Глава 1. Теоретические подходы к понятию и содержанию муниципального маркетинга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические подходы к понятию и содержанию муниципального маркетинга



СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ. 2

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ.. 3

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И СОДЕРЖАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА.. 8

1.1 Муниципальный маркетинг: понятие и сущность. 8

1.2 Виды и основные элементы муниципального маркетинга. 15

1.3 Маркетинговая стратегия в системе управления муниципального образования 27

ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 44

2.1. Стратегии развития города Тюмени: направления и оценка последствий реализации 44

2.3. Муниципальный маркетинг как инструмент повышения инвестиционной привлекательности местного сообщества. 68

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 84

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

ВВП— Валовой внутренний продукт
ООН— Организация объединенных наций
СМИ— Средство массовой информации
СЭР— социально - экономическое развитие

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вопросы местного значения не могут быть решены только за счет использования классических методов и технологий муниципального управления. В связи с появлением новых приоритетов и задач социально-экономического развития городов, требуется дополнить действующую управленческую практику методами регулирования, в большей степени учитывающими динамику потребностей местного сообщества. Деятельность органов управления в отношении экономического развития городов смещается с прямого производства и предоставления услуг к обеспечению возможностей развития предпринимательского сектора и роста уровня качества жизни населения.

Одной из современных технологий муниципального управления является муниципальный маркетинг, который позволяет в систематизированном виде на основе маркетинговых инструментов и стратегий разрабатывать и применять комплекс мероприятий, направленных на более эффективное и выгодное для муниципального образования использование имеющихся ресурсов с целью повышения конкурентоспособности на основе удовлетворения спроса целевых групп потребителей.

Для проживающих в муниципальном образовании существенным условием удовлетворения потребностей, является наличие социально-инфраструктурных объектов, общественная и экологическая безопасность, система коммуникаций и связи, возможность трудоустройства и уровень доходов. Для инвесторов, на первое место среди характеристик территории являются факторы конкурентоспособности территории, которые выражаются посредством местного законодательства, фискальной политики, рыночной инфраструктуры. Внимание туристов привлекает развитая индустрия гостеприимства и развлечений, гостиничная инфраструктура, позитивный имидж и престиж территории.

В этой связи анализ механизмов использования маркетинговых технологий органами местного самоуправления, направленных на развитие различных характеристик территории муниципального образования с учетом потребностей отдельных субъектов социально-экономических отношений может рассматриваться в качестве актуального и приоритетного направления деятельности. Развитие системы рыночных отношений, внедрение в систему управления местным сообществом технологий, которые традиционно используются в коммерческом секторе вызывает насущную потребность в анализе данных технологий и механизмов оценки их результативности и эффективности.

Вопросы муниципального маркетинга, как технологии социально-экономического развития территории, в последнее время стали предметом исследования в трудах ряда российский исследователей.

Теоретические вопросы маркетинговых технологий достаточно подробно рассмотрены и проанализированы в работах таких ученых как А.П. Панкрухин, Г.А. Морозова, Ю.Н. Кудрявцев. Работы данных авторов в большей своей части уделены именно основом муниципального маркетинга, в своих работах авторы отвечают на такие вопросы, как важно муниципальному управлению уметь использовать инструменты повышения конкурентоспособности "фирменных" реги­ональных, местных товаров, а так же стоит ли бюджетные сферы и услуги организовать таким
образом, чтобы они отвечали реальным запросам конк­ретных социальных групп населения и многие другие. А.П. Панкрухин в своих работах совершенно четко дает несовсем устоявшемуся определению муниципального маркетинга. А.П. Панкрухин предлагает следующее определение, муниципальный маркетинг, это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъ­ектов, а также тех внешних субъектов, во внимании кото­рых заинтересована территория.

Проблемы данной темы, именно со стороны опыта реализации в муниципальных образованиях рассматриваются в работах В.Г. Старовойтов, Д.В. Визгалова, Ю.Н. Кудрявцева, Ф. Котлера, Н. Власова. Работы данных авторов можно объединить тем, что они рассматривают действие, реализацию маркетинга по отношению к муниципальному образованию. Так же авторы дают последующую оценку итогов реализации инструментов маркетинга на каком-либо муниципальном образовании.

