О содержании понятия «социальная информатика» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О содержании понятия «социальная информатика»



Первоначально информация (от латинского informatio — разъяснение) понималась как сведения о чем-

либо, передаваемые устным, письменным или каким-нибудь другим способом, а также сам процесс передачи

или получения этих сведений. В дальнейшем трактовка этого понятия была расширена и включила обмен

сведениями не только между людьми, но и между человеком и машиной, а также обмен сигналами в животном

и растительном мире. Уточнения и ограничения этого интуитивного представления привели к естественно-на-

учному пониманию информации как меры организации саморегулируемых систем, как фактора снятия

неопределенности в результате получения сообщений, передаваемых по каналам связи. Наиболее

существенные результаты в области изучения процессов хранения, преобразования и передачи информации

связаны с именами К. Шеннона и Н. Винера, положивших начало новой науке об управле-

нии и связях в природе и обществе - кибернетике. Значительный вклад в развитие математической теории

информации внесли отечественные ученые А.Н. Колмогоров, В.М. Глушков и др.

Термин «информация» используется во многих специальных дисциплинах, но по-разному трактуется на

прагматическом уровне. Если в теории связи во главу угла ставится знаковая природа информации, а

содержание (смысл) передаваемых сообщений значения не имеет, то в социологии, например, важны именно

аксиологические свойства информации, то есть свойства, связанные с ее ценностью, полезностью.

Для дальнейшего изложения вопрос о содержании понятия «информация» весьма важен прежде всего

потому, что область нашего исследования лежит на стыке многих наук, таких, как информатика, кибернетика,

социология, компьютерная семиотика, книговедение. Принципиально различные подходы представителей

указанных выше научных направлений к оценке и использованию тех или иных свойств информации

затрудняют взаимопонимание, особенно при обсуждении вопросов, связанных с коммуникативными

процессами в обществе, где понятие «информация» становится ключевым.

В последние годы исследования в области информационных проблем развития общества, включая и

философские проблемы анализа роли информации и научных знаний в процессе эволюции цивилизации,

активно ведут российские ученые.

В основе этих исследований лежит концепция ноосферы («сферы разума»). Этот термин был введен

в двадцатых годах XX в. французскими учеными П. Тейяром де Шарденом, Э. Леруа и независимо от них

выдающимся российским естествоиспытателем В.И. Вернадским. В развитие этой концепции большой вклад

внесли К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.В. Тимофеев-Ресовский, а также современные российские

философы H.H. Моисеев, А.Д. Урсул, А.И. Ракитов, Р.Ф. Абдеев и др. С общенаучных, философских позиций

информация рассматривается в одном ряду с такими категориальными понятиями, как материя и энергия. По

определению А.Д. Урсула, «информация есть передача, отражение разнообразия в любых объектах и

процессах (неживой и живой природы)» [58].

Особенность информации заключается в том, что она может объективироваться, передаваться и вообще

участвовать в различных формах движения, которые реализуются в природе и обществе.

В процессе общественно-практической деятельности информация, объективно существующая в природе,

трансформируется в качественно новую форму - информацию социальную. Приняв за основу точку зрения на

социальную информацию как информацию, сознательно организованную в процессе социального отражения,

можно попытаться построить ее семантическую модель, выделяя в этой модели наиболее существенные, с

точки зрения указанных выше научных дисциплин, признаки и свойства. Такая семантическая модель может

содержать описания не только свойств, присущих тем или иным формам существования информации, но и

тех, которые заведомо отсутствуют или изучены недостаточно.

Обобщенная семантическая модель социальной информации как информации, сознательно организованной

в процессе и средствами общественно-практической деятельности, базируется на следующих основных

принципах:

1) общественное сознание как социальная форма процесса отражения находится в диалектическом

единстве с общественно-практической деятельностью и коммуникацией;

2) движение социальной информации реализуется средствами коммуникационных систем, таких, как язык,

фольклор, словесность, письменность, литература, музыка, танец, изобразительное искусство, свойства и

функциональные возможности которых определяются особенностями и свойствами положенных в их основу

знаковых систем;

3) в процессе общения (коммуникации) всегда присутствуют невербальные компоненты, играющие

важную роль в формировании контекста, понимаемого как единство семантической информации и

осознанного отношения к ней человека;

4) в основе взаимосвязей форм движения социальной информации лежит принцип диалогизма.

Рассмотрим подробнее каждый из этих принципов.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 33

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 34

Первый принцип основан на материалистическом понимании истории и известном положении К. Маркса

и Ф. Энгельса о связи языка и сознания: «Язык так же древен, как и сознание, язык есть практическое,

существующее и для других людей и тем самым существующее и для меня самого действи-

тельное сознание, и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необхо-

димости общения с другими людьми» [31]. Относительно тезиса о языке как практическом сознании

российский философ А.Н. Портнов отмечает важность идеи о том, что сознание человека изначально связано с

действительностью и коммуникацией, что генетически предметно-практическая деятельность и

опосредованное знаками общение выступают как необходимое условие возникновения сознания. Формами

общественного сознания являются наука, право, мораль, этика, искусство, религия [42].

