Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление языковой системы в филогенезеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Можно реконструировать определенную последовательность, в которой возникали разные участки языковой системы. Важный материал для подобного описания дают наблюдения над формированием речи у детей, поскольку известно, что человек в своем внутриутробном и младенческом развитии повторяет основные этапы филогенеза. Кроме того, исследователи установили, что высшие приматы и ребенок в возрасте до 2 лет имеют очень много общего в поведении и средствах коммуникации: оперируют категориями субъект и объект, место, направление, экзистенциальность и принадлежность. У них общие формы первичной коммуникации — волевые сигналы, слова-предложения, двусоставные категориальные бинарные предложения. Это позволяет строить гипотезы о последовательности формирования различных участков языковой системы по наблюдениям за последовательностью формирования системы родного языка у новорожденного ребенка. Сначала возникают эмоции-команды, сигналы благополучного или неблагополучного состояния. Так, у ребенка с 0 до 8 месяцев выделяются 5 типов сигналов: призыв к общению с матерью, сигнал дискомфорта, сигнал благополучного пребывания во сне, сигнал о нормальном кормлении, сигнал о благополучном пребывании на руках у матери. Далее, с 9 месяцев до 1 г. 8 мес, формируются слова-предложения, которые сопровождаются жестами. Два основных типа таких предложений: требование (дац — дай; мака — Возникновение, эволюция и развитие языка дай молока) и констатация наличия предмета (му — вот корова, мама — вот мама). В этот же период начинают формироваться двусловные грамматически неоформленные предложения (ми бух — мишка упал, мама сёска — мама щетка, то есть мама метет). Запас слов в этот период небольшой — 10-15 единиц. С 1 г. 9 мес. появляются многословные несинтаксирован-ные высказывания из 3-4 слов и резко и быстро начинает расти словарный запас — 80, 100, 200 слов (лексический взрыв). Начинают появляться образования по аналогии. Грамматическое оформление высказывания осваивается к 5, иногда — к 7 годам. Формирование системы частей речи в языковом сознании ребенка выглядит следующим образом: существительные — появляются раньше всех; после ус глаголы — появляются после предметного словаря, долгое время опускаются. После освоения 50 глаголов появляются первые глагольные категории; прилагательные — появляются поздно, после существительных; долго ставятся после существительных — козлик маленький; после освоения примерно 30 прилагательных появляются их грамматические формы; местоимения — появляются в числе первых и с самого начала употребляются правильно; отдельные наречия — появляются рано, в числе первых слов (наречия места, времени и температуры); служебные слова — появляются после всех знаменательных частей речи, первыми появляются предлоги. Имеющиеся данные, полученные индоевропеистами, историками языка, специалистами по лингвистическим универсалиям, исследователями детской речи и афазии, позволяют гипотетически представить облик древнейшего языка следующим образом. Сначала появляются согласные с вокалическим призвуком, фонема включает в себя целый слог, структурно неделимый. Позднее появляются гласные. 92_____________________________________________ ТемаЗ В этом языке существовали слоги трех типов: типа ТА. типа А, типа S-S-S, L-L-L, М-М-М (с фрикативным или сонорным согласным). Эти слоги комбинировались в речи. Смысло-различительную роль играли место артикуляции звука и его высота, затем носовой призвук. Первыми возникшими согласными были сонорные в противопоставлении шумным, затем к ним присоединились фрикативные, а потом возникло противопоставление глухие — звонкие. Первые лексемы представляли собой, по-видимому, имена предметов и личные местоимения, а также некоторые наречия. Позднее появляются глаголы и другие части речи, служебные слова и, наконец, в некоторых языках — морфемы, формально закрепляющие те или иные лексические и синтаксические значения. Состав морфем постепенно увеличивается, а их функции усложняются. В пополнении словарного запаса, появлении новых слов большую роль играла аналогия. Развитие синтаксиса шло от обозначения эмоций-команд и эмоций-состояний к предложениям-требованиям и констата-циям наличия предмета. Язык долгое время был «несинтакси-рован», основу синтаксиса составляли простые двусоставные предложения; сложные предложения сформировались в языке уже в новейший период. Все предложения первоначально были простыми, а связи между словами формально не выражались. Это наглядно прослеживается и на примерах из детской речи (мама книжка читать), и из речи больных афазиями (Саша пить молоко, я жить город). Появление грамматически выраженных связей было более поздним событием в развитии языка. От простых предложений, сополагаюшихся друг с другом, к развитию специальных средств и структурных схем сложного предложения — это общечеловеческое движение в синтаксической подсистеме языка. Развитие сложного предложения связано с появлением письменности и особенно книгопечатания. Младописьменные языки, как правило, не имеют развитого инвентаря сложных предложений. Возникновение, эволюция и развитие языка Основу первобытного общества составляло племя — группа людей, связанных кровным родством. Мужчины и женщины выполняли разные работы — мужчины занимались охотой и рыболовством, женщины — собиранием плодов и кореньев. Это обусловило важную роль гендлерлектов в первобытном языке — языки мужчин и женщин обладали существенными различиями. Для древнейшего племенного языка была характерна быстрая обновляемость словаря. У ряда современных народов, ведущих родоплеменной образ жизни, это сохранилось до сих пор: в 20-х гг. исследователь языка эскимосов описал их язык, а когда через несколько лет вернулся, застал многочисленные новые слова, даже игла была переименована. Наблюдалась большая территориальная дробность языков. Миклухо-Маклай в Новой Гвинее второй половины 19-го века описан ситуацию, когда он посещал одну за другой соседние деревни, и ему понадобилось несколько переводчиков, которые переводили друг другу. Эту особенность древнейшего языка обозначают термином «первичная языковая непрерывность» — каждый язык похож на соседний, но меньше — на следующий. Таковы сегодняшние представления о древнейшем, до-письменном состоянии человеческого языка. Язык письменного периода также претерпел существенные изменения на пути к своему современному состоянию. Каждый язык имеет свою судьбу, но многие изменения были общими для большинства языков, функционировавших в сходных общественных условиях. Так, в рабовладельческий период развития общества в большинстве культур возникают понятия языковой нормы и языкового стиля, возникает понятие правильной и неправильной речи, хорошей речи, возникают многочисленные синонимы, которые обеспечивают выбор выразительных средств. В период феодализма появляются кастовые языки, обслуживающие отдельные социальные слои. В Индонезии до XV века знать говорила на санскрите, а крестьяне на малайских наречиях, в Ирландии крестьяне использовали кельтский язык, а знать — английский. В Англии в период французского 94____________________________________________ ТемаЗ владычества народ говорил по-английски, а знать — по-французски и т. д. Однако постепенно кастовые языки исчезают, и к концу феодального периода побеждают народные языки. Появляются литературно-письменные языки, формируется книжная и народная подсистемы языка. В период развивающегося капитализма происходит формирование наций, а значит, и национальных языков. Происходит четкая дифференциация языковых стилей. Широкое развитие получают социальные диалекты и жаргоны при ослаблении влияния территориальных диалектов. В многонациональных государствах возникают языки межнационального общения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.184.125 (0.007 с.) |