ТОП 10:

Глава 1. О РОЛИ ЗНАКОВЫХ СИСТЕМ В ЖИЗНИ



ЧЕЛОВЕКА

Общение и коммуникативная деятельность человека

Слово «коммуникация» (от латинского соттиnico - делать общим, связывать, общаться) имеет много

значений. В технике связи, например, под коммуникацией понимается процесс кодирования и передачи

сообщения от источника информации к ее получателю. В обиходе этим словом иногда называют совокупность

средств, предназначенных для транспортировки чего-либо (трубопроводы, канализация, транспорт,

телефонные сети и т.п.). Часто этим же словом называют и процесс обмена сообщениями, мыслями, знаниями

между людьми. В этом смысле коммуникация понимается как вид человеческой деятельности, аналогичный

деятельности общения.

Хотя слова «коммуникация» и «общение» являются близкими по смыслу, некоторые ученые, работающие в

области социальной информатики, предпочитают разделять эти понятия. Когда говорят о коммуникации в

обществе (межличностной, груп-

шлвой, массовой), на первый план выходят средства и способы передачи информации. Основное внимание

исследователей направлено при этом на сам механизм обмена информацией, аналогичный тому, какой имеет

место в теории связи (триада: источник, канал связи, получатель).

Общение же между людьми предполагает нечто большее, чем просто обмен информацией. Теория общения

сформировалась в качестве нового междисциплинарного направления, объектом изучения которого является

общение как вид человеческой деятельности, а предметом - различные его аспекты: философские,

антропологические, психологические, информационные и т.д.

Классики отечественной психологии Л.С. Выготский и А.Н. Леонтьев особо отмечали тот факт, что

общение есть первый вид деятельности, которым овладевает человек в своем развитии, и необходимое условие

развития человека в обществе [24, 25]. В своих работах, посвященных мышлению и речи человека, Л.С.

Выготский писал, что общение, являясь разновидностью взаимодействия, представляет собой процесс не

только обмена информацией, но и действиями с выходом на определенную деятельность для достижения

поставленных целей [10].

В зависимости от типа партнера в общении различают:

— общение с реальным партнером (подлинным субъектом);

— общение с иллюзорным партнером (субъективированным объектом);

— общение с воображаемым партнером (квазисубъектом).

В первом случае общение бывает межличностным, групповым, между культурами и др. Во втором —

общение с персонифицируемым животным или одушевленной вещью. Наконец, возможны ситуации, когда

человек вступает в общение со своим «я» (самообщение), либо с мифологическим или художественным

образом, либо с образом отсутствующего человека.

Как показали исследования в области биологии, кибернетики и других наук, представители животного и

растительного мира и даже неживого обладают памятью, определенной рефлексивностью, эмоциональностью,

реакцией на добро и зло (на присутствие доброго и злого человека!).

Человек, развиваясь в течение сотен тысяч лет в мире Природы, не мог не чувствовать ее рефлексии и не

откликаться на нее. Французский философ-просветитель Жан Жак Руссо писал о «великой и возвышенной

книге» природы [51]: «Одна только книга открыта всем очам, это книга природы... Она говорит всем людям и

языком, понятным для всех умов». Эти идеи были близки и понятны великому русскому поэту Ф.И. Тютчеву,

о чем свидетельствуют известные его строки о природе:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

В настоящее время появился новый мир, мир сложной техники, основанный на достижениях информатики,

кибернетики, семиотики, лингвистики, эргономики и др. Он испытывает на себе влияние его творцов, добрых

или злых, талантливых или бездарных. Это дает основание считать, что взаимодействие человека с

компьютером тяготеет к процессу именно общения, а не коммуникации, поскольку носит не только

информационный, но и духовный (идет взаимное обогащение в процессе обучения, работы и т.д.), и

деятельностный характер (направлено на достижение общей цели).

Психологи неоднократно отмечали тот факт, что человеку присуще персонифицировать представителей

животного мира и одушевлять неживые объекты. Это имеет место и при взаимодействии с вычислительной

техникой. Некоторые специалисты в области вычислительной техники считают, что анималистический взгляд

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 6

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 7

на компьютерную программу является весьма полезным и что пользователи охотно думают о компьютерных

системах так же, как они думают о людях. Иными словами, пользователи ожидают, что компьютеры будут

вести себя при обмене информацией и действиями подобно людям.

