Высказывания по кругу («круг») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Высказывания по кругу («круг»)



ТЕМА.

ПРИЕМЫ ВЕДЕНИЕ ГРУППЫ

 

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ

Обзор

Работа группы невозможна без установления правил. Поведение участников определяется как гласными (основными) так и негласными (подразумеваемыми) нормами. Основные нормы - это явно оговоренные правила поведения в группе. Они касаются таких вопросов, как время прихода на занятия, возможность опозданий, право или обязанность каждого высказываться, соблюдение конфиденциальности и др. Негласные нормы устанавливаются в ходе работы группы и определяют такое ожидаемое поведение участников, которое способствовало бы личностному росту каждого члена группы, установлению отношений доверия, развитию чувства сплоченности и единства, К таким нормам относятся, например, взаимодействие друг с другом, а не через руководителя, открытое выражение своих чувств и мнений, разговор о себе. а не о других.

Обоснование

Правила необходимы прежде всего для того, чтобы с самого начала совместной работы дать понять членам группы, что именно от них ожидается, и настроить их на достижение групповых целей- Регулирование поведения участников через оговоренные правила и санкции позволяет ведущему поддерживать те способы поведения, которые "работают» на установление в группе атмосферы доверия и принятия, выдерживать намеченное направление работы и помогать членам группы осознать, что сейчас происходит, что будет происходить и что надо изменить в своем поведении.

Практические рекомендации

Очень важно, особенно в самом начале работы, привлечь детей к совместной выработке основных правил и нацелить их на соответствующее поведение. Обычно дети, не имеющие опыта работы в психологических группах, просто не знают, как вести себя на групповых занятиях. Они привыкли к правилам поведения, принятым в классе еще с начальной школы, например, они знают, что надо всегда поднимать руку для ответа. Им необходимо объяснить, что работа в группе ведется по своим правилам, и их никто не будет наказывать за то, что они не знают, как себя вести. Просто их будут просить вести себя по-другому. Все основные правила должны быть адаптированы к возрасту и понятны детям.

Основные правила

Некоторые основные нормы лучше обсуждать еще на стадии набора группы, чтобы каждый потенциальный участник знал о том, что в группе у него будут некоторые права и обязанности, но именно это даст ему определенную защиту. Например, он должен знать, что:

• Запрещается принимать алкоголь или наркотики перед занятиями или во время них,

• Участие в работе строго добровольное, каждый член группы может покинуть ее в любое время.

• Каждый участник может сказать: «Пропускаю» и не принимать участия в выполнении упражнения или в его обсуждении.

• Он будет защищен от физического насилия, угроз и давлениясостороны сверстников.

Самое важное правило, с которым обязательно надо ознакомить детей еще во время предварительного собеседования и о котором следует постоянно напоминать в дальнейшем, во время работы – это правило конфиденциальности. Для объяснения этого правила вы можете сказать следующее:

Все, о чем мы будем говорить в группе, останется между нами. Никому не разрешается разглашать то, что было рассказано кем-либо в группе. Могут возникнуть обстоятельства, когда мне все же придется сообщить об этом другим людям. Это касается сведений о том, что ты собираешься нанести себе или другим серьезный вред, о физическом насилии над тобой или другим ребенком, а также тех случаев, когда информация о группе потребуется в суде или в инспекциипо делам несовершеннолетних.

Надо постараться, чтобы дети принимали активное участие в разработке основных норм. Они с большей готовностью будут следовать правилам, если внесут свой вклад в их создание. Определение базовых правил необходимо провести на первом занятии.

Негласные правила

Дети обычно быстро понимают, что от них требуется, и вы можете с первых же занятий выработать нормы, которые создадут благоприятную обстановку для последующей работы. Например, можно подкреплять активное участие детей в работе группы и предотвращать нежелательное поведение. Вы можете способствовать тому, чтобы для детей стало нормой проявление сочувствия друг к другу, если сами будете показывать, как можно выражать сочувствие, а также поддерживать и хвалить тех детей, которые станут сопереживать другим. Таким же образом можно дать понять детям, что каждый их них имеет право работать в своем темпе. Для этого следует подчеркивать, что вы полностью принимаете тот уровень откровенности, к которому они в данный момент готовы. Используя какую-нибудь игрушку или другой предмет, например, мячик в качестве обозначения «права голоса", вы сможете легко установить правило высказываться по очереди: ребенок должен получить "право голоса» для того, чтобы сказать что-то и обязан передать его другому после того, как выскажется.

