляться сними.

Какие примеры поведения можете привести вы? Что в.своем поведении вам хотелось бы изменить?

Пример

1. Объясните детям на доступном для них уровне, что такое мысли, чувства и поведение. Если считаете нужным, используйте плакаты "Мысли, чувства, поведение» и "Таблица чувств».

2. После объяснения каждого пункта предложите детям привести собственные примеры. Попросите трех-четырех детей рассказать своими словами о том, что они поняли. Обсуждение продолжайте до тех пор, пока не почувствуете, что большинство детей разобралось в этом вопросе,

3. Разбейте детей на пары и попросите их ответить на вопросыизрабочего листка "Обозначь ситуацию" (иллюстрация б).

4. Соберите группу и обсудите все ответы.

5. Проверьте, насколько дети поняли материал. Попросите каждого привести пример из области чувств, мыслей или поведения.

СОПЕРЕЖИВАНИЕ

Обзор

Каждому человеку хочется быть услышанным и понятым. Дети также хотят, чтобы их выслушали и поняли. Подростки на вопрос, что им больше всего не нравится во взрослых, часто отвечают: "Они не слушают меня" или "Они меня не понимают". Поэтому сопереживание является основой групповой работы и одинаково важно и для ведущего, и для детей.

Сопереживание это способность распознать, что происходит с другим человеком, и выразить ему свое понимание. Важно осознать, что одного понимания недостаточно. Вы

должны уметь донести свое понимание до другого человека. Эти две стороны сопереживания называются пониманием и откликом.

Отклик, в свою очередь, включает чувство и содержание. Содержание – это внешнее проявление отклика, оно исчерпывается вопросами типа: «Кто, что, где, когда, как или почему?" ("Что случилось?», «Кто это сделал?»). Чувство – это эмоциональная реакция на ситуацию. Оно может высказываться явно, например: «Я сержусь на него», – или не выражаться непосредственно. Чтобы реакция считалась сопереживанием, в ней должны обязательно присутствовать обе эти составляющие.

Обоснование

Детей необходимо учить приемам сопереживания по нескольким причинам. Во-первых, используя эти приемы, дети начинают делиться своим опытом, высказывать собственную точку зрения на общую проблему, вдохновлять и поддерживать друг друга в процессе изучения новых форм поведения, понимать сложные проблемы других и сопереживать им, т.е. начинают помогать друг другу в процессе групповой работы. Во-вторых, используя приемы сопереживания, дети учатся понимать, как важно уметь слушать других и как здорово быть услышанными! Это умение может сильно пригодиться им в дальнейшем. В-третьих, атмосфера сопереживания помогает детям принимать друг друга такими, какие они есть, и способствует, таким образом, их самораскрытию. Когда дети чувствуют, что рассказы об их переживаниях или поступках не будут осуждаться, им становится легче работать над своими проблемами. По мере того, как дети учатся сочувствовать друг другу, их решимость разобраться со своими трудностями возрастает. Они видят, что остальные в группе работают над их проблемой: "Если они смогли, то и я смогу!»

Кроме того, обучение детей приемам сопереживания расширяет их возможности для общения. Они эффективнее начинают помогать друг другу. Они учатся слушать, лучше понимать собственные чувства и чувства других людей.

Практические рекомендации

В любом случае, вначале вы должны объяснить детям на доступном уровне, что значит «посмотреть на ситуацию глазами другого». Скажите им. что сначала они должны попытаться понять, что чувствует другой человек, а потом дать ему ответ, отражающий и содержание его ситуации, и их чувства по этому поводу,

Одним из лучших способов научить детей сопереживанию является использование «сопереживающих формул», которые дети могут применять до тех пор, пока выражение сочувствия своими словами не станет для них естественным. Например:

Звучит так, как будто ты ____ (чувства), потомучто_________ (содержание).

Ты выглядишь...._______„ (чувства), потому что

_________ (содержание).

Может, ты _______ (чувство) из-за __________

(содержание)?

Похоже, что ты ' (чувство) из-за ________

(содержание).

Такие формулировки хорошо подходят для учеников 3-4 класса и старше. Их можно выписать на большой лист бумаги и вывесить на стену. Рядом можно разместить "Таблицу чувств" (рис.3) или любой Другой список эмоциональных реакций.

Не следует пускаться в глубокие философские рассуждения по поводу сопереживания. Достаточно дать прямые указания и показать пример, дети хорошо поймут вас. Им импонирует, что они теперь способны попробовать понять ситуацию другого и выразить ему свое Сочувствие, Кроме того, вы увидите, что детям приятно сочувствие сверстников, и они ощущают себя действительно понятыми.

