Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пользовательский интерфейс как знаковая системаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
На рис.15 представлена схема отношений между человеком и компьютерной системой. С помощью внешних устройств (клавиатура, «мышь», дисплей и др.) человек взаимодействует с компьютерной системой в соответствии с некоторым алгоритмом, заложенным в управляющей программе (которая может быть как уникальной, разработанной специально для данного издания, так и стандартной, входящей в состав программного обеспечения компьютерной системы). В любом случае в этой управляющей программе можно выделить две составляющие или подсистемы. Одна из них обеспечивает диалог между пользователем и компьютерной системой (внешний диалог), другая обеспечивает связь управляющей программы с другими программами компьютерной системы, в ча- стности с теми, которые обеспечивают доступ к тому или иному периферийному устройству (внутренний диалог). Первая подсистема дает возможность ведения диалога на логическом уровне, вторая - переводит этот диалог на уровень физический. Совокупность средств и методов организации внешнего диалога называется пользовательским интерфейсом (ПИ) электронного издания. В толковом словаре по информационным системам термин «интерфейс» трактуется как «граница между двумя системами или устройствами, определяемая функциональными характеристиками, общими характеристиками физического соединения, характеристиками сигналов и другими характеристиками в зависимости от специфики». Пользовательский интерфейс можно определить как составную часть диалога, направленную непосредственно на человека. Следует сказать, что проектирование, разработка и реализация пользо- вательского интерфейса требует больших затрат времени и специальных программных средств. Для создания дружественного интерфейса необходимы не только профессиональные знания и умения, но и понимание того, что его реализация включает в себя как программную часть вместе с системой управления, так и дизайн интерфейса с учетом удобного представления вербальной и иконической информации. При этом при создании пользовательского интерфейса целесообразно получить знание о пользователях, об их потребнос- тях, склонностях, а также способах решения ими задач и т.д. Известный специалист в области компьютерной семиотики Д.А. Норман считает, что для создания качественного интерфейса необходимо обладать следующими знаниями: - знанием языков программирования и информационных технологий; - знанием о людях, об особенностях их общения между собой и с компьютерной системой; - знанием той прикладной области, для решения задач которой создается программный продукт. Впечатляющий прогресс в области разработки программных и технических средств позволяет предполо- жить, что мы находимся в начале нового периода, для которого характерны динамичность, объемность представления информации, использование музыкального кода, мультипликаций. Появление систем виртуальных реальностей открывает для пользователей совершенно новые возможности, но вместе с тем ставит перед исследователями и разработчиками новые задачи, требующие знаний в области нейролинг- вистики, нейропсихологии, нейросемиотики и т.д. При изучении проблемы пользовательского интерфейса следует принимать во внимание природу взаи- модействия человека с компьютерной системой, а также личность самого пользователя: его знания, склон- ности, способности, потребности и т.п. Выявление требований к взаимодействию человека с компьютерной системой может способствовать повышению качества проектирования пользовательского интерфейса, а по- явление новых представлений о последнем, в свою Рис. 15. Схема отношений в человеко-компьютерной системе Рис. 16. Действия пользователя в процессе диалога с компьютерной системой Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 47 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 48 очередь, обеспечит прогресс в области технологии приема, передачи, обработки и представления ин- формации. Психологические затруднения при взаимодействии человека с компьютерной системой не возникают либо в очень простых ситуациях, либо когда пользователь обладает опытом работы с системой. В остальных случаях пользователю приходится иметь дело с планированием процесса взаимодействия, начиная с формулирования намерения и кончая выбором последовательности действий (рис. 16). В последние годы появились публикации, в которых прослеживается историческая эволюция представлений о пользовательском интерфейсе, начиная от интерфейса технических средств и кончая интерфейсом рабочего места, излагаются различные подходы к его интерпретации. К. Куути и Л.Дж. Беннон, анализируя их, пришли к выводу об отсутствии основы, объединяющей эти подходы, и в связи с этим обратились к опыту исследования информационных систем, насчитывающего более чем сорокалетнюю историю [71]. Информационные системы можно рассматривать на трех уровнях абстракции: организационном, кон- цептуальном и технологическом. Уместно подчеркнуть, что эти уровни представляют собой не просто некоторые условно выбранные точки зрения, а взаимосвязанные аспекты, отображающие онтологию ин- формационных систем и образующие единое целое. Организационный уровень является внешним по отношению к информационной системе, он предполагает определение требований, которые предъяв- ляет любая внешняя организация как суперсистема с целью оптимального удовлетворения информа- ционных потребностей, и т.