ТОП 10:

Развитие представлений о знаках и языках



Вопросы, связанные с природой знаковых систем и с возникновением языков общения, с древнейших

времен интересовали лингвистов и философов. Еще в IV в. до н.э. древнегреческий философ Платон (427-347

гг. до н.э.), говоря о происхождении слов (имен, названий), сравнивал язык с инструментом: «... имя есть некое

орудие обучения и распределения сущностей, как, скажем, челнок — орудие распределения нити» [40]. При

этом он полагал, что слова отражают природу обозначаемых ими предметов и что имена, названия вещей

органически связаны с обозначаемыми этими именами вещами.

Противоположного взгляда придерживался древнегреческий философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он

утверждал, что имена и названия никак не связаны с природой вещей, что они возникают в результате

соглашения. Спор по поводу происхождения слов между философами-натуралистами, считающими, что

названия вещей возникли в ре-

зультате поиска наилучшего соответствия их обозначаемым объектам, и философами-конвенцио-

налистами, которые полагали, что имена есть простое соглашение (конвенция) между людьми, продолжался

еще многие годы.

В Средние века возобладала теория божественного происхождения языка. В поисках ответа на вопрос,

какое место занимает человек в процессе установления порядка и гармонии в мире, ученые того времени

обращались к Библии. Наделение именами животных было, согласно Библии, актом творения: «И образовал

Господь Бог из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как

он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его». В практическом плане теория

божественного происхождения языка проявлялась в многочисленных попытках поиска некоего божественного

языка (праязыка), якобы существовавшего до вавилонского столпотворения.

В конце XVII - начале XVIII в. в философии возникло новое направление, которое получило название

рационализма. Родоначальником его был французский математик Рене Декарт (1596-1650), видевший

конечную цель познания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических

средств, в понимании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Декарт отводил

исключительную роль в процессе познания дедукции, логическому выводу. Он отвергал идею божественного

происхождения языка. Предпосылкой для развития языка как ору-

дия мышления Декарт считал врожденные, имеющиеся у человека от рождения, представления или идеи.

Учение Декарта и направление в философии, продолжившее его идеи, получило название картезианства (по

его латинизированному имени - Картезий).

Еще один известный философ-рационалист -английский просветитель Джон Локк (1632-1704). В 1690 г.

был опубликован его главный труд, над которым он работал около 20 лет, - «Опыт о человеческом разуме». В

противоположность Декарту Локк считал, что не существует врожденных идей и принципов и что все

человеческое знание происходит из опыта («нет в мозгу ничего, кроме того, что получено в результате

ощущений от наших органов чувств» [26]). Все идеи, по Локку, возникают из двух основных источников -

опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В главе, посвященной проблеме языка и его связи с

мышлением, Локк пишет, что слова «не что иное, как символы наших идей. Они вовсе не отражают есте-

ственных связей между специфическими звуками и определенными идеями, ибо тогда был бы один язык для

всех; они — произвольно выбранные обозначения идей. Их используют как понятные символы для выражения

идей, а идеи, ими выражаемые, и есть их подлинное и непосредственное наполнение». Следует отметить, что

именно Локк ввел термин «знак» для обозначения слова как базисной единицы языка. Сенсуалистическое на-

правление оказало решающее воздействие на все последующее развитие лингвистики. Оно оконча-

тельно отвергло идею божественного происхождения языка.

Однако не все ученые того времени были согласны с тем, что слова есть чисто конвенциональные знаки.

Так, например, немецкий философ и математик Готфрид Лейбниц (1646-1716) считал, что «... слова вовсе не

так произвольны и случайны, как это представляется некоторым, поскольку вообще нет ничего случайного в

мире, и только наше незнание не позволяет иногда выяснить скрытую от нас причину» [52]. Пытаясь найти

компромисс между декартовским рационализмом и локковским сенсуализмом, Лейбниц создал теорию

исторического происхождения языков, развил учение о происхождении названий.

Во второй половине XVIII в. сенсуалистическая теория познания получила дальнейшее развитие благодаря

работам французского философа и лингвиста Этьена Кондильяка (1715-1780). В своем главном философском

сочинении «Трактат об ощущениях» он стремился вывести все знания и духовные способности человека

(такие, как мышление, воображение, память, внимание и т.д.) из ощущений. Кондильяк высказал мнение, что

предпосылкой правильного мышления является инстинкт, что мышление базируется на языке, который

изобретают люди для реализации своих мыслительных способностей, что именно язык является инструментом

анализа наших мыслей. В частности, важным является тезис о принципиально разном характере протекания во

времени двух взаимосвязанных процессов - мышления и речи: идеи, составляющие

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 17

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 18

мысль, возникают в мозгу сразу, одновременно (как говорят, симультанно), в речи же они развертываются

последовательно, в линейном порядке.

