Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Межличностные взаимодействия↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Межличностные взаимодействия включают в себя все, что происходило между членами группы, т.е. взаимоотношения внутри группы. Этому уровню соответствуют следующие вопросы; Как ты считаешь, что происходило сегодня в группе? Что нового ты узнал о других членах группы? Какие чувства ты заметил? На какое поведение обратил внимание? Новые мысли, чувства или поведение Примеры вопросов, относящихся к этому уровню: Что нового ты узнал сегодня в группе? Какие новые идеи возникли сегодня в группе? Какие навыки ты приобрел, или о каких новых способах поведения ты узнал сегодня? Что нового ты почувствовал сегодня на занятии по сравнению с тем, что ты чувствовал перед началом занятия? Что понравилось/огорчило тебя сегодня на занятии? Что тебя удивило? Что тебе хочется делать по-другому после этого занятия? Возможности применения новых знаний Следующие вопросы следует задать, чтобы узнать, как дети собираются применять полученные знания: Над чем вы хотели бы поработать на этой неделе? (Спрашивайте в отношении определенной задачи, например, задачи подружиться с кем-нибудь или попросить помощи, или стать более уверенным в себе). Что вы можете попробовать предпринять, чтобы изменить свои чувства (поведение, негативные мысли и т.п.)? Большинство занятий слишком коротко, и может показаться, что времени на обсуждение просто нет. Однако, если вы не уделяете внимания этому этапу, то все предыдущие этапы занятия лишаются смысла. Дети просто забудут большую часть того, чему мы пытались их научить. Обсуждение помогает структурировать весь материал занятия и дает ребенку возможность четко и ясно понять, что произошло, Выйдя за дверь, дети должны быть способны сказать: "Я узнал это, это и это, и я собираюсь сделать то-то и то-то». Если вынеоставите время для обсуждения, вы, по сути, лишите детей возможности закрепить новый опыт. Групповое время очень дорого, и вы должны использовать каждую минуту длятого, чтобы реально дать детям новый опыт. Пример Это упражнение можно использовать в процессе «разогрева» на первом или втором занятии. Отведите 10 - 15минут на упражнение и 6-8 минут на обсуждение. Для проведения упражнения используйте рекомендации из раздело «Практические задания и упражнения». 1. Попросите детей показать остальным что-нибудь для них дорогое или ценное. Это может быть что-то, что они все время носят с собой (фотография, редкая монета, бабушкино колечко, игрушка, любимая заколка для волос), или то, что они специально принесли для этого занятия, 2. Попросите каждого ребенка показать остальным свою любимую вещь и рассказать о ней то, что ему захочется. Во время рассказа ребенка используйте технику присоединения. 3. Обсудите упражнение, задавая вопросы, приведенные ниже. Внутриличностные процессы Что вы чувствовали, когда рассказывали группе о своей любимой вещи? Что ты думал или чувствовал, пока ждал своей очереди поделиться с другими? Межличностные взаимодействия Что ты заметил из того, что делали остальные? Какие чувства ты заметил у остальных? На какое поведение обратил внимание? Понравилось ли тебе быть членом группы? Новые мысли, чувства или поведение Какие новые идеи или способы сделать что-то ты узнал в группе? Что ты чувствуешь сейчас по сравнению с тем, что ты чувствовал перед началом занятия? Что тебя удивило на этом занятии? Что огорчило/понравилось на этом занятии? Возможности применения новых знаний Как ты можешь применить то, о чем узнал на этом занятии? Над чем бы ты хотел поработать до следующего занятия? ПРИЕМЫ ПРЕРЫВАНИЯ Обзор В детстве вам наверняка говорили, что перебивать других – невежливо, Однако для того, чтобы успешно вести группу, вам придется научиться этому. В работах Jacobs, Harvill и Masson (1994) и другой литературе термин «прерывание» используется для обозначения необходимости прекратить разговор по различным обоснованным причинам. В литературе по групповому консультированию также употребляются термины «блокировка» (Trolzer, 1989) и «вмешательство» (Dyer & Vriend, 1980). Обоснование Вы должны владеть приемами прерывания для того, чтобы не дать группе "увязнуть" в посторонних разговорах, которые часто возникают в детской аудитории. некоторые дети, особенно помладше, склонны входить вокруг да около" темы, не приближаясь к существу вопроса. это отнимает массу времени, члены