Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 4. Семиотические системы, функционирующие в

Поиск

Агеев В.Н.

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ВЕСЬ МИР» 2002

УДК 003 ББК 87.4 А 23

ВЕСЬ МИР ЗНАНИЙ - широкая по тематике образовательная серия. Авторы -

ведущие отечественные и зарубежные ученые - дают ключ к пониманию проблем

современной науки. Доступные, увлекательные тексты рассчитаны на самую широкую

аудиторию и в первую очередь на тех, кто учится и учит.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 1

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 2

В СЕРИИ ВЫШЛИ:

А. Андреев ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Д. Кеоун БУДДИЗМ

К. Кнотт ИНДУИЗМ

Н. Короновский НАША ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ

Д. Кристал АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК КАК ГЛОБАЛЬНЫЙ

А. Никифоров ЛОГИКА

К.Фараджев РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

М. Федорова КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Э. Фромм ФРЕЙД

Д. Харитонович МАСОНСТВО

Л.Хахалин ПЕДИАТРИЯ

ГОТОВЯТСЯ К ВЫПУСКУ:

К. Бек ИСТОРИЯ ВЕНЕЦИИ

X. Клаут ИСТОРИЯ ЛОНДОНА

И.Комбо ИСТОРИЯ ПАРИЖА

Э. Кормышева ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Е. Кравченко МАКС ВЕБЕР

А. Патрушев ВЕХИ ГЕРМАНСКОЙ ИСТОРИИ

О. Посконина ИСТОРИЯ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ

ВЕСЬ МИР ЗНАНИИ ™

А 23

Владимир Агеев

Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). ISBN 5-7777-0175-2

В книге освещен широкий круг вопросов, связанных с созданием и использованием различных знаков и

знаковых систем, а также построенных на их основе языков, как естественных, возникших стихийно в про-

цессе эволюции человека (устная и письменная речь, языки жестов, мимики и т.д.), так и искусственных

(формальные языки, языки программирования, системы записи, кодирования и др.). Рассматриваются

общие методологические подходы к изучению языков различной природы в рамках семиотики - науки о

знаках и знаковых системах. Рассказывается о новых научно-практических направлениях семиотики, свя-

занных с изучением проблем человеко-компьютерного взаимодействия, когнитивных процессов, проблем

искусственного интеллекта. Материал изложен живо и увлекательно, проиллюстрирован запоми-

нающимися рисунками и графиками.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. Она может представлять интерес как для гуманитариев,

так и для специалистов инженерного профиля, а также для школьников старших классов, студентов и

аспирантов.

УДК 003 ББК 87.4

Весь Мир Знаний™ - зарегистрированный торговый знак Издательства «Весь Мир»(№ 180520 от

8.10.1999)

ISBN 5-7777-0175-2

© Издательство «Весь Мир», 2002

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 2

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 3

Электронное оглавление

Электронное оглавление....................................................................................................... 3

Введение.................................................................................................................................. 5

Глава 1. О РОЛИ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА............................. 6

1. Общение и коммуникативная деятельность человека.........................................................................6

Коммуникативный процесс.............................................................................................................................................7

Рис. 1. Классификация видов общения.................................................................................................................7

Интерактивный процесс.............................................................................................................................................7

Перцептивный процесс..............................................................................................................................................8

2. Этапы развития средств коммуникации.................................................................................................8

Рис 2. Этапы развития средств коммуникации.....................................................................................................9

3. Особенности восприятия информации человеком..............................................................................10

Рис. 3. Две стратегии обработки информации человеком.................................................................................11

Таблица 1. Особенности познавательных процессов, присущих человеку.............................................13

4. О когнитивных моделях обработки информации...............................................................................13

Глава 2. СЕМИОТИКА - НАУКА О ЗНАКАХ И ЗНАКОВЫХ СИСТЕМАХ.......... 17

5. Развитие представлений о знаках и языках.........................................................................................17

6. Основные понятия семиотики................................................................................................................19

Рис. 4. Триада: знак (S)-концепт (С)-денотат (D)...............................................................................................19

