Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Н.Я. Данилевский и теория культурно-исторических типов.

Поиск

Русский ученый, славянофил Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) впервые в широком объеме поставил принципиальные вопросы, составляющие содержание культурологии. Его книга "Россия и Европа" - замечательный памятник русской общественной мысли 19 века. Теория культурно исторических типов возникла как альтернатива господств, в то время Европа центричных моделей исторического процесса и должна была объяснить особенности развития различных регионов мира, в том числе и России. Данилевский выделял всего 13 культурно-исторических типов: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, новосемитский, греческий, римский, арабский, романо-германский или европейский, перуанский, мексиканский и славянский. Заслугой Данилевского является попытка выделить основные виды человеческой деятельности. Таких видов Данилевский насчитывает четыре: деятельность религиозная, связанная с выработкой мировоззрения; политическая, создающая государственно-правовую систему; "собственно-культурная" (научная, художественная, техническая) и "нравственно-экономическая", направленная на достижение справедливости и благосостояния, свободных и взаимовыгодных отношений в труде, в быту, общественной жизни. Каждая из этих видов деятельности проходит в своём развитии 4 основные фазы: зарождение; становление; развитие; упадок. Отношения между общечеловеческим и национальным Данилевский трактовал в том смысле, что ни одна цивилизация не может выдавать высшую точку развития по отношению к другим. Идеи Данилевского тесно связаны с концепциями славянофильства и евразийства, а также с другими концепциями, исходящими из перспективы сохранения в рамках всечеловеческой глобальной общности национально-культурного своеобразия.


20. Неопозитивизм и его основные принципы. Неопозитивизм или логический позитивизм — одно из основных направлений философии 20 в., соединяющее основные установки позитивистской философии с широким использованием технического аппарата математической логики. Основные идеи Н. были сформулированы членами Венского кружка в сер. 1920-х гг.. Принципы:
1. Всякое знание есть знание о том, что дано человеку в чувственном восприятии. Неопозитивисты выдвинули принцип верифицируемости: всякое подлинно научное и осмысленное предложение должно быть сводимо к предложениям, выражающим чувственно данное;
2. То, что дано нам в чувственном восприятии, мы можем знать с абсолютной достоверностью. Совокупность протокольных предложений образует твердый базис науки, а сведение всех остальных научных предложений к протокольным служит гарантией несомненной истинности всего научного знания.
3. Все функции знания сводятся к описанию. Если мир представляет собой комбинацию чувственных впечатлений и знание может относиться только к чувственным впечатлениям, то оно сводится лишь к фиксации этих впечатлений. Неопозитивисты отказались говорить о внешнем мире, отказались от объяснения. Предсказание должно опираться на существенные связи явлений, управляющих их возникновением и исчезновением.

21. Глобализация и концепция устойчивого развития. Глобализация - это постепенное преобразование разнородного мирового социального пространства в единую глобальную систему, в которой беспрепятственно перемещаются информационные потоки, идеи, ценности и их носители, капиталы, товары и услуги, стандарты поведения и моды, миропредставление, деятельность социальных институтов, общностей и индивидов, механизмы их взаимодействия. Устойчивое развитие- гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие — это процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Во многом речь идёт об обеспечении качества жизни людей. Концепция устойчивого развития появилась в результате объединения трех основных точек зрения: экономической, социальной и экологической. Экономическая составляющая - подразумевает оптимальное использование ограниченных ресурсов и использование экологичных технологий, включая добычу и переработку сырья, уничтожение отходов. Социальная составляющая - устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Экологическая составляющая - должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы.

22. Общество и его основные элементы. О́бщество — обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы социального взаимодействия и формы объединения людей, способных создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда. В широком понимании слова, это совокупность всех видов социального взаимодействия людей и форм организации их совместной жизнедеятельности, которые сложились исторически.Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды-субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный “микрокосмос”, он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием. Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:Вещи, “орудия” с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её веще ственно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования.Символы, знаки, эти предметы служат изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, цели, и через них, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов: воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую “телесную оболочку” становясь материальными проводниками, “перевозчиками смысла”. Если вещи служат прямым орудием адаптации, то символы обеспечивают целенаправленность человеческой деятельности. “Интегральная концепция” П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

