Интеллектуальные информационные системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интеллектуальные информационные системы



Современные информационно-поисковые системы с элементами искусственного интеллекта, или

«интеллектуальные информационные поисковые системы» (ИИПС), схематически представляются обычно в

виде трех компонент: поисковой системы, базы знаний и интеллектуального интерфейса (рис. 31). Поисковая

система определяет тип решаемых задач, база знаний служит для привязки к предметной области, а

интеллектуальный интерфейс необходим для организации взаимодействия пользователя с системой.

Основные принципы создания интерфейса с базой знаний позволяют поддерживать основополагающие

способности естественного интеллекта -способность к абстрагированию и свертке знания. В данном контексте

под абстрагированием понимается способность человека сводить сложные задачи к более простым путем

отбрасывания деталей и выделения наиболее значимых отношений. Свертка знания - процесс поиска и

установления осмысленных отношений и взаимосвязей между первоначально независимыми разрозненными

единицами, приводящий к созданию новой когнитивной сущности, которая имеет собственное имя и

множество

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 70

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 71

Рис. 31. Структура интеллектуальной ИПС

свойств. Иными словами, свертка знания - механизм, обеспечивающий экономичность мышления,

возможность манипулирования понятием, имеющим внутреннюю структуру.

База знаний, содержащая концептуальные, понятийные знания, изложенные в терминах предметной

области, формируется в четыре этапа.

Первый этап состоит в сборе информации и ее накоплении в базе данных. Сбор информации включает

создание массива полных текстов. Возможными источниками информации могут быть разрозненные

сообщения, опубликованные и неопубликованные документы и т.д.

Второй этап - структуризация знаний, извлечение из текста наиболее важных аспектов рассматриваемой

проблемы. С этой целью производится сжатие (свертка) текста с использованием трехстадийного процесса:

определение основных доминирующих понятий, определение тем связанных частей текста и объединение их в

структурированные объекты (фреймы). Фреймы, в свою очередь, объединяются в кластеры, которые образуют

более крупные блоки - графы.

Граф текста служит средством представления содержания в виде семантической связи и позволяет

разделить его на более или менее крупные смысловые структуры. В иерархическом дереве корневые узлы

соответствуют наибольшей степени абстракции, а «листья» символизируют более частные понятия. При

отборе понятий учитываются частотные признаки (коэффициенты активности), которые фиксируют каждое

появление ассоциируемого понятия в анализируемом тексте.

Чем выше коэффициент активности фрейма, слота или заполняющего его признака в базе знаний, тем

большее значение имеет ассоциируемое понятие с точки зрения основной темы рассматриваемого текста.

Таким образом, структуризация знаний представляет собой выделение смысловых компонентов текста и

установление связей между ними. Эта часть работы наиболее сложна и ответственна и пока еще проводится в

основном интуитивно. Некоторые исследователи видят перспективу совершенствования второго этапа в

разработке формализованных методов смыслового анализа текстов с помощью ЭВМ.

Третий этап - накопление и систематизация знаний, объединение в классы и установление связей между

ними. Представление знаний является одной из наиболее важных проблем, возникающих как при обработке

знаний, так и при построении систем, основанных на знаниях. В настоящее время наибольшее

распространение получили следующие модели представления знаний: логическое, продукционное, фреймовое,

семантических сетей. Основной проблемой данного этапа является определение общих закономерностей

поставленной задачи и разработка методик выявления пробелов и противоречий в базе знаний.

Структура ИИПС может быть представлена либо как указатель иерархических связей, обеспечивающих

оперативный доступ ко всему объему информации, но без визуального представления всего комплекса

внутренних связей документов и носителей информации, либо в виде когнитивной карты,

реализуемой методом многооконного представления информации, что дает пользователю возможность

соединять в процессе поиска все звенья логически связанной информации и прослеживать закономерности

образования данной структуры связей. По существу, иерархический принцип - группировка по вертикали, а

альтернативный принцип - горизонтальная группировка текстов.

Описанный подход был применен при разработке системы интеллектуальной поддержки гипертекстовой

системы, предназначенной для формирования полнотекстовых баз данных.

