Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информационные продукты и услуги.

Поиск

Тема 2. Информатизация общества и бизнеса.

Информационные ресурсы.

Прежде всего, сформулируем, что такое информационные ресурсы. Начнем с определения слова ресурсы. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (издание 1882г.) это слово отсутствует. Советский энциклопедический словарь, изданный почти век спустя, дает следующее определение: «РЕСУРСЫ (от франц. ressource – вспомогательное средство) - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр. природные ресурсы). Отталкиваясь от этого понятия, можно сказать, что информационные ресурсы представляют собой совокупность:

· некой информации, обрабатываемой и хранящейся в том или ином виде;

· различного вида оборудования и программно-аппаратного обеспечения, обслуживающего данную информацию;

· специалистов, которые управляют работой техники и информационным потоком.

Постараемся уточнить, почему выбрана указанная совокупность. Никто не будет спорить, что первая составляющая (информация) есть наиболее важная, определяющая суть. Это может быть дневник, журнал, книга или информация, хранящаяся в электронном виде. Вторая составляющая (оборудование) служит для получения или изменения интересующих данных. В самом простом случае может понадобиться авторучка, словарь, увеличительное стекло, если запись трудно доступна для глаз, наконец, компьютер. Благо, когда это все есть под рукой. А если язык, на котором написана информация, Вам не знаком, словаря нет, информация записана в таком виде, что Ваш компьютер не в силах ее воспроизвести? Вот здесь и включается третья, теневая составляющая – переводчик, консультант, системный математик, администратор базы данных (БД). Без третьей составляющей две первые просто перестают существовать. Вы, наверное, сталкивались с такой ситуацией, когда Вам по тем или иным причинам нет доступа к электронному почтовому ящику. Вы знаете, что информация для Вас там есть, Вы ее желаете получить, Ваш компьютер пытается достучаться до нее, но нет связи с сервером, на котором, например, проводятся внеплановые регламентные работы, за которыми стоит человек.

Понятие информационные ресурсы относительно новое. Появилось в конце прошлого столетия, но достаточно прочно вошло в нашу жизнь. На первом этапе информационные ресурсы очень напоминали нескончаемые бумажные реки, которые не могло остановить появление электронно-вычислительных машин. Но персональные компьютеры, заставившие серьезно говорить о себе с 1980-х годов, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) коренным образом изменило ситуацию.

Наиболее простой пример – библиотеки. Если раньше пользователь при первичном посещении должен был заполнять формуляр, расспрашивать библиотекаря о том, где располагаются фонды, ходить по залам, просматривать книжные полки, то сейчас процедура поиска информации значительно упростилась. Достаточно зарегистрироваться и в соответствии с инструкциями использовать для поиска книг персональный компьютер, а то и непосредственно пользоваться газетами, журналами, книгами, хранящимися в электронном виде. И в том, и в другом случае присутствует информация (газеты, журналы, книги в бумажном или электронном виде), соответствующее обеспечение (формуляры, полки с книгами или персональный компьютер), люди (библиотекарь или консультант). Но здесь надо оговориться. Для многих библиотек России переход к электронному представлению информации дело недалекого или далекого будущего.

Информационные ресурсы нашей страны относительно невелики. Например, в городской целевой программе (ГЦП) «Электронная Москва» говорится о недостаточной скоординированности работ по информатизации, проводимых в городе последнее десятилетие, об отставании в области законодательного регулирования процессов информатизации, о низком уровне информатизации школ, музеев, библиотек и других учреждений культуры, образования и науки. ГЦП «Электронная Москва» отмечает недостаточное стимулирование информационной индустрии города (производства информационных технологий и телекоммуникаций), как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей, к тому же, предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, а также стимулирование использования ИКТ в экономике, в частности, развития различных форм электронной торговли, а также снижение инновационной активности: «По данным Госкомстата, если в 1992 г. в Москве создавалось 14,7% образцов новых машин, оборудования, приборов и средств автоматизации, то к концу 1990-х г. эта доля упала ниже 4% от общероссийских показателей». Плюс к этому социальная дифференциация по доступу к возможностям ИКТ. Эта проблема является общей для всех городов и стран, вступивших на путь движения к информационному обществу. В Москве она получила название проблемы информационного неравенства. Важность ее признается всеми государствами и международными организациями. Доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем гражданам независимо от места их проживания и социально-экономического положения.

Развитию и росту информационных ресурсов России препятствуют:

· низкая платежеспособность населения;

· незначительное количество информационно активных потребителей;

· общие экономические трудности в стране;

· недостаточный уровень информационной культуры общества в целом и бизнеса в частности;

· отток интеллектуального капитала.

