Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы развития средств коммуникацииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В истории развития средств коммуникации можно выделить пять основных периодов. 1. Довербальный период. Это период развития пещерного человека, не владеющего еще членораздельной речью (слово «вербальный» означает словесный). Продолжался он сотни тысяч лет. Комму- никация между первобытными людьми осуществлялась с помощью простых звуков, мимики, жестов, наскальных рисунков. 2. Период устного общения. Членораздельная речь как средство общения появилась примерно пятьдесят тысяч лет назад. Стал развиваться язык -стихийно возникшая в человеческом обществе система дискретных, членораздельных звуковых знаков. Постепенно язык становится основным средством коммуникации и передачи знаний. 3. Период появления и развития письменности как средства общения. Он начался около пяти тысяч лет назад. Письменность по-разному развивалась на Западе и на Востоке. Появление возможности фиксации знаний с помощью письменных знаков -сначала на камне и глине, а затем на папирусе и бумаге - это качественный скачок в развитии общения и цивилизации в целом. 4. Четвертый период связан с эпохой книгопечатания. Она началась около пятисот лет назад с появлением в Германии первого печатного станка с подвижными литерами, изобретение которого связывают с именем Иоганна Гутенберга (1399-1468), впервые напечатавшего в городе Майнц 42-строчную Библию. Значение этого изобретения трудно переоценить. Считается, что это самое большое достижение человечества за последнее тысячелетие. 5. Пятый, современный, период охватывает последние сто лет. Он знаменуется появлением таких средств общения (коммуникации), как радио, кино, телевидение, компьютерные сети, системы мультимедиа. Нетрудно усмотреть в них одно общее свой- ство: все они позволяют использовать для общения невербальные знаковые системы - человек как бы возвращается к тем средствам общения, с которых началось его развитие. Это не случайно: потребность в общении на невербальном уровне определена самой природой человека, особенностью его сознания. Схема на рис. 2 представляет пять этих периодов. Для большей наглядности весь эволюционный путь развития средств коммуникации (и одновременно — развития цивилизации в целом) показан в виде зигзага, отражающего основные поворотные моменты истории: появление устной речи, появление письменности, изобретение книгопечатания и т.д. Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 8 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 9 Рис 2. Этапы развития средств коммуникации Очевидна та стремительность, с какой происходит развитие средств коммуникации, средств общения. Несколько десятков или даже сотен тысяч лет -достаточно малый промежуток по сравнению со временем существования жизни на Земле (по разным оценкам около двух миллиардов лет). За время, прошедшее от момента, когда первобытный человек впервые взял в руки каменный топор, и до запуска первого спутника, животный и растительный мир изменился очень незначительно. Например, эволюционные изменения, которые за это время произошли с лошадью, заключаются в основном в том, что пальцы у нее на ногах срослись вместе, образовав копыта, - в результате лошадь стала быстрее бегать. Но разве сравнимо это с теми изменени- ями, какие произошли с человеком за тот же промежуток времени? Заметим, что современный человек внешне мало отличается от первобытного. Если бы с помощью «машины времени» удалось перенести в наше время какого-нибудь кроманьонца (первобытного человека, проживавшего в эпоху палеолита на территории Европы), одеть в современную одежду и вывести на улицу, то вряд ли кто обратил бы на него особое внимание. В отношении же таких качеств, как сила, ловкость, быстрота реакции, первобытный человек явно превосходил современного. Так что результаты, достигнутые человеком в процессе эволюции, связаны не столько с анатомическими изменениями и совершенствованием его органов чувств, сколько с развитием сознания и мышления. Рассмотрим подробнее, за счет чего человек за сравнительно короткий срок сумел добиться столь впечатляющих успехов. Как известно, основной движущей силой эволюции у животных является естественный отбор: выживает тот, кто сильнее, кто лучше может приспособиться к изменениям окружающей среды. Положительные качества, благодаря которым отдельным особям удается выжить, передаются затем по наследству их потомству. Таким образом, от поколения к поколению накапливаются изменения, отражающие всю историю развития данного вида животных. И, как мы видели на примере лошади, должно пройти немало времени, чтобы эти изменения стали заметными. Развитие человека происходит по другим законам. Темпы развития человека несоизмеримы с темпами эволюции у животных прежде всего потому, что в борьбе за выживание он, в отличие от животного, не просто приспосабливался к окружающей среде. Люди объединялись в совместном труде, создавали орудия труда и с их помощью преобразовывали среду обитания в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями. По мере развития сознания и мышления человек имел возможность в своей деятельности опираться не только на личный опыт, но и, благодаря общению с себе подобными, - на исторический опыт всего общества. Образно говоря, преимущество человека перед животным состоит в том, что он имеет возможность в процессе общения и обмена информацией учиться на ошибках и достижениях других людей. Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 9 Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 10 Именно общение является той движущей силой, которая позволяла переходить человеку на все более высокие ступени своего развития. У первобытного человека были примитивные орудия труда и простейшие способы общения. Но уже в этих условиях в полной мере проявлялась неразрывность трудовой деятельности и общения: результаты коллективного труда напрямую связаны с тем, насколько согласованно действуют люди, насколько хорошо они понимают друг друга. Только благодаря общению люди могли обмениваться опытом, накапливать его. Появление новых орудий труда и предметов быта приводило к необходимости изобретать новые знаки для их обозначения в процессе общения. Это, в свою очередь, давало новые возможности для развития общественного и индивидуального сознания и, следовательно, стимулировало рост мыслительных и творческих способностей человека. Таким образом, просматривается тесная связь между развитием человеческого сообщества и развитием трудовой, творческой, познавательной деятельности человека. Эволюция человека - это триединый процесс, связанный с развитием, во-первых, орудий труда и предметов быта, во-вторых, знаковых систем и основанных на них языков общения, в-третьих, общественного и индивидуального сознания самого человека. Сознание - это высший уровень психической активности человека как существа социального. Оно проявляется в целенаправленном характере его практической, познавательной, творческой и ин- формационной деятельности. Важнейшей функцией сознания является осмысление окружающей действительности. Благодаря сознанию человек может в процессе общения соотносить свои действия с действиями и жизненными позициями других людей, получает возможность познать самого себя. Познание самого себя есть развитие самосознания. Познавая предметы и явления, их взаимосвязи и взаимоотношения, человек выделяет существенные с точки зрения общественной практики признаки, закрепляет их в своей памяти и передает другим людям. Тем самым формируется личный и общественный опыт, общественное знание. Наше познание мира не есть пассивное его отражение. Оно по природе своей активно и связано с общественной деятельностью человека. Итак, подводя итог анализу периодов эволюции общения человека, можно сделать следующие выводы: 1. Человек - существо социальное, поэтому одним из основных условий его развития как личности является общение с другими людьми в процессе трудовой, информационной и коммуникативной деятельности. 2. Появление новых средств общения связано с тем, что на каком-то этапе общественного развития старые способы перестают удовлетворять потребности общественного сознания. Мысль о том, что не только язык общения, но и другие системы знаков используются человеком как орудия взаимодействия с окружающей средой, вы- сказана современным психологом Д. Брунером: «Язык — инструмент самого общего плана, ибо он дает направление и инструкции для наших мускульных усилий, наших органов чувств и мыслительных способностей... Для экономии мускульных усилий мы придумали специфические инструменты. Есть схемы, экономящие нам время и усилия при восприятии, они реализуются в придуманных нами рисунках, диаграммах и моделях. И наконец, что, вероятно, самое главное: существуют сокращающее время эвристики, дабы помочь нам в планировании действий...» [65]. Каждая из информационных революций, пережитых человечеством — изобретение письменности, книгопечатания, затем кино, радио, телевидения и, наконец, компьютерных систем коммуникации, - приводила к существенному изменению среды обитания человека. При этом менялась и информационная нагрузка на его разные сенсорные системы. Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе (важном для понимания сути семиотических явлений в обществе), рассмотрим более подробно, каким образом человек воспринимает и обрабатывает информацию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 8974; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.144 (0.008 с.) |