В 1992 г. группой разработчиков информационных систем под руководством A.B. Поликахина [41] была

создана ГТ-система, получившая название ЭЛБИ (Электронная Библиотека Исследователя). Первоначально

она задумывалась как инструмент для усиления творческих возможностей инженерных работников, имеющих

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 71

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 72

дело с большими информационными массивами. Впоследствии выяснилось, что круг задач, решаемых с

помощью этой системы, значительно шире.

Разрабатывая интерфейс системы информационной поддержки творческих процессов, авторы

использовали многократно проверенный на практике принцип «разумной достаточности»: набор средств и

правил взаимодействия человека и системы (пользовательский интерфейс) считается достаточным, если

способствует безусловному достижению поставленных целей. Интерфейс пользователя ЭЛБИ достаточно

прост и доступен для быстрого освоения, общение в системе ведется на естественном

языке с использованием общепринятой терминологии. Этому способствует хорошо продуманная система

метафор, помогающая пользователю ощущать себя в компьютерной среде так, как если бы он находился в

обычной библиотеке. Проведенные испытания ГТ-системы ЭЛБИ в Государственной публичной научно-

технической библиотеке (ГПНТБ) показали ее большие потенциальные возможности.

Организационно ЭЛБИ можно определить с помощью метафоры «гипербиблиотека». «Гипербиблиотека» -

это, по сути дела, компьютерный эквивалент обычной библиотеки с учетом специфики ее существования в

компьютерной среде. Это хранилище документов различного вида и различной физической природы. Кроме

текстовой, графической и иной информации, определяющей семантическую значимость документа, в

компьютер могут быть введены, храниться и обрабатываться все явно представленные в документе связи

(сноски, ссылки на рисунки, библиографию и т.д.). Информационный массив сопровождает

специализированная база данных, имеющая аналогом в бумажной информационной среде обычный

библиотечный каталог. Комплектование «гипербиблиотеки» осуществляется аналогично комплектованию

фондов обычных библиотек, то есть в основном путем приобретения уже переведенных в электронную форму

текстов.

В процессе наполнения «гипербиблиотеки» для каждого нового элемента (текстовый документ, ил-

люстрация, исполнимый модуль) заводится карточка описания. Для текстового документа такая карточка

напоминает обычную библиографическую

карточку, в которую заносятся сведения об авторах (рис. 32).

Рис. 32. Библиографическая карточка, заполняемая на каждый текстовый

документ

Как видно из рис. 32, в окне библиографической карточки имеются две кнопки: «Связанные документы» и

«Информация об авторах». Первая позволяет получить сведения о наличии в библиотеке материалов,

связанных с данной публикацией (это могут быть либо карточки документов, на которые в издании имеются

ссылки, либо карточки документов, в которых есть ссылки на данное издание). Вторая кнопка вызывает

карточку со сведениями об авторах (место работы, научная степень, звание и пр.). Данные об авторах

заносятся при добавлении очередного документа в библиотеку.

С помощью информационного массива, составляющего основу «гипербиблиотеки», каждый поль-

зователь может создать свою личную библиотеку, снабдив ее предметным указателем (списком ключевых

слов), классификационной схемой (отражающей модель данной предметной области), а также своим

собственным «обзором» - текстовым документом, в котором излагаются взгляды пользователя на те или иные

аспекты проблемы и из которого проведены гиперсвязи к документам, включенным в личную библиотеку

(фактически «обзор» - это путеводитель по гипертексту). Формирование личной библиотеки сводится к

созданию гипертекстовой сети, узлами которой являются элементы информационного массива

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 72

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 73

«гипербиблиотеки» - текстовые документы, иллюстрации, исполнимые модули, поэтому появление новой

личной библиотеки не приводит к заметному увеличению занимаемого системой объема дисковой памяти.

Практически можно создавать неограниченное количество личных библиотек.

Личная библиотека - это плод творческих усилий пользователя по поиску необходимой лично для него

информации и организации ее в удобные для него структуры. Это одновременно и личная картотека, и

навигационная карта (показывающая, в каких документах и в каком месте каждого из них находятся

интересующие данные и знания), и записная книжка, в которой фиксируются различные идеи, замечания и

комментарии, возникшие в процессе работы с системой.

Структурирование данных возможно как на основе моделей, уже имеющихся в системе, так и при

формировании собственной модели, осуществляемом по ходу работы с документами.