Конкретные способы по улучшению инвестиционных показателей муниципального образования раскрываются в работах Д.М. Султанова, Д.В. Визгалова, Е.А. Джанджугазова, В.С. Панасейкина, А.С. Азаренков, Н.К. Малхорта.В работах данных авторов отдельное внимание уделяется таким понятия как имидж территории, бренд и брендинг муницпального образования. Д.В. Визгалов так же обозначает причины того, почему большая часть российских городов особо остро нуждаются в маркетинге своих территорий, именно со стороны такого аспекта как имидж, брендинг.

Рассмотрение теоретических и практических аспектов формирования и использования маркетинговых технологий на муниципальном уровне в рамках данной выпускной квалификационной работе базировалось на использовании следующих научно-теоретических методах:

1. Использования маркетинга в управлении объектами региональной экономики;

2. Система измерений развития территорий;

3. Трансформация методов маркетинга в применении к муниципальному образованию.

Целью выпускной квалификационной работы является определение и анализ механизмов муниципального маркетинга, которые влияют на социально-экономическое развитие муниципальных образований Тюменской области.

Задачами выпускной квалификационной работы являются:

1. Раскрытие понятия и сущности муниципального маркетинга;

2. Обозначит виды и основные элементы муниципального маркетинга;

3. Определить стратегии в системе управления муниципального образования;

4. На примере муниципального образования обозначить стратегии развития города Тюмень, а так же последствие их реализации

5. Выявить какой эффект для инвестиционной привлекательности местного сообщества будет иметь реализация муниципального маркетинга.

Значимость исследования состоит в выявлении значимости реализации механизмов муниципального маркетинга как в муниципальном образовании, так и для страны в целом. Все эффекты реализации стратегий имеющих отношения к маркетингу территории, показаны на примере города Тюмень.

В выпускной квалификационной работе выделены основные проблемы реализации механизмов муниципального маркетинга в практической деятельности органов местного самоуправления и даны рекомендации по решению данных проблем.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И СОДЕРЖАНИЮ МУНИЦИПАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

 

ГЛАВА 2. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Используя климатические условия в Тюмени, активное развитие получила система здравоохранения, ориентированная не только на потребности горожан, но и на северные территории. Жители северных округов могут не только отдохнуть в санаториях и пансионатах, но и поправить свое здоровье, получив уникальное медицинское обслуживание.

На сегодняшний день город Тюмень является активно развивающимся благоустроенным и стильным городом, выполняющим функции административного центра Тюменской области, с благоприятной демографической структурой населения и исторически сложившейся функцией производственной и научно-технической базы Западно-Сибирского нефтегазового комплекса, активно участвующим в выполнении федеральных и областных задач, с перспективной возможностью стать крупнейшим в стране инновационным инжиниринговым нефтесервисным центром.

Будущая конкурентоспособность города закладывается в стратегические планы развития с учетом экономических особенностей, темпов развития, точек роста. Поэтому важнейшая задача политики органов местного самоуправления – выработать стратегию активного развития и обеспечить успешное развитие города на долгосрочный период.

Стратегическое планирование стало необходимой частью городского управления, когда все чаще возникает проблема неопределенности будущего. Современная ситуация, характеризующаяся быстроизменяющимися экономическими тенденциями, глобальной и региональной реорганизацией промышленного инвестирования и растущей конкуренцией среди городов и регионов за жизненные ресурсы, требует умения организовать деятельность по формированию муниципальной политики таким образом, чтобы эффективно развиваться.

Стратегия социально-экономического развития города Тюмени направлена на достижение таких целей, как обеспечение активного инновационного развития города, комфортных условий работы и отдыха для жителей, а так же стать современным центром образования, исследований и инновационных разработок.

Разработка стратегии социально-экономического развития города Тюмени основывается на таких принципах, как широкое привлечение граждан, представителей бизнеса и общественных организаций к партнерству с органами местного самоуправления в процессе определения целей и задач стратегического развития, активное общественное обсуждение стратегических направлений городского развития на общегородских и региональных семинарах, совещаниях, конференциях и в СМИ в процессе определения приоритетов и особенностей этапов стратегического развития, учет в стратегии современных тенденций глобализации экономики и новейших методов стратегического управления как российскими, так и зарубежными городами, использование в процессе разработки и реализации стратегии социально-экономического развития города Тюмени результатов современных экономических научно-прикладных разработок, достижений и опыта активных зарубежных и российских городов, экспертно-практического потенциала сотрудников Администрации города.