группы начинают скучать и терять интерес к работе. Другие дети, похоже, настолько нуждаются в слушателях, что начинают перескакивать с темы на тему, торопясь рассказать сразу все, что они знают- Подростки иногда начинают фантазировать и выдавать, мягко говоря, неточную информацию по обсуждаемой проблеме, например, по поводу того, какие методы контроля над рождаемостью наиболее эффективны; как курение, алкоголь или наркотики влияют на образ жизни; сколько нужно сдать экзаменов, чтобы окончить среднюю школу. Зная о предмете понаслышке, они внезапно попадают в роль экспертов и стремятся во что бы то ни стало соответствовать ей, В таком случае детей следует поправлять. Возможно, вы ощущаете неловкость оттого, что вынуждены кого-то перебивать. Однако у нас есть веская причина не быть столь "любезным" и не позволять отдельным детям болтать о пустяках. Групповая работа должна быть максимально эффективной, поэтому вы обязаны остановить ребенка, который болтает чепуху, фантазирует, спорит, рассказывает длинные истории или занимает групповое время другим способом. Практические рекомендации Вы должны корректно останавливать выступающего и сразу после этого переходить к действиям. Кроме того, момент остановки должен быть выбран очень точно, чтобы случайно не прервать ребенка, который начал рассказывать что-то очень для него важное. Jacobs и др. (1994) приводят семь ситуаций, в которых руководитель группы может прервать выступающего. Я добавила еще две ситуации, которые часто встречаются при работе с детьми (два последних пункта}. Ситуации, требующие использования приемов прерывания: Участник группы отходит от темы обсуждения, Комментарии не соответствуют целям группы. Ребенок говорит что-то ошибочное. Вы хотите переключить внимание участников на что-то другое. Занятие заканчивается. Начинается спор между членами группы. Вы чувствуете, что группа устала. Один ребенок выносит моральное суждение по поводу поведения другого, Кто-то начинает рассказывать длинные истории, которые не имеют никакого отношения к группе. В момент прерывания не забудьте объяснить ребенку, почему вы это делаете. Это поможет ему понять, что произошло, не обидит его, и он не потеряет доверия к вам и к группе. Например: Джереми, я вынуждена тебя остановить, потому что ты говоришь не по существу, У тебя есть, что сказать по нашей теме? Жанна, давай остановимся на минутку. Мне кажется, что твои сведения о контроле над рождаемостью ошибочны, а нам нужна точная информация для того, чтобы остальные могли обоснованно принять решения. Таня, я вынуждена тебя прервать, потому чтовремя на исходе, а нам еще надо успеть обсудить результаты нашей сегодняшней работы, Кармен, нам необходимо послушать остальных, пожалуйста, заканчивай. Тоня, нас интересует, что Майкл чувствовал, а не то, прав он был или нет. Говорите мягко и доброжелательно, чтобы ребенок не подумал, будто вы сердитесь. Для робких и замкнутых детей необходимо некоторое время, прежде чем они смогут открыться в группе, Поэтому не останавливайте их, если они делают замечания по существу. Даже если такой ребенок начинает рассказывать истории, перескакивать с темы на тему или монополизировать внимание, следует быть очень внимательными и осторожными. Вы можете остановить его как раз В тот момент, когда он начнет рассказывать действительно важные для него вещи! Вы должны знать, что выбудете делать сразу же после того, как остановите ребенка, Jacobs и др. (1994) предлагают четыре варианта: (а) позволить ребенку, которого вы прервали, продолжать говорить дальше, (б) передать слово другому, (в) сменить тему, (г) перейти к другому упражнению или другой части занятия. Когда мне приходится кого-то останавливать, я всегда вспоминаю случай, произошедший со мной во время путешествия по Англии. В Англии нет светофоров на перекрестках. Вместо этого там организовано круговое движение. Если вы не знаете заранее, куда вам надо свернуть, вы можете довольно долго двигаться по замкнутому кругу, И добавьте сюда левостороннее движение, к которому вы только-только стали привыкать! Прежде чем начать движение по кругу, вам необходимо решить, куда вы собираетесь сворачивать. Аналогично, если вы кого-то останавливаете, вы должны знать, для чего вы это делаете, – собираетесь ли вы передать слово другому, сменить тему или позволить прерванному ребенку продолжать дальше. Ниже приводится пример, в котором используются приемы управления вниманием, однако условия, при которых необходимо использовать именно прерывание, возникают практически на каждом занятии, и вы можете к ним смело прибегать. Пример Тема данного упражнения -»3а и против употребления лекарственных средств» - актуальна для детей от шестого класса и старше. Детям младшего возраста можно предложить обсудить способы выражения своей агрессивности. 