Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы семиотического подходаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В семиотике имеются три раздела, в каждом из которых знаки и знаковые системы изучаются с раз- личных точек зрения (см. рис. 8). Эти разделы называются: синтактика, семантика и прагматика [55]. Синтактика изучает особенности строения знаков, правила их построения и правила составления их комбинаций (синтаксис знаковых систем). Семантика изучает смысловое содержание знаков и их комбинаций. Прагматика изучает особенности использования знаков в процессе коммуникации, устанавливает правила действия получателя знака в контексте той или иной знаковой ситуации. Рис. 8. Три основных раздела общей семиотики В качестве примера простейшей знаковой системы рассмотрим светофор, используемый для регулирования уличного движения (рис. 9). Знаковую систему здесь образуют три цветовых сигнала -красный, желтый и зеленый, а также их комбинации: красный + желтый и зеленый + желтый. Набор синтаксических правил для этой системы включает следующие требования: 1) в каждый момент времени в заданном направлении может быть включен один из трех основных сигналов (красный, желтый, зеленый) или их допустимые комбинации; 2) смена сигналов идет в циклической последовательности: красный -> красный + желтый -> желтый -> желтый + зеленый -> зеленый -> зеленый + желтый -> желтый -> желтый + красный; 3) возможен режим постоянно мигающего желтого сигнала. Семантические правила устанавливают смысловое содержание передаваемых с помощью данной знаковой системы сообщений: Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 22 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 23 Рис. 9. Светофор как знаковая система Прагматика светофора достаточно проста. Его знаками пользуются участники дорожного движения - водители и пешеходы. Каждый из них, руководствуясь сигналами светофора, решает, как ему действовать в данный момент: двигаться по намеченному маршруту или нет. Другие примеры знаковых систем: дорожные знаки, знаки воинских различий, система условных обозначений на топографических картах, языки программирования, наборы символов, используемых в логике, математике, химии и т.д. Для каждой из этих систем существуют свои синтаксические, семантические и прагматические правила. Люди пользуются большим числом знаковых систем, как искусственно созданных (подобно рас- смотренным выше), так и естественных, возникших стихийно в процессе эволюции человека. Важнейшие из стихийно возникших знаковых систем образуют множество естественных, или разговорных, языков. Естественный разговорный язык характеризуется: - огромным числом составляющих его слов-знаков (имен, названий); - сложным синтаксисом, позволяющим составлять из этих знаков практически неограниченное количество комбинаций (словосочетаний, предложений, текстов), которые, в свою очередь, также служат знаками; - большой семантической мощностью, то есть способностью описать словами практически любые процессы и явления живой и неживой природы. Первоначально общие закономерности семиотики были сформулированы в результате изучения именно естественного языка. Одной из наиболее важных является следующая закономерность: для различимости речевых знаков (слов) необходимо, чтобы основные их элементы (звуки, фонемы) обладали свойством противопоста- вимости. Это означает, что любой элемент может быть выделен по какому-то признаку из ряда других лишь в том случае, если его можно противопоставить элементу, у которого этот признак отсутствует. Примеры: гласные звуки противопоставлены согласным, среди согласных есть глухие и звонкие, и т.д. Этот закон в языкознании называется оппозицией. Он распространяется и на другие типы знаков: слово, словосочетание, высказывание. Слово воспринимается в определенном смысле лишь в том случае, если оно может быть противопоставлено другому слову, имеющему противоположный смысл. Примеры оппозиций: слова «верх» и «низ», «горячо» и «холодно», «хорошо» и «плохо» и т.д. Этот же закон имеет место и для других знаковых систем: он существует, например, в языках жестов, мимики, поз, поведения человека. Так, если сидящий человек встает при приближении к нему знакомого, это проявление уважения, в то время как противоположное действие - продолжает сидеть -можно расценить как неуважение по отношению к подошедшему. Упоминавшийся в предыдущем разделе треугольник Фреге иногда используют и в более широком смысле: для обозначения связей человека с окружающим его миром (рис. 10). Вся жизнь и деятельность каждого человека и всего человечества в целом проходит в рамках этого треугольника. Как уже отмечалось в первой главе, человек, изменяя окружающую среду, совершенствует орудия труда и знаковые системы и в то же время совершенствуется сам, приспосабливаясь к но- вым для себя условиям. Представленная на рис. 10 схема не отражает динамики развития триады, она выглядит статичной. Мысленно добавив ось времени, перпендикулярную плоскости рисунка, можно представить множество таких же треугольников, «нанизанных» на эту ось. Двигаясь вдоль оси времени от прошлого к будущему, мы будем переходить от одного треугольника к другому, при этом каждая из вершин треугольника будет соответствовать все тем же элементам триады, но переходящим на все более и более высокие уровни своего развития. Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 23 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 24 Рис. 10. Триада: человек-орудия труда и знаковые системы - окружающая среда Изучать те или иные аспекты общественной жизни на основе семиотического подхода означает выявлять знаковую природу изучаемого явления, выводить правила построения знаков и их комбинаций (синтак-тика), устанавливать смысловое содержание знаков (семантика), находить условия, при которых возникают те или иные знаковые ситуации (прагматика). Если во времена Ф. Соссюра предметом изучения семиотики был разговорный, естественный язык, то с середины XX в. семиотика стала приобретать характер общенаучной дисциплины. Поскольку огромное количество слоев культуры можно рассматривать как знаковые системы, то появляются такие разделы се- миотики, как семиотика литературы, карточной игры, рекламы, кино, живописи, музыки, моды, человеческого поведения и т.д. В качестве примера применения семиотического подхода в социологических исследованиях можно привести работу российского, а впоследствии американского социолога П.А. Сорокина (1899-1968). В книге «Системы социологии», опубликованной в 1920 г., он касается проблемы использования знаков, которые называет проводниками-символами. Сорокин построил классификацию символов по их физическим свойствам, выделяя звуковые, световые, механические, тепловые, двигательные, химические, электрические, предметные. Последние — это, например, деньги, семейные, религиозные, государственные реликвии. Сорокин приводит множество конкретных реализаций: «Собственник в древности, передавая другому кусок или горсть земли, передачей этого предмета знаменовал передачу права собственности. Кольца, которыми обмениваются жених и невеста, передают мысль, что они скрепляют себя на века. Влюбленный, отсылая любимой букет цветов, передает посредством их свои переживания: любовь, обожание, преклонение и т.д. Командир полка, присылая опозорившему мундир полка офицеру револьвер, посредством его передает ему приказ застрелиться. Ключи от города, передаваемые победите- лю побежденными, знаменуют собой передачу города во власть первого. Знамя полка, захваченное неприятелем, символизирует гибель и конец соответствующей воинской части» [53]. Сорокин рассматривает возможные цепи проводников различных видов, показывая при этом, как двигательно-мимические проводники (жесты) меняют типы поведения человека. «Человек, выступающий в определенной общественной роли, например в роли жреца, вождя, судьи, облачаясь в свою символическую одежду, надевая на себя соответствующие атрибуты (судейскую цепь, священное облачение, парадный мундир и т.д.), окруженный предметными проводниками (обстановка храма, судебного зала, парламента и т.д.), часто совершенно трансформируется и перестает походить на самого себя, каким он бывает в частной жизни, вне этих атрибутов. Губернатор, король, жрец, комиссар имеют одно «я» в частной жизни и трансформируются в совершенно нового человека - и по манерам, и по жестам, и по голосу, и по переживаниям отличного от их первого «я», - когда они находятся «при исполнении своих служебных обязанностей». В первом случае они бывают просты, вежливы, искренни, сердечны, во втором - появляется важное лицо, властные движения, чопорность, напыщенность; сентиментализм и мягкость заменяются формализмом, сухостью и порой бес- сердечной жестокостью». И далее: «С этой точки зрения не случайным является факт установления культа, обрядов, слов, форм одежды и т.д., фигурирующих во всех сферах общественной жизни — в области религии, права, военной, педагогической, политической и т.д.». Далее Сорокин подчеркивает: «После сказанного не будет парадоксом положение: перемените у ряда индивидов форму, лишите их внешних символических знаков - погон, мундира, шпаги, креста, медалей и т.д. - и вы перемените их психику. Сколько лиц - политических заключенных - чувствовали эту перемену переживаний, когда на них надевали арестантский бушлат. Сколько военных генералов, офицеров «мгновенно перерождались», когда с них срывали погоны и одевали их в штатское. Оголите деспота - и вы сделаете его жалким и простым смертным. Окружите, оденьте простого смертного пышными знаками достоинства - и пе- ред вами родится властный, самоуверенный, гордый самодур или властелин». Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 24 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 25 В приведенных примерах мы ясно видим психологическую основу знаковых систем, функционирующих в обществе. Поэтому нелишним будет еще раз вспомнить в этой связи основоположника современной науки семиотики Ч. Пирса, который во главу угла ставил человека и как создателя, и как интерпретатора знака. В то время как классическая семиотика старательно избегала человека, концентрируясь на особенностях языков и текстов, в настоящее время центр тяжести смещается с семиотики знака на семиотику человека.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.145.67 (0.006 с.) |