Элементы маркетинга в стратегических документах развития города Тюмени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы маркетинга в стратегических документах развития города Тюмени



Концепция муниципального маркетинга определяет город в качестве своеобразного «товара» — объекта рыночных отношений. Субъектами этих отношений являются, с одной стороны, население города, хозяйствующие субъекты, потенциальные инвесторы — все они потребители специфического товара — «город» и, с другой стороны, органы местного самоуправления, выражающие интересы местного сообщества и являющиеся продавцом этого «товара».

Муниципальный маркетинг предназначен обеспечить согласование локальных экономических целей отдельных предприятий и организаций с муниципальными целями и интересами (рис. 2.1.).[70]

Необходимо также отметить, что муниципальный маркетинг, занимающий позицию между программами воздействия на национальную экономику в целом (макроуровень) и маркетингом на микроуровне (хозяйствующие субъекты), позволяет в определенном смысле обеспечивать сочетание интересов и целей общенационального, регионального и муниципального характера. Поэтому можно сделать предположение о том, что маркетинг дает большую возможность, чем все другие подходы к управлению развитием муниципального образования в разрешении противоречий между быстрыми темпами перемен отношений в обществе и удовлетворением потребностей в товарах и услугах, поскольку муниципальный маркетинг основывается на выявлении, прогнозировании и удовлетворении потребностей.[71]

 

Рис. 2.1. Модель управления социально-экономическим развитием города

Стоит отдельно уделить внимание механизму реализации стратегии на мезоуровне, на уровне муниципального образования, тем более что такой механизм уже разработан.

Механизм реализации социально-экономического развития города Тюмени можно разделить на организационные механизмы, правовые и финансовые.

Организационный механизм реализации стратегии включает такие этапы как, утверждение целевых стратегических программ, определение сроков реализации мероприятий и ответственных отраслевых (функциональных) органов Администрации города Тюмени, а так же Осуществление мониторинга реализации стратегии.[72]

Управление целевыми стратегическими программами закреплено за ответственными субъектами бюджетного планирования (Приложение 2).

Организационный механизм реализации стратегии осуществляется путем увязки планирования, реализации, мониторинга, корректировки целевых показателей базового сценария путем сопоставления фактических и прогнозно-целевых показателей реализации стратегии, независимой оценки влияния проводимых мероприятий на достижение целей стратегии, оперативной корректировки действий исполнителей и координаторов по направлениям реализации стратегии.

Правовые механизмы реализации стратегии обеспечивают единство понимания и исполнения решений в связи с выполнением стратегических планов. Стратегия муниципального образования, является основой для принятия всех важных муниципальных правовых актов, подготовки целевых программ. Основой правовых механизмов является выстраивание и оформление правовых отношений между органами государственной власти и органами местного самоуправления, бизнесом, общественными организациями. Необходимо совершенствование нормативной правовой базы стратегической деятельности, в том числе - придание соответствующего статуса разрабатываемым документам: Стратегии, программам и проектам.[73]

После принятия стратегии должен быть разработан комплекс целевых программ по направлениям развития, а также необходимые для реализации стратегии нормативные правовые акты. Особое внимание должно быть обращено на совершенствование политики взаимодействия органов местного самоуправления и бизнеса. Серьезное внимание должно быть уделено правовому обеспечению содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Важнейшим элементом механизма реализации стратегии является финансово-бюджетная политика, которая предусматривает учет в текущем бюджете города необходимости соответствия стратегии и обеспечение стратегической координации бюджетных ассигнований, инвестиций и этапов реализации стратегии, так же учет мероприятий стратегических программ и формирование ведомственных целевых программ субъектов бюджетного планирования.

Внедрение финансовых механизмов реализации стратегии предполагает использование схем многоканального финансирования. Необходимо использовать возможность привлечения как бюджетных, так и внешних источников финансовых ресурсов.

С целью распределения ограниченных ресурсов по объемам и срокам выделения на достижение стратегических целей стратегии, конкретизации задач отраслевых (функциональных) органов Администрации города Тюмени на следующем этапе необходима разработка Программы социально-экономического развития города Тюмени (рис. 2.2.).

Рисунок 2.2. Взаимоувязанные документы муниципального планирования по реализации Стратегии

 

Мероприятия социально-экономической стратегии при прочих равных условиях пользуются приоритетом при планировании расходов городского бюджета, привлечении федеральных и областных ресурсов. Кроме того, включение в стратегию определенного проекта служит дополнительным аргументом при привлечении средств частных инвесторов.

Отраслевые (функциональные) органы Администрации города Тюмени в рамках указанных направлений разрабатывают ведомственные целевые программы, обеспечивающие реализацию основных приоритетов стратегического развития города, а также формирование инвестиционных проектов.