1. На отдельных карточках напишите следующие инструкции: • Уйти от темы. • Давать оценку тому, что было сказано. • Вступить в спор с остальными. • Дать неверные сведения. • Рассказать скучную историю. 2. Объясните, что упражнения должно продемонстрировать, как важно следовать теме и не тратить время впустую. Поэтому, если кто-то будет отклоняться от темы, вы будете останавливать его и просить вернуться к обсуждению. 3. Раздайте карточки трем или четырем детям и попросите их в процессе обсуждения делать то, что на них написано. 4. Начните обсуждение вопроса, (Например, кто-то может привести аргумент за использование лекарств: «Вот у меня астма, и я пользуюсь ингалятором, без него у меня были бы сильные приступы».) 5. В процессе обсуждения дети начнут делать замечания не по существу. Используйте приемы остановки, чтобы вернуть обсуждение в нужное русло. Не забудьте доброжелательно объяснять им причину вашего поведения. 6. При обсуждении упражнения спросите детей, что они чувствовали в момент, когда их прервали, что они чувствовали затем, когда им объяснили причину и попросили вернуться к теме или перейти к другой. В конце концов, вы обнаружите, что дети тоже освоили приемы прерывания! ВКЛЮЧЕНИЕ В РАБОТУ Обзор Дети могут отказываться от участия в групповой работе по многим причинам. Опытный ведущий знает, как разговорить ребенка без авторитарного давления или угрозы наказания. "Включение" – термин, используемый Jacobs, Harvill и Masson (1994) и другими авторами, означает вовлечение в работу члена группы, который по определенным причинам уклоняется от нее. На эту проблему ссылаются и другие авторы, занимающиеся групповой работой, в основном имея в виду молчаливых и замкнутых членов группы. Включение в работу означает вовлечение детей в происходящее на группе, чтобы они принимали все более активное участие в групповой работе. Обоснование Групповая работа предполагает полноценное участие всех присутствующих. Уклонение или отказ кого-либо от участия означает сужение круга обсуждаемых и демонстрируемых идей, чувств и моделей поведения, что ставит под вопрос успешность группового консультирования. Самовыражение дает энергию для взаимодействия, создает атмосферу доверия и сплоченности. Как ведущий группы, вы должны работать с детьми, которые боятся говорить, имеют недостаточные навыки общения или застенчивы по своему характеру. Вам следует пробовать мягко и ненавязчиво включить их в групповой процесс. Практические рекомендации Для включения ребенка в работу вы можете использовать косвенные или прямые методы, различные задания и упражнения, теплое отношение (невербальная забота). Наибольшие проблемы возникают при работе с молчаливыми детьми. Косвенные методы Обычно лучше начинать с косвенных методов, например: Мы еще не всех выслушали сегодня. Кто еще хочет сказать что-нибудь о____ (Бросьте быстрый взгляд на тех, от кого вы ждете высказывании.) А теперь хотелось бы услышать, что скажут остальные. Не хочет ли кто-нибудь, кто еще не выступал, сказать нам что-нибудь? Прямые методы Если ребенок не откликается на косвенное предложение выступить, вы можете прямо предложить ему высказаться. Например: Лана, не хочешь ли ты рассказать нам что-нибудь о том, как ты пережила конфликт с мамой? Сюзанна, нам было бы интересно узнать, что ты сейчас чувствуешь и о чем думаешь, если ты, конечно, не против. Джесс, расскажи пожалуйста, что ты узнал сегодня о других детях и о том, как они переживают конфликт с друзьями? Джейк, мне бы хотелось знать, что мы можем сделать, чтобы тебе было хорошо в группе. Скажи нам пожалуйста, что ты об этом думаешь? Практические задания и упражнения Практические задания и упражнения также помогают детям включиться в работу. Вы можете поставить в пару с пассивным или молчаливым ребенком более активного, чтобы тихий ребенок мог ориентироваться на него. Кроме того, вы можете попросить детей нарисовать что-нибудь, сделать аппликацию, коллаж по теме групповой работы или вовлечь их в другую творческую деятельность, предполагающую высокий уровень взаимодействия. Высказывания