Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поддержка творческой деятельности человекаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В восьмидесятых годах XX в. было предложено несколько моделей определенного вида творческой деятельности человека - писательской. В одной из них на основе анализа протоколов «мыслей вслух» были выделены три основные составляющие процесса авторской деятельности: планирование, трансляция и заключительное редактирование. Результаты экспериментальных исследований подтвердили правильность такой декомпозиции, а также показали, что эти составляющие не являются последовательными стадиями, но проявляются на всем протяжении писательского процесса в разные периоды с разной частотой [70]. Модель, отражающая фундаментальные различия между опытными и начинающими литераторами, описана в работе [74]. В ней сделан акцент на роли знаний в писательском процессе и введено разли- чие между стратегией изложения знаний и стратегией их преобразования. Преобразование знаний по- нимается как взаимодействие между двумя проблемными пространствами: содержательным и риторическим. Под содержательным пространством подразумевается пространство генерации и структурирования знаний о предметной области создаваемого документа, которыми обладает автор, а планирование и формирование структуры документа осуществляются в риторическом пространстве. В этом же пространстве принимаются, например, решения о включении или исключении тех или иных сведений, переупорядочении фрагментов текста и т.д. Примером активной, основанной на использовании знаний системы поддержки писательской деятельности при создании и редактировании гипертекстов служит система SEPIA (по первым буквам слов Structured Elicitation and Processing of Ideas for Authoring - структурное выделение и обработка идей для авторской деятельности), разработанная в Дармштадтском институте интегрированных издательско-информационных систем (ФРГ). По мнению самих разработчиков, эта система обладает основным набором функциональных возможностей, характерных для рабочего места писателя будущего. Представляют интерес идеи, положенные в основу концепции данной системы. Прежде всего, как от- мечается в работе [68], наблюдение за авторами во время составления ими плана с использованием карандаша и бумаги показывает, что они широко используют собственные обозначения из различных закорючек и рисунков для отображения элементов структуры своих внутренних представлений. Как известно, обычные текстовые программы-редакторы не предоставляют возможностей для таких обозначений (типа грифельной доски). Работая с обычным текстовым редактором, автор записывает слова и предложения — строку за строкой. Если требуется построить схему (например, отражающую структуру документа), то для этого нужны специальные графические средства. Но главное здесь не в графических возможностях обычного текстового редактора, а в том, что он никак не связывает структурную схему с фактическим расположением текстового материала в документе — такая связь существует лишь в голове автора. Основная идея разработчиков системы SEPIA как раз и состоит в том, чтобы предоставить пользователю пространство для создания схем из специализированных обозначений для элементов и отношений между ними (и, следовательно, гиперструктур из узлов и связей) и осуществления операций над этими структурами, соответствующих мысленным операциям процессов писательской деятельности и аргументации. Эта цель достигается предоставлением набора «пространств видов деятельности», реализованных в форме специализированных окон, различных по структуре и функциям. Количество разных поддерживаемых видов деятельности и набор функциональных возможностей определяются с использованием познавательных моделей писательской деятельности и с учетом специфики конкретных задач. Примерами являются: режим генерирования и структурирования идей по данной предметной области (содержательное пространство), режим определения типа/структуры со- здаваемого документа (риторическое пространство) и режим изложения/аргументации (пространство аргументации). Соответственно писательская деятельность раскладывается на ряд специализированных видов деятельности, для каждого из которых создается особое пространство. Элементы пространств видов деятельности не являются содержанием проблемы. Они функционируют в качестве объектов деятельности по решению проблем, и субъект решения проблемы может непосредственно ими манипулировать. Всего определено четыре типа пространств. Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 68 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 69 Пространство планирования Пространство планирования позволяет автору составить список интересующих его вопросов, ско- ординировать весь ход писательского процесса, что, в свою очередь, требует, чтобы автор постоянно наблюдал за ходом своей работы (личный мониторинг). Функции этого пространства можно охарактеризовать наилучшим образом, сказав, что оно поддерживает и стимулирует деятельность автора по метауровневому планированию. Одним из краеугольных камней создания глобальной структуры научного текста является выделение основной проблемы в иерархии подпроблем. Эти проблемы впоследствии используются в качестве тем для работы над сетью аргументов в пространстве аргументации. Список интересующих автора вопросов не только служит средством планирования процесса генерации идей, но также и структурирует список тем, который может быть преобразован в структуру глав для после- дующего использования в риторическом пространстве. Пространство планирования осуществляет коорди- нирующую функцию, обеспечивая связь со всеми остальными пространствами. Оно содержит полную структуру целей и план писательской деятельности. При этом автор в любой момент может модифицировать свои предшествующие решения в духе того, что часто называют «стихийным планированием». Определив предметную область создаваемого документа, автор обращается к содержательному пространству. Содержательное пространство Содержательное пространство предназначено для сбора информации о выбранной предметной области в соответствии с задачами, поставленными в пространстве планирования. Это можно осуществить двумя способами. Во-первых, начать генерировать идеи по предметной области на уровне концепций, связывать их друг с другом, например отношениями часть-целое, и структурировать их подобно семантической сети. Цель здесь состоит в получении представления