Тема 7. Коммуникативное поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Коммуникативное поведение



Коммуникативное поведение: понятие и структура. Понятие «коммуникативное поведение». Модель описания коммуникативного поведения: 1) ментальность; 2) доминантные особенности общения; 3) вербальное коммуникативное поведение; 4) невербальное коммуникативное поведение; 5) национальный символизм.

Факторы, влияющие на коммуникативное поведение: безусловные: ГЕНОТИП, ПСИХОТИП, ЭТНИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ, РОДНОЙ ЯЗЫК, СЕМЬЯ; относительные: КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА, ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ.

Ментальность (русские): (+) ВЫСОКИЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, УРАВНОВЕШЕННОСТЬ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ, ВЫСОКАЯ СТЕПЕНЬ ОСМЫСЛЕННОСТИ ДЕЙСТВИЙ, ХОТЯ И ОТСРОЧЕННЫХ ВО ВРЕМЕНИ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ДРУЖЕЛЮБИЕ БЕЗ НАВЯЗЧИВОСТИ, ГОТОВНОСТЬ ОКАЗАТЬ ПОДДЕРЖКУ, ДРУЖЕЛЮБИЕ К ДРУГИМ НАЦИЯМ, ОТСУТСТВИЕ СТРЕМЛЕНИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ПРИЗНАКУ, СТОЙКОСТЬ, САМООТВЕРЖЕННОСТЬ, ЖЕРТВЕННОСТЬ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ, ХРАБРОСТЬ, МУЖЕСТВО, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ГОСТЕПРИИМСТВО, ПРИЗНАНИЕ РАВЕНСТВА ВСЕХ ЛЮДЕЙ; (-) НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНЫ, СМИРЕНИЕ, ПОВИНОВЕНИЕ, ПОДЧИНЕНИЕ, ЧАСТО ПОДДАЮТСЯ ОТРИЦАТЕЛЬНОМУ ВЛИЯНИЮ, ЛЕГКО И БЫСТРО ПЕРЕНИМАЮТ ЧУЖИЕ ПОРОКИ, СЛИШКОМ ДОВЕРЧИВЫ, СЛИШКОМ БОЛТЛИВЫ, СТРЕМЛЕНИЕ К ИЗЛИШНЕЙ НЕОРГАНИЗОВАННОЙ АКТИВНОСТИ, РАСХЛЯБАННОСТЬ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ХАЛАТНОСТЬ, ПОВЕРХНОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ, ТАЛАНТЛИВЫ, НО ЛЕНИВЫ УМОМ; (особенное) ОСОБОЕ СОСТОЯНИЕ ДУШИ, КРАЙНОСТИ, ПРИОРИТЕТ ДУХОВНОГО НАД МАТЕРИАЛЬНЫМ, СОБОРНОСТЬ, ПРИОРИТЕТ КОЛЛЕКТИВНОГО НАД ИНДИВИДУАЛЬНЫМ, ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВЫШЕСТОЯЩЕГО, ЛЮБОВЬ К БОЛЬШОМУ (ПРОСТРАНСТВУ, ЧУВСТВУ, РАЗМЕРУ, КОЛИЧЕСТВУ), ТЕРПИМОСТЬ, НЕПРИХОТЛИВОСТЬ, БЫСТРАЯ АДАПТИВНОСТЬ, РОМАНТИЗАЦИЯ ОТДЕЛЬНЫХ СТОРОН ЖИЗНИ, ОСУЖДЕНИЕ БОГАТСТВА, ОТСУТСТВИЕ ЖЕСТКОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА, способность «наслаждаться страданием» (Ф. М. ДостоевскиЙ).