Стратегия социально-экономического развития города Тюмени разрабатывалась в многостороннем и конструктивном диалоге бизнеса, гражданского общества, органов государственной власти и органов местного самоуправления. Это позволяет снизить неопределенность будущего путем прояснения и согласования действий заинтересованных участников городского развития. Она не является конечным планом, не подлежащим изменению. Стратегия предполагает постоянное обновление, изменение приоритетных направлений в соответствии с изменившейся достигнутой ситуацией.

По результатам комплексного стратегического анализа социально-экономического развития города Тюмени, можно выделить сильные и слабые стороны данного муниципального образования. Среди сильных сторон города выделяется государственная поддержка (в том числе областные целевые программы поддержки промышленности), так же реализация долгосрочных целевых программ (мероприятия, реализуемые на территории города Тюмени), «Развитие промышленности, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности Тюменской области», «Основные направления развития научно-инновационной сферы Тюменской области». Высокий научный и образовательный потенциал наличие профильного Тюменского государственного нефтегазового университета, наличие Тюменского государственного университета, высокий научный потенциал города (38 научно-исследовательских организаций, более 20 из которых ориентированы на нефтегазовую отрасль, долгосрочный опыт сотрудничества с добывающими предприятиями; высокая доля населения, занятого в научно-технической сфере).[49]

Для бизнеса проходит строительство офисных центров, увеличение доли качественных офисных площадей в общем объеме офисных площадей города. Так же можно выделить удобность географических положений и развитый транспортно-логистический потенциал.

Среди сильных сторон муниципального образования, нельзя не отметить наличие мероприятий по развитию туристко-рекреационного комплекса в концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года. Реализация долгосрочной целевой программы «Основные направления туризма в Тюменской области» (мероприятия, реализуемые на территории города Тюмени). Реализация долгосрочной целевой программы «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства в Тюменской области» Реализация ведомственной целевой программы «Основные направления развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени на 2010–2012 годы».[50] Выгодное географическое положение, позволяющее привлекать туристов (на пересечении стратегических транспортных коридоров: Запад-Восток, Север-Юг, территориальная близость агломерации Екатеринбург – Челябинск. Формирование города Тюмень как гостеприимного и благоустроенного промышленного, культурного, образовательного, исторического центра. Наличие в окрестностях города естественных природных условий для развития рекреационного туризма (лечебные грязи, минеральные источники, лесные массивы).[51]

В сфере здравоохранения из сильных сторон выделяется положительный опыт реализации на территории города приоритетного национального проекта «Здоровье». Реализация долгосрочной целевой программы «Основные направления развития здравоохранения Тюменской области» (мероприятия, реализуемые на территории города Тюмени).

В культурной сфере муниципального образования реализуются такие долгосрочные целевые программы как «Сохранение и использование объектов культурного наследия в Тюменской области», «Основные направления развития культуры Тюменской области».

В молодежной политики среди сильных сторон выделяется, реализация долгосрочной целевой программы «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» (мероприятия, реализуемые на территории города Тюмени). Наличие развитой инфраструктуры досуговых и образовательных учреждений (28 учреждений молодежной политики). Развитая сфера рекреационных, образовательных, культурных и иных услуг городской среды, позволяющая привлекать внеотраслевые ресурсы для развития деятельности учреждений отрасли (фитнес-центры, бассейны, парки отдыха).

Но наряду с сильными сторонами муниципального образования, можно выделить и слабые стороны Тюмени.

Из общих факторов выделяется недостаточная связность территории (город разделен на ряд частей естественными преградами – река Тура и железнодорожная магистраль Москва – Владивосток). Высокий уровень износа сетевого хозяйства инженерной инфраструктуры (свыше 50%). Недостаточные условия для активной жизни людей с ограниченными возможностями (около 40 тыс. человек). Относительно высокий уровень регистрируемой преступности (36,1 ед./1000 чел.).[52]

В промышленности слабой стороной является дефицит квалифицированных кадров технических специальностей. Отсутствие экспозиционных площадей международного уровня (подъездные пути для большегрузного транспорта, таможенный склад, парковочные места, выставочная инфраструктура).