по кругу дают возможность каждому ребенку рассказать о своих отрицательных чувствах или опасениях, которые вызывают у них другие дети или вы. Например; Мне бы хотелось узнать, насколько вам сложно рассказывать о своих переживаниях в группе. Что для вас является наиболее неприятным, когда вы говорите о себе перед всеми? Что бы вы сказали остальным о том, каким должен быть ведущий группы, если бы меня не было на занятии? С кем из группы вам больше всего хотелось бы сидеть рядом и работать вместе? С кем вы не хотели бы сидеть рядом и работать вместе? Последний вопрос можно развить: "Что нужно для того, чтобы ты чувствовал себя хорошо, работая вместе с __?»Проблема доверия, подобная этой, может вызвать напряжение у детей, но ее необходимо открыто обсудить. В противном случае скрытые негативные переживания не дадут группе нормально работать, Теплое отношение (невербальная забота) Используйте подкрепляющие жесты, когда приглашаете детей к участию в работе. Посмотрите на ребенка с улыбкой, кивните головой и чуть подайтесь в его сторону. Вы можете прямо смотреть на ребенка, к которому обращаетесь, но не очень долго. Примерно через 5 секунд Отведите взгляд, чтобы дать ему возможность отклонить приглашение и избежать ситуации, если ему станет неловко, страшно или обидно. Вы можете сесть рядом с молчаливым ребенком, не теряя контакта глазами с другими детьми, или составить с ним пару, попробовать разговорить его и сообщить остальным то, что он вам рассказал. Если ребенок застенчив и робок по своему темпераменту или в силу Отсутствия навыков общения, будьте крайне осторожны. Используйте прием присоединения, если вы чувствуете, что ребенок хочет что то сказать, но боится насмешек, стесняется кого-то из группы или, возможно, чувствует, что его ситуация сильно отличается от других. В этом случае вы можете сказать: "Галл, как тебе кажется, кто еще в группе чувствует то же, что и ты?» После ответа ребенка скажите ему: "Можешь сказать Мадди, что ты чувствовал то же, что и она (обиду, ярость, печаль, страх)?" Молчание Приемы включения очень важны для ведущего, однако следует быть очень осторожными, применяя их к молчаливому ребенку. Опытные руководители знают, что даже если ребенок постоянно молчит, он так или иначе учится у остальных. Некоторые дети впоследствии могут открыто сказать, чему они научились за это время, у других вы можете заметить изменения в поведении или настроении, которые произошли под влиянием группы. Какие-то изменения будут заметны только родителям или учителям, и о них вы узнаете позже во время обсуждения результатов работы- В зависимости от причины, по которой ребенок отказывается от участия в работе, вы можете сделать следующее: • Оставить его в покое. Дать ему время, чтобы он мог привыкнуть к новой обстановке. Попытаться понять, что с ним происходит. Привести в пример других. Принять его таким, какой он есть, и, тем самым, повлиять на его сопротивление работе. Ниже перечисляются некоторые ситуации, в которых лучше не тревожить молчащего ребенка: 1. Ребенок обещал сделать что-то к следующему занятию, но ничего не сделал. Он мог забыть или не сделать этого в силу обстоятельств, возможно, у него не хватило решимости, или он просто не понял, что нужно делать. В такой момент лучше всего не акцентировать на этом внимание, так как это вызовет только отрицательные переживания, например, ощущение провала. 2. Ребенок открыто сопротивляется работе и использует молчание в качестве формы протеста. В этом случае его лучше всего поставить в пару с активным ребенком, пользующимся большим авторитетом в группе. Тогда у него будет возможность получить позитивный опыт групповой работы в паре с активным партнером. Вам совсем не обязательно делать всю работу в одиночку. Вы можете позволить другим членам группы разделить с вами ответственность и работать вместе. 