Пользовательский интерфейс как знаковая система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пользовательский интерфейс как знаковая система



На рис.15 представлена схема отношений между человеком и компьютерной системой. С помощью внешних

устройств (клавиатура, «мышь», дисплей и др.) человек взаимодействует с компьютерной системой в соответствии с

некоторым алгоритмом, заложенным в управляющей программе (которая может быть как уникальной,

разработанной специально для данного издания, так и стандартной, входящей в состав программного обеспечения

компьютерной системы). В любом случае в этой управляющей программе можно выделить две составляющие или

подсистемы. Одна из них обеспечивает диалог между пользователем и компьютерной системой (внешний диалог),

другая обеспечивает связь управляющей программы с другими программами компьютерной системы, в ча-

стности с теми, которые обеспечивают доступ к тому или иному периферийному устройству (внутренний

диалог). Первая подсистема дает возможность ведения диалога на логическом уровне, вторая - переводит этот

диалог на уровень физический.

Совокупность средств и методов организации внешнего диалога называется пользовательским

интерфейсом (ПИ) электронного издания.

В толковом словаре по информационным системам термин «интерфейс» трактуется как «граница между

двумя системами или устройствами, определяемая функциональными характеристиками, общими

характеристиками физического соединения, характеристиками сигналов и другими характеристиками в

зависимости от специфики».

Пользовательский интерфейс можно определить как составную часть диалога, направленную

непосредственно на человека. Следует сказать, что проектирование, разработка и реализация пользо-

вательского интерфейса требует больших затрат времени и специальных программных средств. Для создания

дружественного интерфейса необходимы не только профессиональные знания и умения, но и понимание того,

что его реализация включает в себя как программную часть вместе с системой управления, так и дизайн

интерфейса с учетом удобного представления вербальной и иконической информации. При этом при создании

пользовательского интерфейса целесообразно получить знание о пользователях, об их потребнос-

тях, склонностях, а также способах решения ими задач и т.д.

Известный специалист в области компьютерной семиотики Д.А. Норман считает, что для создания

качественного интерфейса необходимо обладать следующими знаниями:

- знанием языков программирования и информационных технологий;

- знанием о людях, об особенностях их общения между собой и с компьютерной системой;

- знанием той прикладной области, для решения задач которой создается программный продукт.

Впечатляющий прогресс в области разработки программных и технических средств позволяет предполо-

жить, что мы находимся в начале нового периода, для которого характерны динамичность, объемность

представления информации, использование музыкального кода, мультипликаций. Появление систем

виртуальных реальностей открывает для пользователей совершенно новые возможности, но вместе с тем

ставит перед исследователями и разработчиками новые задачи, требующие знаний в области нейролинг-

вистики, нейропсихологии, нейросемиотики и т.д.

При изучении проблемы пользовательского интерфейса следует принимать во внимание природу взаи-

модействия человека с компьютерной системой, а также личность самого пользователя: его знания, склон-

ности, способности, потребности и т.п. Выявление требований к взаимодействию человека с компьютерной

системой может способствовать повышению качества проектирования пользовательского интерфейса, а по-

явление новых представлений о последнем, в свою

Рис. 15. Схема отношений в человеко-компьютерной системе

Рис. 16. Действия пользователя в процессе диалога с компьютерной системой

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 47

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 48

очередь, обеспечит прогресс в области технологии приема, передачи, обработки и представления ин-

формации.

Психологические затруднения при взаимодействии человека с компьютерной системой не возникают либо

в очень простых ситуациях, либо когда пользователь обладает опытом работы с системой. В остальных

случаях пользователю приходится иметь дело с планированием процесса взаимодействия, начиная с

формулирования намерения и кончая выбором последовательности действий (рис. 16).

В последние годы появились публикации, в которых прослеживается историческая эволюция

представлений о пользовательском интерфейсе, начиная от интерфейса технических средств и кончая

интерфейсом рабочего места, излагаются различные подходы к его интерпретации. К. Куути и Л.Дж. Беннон,

анализируя их, пришли к выводу об отсутствии основы, объединяющей эти подходы, и в связи с этим

обратились к опыту исследования информационных систем, насчитывающего более чем сорокалетнюю

историю [71].

Информационные системы можно рассматривать на трех уровнях абстракции: организационном, кон-

цептуальном и технологическом. Уместно подчеркнуть, что эти уровни представляют собой не просто

некоторые условно выбранные точки зрения, а взаимосвязанные аспекты, отображающие онтологию ин-

формационных систем и образующие единое целое.