Пример

1. Объясните детям на доступном уровне, что значит сопереживать. Обратите внимание на следующие моменты:

• Как услышать чувства и содержание переживания,

• Как понять, что может чувствовать другой человек.

• Как ответить так, чтобы отразить и чувства, и содержание (кто, что, когда, где, как или почему).

Например. вы можете сказать:

Вы, наверное, хотели бы, чтобы каждый из присутствующих мог выслушать вас и понять, что же с вами произошло? Давайте научимся сопереживать. Сопереживание означает, что вы должны внимательно выслушать человека, попытаться представить, что он может чувствовать, и сказать ему что-то, что показало бы ему ваше понимание ситуации и его переживаний, Вы знаете, что означает "влезть в шкуру другого"? Это значит, что вы не должны высказывать какие-либо оценки, пока но прочувствуете чужую ситуацию, другими словами, –"не влезете в шкуру другого». «Влезть в шкуру другого" означает проявить сопереживание, понять, что чувствует другой человек.

2. Предложите детям воспользоваться следующими формулами:

Звучит так, как будто ты _____ (чувства), потому что (содержание).

Ты выглядишь _____ (чувства), потому что –––––_ (содержание).

Может ты____(чувство) из-за_____(содержание)? Похоже, что ты ____ (чувство), из-за ___ (содержание).

Скажите детям, что сейчас им предстоит попробовать на практике применить эти утверждения, и затем покажите им для каждого конкретного случая, как выражать сочувствие друг другу.

Принудите несколько примерен из тех, что вы найдете на иллюстрации 8. Попросите детей выразить сочувствие героям, используя формулы, которые вы разобрали. Эти ситуации предназначены для детей 3 класса школы и старше. Если потребуется, адаптируйте их.

ПРИМЕР

СИТУАЦИЯ СОЧУСТВИЯ

Ситуация 1

Мишель только что узнала, что ее мама и папа собираются развестись. Они сказали ей, что некоторое время она будет жить у тети Кэрол, пока все не образуется.

Мешель плачет, рассказывая вам об этом. Вы можете выразить сочувствием Мишель?

Ситуация 2

Босвеллу 8 лет. На день рождения папа подарил ему щенка. Бос гулял с ним каждый день, кормил, поил и играл с ним после школы. Бос очень привязан к своему новому другу и заботится о нем. Однажды Бос пришел из школы и обнаружил, что щенок прорыл дыру под забором и убежал. Бос был очень расстроен. Он искал его повсюду. Его мама помогала ему дозвониться в службу по отлову бездомных животных, чтобы проверить не попал ли он туда. Бос расклеил объявления о пропаже щенка, но никто не откликнулся.

Когда Бос рассказывал вам об этом, он был очень-очень опечален. Можете ли вы посочувствовать Босу?

Ситуация 3

Шаза и Роза – брат и сестра. Их родители приехали из Индии несколько лет назад. Они живут в большом городе и ходят в среднюю школу. Однажды, когда они вернулись из школы, они застали обоих родителей дома. Это было очень странно, потому что они оба работали. Родители сказали им, что их бабушка в Индии тяжело заболела, и маме необходимо поехать туда на долгое время, чтобы ухаживать за ней.

Роза и Шаза очень огорчены, что их мама уезжает так далеко и неизвестно, когда вернется. Можете ли вы им почувствовать?

Ситуация 4

Педро подарили велосипед на день рождения. Папа предупредил его, что бы он не забывал каждый вечер ставить велосипед в гараж. Однажды вечером Педро заиграл с друзьями с соседней улицы и забыл про велосипед. На следующее чтро он вспомнил о нем и побежал посмотреть, на месте ли он. Велосипеда небыло!

Педро рассказал вам об этом по дороге в школу. Можете ли вы придумать слова утешения для Педро?

Ситуация 5

Кармен 13 лет. Она живет с мамой и четырьмя младшими братьями. Мама подрабатывает в трех местах, чтобы заработать достаточно денег. Кармен хочет стать капитаном школьной команды болельщиков, но у нее нет времени, чтобы ходить на репетиции. После школы она должна сидеть с братишками. Кармен спросила у учителя, который отвечает за подготовку капитанов, что ей делать. Учитель дал ей домой видеокассеты с обучающим курсом, чтобы она могла практиковаться дома. На испытаниях она заняла первое место и была очень счастлива!

Карман подбежала к вам на перемене и сказала, что она набирает команду. можете ли вы разделить ее радость?.

