Сигналы в животном мире и речевое общение человека 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сигналы в животном мире и речевое общение человека



В животном мире звуки как средство коммуникации широко распространены. Вероятно, каждому

приходилось слышать трели соловья, пение петуха, ржание лошади. То, что звуки, издаваемые животными,

являются сигналами, несомненно: они заметно различаются в зависимости от ситуации. В моменты опасности

животные издают одни звуки, при поисках пищи - другие, в брачный период - третьи.

Способность животного издавать те или иные звуки и реагировать на них развивалась в процессе

эволюции. Звук как средство передачи информации позволял приспосабливаться к жизни в условиях

определенной среды обитания. Способность издавать звуки - своеобразный защитный механизм, помогающий

животному выжить самому и сохранить свое потомство. Ее можно сравнить со способностью некоторых видов

животных менять окраску в момент опасности.

Важно то, что каждый звук, который издает животное,- это его реакция на вполне определенную ситуацию.

Кроме того, это способ передавать информацию сородичам. Другое животное, услышав этот звук, реагирует

на него: определяет направление/куда надо двигаться, подает ответные сигналы. Таким образом, если считать

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 26

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 27

звуки, которые животные используют для коммуникации, знаками, то, во-первых, это знаки, созданные самой

природой, а, во-вторых, эти знаки обозначают сами себя.

Зададимся теперь вопросом: в чем же состоит основная особенность речевой деятельности, чем речь

человека принципиально отличается от звуков, которыми обмениваются животные?

Вопрос о том, как человек научился говорить, всегда интересовал ученых. Еще в IV в. до н. э. древ-

негреческий философ Платон в своем диалоге «Кратил» упоминает о теории, согласно которой древние люди

сопровождали жесты, движения рук, головы и т.д. эмоциональными возгласами. Люди привыкали к постоянно

повторявшимся в аналогичных ситуациях возгласам, и постепенно эти возгласы приобрели самостоятельное

значение, получили определенный смысл. Так в языке появились первые простые слова, к которым затем

присоединялись все новые и новые.

Человек, в отличие от животного, сам создает знаки и знаковые системы. Но главное заключается не в том,

что человек может придумать знаки для обозначения предметов и явлений, а в том, что эти знаки могут

обозначать не только единичные предметы или конкретные явления, но и классы предметов или явлений. Это

возможно благодаря способности человека к обобщению, которая полностью отсутствует у животных.

Психолог Выготский отмечал: «Для того чтобы передать какое-либо переживание или содержание

сознания другому человеку, нет другого пути, кроме отнесения передаваемого содержания к известному

классу, это непременно требует обобщения. Таким образом, высшие, присущие человеку формы

психологического общения возможны

только благодаря тому, что человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность» [10].

Лингвист Бодуэн де Куртенэ говорил, что «звуки, издаваемые животными, обладают одной общей всем им

чертой: они самой природой соответствующих животных организмов предназначены для того, чтобы

выражать именно то, что они в действительности выражают. Между тем слова, принадлежащие собственно

человеческому языку, отличаются способностью принимать всё новые значения. Характер необходимости им

совершенно чужд. Им не соответствует во внешнем мире ничего непосредственно чувственного» [6]. Здесь

имеется в виду, что функциональная специфика слова естественного (разговорного) языка не сводится к его

материальной форме, доступной для непосредственного восприятия.

Человек реагирует не на комбинацию звуков, из которых складывается то или иное слово, а на образ,

возникающий у него в сознании, когда он слышит это слово. В этом принципиальное отличие человека от

животного.

Итак, находясь на самой высокой ступени развития жизни на Земле, благодаря своему разуму человек

способен, познавая предметы и явления окружающего мира, обобщать и выделять в них существенные

признаки, закреплять их в своем сознании в виде тех или иных образов.

Человек познает мир не только на основе собственного опыта, но и в большей степени благодаря общению

с другими людьми. Общение является не-

обходимым условием развития и каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. Как уже было

отмечено в первой главе, именно общение является той движущей силой, которая позволяет человеку

переходить на все более высокие ступени своего развития. Поэтому можно утверждать, что возникновение

языка как системы дискретных членораздельных звуковых знаков есть явление социальное.

Великий русский ученый М.В. Ломоносов сказал об этом так: «... если бы каждый член человеческого рода

не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел

течения, которое соединением наших мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей,

рассыпанных по лесам и по пустыням» [27].

Из сказанного выше следует, что:

1. Естественный язык - исторически сложившаяся в человеческом обществе и постоянно развивающаяся

система дискретных, членораздельных звуковых знаков. Как средство общения язык - явление социальное.

2. Речь - реализация языка, конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую

форму (в частности, и внутреннее, мысленное проговаривание). Речь - явление сугубо индивидуальное.

3. Слово основная единица языка, служащая для именования предметов и их свойств, явлений,

отношений действительности.

