Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Закон Р. Ф. «О защите прав потребителей»↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1.Общие положения о защите прав потребителей……………….…..6 §1.История развития защиты прав потребителей………...……….……6 §2.Законодательная защита прав потребителей………………………...7 Глава 2. Закон Р.Ф. «О защите прав потребителей»………………...…….…...8 §1.Основные понятия, применяемые в Законе ……………...………..…8 §2.Понятие и особенности защиты прав потребителей………….……10 Глава 3. Ответственность……………………………………………………....19 §1.Последствия продажи товара ненадлежащего качества…………19 §2.Судебная практика………………………………………………….21 §3.Признание сделки недействительной…………………………......23 Глава 4. Защита прав потребителей…………………………………………...24 §1.Государственная и общественная защита прав потребителей…..24 §2.Судебная защита прав потребителей……………………….….…29 §3.Гражданско-правовая ответственность…………………………32 §4.Как защитить свои права в суде…………………………….….34 §5.Образец искового заявления……………………………………36
Заключение…………………………………………………………………...40 Список используемой литературы………………………………………….41 ВВЕДЕНИЕ. За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. В нем впервые были закреплены признанные международным сообществом права потребителей, а также механизм их защиты. Многие нормы, например, право на информацию, право на качество, право на безопасность, возможность защиты неопределенного круга потребителей вообще впервые появились в российском законодательстве. Иски о защите прав потребителей освободили от государственной пошлины. Закон стал одним из первых нормативных актов, предусматривающих компенсацию за моральный ущерб.
К середине 90-х годов информация о правах потребителей широко распространяется. Закон РФ «О защите прав потребителей» признан одним из самых применяемых в России, а по оценкам международных экспертов – одним из самых жестких в мире. Для тех государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправданно. Сегодня в России рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время, более грамотными при защите своих интересов. Тема защиты прав потребителей остаётся актуальной и на сегодняшний день. Нормативно - правовую базу курсовой работы составили законодательные и подзаконные акты, регулирующие защиту прав потребителей в Российской Федерации на разных этапах развития российской правовой системы. Центральное место в исследовании занимают Конституции Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О защите прав потребителей". Использованы такие законодательные и подзаконные акты, как Федеральный закон "Об общественных объединениях", Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О сертификации", "О стандартизации продукции и услуг", "О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения". Предметом курсовой работы является защита прав потребителей. Объектом являются правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав потребителя. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1. Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации. 2. Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей. 3. Проанализировать гражданскую, административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей. Методической основой курсовой работы является диалектический метод познания социальных процессов, теоретические выводы и положения таких отраслей права, как гражданское право, уголовное, административное право и некоторых других отраслей правовой науки. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей. §1. История развития защиты прав потребителей Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих западноевропейских странах еще в 70 годы. Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с 1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача – защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и продовольственных товаров. Чуть позже принимается Закон " О договорных условиях", запрещающий вносить в договоры условия, ухудшающие положения потребителя. Законодательство о торговой практике, аналогичное шведскому, было принято в Норвегии (1972 год), Дании (1975 год). Финляндии (1975 год).[1] В 50-70 годы в Соединенном Королевстве, в Бельгии, в Нидерландах, в США были созданы общества защиты прав потребителей.
§2. Законодательная защита прав потребителей Российское законодательство либо полностью базируется, либо учитывает основной международно-правовой документ в данной области подготовленный Экономическим и социальным советом ООН /ЭКОСОС. Законодательная защита прав потребителей в Российской Федерации осуществляется на основе: Конституции Российской Федерации - согласно статьям 20, 30, 37, 41, 42, 43, граждане имеют право на жизнь, объединения в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и так далее, при нарушении прав каждый гражданин может обратиться в суд. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года, - регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасного для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, об их изготовителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение. Кроме перечисленных законодательных актов отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами, применяемыми правительством Российской Федерации, органами межотраслевого управления.