 

4. После того, как вы обсудите примеры, предложите детям привести собственные ситуации. Остальные дети могут выразить сочувствие выступающему, используя уже известные формулы.

5. Напомните детям, что выражение сочувствия должно отражать и понимание содержания ситуации, и чувства по ее поводу.

 

 

ВОПРОСЫ

Обзор

Групповая работа требует умения задавать вопросы. Вопросы делятся на несколько типов. В зависимости от того, что вы хотите узнать, вы можете выбрать вопросы закрытые, открытые, косвенные, невербальные или смешанные.

Закрытые вопросы применяются для получения конкретных сведений, например: «Ты сегодня был у врача?" или "В каком кабинете вы будете после обеда?» Такие вопросы обычно предполагают ответы типа "да-нет" или ответы в очень краткой форме. Эти вопросы часто задаются на уроках для проверки усвоения материала. Примеры таких вопросов:

Твоя мама дома?

Ты что, потерял карандаш?

Ты был во дворе в полдень?

Эта собака потерялась?

Открытые вопросы обычно более характерны для групповой работы, поскольку они приглашают к взаимодействию. Например:

Что ты чувствовал, когда слышал, как твои родителиссорятся?

Не можешь ли рассказать подробней?

Не могли бы вы привести мне пример?

У кого ты можешь еще что-нибудь узнать по этому вопросу?

Что ты предпринял, чтобы помочь самому себе?

Как бы ты хотел поправить дела?

Не могли бы вы поделиться своими мыслями по поводу этих новостей?

Что вы сейчас чувствуете?

Косвенные вопросы являются разновидностью открытых вопросов, но задаются они утвердительным предложением. Такая форма вопроса более располагает и способствует самовыражению. Например:

Расскажи об этом подробнее.

Подумай, как можно по-другому преодолеть эту ситуацию. Расскажи, как ты можешь изменить ситуацию.

. Расскажи, что ты можешь сделать, если саму ситуацию изменить нельзя.

Мне было бы интересно узнать твое мнение по этому поводу.

Мне хотелось бы знать,что ты собираешься сделать, чтобы улучшить ситуацию.

Можно использовать и невербальные или смешанные вопросы.

В этом случае ваше желание получить ответ будет выражаться в вопросительном взгляде или определенной интонации.

Обоснование

Вопросы в групповом консультировании задаются в тех случаях,когда вы хотите получить некоторые сведения от членов группы или начать какую-нибудь деятельность. Например, вы собираетесь:

Начать обсуждение.

Побудить группу обсудить или продолжить обсуждение некоторого вопроса.

Стимулировать мозговой штурм длясбора различных мнений. Помочь членам группыосознать свои мысли, чувства или поведение.

Помочь членам группы понять определенную точку зрения. Помочь членам группы разобраться, что с ними происходит.

Однако чаще всего в групповой работе вопросы используютсянестолько для получения информации, сколько для того, чтобы стимулировать детей к самопознанию.

Практические рекомендации

За редким исключением обычная школьная практика формирует у детей ожидания, что на любой вопрос существует «правильный" ответ и, соответственно, если они будут достаточно подготовлены или сообразительны, то они всегда смогут его найти. Но групповое консультирование обычно не ориентируется на содержание как таковое. В процессе групповой работы мы планируем научить детей по-новому мыслить, чувствовать и вести себя, и для этих целей больше подходят вопросы, требующие развернутого ответа. Такие вопросы побуждают детей исследовать собственные мысли, чувства и поведение. Они в большей степени способствуют осознанию ребенком своей внутренней жизни, а не просто внешней канвы происходящего. Для ответа на них ребенку нужно некоторое усилие и время для размышления. Больше всего мне нравятся вопросы, которые начинаются со слов «мне было бы интересно узнать». Такие вопросы я называю утверждениями «Коломбо» в честь знаменитого телевизионного детектива, который частенько бормотал себе под нос при расследовании запутанных случаев: "Хотелось бы мне знать."

Вопросы закрытые, наоборот, создают атмосферу экзамена или допроса, в которой ребенок занимает позицию защиты и старается ответить как можно быстрее, чтобы сохранить пассивную роль. Это совсем не то, что вам нужно! Вам необходимо побудить детей мыслить независимо и ответственно и предпринять определенные усилия, чтобы посмотреть на самого себя. Закрытые вопросы обычно содержат глаголы типа «быть» или «делать» («Ты был» или «Ты сделал"). Работа сразу с несколькими детьми, умноженная на попытку поддерживать с каждым эмоциональный контакт, требует большого напряжения и сил. И конечно, в этой ситуации легче работать при помощи закрытых вопросов, но такие вопросы оставляют детям очень мало возможностей для самопознания.