Ядро языкового сознания. Русские: ДОМ, ЖИЗНЬ, ДРУГ, ДЕНЬГИ, РАДОСТЬ, ДЕЛО, ДЕНЬ, ЛЕС, ЛЮБОВЬ, РАБОТА, СТОЛ, ДОРОГА, РАЗГОВОР. Англичане: sex, money (деньги), work (работа), food (пища), water (вода), time (время), life (жизнь), love (любовь), car (автомобиль), hous (лошадь), death (смерть), home (дом). Деньги: русские БОЛЬШИЕ, БЕШЕНЫЕ, ШАЛЬНЫЕ, ТРАТИТЬ, ПЛАТИТЬ, ПОЛУЧАТЬ, ОТБИРАТЬ, ТРЕБОВАТЬ, МЕНЯТЬ, СЧИТАТЬ, КОШЕЛЕК, ВРЕМЯ. Английские КОШЕЛЕК, КОПИЛКА, БАНК, СУНДУК, ФИНАНСЫ, ПОСОБИЕ, ЭКОНОМИЯ, СЧЕТА, ДОЛГ, ВЗЯТКА, ЗАРПЛАТА, ГОНОРАР, ЖАЛОВАНЬЕ, НАГРАДА, ЗАРАБАТЫВАТЬ, ВКЛАДЫВАТЬ, ОБНАЛИЧИВАТЬ, ВОЗВРАЩАТЬ, ЭКОНОМИТЬ, ОТКЛАДЫВАТЬ, ГРАБИТЬ.

Доминантные особенности общения: общительность, нелюбовь к официозу, табуированность выделения личности в обществе, несдержанность в эмоциях, отсутствие традиции внешнего поддержания хорошего расположения духа, приоритетность диффузного общения перед деловым, толерантность и конформизм во внутригрупповом и нетолерантность в межгрупповом общении, допустимость обсуждения личных вопросов, искренность, коллективность, оценочность, многотемность (+ о себе любимом), доминантность, бескомпромиссность, бытовая неулыбчивость.

Этикет: необязвтельный и индивидуальный (Т.Ларина).

Нормы коммуникативного поведения (общекультурные, групповые, ситуативные, индивидуальные).

Общекультурные – характерны для всей лингвокультурной общности, в значительной степени связаны с этикетом, правилами вежливости; регулируют стандартные ситуации: знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, соболезнование и пр., ментальностью, традициями, обычаями и обрядами, бытовой (традиционно-бытовой) культурой, повседневным поведением (вербальное, невербальное), «национальной картиной мира», художественной культурой.

У РУССКИХ ТОЛЬКО ОДНО ХОРОШЕЕ И ЕСТЬ, ЧТО ОНИ САМИ ПРО СЕБЯ НИЧЕГО ХОРОШЕГО СКАЗАТЬ НЕ МОГУТ (И. ТУРГЕНЕВ).

Русский коммуникативный идеал (И.А.Стернин): подавляющее большинство признаков коммуникативного идеала, выделенных испытуемыми, отражает идеализированное представление о толерантном собеседнике. Напрямую это представление отражают признаки умеет слушать, вежливый, воспитанный, с хорошими манерами, тактичный, не грубый, культурно говорит, понимающий, способный понять, дружелюбный, доброжелательный, умеет не спорить, соглашаться, ищет консенсус, не навязывает свою точку зрения, спокойный, сдержанный, интеллигентный; косвенно — общительный, легкий в общении, откровенный, открытый, искренний, веселый, с чувством юмора, оптимист. Фактор толерантности составляет почти половину всех выделенных признаков, а с косвенными признаками — 67%, т. е. почти две трети. Из оставшихся факторов: фактор интеллекта (21%), фактор качества речи (8%), фактор широты интересов (2,5%), фактор коммуникативной эффективности — умеет дать совет, умеет убедить, владеет способами доказательства (2,5%).

Групповые – профессиональные, гендерные, социальные, возрастные и пр.