Для бизнеса слабой стороной в муниципальном образовании, является необеспеченность выставочными площадями современного уровня, отсутствие возможности оперативной организации выставок, недостаточный уровень развития выставочной деятельности города. Низкая доступность гостиничных мест, особенно высокого качества, неразвитость услуг встреч. Отсутствие логистических центров, низкая доля складских площадей высокого класса, дефицит площадей со специальным оснащением.

В сфере туризма присутствует недостаточно развитая туристская инфраструктура (коллективные средства размещения, объекты культуры, туристские маршруты, инфокиоски). Невысокая международная известность города и неразработанность его имиджа, недостаточное продвижение брэнда «Тюмень», отсутствие концепции маркетинга города.

В малом и среднем предпринимательстве выделяются высокие цены предложения и ставки аренды коммерческой недвижимости, а так же моральная и физическая изношенность производственных мощностей, которые непригодны к выпуску продукции, конкурентоспособной на внешнем рынке. Дефицит материальных и финансовых ресурсов, необходимых для организации и развития предпринимательской деятельности. Недостаток квалифицированных специалистов и управленческого опыта у предпринимателей.[53]

В сфере здравоохранения из слабых сторон выделяется Низкая мотивация населения к сохранению здоровья. Недостаточный уровень качества и доступности первичной медико-санитарной помощи. Недостаточный уровень профилактической направленности в деятельности учреждений здравоохранения.

В сфере культуры, присутствует низкая посещаемость культурно-досуговых учреждений. Неравномерный уровень доступности и обеспеченности населения города услугами учреждений художественного образования, культурно-досуговых учреждений (отсутствие библиотек, школ искусств, музыкальных и художественных школ в отдаленных районах города), так же недостаток библиотечных площадей для размещения фондов (уровень оснащенности библиотечными площадями – 78%).[54]

Слабыми сторонами молодежной политики является низкая обеспеченность молодыми высокопрофессиональными кадрами (13% молодых специалистов). Моральное и физическое старение материальной базы учреждений молодежной политики (износ - 73%). Неразвитая система информационного сопровождения мероприятий в сфере молодежной политики.

По существу в период до 2020 года Тюмень должна стать образом умного города будущего – продолжающийся рост качества жизни, интеллектуальные решения в экономике, муниципальном управлении, благоустройстве и городской архитектуре.

В связи с этим, все точки роста и программы будут направлены на внешние рынки и на внутренние.

Под "точками роста" города понимаются центры, вокруг которых организуется или самоорганизуется более эффективное развитие рассматриваемого направления, подсистемы или системы в целом. Для города это может быть некая административная территория, отрасль экономики или отдельно взятая подсистема, например социальная.

Рассматривая стратегии, которые в большинстве своём будут направлены на внешний рынок, можно выделить такую точку роста как «Финансовый узел». Ее программы позволят скорректировать текущее хаотичное развитие, создать недостающие элементы. В этом направлении город может рассматриваться, как центр обслуживания нефтегазовых финансовых потоков. Тюмень никогда не рассматривалась как крупный промышленный центр, эта отрасль никогда не занимала значительную долю в ее экономике. Напротив, основная специализация отводилась, научно-образовательному, финансовому и торговому сектору, и эти тенденции только усилились при переходе к рыночной экономике. В городе стремительными темпами идет создание современной качественной инфраструктуры, растет сеть офисов банков и страховых компаний, действует Тюменская областная торгово-промышленная палата, открыт Международный Торговый Центр, активно развивается сектор рынка ценных бумаг и консалтинг.[55]

Десятки тысяч студентов ежегодно получают качественное образование в Тюмени, формируя, таким образом, высокий интеллектуальный потенциал города. Пакет программ, определенных точкой роста «Рынок трудовых ресурсов для нефтегазовых предприятий Севера», способствующих поддержке этого направления даст возможность обеспечить растущие потребности нефтегазового комплекса в квалифицированной рабочей силе.[56] Данную программу можно отнести как ко внутреннему рынку, так и ко внешнему. Ведь учащиеся приезжают на обучения, снимают квартиры, тратят определённое количество денег, что, несомненно, способствует развитию города. Но и потом уезжают на север работать с полученным образованием.

