Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позиционная схема высказыванияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В реальных высказываниях помимо структурной схемы, образуемой главными членами предложения, участвуют разнообразные распространители, которые в традиционной грамматике описываются как второстепенные члены предложения (дополнения, обстоятельства и определения). Распространители называют участников ситуации (актанты) и обстоятельства, в которых данная ситуация развертывается (ситуанты). Вместе с главными членами актанты и ситуанты образуют позиционную схему высказывания. Определения всегда относятся к какому-нибудь из членов позиционной схемы и своей позиции в ней не имеют. Почти в каждом высказывании актанты и ситуанты представлены в разном количестве и разном составе, хотя их по- Моделирование синтаксической подсистемы языка зиции постоянно воспроизводятся, отличаются высокой стабильностью. Разнообразие словоформ, выступающих в позициях актантов и ситуантов, которое возрастает благодаря разнообразным определениям к этим словоформам, бесконечная вариантность выражаемых ими отношений, вносимая лексическим разнообразием, порождали неудовлетворенность теорией членов предложения, поскольку она описывает меньше позиций, чем их можно найти в конкретных высказываниях. Вариант учения об устройстве позиционной схемы высказывания предложил французский синтаксист Люсьен Теньер. Он считал, что в предложении один главный член — сказуемое, а все остальные члены зависимы и делятся на актанты — левые (подлежащее) и правые (дополнения) — и ситуанты. Его модель несколько отличается от традиционной. Американские дескриптивисты попытались обойтись без теории членов предложения вообще. Анализ высказываний они проводили по методу непосредственно составляющих, последовательно деля высказывание, а потом и его составляющие на две части. Их модель называется деревом непосредственно составляющих.
Своеобразие каждого из отмеченных подходов проиллюстрируем на примере грамматического разбора одного и того же предложения с позиций разных грамматических концепций. Тема 11
Анализ в традиционной грамматике и в грамматике Теньера основан на членах предложения (позициях), в грамматике непосредственно составляющих — на словоформах. Традиционная и теньеровская грамматики дифференцируют типы связей между словоформами. У Теньера отмечено подчинение разных степеней и ненаправленная связь служебного слова с самостоятельным. В традиционной грамматике отмечается взаимозависимость, зависимость и направленная связь служебного и самостоятельного слов. В грамматике непосредственно составляющих связи не дифференцируются, они только констатируются. Грамматика непосредственно составляющих создавалась для нужд машинного перевода. Но она оказалась при-ложимой только к неосложненным предложениям. Предло- Моделирование синтаксической подсистемы языка 295 жения с несколькими сказуемыми, с другими осложняющими оборотами вторичной предикации не могут быть последовательно разложены на две составляющие. В конкретных высказываниях анализируемых текстов неизбежны разнообразные пересечения составляющих, которые делают невозможным строго последовательное разложение на непосредственно составляющие. См., например, дерево непосредственно составляющих, которое получается при разборе следующего предложения: Обзаводиться птенцами эта чета голубей не торопится Пунктирная линия в дереве соединяет составляющие, разорванные другими составляющими. Непрерывного ветвления в дереве этого предложения не получается. Грамматика непосредственно составляющих, возможно, отражает процессы порождения высказываний в мозгу говорящего. Но для анализа позиционной схемы готового высказывания из конкретного текста она оказывается во многих случаях неприменимой. Из сравнения традиционной и теньеровской схем видно, что традиционная грамматика богаче, она дифференцирует больше связей между словоформами и показывает более реалистичную, на наш взгляд, иерархию позиций в позиционной схеме высказывания. Эта иерархия отвечает принятой нами мысли об обязательной двучленности структурной схемы высказывания. Конкретная позиционная схема монтируется из имеющихся в синтаксической подсистеме языка позиций. Например, в высказывании Ночью над крымским побережьем пролетел 296__________________________________________ Тема 11 шторм ураганной силы находим такие позиции: обстоятельство времени, обстоятельство места, сказуемое, подлежащее с определениями. Словоформы, которые обслуживают имеющиеся в высказывании позиции, вступают друг с другом в синтаксические связи по законам синтаксической сочетаемости конкретного языка, по таким, как согласование, управление, примыкание, координация, соположение и т. п. Только в традиционной грамматике разработано учение об однородных членах простого предложения, введение которых не изменяет числа позиций в схеме, но расширяет какую-то позицию (однородные подлежащие, однородные дополнения, обстоятельства, уточняющие обстоятельства места, времени и т. д.). Только в традиционной грамматике разработано учение об осложнении простого предложения однородными сказуемыми, полупредикативными оборотами разного типа (деепричастными, причастными, инфинитивными и т. п.). Существование позиционной схемы в основе высказывания особенно ясно осознается при восприятии речи. Чтобы понять высказывание, слушающий должен установить, что с чем связано. Возможность двойного понимания схемы крайне затрудняет восприятие сказанного. Белорусский синтаксист Борис Юстинович Норман рассказывает, что в ходе эксперимента слушающий прежде всего старается приписать первой услышанной словоформе позицию главного члена позиционной схемы. Например, в высказывании Больной запрещено подниматься с постели слушающий сначала определяет словоформу больной как форму именительного падежа и лишь в конце фразы осознает, что это дательный падеж. Нарушение «ожидания» слушающего создает задержку понимания. Невоспроизводимость, бесконечная варьируемость позиционных схем высказывания свидетельствуют, на наш взгляд, о том, что эти схемы монтируются в процессе речи, готовые позиционные схемы в системе языка не заложены, а есть только структурные схемы и парадигмы словоформ, обслуживающих ту или иную позицию в высказывании. Моделирование синтаксической подсистемы языка 297 Пропозиция как означаемое позиционной схемы высказывания Позиционная схема состоит из языковых знаков — словоформ или их аналитических эквивалентов. Каждая словоформа означает языковую семантику высокого уровня абстрагирования, например: деятель, место действия, цель действия, объект действия, орудие действия и т. п. Эти семантические категории в той последовательности и в том наборе, в каком они оказались в конкретном высказывании, образуют его пропозицию. Пропозиция является означаемым конкретной позиционной схемы. В пропозиции отражается денотативная ситуация, о которой идет речь. Для наглядности изображения пропозиции синтаксисты разрабатывают символику, описывающую компоненты пропозиции. Например, время — temp, место — loc, деятель — agens, действие — act, объект — obj, орудие — instr, бытие — exist, начало — incep и т. д. Пропозицию высказывания Я сошел вниз к реке можно записать так: agens act loc. Его позиционная схема: подлежащее — сказуемое — обстоятельство места и уточняющее обстоятельство места. В рассмотренном высказывании возможно осложнение пропозиции вторичной предикацией. Введем в него, например, обстоятельство времени: Утром я сошел вниз к реке. Это обстоятельство может быть развернуто в структурную схему: когда наступило утро. Пропозиция такого высказывания имеет вид: temp agens act loc incep exist-temp Получается, что за одним рядом семантических компонентов открывается другой, более глубокий, не все позиции которого представлены словоформами в высказывании. Существование таких членов в позиционной схеме высказывания 298__________________________________________ Тема 11 нашло отражение в учении о детерминирующих членах предложения, выдвинутом чешскими лингвистами, а в нашей стране — Н. Ю. Шведовой. Более очевидно многоуровневое устройство пропозиции в так называемых осложненных предложениях. Рассмотрим, например, высказывание с обособленными причастиями. Выявление таких многоуровневых пропозиций дало основание создателю генеративной грамматики американскому лингвисту Ноаму Хомскому выдвинуть понятие о глубинных и поверхностных синтаксических структурах. Глубинная структура лежит в плане содержания — это пропозиция, поверхностная структура — это позиционная схема высказывания. Одна глубинная структура может соответствовать нескольким поверхностным. Например, рассмотренное выше высказывание можно изменить: Охотники, измучившись и устав, возвращались домой; Охотники измучились, устали и возвращались домой. Пропозиция высказывания при этом не изменится. Пропозиция состоит из мысленных образов внешнего мира, обобщенных до уровня понятийных классов: место, время, причина, действие, способ действия и т. п. Пропозиция и ее компоненты в настоящее время активно изучаются синтаксистами. Как вытекает из вышесказанного, предложение оказывается очень сложной языковой единицей, связанной с действительностью, мышлением и состоящей из многих компонентов. Представим графическую модель этой связи. Моделирование синтаксической подсистемы языка______ 299 Многоаспектность высказывания объясняет его неисчерпаемость для анализа. В самом простом высказывании содержатся все важнейшие языковые антиномии, вся коммуникативная сложность языка: диалектика системы языка и процесса речи, коммуникативности и номинативности, языка и мышления, логики и грамматики, языка и действительности, грамматической формы и грамматической семантики, социального и индивидуального.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.252.196 (0.01 с.) |