Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос об элементе подсистемы частей речиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
По словоизменительным морфемам (флексиям) в языках, имеющих морфемы, все слова четко разделяются на большие классы, объединенные одинаковыми парадигмами словоизменения. Эти классы слов были замечены еще в античной грамматике и названы частями речи.
Дождь — дождливый — дождить отличаются друг от друга по аффиксальной части, но еще существеннее их различие по парадигмам: дождить дождил дождит будет дождить и т. д. Части речи охватывают все слова языка, имеющего морфемы, и образуют наиболее четко выраженную подсистему объединений слов, хотя в состав одной части речи могут входить тысячи лексем. Элементом подсистемы частей речи является ЧАСТЬ РЕЧИ — класс слов, выделяемый по общности парадигм словоизменения. Однако такая общность не всегда бывает отчетливой, и потому принципы выделения части речи и установления ее границ и места в соотношении с другими частями речи были предметом дискуссий с античных времен. Части речи выделялись то по наиболее общему лексическому значению, то по соответствию логической категории субстанции, признака, действия. Этот подход оставляет вне классификации служебные части речи, возникают затруднения с классификацией нетипичных слов. Например, отглагольные существительные (прыжок, движение и т. п.) по логическому значению — действия, а по категориальному — предметы. Существует прямо противоположный подход: выделение частей речи исключительно по грамматическим показателям, 274__________________________________________ Тема 10 по набору словоизменительных морфем. Такой подход наталкивается на трудности в трактовке слов, которые, принадлежа по семантике к той или иной части речи, не обладают присущей этой части речи парадигмой. Таковы, например, несклоняемые существительные в русском языке (какаду, пони, колибри и т. п.). Этот подход пытались откорректировать обращением к синтаксической функции, выполняемой словами. Например, способность слова пони выступать в роли подлежащего или дополнения обеспечивает ему принадлежность к существительным. Традиционное учение о частях речи и, в частности, учебная классификация частей речи складывались с опорой на оба подхода: логико-семантический и формально-грамматический. Часть речи определяется на основе общего для всех входящих в нее слов значения, на основе ее парадигматики и с учетом ее синтаксических возможностей. Ведущий признак для выделения частей речи четко определяется при сопоставлении классов слов в языках флективного строя с классами слов в языках изолирующего строя типа китайского, в котором нет словоизменительных аффиксов. Слова китайского языка, взятые вне предложения, не выявляют никакой отнесенности к категориям предметности, признака, действия. Эта отнесенность определяется только в предложении по позиции слова. Геннадий Прокопьевич Мельников иллюстрирует это положение такими китайскими примерами. Жень ды шу (букв, человек, сущность, книга) — книга человека. Шу ды жень (букв, книга, сущность, человек) — книжник. Ты ды шу (букв, ты, сущность, книга) — твоя книга. Май ды шу (букв, покупать, сущность, книга) — купленная книга. Не случайно в китайском языкознании не существовало учения о частях речи. Китайская лингвистика пользуется категорией цзы (значимый однослог). Различия логико-семантических классов слов в языках аналитического строя выражаются корневыми морфемами и синтаксическими позициями в предложении. В языках же, имеющих аффиксы, некоторые наиболее обобщенные лексиче- Моделирование морфемных подсистем языка 275 ские значения оказались помеченными словоизменительными аффиксами. Именно этот морфемный показатель помог оформить и закрепить деление слов на классы частей речи, провел между ними глубокие формальные разграничения. Учение о частях речи имеет смысл только для языков со словоизменительными аффиксами. Если в языке нет таких аффиксов, то деление слов на классы неминуемо сольется с лексико-семанти-ческими классификациями. Но и в морфемных языках деление слов на части речи не бывает последовательным и логически безупречным, потому что морфемное оформление не охватывает абсолютно все слова одной и той же части речи, одной и той же обобщенной семантики. Как заметил замечательный отечественный филолог Виктор Максимович Жирмунский, классификация объектов науки, существующих в природе или в обществе, на самом деле вовсе не требует той формально-логической последовательности принципа деления, которая необходима для классификации отвлеченных понятий. Она требует только правильного описания системы признаков, определяющих в своей взаимосвязи данный реально существующий тип явлений. Безупречная с точки зрения формальной логики классификация в применении к подсистемам языка разъединяет то, что реально связано, объединяет то, что реально различается. В системе частей речи наиболее четко с помощью парадигматических классов оформлены существительные и глаголы. Эти два класса слов резко противопоставлены. Другие классы слов (прилагательные, числительные, наречия, служебные слова и проч.) формировались на их основе. Глубоким своеобразием отличаются местоимения. Наталья Юльевна Шведова характеризует их как слова, противопоставленные всем другим словам — именующим, связующим и квалифицирующим. Местоимения означают смыслы, восходящие к глобальным понятиям материального и духовного мира — понятиям о пространстве, о живом существе, предмете, явлении, признаке, количестве, способе осуществления чего-либо, а также об элементарных связях и отношениях между данностями реального мира и его познания. 276______ Тема 10 Элемент системы частей речи — отдельная часть речи — оказывается очень сложным образованием. Это класс слов, объединенных общим лексическим значением высокого уровня абстракции и целой системой словоизменительных парадигматических рядов, в той или иной мере охватывающих слова данного класса. Организация части речи вполне отвечает полевой модели системы языка. Ядро образуют группы слов, которые обладают всей системой словоформ этой части речи. Слова с неполной парадигмой оказываются на периферии. В системе частей речи могут быть классы, еще не получившие достаточно четкого морфемного оформления, но выделяющиеся на фоне хорошо оформленных классов слов. Формирование части речи начинается с возникновения нового обобщенного лексического значения, стимулированного синтаксической позицией, обычно предикатной.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 550; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.011 с.) |