Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сознание и бессознательное в психике человека.
Ощущение и восприятие Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью Ощущение - простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде. Сущность процесса Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов. Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство. Классификация В зависимости от видов стимулов-раздражителей: · пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе) · интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов), · специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д. В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями: · зрительные, · слуховые, · вкусовые, · обонятельные · осязательные и т.д. Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения. Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек. Восприятие. Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители. Свойства восприятия: Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами. Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия. Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу. Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.
Речь и мышление. Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства перердачи мысли. Виды речи: 1. Внутрення - при подготовке к устной или письменой речи - фаза внутреннего проговаривания речи про себя. 2. Внешняя речь: - письменная - общение посредством письма. - устная - слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени. Устаня делится на: а] диалогическая - взаимные реплики. б] монологическая.(процесс рассуждения) Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных. Мышление. Мышление - это высший познавательный процесс, движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличии от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начало до конча в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта. Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей. Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.
Внимание и память Внимание. Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте. Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других. Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. Этапы развития: 1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. 1. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. 2. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого. 3. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания. 4. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого. 5. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций. 6. Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания. Память. ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. По времени хранении память подразделяют: Мгновенная; 0,1 – 0,5 с; – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации. (память – образа). Кратковременная; до 20 с; – представляет собой способ хранения информации в течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание. Оперативная; д о нескольких дней; - хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком. Д олговременная; Неогран.; - хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты. Генетическая;; - информация которая храниться в генотипе, передается и воспроизводится по наследству. Зрительная;; - сохранение и воспроизведение зрительных образов. Слуховая;; - запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков. Двигательная;; - запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Эмоциональная;; - память на переживания. То что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок. Осязательная, обонятельная, вкусовая …;; - удовлетворение биологических потребностей или потребностей связанных с безопасностью и самосохранением организма. По характеру участия воли в процессах: Непроизвольное запоминание; - происходит автоматически и без особых усилий со стороны человека, без постановки перед ним специальной мнемической задачи. Произвольное запоминание; - процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий. При условии наличия мнемической задачи. Развитие памяти в целом зависит от человека, от сферы его деятельности. И на прямую зависит от нормального функционирования и развития других «познавательных» процессов. Работая над тем или иным процессом человек не задумываясь, развивает и тренирует память.
Виды потребностей Потребности человека разнообразны. Вьщеляют потребности естественные (природные) и социальные. Естественные потребности являются врожденными к моменту рождения они еще окончательно не сформированы и развиваются в течение всей жизни. Эти потребности важны, потому что предназначены для сохранения как отдельного человека, так и всего вида Социальные, или духовньие, потребности развиваются врезультате воздействия общества. К числу социальных от~сятся: потребность в словесном общении с другими людьми, потребность в знаниях, в активном участии в общественной жизни, культурные потребности. Не всегда человек дает себе отчет в том, почему он действует именно так, в этом случае мы говорим о неосознанных потребностях. Потребности можно удовлетворять импульсивно или с помощью воли. При импульсивном удовлет~и потребностей человек не думает о последствиях,не раздумывает перед действием. Таким образом часто удовлетворяют свои потребности дети. При волевом удовлетворении потребностей человек действует сознательно, согласно здравому смыслу и правилам общественной жизни. Потребность побуждает человека к деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Этот предмет потребности действительный мотив деятельности человека. Мотив -это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность. Движение и действие. Любой вид деятельности связан с движениями. Движение — это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности; оно свойственно человеку уже в самой ранней стадии развития — зародышевой. Различают движения непроизвольные и произвольные, врождённые и приобретенные. Непроизвольные движения - моргание, сосание, крик - врожденные. Большинство движений являются приобретенными, они приобретаются человеком в жизненном опыте. Действия — более сложная часть деятельности. Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет). действия всегда социальньт. Выделяют действия предметные (едим ложкой, гвоздь забиваем молотком),умственные, волевые; действия, направленные на других людей -поступок (или проступок). Отдельные движения и даже действия еще не составляют целостной деятельности. Деятельность — это совокупность действий, объединенных единой целью. Знания, умения, навыки Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков которыми мы обладаем. Знания отой области действительности, в которой она осуществляется или будет осуществляться, необходимы человеку. Но знания не существуют ради знания. Они теснейшим образом связаны с нашими действиями. На основе полученных знаний можно уметь что-то делать но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так к концу первого класса ученики уже знают, как писать умеют писать, но еще не овладевают навыком письм. Умения и навыки связаны между собой. Умение — это успешный способ выполнения деятельности в новых условиях, сознательное применение имеющихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях. Навыки — это частично автоматизированные действия которые образуются в результате упражнений. Навыки необходимы в любой работе и деятельности человека. Навык — это способ выполнения действий. Навык — это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной. Выделяют следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интеллектуальные) — чтение, вычисление, заучивание и пр.; сенсорные, свяые с восприятием (различения оттенков цветов, слуховые различения и пр.); навыки поведения. От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями Но если навяык это умение, возможность произвести то или иное действие без особого контроля сознания, то привычка — потребность произвести соответствующее действие.Привычки бывают как полезные, так и вредные. Основные виды деятельности Основным, исторически первым видом деятельнс человека является труд Все основные виды деятельности — игра, учение, труд присутствуют в жизни каждого человека, в недрах этих действительностей происходит развитие психики и личности.Все эти основные виды деятельности не изолированы др друга, они взаимодействуют, обогащают друг друга.Но на каждом возрастном этапе требуется особое соотношение этих деятельностей как в плане представленности так и в плане их содержания. А.Н. Леонтьев ввел понятие ведущей деятельности.Ведущей называется деятельность в наибольшей степени способствующая развитию психики и личности ребенка на данном возрастном этапе. Для ребенка дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра, для школьника — учебная деятельность, для взрослого — труд. Игровая и учебная деятельность создают условия для развития способностей и личности ребёнка обеспечивающих ему возможность достойного вхождения в трудовую деятельность взрослых.