Вы можете вводить и запрещающие правила. Например, если вы разрешаете кому-либо в группе комментировать происходящее себе под нос, не вынося на открытое обсуждение, очень скоро и остальные члены группы начнут делать то же самое. Такие вопросы должны обсуждаться открыто, иначе в группе возникнет «скрытое обсуждение» под поверхностью диалога в группе, которое может замедлить или вовсе свести на нет всю групповую работу.

 

Пример

Введение основных правил

Эту процедуру имеет смысл проводить на первом занятии для совместной выработки основных правил.

1. Закрепите большой лист ватмана на стене или расстелите его на полу в центре круга. Определите основные правила, описав поведение, которое ожидается от членов группы, и объясните их важность. Попросите членов группы обсудить, чем основные правила будут полезны для группы.

2. Дайте каждому желающему цветной фломастери попросите написать основные правила на ватмане. Типичными групповыми правилами могут быть:

• Приходить на занятия группы нужно вовремя.

• Каждый участник группы имеет право выступить.

• В группе все обязаны относиться друг к другу с уважением.

• Во время занятий не допускаются насмешки друг над другом.

3. Спросите детей, не хотят ли они добавить что-нибудь еще. Скажите им, что новые правила они могут добавлять в процессе работы, если сочтут их полезными или необходимыми для всех остальных.

Негласные правила

Ниже приводится описание процедуры знакомства на первом занятии. Следуйте приведенным рекомендациям для выработки негласных правил. Напоминайте о них и следите за их соблюдением на последующих занятиях.

1. Представьтесь и поприветствуйте детей в группе. Скажите, что на этом занятии им необходимо познакомиться и начать обсуждать, чему же они хотят научиться в группе. Спросите, хотятлиони принять участие в первом упражнении, чтобы получше узнать друг друга.

2. Разбейте детей на пары и попросите их познакомиться: сказать, как их зовут, что они любят есть, что они думают или чувствуютпоповоду предстоящей групповой работы. Например, если темой группы будет потеря близких, дети могут обсудить, что они хотели бы узнать о себе и о тех, кого они потеряли. Если тема группы – развод родителей, они могут рассказать друг другу о своей новой семейной ситуации.

3. Через несколько минут соберите группу и попросите каждого ребенка рассказать, что он узнал о соседе. Во время выступления показывайте пример и поощряйте следующее поведение:

Откровенность. Говорите что-нибудь типа; «Спасибо за рассказ о твоем партнере" каждому выступающему. Используйте все свое умение слушать. Улыбайтесь выступающему ребенку, кивайте головой и применяйте другие невербальные подкрепляющие знаки.

Обращение друг к другу, а не к вам. Если ребенок при выступлении смотрит на вас, спросите:«Ты хочешь рассказать это группе?». Не смотрите прямо на ребенка, ион станет обращаться к остальным детям.

Выражение сочувствия другим членам группы. Если ребенок смотрит на вас и при этом говорит что-то об эмоциональном состоянии кого-либо из группы (например: «Карен тоже грустная»), мягко напомните ребенку, что он должен обращаться прямо к тому, о ком он говорит. Например: «Может быть, для Карен очень важно знать, что ты понял, как она огорчена. Скажи это прямо ей. Скажи Карен, что ты видишь, как ей грустно».

Высказывание по очереди. Если кто-то хочет выступить второй раз, скажите: «Подожди немножко, пока не выскажутся те дети, которые еще не говорили. Потом снова наступит твоя очередь".

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Обзор

Практические задания и упражнения – это специальная структурированная или частично структурированная деятельность, направленная на достижение личных и групповых целей. Это могут быть;

• Двигательные упражнения (обмен местами, танцы).