Пользователь может выделять любые фрагменты в документе, связывать их с любыми элементами модели

предметной области или с другими документами. Если в дальнейшем представления о значимости

выделенного фрагмента, его размере или принадлежности к определенному элементу модели предметной

области изменились - легко внести необходимые изменения.

Для каждой библиографической карточки автоматически формируются два списка: первый содержит

перечень документов, на который ссылается данный документ, второй - перечень документов, в которых есть

ссылки на данный документ.

В результате проведения разметки (автоматической — по ключевым словам и в ручном режиме)

формируется ГТ-сеть, охватывающая элементы информационного массива, включенного в личную

библиотеку, а также вспомогательные элементы, образующие надстройку над этим массивом: классификатор,

предметный указатель, обзор, библиографические указатели.

Интеграция ГТ-системы с ИПС позволяет использовать различные языковые средства на всех стадиях

подготовки и использования гипертекста. Рассмотрим технологический процесс формирования

полнотекстовой базы данных.

Первый этап состоит в выборе стратегии поиска и обработки информации, который определяется, в свою

очередь, выбором варианта библиотечного моделирования, о чем говорилось выше. Первая стратегия

предусматривает построение жесткой схемы классификации, определяющей все процессы поиска

литературных источников. Эта схема является концептуальной моделью предметной (проблемной) области

и основана на классификационных языках.

Альтернативой служит применение второго варианта библиотечного моделирования, при котором поиск

источников выполняется на основе ключевых слов, названий журналов, книг, фамилий авторов, ссылок, цитат

и т.д., при этом формируется индекс цитирования вместе с другими типами информационных массивов. В

этом случае вместо жесткой концептуальной модели предметной области мы имеем мягкую, «размытую»

модель.

Следующий этап включает поиск и отбор релевантной информации из доступного информационного

массива (первичные и вторичные документы, фактографические данные и т.д.) с целью формирования

полнотекстовой базы данных. При этом проводится формализованная обработка данных с помощью

библиографических и наукометрических методов. Это позволяет выявить неполноту базы данных,

информационные «белые пятна» (например, отсутствие публикаций некоторых авторов) и в какой-то мере

устранить субъективизм авторского отбора, что является второй особенностью методики.

Кроме того, в процессе формирования базы данных параллельно с формализованной обработкой можно

создавать формализованную модель предметной области (с помощью, скажем, дескрипторных языков, если

выбрана жесткая концептуальная модель, или путем расширения парадигмального ряда, если принята

размытая модель). Это позволяет создавать и сравнивать между собой концепту-

альные модели различных школ и направлений; получать новые специфичные знания о предметной

области и добавлять их в формируемую базу данных в виде наукометрического обзора. Это является третьей

особенностью используемой методики.

Следует отметить, что выбор «жесткой» стратегии поиска и, соответственно, применение первого варианта

моделирования, предусматривающего построение жесткой концептуальной схемы, оправданны, когда

рассматриваемая предметная область достаточно хорошо изучена. В этом случае цель - формирование

полнотекстовой базы данных, достаточно полно отражающей данную предметную область, -сравнительно

быстро достигаема.

Второй вариант более трудоемкий, его следует использовать для исследования недостаточно изученных

областей знаний, а также в случае, когда начинают появляться публикации, не вполне вписывающиеся в

традиционную концептуальную схему какой-либо предметной области, что говорит о необходимости

пересмотра ее парадигмы.

Подготовка полнотекстовой базы данных носит циклический характер. На каждом очередном шаге цикла в

процессе формирования библиотеки уточняется модель заданной предметной области, добавляются новые

гипертекстовые связи и выявляются так называемые «белые пятна» - те аспекты проблемы, которые

присутствуют в концептуальной модели, но не отражены в имеющихся текстах.

Таким образом, интеллектуальные информационно-поисковые системы позволяют решать две основные

задачи, стоящие перед пользовате-

лями ГТ-систем. Первая связана с поддержкой ориентации пользователя в процессе его «путешествия» по

информационному массиву (в любой момент можно определить место данного текста в классификационной

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 73

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 74

схеме, вернуться в «обзор» -специально написанный для личной библиотеки путеводитель по ней и т.д.).