Глава 2. Закон Р.Ф. «О защите прав потребителей» Основные понятия, применяемые в Законе РФ «О защите прав потребителей» В 1992 году в России был принят Закон "О защите прав потребителей", который довольно быстро завоевал популярность и стал одним из самых применяемых в России. Тысячи потребителей с помощью этого Закона сумели защитить свои права. 16 января 1996 года вступила в действие новая редакция Закона РФ "О защите прав потребителей". Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав. Основные понятия применяемые в Законе: Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Изготовитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги; Исполнитель- предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации; Продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи; Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта; Недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом); Существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делает товар (работу, услугу) иным чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения.
Глава 3. Ответственность Судебная практика 13 мая 2007 года мировой судья судебного участка №2 г. Коврова Владимирской области вынес решение (Дело № 2 –332/2/07) о расторжении договора купли-продажи и возмещении морального вреда по иску Р. к индивидуальному предпринимателю П. Р. приобрела в магазине у П. кожаное плащ (пальто), который оказался ненадлежащего качества - при эксплуатации плаща (пальто) через подкладку стал вылезать синтепон, вещь стала очень сильно мяться). Р. была возмещена стоимость плеера в размере 8.900 рублей, неустойка за каждый день просрочки в размере 1% от стоимости товара в сумме 5.000 рублей и моральный вред в размере 300 рублей. Однако не всегда подобного рода дела решаются так просто, иногда, прежде чем права потребителей будут защищены, дело проходит не одну инстанцию и длится не один год. Тем же Мирровый судьей судебного участка №2 г. Коврова Владимирской области от 22.11.2011 года (Дело № 2-570/2/11) было отказано в иске С. о расторжении договора купли-продажи, возмещении морального вреда, возмещении неустойки за просрочку устранения требований в добровольном порядке. С. приобрела в магазине ООО «Евросеть-Ритейл» телефона марки Samsung GT-S5233T. Спустя 5 месяцев после эксплуатации телефон перестал работать (перестал работать сенсорный экран). С. предъявила требование о ремонте телефона. Продавец магазина ООО «Евросеть-Ритейл» передал телефон для определения причины недостатка в Сервисный центр «Профи». Однако после проведения исследования С. было отказано в удовлетворении претензии в связи с эксплуатационным дефектом. По делу была проведена судебная экспертиза, которая подтвердила вину потребителя при эксплуатации телефона. Товарный, кассовый чеки являются документами, подтверждающими факт заключения договора купли - продажи товара. В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с указанными документами к документам, подтверждающим факт заключения договора, относятся также иные документы, подтверждающие оплату товара. Например, к таким документам может быть отнесена эксплуатационная документация, в которой сделана отметка об оплате. Соответственно, вместо товарного или кассового чека потребителем в подтверждение факта заключения договора могут быть представлены и другие документы, подтверждающие факт оплаты товара. В соответствии со статьей 493 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие у потребителя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий. В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона "О защите прав потребителей" продавец (изготовитель) или организация, выполняющая функции продавца (изготовителя) на основании договора с ним, обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя, а в случае необходимости провести проверку качества товара.
Экспертиза товара проводится, как правило, специальными экспертными организациями и является дополнительной проверкой качества товара с привлечением специалистов.