• Художественные занятия (создание портрета новой семьи, кол-• лажа, представляющего жизненные цели или что-нибудь из пережитого ребенком, лепка, рисование).

• Рефлексивные упражнения (продолжение фраз или ответ на определенный вопрос типа «Что ты сейчас чувствуешь?»).

• Упражнения на знакомство (процедура представления детей друг другу на первом занятии).

• Восстанавливающие процедуры (деятельность, которая переключает внимание группы и восстанавливает активность).

• Музыкальные упражнения (прослушивание музыки, сочинение песен, игра на музыкальных инструментах).

• Выполнение домашних заданий (Работа над своим личностным ростом вне групповых занятий).

• Упражнения по выработке групповых решений и другие виды практических заданий.

Практические задания и упражнения могут быть заранее спланированными или импровизированными. В любом случае, они составляют неотъемлемую часть групповой работы.

Обоснование

Практические задания и упражнения организуют деятельность детей, помогая им включиться в работу и установить контакт друг с другом. Такой структурированный подход может потребоваться для практического усвоения материала, переключения внимания группы, восстановления активности или концентрации на каком-то определенном моменте.

Часто заранее подготовленное упражнение, которое нацеливает группу на определенные действия, помогает детям высказываться более открыто. Работа над общей задачей способствует росту сплоченности группы и воодушевляет детей на продолжение работы,

Другой очевидной причиной использования практических заданий и упражнений является то, что для детей более естественна игра, а не разговоры. Им нужна организованная или частично организованная деятельность, чтобы они могли творить, исследовать новые идеи, учиться применять новые способы поведения или еще как-нибудь использовать неукротимую энергию. Чем младше дети, тем больше упражнений, требующих активных действий, должно включаться в работу группы. Куклы, рисование, конструкторы, музыка и костюмированные игры дают возможность детям выразить чувства и приобрести новые навыки.

Практические задания и упражнения направлены на достижение следующих целей:

Знакомство с членами группы.

Повышение комфортности в группе и организация взаимодействия участников друг с другом.

Отдых и расслабление.

Усиление определенных чувств для их изучения.

Включение в работу группы робких и застенчивых детей.

Предоставление возможности получать знания на практике («изучение в действии»).

Создание условий для развития навыков и умений.

Практические рекомендации

Интенсивность практических заданий и упражнений следует варьировать в зависимости от готовности детей проявлять активность, от уровня их открытости. Важно подобрать задания так, чтобы они соответствовали возрасту детей, их потребностям, уровню развития группы и способствовали достижению групповых целей. Например, для группы детей 8-10 лет из семей, переживших развод, подходящей процедурой знакомства будет следующая: разбейте детей на пары и попросите представиться друг другу, рассказать о своем любимом занятии, а также о том, чему они хотели бы научиться в группе. От ребенка не требуется большой откровенности, чтобы назвать свое имя и любимое занятие, а вот рассказ об ожиданиях, которые привели ребенка в группу, требует уже большей открытости. Было бы преждевременным просить ребенка в этот момент рассказать о том, что больше всего потрясло его при разводе родителей. Вопросы, требующие высокого уровня открытости, в самом начале групповой работы могут испугать робких детей, и кто-нибудь из них может решить покинуть группу. Давая детям возможность рассказывать только о том, о чем они захотят сами, вы делаете ситуацию более комфортной для них.

Другой важный аспект использования практических заданий и упражнений касается способа объяснения правил выполнения упражнений. Следует заранее продумать этот вопрос.

Ниже приведены некоторые рекомендации по объяснению смысла упражнения и управлению группой во время его выполнения:

Правила должны быть просты и понятны. Если упражнение включает два-три этапа, объясняйте их последовательно.

Наблюдайте за поведением детей. Если они выглядят растерянными, значит вы недостаточно хорошо объяснили, что требуется сделать.

Сначала потренируйтесь. Попросите коллегу послушать, как вы собираетесь объяснять правила выполнения упражнения, и сказать вам, достаточно ли ясно вы ставите задачу.

