ТОП 10:

Вертикальная и горизонтальная мобильность



П. Сорокин различает два типа соцмобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность - это переход индивида или соцобъекта от одной соцпозиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. При этом индивид не меняет соцслоя, к которому он принадлежит, или соцстатуса. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или соцобъекта из одного соцслоя в другой (например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), или переход в более высокий соцслой на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность)).

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую соцмобильность, или соцподъем и соцпадение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в 2 основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует как в форме выталкивания отдельных индивидов с высоких соцстатусов на более низкие, так и в форме понижения соцстатусов целой группы. Примером второй формы нисходящей мобильности может служить снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть. По образному выражению П. Сорокина, "первый случай упадка напоминает падение человека с корабля; второй - корабль, затонувший со всеми находящимися на борту".

 

36. Каналы социальной мобильности

Характер процессов мобильности во многих О и соцгруппах различен и зависит от особенностей структуры О или группы. Одни О имеют сложившиеся соцструктуры, препятствующие различным видам соцмобильности, другие более или менее свободно допускают как соцподъемы, так и соцпадения. В открытых классовых О каждый их член может подниматься и опускаться по статусам, составляющим структуру, на основе собственных усилий и способностей. В закрытых классовых О каждая соцпозиция предписана индивиду от рождения, и какие бы усилия он ни предпринимал, О исключает для него достигаемый соцподъем или соцпадение. Оба вида представляют идеальные типы структур и в реальной жизни в настоящее время не существуют, но есть соцструктуры, близко стоящие к идеальным открытым и закрытым классовым О.

Доступность путей для соцмобильности зависит как от индивида, так и от структуры О, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, если О распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, открытое О мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых Ох амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других О молодежь может воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или социально-классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты.

К каналам или «лифтам» социальной мобильности Сорокин относит следующие социальные институты: армия, церковь, образовательные институты, семья, политические и профессиональные организации, средства массовой информации и т.д.

 

37. Девиантное поведение: сущность, основные проявления.

В обществе существует девнантное поведение, которое представляет собой социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам). Носители -определенные лица, социальные группы, вступившие осознанно или стихийно в конфликт с существующими в обществах требованиями и нормами поведения. Девиации различают позитивные - средство прогрессивного развития и негативные дисфункциональны, они дезорганизуют О. Девиация в сознании и поведении людей обычно созревает постепенно. В социологии есть понятие "первичная девиация", когда на определенные отклонения окружающие смотрят сквозь пальцы, а человек, игнорирующий некие правила, не считает себя нарушителем. Но есть 2 уровень отклоняющегося поведения (вторичная девиация), когда окружающей соцгруппой или официальными организациями человек открыто признается нарушителем норм морали или права, что всегда связано с определенной реакцией на его действия. Различают индивидуальные (нарушения требовании морали и права одним человеком) и коллективные (деятельность соцгруппы ) формы девиации. Неблагоприятный морально-психологический климат, расхождение групповых норм с общественно санкционированными, трудности адаптации, отсутствие взаимной требовательности, конфликты и напряженность в общении - ряд причин девиаций в микросреде.

Основными формвми проявления девиантного поведения являются: преступления, пьянство, наркомания, проституция, суицид. Рассмотрим некоторые. У истоков изучения проблемы суицида стоял Э. Дюркгейм, который первый обратил внимание на весенне-летний пик самоубийств, он же отметил соотношение суицидальное между мужчинами и женщинами как 4:1.По причине невысокого порога биосоциальной адаптации мужчины острее, чем женщины реагируют на ухудшение условий жизни -более высокий уровень суицидов. Социологическую трактовка садизму и мазохизму дал Фромм через понятие авторитарной личности, которая характеризуется одновременно двумя основными чертами: стремлением к господству и подчинением. Садизм и мазохизм имеют одну и ту же психологическую причин)' - неспособность человека выносить собственное одиночество и слабость лич­ностных качеств. Садистская личность стремится освободиться от мучительного одиночества, превратив другого человека в часть себя самой. Мазохизм преодолевает собственное одиночество, становясь не­отъемлемой частью другого человека. Такая личность не является целостной, она как бы еще не родилась вполге.