Итак, первый и самый главный принцип обобщенной семантической модели социальной информации,

основан на диалектическом единстве триады: общественное сознание - общественно-практическая

деятельность - коммуникация.

Второй принцип касается сущности движения социальной информации в сознании как процесса развития,

последовательной смены форм ее существования. Общественно-практическая деятельность как форма

информационного процесса одновременно является и способом существования социальной информации в

этом процессе. Единство общественно-практической деятельности и социальной информации, взятые в

процессе дальнейшего отражения, есть также социальная информация, организованная в информацию

семантическую, то есть в промежуточный результат одного и начало другого этапа коммуникативного

процесса. Следствием неразрывности языка и сознания, осознанности общественно-практической деятельнос-

ти является осознанное отношение человека к получаемой им семантической информации.

Вся совокупность факторов, определяющих отношение человека к результату осознанного отражения им

социальной информации, а также сама эта информация, взятая в единстве с процессом ее отражения и

промежуточным результатом - информацией семантической, - характеризуют контекст данного

коммуникационного процесса. На уровне индивидуального сознания контекстом является отношение

отдельного человека к окружающему его миру - к природе, общественной жизни, социальной информации и

формам ее движения.

Диалектическое единство сознания и языка проявляется в том, что контекст, будучи процессом и

преходящим промежуточным результатом развития и взаимопереходов знаковых форм отражения социальной

информации, есть вместе с тем процесс и преходящий промежуточный результат осознанного отношения

человека (общества) к содержанию социальной информации и к формам знакового ее отражения.

На уровне социума контекстом является содержание и форма социальной информации, отраженные всеми

формами общественного сознания - наукой, религией, искусством и т.д. - на данном этапе исторического

развития общества.

Материальной формой выражения контекста является текст. В широком смысле текст - это любое

произведение духовной культуры или предмет, созданный в процессе материального производства.

Находящиеся в диалектическом единстве контекст и

выражающий его текст образуют произведение общественного или индивидуального сознания.

Уровень развития человека и общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности

людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях, называется культурой. Рассматривая

культуру с семиотических позиций, можно весь набор образующих ее материальных и духовных ценностей

трактовать как некий текст, отражающий, с одной стороны, результаты общественно-практической

деятельности, а с другой - отношение общества к этим результатам. Иначе говоря, культуру можно понимать

как произведение, текстом которого является результат отражения общественным сознанием социальной

информации, полученной как в процессе материального производства, так и средствами всех существующих

знаковых систем, а контекстом - само общественное сознание во всех формах его проявления (наука, право,

мораль, этика, искусство, религия и т.д.). На уровне индивидуального сознания каждое произведение также

существует в диалектическом единстве текста и контекста, но в этом случае последний отражает отношение

лишь самого индивидуума к окружающему миру.

Выше отмечалось, что в духовной сфере средствами выражения контекста могут быть знаковые системы

любой природы. В ходе общественного развития сформировались такие социальные коммуникационные

системы, как, например, фольклор, словесность, музыка, танец, изобразительное искусство, литература. Сюда

можно отнести возникшие сравни-

тельно недавно социальные коммуникационные системы: радио, фотография, кино, телевидение.

Представляет интерес вопрос, что общего есть у этих систем и в чем их принципиальное различие. С точки

зрения применяемого нами семиотического подхода ответ надо искать в анализе природы используемых в

этих системах знаковых средств. Подробнее об этом пойдет речь в следующих разделах этой главы.

Третий принцип построения обобщенной семантической модели социальной формации касается роли

невербальной компоненты при формировании контекста, понимаемого как единство семантической

информации и осознанного отношения к ней человека.

В первой главе было отмечено, что человеку свойственны две стратегии обработки информации,

обусловленные особенностями функциональной асимметрии головного мозга: левое полушарие мозга

«отвечает» за вербальную, формально-логическую сторону мышления, а правое — за невербальную,

образную. Для левого полушария характерна дискретность представления информации, линейность,

последовательность ее обработки во времени, для правого - непрерывность обрабатываемой информации во

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 34

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 35

времени и пространстве, симультанность. Но все, что связано с индивидуальным развитием человека (его

онтогенезом) находит аналогию с развитием всего общества (филогенезом). Можно ожидать, что в обществе в

целом существуют два основных типа механизмов движения социальной информации в общественном созна-

нии - вербальный и образный. Все коммуникативные системы, следовательно, можно попытаться

классифицировать в зависимости от того, какое место в них занимают указанные механизмы.

Вербальный механизм реализован в таких коммуникационных системах, как словесность, письменность,

письменная литература. Он позволяет реализовывать авторские произведения в виде текстов, состоящих из

последовательности дискретных конвенциональных знаков - слов, символов, условных обозначений.