• Обязательно расскажите детям, в чем заключается смысл упражнения. Если они не понимают, зачем вы просите их сделать что-то, они вряд ли включатся в работу. Это особенно важно для домашних заданий. Убедитесь, что дети могут своими словами рассказать, какова цель задания. Иначе их согласие делать его будет чисто формальным.

• Напомните детям, что они всегда имеют право сказать: "Я пропускаю", если они не хотят участвовать в упражнении.

• Скажите детям о том. сколько времени отведено на упражнение, иначе они могут не успеть завершить его- Например, если вы работаете в парах, скажите детям, что на упражнение дается 10 минут, следовательно, они должны поменяться ролями приблизительно через 5 минут.

• Если уместно, покажите пример. Это поможет детям услышать и увидеть, что от них ожидается. В некоторых случаях такой прием неприменим или бесполезен. Например, если вы работаете в парах, а в группе нечетное количество детей, вы обычно должны составить пару с кем-нибудь из них. Однако, если вы слышите, что дети обсуждают вопросы, которые выходят за рамки поставленной задачи, вам следует присоединить вашего партнера по упражнению к какой-нибудь паре и помочь детям вернуться к теме, задавая вопросы и подбадривая их. Если дети изображают что-то на бумаге, вам лучше всего перемещаться между ними и разговаривать с каждым в то время, пока он рисует.

• Следите за эмоциональными реакциями. Помните: даже если упражнение кажется вам достаточно нейтральным, не требующим большой откровенности, оно может вызвать сильную эмоциональную реакцию у ребенка вследствие недавно пережитых им событий. Будьте готовы ответить на любую сильную реакцию ребенка, будь то ярость, слезы, страх или что-то. другое, Заранее продумайте, что вы будете делать в этом случае – измените или прервете упражнение, удалите ребенка или предпримете что-нибудь еще.

Наконец, применяйте упражнения с необходимой осторожностью. Каждая группа, прежде чем достичь рабочей стадии, должна пройти начальный и переходный этап. Дети, пришедшие в группу, опасаются раскрываться, их страшит ближайшее будущее, и часто они переносят свои проблемы на других членов группы и на вас. Их страх и тревога выражаются в сопротивлении, раздражительности, негативизме и других проявлениях внутреннего чувства опасности. Групповая работа трудна как для детей, так и для руководителей, и многие даже опытные ведущие иногда используют слишком много упражнений в ущерб работе с групповой динамикой.

Вам следует подкреплять и поддерживать положительное поведение и позволить группе максимально раскрыться. Несмотря на то, что открытая работа с конфликтами и негативными чувствами очень сложна, группа не сможет продвинуться до рабочей стадии до тех пор, пока вы не начнете делать это.

Пример

Это упражнение предназначено для знакомствана первом занятии.

1. Объясните, что сейчас члены группы будут знакомиться между собой, чтобы получше узнать друг друга.

(Объяснение цели упражнения)

2. Попросите детей разбиться на пары и по очереди рассказан друг другу о себе:

Назови свое имя. Что тебе нравится в нем, ачто нет? Что ты хочешь узнать на занятиях группы?

Как бы ты закончил фразу «Мне хочется быть здесь, потом что».

(Определение порядка работы. Наблюдение за поведением детей, чтобы выяснить, все ли они поняли)

3. Скажите детям, что им не обязательно выполнять все упражнения. Если они не захотят участвовать, их решение будет принят(с пониманием.

(Предоставление права не участвовать)

4. Предупредите детей, что на знакомство отводится 10 минут - по! минут каждому. По истечении 5 минут напомните, что они должны поменяться ролями.

(Определение длительности упражнения)

5. Приведите пример:

Меня зовут Анжела, я ваш руководитель. Я хочу выяснить, что«чувствуют мальчики и девочки, у которых мама и папа развелись. Мне хочется быть здесь, потому что мне очень интересны люди.

 

ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ

Обзор

В групповой работе существует два основных вида целей:

• цели ведущего на каждое занятие и на весь процесс в целом;

• личные цели членов группы.

В этом разделе мы обсудим, как объяснить детям, какие цели стоят перед группой с точки зрения ведущего. Но основное внимание будет уделено тому, как помочь детям научиться формулировать для себя конкретные цели и задачи, которые необходимо решить для их достижения.