В общении принято выделять три взаимосвязанных процесса: коммуникативный, интерактивный и

перцептивный.

Коммуникативный процесс

Коммуникативный процесс состоит в обмене информацией между общающимися сторонами. Отметим,

что уже в начале 70-х годов XX в. было высказано мнение о том, что на этот процесс нельзя непосредственно

переносить идеи и методы мате-

Рис. 1. Классификация видов общения

магической теории связи или общей теории информации. Это связано с тем, что:

1) поскольку в процессе общения мы имеем дело с активными партнерами, правомерно говорить не только

о движении информации по направлению друг к другу, но и о ее формировании, уточнении и развитии с

учетом ориентировки на партнера, а также получения сигнала обратной связи о своем поведении;

2) в процессе обмена информацией имеет место коммуникативное воздействие на поведение партнеров.

Эффективность коммуникации определяется тем, насколько удалось это воздействие;

3) коммуникативное влияние как результат обмена информацией проявляется лишь тогда, когда партнер,

направляющий информацию (коммуникатор), и партнер, принимающий ее (реципиент), обладают единой или

сходной системой кодирования и декодирования сообщений. Ввиду того что коммуникатор и реципиент

постоянно меняются местами, весьма важно, чтобы знаки и закрепленные за ними значения (в основном

денотативные) были известны участникам коммуникативного процесса. При этом следует подчеркнуть, что

помимо знания языка общения партнеры должны обладать одинаковым или близким пониманием ситуации

общения, что возможно лишь в случае включения в некоторую общую для его участников деятельность.

Интерактивный процесс

Интерактивный процесс связан с организацией деятельности, протекающей между общающимися

партнерами. В процессе общения необходимо не только обмениваться информацией, но и орга-

низовывать обмен действиями, планировать общую деятельность.

Изучение механизмов взаимодействия партнеров показывает, что эффективность общения зависит от

степени знания партнеров друг друга. Иными словами, успех общения определяется тем, насколько полно

формируется образ партнера по общению, точность которого предопределяет эффективность совместной

деятельности. Вступая в общение друг с другом, партнеры пытаются «прочитать» друг друга путем

расшифровывания внешних данных. Возникающие при этом впечатления играют важную регулятивную

(контрольную и управляющую) роль при общении в связи с тем, что в процессе познания партнера

формируется, развивается и сам познающий индивид, а также по той причине, что точностью «прочтения»

другого партнера определяется успех совместных с ним действий.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 7

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 8

Перцептивный процесс

Перцептивный процесс организует восприятие друг друга партнерами по общению и установление на

этой основе взаимопонимания. С позиции перцептивного аспекта в процессе общения одновременно

происходят несколько процессов: эмоциональная оценка друг друга, попытка понять поступки партнера,

построение стратегии поведения и т.д.

В общении участвуют как минимум два партнера, и каждый из них в той или иной степени проявляет свою

активность. В связи с этим при построении стратегии взаимодействия каждому из них приходится принимать

во внимание потребности, установки, мотивы другого. Таким образом, в процессе

общения каждому партнеру приходится осознавать себя через другого, и это осознание имеет две стороны:

идентификацию и рефлексию. В социальной психологии под идентификацией понимается отождествление

себя с другим человеком. В практическом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов

познания и понимания партнера в процессе общения.

Специалисты в области информатики все больше склоняются к выводу о важности перцептивного аспекта

общения человека с компьютером. Высказываются мнения, что в недалеком будущем благодаря развитию

методов и техники дизайна суперкомпьютеры станут более близкими к человеческой манере общения

(включая реакцию на прикосновение, жесты, речь и даже на нечто вроде зрительного контакта). В частности,

высказывается предположение, что, создавая более реалистичные изображения, компьютеры следующего

поколения позволят также непосредственно манипулировать этими изображениями и испытывать тактильные

и силовые ощущения (системы виртуальной реальности).







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.169.76 (0.011 с.)