Пиктограммы, обозначающие результат выполнения операции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пиктограммы, обозначающие результат выполнения операции



Пиктограммы, обозначающие результат выполнения операции. На рисунке могут быть показаны

характерные признаки объекта после применения к нему той или иной операции. Как правило, для этого

используются группы пиктограмм (рис.20).

Рис. 20. Пиктограммы, указывающие на результат операции

Существуют и другие типы пиктограмм. Например, рисунки, отражающие структурную аналогию между

предметами, пиктограммы, основанные на хорошо известных метафорах, и т.д.

С точки зрения семиотики пиктограмма, отображаемая на экране в виде значка (иконки), указывающего на

принтер, является именем знака. Содержание этого знака (концепт, по терминологии Фреге) может быть

раскрыто с помощью таблицы, включающей все нужные сведения о принтерах, а

щелчок мышью по этому значку приводит к включению конкретного принтера (денотат знака).

Иконический значок замещает определенный объект-оригинал и может рассматриваться как некая модель

замещаемого объекта, события, процесса и т.д. Следовательно, совокупности иконических знаков с

отношениями между ними являются моделирующими системами.

Кодирование цветом

Начиная с XVII в., после открытия Ньютоном спектра солнечного света, цвет и свет становятся предметом

научного изучения. Теория Ньютона противоречила представлениям и взглядам того времени. Одним из

самых непримиримых ее противников был И.В. Гёте, который все явления, связанные с цветом, рассматривал

лишь с позиций физиологического и психологического воздействия цвета на человека. Возражения Гёте были

ошибочны, однако его труды по теории цветов представляют некоторый интерес, главным образом в области

психологии зрения.

В частности, Гёте первый свел в четкую систему воздействие различных цветовых ощущений на психику

человека, правильно полагая, что свет, цвет и эмоция есть звенья одной цепи. Он ввел понятие «цветового

круга», который строится по вершинам равностороннего треугольника. Вершина, направленная вверх,

указывает на желтый цвет, левая нижняя -на красный, правая нижняя - на синий. Если в этот круг вписать

другой равносторонний треугольник, с вершиной, направленной вниз, то вершинам такого

треугольника будут соответствовать тройка цветов, являющихся дополнительными к первой тройке. Это

фиолетовый, зеленый и оранжевый (см. рис. 21). Различные участки спектра по-разному воздействуют на

человека и производят разные эмоциональные эффекты. Так, цветовые тона из низкочастотной области

спектра - красный, оранжевый, желтый - воспринимаются как теплые, более высокочастотные - зеленый,

синий, фиолетовый - как холодные. Гёте подметил важную закономерность: глаз человека отдыхает, если в

поле зрения после длительного восприятия какого-либо одного цвета попадает дополнительный цвет. Это

равновесие он назвал гармоничным.

Интересно, что Гёте, рассматривая один и тот же пейзаж через разноцветные стекла, испытывал различные

впечатления: желтое стекло - радости и тепла, красное - создавалось впечатление грубого насилия, синее -

ощущение грусти, печали и уныния, фиолетовое - чувство невыносимой тоски, оранжевое - ощущение

радости, пурпурное - ужаса, зеленое - покоя.

Принято различать цвета хроматические и ахроматические. К последним относятся так называемые ней-

тральные цвета - белый, черный и серый. Среди хроматических цветов есть четыре базовых цвета: красный,

желтый, зеленый и синий. Смешивая эти цвета в определенных пропорциях, можно получить практически все

существующие в природе цветовые тона.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 53

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 54

Очень важно понимать разницу между цветовым тоном, светлотой и насыщенностью цвета. Цветовой тон

отличает один хроматический цвет от другого, он определяется длиной волны источника излучения. Под

светлотой цвета обычно понимают его яркость.

Рис. 21. «Цветовой круг», образованный основными цветами и их оттенками

Насыщенность характеризует чистоту тона и наличие примеси серого.

Многочисленные исследования, проведенные с целью определения наиболее комфортных сочетаний

цветов при выводе данных на экран дисплея, позволили выявить ряд закономерностей, связанных с

особенностями восприятия человеком зрительной информации.

Правильный подбор комбинации цветов на экране называют цветовой гармонией. Различают аналоговую,

дополняющую и составную гармонии.

