Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Синтетические средства маркетинговых коммуникацийСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Даже для человека, не занимающегося профессионально предпринимательской деятельностью, очевидно многообразие и многочисленность средств и приемов маркетинговых коммуникаций. И действительно, для налаживания желаемых взаимосвязей с конкретными адресатами коммуникаций фирма-отправитель может воспользоваться таким мощным средством, как реклама в ее многообразных проявлениях. Коммуникатор может также привлечь внимание потребителей или посредников с помощью приемов паблик рилейшнз (public relations). Ими могут быть редак- 115 ционная статья в тазете или журнале об использовании фирмой новых технологий; интервью руководителя или сотрудника фирмы по телевидению или радио; видовой видеоролик, где, наряду с красотами природы, "случайно" попадает в кадр продукция фирмы и т.п. Некоторые коммуникативные задачи фирмы могут быть более результативно решены средствами стимулирования сбыта. Такими, например, как передача потенциальным покупателям бесплатных образцов товара; предоставление скидок с цены и других льгот и привилегий при покупке; проведение конкурсов и лотерей и т. д. Личностные контакты с конкретным покупателем или небольшой их группой более эффективно устанавливаются в ходе персональной продажи (элемент прямого маркетинга). Эти четыре указанных выше основных средства маркетинговых коммуникаций (реклама, паблик рилейшнз, стимулирование сбыта и прямой маркетинг) образуют комплекс, называемый иногда, по аналогии с маркетинг-микс (маркетинговой смесью), "коммуникационной смесью" (англ. - communication mix), или "продвиженческой смесью" (англ. - promotion mix, promotion blend). Элементы этих основных коммуникационных средств присутствуют в структуре таких специфических, комплексных синтетических средств и приемов, как участие фирмы в выставках и ярмарках, формирование фирменного стиля, спонсорство, система маркетинговых коммуникаций в местах продажи товаров и др. Таким образом, система маркетинговых коммуникаций может быть представлена как совокупность средств СМК, которые можно условно поделить на две группы: основные и синтетические (рис. 2.9). К основным могут быть отнесены средства маркетинговых коммуникаций: • реклама; • прямой маркетинг (в т.ч. персональные продажи); • паблик рилейшнз (в т.ч. паблисити); • стимулирование сбыта (сейлз промоушн). ' коммуникаций: 116 Рис. 2.9. Схема взаимосвязи основных и синтетических средств системы маркетинговых коммуникаций • участие в выставках и ярмарках; • формирование фирменного стиля- • спонсорство; • маркетинговые коммуникации в местах продажи. включен в названные группы средств маркетинговых коммуникаций один из самых старых инструментов коммерческих коммуникаций - неформальные вербапыше маркетинговые коммуникации (молва, слухи). К основным средствам СМК они не могут быть отнесены, потому что в системе современного маркетинга им не принадлежит определяющая стратегическая роль. Однако следует отметить, чт в ограниченных масштабах молва может использоваться для достижения маркетинговых целей. С /другой стороны, данное средство СМК не включает в себя элементы ос- 117 новных средств. Поэтому оно не может быть определено как синтетическое. Более того, молва сама по себе может быть одним из элементов основных средств СМК (например, коммуникации, налаживаемые с широкой общественностью в рамках мероприятий паблик рилейшнз, или коммуникации внутри фирмы-коммуникатора). Некоторые специалисты относят к самостоятельным средствам маркетинговых коммуникаций упаковку (англ. - packaging) и так называемые коллатеральные средства (от англ. - collaterial materials - побочные, второстепенные средства) [22, с. 718; 43, с. 129-162 и др.]