Тем не менее, следует отметить два положительных момента в динамике информационных ресурсов России:

1. Небывалое ослабление монополии государства на общественно значимые информационные потоки.

2. Ликвидация закрытой информационной системы, отрицательно сказывавшейся на развитии общества.

Правовые аспекты информационного рынка

Тема 2. Информатизация общества и бизнеса.

Информационные ресурсы.

Прежде всего, сформулируем, что такое информационные ресурсы. Начнем с определения слова ресурсы. В Толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля (издание 1882г.) это слово отсутствует. Советский энциклопедический словарь, изданный почти век спустя, дает следующее определение: «РЕСУРСЫ (от франц. ressource – вспомогательное средство) - денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов (напр. природные ресурсы). Отталкиваясь от этого понятия, можно сказать, что информационные ресурсы представляют собой совокупность:

· некой информации, обрабатываемой и хранящейся в том или ином виде;

· различного вида оборудования и программно-аппаратного обеспечения, обслуживающего данную информацию;

· специалистов, которые управляют работой техники и информационным потоком.

Постараемся уточнить, почему выбрана указанная совокупность. Никто не будет спорить, что первая составляющая (информация) есть наиболее важная, определяющая суть. Это может быть дневник, журнал, книга или информация, хранящаяся в электронном виде. Вторая составляющая (оборудование) служит для получения или изменения интересующих данных. В самом простом случае может понадобиться авторучка, словарь, увеличительное стекло, если запись трудно доступна для глаз, наконец, компьютер. Благо, когда это все есть под рукой. А если язык, на котором написана информация, Вам не знаком, словаря нет, информация записана в таком виде, что Ваш компьютер не в силах ее воспроизвести? Вот здесь и включается третья, теневая составляющая – переводчик, консультант, системный математик, администратор базы данных (БД). Без третьей составляющей две первые просто перестают существовать. Вы, наверное, сталкивались с такой ситуацией, когда Вам по тем или иным причинам нет доступа к электронному почтовому ящику. Вы знаете, что информация для Вас там есть, Вы ее желаете получить, Ваш компьютер пытается достучаться до нее, но нет связи с сервером, на котором, например, проводятся внеплановые регламентные работы, за которыми стоит человек.

Понятие информационные ресурсы относительно новое. Появилось в конце прошлого столетия, но достаточно прочно вошло в нашу жизнь. На первом этапе информационные ресурсы очень напоминали нескончаемые бумажные реки, которые не могло остановить появление электронно-вычислительных машин. Но персональные компьютеры, заставившие серьезно говорить о себе с 1980-х годов, бурное развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) коренным образом изменило ситуацию.

Наиболее простой пример – библиотеки. Если раньше пользователь при первичном посещении должен был заполнять формуляр, расспрашивать библиотекаря о том, где располагаются фонды, ходить по залам, просматривать книжные полки, то сейчас процедура поиска информации значительно упростилась. Достаточно зарегистрироваться и в соответствии с инструкциями использовать для поиска книг персональный компьютер, а то и непосредственно пользоваться газетами, журналами, книгами, хранящимися в электронном виде. И в том, и в другом случае присутствует информация (газеты, журналы, книги в бумажном или электронном виде), соответствующее обеспечение (формуляры, полки с книгами или персональный компьютер), люди (библиотекарь или консультант). Но здесь надо оговориться. Для многих библиотек России переход к электронному представлению информации дело недалекого или далекого будущего.

Информационные ресурсы нашей страны относительно невелики. Например, в городской целевой программе (ГЦП) «Электронная Москва» говорится о недостаточной скоординированности работ по информатизации, проводимых в городе последнее десятилетие, об отставании в области законодательного регулирования процессов информатизации, о низком уровне информатизации школ, музеев, библиотек и других учреждений культуры, образования и науки. ГЦП «Электронная Москва» отмечает недостаточное стимулирование информационной индустрии города (производства информационных технологий и телекоммуникаций), как наиболее рентабельной и быстрорастущей отрасли экономики, создающей, к тому же, предпосылки повышения конкурентоспособности во всех других отраслях, а также стимулирование использования ИКТ в экономике, в частности, развития различных форм электронной торговли, а также снижение инновационной активности: «По данным Госкомстата, если в 1992 г. в Москве создавалось 14,7% образцов новых машин, оборудования, приборов и средств автоматизации, то к концу 1990-х г. эта доля упала ниже 4% от общероссийских показателей». Плюс к этому социальная дифференциация по доступу к возможностям ИКТ. Эта проблема является общей для всех городов и стран, вступивших на путь движения к информационному обществу. В Москве она получила название проблемы информационного неравенства. Важность ее признается всеми государствами и международными организациями. Доступ к базовым информационно-коммуникационным услугам и социально значимой информации должен быть обеспечен всем гражданам независимо от места их проживания и социально-экономического положения.

