Метод манипулирования объектами на экране дисплея 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метод манипулирования объектами на экране дисплея



Сложные задачи, как правило, требуют выявления путей и способов их решения, изучения накопленного

опыта, расчленения их на простые и т.д. Люди, решая сложные задачи, вступают в беседу, обмениваются

мнениями, что обычно приводит к инсайту: появляются идеи решения задач, после чего партнеры по диалогу

начинают манипулировать символами, картинками, физическими объектами и т.п. с целью получения

результата.

Такой двухступенчатый способ может быть перенесен и на взаимодействие человека с компьютерной си-

стемой. Рассматриваемый подход состоит в том, чтобы

пользователь имел возможность общаться с интеллектуальным посредником, напрямую обращаться к миру

действий и заниматься непосредственным манипулированием объектами на экране. Со своей стороны по-

средник (компьютер) может выйти в реальный мир и вызвать определенные действия над объектами.

Такого рода пользовательский интерфейс является разговорным в смысле передачи пользователем

описания действий для реализации управляющей программой. В то же время на уровне реализации знаков,

входящих в команду, он воспринимается как модель мира, поскольку пользователь, предпринимая действия

путем ввода информации, сразу же видит их последствия. Таким образом, деятельность пользователя можно

рассматривать с позиции обеих метафор. С точки зрения разговорной метафоры компьютер завершает вы-

сказывание пользователя, с позиции же метафоры «модель мира» пользователь действует с объектами,

непосредственно манипулируя их изображениями на экране.

Метафора «компьютер как посредник»

С позиции данной метафоры компьютеры рассматриваются как канал, с помощью которого люди

осуществляют общение. Аналогами для компьютеров являются в этом случае не сами люди, а системы

коммуникации, играющие роль посредника, такие, как газеты, книги, аудиозаписи, кино- и видеофильмы,

телевидение.

По мнению П.Б. Андерсена [64], отличие данного подхода от восприятия компьютера как инструмента

заключается в исходных понятиях. Для рассматриваемой метафоры характерны такие понятия, как «пе-

редатчик» и «приемник»; отмечается важность риторического и эстетического аспектов общения.

Данная метафора и подход, основанный на понимании компьютера как инструмента, имеют и нечто общее,

сводящееся к тому, что людям и компьютеру приписываются разные роли. В процессе общения происходит

различение между знаковым средством (означающим) и значением (означаемым).

Знаковые средства могут состоять из букв, чисел, элементов, картинок, которые создаются различными

инструментами (средствами): пишущими машинками, карандашами, ножницами, клеем и т.д.

Однако уровень выражения отображает лишь один аспект процесса общения, другой обусловлен уровнем

содержания, имеющим дело с означаемым. Эти уровни взаимосвязаны, невозможно надлежащим образом

понять один из них без связи с другим. В процессе коммуникации один (или несколько) человек пытается

повлиять на изменение взглядов, умений, целей, отношений и т.д. другого (других) путем продуцирования

знаков. Информация, содержащаяся в высказывании передатчика, интерпретируется получателем на основе

языка, знания контекста и т.д. Из этого следует, что на уровне содержания инструментальный подход не

действует, поскольку на этом уровне не создается физическое изделие.

Некоторые авторы отмечают полезность использования этой метафоры при создании автоматизи-

рованных библиотечных систем, а также при создании систем, нацеленных на реализацию общения между

журналистами, редакторами и т.д.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 51

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 52

Наличие посредника играет важную роль, так как его состояние рассматривается как знак, интерпре-

тируемый получателем. Представление предметной области также важно для передатчика, но для приемника

это не имеет значения до тех пор, пока оно не будет отображено в структуре посредника.

При создании подобных средств представляет интерес требование к стандартизации, которое должно быть

по возможности ограничено, стандартизацию можно использовать только в случае достаточных-аргументов в

пользу эксплицитного представления информации. Кроме того, пользователи должны иметь возможность

модифицировать средства выражения при возникновении новых потребностей.

Здесь следует указать различие между метафорами «компьютер как партнер по диалогу» и «компьютер как

посредник». Если в первом случае на компьютер переносятся способности человека вести общение, то во

втором - различными пользователями или группами пользователей ведется общение с компьютером как с

посредником.

Рассмотренная метафора способствует объяснению функционирования систем, разрабатывающихся в

рамках первого направления, таких, как электронная почта, компьютерные конференции, обучение на

расстоянии, автоматизированные библиотечные системы и др. Вместе с тем следует сказать, что данная

метафора, основанная на представлениях общей теории общения, не позволяет учесть все,

что сделано психологией и эргономикой в области изучения пользователя, поскольку не учитывает че-

ловеческого фактора.

Иконические знаки — пиктограммы

Слово «пиктография» происходит от латинского слова pictus - нарисованный и греческого grápho -пишу.

Пиктографией или рисуночным письмом называется способ передачи сообщений в виде рисунка или

последовательности рисунков. Этим способом пользовались люди еще в эпоху неолита (8-10-е тысячелетия до

н.э.), задолго до возникновения письменности. Пользуются им и сейчас. Пиктограммами являются знаки

дорожного движения, условные обозначения на вывесках и т.д.

Интерес к пиктографии возрос с появлением персональных компьютеров и цветных графических дисплеев

с высокой разрешающей способностью. Пиктограммы стали одним из наиболее часто используемых

элементов пользовательского интерфейса современных программных средств.

Иногда вместо слова «пиктограмма» употребляют термин «иконический знак» (от греческого eikon -

изображение) или коротко — иконка. Пользовательский интерфейс, построенный на основе пиктограмм,

называется иконическим интерфейсом.

Проблемами, связанными с проектированием иконических знаков и их использованием для передачи

сообщений занимается наука иконика -одно из направлений компьютерной семиотики. В рамках этого

направления рассматриваются

способы построения простых для опознания графических образов, наилучшим образом отражающих смысл

тех или иных ситуаций с учетом особенностей зрительного восприятия информации человеком.

Пиктограммы можно классифицировать в зависимости от того, как графическое изображение соотносится

с тем объектом или явлением, которое оно представляет.

Пиктограммы, являющиеся изображениями обозначаемых объектов.

Пиктограммы, являющиеся изображениями обозначаемых объектов. Это обычные стилизованные

рисунки, в которых легко узнаются те или иные предметы. Примеры таких пиктограмм приведены на рис. 17.

Рис. 17. Пиктограммы, являющиеся изображениями предметов

Пиктограммы, указывающие на характер выполняемых действий.

Пиктограммы, указывающие на характер выполняемых действий. Если требуется обозначить

необходимость выполнения определенных действий, используются изображения предметов, ассоциируемых с

этими действиями (рис. 18).

Рис. 18. Пиктограммы, указывающие на характер выполняемых операций

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 52

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 53

Пиктограммы, использующие функциональную аналогию.

Пиктограммы, использующие функциональную аналогию. Для обозначения устройств, выполняющих

те или иные функции, служат изображения предметов, которые используются в быту для тех же целей (рис.

19).

Рис. 19. Пиктограммы, использующие функциональную аналогию



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 519; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.008 с.)