. Действительно, следует отмстить все возрастающую роль упаковки как "немого продавца". Это особенно заметно в условиях постоянного расширения номенклатуры товаров и широкого распространения самообслуживания в предприятиях розничной торговли. Велика при этом информативная, увещевательная и стимулирующая роль упаковки. Определенные виды упаковки могут использоваться покупателем после потребления ее содержимого (бутылки из полистирола, канистры, коробки, ведра, ящики и др.). Так как такое использование предполагается еще на этапе принятия решения о покупке, то это позволяет относить такого типа упаковку к средствам стимулирования сбыта. В то же время необходимо отметить, что упаковка -неотъемлемый элемент товарной политики. Не менее важными функциями упаковки остаются защитная и транспортная. В некоторых случаях упаковку вообще нельзя рассматривать вне понятия "товар" (например, упаковка аэрозольных дезодорантов, лаков для волос и т.п.). С другой стороны, роль упаковки в налаживании коммуникаций с потребителями реализуется непосредственно в торговых залах предприятий розничной торговли. Поэтому, по нашему мнению, упаковка может рассматриваться как один из элементов интегрированных маркетинговых коммуникаций в местах продажи. Под категорией коллатеральных материалов, на наш взгляд, объединяются элементы других средств СМК: рекламные листовки, рекламные сувениры, инструменты комплекса маркетинговых коммуникаций по месту продажи, участие в выставках и т.п. Выделение же коллатераль- 118 ных материалов в качестве самостоятельного средства СМК противоречит системному подходу, т.к. классификация в данном случае осуществляется не по принципиальному, сущностному критерию, а по формальному признаку. Следует отметить динамичный (если не сказать, диалектический) характер изменений структурирования СМК. Из материалов первого раздела учебника мы смогли убедиться в следующем. На более ранних этапах развития рыночных отношений и устные сообщения, и участие в ярмарках, и использование средств выставочных мероприятий могли быть с полным основанием отнесены к понятию "реклама". Более того, некоторые авторы и сейчас не делают подобных различий (напр.: [23, с. 142]). Запросы же современной практики маркетинговой деятельности настоятельно требуют дифференцированного, раздельного подхода к указанным средствам СМК. Можем предположить, что в недалеком будущем компьютерные коммуникативные технологии, рассматриваемые нами на данном этапе как формы рекламы, паблик рилейшнз и прямого маркетинга, также выделятся в самостоятельное синтетическое средство маркетинговых коммуникаций. Свойства, приемы и функции различных видов СМК так тесно взаимосвязаны между собой и с другими составляющими комплекса маркетинга, что в маркетинговой практике их трудно разграничить, выделить в чистом виде. Тем более, что в этом нет острой практической необходимости. Маркетинговая концепция - эмпирическая. Она возникла на основе систематизации опыта рыночной практики. В то же время реальная рыночная деятельность является и сферой применения достижений маркетинговой теории. Поэтому маркетинговая наука полностью определяется практическими потребностями и существует для их удовлетворения. Так, например, часто практически невозможно отличить престижную рекламу (например, представительский печатный проспект) от средств паблик рилейшнз. Так же нелегко "развести" некоторые мероприятия паблик рилейшнз и спонсорства в социальной сфере; приемы сейлз промоушн и спонсорства, целевой аудиторией которого являются сотрудники фирмы-коммуникатора, и т.п. Задача осложняется тем, что все средства СМК эффективны толь- 7J9 ко при комплексном использовании. Наблюдается процесс их интеграции, что стало причиной возникновения и широкого практического применения концепции интегрированной маркетинговой коммуникации. Эти проблемы будут подробно рассмотрены нами в настоящем разделе. Необходимо признать, что трудно провести четкий "водораздел" не только между различными средствами СМ К, но и между элементами комплекса маркетинга. v Так, некоторые приемы стимулирования сбыта (предоставление покупателю различных гарантий, дополнительных удобств и неоплачиваемых услуг) могут рассматриваться как элементы расширенной характеристики маркетинговой модели товара, его "подкрепление". « Явно просматривается стимулирующая роль "психологических цен": 9 гривень 99 копеек, 499 рублей 99 копеек, 19 $ 99 с. Даже вполне отдавая себе отчет в том, что 9 грн. 99 коп. практически равны 10 грн., покупатель с большей степенью вероятности предпочтет купить товар именно по этой цене. Прямой маркетинг также имеет различные