23. Социальная группа и её виды. Социальная группа — это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Соц группы подразделяются на: 1)большие и малые (по числу); 2)первичные и вторичные (по характеру взаимодействия); 3)формальные и неформальные(по способу организ и регулир взаимод) 1) Большие, средние и малые группы. В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих). К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города). К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом. 2) Первичные и вторичные группы.К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и др.(относятся малые группы)Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер. (относятся большие и малые группы) При формировании социальных групп вырабатываются нормы и роли, на основе которых устанавливается определенный порядок взаимодействия. По размеру группы могут быть самыми разнообразными (начиная от двух человек). 3) Формальные и неформальные. С оциальная группа, структура и деятельность которой рационально организованы и стандартизованы в соответствии с точно предписанными групповыми правилами, целями и ролевыми функциями. В формальных группах социальные отношения носят безличный характер и осуществляются через предварительно определенные роли. Эти роли имеют тенденцию к формализации в соответствии с нормами внешней среды и культуры. Формальные социальные группы по численности значительно больше неформальных.

24. Социальные институты: понятия, виды, функции. Социальный институт – остор.сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей.

Соц.институт – совокупность лиц, учреждений, снабженных материал., средствами и выполняющие определенную соц.функцию.

Соц.институт – организованное объединение людей, выполняющее определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение цели на основе выполняемых членами своих соц.ролей, задаваемых соц.ценностями, нормами и образцами поведения. Примеры соц.институтов: семья, сми, церковь

Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных потребностей.

Соц.институты характеризуются:

1.целью деятельности;

2.определенными функциями;

3.наличием формальных и неформальных норм;

4.набором соц.ролей;

5.организованным оформлением.

Соц.институты необходимо отличать от конкретных организаций и соц.групп.

Понятие соц.института семьи подразумевает не отдельную семью а совокупность малых групп, характеризующих семью, как соц.институт.

Основные функции соц.институтов:

1.воспроизводство членов общества (прежде всего семьи)

2.социализация (как передача индивидом знаний и ценностей)

3.производство и распределение (эконом. и гос.институты)

4.поддержание порядка и интеграция (правовые и гос.институты)

Соц.институты можно классифицировать в соответствии с функц.целями:

1.экономико-социальные (собственность, торговля…)

2.политические (связанные с функц. власти и управ. в обществе)(гос.учрежд,партии…)

3.правовые (формально регулир. соц отношения)(загоны, договора, правила…)

4.культурно-символические (связанные с выработкой трансляцией общ.ценностей и знаний)(церковь, образование, учрежд.культуры…)

5.воспроизводство человека (институт брака и семьи)

или понижением его статуса, а горизонтальной мобильностью — изменение социального положения индивида, которое не приводит к повышению или понижению его статуса.

25 Социальная стратификация и социальная мобильность. Термин «Социальной стратификации» ввел в известный американский социолог Питирим Сорокин. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои.

Современное общество не однородно, то оно делится на страты (слои), которые различаются по:

уровню доходов, видам деят-сти, политическим взглядам, культурным ориентациям.

 

Основные формы стратификации: Экономическая, профессиональная, политическая. Меняя свои профессию или политич взгляды чел переходит в др страт. Социальная стратификация — центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главных измерений стратификации — доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами — основное свойство стратификации.

Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков — престижа профессии, уровня дохода, уровня образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.

 

Понятие «социальной мобильности» было введено П. Сорокиным. Человек не остается в одном уровне статуса в течение всей своей жизни; рано или поздно ему предстоит изменить его, перейдя на новую статусную позицию. Такого рода процессы, происходящие в любом обществе непрерывно и охватывающие практически всех его членов, описываются в социологии понятием социальной мобильности. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации.

 

Вертикальная мобильность подразделяется на восходящую и нисходящую. Она характеризует повышение социального статуса, переход в страту, расположенную выше по иерархической лестнице; нисходящая же означает, напротив, спуск по той же иерархической лестнице, понижение социального ранга.

 

Индивидуальная и групповая мобильность

Индивид может совершать свое восхождение на пирамиду социальных статусов благодаря собственным усилиям и личным достижениям. В этом случае говорят об индивидуальной мобильности.

Групповая мобильность происходит тогда, когда снижается или повышается статус целого класса, сословия, касты. Причинами групповой мобильности служат следующие факторы: социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные войны, военные перевороты, смена политических режимов, крестьянские восстания, борьба аристократических родов, создание империи.

Социальные институты, которые являются каналами вертикальной мобильности, — школа, армия, церковь, организации — как бы фильтруют и отбирают индивидов, осуществляя своеобразную селекцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 744; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.008 с.)