Развитию и росту информационных ресурсов России препятствуют:

· низкая платежеспособность населения;

· незначительное количество информационно активных потребителей;

· общие экономические трудности в стране;

· недостаточный уровень информационной культуры общества в целом и бизнеса в частности;

· отток интеллектуального капитала.

Тем не менее, следует отметить два положительных момента в динамике информационных ресурсов России:

1. Небывалое ослабление монополии государства на общественно значимые информационные потоки.

2. Ликвидация закрытой информационной системы, отрицательно сказывавшейся на развитии общества.

Информационные продукты и услуги.

Русско-английский глоссарий по информационному обществу так определяет понятия информационные продукты и услуги: «Информационные продукты - информационные ресурсы всех видов, программные продукты, базы и банки данных и другая информация, представленные в форме товара. Информационные услуги - удовлетворение информационных потребностей пользователей путем предоставления информационных продуктов».

Традиционный жизненный цикл информационных продуктов и услуг недалекого прошлого – договор «под ключ» между небольшой компанией, создающей программное обеспечение (ПО) и компанией-заказчиком, совместное обоснование и написание технического задания, за которым следует написание текстов программ, опытная эксплуатация ПО, этапы внедрения, сопровождения и дальнейшей эксплуатации. Могли иметь место отклонения от указанной цепочки, но суть оставалась - информационный продукт создан, предоставлен, услуги оказаны. Очень часто компания-создатель ПО «терялась», самостоятельной поддержки у заказчика не получалось и приходилось либо заводить свой штат программистов, либо искать нового подрядчика.

Сегодня указанную нишу заняли крупные компании-производители информационных продуктов. Появились так называемые «коробочные» информационные продукты, позволяющие грамотному менеджеру самостоятельно освоить тот или иной программный продукт. В услугах тоже недостатков нет – работают «горячие» линии поддержки.

Вот только несколько различных направлений среди множества современных информационных продуктов:

· системы управления базами данных (СУБД);

· географические информационные системы (ГИС);

· средства добычи данных (Data Mining);

· системы аналитической обработки в реальном времени (On-Line Analytical Processing или OLAP-системы);

· системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems или DSS-системы);

· экспертные системы (Expert Systems);

· искусственный интеллект (Artificial Intellegence).

До появления сети Интернет информационные продукты и услуги в основном распространялись в печатном виде. Имели место многочисленные книги, справочники, рекламные проспекты. В настоящее время медленно происходит процесс трансформации информационных продуктов от печатного издания к электронному виду, но до полного перехода еще далеко.

Такие крупные издательства, как «Деловой мир», «Открытые системы» со своими ежедневными, еженедельными и ежемесячными изданиями прочно вошли в нашу жизнь. В соответствии с методикой Библиотеки по естественным наукам (БЕН) РАН их можно разделить на суперинформативные, информативные, малоинформативные. Многие печатные источники информации содержат электронные приложения в формате CD-ROM.

Следует отметить изменения в направлении развития программных продуктов – переход от систем учета к системам управления финансово-хозяйственной деятельностью, появление так называемых систем-конструкторов, объектом моделирования которых является функционирование самой организации, деятельность которой фиксируется в конфигурационных файлах.

Пример оказания информационной услуги показан на Рис.2.

Рис.2. Простейший пример оказания информационной услуги

 

В данном случае мы имеем дело с абстрактным пользователем, будь то посетитель Интернет-клуба, читатель библиотеки или менеджер корпорации, занимающий свое рабочее место. На рисунке 2 показан перечень информационных услуг, которые может получить пользователь.

Прежде всего, услуга включает в себя стандартные средства пользователя – текстовой редактор (Word), табличный процессор (Excel), презентационный пакет (PowerPoint), периферию, состоящую из принтера, сканера и накопителя информации (флоппи-диск, CD-RW, стример и т.п.). Далее следует выход в Интернет. Пользователь может воспользоваться услугами электронной почты, найти необходимую информацию, работать с ней в режиме on-line или при необходимости скачать. Если мы имеем дело с корпоративным пользователем, ему доступна (в соответствии с выделенными привилегиями) корпоративная база данных.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.86 (0.01 с.)