Рис. 5. Омонимия — совпадение знаков, обозначающих различные сущности..............................................20

Рис. 6. Синонимия - обозначение разными знаками одной и той же сущности..............................................20

Знаковой системо.............................................................................................................................................20

Рис. 7. Классификация систем знаков.................................................................................................................21

Натуральные (естественные) - знаки.............................................................................................................21

Образные знаки................................................................................................................................................21

Конвенциональные знаки................................................................................................................................22

7. Принципы семиотического подхода.......................................................................................................22

Рис. 8. Три основных раздела общей семиотики................................................................................................22

Рис. 9. Светофор как знаковая система...............................................................................................................23

Рис. 10. Триада: человек-орудия труда и знаковые системы - окружающая среда.........................................24

Глава 3. ВИДЫ СЕМИОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ........................................................... 25

8. Передача информации на генетическом уровне..................................................................................25

Рис. 11. Модель двойной спирали ДНК..............................................................................................................26

Рис. 12. Модель процесса деления молекулы ДНК............................................................................................26

9. Сигналы в животном мире и речевое общение человека..................................................................26

10. Язык как знаковая система...................................................................................................................27

11. Проблемы создания и понимания текста............................................................................................29

Рис. 13. Коммуникативная функция текста........................................................................................................30

Глава 4. СЕМИОТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИЕ В

ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ...................................................................................... 33

12. О содержании понятия «социальная информатика»........................................................................33

13. Процесс художественной коммуникации............................................................................................36

Рис. 14. Процесс художественной коммуникации.............................................................................................37

14. Художественная литература..................................................................................................................38

15. Живопись и архитектура.......................................................................................................................39

16. Семиотика театра, кино и телевидения...............................................................................................40

Глава 5. КОМПЬЮТЕРНАЯ СЕМИОТИКА................................................................. 44

17. Гипертекст — новый способ письменной коммуникации...............................................................44

18. Пользовательский интерфейс как знаковая система.......................................................................47

Рис. 15. Схема отношений в человеко-компьютерной системе........................................................................47

Рис. 16. Действия пользователя в процессе диалога с компьютерной системой.............................................47

Метафора «компьютер как партнер по диалогу»..........................................................................................................49

Метафора «модель мира»...............................................................................................................................................50

Метод манипулирования объектами на экране дисплея..............................................................................................51

Метафора «компьютер как посредник».........................................................................................................................51

19. Иконические знаки — пиктограммы..................................................................................................52

Пиктограммы, являющиеся изображениями обозначаемых объектов..................................................................52

Рис. 17. Пиктограммы, являющиеся изображениями предметов......................................................................52

Пиктограммы, указывающие на характер выполняемых действий......................................................................52

Рис. 18. Пиктограммы, указывающие на характер выполняемых операций...................................................52

Пиктограммы, использующие функциональную аналогию..................................................................................53

Рис. 19. Пиктограммы, использующие функциональную аналогию................................................................53

Пиктограммы, обозначающие результат выполнения операции...........................................................................53

Рис. 20. Пиктограммы, указывающие на результат операции..........................................................................53

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 3

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 4

20. Кодирование цветом...............................................................................................................................53

Рис. 21. «Цветовой круг», образованный основными цветами и их оттенками..............................................54

Таблица 2. Оценка четкости восприятия цветовых образов на ахроматичном фоне......................................54

Таблица 3. Оценка четкости восприятия цветовых образов на цветном фоне.................................................55

Таблица 4. Влияние цвета на ощущение пространства, температуры, эмоционального состояния..............55

Принцип физиологического соответствия..............................................................................................................55

Принцип эмоционального соответствия..................................................................................................................56

Глава 6. ПРИКЛАДНАЯ СЕМИОТИКА......................................................................... 57

21. Формализация и моделирование..........................................................................................................57

Рис. 21. Типы моделей.........................................................................................................................................58

22. Основные свойства модели....................................................................................................................59

Адекватность модели объекту моделирования.............................................................................................................59

Изоморфизм и гомоморфизм моделей...........................................................................................................................60