Цели руководителя

Ниже приведены некоторые цели, которые может ставить себе руководитель группы, обучающий детей управлять своей агрессивноcтью:

• Проанализировать агрессивные эмоции и ситуации, которые могут возникнуть в результате агрессивного поведения.

• Научить различать приемлемые и неприемлемые способы выражения агрессии и показать, что допустимые способы выражения агрессии обычно приводят к положительным результатам.

• Научить некоторым новым приемам разрядки агрессивности,

• Научить принимать на себя ответственность за свои мысли, чувства и поведение.

Вот некоторые цели, которые руководитель может поставить перед

группой на третьем занятии:

• Обсудить, как на свои чувства можно воздействовать с помощью

аутотренинга.

• Научить детей формулировать и использовать высказывания, которые помогут им справиться с гневом.

• Способствовать тому, чтобы дети учились использовать такие высказывания между занятиями,

Индивидуальные цели

Дети в группе обычно не умеют ставить цели и, соответственно, систематически работать для их достижения, На предварительном собеседовании вам следует помочь им определить их личные цели работы в группе, а на одном из первых занятий объяснить, что цель является ориентиром в их будущей работе над собой, придает ей смысл и позволяет оценить ее успешность. Другими словами, вам необходимо объяснить им, как важно поставить перед собой цель.

На предварительном собеседовании вы можете совместно с ребенком определить, чему бы ему хотелось научиться в группе, например:

Хочу научиться быть более спокойным. Я хочу перестать все время ссориться.

Я хотел бы завести себе новых друзей, потомучто меня никто не любит.

Мне хотелось бы научиться быть более сдержанным и не лезть в драку.

Я устал от того, что постоянно попадаю в неприятности и учителя все время жалуются на меня.

Несмотря на то, что эти утверждения недостаточно развернуты, они являются отражением тех проблем, с которыми сталкивается ребенок в настоящее время. В процессе собеседования вы можете объяснить, чем вы будете заниматься в группе и чему можно будет научиться. Это позволит ребенку более полно понять, какие цели он может для себя сформулировать. Когда дети на первом занятии рассказывают о своих ожиданиях, вы можете заметить, что нередко они формулируют их иначе, чем на предварительном собеседовании, Дети пересматривают и уточняют свои цели. В процессе работы цели также будут меняться в зависимости от приобретения новых навыков и успехов в отработке новых форм поведения.

Обоснование

И цели ведущего, и личные цели членов группы служат основой для мотивации группы и выбора направлений работы. С их помощью можно "выяснить, получает ли ребенок то, что он хотел от работы в группе. Кроме того, цели определяют групповые нормы поведения. Иногда поведение ребенка вступает в противоречие с групповыми целями, и такую ситуацию можно использовать в качестве наглядного примера для всей группы. Например, если одна из целей группы – научиться выражать свою агрессию приемлемым образом, а во время занятий между детьми вспыхивает ссора, вы можете на примере показать им, что они могут не соглашаться друг с другом, сердиться и открыто высказывать свои чувства. Но в то же время совершенно недопустимо выражать свою ярость физическим насилием или выбегать из комнаты. В такой ситуации вы можете, например, сказать: «Ян, я вполне понимаю, что ты очень разозлился на Франка, но не стоит из-за этого лезть в драку. Давай поищем другие способы выражения злости».

Кроме того, осознание целей своей работы в группе дает детям определенное чувство комфорта. Если они не понимают, зачем им надо ходить на занятия и что от них требуется, то группа быстро перестает быть для них безопасным местом. Осознание целей обеспечивает чувство безопасности и целеустремленности, и вы являетесь для детей тем человеком, которому можно доверять, и который знает, что надо делать в этой новой для них ситуации.

Наконец, цели помогают и ведущему и детям ставить те задачи, которые реально могут быть выполнены за отведенное время, уметь оценивать свои достижения и быть ответственными за планирование "своей деятельности после окончания групповой работы. В конце концов, момент завершения работы в группе является началом нового этапа жизни, и вся работа по самопознанию в группе служит не только для приобретения навыков и изучения новых форм поведения, но и для определения направлений дальнейшей работы над собой.