Подробно закрытым вопросам, вопросы, начинающиесяс «почему», также ставят детей в позицию защиты. Единственнымответом на «почему» является «потому»: потому что она сказала мне это, потому что он первый меня ударил, потому что она сказала, что все хорошо, потому что я об этом не подумал – потому, потому, потому. В результате ребенок перекладывает ответственность за свои проблемы на других или на ситуацию вместо того, чтобы отвечать за себя самому. Старайтесь избегать закрытых вопросов и вопросов, начинающихся с «почему».

Пример

Попробуйте на занятии задать перечисленные ниже вопросы. Отметьте различия в ответах. Если дети смотрят на вас непонимающе, дайте им

пример ответа.

1. Что для тебя значило _______ (событие)?

2. Что ты можешь сделать с _______ (проблема)?

3. Что ты уже пробовал применить?

4. Ты хотел бы, чтобы произошло _______ (событие)?

5. Что ты потеряешь, если ты _______ (поступок)?

6. Что ты чувствуешь/почувствовал?

7. Что бы ты сделал по-другому, если бы ________?

8. Что ты узнал, когда это случилось?

9. Что мешает тебе сделать _______?

10. Что тебя удивило, когда ____?

11. Что бы ты хотел попробовать сделать на этой неделе?

12. Что ты почувствовал когда_______?

13. Можешь рассказать нам об этом подробнее?

14. Хочешь поделиться с нами своими чувствами?

15. Приведи, пожалуйста, пример______(ситуация, поступок)?

16. Скажи нам, что ты подумал, когда_______?

17. Как ты себя чувствуешь после этого?

18. Расскажи нам, пожалуйста, как еще можно справиться с______ (проблема).

19. Объясни, пожалуйста, подробнее.

20. Как ты можешь изменить эту ситуацию?

 

ОБСУЖДЕНИЕ (ШЕРИНГ)

Обзор

По моему мнению, организация обсуждения, наряду с сопереживанием, является важнейшим навыком в работе ведущего. Управление процессом обсуждения – это весьма специфическое умение.

В данном контексте обсуждение – это деятельность, проводимая в конце каждого занятия и в завершение групповой работы. Шеринг в конце каждого занятия начинается с определенных вопросов по поводу того, что происходило на занятии. Обсуждение этих вопросов помогает детям закрепить знания и навыки, полученные на занятии. Заключительное обсуждение групповой работы охватывает все рассмотренные на группе проблемы и дает возможность каждому подвести итог своей работы и понять, над чем следует работать дальше уже самостоятельно.

В этом разделе мы рассмотрим, как организовывать шеринг в конце каждого занятия. Заключительное обсуждение описано в третьей части книги в разделе «Ритуалы завершения групповой работы».

Обоснование

Предположим, что вы прослушали курс в университете и должны сдавать экзамен в понедельник вечером. В субботу утром вы садитесь готовиться, открываете учебник и вдруг обнаруживаете, что кто-то вырвал все страницы с вопросами к экзамену! Вы приходите в ярость, начинаете паниковать и волноваться, Почему? А потому, что обзорные вопросы в конце каждой главы помогают разобраться с проблемами, терминами и концепциями, которые необходимы для подготовки к экзамену- Они помогают структурировать полученные знания. Экзаменационные вопросы обычно берутся из этих обзорных страниц, а у вас уже нет времени перечитывать весь учебник, чтобы самостоятельно выделить эти опорные точки. Шеринг в конце каждого занятия напоминает такие обзорные страницы в конце каждой главы учебника.

Обсуждение помогает детям сделать следующее:

Подвести итог и обсудить, над чем их заставило задуматься это занятие.

Проанализировать те чувства, которые они испытали, осознали или обсудили в процессе занятия.

Проанализировать приемы и навыки, над которыми они работали на занятии, и понять, какие изменения произошли в их поведении.

Сформулировать, чему они научились в результате своей работы и благодаря другим членам группы.

Сформулировать, в каком направлении они собираются работать дома до следующего занятия.

Определить, как они могут в дальнейшем применить полученные знания и навыки.

Кроме того, такое обсуждение может мотивировать детей к продолжению работы над своими проблемами, повысить уверенность детей в том, что они способны что-то изменить в себе и поддержать тех, кто реально достиг успехов,

Практические рекомендации

Как отмечалось в первой части, групповое занятие состоит из трех этапов: вводная часть, работа и обсуждение. Основное время на занятии отводится рабочему этапу. Для тою, чтобы вовремя и плавно



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.207 (0.014 с.)