объектов и их взаимоотношений в рамках предметной области документа. Во-вторых, автор может привлекать дополнительную информацию, скажем, документы, созданные им ранее, или, что более типично, информацию из внешних источников, таких, как фактографические и библиографические базы данных, электронные энциклопедии и мультимедиа издания. Эта информация хранится в виде более или менее законченных документов, из которых автор может взять фрагменты и использовать их в оригинальном или модифицированном виде в своем но- вом документе. Вполне реально, что в ходе этой работы он получит стимул к созданию новой цепи ар- гументов, о которой ранее не помышлял. В этом пространстве мы вновь имеем возможность видеть различные уровни, от кратких заметок об идеях и набросков семантических сетей до целых мультимедиа документов, просматривать их и включать в создаваемый документ. Пространство аргументации Пространство аргументации служит средой для генерации и упорядочения аргументов и для уста- новления отношений между ними. В каждый момент формируется аргументация только по одной конкретной проблеме. Результатом работы в этом пространстве является сеть аргументов, содержащая различные уровни абстракции. В сущности, аргументация всегда является взаимодействием, или по крайней мере диалогом. Написание аргументированного текста должно осуществляться с учетом фактического отсутствия партнера по диалогу. Отсюда следует, что возражения оппонента должны предвосхищаться автором. Поэтому в научном тексте рефлексия, учитывающая мнение читателя, более уместна, чем в каком-либо другом. Цель автора состоит не только в том, чтобы довести до сведения читателя свои идеи, но и убедить его в их правильности. Повышение убедительности аргументации достигается не только за счет ее содержания и структуры, но, прежде всего, за счет структуры изложения и риторической структуры. Риторическое пространство Риторическое пространство используется для организации в структуру документа идей и аргументов, записанных и разработанных в содержатель- ном пространстве и пространстве аргументации. Для осуществления этой деятельности мы предлагаем использовать еще одно отдельное пространство вида деятельности, называемое риторическим пространством. Решаемые в пределах этого пространства задачи требуют: — выработки общего плана документа; — принятия решения о риторической реорганизации решений и аргументов для каждой подпроблемы; — принятия решений о записи связанных предложений. Для поддержки принятия этих риторических решений используются три различных режима работы: режим плана, режим стратегии аргументации и режим редактирования текста. Автор определяет иерархию проблем в пространстве планирования. После этого он решает, где и когда будет обращаться к этим проблемам. Автор может использовать дерево проблем для формирования плана документа, выбирая из него отдельные проблемы, поддеревья, и копируя их или даже целое дерево в риторическом пространстве в режиме плана. Результатом этой операции является структура плана, полностью Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 69 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 70 или частично идентичная иерархии проблем. Это значит, что либо дерево проблем отображается в иерархии глав один к одному, либо некоторые проблемы объединяются в одной главе, либо распределяются по нескольким главам. В большинстве случаев аргументация строится в определенном контексте. Поэтому автору приходится дополнять структуру плана новыми заголов- ками, связанными с текстовыми узлами, которые были созданы ранее в содержательном пространстве. Поддержка создания контекста для аргументации может осуществляться предоставлением стандартизованной схемы текста. Примером служит обычный план научного отчета. Если для данного типа документа существует общепринятое соглашение о его структуре, система предложит автору соответствующую схему для создания структуры плана. Используя некоторые базовые риторические операции, автор может изменять последовательность утверждений или удалять какие-то аргументы из структуры аргументации. • Удалить: не все утверждения, содержащиеся в выбранной структуре аргументации заслуживают включения в окончательный документ. Автор может удалить соответствующие элементы с тем, чтобы оставить некоторые очевидные положения подразумеваемыми. • Переупорядочить: порядок изложения аргументов играет очень важную роль в стратегии аргументации, потому что одни и те же аргументы могут иметь различное значение для разных групп читателей. Если автор захочет учесть эти различия, он должен будет изменить порядок аргументов с помощью команды «переупорядочить», подстраивая, таким образом, свою аргументацию под особенности читателя. • Раскрыть: поскольку подсеть аргументации, выбранная автором, включает только реше- ние и следующий, более низкий уровень иерархии аргументации, необходима некоторая поддержка на случай, если автор пожелает расширить эту структуру. Активируя аргумент и применяя к нему операцию «раскрыть», автор включает в структуру аргументы следующего, низшего уровня иерархии, соединенные с активированным. Этот тип раскрытия называется раскрытием узла. Другой тип - раскрытием связи. Активация связи «следовательно» включает в структуру ее обоснование и подтверждение в качестве дополнительных гипертекстовых узлов. Потоки информации идут из пространства планирования в три других пространства. Проблемы, названные в пространстве планирования, служат темами для содержательного пространства, определяют структуру в пространстве аргументации, преобразуются в пункты плана в риторическом пространстве. С другой стороны, информационные потоки идут и из этих трех пространств обратно в пространство планирования: операции, выполняемые в каждом из них, могут вести к формулированию новых целей или выделению новых подпроблем в пространстве планирования («стихийное планирование»). Структурированные знания, привлеченные в содержательное пространство или созданные в нем, могут быть преобразованы в утверждения в пространстве аргументации или во фрагменты текста в риторическом пространстве. Обнаружение дефектов структуры в риторическом пространстве ведет к формулированию или выделению новых аргументов в пространстве аргумен- тации. Это требует выполнения ряда операций в содержательном пространстве, таких, как поиск недо- стающих знаний или развитие ранее сформулированных фактов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.71 (0.011 с.) |