п. В связи с этим рассматриваемый уровень, по-видимому, можно именовать прагматическим, на нем происходит четкая экспликация осознаваемых и неосознаваемых потребностей тех или иных членов определенной организации, определение требований к функционированию информационных систем и передача последних на последующий уровень. Концептуальный уровень функционирует между организационным и технологическим уровнями, со- держит формальную модель реализации требований организационного уровня гипотетической компьютерной системой в ограниченном, идеализированном, свободном от ошибок виде. Обычно модель состоит из нескольких субмоделей, например из субмодели, отображающей ту или иную предметную область, субмодели логического содержания данных, включаемых в систему, субмодели обработки информации, эксплицирующей логическое манипулирование данными. С позиции семиотики этот уровень можно именовать семантическим, поскольку именно на нем осуществляется определение содержания тех или иных его моделей. Технологический уровень, в отличие от концептуального, или семантического, содержит модели, непосредственно относящиеся к практике. На данном уровне содержится описание перевода семантической гипотетической модели в практически действующую с использованием имеющихся современных технологий. Помимо реализации субмоде- лей представления основных данных и процессуальной субмодели (вплоть до уровня файлов и уровня кодирования программы) на этом уровне решаются все практические вопросы: от дефектов и ошибок технических средств до несуразностей и просчетов на организационном (прагматическом) уровне. Данный уровень предполагает также установление соответствия между технической системой и каждодневной организационной практикой. Иными словами, на технологическом уровне осуществляется подгонка прагматической и семантической моделей для достижения целей, стоящих перед информационной системой. В связи с тем, что реализация синтактической модели производится с помощью языков программирования, языков взаимодействия и общения человека с компьютерной системой и т.д., технологический уровень правомерно именовать синтактическим, определяющим структуру распределения информации в системе при реализации разнообразных целей. Таким образом, мы имеем совокупность взаимосвязанных уровней, представляющих собой мо- делирующую семиотическую систему, с помощью которой можно описать любую конкретную инфор- мационную систему. Иными словами, перед нами подход «сверху вниз», позволяющий выявить на прагматическом уровне определяющие связи (требования вышестоящей системы), на семантическом уровне определить на основе последних системообразующие связи, а на синтактическом уровне осуществить реализацию этих связей в конкретной информационной системе. В связи с тем, что общение и взаимодействие человека с компьютерной системой осуществляется с помощью не только естественного языка, но и других знаковых систем, целесообразно предусмотреть и сигматический* уровень анализа и проектирования пользовательского интерфейса. На сигматическом уровне имеет место сбор данных о свойствах, функциях, особенностях, характерных для языков общения и взаимодействия человека с ЭВМ, которые предполагается использовать в проектируемой системе с учетом прагматических требований со стороны суперсистемы. Отметим, что устанавливаются требования и к их созданию и оценке. Полученные сведения в обобщенном виде передаются на семантический уровень. Таким образом, перед нами вырисовываются четыре абстрактных уровня: прагматический, сигматический, семантический, синтактический, с позиции которых можно не только изучать пользовательский интерфейс любого конкретного программного продукта, но и рассматривать различные подходы к его проектированию. Иными словами, прослеживается основа системно-семиотического подхода, с позиции которого можно выйти на определение пользовательского интерфейса как динамичной интерактивной информационной системы. Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 48 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 49 * Сигматика представляет один из семиотических аспектов, который имеет дело с изучением отношений между объектом, мыслительным отражением этого объекта и знаками, представляющими данное отражение. Существует много метафор, раскрывающих различные подходы к изучению общения человека с компьютерной системой в целом и пользовательским интерфейсом в частности. Наибольший интерес представляют метафоры, описывающие различные аспекты изучения пользовательского интерфейса: 1) раскрывающие деятельность пользователя; 2) раскрывающие способ взаимодействия человека с ЭВМ; 3) способствующие пониманию задач, которые возникают при взаимодействии человека с ЭВМ. Это метафоры типа «компьютер как партнер по диалогу», «компьютер как посредник», «модель мира». Рассмотрим их подробнее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.226.128 (0.01 с.) |