Организационный уровень является внешним по отношению к информационной системе, он предполагает

определение требований, которые предъяв-

ляет любая внешняя организация как суперсистема с целью оптимального удовлетворения информа-

ционных потребностей, и т.п. В связи с этим рассматриваемый уровень, по-видимому, можно именовать

прагматическим, на нем происходит четкая экспликация осознаваемых и неосознаваемых потребностей тех

или иных членов определенной организации, определение требований к функционированию информационных

систем и передача последних на последующий уровень.

Концептуальный уровень функционирует между организационным и технологическим уровнями, со-

держит формальную модель реализации требований организационного уровня гипотетической компьютерной

системой в ограниченном, идеализированном, свободном от ошибок виде. Обычно модель состоит из

нескольких субмоделей, например из субмодели, отображающей ту или иную предметную область, субмодели

логического содержания данных, включаемых в систему, субмодели обработки информации, эксплицирующей

логическое манипулирование данными. С позиции семиотики этот уровень можно именовать семантическим,

поскольку именно на нем осуществляется определение содержания тех или иных его моделей.

Технологический уровень, в отличие от концептуального, или семантического, содержит модели,

непосредственно относящиеся к практике. На данном уровне содержится описание перевода семантической

гипотетической модели в практически действующую с использованием имеющихся современных технологий.

Помимо реализации субмоде-

лей представления основных данных и процессуальной субмодели (вплоть до уровня файлов и уровня

кодирования программы) на этом уровне решаются все практические вопросы: от дефектов и ошибок

технических средств до несуразностей и просчетов на организационном (прагматическом) уровне. Данный

уровень предполагает также установление соответствия между технической системой и каждодневной

организационной практикой.

Иными словами, на технологическом уровне осуществляется подгонка прагматической и семантической

моделей для достижения целей, стоящих перед информационной системой. В связи с тем, что реализация

синтактической модели производится с помощью языков программирования, языков взаимодействия и

общения человека с компьютерной системой и т.д., технологический уровень правомерно именовать

синтактическим, определяющим структуру распределения информации в системе при реализации

разнообразных целей.

Таким образом, мы имеем совокупность взаимосвязанных уровней, представляющих собой мо-

делирующую семиотическую систему, с помощью которой можно описать любую конкретную инфор-

мационную систему. Иными словами, перед нами подход «сверху вниз», позволяющий выявить на

прагматическом уровне определяющие связи (требования вышестоящей системы), на семантическом уровне

определить на основе последних системообразующие связи, а на синтактическом уровне осуществить

реализацию этих связей в конкретной информационной системе.

В связи с тем, что общение и взаимодействие человека с компьютерной системой осуществляется с

помощью не только естественного языка, но и других знаковых систем, целесообразно предусмотреть и

сигматический* уровень анализа и проектирования пользовательского интерфейса. На сигматическом уровне

имеет место сбор данных о свойствах, функциях, особенностях, характерных для языков общения и

взаимодействия человека с ЭВМ, которые предполагается использовать в проектируемой системе с учетом

прагматических требований со стороны суперсистемы. Отметим, что устанавливаются требования и к их

созданию и оценке. Полученные сведения в обобщенном виде передаются на семантический уровень.

Таким образом, перед нами вырисовываются четыре абстрактных уровня: прагматический, сигматический,

семантический, синтактический, с позиции которых можно не только изучать пользовательский интерфейс

любого конкретного программного продукта, но и рассматривать различные подходы к его проектированию.

Иными словами, прослеживается основа системно-семиотического подхода, с позиции которого можно

выйти на определение пользовательского интерфейса как динамичной интерактивной информационной

системы.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 48

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 49

* Сигматика представляет один из семиотических аспектов, который имеет дело с изучением

отношений между объектом, мыслительным отражением этого объекта и знаками, представляющими

данное отражение.

Существует много метафор, раскрывающих различные подходы к изучению общения человека с

компьютерной системой в целом и пользовательским интерфейсом в частности. Наибольший интерес

представляют метафоры, описывающие различные аспекты изучения пользовательского интерфейса:

1) раскрывающие деятельность пользователя;

2) раскрывающие способ взаимодействия человека с ЭВМ;

3) способствующие пониманию задач, которые возникают при взаимодействии человека с ЭВМ.

Это метафоры типа «компьютер как партнер по диалогу», «компьютер как посредник», «модель мира».

Рассмотрим их подробнее.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.248.24 (0.016 с.)