Воля Существенной особ-ью всех пси-их процессов яв-ся активность – непроизвольная и произвольная. Непроизвольная возникает без предварительного намерения человека,оно вызывается какими-либо внешними причинами и осущ-ся без сознательного усилия. Произвольная активность возникает по нашему намерению, с заранее поставленной задачей. Волевое дей-ие осущ-ся по собс-му решению чел-ка,оно яв-ся осознанным и намеренным.Основной ф-цией воли яв-ся регуляция действий и поступков,руководство потребностями,желаниями, мотивами чел-ка. Волевое действие имеет следующие ступени (или стру туру). Первая ступень — постановка цели, т.е. ожидаемый предполагаемый результат действия. Цели человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. Следующей ступенью волевого действия является мысленное планирование — как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств так.же могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Последней ступенью в волевом действии является исполнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями,как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели. Трудности и препятствия бывают двух видов — внешние и внутренние. Внешние препятствия не зависят от человека, это внешние помехи, противодействия других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зависят от самого человека: это нежелание делать то, что нужно, наличие противоположных побуждений, плохое настроение, лень, чувство страха. Развитие воли у младших школьников Развитие воли ребенка связано с выполнением требований взрослых, за которыми стоят потребности и нормы общества. Поступление ребенка в школу — важный этап развития произвольного поведения и воли. Волевое поведение школьков развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку новые и более серьезные требования. В школе формируется умение ребенка управлять своим поведением. Произвольное поведение в учебной деятельности не должно формироваться только на основе требований взрослых, оно должно быть мотивировано самой учебной деятельностью. Трудности, которые неизбежны в учебной,как и в любой другой, деятельности, должны обернуться для младшего школьника личностно значимой для него стороной; преодолевая их, он должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее.Но чтобы воспитать такую внутреннюю позицию шк~ка, взрослым нужно набраться большого терпения, а главное, испытывать желание.
Ощущение и восприятие Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью Ощущение - простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде. Сущность процесса Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов. Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство. Классификация В зависимости от видов стимулов-раздражителей: · пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе) · интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов), · специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д. В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями: · зрительные, · слуховые, · вкусовые, · обонятельные · осязательные и т.д. Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения. Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек. Восприятие. Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители. Свойства восприятия: Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами. Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия. Категориальность – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу. Развитие восприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.
Речь и мышление. Речь - особая, наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. В этом общении участвуют две стороны - говорящий и слушающий. Говорящий - выбирает слова необходимые для выражения его мысли и связывает их по правилам грамматики, и произносит через органы речи. Слушающий - воспринимает. У обоих должны быть одинаковые правила и средства перердачи мысли. Виды речи: 1. Внутрення - при подготовке к устной или письменой речи - фаза внутреннего проговаривания речи про себя. 2. Внешняя речь: - письменная - общение посредством письма. - устная - слышимая речь, кем-то произносимая. Общение ограничено условиями пространства и времени. Устаня делится на: а] диалогическая - взаимные реплики. б] монологическая.(процесс рассуждения) Первое слово ребенка по своему значению как целая фраза. То, что взрослый человек выразил бы развернутым предложением, ребенок передает одним словом. С развитием мышления происходит развитие всех форм речи человека. С помощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи. Пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных. Мышление. Мышление - это высший познавательный процесс, движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях) - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. Мышление - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций. Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление в отличии от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начало до конча в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований. Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. Наглядно – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются). Наглядно – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта. Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Разница между теоретическим и практическими видами мышления состоит в том что «они по разному связаны с практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей. Мышление поднимается на более высокий уровень вместе с развитием чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.
Внимание и память Внимание. Внимание - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: Устойчивость – способность в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте. Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на ОДНОМ объекте при этом отвлечении от других. Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности. Объем – размер информации которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания. Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые произвольным. Внимание у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д. Этапы развития: 1. Первые две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка. 1. Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно - исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания. 2. Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкция взрослого. 3. Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания. 4. Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого. 5. Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций. 6. Школьный возраст – развитие и совершенст
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.150 (0.017 с.) |