аспекты. С одной стороны - это один из видов сбыта (прямой сбыт), а с другой - эффективный прием установления взаимосвязей с покупателем. Примеры тесной взаимосвязи и взаимопроникновения элементов маркетинг-микс и коммуникационной смеси достаточно многочисленны. Их анализ позволяет нам сделать вывод о том, что между рекламой и другими средствами маркетинговых коммуникаций этой непреодолимой грани нет и быть не может. Ярко выраженной границы между СМК и другими составляющими комплекса маркетинга (маркетинг-микс) также нет. Ведь и товар (его качество, специфические характеристики, внешнее оформление, дизайн), и уровень цены, и компетентность, доброжелательность сбытового персонала, и качество сервисного обслуживания - все они несут мощный информационный и эмоциональный сигнал, который фирма-производитель посылает потенциальным потребителям и другим целевым аудиториям. Из этого следует, что все без исключения элементы комплекса маркетинга выполняют определенную коммуникативную роль. 120 СМК же как самостоятельный элемент комплекса маркетинга объединяет специфические средства и приемы, непосредственной задачей которых является формирование запланированных взаимоотношений с целевыми аудиториями. Рассмотрим основные и синтетические средства СМК более подробно. Реклама Одно из центральных мест в системе маркетинговых коммуникаций занимает реклама (англ. - advertising, ad). Из многочисленных определений рекламы можно выделить следующие: "Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора" (определение Американской маркетинговой ассоциации (АМА) [22, с. 482]); "Реклама - это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы (какого-то дела, кандидата, правительства)" [24, с. 9]; Некоторые специалисты рассматривают рекламу "как форму коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя" [25, с. 54]; "Реклама - коммуникация с аудиторией посредством неличных оплачиваемых каналов; аудитория четко представляет источник послания, как организацию, оплатившую средства распространения рекламы" [26, с. 486]. Как видим, в различных определениях отражаются разные подходы к сложному и многостороннему понятию "реклама". Выделим основные черты, коммуникативные характеристики рекламы как одного из главных средств СМК. Наиболее важными из этих характеристик представляются следующие: 1. Неличный характер. Коммуникативный сигнал поступает к потенциальному покупателю не лично от продавца рекламируемого товара, а через различно- 121 го рода посредников (средства массовой информации, разнообразные рекламоносители); 2. Односторонняя направленность рекламного обраще 3. Неопределенность с позиции измерения эффекта 4. Общественный характер. Предполагается, что рек 5. В рекламном объявлении четко определен спонсор, 6. Реклама не претендует на беспристрастность. Об 122 Скептицизм и недоверие к рекламе как таковой продолжают усиливаться. 7. Броскость и способность к увещеванию. Многократное повторение рекламных доводов оказывает определенное психологическое воздействие на потребителя и подталкивает его к покупке. Основные функции рекламы соответствуют общим целям системы маркетинговых коммуникаций, которые рассмотрены выше. В зависимости от целей, определяемых конкретной рыночной ситуацией, реклама может эффективно решать следующие задачи: • информирование (формирование осведомленности и • увещевание (постепенное, последовательное форми • напоминание (поддержание осведомленности, удер • позиционирование (перепозиционирование) това • удержание покупателей, лояльных к рекламируемой • создание "собственного лица" фирмы, которое отли как и других элементов комплекса маркетинга, сводятся к достижению основных целей СМК: формирование спроса и стимулирование сбыта. По образному выражению известного американского рекламиста Альфреда Дж Симена, "...