Рис. 22. Гомоморфизм моделей...........................................................................................................................60

Рис. 23. Изоморфизм моделей.............................................................................................................................60

23. Типы моделей..........................................................................................................................................61

Материальные (физические) модели.............................................................................................................................61

Информационные (семиотические) модели..................................................................................................................61

Рис. 24. Классификация информационных моделей по типу используемых знаковых систем.....................62

Рис. 25. Классификация информационных моделей по степени формализации структур данных...............62

Рис. 26. Классификация информационных моделей по степени учета фактора времени...............................63

Воображаемые (мысленные) модели.......................................................................................................................63

24. Что такое искусственный интеллект?.................................................................................................63

25. Базы знаний и экспертные системы.....................................................................................................64

Рис. 27. Модели представления знаний...............................................................................................................65

Рис. 28. Семантическая сеть................................................................................................................................65

Семантические сети..................................................................................................................................................66

Продукционная модель............................................................................................................................................66

Фреймовые модели...................................................................................................................................................66

Рис. 29. Пример фрейма.......................................................................................................................................66

Рис. 30. Структура типовой экспертной системы..............................................................................................67

По связи с реальным масштабом времени...............................................................................................................67

По степени интеграции............................................................................................................................................67

26. Поддержка творческой деятельности человека.................................................................................68

Пространство планирования....................................................................................................................................69

Содержательное пространство................................................................................................................................69

Пространство аргументации....................................................................................................................................69

Риторическое пространство.....................................................................................................................................69

27. Интеллектуальные информационные системы.................................................................................70

Рис. 31. Структура интеллектуальной ИПС.......................................................................................................71

Рис. 32. Библиографическая карточка, заполняемая на каждый текстовый документ...................................72

Заключение........................................................................................................................... 75

Литература.....................................................................................................................................................76

Именной и предметный указатель.................................................................................... 79

Содержание........................................................................................................................... 83

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 4

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 5

Введение

Знаменитый детектив Шерлок Холмс обладал, как известно, необыкновенной способностью зорко

подмечать в окружающем мире такие факты и явления, которые другим людям представлялись совершенно

незначительными, не стоящими особого внимания. Известно также, что во многих случаях именно такого рода

факты позволяли легендарному сыщику путем логических рассуждений восстанавливать в полной мере

картину случившегося, находить ключ к решению запутанных задач.

Однажды на вопрос доктора Ватсона, почему при своем неплохом зрении он часто не замечает того, что

видит Холмс, последний ответил: «Вы смотрите, но вы не наблюдаете, а это большая разница».

Действительно, наблюдать - это не просто пассивно созерцать происходящее, это значит, прежде всего, делать

правильные выводы из увиденного, затем - сопоставлять полученные факты с уже известными, находить

аналогии и т.д. Наблюдательность, как и всякую другую способность, человек может развивать и

совершенствовать. Шерлок Холмс выработал ее у себя долгими годами тренировок.

Наблюдательность нужна не только детективам, Многие профессии связаны с необходимостью принимать

решение на основе результатов наблюдений. Например, с древних времен охотникам для успешной охоты

нужно было уметь читать следы зверей, находить дорогу по различным приметам -зарубкам на деревьях,

отдельно лежащим камням и т.д. Скотоводы и земледельцы должны уметь предсказывать погоду по

природным явлениям. Мореплавателям всегда было важно умение ориентироваться по звездам и солнцу.

Врачи по едва заметным признакам отклонения от нормы ставят больному диагноз... Этот список можно было

бы продолжить.

Да и в повседневной жизни каждый из нас постоянно попадает в ситуацию, когда нужно сориентироваться

в окружающей обстановке и принять то или иное решение. То, насколько правильным оно окажется, во

многом зависит от нашей наблюдательности, а точнее, от нашей способности осмыслить увиденное и

услышанное. В одних случаях ошибка при принятии решения не приводит к катастрофическим последствиям

(например, при покупке товара мы не обратили внимания на то, что срок годности, указанный на этикетке,

давно истек). В других - ошибка может дорого обойтись (при выезде на перекресток водитель не заметил

запрещающего сигнала светофора).

