Определение критериев безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение критериев безопасности



 

Контролируемые показатели состояния гидротехнических сооружений (ГТС) и условия их эксплуатации

Контролируемые показатели состояния ГТС и условий его эксплуатации характеризуют напряженно-деформированное состояние ГТС, фильтрационный температурно-влажностный и гидравлические режимы в сооружениях, их основаниях и параметры нагрузок и воздействий, а также уровень эксплуатационного состояния.

При определении критериев безопасности обоснование прочности и устойчивости ГТС и их оснований должно быть выполнено из условия недопущения наступления предельных состояний на основании соответствующих строительных норм и правил.

При сдаче ГТС в эксплуатацию критерии безопасности уточняются и дополняются в случае конструктивных изменений проекта.

Критерии безопасности для длительно эксплуатируемых ГТС разрабатываются по результатам многолетних наблюдений с учетом изменения нормативных требований к расчетам, выполненным при проектировании, и к обеспечению безопасности ГТС.

В отдельных случаях, в частности при предварительном состоянии длительно эксплуатируемого ГТС, выполняются проверочные расчеты, которые должны учитывать требования действующих строительных норм и правил и физико-механические характеристики материалов.

При длительной эксплуатации сооружений при нагрузках больших или меньших расчетных для контролируемых показателей могут устанавливаться критерии безопасности, характеризующие нормальную реакцию сооружения на эксплуатационные нагрузки.

При оценке состояния ГТС учитываются имевшие место повреждения и непредвиденные негативные процессы в сооружениях и их основаниях.

Порядок разработки критериев безопасности качественных и контролируемых показателей состояния ГТС

При разработке критериев безопасности качественных контролируемых показателей состояния ГТС на стадии разработки рабочего проекта и при его эксплуатации необходимо учитывать следующие отличия:

* на стадии разработки рабочего проекта и начальной эксплуатации ГТС устанавливается перечень критериев безопасности для двух уровней качественных контролируемых показателей, выполняется на основе обобщения опыта эксплуатации аналогичных сооружений и путем анализа прогноза изменения состояния ГТС под действием действующих процессов, природных, технологических нагрузок и воздействий;

* через каждые 5 лет на основе обобщения натурных наблюдений с учетом особенностей эксплуатации ГТС следует корректировать перечень качественных контролируемых показателей состояния ГТС экспертным методом и разрабатывать их критерии безопасности;

* собственник ГТС обеспечивает создание экспертной группы из представителей эксплуатирующей, проектной и экспертной организаций;

* экспертная группа составляет перечень всех возможных аварий на ГТС с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей и определяет деструктивные процессы - деформации, коррозию, износ, старение, протечки, сколы, раковины, каверны, трещины, отверстия и зоны стирания, которые могут привести к аварии на ГТС.

На основе анализа деструктивных процессов на состояние ГТС экспертная группа определяет качественные контролируемые показатели состояния ГТС и критерии безопасности 1-го уровня, соответствующие условиям нормальной эксплуатации.

Для каждой потенциально возможной аварии определяются качественные контролируемые показатели состояния ГТС и их критерии безопасности 2-го уровня, соответствующие началу развития предаварийного состояния1.

Требования к натурным наблюдениям и сравнение их результатов с критериями безопасности ГТС

Выполнение требований к натурным наблюдениям необходимо для обеспечения оперативности и эффективности контроля состояния ГТС с использованием контролируемых показателей и их критериев безопасности.

Контрольно-измерительная аппаратура (КИА) и контрольно-измерительные приборы (КИП) на сооружениях должна быть размещена так, чтобы для каждого количественного критерия безопасности имелась соответствующая измеренная величина показателя. Измерительная аппаратура (КИА и КИП) должна быть установлена у температурно-осадочных и блочных швах бетонных и железобетонных конструкций дренажных насосных станций (на гребне и зонах сопряжения с основанием наиболее высоких участков дамб из грунтовых материалов и зон возможной фильтрации на откосах дамб).

Учитывая возможность преждевременного выхода из строя измерительных приборов их следует устанавливать группами по 2-3 шт.

Измерения контролируемых показателей должны выполняться возможно более простыми и надежными средствами.

В случае применения недостаточно долговечных измерительных средств, должна предусматриваться возможность их замены.

Для упрощения сопоставления измеренных и контролируемых показателей с критериями безопасности должны быть составлены специальные таблицы для ГТС.

В этой таблице для строительного периода должны отражаться следующие данные:

* наименование показателей;

* способ определения показателей;

* первоначальные значения показателей, взятые из проекта.

Во время нормальной эксплуатации в таблицу должны быть дополнительно внесены уточненные значения контролируемых показателей.

С целью повышения эффективности контроля за состоянием ГТС периодичность измерений должна быть назначена с учетом ответственности сооружения, качества строительства и эксплуатации, надежности системы контроля, фактического состояния и наличия неблагоприятных процессов.

В программу натурных наблюдений должны быть включены указания относительно состава и порядка визуальных наблюдений, являющихся одним из основных источников информации при определении критериев безопасности качественных контролируемых показателей состояния ГТС.

Особое внимание следует уделять контролю зон:

* в основаниях дамб;

* сопряжения различных сооружений;

* переменного влажностного и температурного режимов;

- изменения конфигурации сооружения и плотности грунтов в дамбах;

- фильтрации через тело дамб;

- появление токсичных элементов в анализах проб из наблюдательных скважин.

Использование критериев безопасности ГТС для принятия решений по обеспечению безопасности сооружений

Безопасность ГТС считается полностью обеспеченной, если эксплуатационное состояние ГТС оценивается, как надежное (работоспособное), значения контролируемых показателей не превышают критериев безопасности 1 -го уровня.

В случае наступления эксплуатационного состояния ГТС, как удовлетворительное, при превышении значений одного или нескольких критериев безопасности 1-го уровня следует проверить достоверность измерений и вычислений, а также обоснованность принятых критериев безопасности.

При наступлении неудовлетворительного состояния собственник или эксплуатирующая организация обязаны предупредить об этом территориальные органы по ЧС и принять оперативные меры по приведению ГТС в работоспособное, надежное состояние.

При необходимости должна быть создана экспертная комиссия с привлечением проектной и экспертной организаций для уточнения оценки состояния сооружения и его уровня безопасности.

Превышение одного или нескольких значений контролируемых показателей критериев безопасности 2-го уровня следует считать признаком перехода сооружения в предаварийное состояние, при котором дальнейшая эксплуатация ГТС в проектном режиме является нарушением Приказа по ЧС.

Все мероприятия по восстановлению надежного состояния и ограничению режима эксплуатации сооружений должны осуществляться под непосредственным контролем территориальных органов по ЧС с привлечением экспертных организаций.

В случае, если сооружение не может эксплуатироваться в проектном режиме ввиду угрозы аварии и значения контролируемых показателей отклоняются от критериев безопасности 1-го или 2-го уровней с возрастающей интенсивностью, что свидетельствует о быстром развитии разрушительных процессов и наступлении предаварийного состояния, собственник или эксплуатирующая организация обязаны:

- информировать об угрозе аварии на ГТС территориальные органы по ЧС и местные органы самоуправления, а в случае непосредственной угрозы прорыва шламохранилища информировать население и организации в зоне возможного затопления;

- осуществлять предупреждения аварий ГТС во взаимодействии органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

После чего эксплуатация ГТС приостанавливается, разрабатываются и осуществляются мероприятия по ликвидации предаварийного состояния[2].

 

Гидротехнические решения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.007 с.)