По мнению ученых, некрофилия зарождается еще в раннем возрасте в семье, если там безрадостная, жестко регламентированная атмосфера, если там нет душевного тепла. Кто в собственной жизни не имеет радости, тот стремится отомстить другим, отсюда жажда разрушения, вандализм некоторых подростков. Отсюда и лечить многие беды нашего общества нужно, начиная с раннего возраста ребенка и прежде всего в семье.

38.Социологические концепции причин социальных девиаций.

Основными формами проявления девиантного поведения являются: преступления, пьянство, наркомания, проституция, суицид. Рассмотрим некоторые. У истоков изучения проблемы суицида стоял Э. Дюркгейм, который первый обратил внимание на весенне-летний пик самоубийств, он же отметил соотношение суицидальное между мужчинами и женщинами как 4:1.По причине невысокого порога биосоциальной адаптации мужчины острее, чем женщины реагируют на ухудшение условий жизни -более высокий уровень суицидов. Социологическую трактовка садизму и мазохизму' дал Фромм через понятие авторитарной личности, которая характеризуется одновременно двумя основными чертами: стремлением к господству и подчинением. Садизм и мазохизм имеют одну и ту же психологическую причину - неспособность человека выносить собственное одиночество и слабость лич­ностных качеств. Садистская личность стремится освободиться от мучительного одиночества, превратив другого человека в часть себя самой. Мазохизм преодолевает собственное одиночество, становясь не­отъемлемой частью другого человека. Такая личность не является целостной, она как бы еще не родилась вполне. По мнению ученых, некрофилия зарождается еще в раннем возрасте в семье, если там безрадостная, жестко регламентированная атмосфера, если там нет душевного тепла. Кто в собственной жизни не имеет радости, тот стремится отомстить другим, отсюда жажда разрушения, вандализм некоторых подростков. Отсюда и лечить многие беды нашего общества нужно, начиная с раннего возраста ребенка и прежде всего в семье.

Социологическое объяснение девиантного поведения учитывает, в первую очередь, социальные и культурные факторы. Концепция Дюркгейма опирается на категорию аномии (беззаконие, безнормность). С ее помощью он обозначал состояние О, характеризующееся «социальной дезорганизацией», когда культурные ценности, нормы и соцсвязи отсутствуют, ослаблены или противоречат друг другу, когда отсутствует четкая моральная регуляция поведения индивидов. Аномия - состояние О, в котором заметная часть его членов, зная о существовании обя­зывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Проблема аномии порождается переходным характером эпохи, временным упадком моральной регуляции ее контрактно-экономических отношений. Мертон считает, что аномия - результат конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы О, между культурно предписанными всеобщими целями и законными средствами их достижения.

Отклоняющееся или девиантное поведение (лат. deviato- поступок) – это деятельность человека, социальное явление, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам поведения.

Исходным для понимания отклонений служит понятие нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого, дозволенного или обязательного поведения, деятельность людей, социальных групп, социальных организаций. Амплитуда таких отклонений чрезвычайно велика: от незначительных отступлений от норм морали и этикета до серьезных нарушений норм уголовного права, которое уже именуется преступлением. Такое поведение еще называют криминальным.

Девиации различают позитивныеи негативные. Позитивные девиации – это средство прогрессивного развития. Можно сказать, что поведение Сократа в эпоху афинского полиса было девиантным. Негативные девиации дисфункциональны, разрушительны, они дезорганизуют общество. К такому поведению социологи относят преступления, пьянство, наркоманию, самоубийства, проституцию и др.

В оценке девиантного поведения следует различать два подхода – относительный и абсолютный. Абсолютный подход связан с незыблемыми ценностями общечеловеческого характера. Относительный подход исходит из принципа: то, что для одного человека или группы – отклонение, для других может быть нормой, привычкой. Эти различия в подходах могут быть связаны и с различными конкретно-историческими условиями. Например, вызов, брошенный Жанной д’Арк католической церкви, мог рассматриваться как серьезное преступление в эпоху, когда он был совершен, и как величайший подвиг, вызывающий всеобщее восхищение последующих поколений.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.226.241.176 (0.007 с.)