Практические рекомендации

Цели групповой работы формулируются менее жестко, чем при обычном обучении. Вы в основном работаете с эмоциями и только во вторую очередь обучаете детей новым формам поведения. Поэтому и задачи групповой работы формулируются в более общем виде, чем в классе. Например, узнать побольше о том, что ценится в дружбе, а не решить шесть математических задач в конце параграфа.

Дети обычно приходят в группу с нечетко сформулированными ожиданиями. После начала работы им необходимо помочь уточнить свои цели. Дети плохо воспринимают абстрактные концепции и нуждаются в определенной помощи, чтобы «ощутить», какую часть пути к своей цели им еще предстоит пройти. Если их цели туманны и нереалистичны, они могут почувствовать себя неудачниками. Здесь следует проявить гибкость и предложить им ставить перед собой простые задачи на каждом занятии, а не требовать, чтобы они стремились реализовать глобальную цель всей групповой работы. Долгосрочной цели можно достичь за несколько более коротких шагов.

Для того, чтобы научить детей думать в терминах целеполгания, вы можете формулировать частичные цели на каждом занятии. Делайте это кратко и понятно. Избегайте деталей, которые могут быть детям непонятны или трудны для запоминания. Примерами таких частичных целей могут быть следующие утверждения:

Сегодня мы будем учиться отвечать на агрессию.

Сегодня мы постараемся понять, как наше поведение влияет на отношение к нам других людей.

Сегодня мы поговорим о наших обязанностях.

В конце занятия вы можете спросить: Как вы думаете, удалось ли нам достичь цели нашего занятия?

Если вы постоянно будете ссылаться на цели и этапы их достижения, дети скоро научатся использовать их для оценки своих успехов. Подростки могут вести дневник своей работы в группе и иногда знакомить членов группы со своими записями. Более формальным способом постановки цели является заключение договоров (см. раздел «Заключение договоров с участниками группы». Вы можете использовать стандартные формы договоров о поведении или попросить детей разработать свои варианты договора. Такая работа повысит их ответственность за собственное поведение.

В любом случае детям необходимо дать понять, что только они ответственны за определение целей и работу по их достижению. Никто другой не сделает этого за них. Группа является всего лишь удобным и безопасным местом, где это можно сделать.

Пример

Используйте это упражнение на первом занятии группы для того, чтобы

помочь детям понять, что им следует направить свои усилия на достижение выбранных ими целей.

Раздайте каждому ребенку несколько копий рисунка «Карта моих целей» (рис. 1) в конвертах или папках.

Объясните назначение карты целей. Например, это можно сделать таким образом:

Эта карта может помочь вам составить план достижения своих целей. Представьте себе, что цель – это место, куда вы стремитесь. «Остановки» на карте – это те места, которые вам придется посетить на своем пути.

Разбейте детей на пары и попросите их обсудить, что бы они хотели получить в результате групповой работы в терминах изменения своего поведения. Пусть каждый ребенок запишет это вверху рисунка рядом со словом «Цель».

Соберите группу и спросите каждого ребенка, какую цель он себе поставил. Когда дети будут рассказывать об этом, помогите им определить, какие остановки необходимо сделать на пути к главной цели. Попросите их нанести эти остановки на карту целей и обсудите способы, которыми они будут отмечать свое продвижение к финишу.

Соберите карты целей и сделайте себе копии. Верните оригиналы детям. На всех последующих занятиях они могут использовать эти карты для того, чтобы отмечать продвижение, корректировать или изменять остановки.

Карта моих целей

Рисунок 1

РАБОТА В ПОДГРУППАХ

Обзор

Работа с подгруппами (малыми группами по 2-3 человека) давно используется в групповой работе со взрослыми использовать работу в парах в самом начале занятия для того, чтобы снизить чувство тревоги у членов группы проводить работу в парах в конце занятия, чтобы помочь членам группы подвести итог занятия. По моему мнению, наиболее эффективно делить детей на пары в начальной фазе занятия (этап знакомства и введения в новую тему) и на тройки в рабочей фазе занятия. Подгруппы по два и три человека являются наиболее распространенными, хотя иногда полезно разбивать группу на две подгруппы по четыре человека. Например, если вы хотите обсудить две стороны некоторой проблемы или отработать определенные навыки.

