Эпоха Просвещения и реформы Екатерины2. Особенности российской модернизации последней трети 18в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха Просвещения и реформы Екатерины2. Особенности российской модернизации последней трети 18в.



 

После смерти Петра I его реформаторский курс продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русских и войти в историю как великая императрица, правившая страной 34 года (1762—1796 гг).Ее царствование положило начало эпохе просвещенного абсолютизма.

 

Просвещенный абсолютизм — это явление общеевропейское. В Европе оно представлено такими яркими личностями, как король прусский Фридрих II, шведский Густав III, император Австрии Иосиф II и др. Эта эпоха была пронизана идеями французских просветителей и характеризовалась появлением нового класса — буржуазии, открыто заявившей о своих претензиях на экономическую и политическую власть, остро критиковавшей деспотических правителей и засилье католической церкви.

 

Идеи Просвещения получили широкое распространение и за пределами своих стран. Екатерина II в своем царствовании она стремится провести либеральные реформы, направленные на формирование в России «новой породы людей», которая стала бы социальной базой для европейского типа развития, старается внедрить широкое народное образование, пытается искоренить крепостное право.

 

Составной частью политики просвещенного абсолютизма является секуляризация церковных владений. Буржуазные революции в XVII—XVIII вв. в Европе нарушили безраздельное господство церковной идеологии, которая отрицала за человеком право на свободу личности, слова, высказываний, действий. Просвещенные монархии приобщались к этому веянию времени. Так Екатерина II завершила начатое еще Петром I подчинение церкви государству.

В 60—70-е гг. по России прокатилась волна крестьянских выступлений. Наиболее крупное из них — это восстание Емельяна Пугачева, выдававшего себя за убитого императора Петра III.. 7 ноября 1775 г. было издано «Учреждение для управления губернией», что повлекло за собой глубокие преобразования в государственном устройстве. Реформа положила начало созданию упорядоченной системы губернского управления. В этот период Россия сделала крупный шаг по пути к разделению ветвей власти. Суд был отделен от администрации и полиции.

 

Кроме того, по указам 1775 г. все сословия (кроме крепостных) получили право участия в делах местного самоуправления и суда.

 

Через 10 лет после губернской реформы 1785 г. были изданы «Жалованные грамоты городам и дворянству». она передавала городским обществам право юридического лица, которое могло самостоятельно распоряжаться собственностью и доходами с нее. горожане делились на 5 разрядов: купцы, мещане, дворяне и чиновники, духовенство.

Согласно второй грамоте, дворяне получали ряд личных и корпоративных прав. Главное из них — право владения землей на правах частной собственности, свободу в выборе занятий. Дворянин не мог подвергаться телесным наказаниям и без суда не мог быть лишен дворянского достоинства, чести, жизни и имения.

 

В последующие годы Екатерина II. Дворяне получают щедрые пожалования — земли, крепостных крестьян.

 

-Сельское хоз-во процвтало, наличием большого количества свободных земель и недостаточным уровнем агротехнической науки. Важное значение для развития экономики имел указ 1763 г., разрешивший продажу хлеба за границу. Это приносило огромный доход помещику, способствовало расширению торговли, хотя и усиливало эксплуатацию крестьян.

-Высокими темпами развивалась промышленность. Шел процесс становления мануфактуры из мелкого товарного производства, провозглашение свободы предпринимательства.

-Число школ росло.

-Созданная в 1763 г. Медицинская академия была первым в России учебным заведением, готовящим профессиональных медиков., положивная начало женскому образованию.

-Развивалась наука, литература и общественно-политическая мысль.

Анализируя развитие России на протяжении всего XVIII в., следует отметить ее бесспорные достижения во всех сферах деятельности. Страна приобретала более яркий архитектурный облик, росли новые города, создавались крупные промышленные центры. Эпоха Екатерины II ознаменовалась всплеском научных открытий, ярких литературных талантов. В общественно-политической жизни утверждались демократические традиции.

 

Внешняя политика Екатерины II характеризовалась дальнейшим расширением территории страны и укреплением ее международного авторитета..

 

Вопрос 31

Царствование Павла I.

После смерти Екатерины II на престол взошел ее сын Павел I. При жизни Екатерина фактически отстранила от власти Павла, их отношения были очень прохладными, В 1794 г. она пыталась лишить его права наследования престола и передать власть своему внуку. Однако свое намерение императрица осуществить не смогла.

 

Став императором, Он восстановил упраздненные коллегии, изменил административное деление России, уменьшив количество губерний, возвратил прежние формы управления провинциями России. Павел лишил привилегий дворянство, ограничил действие жалованных грамот, стеснил местное самоуправление. В 1797 г. он установил норму крестьянского труда (три дня барщины в неделю), это было первое ограничение помещичьей власти. Однако за 4 года правления он раздал помещикам более 600 тысяч крестьян, принадлежащих государству.

 

Он запретил слова «клуб», «совет», «отечество», «гражданин». Запретил вальс, отдельные детали одежды. Он амнистировал заключенных по политическим мотивам, арестованных при Екатерине II, но при этом продолжал борьбу с революционными проявлениями в обществе. В 1797-1799 гг. он установил жесточайшую цензуру, запретив 639 изданий. 5 июля 1800 г. были опечатаны многие типографии для проведения цензурного досмотра. Павел вмешивался в дела религии, пытаясь ввести в православие элементы католицизма.

 

Император отменил закон, запрещающий покупать крестьян для работы на предприятиях. Он без всякого обоснования, вопреки смыслу восстановил коллегиальную систему, упраздненную Екатериной II.

 

Среди новшеств, введенных императором, положительно выделяются создание Медико-хирургической академии, Российско-американской компании, училища для сирот военных.

 

Император придавал огромное значение регламенту в военных отношениях. Муштра в армии приобрела невиданные масштабы, что вызвало недовольство в гвардии и среди высшего офицерства.

 

В 1798 г. была создана антифранцузская коалиция, в состав которой вошли Англия, Австрия, Турция и Россия. В Средиземное море была направлена Черноморская эскадра под командованием Ф.Ф.Ушакова. Русский флот освободил Ионические острова и Южную Италию от французской оккупации. В феврале 1799 г. произошло крупное сражение за остров Корфу, где был разбит трехтысячный французский гарнизон. Русские войска вступили в Неаполь и Рим.

 

В 1799 г. Россия начала сухопутную фазу войны. По настоянию союзников командование войсками было поручено А.В.Суворову. За полтора месяца боевых действий русским войскам удалось вытеснить французов из Северной Италии. Опасаясь роста влияния России в Италии, Австрия добилась переброски войск Суворова в Швейцарию. 31 августа 1799 г. для оказания помощи войскам генерала А.М.Римского-Корсакова Суворов совершает героический переход из Северной Италии через Альпы в Швейцарию. Русские войска в боях у Сен-Готарда и Чертова Моста одолели противника. Но помощь запоздала, и войска Римского-Корсакова потерпели поражение.

 

В 1800 г. Павел I делает резкий поворот во внешней политике. Он прекращает военные действия, отзывает войска в Россию и разрывает союз с Англией и Австрией. Заключив мир с Францией, Павел I вступает в союз с Пруссией против Австрии и с Пруссией, Швейцарией и Данией против Англии. Обострение отношений с Англией вызвало недовольство в дворянской среде, так как Англия являлась основным партнером России в торговле и закупке хлеба.

 

Но дворцовый переворот в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. прервал планы войны против Англии. Павел I был убит в результате этого переворота, организованного высшими гвардейскими офицерами, которые не простили ему притеснений и отнятой у них воли.

 

 

Вопрос 32



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.007 с.)