Образец искового заявления
•В СИМОНОВСКИЙ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЙ СУД МОСКВЫ
ИСТЕЦ: ИВАНОВ СЕРГЕЙ ВЛАДИСЛАВОВИЧ проживающий по адресу: _____________________ ОТВЕТЧИК: ОАО "ВЕРОНИКА" адрес: _____________________________
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
27 марта 2011 года я приобрел холодильник марки "ЗИЛ" №6789905 по цене 35.000 рублей. Через три месяца в холодильнике было обнаружена неисправность, для устранения которой требуется замена холодильного агрегата. Поскольку установленный на холодильник срок гарантии еще не закончился, 17 июля 2011 г. обратился к ответчику с просьбой произвести ремонт холодильника. Однако, мне было предложено за свой счет доставить холодильник в мастерскую и оплатить стоимость ремонта в размере 5.750 рублей. Считаю действия ответчика незаконными по следующим основаниям. В соответствии со ст.18 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, имеет право потребовать безвозмездного устранения недостатков в товаре. При этом, товар весом более 5 кг доставляется к месту ремонта силами продавца или за его счет. В соответствии со ст.20 Закона РФ "О защите прав потребителей, продавец обязан устранить недостатки не позднее 5-дневного срока с момента предъявления потребителем соответствующего требования. За каждый день просрочки исполнения требования потребителя установлена неустойка в размере 1% от стоимости товара. На сегодняшний день просрочка составляет 120 дней. Действиями ответчика мне причинен существенный моральный вред. Более трех месяцев я не имею возможности пользоваться холодильником. Отсутствие холодильника в летний период причиняло мне значительные неудобства и отрицательно сказалось на моем здоровье (у меня началось обострение язвы). На основании изложенного и руководствуясь ст.15,18, 20, 22 Закона РФ "О защите прав потребителей" П Р О Ш У: 1. Обязать ответчика произвести ремонт неисправного холодильника, возложив на него обязанность доставить холодильник для ремонта и обратно своими силами. 2. Взыскать с ответчика неустойку в размере 1% за просрочку ремонта холодильника в размере 3.120 рублей за период с 28.07.2011 г. по 10.05.2012 г. 3. Взыскать с ответчика 50.000 рублей в качестве компенсации за причиненный моральный вред. ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Копия товарного чека 2. Копия технического паспорта 3. Копия акта о неисправности холодильника 4. Копия заявления (претензии) с просьбой о ремонте 5. Копия медицинского заключения о состоянии здоровья.
"10 " мая 2012 г. (подпись) Иванов С.В.
------------------------------------------------------------------------
Исковое заявление составляется в нескольких экземплярах, количество которых зависит от числа ответчиков (например, если у Вас два ответчика, то в суд представляется три экземпляра искового заявления, один из которых остается в суде, а два других рассылаются ответчикам). Заявление может быть написано от руки или напечатано, что удобнее, поскольку легче читается. Если заявление не умещается на одной странице, то лучше написать его на нескольких отдельных листах. Оптимальный размер искового заявления 1,5 - 2 страницы. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие обоснованность исковых требований (например, договор, квитанции об оплате, чеки, медицинские справки, свидетельство о браке и т.д.). Количество документов зависит от существа спора. Перечень документов и образцы исковых заявлений по некоторым категориям дел (развод, взыскание алиментов и т.д.), как правило, вывешены в судах. К заявлению лучше приложить копии документов, особенно если Вы отправляете документы по почте. Подлинники Вы принесете с собой в судебное заседание. В мае 1991 года "Комсомольская правда" опубликовала объявление: нформационно - издательское агентство "Эхо" предлагало читателям заключить договор на приобретение сочинении Г.Хаггарда. Для этого требовалось перечислить 90 рублей на расчетный счет агентства. Книги. по обещанию "Эха", должны быть высланы не позднее II квартала 1992 года. Среди перечисливших деньги была москвичка В.С.Тужилкина. Однако прошел II квартал, а за ним и III ни книги, ни ответа на свои заявления Валентина Сергеевна не получила. Тогда она подала иск в суд, требуя расторжения договора и возмещения убытков. Суд иск удовлетворил. В решении он сослался на статью 243 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой в случае, если продавец в нарушение договора не передает покупателю проданную вещь, покупатель вправе требовать передачи ему проданной вещи и возмещения убытков, причиненных задержкой исполнения, либо отказаться от договора и потребовать возмещения убытков. Учитывая это, суд расторг договор В.С.Тужилкиной с агентством "Эхо" и взыскал с ответчика в пользу истицы 90 рублей и возврат госпошлины 10 рублей. Итак, иск удовлетворен, но точку ставить рано: ведь знай, истица свои права, предоставленные ей Законом России "О защите прав потребителей", она могла бы требовать большего. Если истец настаивает не на исполнении обязательства, а на расторжении договора (а выбор этот за ней), то речь должна идти не о возврате 90 рублей, а не о компенсации стоимости аналогичной вещи (услуги) на момент предъявления требования. Кроме неустойки и возмещения убытков, истец мог бы требовать и компенсации морального вреда, то есть потраченного времени, нервов, упущенных возможностей прочесть книгу любимого автора раньше других - компенсации своих "физических и нравственных страдании". Размер морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика, определяет суд.