Реклама - это и свеча зажигания, и смазочное масло в механизме экономики, создающем изобилие для потребителей. И в качестве i аковых ее задача заключается в информировании... Но это 123 задача - не просто информировать. Функция рекламы -продавать. Продавать товары. Продавать идеи. Продавать образ жизни" [25, с. 52]. Многообразие функций рекламы, универсальный и всеобъемлющий характер этой формы маркетинговых коммуникаций делают необходимым более глубокий анализ её отдельных разновидностей. При классификации рекламы используется множество критериев. Рассмотрим некоторые из них. 1. Классификация рекламы по типу ее спонсора, инициатора коммуникации. Выделяют следующие разновидности подобной рекламы: реклама от имени производителя, реклама от имени торговых посредников, реклама от имени частных лиц, реклама от имени правительства и других обществепых институтов. 1.1. Реклама от имени производителей и торговых посредников осуществляется, как правило, параллельно и носит в подавляющем большинстве случаев коммерческий характер (т.е. способствует достижению маркетинговых целей рекламодателей). При этом рекламная деятельность может осуществляться рек-• ламодателями самостоятельно или сообща, для достижения общих целей. Соответственно, реклама является фирменной или корпоративной. Например, в недавнем прошлом в нашей стране проводились мощные кампании корпоративной рекламы, призывавшие покупать морепродукты, фруктовые соки, организовывать праздничные и семейные обеды в предприятиях общественного питания, хранить деньги в сберкассах и т.п. При этом не указывались конкретный продавец, определенное предприятие питания или сберегательная касса. В современной рекламной практике можно привести как пример рекламные кампании "Т-молока". Рекламодателями в данном случае совместно высту-•дат конкретный производитель фасованного молока длительного хранения и производитель его упа-коики - компания "Tetra Рас". В качестве примера современного зарубежного опыта корпоративного рекламирования можно упомя- 124 нуть то, что ряд крупных американских фирм-производителей живых цветов объединяют усилия для проведения общенациональной рекламы цветов, преподнося их как лучший подарок к празднику (например, ко Дню матери). 1.2. Реклама от имени частных лиц в большинстве слу 1.3. Реклама от имени правительства осуществляется в 1.4. Социальная реклама также носит некоммерческий ха К этому же типу можно отнести непосредственную рекламу общественных организаций (например, реклама ФИДЕ: "Играйте в шахматы", а также организаций Красного Креста, Армии спасения, "Гринпис" и др.). 1.5. Политическая реклама используется как инструмент /25 2. В зависимости от типа целевой аудитории выде • на сферу бизнеса (для производственных потребите • на индивидуального потребителя. 3. Критерий сконцентрированности на определенном • селективную (избирательную), четко адресованную • массовую, не направленную на конкретный контин 4. В зависимости от размеров территории, охваты • локальная (масштабы - от конкретного места прода • региональная (охватывает определенную часть страны); • общенациональная (в масштабах всего государства); • международная (ведется на территории нескольких • глобальная (иногда охватывающая весь мир). 5. Предмет рекламной коммуникации (то, что рекла • товарная реклама (формирование и стимулирование • престижная реклама (реклама конкретной фирмы, • реклама идеи', • реклама личности; • реклама территории (города, региона или страны в 6. Стратегическая цель, которую преследует реклам • формирующую спрос, • стимулирующую сбыт', • способствующую позиционированию и перепозицио- 7. Определение цели в рекламных кампаниях конкрет • вводящую, • утверждающую, • напоминающую. 8. Классифицировать рекламу по способу воздействия • зрительная (витрина, световая, печатная реклама и т.п.); • слуховая (радиореклама, реклама по телефону и т.д.); • зрительно-обонятельная (ароматизированная лис • зрительно-слуховая (теле-, кино- и видеореклама) и др. 9. По характеру воздействия на аудиторию выделя • Жесткая реклама близка по характеру к средствам • Мягкая реклама не только сообщает о товаре, но и 10. В зависимости от используемых средств передачи • печатную (полиграфическую); • в газетах и журналах; \ • радио- и телерекламу; ' • наружную щитовую и т.д. Более подробно каналы передачи и средства рекламы рассматриваются в подразделе 3.2. Перечень критериев классификации рекламы не исчерпывается приведенными выше. Например, важным является деление рекламы по используемым средствам и приемам на этичную и неэтичную, добросовестную и недобросовестную, позитивную и антирекламу и т.