Обоснование

Основная цель работы в подгруппах по двое илипо трое – дать возможность детям выполнять задания в условиях, которые вызывают у них меньшее чувство тревоги, чем выступление перед всей группой. Это особенно справедливо для застенчивых детей и детей, которые впервые участвуют в групповых занятиях. Небольшие подгруппы создают более интимную обстановку, в которой они могут научиться рассказывать о своих чувствах, мыслях и настроении, прежде чем выступать перед целой группой.

Ниже приведены некоторые наиболее важные цели работы в подгруппах;

Создать более спокойную обстановку, позволяющую начать работу и быстрее познакомиться друг с другом.

Позволить детям высказываться без опасения быть осмеянными.

Выполнить некоторые упражнения (например, в подгруппе из трех человек двое могут отрабатывать некоторые навыки, а третий может в это время играть роль тренера или помощника),

Практические рекомендации

Вы можете самостоятельно разбить детей на подгруппы или позволить им самим выбрать себе партнера. Если дети образуют подгруппы по своему выбору, то перед началом упражнения сформулируйте задачу, напомните об их праве не выполнять задание и предложите им найти себе партнеров. Можно составлять подгруппы и случайным образом, например, сказав, что упражнение выполняется с соседом справа или слева или попросив детей рассчитаться по порядку и образовать пары из четных и нечетных номеров, Наконец, вы можете составить подгруппы с определенной целью, например, подобрав в пару к очень застенчивому менее робкого ребенка. В этом случае более общительный ребенок будет служить примером для застенчивого, но при этом активность первого не будет вызывать у второго чувства неловкости. Вы также можете попросить детей выбрать себе в партнеры того, с кем они меньше знакомы, чтобы получше узнать друг друга.

При работе в тройках очень важно отмечать, кто какие роли предпочитает, Некоторые дети опасаются занимать активную позицию и выбирают роль наблюдателя. Поэтому при повторной работе по трое вам следует самостоятельно распределить роли между детьми так, чтобы каждый смог побывать в активной роли.

Работа в тройках особенно полезна для практического освоения новых моделей поведения, например, она помогает научиться более уверенно просить о помощи, отвечать на насмешки или давление со стороны сверстников, разыграть по ролям ситуацию конфликта с родителями. Вы можете отвести 15-20 минут на выполнение упражнения в тройках, а затем собрать детей вместе и попросить рассказать, чему они за это время научились. Кроме того, работа по трое очень эффективна при использовании техники самомоделирования, описанной в следующей части. По этой технике дети работают над своими проблемами, наблюдая за собственным поведением с помощью аудио- или видеокассеты. Дети, которые неохотно говорят в микрофон или боятся сниматься на видеокассету, когда за ними наблюдает семь-восемь человек, более охотно идут на это, если в подгруппе всего один или два других ребенка.

Не следует слишком увлекаться работой в подгруппах. Это может затруднить формирование общего группового опыта. Для циклаиз8 занятий оптимальным будет использовать работу в подгруппах 2-3 раза: во время знакомства детей на первом занятии и еще 1-2 раза.

Пример

Здесь приведены рекомендации по использованию практических заданий и \

упражнений для различных целей.

Мозговой штурм

Это упражнение можно использовать в подгруппах из двух-трех детей для проведения «мозгового штурма» или просто для того, чтобы восстановить силы группы после тяжелой темы. Вам потребуется бумага, карандаши и несколько небольших предметов (например, канцелярская скрепка,

аптечная резинка и т.д.).

1. Объясните, что каждая подгруппа должна придумать как можно больше применений предмету, который вы будете им показывать.

2. Предъявите каждый предмет на несколько минут. (Для того, чтобы выполнить это упражнение за короткое время, дети должны уметь хорошо писать).

3. Если хотите, наградите подгруппу, которая написала максимальное количество вариантов. Остальным подгруппам можно выдать "утешительные" призы за их «активную работу».