Вторая задача связана с получением данных, необходимых для проведения библиографической и

наукометрической обработки текстов.

Следует отметить, что при поиске и отборе релевантной информации в подобных системах основная роль

отводится человеку. Только человек может оценить ситуацию и принять решение, основываясь в первую

очередь на содержащихся в текстах смыслах и на соответствии их концептуальной модели предметной

области. При этом он использует различные инструментальные средства, в том числе средства

автоматизированной формализованной обработки, о которых шла речь выше, а также другие средства

поддержки, в частности экспертную систему для логического обоснования тех или иных принимаемых

решений.

Система ЭЛБИ является прекрасным инструментом для усиления творческой деятельности, но в конечном

счете результат определяется не возможностями машины, а способностями человека, его интеллектом.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 74

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 75

Заключение

Семиотика - наука о знаках и знаковых системах - позволяет обнаружить знаковый характер различных

ситуаций в человеческом обществе. Особый интерес представляет семиотический подход к решению

прикладных задач, связанных с исследованием и проектированием знаковых систем, используемых в

процессах передачи и обработки информации.

С появлением персональных компьютеров сложились реальные предпосылки развития интеллекта

человека на основе стимулирования его когнитивных способностей, обусловленных спецификой вза-

имодействия функциональных асимметрий мозга.

Если раньше развитие компьютерных систем шло преимущественно в направлении улучшения таких

характеристик, как быстродействие, емкость памяти, габариты, то сейчас, в период всеобщей

компьютеризации и глобальной информатизации, на первое место выходит проблема общения человека с

компьютерными системами, и один из путей решения этой проблемы - создание технологии визуализации

данных средствами современной компьютерной графики.

Компьютерные, информационные и телекоммуникационные технологии, проникая в такие формы

социальной коммуникации, как пресса, издательское дело, радио, кино, телевидение, постепенно стирают

грани между ними. Есть основания полагать, что в будущем все эти формы образуют единую

интегрированную информационную среду, которая будет обеспечивать весь процесс массовой коммуникации

в обществе.

Информатизация общества на основе массового внедрения средств вычислительной техники - процесс

необратимый. Но именно процесс, а не единовременная акция. По-видимому, пройдет немало времени, прежде

чем плоды компьютеризации начнут зримо ощущаться. Нынешний же ее этап не может быть

идентифицирован иначе как начальный. И задачи этого этапа во многом специфичны. Еще только предстоит

построить инфраструктуру, отвечающую глобальным целям информатизации. Какой бы грандиозной ни

казалась задача переноса информации из бумажной среды в компьютерную, ее все равно придется решать,

иначе все разговоры об информатизации так и останутся лишь разговорами.

Современные компьютерные системы вместе с человеком образуют коммуникативную систему вза-

имодействия, в которой обмен информацией осуществляется в знаковой форме. Одно из основных требований,

предъявляемых к разработчикам таких систем, состоит в решении проблемы пользовательского интерфейса, то

есть создания аппаратных и программных средств поддержки диалога с использованием знаковых систем

различной природы.

Разработка системных принципов создания комфортного и эффективного диалога между человеком и ЭВМ

предполагает комплексное изучение основных компонентов системы «человек—ЭВМ»: психологических,

семиотических, эргономических и других аспектов процесса общения.

Среди гуманитариев распространено мнение о том, что компьютеризация может отрицательно сказаться на

духовном развитии общества. В частности, по мнению книговеда М.П. Ельникова, вычленение информации из

первоисточника и механический перенос ее на новый вид носителя приводит к тому, что «потребитель

получает не знание, а только информацию о знании, познание явления в полном объеме подменяется

пониманием лишь его частностей». Автор задается вопросом, не ожидает ли человека участь стать «винтиком

и болтиком» некоей глобальной машинизированной системы? И приходит к выводу, что «те, кто создают,

совершенствуют, внедряют "умные машины", мало думают или не хотят думать о том, что они закладывают

под человеческую цивилизацию, как некогда мало думали об этом создатели динамита, ядерной энергии,

космических ракет...» [16].