Так же точка роста «Город, привлекательный для жизни», комплекс программ который создаст дополнительные возможности для экономического роста Тюмени.[57] Особое внимание заслуживает туристическое направление, город имеет богатое историческое наследие, разрабатываются новые крупные проекты по привлечению новых посетителей города. Особенно важным в данном отношении является привлечение мигрантов с северных территорий.

Говоря о программах направленных на внутренний рынок, стоит выделить, что Тюмень, обладающая значительным инновационным потенциалом, становится центром новых нефтегазовых технологий. Большое количество научных институтов выполняют различные научные исследования по заказу нефтегазовых корпораций, создаются новые уникальные технологии, позволяющие модернизировать оборудование и повысить эффективность бизнеса. Одним из способов поддержки данной тенденции – создание Инновационно-Технологического парка. В состав парка будут входить собственно технопарк, бизнес-инкубатор, учебно-туристическая выставка, центр нефтегазовых технологий. Это будет началом инвестиционной точки роста города Тюмени «Центр современных нефтегазовых технологий».[58]

Глобализация, открытие экономических и информационных границ, рост мобильности населения и бизнес-структур делает все более острой конкуренцию между городами, поэтому активная деятельность местных администраций жизненно необходима. Органы власти, заботясь о процветании населения, стремятся увеличить привлекательность города для местных жителей, жителей соседних городов, бизнес-структур и посетителей.

Вместе с точкой роста «Тюмень — город, привлекательный для жизни и бизнеса», применяются инвестиционные программы. Инвестиционная программа «Культурно-развлекательный центр», цель данной программы, в создание оптимальной культурно-оздоровительной городской среды, способствующей формированию нравственной личности и расширению ее духовных и физических начал, привлечение дополнительных средств за счет туристических потоков в город.[59]

Так же непосредственно к маркетинговой деятельности относится инвестиционная программа возрождения историко-архитектурного наследия города Тюмени. Целью программы является возрождение и сохранение культурно-исторического наследия города Тюмени. Это позволит вести работу в двух направлениях: сделать город привлекательным для туристов, а также воспитывать чувство гордости за свой город у тюменцев.

Инвестиционная программа «Развитие инфраструктуры активного отдыха для жителей Тюмени и Тюменской области». Целью программы является формирование оптимальной спортивно-оздоровительной городской системы, способствующей развитию привлекательности занятия спортом и активными видами отдыха.

Большую роль для города будет играть такая точка роста, как «Тюмень — финансовый узел».[60] Позиционирование Тюмени, как центра притяжения капитала невозможно без создания финансовой инфраструктуры, способной обслужить потребности бизнеса. Процессы, происходящие в финансовом секторе Тюменской области, способствуют реализации этой задачи. В настоящее время стремительно облегчается доступ регионального бизнеса к денежным средствам.

При реализации проекта — точка роста «Тюмень — финансовый узел» — будет усилена конкуренция со стороны экономических центров Российской Федерации (хотя на данный момент она тоже существует, но, как говорилось выше, у г. Тюмени имеется ряд преимуществ). При этом в реализацию вступает инвестиционная программа «Привлечение иностранного капитала в финансовую систему города», целью программы является, за счет иностранных инвестиций использование имеющихся предпосылок, накопленного опыта и тенденций в движении иностранного капитала для перспективного развития финансовой системы города. В результате программных мероприятий предполагается создать необходимые условия для бизнес процессов в городе и сформировать преимущества для внешнеэкономической деятельности и предпринимательской активности предприятий и населения города, увеличить налоговые отчисления в городской бюджет.

Основным результатом, на который нацелена вся программа, выступает укрепление положения Тюмени как регионального центра международного значения и привлекательного города с развитой финансовой системой для эффективного ведения бизнеса.

Из текста видно, что численное преимущество у программ, которые направлены на внутренний рынок города, но не стоит забывать, что по мере улучшение внутренней среды, рынка, социально-экономического положения, эти программы будут оказывать влияние и на внешние рынки, так как город начнёт притягивать туристов, внешний инвесторов, что несомненно будет повышать рейтинг города.

Предлагается объединить в кластер все точки роста, считая заглавной точку «Тюмень — город, привлекательный для жизни и бизнеса».

