ТОП 10:

Особенности восприятия информации человеком



В процессе постоянной борьбы за выживание люди с древнейших времен старались не оставаться

безоружными, создавали и совершенствовали самые разнообразные орудия и инструменты. Раз-

личные знаковые системы также можно отнести к таким инструментам, возможно, даже к самым не-

обходимым. Если орудия труда - это средства трудовой деятельности человека, то знаки и знаковые системы -

это средства информационной деятельности.

Строение мира, в котором происходила эволюция человека, его фундаментальные свойства определили

собой и внешнее строение, и все уровни функционирования Homo Sapiens. Один из итогов взаимодействия

человека с окружающим миром — феномен асимметрии человека. Анатомически симметричные органы

движения функционально асимметричны: у большинства людей более развита правая рука, которой они

предпочитают делать сложные движения, спортсмен отталкивается при прыжке одной и той же ногой.

Симметрично расположенные глаза и уши видят и слышат по-разному: один из парных органов играет

большую роль в восприятии, чем другой.

Высшим проявлением нарушения равенства функций парных органов стала асимметрия больших

полушарий головного мозга и обеспечиваемой ими психической деятельности человека. Ученые установили,

что головной мозг человека обладает ярко выраженной функциональной асимметрией: левое полушарие

«отвечает» за формально-логическую, абстрактную сторону мышления, а правое - за интуитивно-образную

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 10

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 11

(см. рис. 3). Естественно, мозг при этом функционирует как единое целое и оба полушария взаимно

дополняют друг друга. Между полушариями постоянно происходит внут-

ренний диалог: «рассуждения» на вербальном уровне сопровождаются формированием образов и,

наоборот, возникновение тех или иных образов стимулирует логическое мышление.

Рис. 3. Две стратегии обработки информации человеком

Левое полушарие головного мозга отвечает за вербальный способ общения и обработки информации. От

него зависит, насколько человек владеет разговорным языком, в частности каковы у него словарный запас,

логическое мышление, способность к идеализации и обобщению. Именно благодаря работе левого полушария

человек может рассуждать о самых абстрактных вещах, о процессах и

явлениях, происходящих в микромире и в самых дальних уголках вселенной.

Вербальное мышление обусловлено способностью человека к формализации, обобщению. Оно тесно

связано с естественным языком, речью. Протекает во времени в виде цепочки логически связанных

дискретных речевых знаков.

С помощью вербального Мышления и логических рассуждений человек способен проанализировать

ситуацию, сделать прогноз на будущее. Исходными данными для анализа ситуации могут быть либо сведения,

поступающие в виде сообщений на естественном языке в устной или письменной форме (вербальная

информация), либо образы, возникающие в правом полушарии мозга (невербальная информация).

Работа правого полушария головного мозга связана с практически мгновенной оценкой ситуации,

окружающей обстановки. Правое полушарие формирует образы, отражающие реальный мир, вернее, ту его

часть, которая находится в непосредственной близости, в пределах досягаемости органов чувств человека.

Выглянув в окно, человек сразу, одномоментно оценивает обстановку: какая сейчас погода, кто во что одет

и т.д. По фотографии человек сразу узнает знакомый пейзаж, по тембру голоса мгновенно определяет, кто

звонит ему по телефону. Все это примеры образной, правополушарной обработки информации.

Отличительной особенностью обработки информации правым полушарием является то, что она

носит не дискретный, а непрерывный характер. Зрительные образы имеют протяженность в пространстве,

звуковые (музыка, пение птиц и т.д.) - во времени. Способность формировать образы - результат эволюции,

результат накопления многовекового опыта человечества. Поэтому иногда говорят, что правополушарные

способы обработки информации идут из прошлого, а левополушарные направлены в будущее.

Образное мышление связано не только с чувственным восприятием реального мира. Мгновенно

ориентироваться в окружающей обстановке человек может благодаря памяти, где зафиксирован весь его

предыдущий индивидуальный опыт и опыт предшествующих поколений.

Во многих случаях невозможно исчерпывающе описать словами изображение (фотографию, произведение

живописи), звуки (например, пение соловья), запахи, вкусовые ощущения. С другой стороны, хорошо

известно, что удачный рисунок в книге значительно полнее передает смысл обсуждаемого вопроса, чем его

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 11

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 12

словесное описание. Это говорит о том, что для человека в равной степени важны оба механизма мышления -

и абстрактно-логический, и наглядно-образный.

Изучение многочисленных литературных источников (особо следует отметить работы [14], [32], [38])

позволило выявить основные признаки, характеризующие особенности познавательных процессов, присущих

левому и правому полушариям мозга. Эти признаки представлены следующей таблицей:

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 12

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 13

Таблица 1. Особенности познавательных процессов, присущих человеку

Левое полушарие Правое полушарие

Расщепление субъекта и объекта, анализ «Вживание в образ», синтез

Склонность к схематизации, к выявлению

«общего»

Интерес к индивидуальным осо-

бенностям, к деталям

Дедукция Индукция с опорой на интуицию

Однозначность интерпретации текста Многозначность интерпретации текста

Линейность, дискретность представления

информации

Нелинейность, целостность пред-

ставления информации, идентификация

фигур, восприятие и оценка формы,

расстояния, глубины, пространственных

отношений

Создание образов по фиксированным

правилам, формальность получения

результата

«Углубление» в свойства целостного

объекта, поиск физического смысла,

выявление нового

Нацеленность на поиск средств Выяснение и выявление целей,

созерцательность

Нацеленность в будущее Экскурсы в прошлое

Удовлетворенность имеющейся или

созданной моделью, хорошее отношение к

придуманному, искусственному

Недостаточность любой модели,

стремление к сущности познаваемого

объекта, неудовлетворенность

достигнутым

Поиск истины в диалоге с другими

людьми

Индивидуализм творчества

У различных людей по-разному проявляется функциональная асимметрия головного мозга. У одних лучше

развит вербальный механизм мышления, у других - образный. К тому же внутренний диалог между правым и

левым полушариями также может протекать по-разному. У одних людей оба полушария работают синхронно,

помогая и дополняя друг друга, у других - менее согласованно, иногда даже мешают друг другу.

Люди, у которых доминирует левое полушарие мозга, имеют склонность к логическому мышлению,

занятию точными науками, такими, как математика, физика и т.д. Выдающийся русский физиолог Иван

Петрович Павлов (1849-1936) метафорически именовал таких людей «учеными».

Те же, у кого доминирует правое полушарие, склонны к образному мышлению. Павлов называл таких

людей «художниками». Им более присуща любовь к природе, к различным видам искусств, склонность к

спортивным занятиям. Они обладают хорошей интуицией, хорошо ориентируются в прошлом и настоящем.

Понятие интуиции тесно связано с образным мышлением. Человек иногда не может объяснить, почему в

данной ситуации он принял то или иное решение. Некоторые при этом говорят: «Подсказал внутренний

голос». Но скорее всего принятое решение — результат работы правого полушария, отыскавшего в глубинах

памяти подходящую для данного случая ассоциацию.

Ученые давно заметили, что творческое мышление часто протекает в невербальной форме и

бессознательно. Так, например, Альберт Эйнштейн (1879-1955) утверждал, что «подлинной ценностью

является, в сущности, только интуиция» [61]. Об этом же говорил французский математик Анри Пуанкаре

(1854-1912): «...для того, чтобы создать геометрию или какую бы то ни было науку, нужно нечто другое, чем

чистая логика. Для обозначения этого другого у нас нет иного слова, кроме слова интуиция» [47].







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.234.237 (0.012 с.)