4. Только человек способен мысленно представить себе «означаемое» речевым знаком, связать

одно понятие с другим, выявить смысл всей фразы в целом и осознанно принять то или иное решение. В

настоящее время проблеме речевого общения уделяют значительное внимание не только философы и ученые-

языковеды, но и психологи, социологи, физиологи, специалисты других научных направлений. Исследования

в этой области представляют не только теоретический интерес, но имеют и большое практическое значение. В

частности, усилия психологов и физиологов направлены на решение таких проблем, как общение людей,

страдающих различными речевыми расстройствами, обучение глухих и глухонемых детей. Лингвисты и спе-

циалисты в области искусственного интеллекта разрабатывают системы автоматического распознавания речи,

изучают возможности создания систем автоматического перевода с одного языка на другой и т.д.

Язык как знаковая система

Естественный, или разговорный, язык является наиболее сложной и развитой знаковой системой,

созданной человеком. Язык обладает не только исключительной сложностью строения и огромным набором

знаков (букв, слогов, слов, предложений, текстов), но и практически неограниченной семантической

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 27

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 28

мощностью, то есть способностью к передаче смысловой информации относительно любой области

наблюдаемых или воображаемых фактов.

С древних времен люди изучают особенности развития языка как системы речевых знаков [1]. Це-

лостная система знаний о языке была создана стоиками — последователями философской школы эпохи

эллинизма, основателем которой считается Зенон из Китиона (336-264 гг. до н. э.). Стоики исследовали

проблемы общей философии языка, его грамматического строя, принципы описания правил языка,

происхождение слов. Ими был введен термин «логика» как название учения о внутреннем и внешнем слове-

«логосе», то есть о мысли и о словесной ее форме. Логика подразделялась на диалектику (наука о правильном

рассуждении) и риторику (наука об умении говорить красиво).

В конце XIX и начале XX в. сформировался семиотический подход к изучению языка, во многом ос-

нованный на идеях Соссюра. Фундаментальный характер в этом подходе имели два основных момента. Во-

первых, противопоставление языка и речи, во-вторых - различие между двумя методами изучения языка:

синхронном (изучение среза языка, взятого в определенный исторический момент) и диахронном (изучение

изменений в языке в процессе его развития).

Противопоставляя язык речи Соссюр прежде всего имел в виду то, что язык - явление социальное, а речь -

сугубо индивидуальное: «... язык -это грамматическая система, виртуально существующая у каждого в мозгу,

точнее сказать, у целой совокупности индивидов, ибо язык не существует полностью ни в одном из них, он

существует в полной мере лишь в коллективе». И далее: «Язык представляет собою социальный аспект

речевой деятельности, внешний по отношению к индивиду,

который сам по себе не может ни создавать его, ни изменять. Язык существует только в силу своего рода

договора, заключенного членами коллектива» [54].

Язык, таким образом, предстает перед нами как некая абстрактная знаковая система, в то время как любой

текст, являясь результатом творчества отдельного человека, имеет характер конкретной знаковой системы.

Соссюра, как ученого-лингвиста, интересовали исследования именно языка: «Язык, отличный от речи,

составляет предмет, доступный самостоятельному изучению. Мы не говорим на мертвых языках, но мы

отлично можем овладеть их механизмом. Что же касается прочих элементов речевой деятельности, то наука о

языке вполне может обойтись без них; более того, она вообще возможна лишь при условии, что эти прочие

элементы не примешаны к ее объекту» [54].

В первой половине XX в. многие языковеды старались выявить внутренние связи и отношения между

элементами языковой системы, обеспечивающие ее целостность в данный период развития. На основе

подходов к языку, развитых Соссюром и Бодуэном де Куртенэ, формируются новые исследовательские

программы и принципы, основанные на приоритете синхронического анализа языка. В языкознании

складывается структурное направление, в котором язык начинает рассматриваться прежде всего как одна из

знаковых систем, и на его исследование распространяется семиотический принцип, требующий учитывать при

анализе каждого из элементов знаковой системы те его признаки, благода-

ря которым он отличается от всех других элементов данной системы и сохраняет тождество самому себе во

всех его индивидуальных реализациях.

Язык предстает как сложная многоуровневая система, включающая в себя множество взаимосвязанных и

взаимообусловленных дискретных элементов. Преимущественное внимание представители нового

направления уделяли не только самим языковым элементам, но и связям между этими элементами,

возникающим в процессе функционирования языка. Язык, таким образом, сводится в большей или меньшей

степени к структуре, то есть сети отношений между ее элементами. Выявляется зависимость языкового

элемента от системы в целом, от его места по отношению к другим элементам языка. Совокупность

различительных признаков элемента устанавливается через проверку его противопоставлений другим

элементам.

Знаковый характер языка был хорошо понятен русскому поэту Велимиру Хлебникову (1885-1922),

который писал: «Играя в куклы, ребенок может искренне заливаться слезами, когда его комок тряпок умирает,

смертельно болен; устраивать свадьбу двух собраний тряпок, совершенно неотличимых друг от друга, в

лучшем случае с плоскими тупыми концами головы. Во время игры эти тряпочки - живые, настоящие люди, с

сердцем и страстями. Отсюда понимание языка как игры в куклы; в ней из тряпочек звука сшиты куклы для

всех вещей мира. Люди, говорящие на одном языке, — участники этой игры. Для людей, говорящих на другом

языке, такие звуковые куклы просто собрание звуковых тряпо-

чек. Итак, слово - звуковая кукла, словарь - собрание игрушек» [60].