3. Иногда ребенок настолько подавлен своими чувствами, что просто не в состоянии рассказывать о них остальным. Ребенок, по существу, работает в группе, но его проблемы настолько тяжелы, что он просто сидит молча, погруженный в спои переживания. Такого ребенка лучше всего выключить из групповой работы и заняться с ним индивидуальной психотерапией, используя, например, приемы игровой терапии или психодрамы, чтобы разрядить его эмоциональное напряжение. Иногда ребенка нужно приглашать к участию несколько раз, прежде чем он почувствует, что это необходимо. Ребенок должен понять, что вы и остальные члены группы заинтересованы в его активное участии, но при этом полностью принимаете его выбор. Если вам удастся включить ребенка в работу, не прибегая при этом к давлению, поддерживая его во всем и дав возможность видеть призер нормального участия в групповой рабою, то дальше он самостоятельно начнет проявлять активность. Ваша цель – сделать так, чтобы каждый ребенок начал полноценно работать и постепенно пришел бы к более глубоким взаимоотношениям. В результате, каждый участник группы сможет обогатиться новыми идеями, чувствами и моделями поведения- В завершение следует еще раз отметить, что приемы включения должны применяться очень осторожно. Я полностью согласна с высказыванием др-а Peg Carroll: "He существует легких решений при работе с молчаливыми детьми в группе" (Carroll & Wiggins, 1990, p. 59). Такое признание со стороны опытных экспертов в данной области много значит и должно убедить нас в том, что наши усилия не пропадут даром. Пример Вы можете использовать в своей роботе любой из приемов, описанных ниже. ________________________________________| 1. Если в группе есть два или более не участвующих в работе детей, попробуйте сказать следующее: я ____ и _____, я заметила, что вы еще ничего не сказали сегодня. Мне бы очень хотелось услышать, о чем вы думали во время занятия. Это поможет мне и остальным понять вас лучше. Не хотите ли поделиться своими мыслями?" 2. Разбейте детей на пары так, чтобы в одной паре оказались дет и с разным уровнем активности, и попросите их рассказать друг другу: (а) что для них является самым полезным из того, что они узнали на занятиях; (б) как это им помогает; (в) что бы еще они хотели узнать за оставшееся время. Предупредите, что после работы в парах им предстоит рассказать об этом всей группе. 3. Выпишите на доске или большом листе бумаги следующие не" законченные предложения и предложите детям завершить их: Я думаю, что две наиболее важные вещи из _____(тема группы/занятия) – это________. Наиболее неприятным для меня в _____(тема) является _________. Три вещи, которые я хотел бы узнать о ______(тема) – это ________. Я бы очень хотел узнать на группе _________. Больше всего в группе мне нравится ________. Я думаю, что, если я расскажу всем что-нибудь ужасное, то 4. Разбейте группу на пары и в пару к молчаливому ребенком поставьте более активного. Дайте им кукол или предложите сделать их из бумаги. Скажите, что их куклы должны сказать друг другу то, что они с;1ми боятся сказать в группе. Не забудьте предупредить заранее, что им не надо будет повторять все, что расскажут куклы перед всей группой. После упражнения соберите детей вместе и обсудите, было ли им легче рассказывать о своих болезненных чувствах с помощью кукол, а не лично. УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ Обзор Управление вниманием – это использование приемов, позволяющих отслеживать, что происходит на группе в каждый момент времени и управлять происходящим. Эти приемы аналогичны действиям регулировщика движения – вы наблюдаете за тем, что происходит, что будет происходить, кого надо остановить, а кого пропусти вперед, когда необходимо подать сигнал о смене направления движения. Без такого спокойного и умелого руководства группа быстро превратится в кашу из идей, чувств и примеров поведения и будет напоминать затор на перекрестке. Внимание или фокус группы может концентрироваться на одном из трех предметов: (а) на упражнении; (б) на любом члене группы (ребенке или ведущем); (в) на определенном содержании, например, на том, что чувствует ребенок после конфликта с учителем. Ведущий управляет вниманием в зависимости от требований момента. Можно выделить три фазы управления вниманием: • фокусирование, • переключение, • поддержание. Обоснование Приемы управления вниманием позволяют вам направлять ход занятия и помогают осуществлять терапевтическую работу. Если вы не умеете управлять вниманием группы, ваше время и силы будут растрачены впустую. Групповая работа с детьми обычно состоит из небольшого числа непродолжительных тематических занятий, затрагивающих ограниченный круг вопросов, и любая потеря времени уменьшает вероятность того, что дети получат какую-либо пользу. Поэтому очень важно уметь управлять вниманием группы. Управление вниманием, по существу, является управлением энергией группы. Каждый этап, включающий фокусирование, переключение, поддержание внимания, преследует