Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипертекст — новый способ письменной коммуникации

Поиск

Несмотря на широкое распространение в настоящее время термина «гипертекст», устоявшегося оп-

ределения этому понятию нет. Большинство определений основано либо на перечислении отличий ги-

пертекста от обычного текста (например: «связанные между собой не в порядке следования фрагменты текста

или другой информации», «неодномерная письменность» и даже просто «текст, выходящий за рамки

обычного»), либо на сопоставлении с известными технологиями обработки данных («система управления

ассоциативной информацией», «система, позволяющая соединять данные ассоциативными связями», «система

для структурирования знания» и т.п.). Многие определения носят чисто эмоциональный характер: «гипертекст

- это свобода».

Наиболее удачным, на наш взгляд, является определение, предложенное М.М. Субботиным [56]: «Ги-

пертекст - это форма организации текстового материала, при которой его единицы представлены не в ли-

нейной последовательности, а как система явно указанных возможных переходов, связей между ними.

Следуя этим связям, можно читать материал в любом порядке, образуя разные линейные тексты». Отметим,

что здесь не конкретизируется способ представления текста (рукопись, книга, электронное издание).

Применительно к компьютерным технологиям представляется удачным определение, приведенное A.B.

Поликахиным и А.Ю. Савиным [41]: «Гипертекст — это информационный массив, на котором заданы и

автоматически поддерживаются связи между выделенными элементами».

Следует заметить, что идея гипертекста (ГТ), идея параллельного письма, возникла отнюдь не в последнее

время. Многие авторы отмечают, что корни гипертекста уходят в далекое прошлое и что следы его можно

обнаружить даже в эпоху пещерного человека - стилизованные изображения животных на наскальных

рисунках часто сопровождаются достаточно точными изображениями следов этих животных, которые, как

полагают, служили своеобразным комментарием для охотников. Видный представитель

постструктуралистского направления Жак Деррида считает, в частности, что древнейшие формы письма

носили нелинейный характер.

Типичным примером гипертекста является текст Библии. В книгах Ветхого и Нового завета имеется

множество перекрестных ссылок на так называемые «параллельные места». Система связей между

фрагментами текста имеет достаточно сложную структуру и включает не только «прямые» связи -связи между

фрагментами текста, описывающими

один и тот же эпизод, или относящиеся к какому-либо факту, но и «косвенные» — связи между фраг-

ментами, дополняющими и интерпретирующими друг друга.

Еще одним примером служит энциклопедия, статьи которой могут содержать особым образом выделенные

слова, отсылающие читателя к другим статьям (как правило, выделенные слова являются заголовками

соответствующих статей). Кроме того, переходы на другие фрагменты текста или на иллюстрации могут быть

заданы указаниями типа «см. также статью...», «см. рисунок...», а также различного вида сносками, ссылками

на источник информации. Фрагменты или статьи, на которые ссылаются, в свою очередь могут иметь ссылки

на другие статьи или фрагменты, тем самым на всем тексте энциклопедии задается разветвленная

семантическая сеть, в узлах которой находятся статьи, отдельные их фрагменты, иллюстрации и т.д.

Энциклопедия является примером книжного издания, в котором направление чтения изначально не задано,

поэтому текст ее можно назвать нелинейным. Однако и произведение словесного творчества с жестко

заданной структурой (типа том - глава -раздел - абзац), снабженное комментариями, приобретает свойство

нелинейности (читатель может либо перейти к чтению комментария, либо продолжить чтение основного

текста). В частности, благодаря многочисленным комментаторам, нелинейную структуру приобрели

сочинения Аристотеля.

Один из пионеров в области технологии гипертекста и автор многочисленных статей Дж. Конклин

считает обычную картотеку, которую составляет автор в процессе своей работы над произведением,

типичной формой нелинейного текста. Сведения, содержащиеся на отдельных карточках, могут быть

упорядочены (выстроены в некоторую иерархическую систему) многими способами благодаря наличию явных

и неявных связей между ними.

Попытки разработать научные и практические подходы к установлению смысловых, содержательных

связей между письменными текстами в целях систематизации содержащихся в них знаний предпринимались

еще в начале XX в. По мнению P.C. Гиляревского [12], многие существенные результаты, полученные в

области новых информационных технологий, были предвосхищены в работах бельгийского социолога и

документалиста П. Отле, имя которого большинству специалистов известно лишь в связи с созданной им в

1905 г. Универсальной десятичной классификацией (УДК). Еще в 1908 г. в докладе «Современное состояние

библиографических проблем и систематической организации документации», представленном на

Международном конгрессе по библиографии и документации, П. Отле и его сподвижника. Лафантен

высказали гениальную догадку о необходимости упорядочения всемирной системы научной коммуникации и

выдвинули положение, в котором содержалось зерно идеи гипертекстовой технологии: «Средствами

организации научной работы является книга и особенно ее нынешняя форма - журнал. Развитие науки

шагнуло так далеко, что единственно правильным, соответствующим действительности подходом будет рас-

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 44

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 45

сматривать все книги, все журнальные статьи, все официальные отчеты как тома, главы, параграфы одной

великой книги, универсальной книги, исполинской энциклопедии, составленной из всего того, что было

напечатано...» [73].