Заключение. В своей работе, я попытался разобраться в вопросе защиты прав потребителей в торговле. Я выяснил, что данная проблема регулируется большим количеством нормативных актов, однако решающее, главенствующее положение среди них занимает Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей". Важное значение имеет для потребителей статья о механизме реализации прав потребителей на просвещение путем включения требований об изучении законодательства о защите прав потребителей в государственные образовательные стандарты и образовательные профсоюзные программы. Реализация права на просвещение позволяет формировать не только компетентного потребителя, но и добросовестного предпринимателя. Закон снабжен нормой, устанавливающей права и обязанности изготовителя в области определения срока службы, срока годности товара, а также изготовителя при определении гарантийного срока на товар. Законом определено, что если изготовитель не установил срок службы или срок годности на товары, на которые обязан был установить эти сроки, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков товара, подлежит возмещению независимо от времени его причинения. Это повышает ответственность изготовителя за соблюдением норм Закона в участии установления сроков службы и сроков годности Закон РФ «О защите прав потребителей» необходимо знать каждому гражданину, т.к. он дает возможность гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта на рынке товаров, работ, услуг, но грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свои нарушенные права.
Список используемой литературы Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Первая часть введена в действие с 1 января 1995 года. Вторая часть – с 1 мая 1996 года. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012). 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 03.05.2012) 5. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2011) Научно-учебная литература: 1.Блохин О.Ю. Некоторые вопросы реализации и защиты субъективных прав потребителей / Правоведение 1996г №2 стр. 43-46 2. Долбина А.С., Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.К. Защита прав потребителей. Библиотека делового человека. Москва 2008г. 3.Парция Я.Е. «Ликбез потребителя» Спрос №1 1993г. 4. Библиотека журнала Спрос «Потребитель в законе». Москва 1995г. 5. Практика Саратовских судов. 6. Защита прав потребителя/Сост. В.Н.Иванов.- М.: Цитадель, 1996.- с.279 7. Звоненко Д.А. Комментарий к изменениям законодательства о защите прав потребителя // Коммерсантъ.- 2000.-№ 23 8. Корнилов Э. Практика применения законодательства о правах потребителей // Право и рынок.- 1998.- № 8 9. Станова А. Инкубатор – конференция // Спрос.- 2003.-№ 3 10. Сорк Д. Ваш адвокат: хроника взросления // Спрос.- 2002.-№ 10 11. Шахурина Ф.Р., Цыкоза Г.Н. Защита прав потребителей: Учебно-практическое пособие / Под общ. ред. д.э.н., профессора Л.П. Дашкова.- Ростов н/Д: Феникс, 2002.- 256 с.
[1] Петров М. Правовые аспекты о защите прав потребителей. // Российская юстиция. 2004 г. № 2 с.28-30. [2] Потребитель всегда прав. // Социальная жизнь. 2001 г. № 2. С 66. [3] Левшина Т.Д. Основы законодательства о защите прав потребителей. Юридическая литература. Курс лекций. Москва. 1997 год.
[4] Парция Я.Е. Постатейные комментарии к законам “О защите прав потребителей“,”О стандартизации”, “О сертификации” Москва. 2008 г. [5] Утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.06.97. № 720. //Российская газета" от 25.06.97. № 121.
