Гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии



В настоящее время термин «гипертекст» применяют к разным объектам, называя так:

1) особый метод построения информационных систем, обеспечивающий прямой доступ к данным с сохранением логических связей между ними;

2) определенную систему представления текстовой и мультимедийной информации в виде сети связанных между собой текстовых и иных файлов;

3) особый универсальный интерфейс, отличительными чертами которого является его интерактивность и необычайная дружелюбность по отношению к пользователю.

Гипертекст нашёл широкое применение в автоматизированных обучающих курсах.

Учебные материалы, подготовленные на основе мультимедийных гипертекстовых технологий, обладают рядом очевидных преимуществ как для учителя, обеспечивающего, направляющего и контролирующего процесс обучения, так и для обучаемого: прежде всего, это принципиально новые возможности изложения учебного материала, связанные с воздействием обучающей мультимедийной программы на несколько органов чувств, что позволяет обучаемым лучше усваивать материал.

Сама гипертекстовая структурированность учебного материала обладает собственным дидактическим значением, так как является значительно более гибкой формой подачи информации, позволяющей в максимальной степени учитывать индивидуальные потребности обучающегося. По сути дела каждое обращение к автоматизированному обучающему курсу, основой которого является база данных, выполненная в гипертекстовом формате, является процессом создания своего собственного учебного текста, наиболее адекватно соответствующего данной актуальной задаче, вследствие чего процесс обучения приобретает творческий аспект.

Ключевой проблемой в такой системе становится проблема организации «навигации», свободная или навязываемая автором-разработчиком стратегия исследования данного информационного поля, которая к тому же должна решать и собственно дидактические задачи. В исследованиях по теории гипертекста вопросы организации «чтения» гипертекстовой информации рассматриваются в совокупности с формальным анализом структуры гипертекстового поля, возможностями технических средств управления «навигацией», а также особенностями когнитивных стратегических предпочтений человека (вновь подчеркнем, что последнее остается до сих пор наименее изученной областью). В качестве достаточно хорошо проработанных формализованных стратегических моделей часто выступают модели, лежащие в основе систем автоматизированного поиска и систем автоматической обработки запросов.

Один из основных вопросов, встающих перед авторами гипертекстов — это соотношение традиционного письменного текста, имеющего линейную структуру, и гипертекста с его многоуровневой иерархически организованной стратификацией, — в частности, вопрос о правилах перехода от текста письменного к гипертексту.

Основными принципами мультимедийных информационных технологий являются:

· интерактивный режим работы;

· интегрированность с другими программными продуктами;

· гибкость процесса изменения как исходных данных, так и постановок задач.

Мультимедийные технологии обеспечивают работу с анимацией, графикой, звуком и видео. Мультимедийные информационные технологии позволяют максимально удовлетворять информационные потребности пользователя, повысить качество предлагаемого материала.

Постановка задачи поиска в Интернет. Информационно-поисковые системы (ИПС): определение и главные задачи. Понятие релевантности.

Для постановки задачи поиска нужно ответить на 3 вопроса:

§ что искать, (какие ист. информации),

§ где искать (размещение источников),

§ как искать (какие инструменты использовать).

Источники информации: документы WWW, статьи в группах новостей и списках, рассылки, файлы в библиот. файлов и др.

Размещение: ресурсы Инт., (WWW, группы новостей, списки рассылки и FTP-серверы).

Для поиска – использовать специальные инструменты, цель которой – собирать данные об информации ресурсах и предоставлении пользователю услугу быстрого поиска.

ИПС – это система, обеспечивающая поиск и отбор необходимых данных в специальной базе с описаниями источников информации на основе информационно- поискового языка и соответствие правил поиска.

Гл. задача ИПС - поиск информации, релевантной информации потребностям пользователя. Важно ничего не потерять и не найти ничего лишнего.

Релевантность – это соответствие результатов поиска сформулирован. запросу.

Обобщенная структура и основные компоненты информационно-поисковых систем для WWW. Понятие индекса. Особенности процедуры индексирования.

По пространств. масштабу ИПС:

§ локальные (для быстрого поиска стр. в масштабе отдельного сервера)

§ региональные (описыв. информационные ресурсы опред. региона)

§ глобальные (описыв. ресурсы всего информационного простр-ва сети Инт.)

§ специализированные

Поиск – в собственной базе (индексе) с описан. распределенных источников информации.

Сначала - описать информационные ресурсы и создать индекс. Построение индекса – с определения начального набора URL источника информации. Затем – индексирование.

Индексирование – описание ист. информации и построение спец. базы данных (индекса) для эффектив. поиска. Иногда описание ист. инф. проводится персоналом ИПС, кот. сост. краткую аннотацию на каждый ресурс. Затем - сортировка аннотаций по темам (составление тематич. каталога).

Процедура описания занимает значит. период времени, поэтому индекс имеет ограниченный объем. В ИПС др. типа процедура описания информации ресурсов автоматизир. Для этого - спец. программа - робот, кот. по опред. технологии обходит ресурсы, описыв. их (проводит индексир.) и анализир. ссылки с текущей стр. для расширения области поиска.

Чаще всего просто составляется список слов, кот. встречаются в тексте и др. частях док-та., при этом учитывается частота повторения и местоположения слова т.е. слову приписывается весовой коэффициент в зависимости от его значимости. Затраты времени невелики.