Умение действовать сообразно обстановке особенно необходимо в случае, когда какая-либо

работа выполняется коллективно. Здесь ошибочные действия одного человека могут свести на нет усилия

всех остальных. Поэтому люди с древнейших времен старались найти средства, помогающие им действовать

согласованно. С этой целью они уже на ранних этапах своего развития стали придумывать способы

обмениваться различными знаками, с помощью которых становилась возможной их совместная деятельность.

Первобытные люди для этого пользовались простейшими системами знаков, основанными на жестах,

мимике, нечленораздельных звуках криках. В дальнейшем появилась устная речь, постепенно сформировался

разговорный язык — стихийно возникшая в человеческом обществе система дискретных, членораздельных

звуковых знаков. Затем возникла письменность, письменная форма речи.

По мере развития общества появляются новые и совершенствуются старые системы знаков. Необхо-

димость в новых знаковых системах возникает потому, что имеющиеся на данном этапе средства и способы

коммуникации уже перестают удовлетворять возросшие потребности человека. Ведь каждый новый предмета

быта, новый инструмент, каждая новая технология требуют каких-то знаков для их обозначения, описания. В

результате в разговорном языке появляются новые слова, а старые слова при этом наполняются новым

содержанием, новым смыслом.

Изменяя окружающую среду, человек постоянно совершенствовал свои орудия труда, он создавал

новые предметы быта и при этом совершенствовался сам, приспосабливаясь к новой обстановке. Важную,

если не важнейшую, роль в этом процессе играли и продолжают играть создаваемые человеком знаковые

системы. Неудивительно поэтому, что вопросы, связанные с природой знаковых систем и с возникновением

языков общения, с древнейших времен интересовали ученых.

Человек живет в мире знаков, пользуется знаками и в определенных ситуациях сам как бы является знаком.

Походка человека, особенности фигуры, тембр голоса, прическа — вот неполный набор признаков, по

которым мы сразу определяем знакомого, хорошо известного нам человека среди множества других людей.

Одежда человека, его манера поведения многое могут рассказать о самом человеке тому, кто умеет не только

смотреть, но и наблюдать (вспомним Шерлока Холмса).

Наука, занимающаяся изучением знаков, знаковых систем и языков, созданных на их основе, называется

семиотикой.

Одной из важнейших знаковых систем, созданных человеком, являются естественные, или разговорные,

языки (по некоторым данным, языков народов мира существует от 2,5 до 5 тысяч). Однако семиотика, как

общая наука о знаках, занимается изучением не только естественных языков. В ее орбиту попали такие

явления культуры, как кино, театр, живопись, архитектура и т.д. Более того, как было сказано выше, и сам

человек является объектом изучения семиотики.

Поскольку знак есть носитель информации, семиотика имеет большое прикладное значение при

исследовании и проектировании знаковых систем, используемых в процессах передачи и обработки

информации. Прикладные разработки идут по двум основным направлениям. Первое — это создание

искусственных языков, позволяющих удобно алгоритмизировать процессы обработки информации (например,

языков программирования, языков для индексирования документов и т.п.). Второе направление - это создание

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 5

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 6

алгоритмов, обеспечивающих обработку текстов на естественном языке (машинный перевод, автоматическое

индексирование и реферирование, перевод с естественного языка на формальный и т.п.).

Цель данной книги - познакомить читателя с тем, чем занимается и какие задачи ставит перед собой на

современном этапе своего развития семиотика.

ЧЕЛОВЕКА

Коммуникативный процесс

Коммуникативный процесс состоит в обмене информацией между общающимися сторонами. Отметим,

что уже в начале 70-х годов XX в. было высказано мнение о том, что на этот процесс нельзя непосредственно

переносить идеи и методы мате-

Рис. 1. Классификация видов общения

магической теории связи или общей теории информации. Это связано с тем, что:

1) поскольку в процессе общения мы имеем дело с активными партнерами, правомерно говорить не только

о движении информации по направлению друг к другу, но и о ее формировании, уточнении и развитии с

учетом ориентировки на партнера, а также получения сигнала обратной связи о своем поведении;

2) в процессе обмена информацией имеет место коммуникативное воздействие на поведение партнеров.