Привлекательность и качество жизни в последнее время становится все более важным показателем социально-экономического развития любого города. Рост привлекательности позволяет привлечь дополнительное число человеческих, интеллектуальных, а, следовательно, финансовых и производственных ресурсов, что способствует экономическому развитию города.

Удобство проживания, мягкий климат, развитая инфраструктура, возможность получения качественного образования позволяют говорить о Тюмени как о современном городе с потенциалом реализации максимальных возможностей, как для человека, так и для бизнеса.

Данные заявления подтверждаются не только постоянным ростом численности населения города, но и значительным ростом строительства.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области индекс промышленного производства организаций города Тюмени (без субъектов малого предпринимательства) в январе - декабре 2011 года составил 108,4%.[61]

Для сравнения: индекс промышленного производства в России составил 104,7%, в Тюменской области (без автономных округов) – 116,3%.

Более половины (50,5%) инвестиций в основной капитал финансировалось за счет привлеченных средств организаций – 20,5 млрд. рублей. Из них 11,8 млрд. рублей бюджетные средства. Собственные средства организаций в общем объеме использованных инвестиций составили 49,5 % или 20,2 млрд. рублей.[62]

Так же администрация города Тюмени организует оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в целях реализации которого постановлением Администрации города Тюмени от 20.01.2011 №2-пк утверждена ведомственная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Тюмени на 2011-2013 годы.

Предприятиям оказывается финансовая поддержка, имущественная поддержка, осуществляется продвижение местных товаров на товарные рынки.

В системе образования города Тюмени функционирует 93 общеобразовательных учреждения (в том числе четыре негосударственных), в которых обучается 63 211 учеников (из них 1 975 человек - в вечерних школах, 423 – в негосударственных).[63]

В сфере культуры, молодёжной политики и спорта, За 2011 год произошло расширение библиотечной сети в связи с открытием структурного подразделения литературно-краеведческого центра.

По состоянию на 1 января 2012 года количество спортивных сооружений в городе Тюмени составило 1366 сооружений на 31383 мест, из них муниципальных - 968 сооружений. [64]

В октябре 2011 года Тюмень принимала сильнейших дзюдоистов планеты на «Абсолютном чемпионате мира по дзюдо». За два дня соревнований на татами Центра олимпийской подготовки «Тюмень-дзюдо» вышли более пятидесяти спортсменов из 23 стран мира.

В настоящее время крупные города приобретают новое значение. Моноцентральные города уступают место многоцентральной городской агломерации. Крупный город сегодня становится центром региональной сети городов и нескольких экономических центров (Тобольск, Ишим, Ялуторовск, Заводоуковск). Строительство сети городов проявляется и на более высоком уровне. Многие города (назовем их главными), например, в Европе формируют региональные сети с множеством функциональных взаимных экономических отношений и обязательств. В масштабе следующего уровня главные города создают международную сеть. Понятие «город» получает эмоциональную коннотацию. Население и компании, расположенные формально вне границ центрального города, ощущают функциональное и экономическое притяжение «центра», при этом посетители (туристы) не замечают административных муниципальных границ. В их восприятии формально внегородские территории также входят в границы города, т. е. города представляются большими, чем они есть на самом деле. Имидж региона складывается в соответствии с образом города, от которого регион получил название (Тюмень — Тюменская область).[65]

По существу в период до 2020 года Тюмень должна стать образом умного города будущего – продолжающийся рост качества жизни, интеллектуальные решения в экономике, муниципальном управлении, благоустройстве и городской архитектуре. Для этого выделяются следующие стратегические приоритеты, такие как создание комфортной бизнес-среды, социальной и транспортной инфраструктуры, ландшафтных и архитектурных решений, формирование умного города, так же стимулирование предпринимательства в инновационной сфере, дальнейшее привлечение международных компаний, организационные, законодательные и административные решения и непосредственно повышение качества жизни населения.

По результатам SWOT-анализа можно выделить следующие стратегические возможности по активному развитию города Тюмени, такой возможностью будет являться Созданный в городе Тюмени Западно-Сибирский инновационный центр нефти и газа должен стать организационной площадкой для развития технологий и проведения исследований, для нефтегазовой промышленности (специализация на инновациях в нефтегазовом секторе, включая все элементы технологической цепочки), создавая при этом условия для перспективных разработок в других отраслях.