Философия языка как самостоятельная дисциплина возникла в начале XIX в. Основы ее заложил немецкий

филолог Вильгельм Гумбольдт (1767-1835), который представлял язык не как нечто застывшее, но как вечный

и непрерывный процесс духовного творчества, как деятельность, выражающую глубинный дух народа. Его

идеи оказали большое влияние на развитие языкознания и способствовали появлению в конце XIX - начале

XX в. нового направления, получившего название лингвистический структурализм.

Основоположником структурной лингвистики принято считать швейцарского языковеда Фердинанда де

Соссюра (1857-1913), который высказал ряд принципиальных положений, оказавших значительное влияние на

дальнейшее развитие науки о знаках. В частности, он выделил три основных аспекта изучения знака и

знаковой системы: синтактику - внутренние, структурные свойства знаковых систем, правильность

построения знаков, семантику - отношение знаков к обозначаемому (содержание знаков) и прагматику —

полезность, ценность знака с точки зрения пользователя - интерпретатора знака. Соссюр пришел к

заключению, что лингвистика может рассматриваться как составная часть науки, названной им семиологией

(современное название - семиотика), целью которой является изучение природы знаков и законов, ими

управляющих. Он предложил четко различать два подхода к

изучению языка: синхронный (изучение среза языка, взятого в какой-то определенный исторический

момент) и диахронный (изучение изменений в языке в процессе его развития).

Соссюром, а также нашими учеными И.А. Бодуэном де Куртенэ (1845-1929) и Н.В. Крушевским (1851-

1887) были исследованы законы развития языка и обоснованы его системный и знаковый характер.

Окончательно наука, изучающая любые системы знаков, применяемых в человеческих обществах,

сформировалась благодаря работам американского математика Чарльза Пирса (1839-1914), который,

собственно, и предложил для нее название семиотика. Пирс считается одним из основателей современной

семиотики. Важнейшая его заслуга состоит в том, что во главу угла он ставил человека как создателя и

интерпретатора знака.

По Пирсу, любой знак имеет три основные характеристики: 1) материальная оболочка, 2) обозначаемый

объект, 3) правила интерпретации, устанавливаемые человеком. Пирс создал классификацию знаков, разделив

их на три группы. К первой он отнес иконические знаки, то есть имеющие сходство с обозначаемым (примером

может служить портрет или фотография человека). Ко второй — конвенциональные (условные), которые не

имеют ничего общего с обозначаемым, это большинство слов любого разговорного языка. Наконец, к третьей

группе он отнес так называемые индексальные знаки. Это знаки, которые связаны с обозначаемым по смеж-

ности, то есть не будучи похожими на обозначае-

мый предмет, они тем не менее вызывают определенные ассоциации с ним. Таковыми являются некоторые

дорожные знаки - например, знак, представляющий собой две параллельные линии, сужающиеся к концу

наподобие бутылки, указывает, что дальше дорога сужается.

К середине XX в. в языкознании возникло новое направление — конструктивизм. Его основной принцип

состоит в том, что любой объект является объектом теории только в том случае, если он может быть построен,

или сконструирован. Одним из основных понятий конструктивного метода стало понятие алгоритма. На

основе идей конструктивизма возникла теория формальных грамматик, которые представляют собой, по

существу, средства строгого описания естественных и искусственных языков.

В течение последних десятилетий в рамках гуманитарно-философских исследований возникло новое

направление, получившее название постструктурализм. Представители этого направления выступают с

критикой замкнутого текста, жестко выстроенного в соответствии с замыслом автора. Они ищут способы

прослеживать смысловые ряды, выходящие за пределы авторского текста. Видным представителем

постструктуралистского направления является Жак Деррида, разработавший концепцию письма как

самостоятельной категории, а не вспомогательной, как это понималось до него. Его идеи легли в основу

методологии нелинейного письма, позволяющего выйти за рамки одномерной последовательности слов

звуковой речи, дать простор движению мысли. Из российских ученых, занимаю-

щихся проблемой нелинейной письменности, следует отметить М.М. Субботина, пионера в области

развития отечественных гипертекстовых систем.

В последние годы гипертекст все в большей степени рассматривается как новая форма письменной

коммуникации. Появился даже новый вид художественного творчества - гиперлитература. Одним из наиболее

известных авторов этого жанра является Майкл Джойс. В его гипертекстовом произведении «Полдень» нет

сюжета как такового. Читатель в процессе чтения сам выстраивает сюжетную линию, продвигаясь по одной из

многих фабульных тропинок. Следует отметить, что идеи гипертекста проникают не только в художественную

литературу, но и в театр. Так, например, в пьесе «День и вечность» сербского писателя Милорада Павича

предусмотрено девять вариантов сюжетного развития, что позволяет режиссерам и даже зрителям участвовать

в интерпретации и конструировании спектакля [13].