Еще более определенно о возможности превращения человека в машиноподобное существо высказался в

свое время русский философ H.A. Бердяев: «Настанет время, когда будут совершенные машины, которыми

человек мог бы управлять миром, но человека больше не будет. Машины сами будут действовать в

совершенстве и достигать максимальных результатов. Последние люди сами пре-

вратятся в машины, но затем и они исчезнут за ненадобностью и невозможностью для них органического

дыхания и кровообращения» [5].

Есть надежда, однако, что общество сумеет избежать этой участи. Основанием для оптимизма служит

появление все большего числа сторонников этических норм регулирования путей дальнейшего развития

компьютерной техники. Так, Фридрих Рапп, известный немецкий философ, отмечает, что «для развивающейся

компьютерной техники, возможно, требуется, чтобы ее преимущества и недостатки объяснялись и открыто

обсуждались... Причем наряду с важными экономическими соображениями следовало бы принимать во

внимание также отдаленные социальные, культурные и экологические последствия» [48].

Рассматривая в качестве примера одно из последних достижений технической цивилизации -создание

систем искусственного интеллекта, психолог и эргономист Е.Б. Моргунов приходит к выводу, что для

устранения возможности подчинения компьютеру необходима опора на гуманистические традиции, на

культуру: «...решение проблемы лежит не в самих системах искусственного интеллекта, а прежде всего в

сознании их создателей. Разрабатываемые системы могут занять надлежащее место, если способствовать

обогащению культуры их проектировщиков. Если это удастся, последствия не замедлят сказаться...» [36].

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 75

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 76

Литература

.

Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.

.

Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.,1963.

.

Бахтин М. М. Проблема текста. Опыт философского анализа // Вопросы

литературы. 1976. №10.

.

Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2-х т. Т. 1. М.,1994.

.

Бердяев H.A. Человек и машина. Проблема социологии и метафизики // Вопросы

философии. 1989. №2.

.

Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. Т. I. М., 1963.

.

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1960.

.

Вернадский В. И. 0 науке. Дубна, 1997.

.

Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

0.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1996.

1.

Герчук Ю.Я. Очерк истории искусства книги // Книжное дело: Ежегодник. М.,

1993.

2.

Гиляревский P.C., Субботин М. М. О возможности оценки перспективности новых

информационных

технологий (на примере гипертекстовой технологии) // НТИ. Сер. 2. 1988. №12. С.

2-5.

.

Гинее А. Гипертекст - машина реальности // Иностранная литература. 1994. №5. С.

248-249.

.

Доброхотова Т. А., Брагина H.H. Принципы симметрии-асимметрии в изучении

сознания человека // Вопросы философии. 1986. № 7. С. 13-27.

.

Дубинин Н.П. Общая генетика. М., 1970.

.

Ельников МЛ. Книга в информационном поле // Международный форум МАИ.

Секция «Книгоиздание и информатизация», 22-28 ноября 1992. Тезисы докладов. М.,

1992. С. 20-21.

.

Зенкин A.A. Экология мышления // Информатика и образование. 1989. №6. С. 112-

117.

.

Зенкин A.A. Обобщение теоремы Гильберта-Варинта // Вестник МГУ. Сер. 1,

Математика, механика. 1983. №2. С. 11-19.

.

Зенкин А А. Когнитивная компьютерная графика. М.: Наука, 1991.

.

Зинченко В. П. Современные проблемы образо-

вания и воспитания // Вопросы философии. 1973. № 11.

.

Криулина A.A. Цвет в нашей жизни. Курск, 1993.

.

Крушевский Н.В. Очерк науки о языке. Казань, 1883.

,

Левин М. Ш. Иерархическая гипертекстовая система // Информационные

процессы и системы. 1989. №6. С. 10-13.

.

Леонтьев A.A. Психология общения. М., 1997.

.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981.

.

Локк Дж. Избранные философские произведения. М., 1960.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 76

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 77

.

Ломоносов М. В. Избранные произведения. М.-Л., 1965.

.

Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст - семиосфера - история.

М., 1996.

.

Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллинн, 1973.

.

Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном. Таллинн, 1994.

.

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 20. М., 1970.

.

Маслов СЮ. Асимметрия познавательных механизмов и ее следствия // Семиотика и

информатика. 1983. Вып.20. С. 3-31.

.

Матурана У. Биология познания // Язык и интеллект. М., 1996.

.

Мейерхольд В.Э. О театре. СПб., 1913.