Гендерные: направленность на: мужчины (ведение дел, решение конструктивных задач, интерес к точным наукам и технике, профессионально-трудовую деятельность, агрессивное поведение и проявление гнева, критика собеседников) – женщины (результат общения межличностные отношения, интерес к искусству и гуманитарным предметам, семью, эмоциональность, чувствительность, гибкость в общении; стремление делиться переживаниями, умение сопереживать, слушать и не перебивать, процесс общения. Мышление: мужчины (СИСТЕМНОСТЬ, ЛОГИЧНОСТЬ, АУДИАЛЬНОСТЬ, АБСТРАКТНОСТЬ, ГИБКОСТЬ, УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ) – женщины (ХАОТИЧНОСТЬ, МОЗАИЧНОСТЬ, ВИЗУАЛЬНОСТЬ, КОНКРЕТНОСТЬ, ТРАДИЦИОННОСТЬ, СПЕЦИФИЧНОСТЬ). Социальные стереотипы: мужчины (господство, социальная реализация, результативность; лидерство, ориентация на решение проблемы, объективность) – женщины (подчинение, обслуживание (мать, домохозяйка, жена), неспособность к лидерству, ориентация на эмоции, необъективность). Мужские нормы: УСПЕШНОСТЬ, СТАТУСНОСТЬ (ВЫСОКИЙ ЗАРАБОТОК, КАРЬЕРА, САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ, САМООЦЕНКА, ОТЦОВСКИЕ КАЧЕСТВА), ФИЗИЧЕСКАЯ ТВЕРДОСТЬ (СИЛА, МУЖЕСТВЕННОСТЬ, АГРЕССИЯ), УМСТВЕННАЯ ТВЕРДОСТЬ (ЗНАНИЕ, КОМПЕТЕНТНОСТЬ, КОНТРОЛЬ, ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО, ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ОШИБКИ), ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ТВЕРДОСТЬ (ЗАПРЕТ НА ЭМОЦИИ, САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА, БЛИЗКИЕ ОТНОШЕНИЯ), АНТИЖЕНСТВЕННОСТЬ (ВСЕ, ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ЖЕНЩИНЕ, ЭМОЦИИ, НЕЖНОСТЬ, ЭМПАТИЯ).

Перцептивные стратегии: Мужчины – знание, интеллектуальное сходство. Женщины - сопереживание, сочувствие.

Речевые стратегии: Мужчины – соперничество, победа здесь-и-сейчас, агрессивность. Женщины – сотрудничество, компромисс, гармонизация.

Возрастные нормы: ДЕТИ – ОТСУТСТВИЕ НОРМ (незнание), ПОДРОСТКИ – СТРЕМЛЕНИЕ К РАЗРУШЕНИЮ НОРМ (психика), СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ – ХРАНИТЕЛИ НОРМЫ, ПОЖИЛЫЕ ЛЮДИ – «АРХАИЧНЫЕ» НОРМЫ (сформировавшаяся картина мира).

Ситуативные нормы обусловлены: ВИД КОММУНИКАЦИИ: межличностная – групповая - массовая; формальное – неформальное, СТАТУС КОММУНИКАНТОВ: вертикальные (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальные (равный – равный), ИНТЕНЦИЯ (цель общения): приказ, сообщение, оценка, заполнение коммуникативных пауз и пр., ПРЕДМЕТ ОБЩЕНИЯ, КАНАЛ СВЯЗИ:акустический (устная речь) – визуальный (письменная речь); одноканальная – многоканальная (слух, зрение); контактная – дистантная.

Индивидуальные нормы: ПОЛ, НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ, ХАРАКТЕР, ТЕМПЕРАМЕНТ, СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ, ИНТЕЛЛЕКТ, ВНЕШНОСТЬ. ЭКСТРАВЕРТЫ: ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ, УМЕНИЕ РАДОВАТЬСЯ УСПЕХАМ СЕБЯ И ДРУГИХ, МНОГОСЛОВНОСТЬ, ОТКРОВЕННОСТЬ, КОНТАКТНОСТЬ, ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ. ИНТРАВЕРТЫ: МАЛООБЩИТЕЛЬНОСТЬ, ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, НЕИСКРЕННОСТЬ, НЕЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ЗАКРЫТОСТЬ.

Коммуникативные табу (жесткие и мягкие; речевые и тематические). Коммуникативные императивы (жесткие и мягкие). Ненормативное коммуникативное поведение. Инвективные формы коммуникации.

ФУНКЦИИ ИНВЕКТИВЫ (речевой агрессии): НАНЕСТИ МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД, ДОБИТЬСЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ АДРЕСАТА, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗРЯДКА (избежать страдания здесь-и-сейчас), СОЗДАНИЕ ИМИДЖА.