При принятии бюджета проводится согласование соответствия ведомственных целевых программ приоритетам Стратегии социально-экономического развития города Тюмени.

Для эффективной реализации стратегических инвестиционных проектов предполагается активное сотрудничество органов местного самоуправления города Тюмени с федеральными органами государственной власти и органами исполнительной власти Тюменской области в рамках таких направлений, как включение города Тюмени в федеральные и региональные программы по стратегическим направлениям и осуществление финансирования реализации приоритетных инвестиционных проектов Тюменской области на территории города Тюмени.

Источниками финансирования инвестиционных проектов будут являться собственные средства, федеральные и областные трансферты и заимствования на финансовых рынках, в том числе частного капитала.

В Тюмени формируется своеобразная многослойная структура: во-первых, деятельность многочисленных крупных предприятий и организаций производственной и социально-экономической сфер, в неодинаковой степени и с разной результативностью использующих единые территориальные ресурсы; во-вторых, структуры жизнедеятельности, жизнеобеспечения, управления и т.п.; в-третьих, структуры социо-эколого-хозяйственных систем (причем этот феномен, характерный для любой пространственно локализованной среды, в крупном городе внутренне противоречив и постоянно создает опасные перенапряжения в каждом ее элементе и особенно на их стыках; в-четвертых, наличие структур территориальной организации города, включающие административные районы и компоненты общественного территориального самоуправления.[74]

В данной структуре города элементы каждого «слоя» взаимодействуют не только друг с другом, но и с элементами каждого из остальных «слоев». Таким образом, формируются своеобразные функционально-отраслевые и другие многомерные блоки общей социально-экономической структуры города типа промышленного, строительного, транспортного, научно-образовательного, культурного, медицинского и других комплексов. Укрупнено можно выделить следующие группы объективных факторов, под воздействием которых происходят изменения в социально-экономической сфере крупного города.

Человеческий фактор, или население города — демографическая ситуация, социальная структура, состояние здоровья, уровень и качество жизни, трудовой, образовательный, научный и культурный потенциал.

Городская инфраструктура — коммуникационные сети (тепловые, электрические, газовые и др.), благоустройство, транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.

Экономические факторы — структура предприятий и объектов федеральной, областной, муниципальной, частной собственности, городской бюджет, занятость и безработица, масштабы сбережений и способ их использования, степень развитости рыночной инфраструктуры (банки, фондовые и торговые биржи и т.д.), внешнеэкономические связи.[75]

Общественно-политические факторы — особенности политической системы в городе (отделения федеральных партий, движений, характер их взаимодействия между собой и городской властью), мера реальной правовой самостоятельности города, состояние общественной безопасности, средства массовой информации, наука, образование, здравоохранение, культура.[76]

Влияние совокупности факторов обусловливает противоречивый характер изменений в социально-экономической сфере города: имеют место тенденции как благоприятные, с точки зрения достижения главной цели социально-экономического развития, так и неблагоприятные. Первые представляют собой развитие (прогресс) отношений в социально-экономической сфере, вторые — их регресс. Общество заинтересовано в том, чтобы минимизировать неблагоприятные факторы и обеспечить прогрессивные изменения в социально-экономической сфере города, т.е. управлять этим развитием, которое выступает в качестве объекта управления.

В управлении развитием города Тюмени, маркетинг может выступать в качестве новой приоритетной функции управления. Муниципальный маркетинг следует понимать как интегральную деятельность в интересах города (внутри и за его пределами) и его субъектов, которая на основе выявления муниципального спроса, а также формирования муниципального предложения направлена на удовлетворение потребностей муниципальных потребителей для обеспечения социально-экономического развития города и улучшения качества жизни местного сообщества.[77]

Главное отличие функции маркетинга города Тюмени, от других функций субъекта управления заключается в том, что маркетинг нацелен на стимулирование муниципального спроса и на воздействие на муниципальное предложение. Это будет инициировать активные обмены, а следовательно, и развитие рынка. В этой связи функция маркетинга является системообразующей и направляющей, поскольку несет ответственность за развитие муниципального спроса и формирование муниципального предложения в связи с постоянно меняющейся рыночной средой и потребностями.

На основании вышеизложенного следует отметить: маркетинговая ориентация для муниципальной сферы представляет совокупность информационных, организационных, плановых и контрольных элементов, обеспечивающих взаимосвязь конкретного города с рынком.

Как инновационный элемент для муниципальной сферы маркетинговая ориентация позволит определить специфические особенности, с помощью которых город может отличаться от своих конкурентов, выявить приоритетные целевые муниципальные рынки/сегменты, наметить основные пункты стратегии, с помощью которых будут разработаны целевые муниципальные рынки/сегменты.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.146.223 (0.011 с.)