Предвидя достижения в средствах коммуникаций, П. Отле писал в 1934 г. [73]: «Любой человек сможет

прочесть издалека спроецированный на его персональный экран отрывок, расширенный или суженный до

объема необходимого предмета. Тем самым, сидя в своем кресле, каждый сможет созерцать весь мир или

отдельные его части».

Принято считать, что первое теоретическое обоснование использования идеи гипертекста при создании

автоматизированных информационных систем было дано В. Бушем в статье «Как мы можем думать»,

опубликованной в 1945 г. В этой статье, которая считается наиболее значимым прогнозом развития

информатики во второй половине XX в., описано гипотетическое устройство (названное автором Метех по

начальным буквам слов memory extender - расширитель памяти), позволяющее человеку справляться с

информационными перегрузками. По замыслу В. Буша, это техническое устройство должно обеспечивать:

- формирование и хранение непосредственно на рабочем месте исследователя больших информационных

массивов разнородной, в том числе слабоструктурированной, информации;

- возможность структурирования этой информации в соответствии с личными взглядами исследователя на

проблему;

— возможность установления связей между отдельными документами в процессе их просмотра с целью

использования их в дальнейшем для быстрого поиска нужной информации.

Такое устройство должно функционировать в соответствии с принципами работы сознания человека, на основе

ассоциативных связей: «Человеческое сознание... работает на основе ассоциаций. Нельзя надеяться полностью

продублировать искусственно этот процесс, но можно стремиться изучить и использовать его свойства. Нельзя

надеяться сравниться с человеческим сознанием в скорости и гибкости ассоциативных переходов, но можно

решающим образом превзойти его в отношении неизменности и четкости элементов, восстанавливаемых памятью»

[66].

Эти идеи чрезвычайно важны, так как в них впервые высказана возможность обработки информации по аналогии

с физиологическими возможностями человеческого мозга мыслить ассоциативно. Получив информацию, человек

испытывает потребность в другой, причем она возникает по ассоциации мысли, в соответствии с сетью связей

между клетками мозга. Отдавая себе отчет, что полностью имитировать этот мыслительный процесс искусственным

путем невозможно, он хотел учесть его в специальных технических устройствах. Система Мвтех представляла

собой вид механизированной личной папки и библиотеки, которая с огромной скоростью и гибкостью предоставляла

бы необходимую информацию.

Хотя проект Метех при жизни автора реализован не был, он считается первым проектом технического

устройства, предназначенного для фиксации

связей между элементами смысловой информации и для обеспечения доступа по ним к этой информации. В этом

смысле Метех. отмечает М.М. Субботин, «полностью соответствует современным представлениям о природе и

назначении гипертекста».

Более широкое понятие ГТ-системы - в новом способе организации и доступа к информации, в синтезе

информатики и возможностях компьютерной техники, где первый этап - сбор информации, ссылки на каждую

опубликованную статью, книгу, отчеты и другие документы по данной конкретной теме, составляющие банк

данных, а второй этап - компьютерная программа, предоставляющая возможность мобильной связи между

разделами, быстрого информационного поиска, машинной графики, интерактивного видеоизображения,

моделирования, компьютерной мультипликации. Такое рабочее определение гипертекста соединяет цель новой

технологии и структуру ее создания.

Ряд исследователей выражают обоснованные опасения, что данный термин используется в слишком широком

толковании, хотя сущностные особенности ГТ-систем до настоящего времени достаточно точно не определены. Они

акцентируют внимание на функциональном назначении данного типа систем, которое заключается в обеспечении

наиболее эффективных коммуникаций между человеком и источниками знаний, в основе чего должно лежать

осознание трех главных факторов: воздействия новых поколений информационной техники и технологии на

принципы разработки систем гиперзаписи; существенных отличий систем гиперзаписи от средств, используемых

традиционной технологией; принципи-

альных отличий от традиционных информационных систем. Авторы рассматривают ГТ-системы как объ-

ект развития передовой информационной технологии, предназначенный для повышения эффективности и

интенсификации процессов взаимодействия человека и всей среды, относящейся к знаниям.

Наиболее важный обобщающий подход к определению понятия ГТ заключается во взаимосвязи и

взаимообусловленности системы гиперзаписи с широким классом интеллектуальных систем, базирующихся

на знаниях и позволяющих интегрировать современные процессы их передачи с наиболее передовыми

техническими достижениями, связанными с комплексным использованием всех существующих средств

информационной техники. Важность этой формулировки заключается в том, что она впервые составляет

целостное понятие системы, выделяет конкретные направления реализации, охватывает единую концепцию,

разработку носителей и тип передаваемой информации и выделяет значимость человеческого фактора в ее

эффективном применении.

