Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского как метод изучения Российской истории.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основная идея: Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад. Культурно-исторические типы или цивилизации противостоят этнографическому материалу. Концепция культурно-исторического типа представлена в работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский выделивший 13 культурных типов, каждый из которых объединяется близостью языка, осознанием общности своей судьбы и проходит ряд фаз - от бессознательного периода через государственное становление и расцвет цивилизации к упадку. Данилевский считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Данилевский признает четыре общих разряда культурно-исторической деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая. Некоторые из исторических типов сосредоточивали свои силы на одной из этих сфер деятельности (так евреи — на религии, греки — на культуре в тесном смысле), другие — проявляли себя сразу в двух или трёх направлениях. Но только России и славянству, по Данилевскому, дано равномерно развить все четыре сферы человеческой деятельности и осуществить полную «четырёхосновную» культуру. Ключевым моментом в концепции Данилевского, является цикличность цивилизационного процесса. Данилевский не сосредотачивает своего внимания на признаках упадка или прогресса, но собирает обширный фактологический материал, позволяющий за множеством исторических особенностей увидеть повторяемость социальных порядков. В книге Данилевского "Россия и Европа" стала идея избавления страны от европейского духовного гнета и рабства, в пагубных последствиях которых для развития российской Цивилизации он был глубоко убежден. Для Данилевского была очевидна глубокая связь между перспективами развития культуры и исторической будущностью России. Поэтому в качестве радикального лекарства от поразившей Россию, по мнению Данилевского, болезни европеизма и подражательности, наряду с действиями частного политического характера (например, образование Всеславянского Союза), он предлагал предпринять значительные усилия по коренному преобразованию основных типов деятельности. К ним Данилевский относил религиозный, общественно-экономический, политический тип в том числе, тип собственно культурный, к которому он относил науку; техническое творчество, художественную культуру и искусство. При этом русским ученым особенно подчеркивалось, что отдельные составные части культуры имеют различное значение для становления российской национальной самобытности. Например, трудно представить себе отдельно существующую чисто славянскую науку, но, с другой стороны, возникновение национального языка, затем литературы и просвещения, несомненно является важнейшим признаком уже возникшей политической, государственной и духовной независимости народа. В свою очередь, Данилевскому была очевидна и обратная тесная связь между государственностью и культурной жизнью народа, так как только духовная и политическая независимость способствует расцвету своеобразной национальной культуры. Исходя из этого, Данилевский подчеркивал решающее общекультурное значение того факта, что к моменту написания его книги Россия являлась единственным независимым славянским государством. Пройдя свой многотрудный десятивековой путь от этнографической стадии к полноценной государственности, Россия, по мнению ученого, готова ныне к нелегкому делу всестороннего развития культурной деятельности, хотя эта деятельность в условиях девятнадцатого столетия во многом осложняется и тормозится из-за излишней подчиненности жизни народа интересам государства. ______________________________________________________________________________
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 426; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.78 (0.006 с.) |