Эффективность коммуникации определяется тем, насколько удалось это воздействие;

3) коммуникативное влияние как результат обмена информацией проявляется лишь тогда, когда партнер,

направляющий информацию (коммуникатор), и партнер, принимающий ее (реципиент), обладают единой или

сходной системой кодирования и декодирования сообщений. Ввиду того что коммуникатор и реципиент

постоянно меняются местами, весьма важно, чтобы знаки и закрепленные за ними значения (в основном

денотативные) были известны участникам коммуникативного процесса. При этом следует подчеркнуть, что

помимо знания языка общения партнеры должны обладать одинаковым или близким пониманием ситуации

общения, что возможно лишь в случае включения в некоторую общую для его участников деятельность.

Интерактивный процесс

Интерактивный процесс связан с организацией деятельности, протекающей между общающимися

партнерами. В процессе общения необходимо не только обмениваться информацией, но и орга-

низовывать обмен действиями, планировать общую деятельность.

Изучение механизмов взаимодействия партнеров показывает, что эффективность общения зависит от

степени знания партнеров друг друга. Иными словами, успех общения определяется тем, насколько полно

формируется образ партнера по общению, точность которого предопределяет эффективность совместной

деятельности. Вступая в общение друг с другом, партнеры пытаются «прочитать» друг друга путем

расшифровывания внешних данных. Возникающие при этом впечатления играют важную регулятивную

(контрольную и управляющую) роль при общении в связи с тем, что в процессе познания партнера

формируется, развивается и сам познающий индивид, а также по той причине, что точностью «прочтения»

другого партнера определяется успех совместных с ним действий.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 7

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 8

Перцептивный процесс

Перцептивный процесс организует восприятие друг друга партнерами по общению и установление на

этой основе взаимопонимания. С позиции перцептивного аспекта в процессе общения одновременно

происходят несколько процессов: эмоциональная оценка друг друга, попытка понять поступки партнера,

построение стратегии поведения и т.д.

В общении участвуют как минимум два партнера, и каждый из них в той или иной степени проявляет свою

активность. В связи с этим при построении стратегии взаимодействия каждому из них приходится принимать

во внимание потребности, установки, мотивы другого. Таким образом, в процессе

общения каждому партнеру приходится осознавать себя через другого, и это осознание имеет две стороны:

идентификацию и рефлексию. В социальной психологии под идентификацией понимается отождествление

себя с другим человеком. В практическом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов

познания и понимания партнера в процессе общения.

Специалисты в области информатики все больше склоняются к выводу о важности перцептивного аспекта

общения человека с компьютером. Высказываются мнения, что в недалеком будущем благодаря развитию

методов и техники дизайна суперкомпьютеры станут более близкими к человеческой манере общения

(включая реакцию на прикосновение, жесты, речь и даже на нечто вроде зрительного контакта). В частности,

высказывается предположение, что, создавая более реалистичные изображения, компьютеры следующего

поколения позволят также непосредственно манипулировать этими изображениями и испытывать тактильные

и силовые ощущения (системы виртуальной реальности).

Таблица 1. Особенности познавательных процессов, присущих человеку

Левое полушарие Правое полушарие

Расщепление субъекта и объекта, анализ «Вживание в образ», синтез

Склонность к схематизации, к выявлению

«общего»