.

Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер-творец. М., 1987.

.

Моргунов Е.Б. Человеческие факторы в компьютерных системах. М., 1994.

.

Налимов В. В. Вероятностная модель языка. М., 1979.

.

Николаенко H.H., Деглин В.Л. Семиотика пространств и функциональная асимметрия

// Уч. записки Тартуского университета. 1984. Вып. 641. С. 48-67.

.

Петров В. В. Язык и искусственный интеллект: рубежи 90-х годов // Язык и

интеллект. М., 1996.

.

Платон. Сочинения в трех томах. Т. I. М., 1968.

.

Поликахин A.B., Савин А.Ю. Гипертекст: сущность, состояние, проблемы,

перспективы. М., 1993.

.

Портнов А.Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в

философии XIX-XX вв. Иваново, 1994.

.

Поспелов Д.А. Моделирование рассуждений. М., 1989.

.

Поспелов Д.А., Осипов Г.С. Прикладная семиотика // Новости искусственного

интеллекта. 1999. №1.

.

Потебня A.A. Слово и миф. М., 1989.

.

Почепцов Г.Г. История русской семиотики до и после 1917 года: Учебно-

справочное издание. М., 1998.

.

Пуанкаре А. О науке. М., 1965.

.

Рапп Ф. Многоаспектность современной техники // Вопросы философии.1989. №2.

.

Розенберг A.B. Философия архитектуры. М., 1923.

.

Розин В. М. Визуальная культура и восприятие. Как человек видит и понимает мир.

М., 1996.

.

Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения. Т.1. М., 1981.

.

Соломоник А. Семиотика и лингвистика. М., 1995.

.

Сорокин П.А. Система социологии. T.I. Пг., 1920.

.

Соссюр Ф. Труды по языкознанию. // Пер. с франц. под ред. A.A. Холодовича. М.,

1977.

.

Степанов Ю.С. Семиотика. М., 1972.

.

Субботин М. М. Новая информационная технология: создание и обработка

гипертекстов. М., 1992.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 77

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 78

.

Уотсон Дж. Молекулярная биология гена. / Пер. с англ. М.,1967.

.

Урсул А.Д. Информация // Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

.

Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика. 1977. Вып. 8.

.

Хлебников В. Творения. М, 1986.

.

Эйнштейн А. физика и реальность. М., 1991.

.

Эко У. Заметки о романе «Имя розы» // У. Эко. Имя розы. М., 1990.

.

Ямпольский И.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. М.,

1993.

.

Andersen P.B. Semiotics and informatics: computer as media // Information technology

and information use. Copenhagen, 1986. P. 64-97.

.

Bruner J. Education as Social Invention. Cambridge, 1969.

.

Bush V. As we can think // Atlantic Monthly. Vol.176, 1945. №1. P.65-69.

.

Flores F., Graves М., Hartfield В., Winograd T. Computers Systems and the Design of

Organizational Interaction // ACM Transactions on Office Information Systems. Vol.6.

1988. №.2. P.153-172.

.

Hannemann J., Thuring М., Streitz N.A. From Ideas and Arguments to

Hyperdocuments: Travelling through activity Spaces/ Proc. of the conf. Hypertext'89.

Amsterdam, 1989.

.

Kammersgraad J. Four different perspectives on human-computer interaction // Intern.

J. Of Man-Mach. St. 1988. Vol. 28. P. 343-362.

.

Kellog R.T. Effect of topic knowledge on the allocation of processing time / Memory &

Cognition, 1987. 15(3)

.

Kuutti K., Bannon L.J. Some confusions at the interface // Proc. of the conference —

Human jobs and computer interfaces. Amsterdam, 1991.

.

Nielsen J. Hypertext & Hypermedia. London: Academic Press, Inc., 1990.

.

Otlet P. La documentation en matière administrative // Actes de la Conference

internationale de bibliographie. Bruxelles, 1908. P.147-154.

.

Scardmalia М., Bereiter C Knowledge telling and knowledge transforming in written

composition // Advanses in applied psycholinguistics. 1987. №12.

Агеев Владимир. Семиотика. М.: Издательство «Весь Мир», 2002. - 256 с. - (Весь Мир Знаний). 78

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 79



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.21 с.)