Вторую половину XX в., эпоху персональных компьютеров, Интернета, массового видео, некоторые

исследователи характеризуют как время возникновения нового, постиндустриального общества, приходящего

на смену обществу индустриальному. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация,

а прежние ценности, характерные для индустриального общества -деньги, вещи, власть, - отходят на второй

план. Эти тенденции нашли свое отражение в появлении нового направления в современной философии, кото-

рое получило название постмодернизм. Последователи этого направления утверждают, что текст худо-

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 18

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 19

жественного произведения уже не просто отображает некую реальность, а творит новую реальность, даже

множество реальностей. Ярким представителем этого направления является итальянский писатель Умберто

Эко [62], автор знаменитых романов «Имя розы» и «Маятник Фуко».

В основе постмодернизма лежит философский аналог принципа дополнительности датского физика

Нильса Бора (1885-1962). Согласно этому принципу, для того чтобы наиболее адекватно описать физический

объект, относящийся к микромиру, его нужно описывать во взаимоисключающих, дополнительных системах

описания, одновременно и как волну и как частицу. Примечательно, что идею дополнительности Бор

выдвинул первоначально на примере разнообразия языков мира [7]. Культурологическую значимость

принципа дополнительности русский лингвист и семиотик В.В. Налимов выразил следующим образом:

«Классическая логика оказывается недостаточной для описания реального мира. Пытаясь осмыслить это фило-

софски, Бор сформулировал свой знаменитый принцип дополнительности, согласно которому для

воспроизведения в знаковой системе целостного явления необходимы взаимоисключающие, дополнительные

классы понятий. Это требование эквивалентно расширению логической структуры языка физики. Бор

использует, казалось бы, очень простое средство: признается допустимым взаимоисключающее употребление

двух языков, каждый из которых базируется на обычной логике. Они описывают исключающие друг друга

физические явле-

ния, например непрерывность и атомизм световых явлений» [37].

Расширенную трактовку принципа дополнительности дал русский литературовед Ю.М. Лотман: «Сколь ни

распространяли бы мы круг наших сведений, потребность в информации будет развиваться, обгоняя темп

нашего научного прогресса. Следовательно, по мере роста знания незнание будет не уменьшаться, а

возрастать, а деятельность, делаясь более эффективной, - не облегчаться, а затрудняться. В этих условиях

недостаток информации компенсируется ее стереоскопичностью - возможностью получить совершенно иную

проекцию той же реальности - перевод ее на совершенно другой язык» [28].

Основные понятия семиотики

Понятие знака является одним из основных в информатике и в науке вообще. Как и понятие информации,

понятие знака относится к фундаментальным, предельно общим, в философии их называют категориями.

Исчерпывающего, универсального определения таким понятиям дать нельзя, можно лишь раскрыть их смысл

и содержание применительно к тем или иным областям человеческой деятельности или к конкретным

ситуациям. Примером тому является термин «информация», который по-разному трактуется в таких науках,

как теория связи, биология, социология и т.д.

В семиотике знак понимается в широком смысле как материальный объект, которому при опреде-

ленных условиях (как говорят ученые: образующих знаковую ситуацию) соответствует некое «значение»,

могущее быть чем угодно - реальной или вымышленной вещью, явлением, процессом, фантастическим или

сказочным существом, абстрактным понятием.

Важным свойством знака является то, что он может обозначать или замещать не единичный объект или

конкретное явление, а целое множество объектов или явлений. В связи с этим вводится понятие объема знака.

Чем больше конкретных объектов реального мира представляет данный знак, тем больше его объем.

Например, слово «дерево» как языковой знак имеет значительно больший объем, чем слово «береза».

Совокупность обозначаемых знаком объектов именуется его денотатом.

Другим, не менее важным, свойством знака является его способность вызывать у человека представления о

характере обозначаемого знаком объекта или явления. Совокупность сведений (знаний) об обозначаемом

объекте и его связях с другими объектами называется концептом знака.

Любой знак (будь то слово, графический символ или звуковой сигнал) может мыслиться не только в связи

с обозначаемым им, но и в связи с тем, какой смысл может быть приписан этому знаку. На рис.4 показан так

называемый треугольник Фреге(по имени немецкого математика и логика Готлиба Фреге (1848-1925)),

отражающий двойственную природу знака [59]. Концепт - это, с одной стороны, информация, которую несет

знак, а с другой - это сумма знаний об обозначаемом этим знаком объекте.

Рис. 4. Триада: знак (S)-концепт (С)-денотат (D)

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 19

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 20

Отношение между знаком и предметом (на рис.4 обозначено как Rsd, рядом со стрелкой, направленной от

S к D) - это отношение знак-предмет. Множество определений, устанавливающих соответствие между

набором знаков и обозначаемыми ими сущностями, то есть отношения типа Rsd, образуют словарь данной

знаковой системыили языка.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.179.0 (0.017 с.)