Интерес к индивидуальным осо-

бенностям, к деталям

Дедукция Индукция с опорой на интуицию

Однозначность интерпретации текста Многозначность интерпретации текста

Линейность, дискретность представления

информации

Нелинейность, целостность пред-

ставления информации, идентификация

фигур, восприятие и оценка формы,

расстояния, глубины, пространственных

отношений

Создание образов по фиксированным

правилам, формальность получения

результата

«Углубление» в свойства целостного

объекта, поиск физического смысла,

выявление нового

Нацеленность на поиск средств Выяснение и выявление целей,

созерцательность

Нацеленность в будущее Экскурсы в прошлое

Удовлетворенность имеющейся или

созданной моделью, хорошее отношение к

придуманному, искусственному

Недостаточность любой модели,

стремление к сущности познаваемого

объекта, неудовлетворенность

достигнутым

Поиск истины в диалоге с другими

людьми

Индивидуализм творчества

У различных людей по-разному проявляется функциональная асимметрия головного мозга. У одних лучше

развит вербальный механизм мышления, у других - образный. К тому же внутренний диалог между правым и

левым полушариями также может протекать по-разному. У одних людей оба полушария работают синхронно,

помогая и дополняя друг друга, у других - менее согласованно, иногда даже мешают друг другу.

Люди, у которых доминирует левое полушарие мозга, имеют склонность к логическому мышлению,

занятию точными науками, такими, как математика, физика и т.д. Выдающийся русский физиолог Иван

Петрович Павлов (1849-1936) метафорически именовал таких людей «учеными».

Те же, у кого доминирует правое полушарие, склонны к образному мышлению. Павлов называл таких

людей «художниками». Им более присуща любовь к природе, к различным видам искусств, склонность к

спортивным занятиям. Они обладают хорошей интуицией, хорошо ориентируются в прошлом и настоящем.

Понятие интуиции тесно связано с образным мышлением. Человек иногда не может объяснить, почему в

данной ситуации он принял то или иное решение. Некоторые при этом говорят: «Подсказал внутренний

голос». Но скорее всего принятое решение — результат работы правого полушария, отыскавшего в глубинах

памяти подходящую для данного случая ассоциацию.

Ученые давно заметили, что творческое мышление часто протекает в невербальной форме и

бессознательно. Так, например, Альберт Эйнштейн (1879-1955) утверждал, что «подлинной ценностью

является, в сущности, только интуиция» [61]. Об этом же говорил французский математик Анри Пуанкаре

(1854-1912): «...для того, чтобы создать геометрию или какую бы то ни было науку, нужно нечто другое, чем

чистая логика. Для обозначения этого другого у нас нет иного слова, кроме слова интуиция» [47].

ЗНАКОВЫХ СИСТЕМАХ

Основные понятия семиотики

Понятие знака является одним из основных в информатике и в науке вообще. Как и понятие информации,

понятие знака относится к фундаментальным, предельно общим, в философии их называют категориями.

Исчерпывающего, универсального определения таким понятиям дать нельзя, можно лишь раскрыть их смысл

и содержание применительно к тем или иным областям человеческой деятельности или к конкретным

ситуациям. Примером тому является термин «информация», который по-разному трактуется в таких науках,

как теория связи, биология, социология и т.д.

В семиотике знак понимается в широком смысле как материальный объект, которому при опреде-

ленных условиях (как говорят ученые: образующих знаковую ситуацию) соответствует некое «значение»,

могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или

сказочным существом, абстрактным понятием.

Важным свойством знака является то, что он может обозначать или замещать не единичный объект или

конкретное явление, а целое множество объектов или явлений. В связи с этим вводится понятие объема знака.

Чем больше конкретных объектов реального мира представляет данный знак, тем больше его объем.

Например, слово «дерево» как языковой знак имеет значительно больший объем, чем слово «береза».

Совокупность обозначаемых знаком объектов именуется его денотатом.

Другим, не менее важным, свойством знака является его способность вызывать у человека представления о

характере обозначаемого знаком объекта или явления. Совокупность сведений (знаний) об обозначаемом

объекте и его связях с другими объектами называется концептом знака.

Любой знак (будь то слово, графический символ или звуковой сигнал) может мыслиться не только в связи

с обозначаемым им, но и в связи с тем, какой смысл может быть приписан этому знаку. На рис.4 показан так

называемый треугольник Фреге (по имени немецкого математика и логика Готлиба Фреге (1848-1925)),

отражающий двойственную природу знака [59]. Концепт - это, с одной стороны, информация, которую несет

знак, а с другой - это сумма знаний об обозначаемом этим знаком объекте.