[7] Закон РФ ”О защите прав потребителей” от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 28.07.2012). Защита прав потребителей. Учебно-практическое пособие. Москва. 2008 г.
Содержание Введение………………………………………………………………………….3 Глава 1.Общие положения о защите прав потребителей……………….…..6 §1.История развития защиты прав потребителей………...……….……6 §2.Законодательная защита прав потребителей………………………...7 Глава 2. Закон Р.Ф. «О защите прав потребителей»………………...…….…...8 §1.Основные понятия, применяемые в Законе ……………...………..…8 §2.Понятие и особенности защиты прав потребителей………….……10 Глава 3. Ответственность……………………………………………………....19 §1.Последствия продажи товара ненадлежащего качества…………19 §2.Судебная практика………………………………………………….21 §3.Признание сделки недействительной…………………………......23 Глава 4. Защита прав потребителей…………………………………………...24 §1.Государственная и общественная защита прав потребителей…..24 §2.Судебная защита прав потребителей……………………….….…29 §3.Гражданско-правовая ответственность…………………………32 §4.Как защитить свои права в суде…………………………….….34 §5.Образец искового заявления……………………………………36
Заключение…………………………………………………………………...40 Список используемой литературы………………………………………….41 ВВЕДЕНИЕ. За годы становления потребительского движения в России общество привыкло относиться к потребителю как к непрофессионалу в выборе и приобретении товаров и услуг и стало требовать от законодателя установления для торговли и сферы услуг жестких рамок деятельности. То, что в других странах регулируется на уровне менталитета, то есть определенного образа мыслей, при оформлении рыночных отношений требует закрепления в законодательстве. Единственный барьер против проникновения на рынок некачественных и небезопасных товаров в этот период - законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» вступил в силу 7 апреля 1992 года. В нем впервые были закреплены признанные международным сообществом права потребителей, а также механизм их защиты. Многие нормы, например, право на информацию, право на качество, право на безопасность, возможность защиты неопределенного круга потребителей вообще впервые появились в российском законодательстве. Иски о защите прав потребителей освободили от государственной пошлины. Закон стал одним из первых нормативных актов, предусматривающих компенсацию за моральный ущерб. К середине 90-х годов информация о правах потребителей широко распространяется. Закон РФ «О защите прав потребителей» признан одним из самых применяемых в России, а по оценкам международных экспертов – одним из самых жестких в мире. Для тех государств, в которых рыночные отношения только начинают складываться, это оправданно. Сегодня в России рынок уже насыщен товарами. Возникли фирмы, для которых одной из главных стратегических задач стало привлечение постоянных потребителей и, следовательно, создание прочной репутации. Потребители, пережившие шок при вхождении в рынок, стали более осторожными в выборе товаров и в то же время, более грамотными при защите своих интересов. Тема защиты прав потребителей остаётся актуальной и на сегодняшний день. Нормативно - правовую базу курсовой работы составили законодательные и подзаконные акты, регулирующие защиту прав потребителей в Российской Федерации на разных этапах развития российской правовой системы. Центральное место в исследовании занимают Конституции Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О защите прав потребителей". Использованы такие законодательные и подзаконные акты, как Федеральный закон "Об общественных объединениях", Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральный закон "О сертификации", "О стандартизации продукции и услуг", "О санитарно-эпидимиологическом благополучии населения". Предметом курсовой работы является защита прав потребителей. Объектом являются правовые отношения, возникающие в процессе защиты прав потребителя. Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных вопросов связанных с правовым регулированием защиты прав потребителей, а также практическим применением законодательства по защите потребителей. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи: 1. Рассмотреть основные понятия потребительского права в Российской Федерации. 2. Изучить государственную и общественную защиту прав потребителей. 3. Проанализировать гражданскую, административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей. Методической основой курсовой работы является диалектический метод познания социальных процессов, теоретические выводы и положения таких отраслей права, как гражданское право, уголовное, административное право и некоторых других отраслей правовой науки. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Общие положения о защите прав потребителей. §1. История развития защиты прав потребителей Институт защиты прав потребителей в мировой практике не является новым. Законы об охране прав потребителей появились во многих западноевропейских странах еще в 70 годы. Консьюмеризм – движение в защиту прав потребителей – наиболее развито в Японии. Уже в 1968 году закон гарантировал японским гражданам права на защиту от физического и материального ущерба, полученного в ходе использования приобретенного товара; на всестороннее и точное знание действительных свойств товаров и услуг и степени их соответствия существующим эталонам; на одинаковые с предпринимателями позиции при осуществлении сделок купли-продажи; на свободный выбор товаров. В Швеции с 1970 года применяется Закон " О торговой практике". Его главная задача – защита интересов потребителя от недобросовестной торговли, злоупотребления рекламой, от реализации недоброкачественных промышленных и продовольственных товаров. Чуть позже принимается Закон " О договорных условиях", запрещающий вносить в договоры условия, ухудшающие положения потребителя. Законодательство о торговой практике, аналогичное шведскому, было принято в Норвегии (1972 год), Дании (1975 год). Финляндии (1975 год).[1] В 50-70 годы в Соединенном Королевстве, в Бельгии, в Нидерландах, в США были созданы общества защиты прав потребителей.
§2. Законодательная защита прав потребителей Российское законодательство либо полностью базируется, либо учитывает основной международно-правовой документ в данной области подготовленный Экономическим и социальным советом ООН /ЭКОСОС. Законодательная защита прав потребителей в Российской Федерации осуществляется на основе: Конституции Российской Федерации - согласно статьям 20, 30, 37, 41, 42, 43, граждане имеют право на жизнь, объединения в общественные организации, отдых, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, образование и так далее, при нарушении прав каждый гражданин может обратиться в суд. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в редакции от 9 января 1996 года, - регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами; устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасного для жизни и здоровья людей, получение информации о товарах, об их изготовителях, продавцах, государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав, а также ответственность за их нарушение. Кроме перечисленных законодательных актов отношения в сфере защиты прав потребителей регулируются другими нормативными актами, применяемыми правительством Российской Федерации, органами межотраслевого управления.
Глава 2. Закон Р.Ф. «О защите прав потребителей» Основные понятия, применяемые в Законе РФ «О защите прав потребителей» В 1992 году в России был принят Закон "О защите прав потребителей", который довольно быстро завоевал популярность и стал одним из самых применяемых в России. Тысячи потребителей с помощью этого Закона сумели защитить свои права. 16 января 1996 года вступила в действие новая редакция Закона РФ "О защите прав потребителей". Закон издан для регулирования отношений, возникающие между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определении механизма реализации этих прав. Основные понятия применяемые в Законе: Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. Изготовитель - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги; Исполнитель- предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, производящие товары для реализации; Продавец - предприятие, организация, учреждение или гражданин-предприниматель, реализующие товары по договору купли-продажи; Стандарт - государственный стандарт, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила и другие документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг); обязательная сертификация - подтверждение уполномоченным на то органом соответствия товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандарта; Недостаток - отдельное несоответствие товара (работы, услуги) обязательным требованиям стандартов, условиям договоров либо обычно предъявляемым требованиям, а также информации о товаре (работе, услуге), предоставленной изготовителем (исполнителем, продавцом); Существенный недостаток – недостаток, который делает невозможным или недопустимым использование товара (работы, услуги), в соответствии с его целевым назначением либо не может быть устранен в отношении данного потребителя, либо для его устранения требуются большие затраты труда и времени, либо делает товар (работу, услугу) иным чем предусмотрено договором, либо проявляется вновь после его устранения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 1357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.1 (0.022 с.) |