«ВЗЛАМЫВАНИЕ» РЕЧЕВЫХ, ТЕМАТИЧЕСКИХ, КОММУНИКАТИВНЫХ ТАБУ – БЫСТРЫЙ И ЭФФЕКТНЫЙ СПОСОБ ОБРЕТЕНИЯ ИЗВЕСТНОСТИ ИЛИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ: ПОЛИТИКА (Н. ХРУЩЕВ, В. ЖИРИНОВСКИЙ, ЧИЧЧОЛИНА, М. МАЛИНОВСКАЯ И ПР.), ЛИТЕРАТУРА (В. БАРКОВ, В.СОРОКИН, В.ЕРОФЕЕВ, Л. ПЕТРУШЕВСКАЯ, САША СОКОЛОВ И ПР.), ФОЛЬКЛОР («ЗАВЕТНЫЕ СКАЗКИ» И ПР.), КИНО («МАЛЕНЬКАЯ ВЕРА», «ИНТЕРДЕВОЧКА», «ЭММАНУЭЛЬ», ЭРОТИКА И ПОРНО И ПР.), ШОУ-БИЗНЕС (ВИА-ГРА, НА-НА, РОК, «ИНТИМНЫЕ» МЕМУАРЫ, СЕМЕЙНЫЕ СКАНДАЛЫ, ЛЮБОВНЫЕ ИНТРИГИ И ПР.), ПРЕССА («ЖЕЛТАЯ», ПАПАРАЦЦИ И ПР.), ОДНАКО ЭТО ПРОТИВОРЕЧИТ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМ КОММУНИКАТИВНЫМ НОРМАМ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, КРАТКОВРЕМЕННО И НЕЭФФЕКТИВНО.

Коммуниктивные лакуны: англоязычный западный мир - small talk, privacy, tolerance, political correctness; японская категория sabi "уединённое молчание на природе, сопровождаемое слушанием какого-либо одного звука"; русские категории - общение, разговор по душам, выяснение отношений, душа, авось.

НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ – ЭТО ЗНАНИЕ: ДОМИНАНТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ, КОММУНИКАТИВНЫХ ИМПЕРАТИВОВ И ТАБУ, НАЦИОНАЛЬНОГО СИМВОЛИЗМА, ВЕРБАЛЬНЫХ И НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОДОВ, ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ. НЕЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКИХ НОРМ ПРИВОДИТ: В МЕЖКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ – К КЛЬТУРНОМУ ШОКУ, ВО ВНТУРИКУЛЬТУРНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ – К КОММУНИКАТИВНЫМ НЕУДАЧАМ

Коммуникативный стиль. В концепции Т.Лариной, в основу описания национального стиля коммуникации могут быть положены разноплановые параметры, связанные с социокультурными, аксиологическими, социолингвистическими, психолингвистическими, лингвистическими и др. характеристиками (как количественными, так и качественными):

• социокультурные (дистантность / контактность; ориентированность на статус / ориентированность на личность, симметричность / асимметричнось отношений и др.);

• аксиологические (приоритетные ценности данной культуры, влияющие на процесс коммуникации: личная автономия или интимность, уважение к статусу или равенство; правда, искренность или сохранение лица, молодость или старость т. д.);

• социолингвистические (субъектно-объектная ориентированность коммуникантов; степень допустимости прямого коммуникативного воздействия; прямолинейность / косвенность; степень формальности/неформальности (демократичности) в общении и др.);

• психолингвистические (эмоциональная сдержанность/эмоциональная открытость, направленность и функциональная значимость эмоций, степень речевой экспрессивности);

• лингвистические (наличие, выбор и предпочтение тех или иных языковых средств, особенности синтаксической организации высказываний, степень ритуализованности высказываний и т. д.), в том числе количественные характеристики (длина отдельного высказывания, количество реплик, употребляемых в различных ситуациях общения, лаконичность/многословность и т. д.);

• паравербальные (темп речи, громкость, тональность, допустимость и длина пауз, допустимость и роль молчания и т. п.);

• невербальные, включающие:

– проксемное поведение (использование пространства в процессе коммуникации, необходимое количество личной территории);

– кинесическое поведение (специфические жесты и частотность их использования, выражения лица, позы, телодвижения);

– тактильное поведение (допустимость прикосновений и тактильные жесты) (Т.Ларина).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.86.180.90 (0.01 с.)