С позиций компьютерной семиотики гипертекст привлекателен прежде всего в связи с возможностью ис-

пользования образных механизмов мышления человека при работе с компьютерной системой, а также тем, что

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 45

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 46

процесс установления семантической сети между узлами гипертекстового информационного массива макси-

мально соответствует природе мышления человека.

Интерес к идеям В. Буша возрос в шестидесятых годах с появлением персональных компьютеров.

Дальнейшее развитие гипертекстовой технологии связано с именами Д. Энгельбарта и Т. Нельсона.

Даг Энгельбарт известен тем, что изобрел широко распространенное сейчас устройство «мышь» и показал

преимущества оконного интерфейса при работе с компьютером. В статье «Концептуальная основа для

расширения человеческого интеллекта» он, развивая идеи В. Буша, предложил свой проект компьютерной

системы. Спустя пять лет, в 1968 г., под его руководством была создана автоматизированная система для

хранения и обработки технической документации, которая хотя и не стала серийной, до сих пор используется

в ВВС США и в дальнейшем развилась в систему Augment, эксплуатируемую фирмой «МакДоннелл-Дуглас».

В основе предложенной Д. Энгельбартом концепции компьютерной системы лежит принцип использо-

вания привычных для человека языка, артефактов и методологии. При этом пользователь системы рассма-

тривается как один из ее основных элементов: пользователь и компьютер являются двумя динамическими,

изменчивыми частями симбиоза, результат которого - «усиление» природного интеллекта пользователя. Это

представление и сейчас еще широко распространено среди разработчиков ГТ-систем.

Нельзя сказать, что научное направление, связанное с исследованием гипертекстовых компьютерных

систем, развивалось плавно и последовательно. На протяжении нескольких десятилетий очень небольшое

число исследователей занималось данной проблемой. Исторически сложилось так, что между отдельными

этапами исследований проходило 10-20 лет. Резкий всплеск интереса к проблеме гипертекста обнаружился

лишь в конце вось-

мидесятых годов в связи с появлением и широким распространением компьютеров нового поколения.

Основные вехи в развитии технологии гипертекста

1945 Ванневар Буш опубликовал статью о проекте Метех.

1965 Тед Нельсон предложил термин «гипертекст» и сообщил о проекте Xanadu

(Гарвардский институт / Autodesk).

1967 Энди ван Дам (Броуновский институт / Phillips) разработал систему FRESS (File

Retrieval and Editing System).

1968 Даг Энгельбарт продемонстрировал систему Augment (Стэнфордский исслед.

институт / McDonnel Duglas).

1975 Д. Мак-Кракен и Р. Эксин (Институт Карнеги) разработали систему KMS

(Knowledge Management System).

1978 Энди Липпман создал первый гипермедиа видеодиск.

1983 Бен Шнейдерман (Университет Мериленда) начал работу над проектом HyperTIES

(электронная энциклопедия).

1984 Компания Apple разработала систему Filevision для компьютеров Macintosh.

1985 Появление ряда ГТ-систем: NoteCard (Xerox), Document Examiner (Symbolic).

Intermedia (Brown Univ.).

1986 Создана первая коммерческая ГТ-система Guide (Компания Office Workstation

Limited).

1987 Компания Apple предложила для свободного распространения систему HyperCard.

1989 Первые гипермедиа CD-ЛОМ диски (Lotus).

1990 Появление адаптивных обучающих систем: ILE (Intelligent Learning Environment),

Quest, ISIS-Tutor.

1991 Создание в рамках проекта WWW (World Wide Web — «Всемирная паутина«)

первой ГТ-системы для сетевого доступа к распределенным данным (CERN, Женева).

1994 Технология WWW занимает ведущее положение в системе глобальных

компьютерных сетей Интернет.

Я. Нильсен, автор многочисленных работ по проблемам взаимодействия «человек—компьютер», дает

следующее образное описание этапов развития ГТ: «Гипертекст был задуман в 1945 году, родился в 60-х

годах, медленно развивался в 70-х, получил известность в 80-х и резко стал расти после 1985 года, достигнув

пика популярности в 1989-м» [72].

Качественный скачок в развитии технологии гипертекста произошел в девяностых годах в связи с развитием

глобальной компьютерной сети Интернет, позволяющей связать воедино огромное количество компьютерных баз

данных, распределенных по всему миру. Это стало еще одним шагом на пути к реализации идеи Т. Нельсона собрать

всю информацию в мире в одну гигантскую гипертекстовую систему.

В нашей стране разработки в области ГТ систем начались в восьмидесятых годах. С тех пор появилось

множество публикаций, посвященных проблемам ГТ и ГМ-систем. Отметим те, которые содержат описания

авторских разработок: М.М. Субботина (система «Гиперлог» [56]), М.Ш. Левина [23 ], A.B. Поликахина и А.Ю.

Савина (система «ЭЛБИ» [41]).

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 46

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 47



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 830; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.187 (0.014 с.)