д. 127 Вопросы структуры рекламной коммуникации, характеристики ее основных элементов и система управления рекламной деятельностью будут также рассмотрены ниже в соответствующих разделах учебника. А до этого мы более подробно изучим другие основные средства системы маркетинговых коммуникаций. Краткие выводы: 1. Комплекс маркетинговых коммуникаций является слож 2. Реклама представляет собой любую платную форму нелич 3. Реклама является на сегодняшний день и на длительную 4. Важнейшими коммуникативными характеристиками рек 5. Основными критериями классификации рекламы следу Вопросы для самопроверки: Назовите основные элементы системы маркетинговых коммуникаций (основные и синтетические средства). Возьмите в качестве примера конкретное предприятие и приведите примеры использования названных средств СМК. 2. Проанализируйте конкретное рекламное послание и оп 3. Назовите известные Вам коммуникативные характерис- 128 Прямой маркетинг Непосредственное устное обращение продавца к потенциальному покупателю предшествовало хронологически всем остальным формам коммерческих коммуникаций. В современных условиях данный тип формирования связей с целевыми аудиториями определяется как прямой маркетинг. Прямой маркетинг (Ъирект-маркетинг, ДМ, от англ. - direct marketing, DM) означает непосредственное (при отсутствии промежуточных звеньев) интерактивное взаимодействие продавца/производителя с конечным потребителем данного товара. При этом покупателю отводится роль не пассивного объекта воздействия со стороны коммуникатора, а активного и полноправного участника делового диалога. В соответствии с более академичным, "классическим" определением: "Прямой маркетинг -это спланированное, непрерывное осуществление учета, анализа и наблюдения в отношении поведения потребителей, выраженного в виде прямого ответа, с целью выработки будущей маркетинговой стратегии, развития долговременного положительного отношения клиентов, а также обеспечения продолжительного успеха в бизнесе" [27, с. 9]. Другие специалисты определяют директ-маркетинг "как любые мероприятия, направленные на получение отклика потребителя: либо в виде прямого заказа на товар и услугу, либо в виде запроса на дальнейшую информацию, либо в виде обращения за услугой (товаром) в офис (магазин)" [28, с. 5]. Еще одно, менее строгое определение: "Прямой маркетинг состоит из прямых коммуникаций с заботливо отобранным определенным покупателем, часто в виде индивидуализированного диалога, чтобы получить немедленный отклик" [21, с. 1011]. Планируемой ответной реакцией коммуникации ди-рект-маркетинга является непосредственная покупка товара. Таким образом, прямой маркетинг может рассматриваться в двух основных аспектах: с одной стороны - это средство налаживания.планируемых взаимоотношений с 129 покупателем; с другой - непосредственное осуществление сбытовых операций, обеспечение необходимого предпродажного обслуживания и т.п. Последний подход позволяет рассматривать ДМ как одну из форм прямого сбыта (канал распределения нулевого уровня). Прямой маркетинг в настоящее время - одно из наиболее стремительно растущих направлений не только маркетинговых коммуникаций, но, пожалуй, и всей маркетинговой деятельности в целом. По некоторым прогнозам, в ближайшие годы кардинально возрастет удельный вес продаж посредством директ-маркетинга в общем объеме сбыта. Ожидается, что ДМ серьезно потеснит рекламу как главное средство маркетинговых коммуникаций фирм-производителей с индивидуальными потребителями. Следует заметить, что на рынке производственных потребителей прямой маркетинг лидирующие позиции занял уже давно. В соответствии с данными, приводимыми Европейской ассоциацией директ-маркетинга (EDMA), в наиболее развитых странах Западной Европы годовые затраты на ДМ уже в 1994 году превысили 35 % от объема общих затрат на стимулирование сбыта. В США по состоянию на 1996 год этот показатель еще выше - 58,3 %. На мероприятия прямого маркетинга за этот год было израсходовано 144 млрд дол. [28, с. 6]. Для стран бывшего СССР соответствующий показатель, согласно некоторым экспертным оценкам, равен 5...10 % [29, с. 14]. Безусловно, такие стремительные темпы роста стали следствием неоспоримых преимуществ ДМ, которые обусловлены его коммуникативными характеристиками. 