Классификация средств поиска. Приемы работы с тематическими каталогами.

Каталог – поисковая система с классифицируемая по темам списком аннотаций со ссылками на web-ресурсы.

Классификация проводится людьми.

Автоматический индекс (поисков. машина) – поисковая система с формируемой роботом базой данных, содержащая информацию об информационных ресурсах.

Метапоисковая. система – система, не имеющая своего индекса, способная послать запросы пользователю одновременно неск-ким поисковым серверам, затем объединить полученные результаты и представить их пользователю в виде документов со ссылками.

Программа ускорен. поиска – программа с возможностями метапоисковой сис-мы, устанавливаемая на локальном компьютере.

Отличие метапоиск. сис-м и программ ускор. поиска от ИПС - отсутствие собств. индекса. База данных ссылок (индекс) каталога имеет ограниченный объем, заполняется вручную персоналом каталога. Некоторые каталоги используют автоматическое обновление индекса.

Результат поиска в каталоге - в виде списка, сост. из краткого описания (аннотации) док-та с гипертекст. ссылкой на первоисточник.

Поисковые машины (автоматические индексы). Простой и сложный режимы поиска. Обобщенные возможности формирования запроса с использованием операторов. Режим сложного (расширенного) поиска. Представление и обработка результатов поиска.

Поисковая машина – поисковая сис-ма с формируемой роботом базой данных, содержащая информацию об информационных ресурсах.

Простой поиск - введение через пробел одного или нескольких слов; поиск слов со всевозможными окончаниями моделируется символом * в конце слова. Словосочет. или фраза - в " ".

Основная проблема – поисковая машина найдет все страницы, на кот. встречаются указанные слова. Многие поиск. сис-мы включают в свой язык составл. запросов спец. операторы, позволяющие проводить поиск в определенных зонах док-та.

Возможность - поиск док-тов в сети, ссылающийся на стр. с указанным адресом (URL). Режим расшир., или детального запроса чаще всего это бланк, в котор. упомянутые операторы и ключевые элементы реализ. простой установкой соответствующих флажков или выбором параметров из списка.

Способы представления результатов поиска: в качестве ф-мы выдачи составляется список документов по 5-10-15 единиц на стр. с возможностями перехода к след. порции внизу стр. Обязательно указывается заголовок и URL (адрес) найденного док-та.

В описании док. чаще всего – несколько первых предлож. или выдержки из текста док-та с выделением ключ. слов, указана дата обновления док-та, его размер в кбайтах.

Если описание док. соответствует требованиям - перейти к первоисточнику по ссылке. Услуга поиска похожих документов.

37. Метапоисковые системы (поисковые службы). Определение и основные возможности программ ускоренного поиска (поисковых агентов).

Метапоисковые сис-мы – сис-мы, не имеющие своего индекса, способные послать запросы пользователю одновременно нескольким поисков. серверам, затем объединить полученные результаты и представить их пользователю в виде документа со ссылками.

Программа ускоренного поиска – программа с возможностями метапоисковой системы, устанавливаемая на локальном компьютере.

Возможности:

§ посылка запросов нескольким поисковым серверам;

§ сортировка результатов поиска по релевантности;

§ удаление дубликатов;

§ проверка наличия документов в сети.

Отличие метапоисковых сис-м и программ ускоренного поиска от ИПС - отсутствие собственного индекса. Зато они превосходно умеют использовать результаты работы др. поиск. систем.

Параметры эффективности поиска: полнота, точность, актуальность, скорость. Факторы, влияющие на эффективность поиска. Сравнительные возможности поисковых систем. Планирование поисковой процедуры. Приемы эффективного поиска.

Параметры эффект-ти поиска:

§ Полнота - отношение числа найденных док-ов к общему числу релевантных док-ов

§ Точность – отношение числа релевантных док-ов к общему числу получ-х док-ов.

§ Актуальность ссылок на док-т – сущес-вание в наст. время найденных док-ов в сети

§ Скорость поиска.

Факторы, влияющие на эффективность поиска:

§ Свойства и возможности поисковой системы;

§ Качество формулировки запроса пользоват.

Поисковые сис-мы сравнивают по параметрам:

· Кол-во проиндексированных страниц;

· Кол-во поддерживающих операторов;

· Стандартн. оператор, объед. неск-ко ключевых слов;

· Поиск точной фразы;

· Поиск слов с различными окончаниями;

· Учет словоформ;

· Чувствит. к заглавной букве;

· Поиск мультимед. файлов;

· Форма представляющая результат;

· Сортировка по категориям;

· Период обновления индекса.

Планирование поисковой процедуры: провести лексич. анализ инфо, составить набор ключевых слов, исследовать различн. поисков инструменты: тестовые запросы из 1-2 ключевых слов или фразы; анализ количественного отклика; корректировка запроса по релевантности отклика.

Приемы эффективного поиска:

· Поиск общ. информации в каталогах;

· Поиск узкоспециализированной информации в поисковых машинах;

· Использ. операторов или бланка расшир. запроса для сужения обл.поиска;

· Использ. функции поиска в найденном;

· Использ. поиска похожих док-ов;

· Использ. метапоисковых сис-м и программ ускоренного поиска информации;

· Просмотр раздела Ссылки на специализир. сайтах;

· Поиск ответов на вопросы в гр. новостей;

· Подписка на специализир. списки рассылки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 560; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.022 с.)