Получение Западно-Сибирским инновационным центром нефти и газа статуса официального представительства Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника) позволит поддерживать инновационные научные исследования и технологические разработки ученых Тюменской области, оказывать финансовую поддержку малым инновационным предприятиям, внедряющим в производство результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Кроме того, для Западно-Сибирского инновационного центра нефти и газа существует возможность стать активным участником проекта «Инновационный центр «Сколково», что позволит развивать кооперационные связи по научно-исследовательским разработкам.[66]

Так же реализация проекта «Урал Промышленный – Урал Полярный», Программы комплексного освоения месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края, Программы комплексного освоения месторождений полуострова Ямал, развитие нефтегазовой отрасли открывает перспективы для формирования в городе Тюмени сектора услуг по сервисному обслуживанию предприятий проектов.

Необходимо учитывать проект «Большой Екатеринбург», который может оказать влияние на перспективное развитие города Тюмени. В соответствии с данным проектом в будущем возможно формирование агломерации Екатеринбург - Тюмень. Предпосылками для этого могут стать, в частности, открытие скоростного автомобильного (трасса 261 км) и железнодорожного сообщения между Тюменью и Екатеринбургом, что приведет к дальнейшей кооперации и развитию городских агломераций в пределах данного транспортного коридора.

Выгодное месторасположение города Тюмени в составе агломерации с населением около 1 млн. чел., которые формируют активный платежеспособный потребительский спрос (более 45% работающего населения находится в зоне благополучия), а также имеющаяся потребность в местном активном отдыхе и высоком уровне предоставления услуг торговли, с учетом развития туризма и сектора услуг как одного из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 г. и на перспективу до 2030 г., формируют предпосылки в сфере торговли и отдыха, таких как формирование тюменской туристско-рекреационной зоны, создание в городе Тюмени всесезонного центра экстремальных видов спорта международного уровня, привлечение международных торговых операторов (с условием сохранения части торговых площадей за субъектами малого и среднего предпринимательства города Тюмени).[67]

Создание условий для привлечения в город Тюмень стратегических инвесторов и инновационное развитие экономики позволит разместить новые производства и увеличить рост промышленного производства к 2020 г. за счет структурных сдвигов в пользу обрабатывающих отраслей производства и сектора нефтегазового сервиса, обуславливающих конкурентное преимущество города и являющихся приоритетом в Стратегии социально-экономического развития города Тюмени.

Давая оценку эффективности социально-экономических последствий реализации стратегии Тюмени до 2020 года, стоит обозначить, что главным результатом реализации Стратегии является дальнейшее активное развитие города с имиджем нефтегазового инженерно-сервисного центра и центра информационных технологий и формирование комфортной социально-экономической среды проживания, которая предполагает высокое качество социальной сферы - здравоохранения, образования, жилья, культуры и спорта.

С целью реализации поставленных целей и задач в настоящей Стратегии предусмотрено выполнение мероприятий, направленных на инновационный рост экономики города и дальнейшее улучшение качества жизни населения.

Инновационное развитие кластеров приведет к увеличению в 2020 г. количества предприятий, осуществляющих исследования, до 75 ед. с объемом научно-технических работ 15 млн. руб.[68]

Одним из ведущих направлений обеспечения стабильности экономического развития города Тюмени является малое и среднее предпринимательство. В результате реализации мероприятий, направленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса, к 2020 г. планируется увеличение оборота малых предприятий до 33,7 млрд руб. (темп роста составит 213% к 2009 г.), доля субъектов малого и среднего предпринимательства в общем объеме муниципального продукта возрастет с 29% в 2009 г. до 50% в 2020 г. Возрастет роль малого предпринимательства в обеспечении занятости населения: доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) субъектов малого предпринимательства в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составит 54% в общем объеме занятых в экономике (в 2009 году − 29%). Повышение предпринимательской активности населения создаст основу для формирования массового среднего класса.

Улучшение инвестиционного климата в городе Тюмени будет способствовать росту капитальных вложений (к 2020 г. инвестиции в основной капитал составят 208 599 млн. руб. (темп роста 2020/2009 гг. – 549%)).[69]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.07 с.)