1. В отличие от других основных средств СМК, ди- 2. Адресность и сфокусированность. Средства прямого 3. Диалоговый режим коммуникации "продавец-покупа 130 во времени с получением обращения. Она практически мгновенна. Из этого вытекают две последующие характеристики ДМ; 4. Измеряемостъ эффекта коммуникации директ-мар- 5. Возможность гибкой приспосабливаемости к запро 6. Приобретение дополнителгмых удобств как получа 7. Относительно высокая стоимость одного контакта. 1) привлечение внимания получателя; 2) удержание потребителя в сфере воздействия комму 3) развитие долговременных отношений с получателем; 4) стимулирование акта покупки и создание предпосы 5) в некоторых случаях - изучение реакции потребителя формы прямого маркетинга [30, с. 10]: • личная (персональная) продажа; • директ-мейл маркетинг; • каталог-маркетинг; • телефон-маркетинг; • телемаркетинг; —- • Internet-маркетинг, использование в качестве канала коммуникации средств компьютерной связи. Личная, или персональная продажа (англ. - personal selling) была и остается главным средством прямого маркетинга. Причем этот приоритет настолько явный, что во многих случаях персональная продажа непосредственно, без упоминания ДМ, представляется как один из основных элементов коммуникационной смеси. Приведем несколько определений личной продажи. "Личная продажа представляет собой устное представление товара в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи" (определение АМА [22, с. 482J). "Личная продажа - продажа, которая предполагает личное взаимодействие с покупателем" [31, с. 543]. "Личная продажа - процесс оказания помощи и убеждения одного или более потенциальных покупателей купить товар или услугу или воплотить какую-либо идею посредством использования устного представления (личностная [person-to-person] коммуникация)" [32, с. 352]. Таким образом, можем сформулировать некоторые коммуникативные особенности личной продажи. Кроме тех, которые полностью совпадают с характеристиками ДМ в целом, можно выделить следующие особенности: 1. Ярко выраженный личностный характер персональ 2. Сам процесс личной продажи предполагает определен 3. Личная продажа - единственная форма ДМ (и дру 132 4. В то же время личная продажа - наиболее дорогос 5. Еще одним серьезным недостатком данной формы В организационном плане персональная продажа может принимать следующие формы: 1. Торговый агент в процессе личной продажи контактирует с одним покупателем. Необходимо отметить, что торговый агент (торговый представитель, коммивояжер) является центральной фигурой всего коммуникативно-сбытового процесса. Общительность коммивояжера, знание психологии покупателя, житейский опыт и профессиональная подготовка во многом определяют успех этого процесса. Одной из крупнейших фирм, чья сбытовая и коммуникационная деятельность основана на личной продаже, является "Эйвон Косметике" ("Avon Cosmetics"). Эта американская промышленно-торговая фирма с годовым оборотом свыше трех миллиардов долларов и ассортиментом, превышающим 700 позиций, занимает одно из ведущих мест в мире по производству и реализации косметики и бижутерии. Практически весь сбыт фирмы осуществляется через женщин - торговых агентов (так называемые "мисс Эйвон"). Их общая численность достигает 1,4 млн человек, работающих, как правило, неполную рабочую неделю. Они регулярно посещают около 12 млн домохозяйств в США и в 33 других странах. За год организуется более полутора десятков торговых кампаний продолжительностью 2...3 недели каждая. На "мисс Эйвон" возлагается обязанность посетить во время проведения кампании постоянных покупателей. Она демонстрирует во время посещений на дому образцы товаров и красочные каталоги. Принятые заказы направляются в адрес фирмы. В срок до 6 дней коммивояжер получает заказанные товары, доставляет их покупате- 133 лю, принимает оплату наличными и почтовым переводом направляет деньги на счет фирмы, предварительно вычтя из суммы комиссионное вознаграждение. В странах бывшего СССР деятельность "Эйвон" (впрочем, как и других фирм, применяющих сходные коммуника
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.237.54 (0.021 с.) |