Рис. 4. Триада: знак (S)-концепт (С)-денотат (D)

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 19

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 20

Отношение между знаком и предметом (на рис.4 обозначено как Rsd, рядом со стрелкой, направленной от

S к D) - это отношение знак-предмет. Множество определений, устанавливающих соответствие между

набором знаков и обозначаемыми ими сущностями, то есть отношения типа Rsd, образуют словарь данной

знаковой системы или языка.

Знаковой системо

Знаковой системой называют множество знаков, отличающихся между собой по крайней мере по одному

какому-нибудь признаку, вместе с набором правил использования этих знаков при передаче сообщений

(информации). Знаковая система, упорядоченная набором синтаксических, семантических и прагматических

правил, образует язык - систему коммуникационных знаков.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 20

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 21

Рис. 7. Классификация систем знаков

Информационные возможности знаковой системы значительно шире, чем возможности составляющих ее

элементов, взятых по отдельности. Дело в том, что смысл передаваемого сообщения может зависеть не только

от наличия в нем того или иного знака, но и от того, какую комбинацию они образуют. Комбинация знаков

тоже является знаком, который в этом случае называется составным, или сложным. Например, в естественном

языке знаками являются буквы алфавита, из которых образуются сложные составные знаки - слова,

предложения. Любой текст, написанный на каком-либо естественном (разговорном) языке, является сложным

знаком.

Одна из возможных схем классификации знаков представлена на рис.7. На ней отображены виды и

взаимосвязь основных знаковых систем, используемых человеком в процессе общения. Как видно из этой

схемы, все знаки условно делят на конвенциональные, образные и натуральные.

Натуральные (естественные) - знаки

Натуральные (естественные) - знаки, которые имеют естественное происхождение. С натуральными

знаками человек имел дело на самых ранних ступенях своего развития: это явления природы (гром, молния),

следы зверей, отдельные предметы, служащие ориентирами, звезды на небе и т.д. К естественным знакам

также можно отнести различные коллекции предметов (например, минералов), произведения декоративного

искусства.

Для натуральных, или естественных, знаков характерна, во-первых, тесная связь между предметом

(явлением), выступающим в роли обозначающего знака, и свойствами тех предметов и явлений, на которые он

указывает. Во-вторых, они обозначают вполне конкретную, реально существующую совокупность вещей или

явление природы.

Образные знаки

Образные знаки, в отличие от естественных, уже не являются частью того, что они обозначают, хотя

внешняя схожесть знака с обозначаемым им предметом остается. Так, например, нарисованные на вывеске

расческа и ножницы однозначно указывают на характер заведения любому человеку, независимо от того, на

каком языке он говорит.

Понятие образного знака тесно связано с понятием символа. Это слово имеет много значений. В

математике, логике, других точных науках оно упо-

требляется как синоним слова «знак». В других случаях - в искусстве, художественной литературе или,

например, в религии - символ понимается как некий образ, представленный знаком и одновременно как знак,

за которым скрываются неисчерпаемые свойства образа. На символических, образных знаках построены

танцевальное и прикладное искусства, театр мимики и т.д. Художественные символы широко используются в

литературе, поэзии, религиозных мифах.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 21

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 22

Конвенциональные знаки

Конвенциональные знаки представляют собой наиболее представительную группу. На их основе строятся

естественные и формальные языки и системы записи. К последним относятся, например, шахматная нотация,

цветовые коды, нотная запись.

Множество знаков, дополненных набором синтаксических, семантических и прагматических правил,

образуют систему, на которой строится тот или иной язык общения. Различают языки естественные, воз-

никшие стихийно на определенном этапе развития человека, и искусственные, специально разработанные для

конкретных целей (язык формальной логики, математический язык, языки программирования, ин-

формационно-поисковые, языки библиографических описаний и др.). Кроме того, существуют языки, осно-

ванные на системах образных знаков (язык музыки,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.012 с.)