На чисто образных системах знаков построены такие коммуникационные системы, как музыка, танец,

изобразительное искусство. Характерным для них является то, что создаваемые с их помощью «тексты»

произведений обладают свойством протяженности, непрерывности либо во времени (музыка), либо в

пространстве (изобразительное искусство), либо и во времени и в пространстве (танец). Отметим, что как

невозможно исчерпывающе описать словами изображение (фотографию, произведение живописи) или звуки

(например, пение соловья), точно так же нельзя отразить все нюансы мало-мальски сложного музыкального

произведения дискретными знаками (нотами).

Существует много коммуникационных систем, в которых задействованы оба механизма - и вербальный, и

образный. В качестве примера можно привести устное творчество, в котором сочетаются как вербальность

(текст авторского произведения произносится на естественном языке), так и образность - мимика, жесты,

нюансы голоса, которые не-

возможно зафиксировать в письменном виде. Интересным в связи с этим представляется тот факт, что в

античных книгах - древнегреческих и древнеримских - основной, исходной формой литературного текста

оставалась устная. Классическая греческая литература лишь условно фиксировалась в письменном виде, она

требовала реализации в устном исполнении: книгу надо было читать вспух. Как отмечает один из

отечественных исследователей истории книги Ю.Я. Герчук, «ей (древнегреческой литературе. - В.А.)

необходимо вернуться из отчужденного мира букв и строк в мир человеческого голоса и человеческого жеста»

[11].

Более подробно особенности взаимосвязи вербальных и образных компонентов в различных ком-

муникационных системах будут рассмотрены в следующих главах и разделах книги.

Наконец, четвертый принцип - принцип диалогизма. В основе его лежит направление философии XX в.,

ставящее во главу угла понятие диалога.

Диалогизм как принцип работы сознания связан главным образом с научным творчеством М.М. Бахтина

(1895-1975), который подверг глубокой критике монополизм «всей идеологической культуры Нового

времени», характерный для абсолютизированных в эту эпоху форм письменной коммуникации. В его работах

была показана возможность смотреть на текст как на открытый, находящийся в диалогических отношениях с

другими текстами, перекликающийся с ними, отвечающий им [2, 3].

С позиции теории связи речевое общение представляет собой обмен акустическими сигналами.

Проводя аналогию с техническими системами связи, можно сказать, что в своей речевой деятельности

человек использует два устройства: одно служит для формирования и передачи звуковых сигналов, другое -

для их приема.

Первое называется голосовым аппаратом, второе - органом слуха человека. Эта аналогия, однако, лишь

частично отражает суть явлений, происходящих при речевом общении, то есть в диалоге.

Рассматривая диалог между двумя говорящими как сложный и многосторонне-активный процесс, М.М.

Бахтин указывал на недопустимость упрощенного подхода к изучению роли каждого из партнеров по

речевому общению. Критикуя появляющиеся в работах по лингвистике наглядно-схематические описания

диалогов, в которых партнеры по речевому общению по очереди находятся то в активном (говорящий), то в

пассивном (слушающий, воспринимающий речь) состояниях, он называет такие понятия, как «слушающий» и

«понимающий», научными фикциями: «...слушающий, воспринимая и понимая значение (языковое) речи,

одновременно занимает по отношению к ней активную ответную позицию: соглашается или не соглашается с

ней (полностью или частично), дополняет, применяет ее, готовится к исполнению и т.п.; и эта ответная

позиция слушающего формируется на протяжении всего процесса слушания и понимания с самого его начала,

иногда буквально с первого слова говорящего. Всякое понимание живой речи, живого высказывания носит

активно ответный характер (хотя степень этой активности бывает весьма различной); всякое понимание чрева-

то ответом и в той или иной форме обязательно его порождает: слушающий становится говорящим» [3].

Когда человек говорит, то его органы чувств - зрение, обоняние, осязание - одновременно принимают и

передают в мозг разного рода информацию, которая помогает говорящему контролировать ситуацию. Он

видит, например, что слушающий его человек пожимает плечами, хмурится, или, наоборот, согласно кивает

головой, улыбается. Слушающий тоже воспринимает не только слова говорящего: в каждый момент он

получает и анализирует массу другой информации, поступающей к нему через его органы чувств.

Таким образом, можно утверждать, что в процессе диалога участвуют как минимум два различных по

своей природе способа передачи и приема информации. Один из них - это речь, то есть последовательная

передача членораздельных звуков, речевых знаков (слов). Такой способ обмена информацией называется

вербальным (то есть «словесным»). Другой способ позволяет без слов выражать свои чувства и эмоции - с

помощью мимики, жестов, движений тела, прикосновений руки и т.д. Он называется невербальным, или

наглядно-образным способом обмена информацией.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 35

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 36



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.206.227.65 (0.046 с.)