свои цели. фокусирование задает направление обсуждения, тему дискуссии или цель упражнения. Кроме того, оно включает описание условий практического задания или упражнения, которое предстоит выполнить. Переключение - это смена направления. Jacobs, Harvill и Masson (1994) описывают следующие варианты переключения внимания; • С темы на ребенка («Давайте завершим на этом разговор о вашей самостоятельной работе и послушаем, что Джереми хочет сказать нам о решении его папы и мамы снова жить вместе.") • С темы на упражнение ("Мы уже достаточно много поговорили о потерях и выслушали каждого. А теперь приготовьте бумагу и карандаши. Пусть теперь каждый из вас нарисует, что значит для него разлука с близким.") • С темы на тему ("Мне кажется, пора закончить мозговой штурм и посмотреть, что нам удалось сегодня сделать.") • С упражнения на ребенка ("Теперь, когда мы обсудили различные способы выражения гнева, хотелось бы узнать, какой из них больше всего подходит тебе, Андреа?») • С упражнения на тему («Давайте подведем черту под списком всех "за" и "против» употребления наркотиков и начнем обсуждение, Пусть каждый скажет, что он думает по этому поводу.») • С ребенка на упражнение ("Джое, если ты уже рассказал самое важное, давай перейдем к обсуждению сегодняшнего занятия.») • С ребенка на тему ("Ким, я вынуждена тебя прервать, поскольку ты ушел от темы, а нам еще надо успеть обсудить проблему жестокости,") • С одного ребенка на другого ("Ли, спасибо за то, что ты рассказал нам о своем сводном брате. Теперь ты, __, не хочешь ли что-нибудь сказать о новых членах своей семьи?») Целью переключения может быть необходимость восстановления сил группы, переход к следующей теме или упражнению, предоставления слова другому ребенку или переход к следующему этапу занятия, например, от вступления к рабочему этапу или от рабочего этапа к обсуждению. Поддержание означает концентрацию внимания группы на определенной теме, вопросе или деятельности. Цель поддержания – продолжать работу над проблемой до тех пор, пока она не будет рассмотрена достаточно полно. Практические рекомендации Для начинающих руководителей приемы управления вниманием могут показаться очень сложными, если вообще возможными. Нередко может возникнуть ситуация, когда вы начинаете занятия с определенной темы или задаете некоторое направление работы и вдруг выясняете, что дети пришли на занятие с совершенно другими вопросами. Что вам делать – разбираться с насущными проблемами детей, продолжать запланированную тему или перейти к упражнению, которое поможет всем сфокусироваться на теме? На что вам направить внимание, то есть на что направить энергию детей в данный момент времени? Приведенные ниже рекомендации помогут вам освоить эти приемы. Привлечение внимания На этом этапе лучше всего применять прямые указания. Например: Начало занятия: "Сегодня мы обсудим, что важно в дружбе между мальчиком и девочкой. Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас рассказал остальным, что он считает важным в такой дружбе.» Начало рабочего этапа: "Итак, мы услышали много интересного о том, что произошло за последнюю неделю, и, похоже, некоторые из вас попробовали справиться со своим стрессовым состоянием. А теперь давайте перейдем к основной части занятия и обсудим, как стресс влияет на наше здоровье.» Начало обсуждения: "Давайте подведем итог сегодняшнему занятию. Что из того, что мы изучили, вы хотели бы попробовать использовать на практике между занятиями?» Кроме такого рода утверждений вы можете использовать упражнения, которые помогут включиться в работу над темой. Например, это может быть любая творческая деятельность: рисование, музыка, пение, анкетирование, работа с незаконченными фразами, составление списка «за» и "против» по какому-либо вопросу и т.