Знакомство

Это упражнение лучше всего предлагать детям в самом начале первого занятия. Оно подходит для детей всех возрастов.

1. Разбейте детей по двое и объясните, что сейчас они должны представиться друг другу. Скажите им, что после того, как они познакомятся, вся группа соберется вместе и каждый представит своего нового друга.

2. Пусть каждый ребенок по очереди назовет свое имя партнеру, скажет, в каких ситуациях он чувствует себя наиболее свободно, и чему он хочет научиться в группе. Кроме того, попросите их сказать друг другу, как бы они завершили следующие предложения:

Начальная школа: «У меня лучше всего получается __ Средняя школа: «Я горжусь тем, что я ______.»

Старшая школа: «Самая трудная ситуация, с которой я успешно справился – это______.»

3. Соберите группу и попросите каждого представить своего партнера.

Обзор

Этот прием активно используется в групповой работе с момента ее возникновения. Эта техника полезна для всех типов групп,

Несмотря на относительную простоту, этот прием дает широкие возможности для концентрации внимания, углубления и усиления того, что происходило на занятии. Суть его заключается в том,что каждый член группы может ответить на вопрос или высказаться по определенной теме. Вводная часть может иметь форму незаконченного предложения, например: "Сегодня я чувствовал __», или форму вопроса, например: "Скажите пожалуйста, что бы вы хотели узнать на этом занятии?"

Выделяют три типа высказываний по кругу: фиксированный ответ, краткое высказывание и высказывание с комментарием.

Фиксированный ответпредполагает выбор варианта ответа из заранее заданных, Например:

Пусть каждый из вас ответит на вопрос, нравится ли ему ходить на занятия? Выберите один из вариантов: "очень", «немного», "нет",

Насколько напугал вас развод родителей – "чуть-чуть", «напугал", «очень напугал"?

Мне хотелось бы знать, насколько вы продвинулись в достижении своей цели? Пожалуйста, закончите предложение: "Мне кажется, что сегодня я__________(существенно продвинулся, продвинулся, не продвинулся) в достижении своей цели».

Мне интересно, научились ли вы по-другому выражать свой гнев? Пожалуйста, выберите вариант ответа: «Сегодня я много/кое-что/немного/совсем ничего не узнал о правильных способах выражения гнева».

Оцените по десятибалльной шкале, много ли вы узнали на сегодняшнем занятии. 1 балл – ничего, 10 баллов – очень много.

Краткие высказывания

Краткие высказывания полезны в тех случаях, когда вы хотите оценить состояние ребенка, но не хотите заставлять его раскрываться полностью. Это экономит время и, кроме того, позволяет детям понять, у кого какие проблемы, кто чего достиг и кто испытывает сходные чувства. Ниже приведены некоторые примеры:

Пусть каждый из вас скажет в нескольких словах, что он чувствовал, когда пришел на первое занятие группы.

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас коротко сказал о том, какие чувства он испытывал, когда поссорился со своим другом,

Что вы чувствовали после успешной сдачи экзамена – буквально несколько слов?

Что вы ощутили, когда перешли в среднюю школу и поняли, что это такое? Ответьте в нескольких словах.

Развернутые высказывания предполагают развернутый ответ о чувствах, мыслях, мнении и т.д. Вы можете попросить ребенка дать его собственный комментарий по какому-либо вопросу:

Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал о том, что нового он узнал сегодня на занятии?

Не могли бы вы рассказать, что еще хотелось бы вам узнать • до того, как закончатся занятия?

Как вы считаете, не стоит ли нам приготовить торт на последнее занятие?

Мне хотелось бы узнать, что вы думаете о приближающемся окончании наших занятий?

Для того, чтобы помочь ребенку разговориться, вы можете задать ему вопрос или начальную фразу. Например: "Не можешь ли ты более подробно рассказать, что нового ты узнал о том, как справляться со своим гневом? Начни со следующего предложения: 'Я узнал, как еще можно справиться со своим раздражением. Например, я могу___ .'»

Обоснование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.12 с.)