Аналоговая гармония - это комбинация цветовых тонов, которые являются соседними в цветовом круге. В

зависимости от стороны цветового круга она передает ощущение тепла или холода. Наиболее полными яв-

ляются аналоговые гармонии, построенные на таких цветах, как оранжевый, фиолетовый и желто-зеленый.

Дополняющая гармония разделяется на прямую и разделяющую. Прямая гармония - это совокупность

цветов, которые прямо противостоят друг другу в цветовом круге. Например, красно-зеленая гамма - это

прямая гармония. Она обычно создает впечатление сильного удара, импульса.

Составная гармония формируется комбинацией цветов, которые расположены в вершинах треугольника,

вписанного в цветовой круг. Составная гармония называется также троичной гармонией. Типичный пример -

красно-желто-синяя комбинация цветов.

Одним из основных параметров для оценки качества отображения является четкость восприятия цветовых

образов.

Вплоть до последнего времени считалось, что белый фон является малоэффективным по сравнению с

другими цветами. Однако с появлением высококачественных дисплеев, имеющих высокое разрешение,

выяснилось, что работоспособность оператора, считывающего черные буквы на белом фоне, на треть выше,

чем у работающего на стандартном цветном мониторе.

В таблицах 2-4 приведены данные по качеству восприятия цветовых образов (символов или графических

изображений) при выводе их на ахроматичном и цветном фоне.

Опыт практического использования цветных дисплеев в информационных системах и автоматизированных

рабочих местах различного назначения показал, что существуют комбинации цветов, при-

менение которых часто приводит к нежелательным эффектам - быстрой утомляемости пользователя,

неверной интерпретации отображаемых данных при работе с системой.

В таблице 2 приведены данные о том, какие ощущения у человека вызывают различные цвета и как они

ассоциируются с понятиями «пространство», «температура», «эмоция».

Таблица 2. Оценка четкости восприятия цветовых образов на ахроматичном

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 54

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 55

фоне

Цвет фона Цвет

Символов черны

й

Серый белый

красны

й

плохо отличн

о

хорошо

синий плохо плохо хорошо

зелены

й

отличн

о

плохо плохо

циан отличн

о

плохо плохо

малино

вый

отличн

о

плохо отлично

желтый хорошо отличн

о

плохо

При выборе цвета для отображения информации рекомендуется руководствоваться следующими

принципами:

Принцип функционального соответствия Наиболее активными в плане привлечения внимания являются

красный и синий цвета, далее желтый, зеленый и белый.

Поэтому красный и синий рекомендуется использовать для кодирования наиболее важных объектов.

Синий цвет, в силу его тенденции к светимости и размытости границ, малопригоден для окраски мелких

Таблица 3. Оценка четкости восприятия цветовых образов на цветном фоне

Цвет Цвет фона

Симво

Лов

Красн

ый

Синий зелени

й

Циан малинов

ый

Желтый

красны

й

- плохо отличн

о

хорошо плохо хорошо

синий плохо — отличн

о

хорошо хорошо хорошо

зелены

й

плохо отличн

о

— отлично отлично отлично

циан отличн

о

отличн

о

плохо — отлично отлично

малино

вый

плохо отличн

о

отличн

о

отлично - хорошо

желтый отличн

о

хорошо отличн

о

отлично отлично —

Таблица 4. Влияние цвета на ощущение пространства, температуры,

эмоционального состояния

Цвет

Ощуще

Ние

Пространст

ва

Ощущен

ие

Температу

ры

Эмоциональное

Состояние

красн

ый

рядом,

близко

горячо беспокойство

оранж

евый

очень

близко

тепло воодушевление

желты

й

близко тепло бодрость

зелен

ый

отдален

но

нейтрал

ьно

спокойствие

синий отдален

но

холодно успокоение

фиоле

товый

очень

далеко

холодно утомление,

агрессивность

графических элементов, требующих предельной четкости изображения. Его чаще применяют в качестве

акцентирующей подложки под выделяемые графические элементы. Там, где требуется хорошая видимость деталей

изображения, безошибочная и быстрая их идентификация, применяют желто-зеленые, желтые и оранжевые цвета

как обеспечивающие наиболее четкую фокусировку изображения на сетчатку глаза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.027 с.)