п. Вы можете сказать: Сегодня у нас есть много разного материала для поделок: цветная бумага, краски, пластилин. Вы можете выбрать себе, что понравится, и пусть каждый из вас нарисует или слепит, как он представляет себе злость. Сегодня мы будем использовать музыку для того, чтобы выразить напряжение и отрицательные чувства. Выберите музыкальный инструмент или песню и с их помощью постарайтесь показать остальным, как вы снимаете напряжение и расслабляетесь, Сегодня мы обсудим все "за" и «против» употребления наркотиков. Вот здесь на стене закреплены листы, на которых каждому из вас надо будет написать, какие положительные и отрицательные стороны использования наркотиков видите вы. Затем мы все вместе обсудим эту проблему. Переключение внимания Для переключения внимания скажите что-нибудь такое, что ясно говорит о необходимости завершить текущую деятельность и перейти к чему-то другому. Это поможет детям перестроиться- Дети привыкли к тому, что смена деятельности обозначается каким-нибудь внешним сигналом, например звонком. Поэтому явное переключение внимания будет для них знакомым и понятным. Если вы работаете с детьми младшего возраста или с детьми, которые не умеют удерживать внимание достаточно долго, вам не следует проводить длинные обсуждений и упражнения. Кроме того, необходимо четко обозначать цель переключения внимания. Например: "Давайте закончим рисовать, соберемся все вместе и обсудим наши рисунки." Дополнительная осторожность нужна при переключении с одной темы на другую [например, с темы, касающейся насилия в семье, к теме об ответственности родителей за детей). Дети могут устать от длинной серии обсуждений, поэтому их лучше чередовать с активными упражнениями. Поддержание внимания Дети легко забывают о теме разговора, и если вы не будете поддерживать их внимание, они в одно мгновение перейдут к чему-нибудь другому. Они могут заскучать во время выступления другого ребенка или выполнения упражнения и заняться своими делами. Обычно это происходит непреднамеренно, просто они быстро устают и нуждаются но внимании, Ниже приводится несколько примеров, как можно поддерживать внимание в различных ситуациях: Похоже, мы отклонились от нашей темы, что значит быть другом. Давайте вернемся к ней, хорошо? Мне кажется, мы должны продолжить обсуждать, какими способами можно справиться с гневом. Мы обсудили далеко:| не все. Давайте послушаем Тайлера еще чуть-чуть и посмотрим, сможем ли мы ему помочь найти способ разговаривать с | отчимом более вежливо. Луис, ты почти не говорил сегодня. Давай мы послушаем тебя еще немного. Похоже, что многим из вас есть, что сказать О разрыве отношений между друзьями. Давайте поговорим об этом еще несколько минут. Ланель, еще не все высказались, позволь и другим рассказать о своих родителях. Я понимаю, что говорить о прощании с близкими людьми очень тяжело, но давайте продолжим эту тему, потому что" нам надо выслушать каждого. Хорошо, давайте продолжим обсуждение отношений между мальчиками и девочками. Мы перейдем к следующей теме только после того, как каждый расскажет все, что его волнует, и будет готов двигаться дальше. Всякий раз, когда я обучаю приемам управления внимания, я вспоминаю слова из песни Кении Роджерса «The Gambler (Игрок)"' "Ты должен знать, когда держать, и знать, когда закрыться. Когда оставить позади, когда внезапно смыться!" Так же и в группе вы должны знать, когда держать (поддерживать тему), когда оставить позади (сменить тему) и когда закрыться (завершить обсуждение и закончить групповые занятия). Умение привлекать, поддерживать и переключать внимание поможет вам чувствовать себя более свободно на занятиях и управлять событиями. Кроме того, это придаст детям уверенность, что вы контролируете все, что происходит в группе. Пример Предлагаемая для обсуждения тема будет интересна детям из средней и старшей школы. Ест вы работаете с детьми из начальной школы, вы можете обсудить с ними другие темы, например, драки в школе, взаимоотношения с. родителями. 1. Сфокусируйте внимание детей, сказав о том, что сегодня вы будете обсуждать положительные и отрицательные стороны курения. Отведите примерно 5 минут, чтобы дети могли высказаться по этой теме. 2. Переключав внимание на упражнение. Поделите доску пополам и попросите детей выписать все преимущества и недостатки курения, о которых они только что говорили. Отведите на это примерно 10 минут. 3. Переключите внимание с упражнения на тему. Предложите детям собраться вместе и обсудить высказанные идеи и соображения. 4. Поддерживайте внимание на теме в течение 5 минут либо дольше, пока не будут обсуждены все идеи. 5. Переключите внимание с темы на обсуждение итогов занятия. Задайте следующие вопросы: Что вы узнали о преимуществах и недостатках курения во время обсуждения? Что вы собираетесь предпринять после сегодняшнего занятия? Что нового вы узнали об остальных детях? Понравилось ли вам делиться своими оценками и соображениями по этой теме? 3. Поблагодарите детей за участие и завершите занятие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.204 (0.015 с.) |