Стремясь применить методы точных наук к искусству, Хлебников пытался открыть на этом пути

возможность создания «сверхъязыка», названного им «общечеловеческой азбукой». Этот язык должен был не

разъединять, как многие из существующих языков, а объединять людей: «Языки изменили своему славному

прошлому. Когда-то, когда слова разрушали вражду и делали будущее прозрачным и спокойным, языки, шагая

по ступеням, объединили людей: 1) пещеры, 2) деревни, 3) племени родового союза, 4) государства - в один

разумный мир, союз меняющих ценности рассудка на одни и те же меновые звуки. Дикарь понимал дикаря и

откладывал в сторону слепое оружие. Теперь они, изменив своему прошлому, служат делу вражды и, как

своеобразные меновые звуки для обмена рассудочными товарами, разделили многоязыковое человечество на

станы таможенной борьбы, на ряд словесных рынков, за пределами которого данный язык не имеет хождения.

Каждый строй звучных денег притязает на верховенство, и, таким образом, языки как таковые служат

разъединению человечества и ведут призрачные войны».

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 28

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 29

И далее: «Если бы оказалось, что законы простых тел азбуки одинаковы для семьи языков, то для всей этой

семьи народов можно было бы построить новый мировой язык - поезд с зеркалами слов Нью-Йорк - Москва.

Если имеем две соседние долины с стеной гор между ними, путник может или взорвать эту гряду гор, или

начать долгий окружной путь.

Словотворчество есть взрыв языкового молчания, глухонемых пластов языка» [60].

Хлебников пытался вывести на первое место значимость звука, заявляя: «Слово живет двойной жизнью. То

оно просто растет как растение, плодит друзу звучных камней, соседних ему, и тогда начало звука живет

самовитой жизнью, а доля разума, названная словом, стоит в тени, или же слово идет на службу разуму, звук

перестает быть "всевеликим" и самодержавным: звук становится "именем" и покорно исполняет приказы

разума; тогда этот второй - вечной игрой цветет друзой себе подобных камней. То разум говорит "слушаюсь"

звуку, то чистый звук - чистому разуму. Эта борьба миров, борьба двух властей, всегда происходящая в слове,

дает двойную жизнь языка: два круга летающих звезд» [60].

Однако идея Хлебникова о создании общего языка для грядущего свободного человечества оказалась

утопической, как и мечта о всемирном братстве людей.

Н.В. Крушевский в своем очерке о проблемах языка на вопрос, почему люди с нормальными умственными

способностями довольно скоро и довольно легко научаются владеть языком, отвечает, что это связано с

системностью языка: «Усвоение и употребление языка было бы невозможно, если бы он представлял массу

разрозненных слов. Слова связаны друг с другом непосредственно: 1) ассоциацией по сходству и 2)

ассоциацией по смежности. Отсюда происходят гнезда или системы и ряды слов. Ассоциации сходства делают

возможным творчество в языке» [22].

Структурная лингвистика стала базой для формирования нового направления в языкознании - гене-

ративной лингвистики (от латинского generativus -рождающий, порождающий). Представление о языке как о

механизме, функционирование которого проявляется в речевой деятельности его носителей, привело к

созданию математической лингвистики -дисциплины, занимающейся разработкой формального аппарата для

описания строения естественных и некоторых искусственных языков. Разработка и изучение способов

математического описания так называемых «правильных» текстов (в первую очередь предложений) составляет

содержание одного из разделов математической лингвистики - теории описания синтаксических структур.

Благодаря успехам математической лингвистики были решены многие задачи в области машинного перевода,

получили развитие новые направления прикладной лингвистики. В структурном языкознании сформировался

ряд строгих методов, предназначенных для синхронического описания языка. Лингвисты стали использовать

математические методы исследования (математическая логика, теория множеств, топология, теория ал-

горитмов, теория графов, теория вероятностей, теория информации, математическая статистика и т.д.).

На первом этапе развития структурной лингвистики (20-50-е гг. XX в.) отмечаются такие особенности, как

повышенное внимание к структуре плана выражения как более доступной строгому описанию; игнорирование

роли социальных и психологических факторов в функционировании и варьировании языка.

Второй этап развития лингвистического структурализма (50-70-е гг.) характеризуют такие черты, как упор

на изучении содержательной стороны и динамических моделей языка; формирование метода

трансформационного анализа в грамматике; развитие метода компонентного анализа в лексикологии;

семантическое моделирование предложения; распространение структурных методов на лингвистическое

исследование текста, включая его грамматические и семантические свойства.

Лингвистический структурализм оказал заметное воздействие на смежные науки (литературоведение,

поэтику, искусствознание, этнологию, антропологию, историю, социологию, психологию и др.). Основные

понятия и принципы структурной лингвистики стали составной частью современной общей теории языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 548; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.252 (0.055 с.)