Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дореволюционная отечественная рекламаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Уже во времена Киевской Руси в X-XI вв. купцы прибегали к услугам профессиональных глашатаев-зазывал. Их мастерство было настолько высоким, а традиции ремесла настолько сильными, что специалисты-культурологи считают зазывы-выкрики частью художественною фольклора. При этом выделены такие их виды, как заклички, поговорки, речитативные многострофные уговоры и др. [11, с. 25]. Книгопечатание начинается в Украине еще до присоединения к России - в 1573 году. В этом году первопечат- 44 ник Иван Федоров открыл свою типографию во Львове. В 1578 году им была открыта еще одна типография — в Остроге. В конце XVI -начале XVII вв. в городах Украины уже действовали около 40 типографий. Фирменный знак украинских типографов-последователей первопечатника изображен на рис. 1.15. В результате присоединения Украины к России (период с 1654 года до начала XVIII века) экономическая и культурная жизнь страны становится частью соответствующих сфер Российской империи. До начала XVIII века практически единственным типом коммерческих коммуникаций оставался вербальный. Его доминирующее значение сохранялось до начала XIX века. Зачастую функции зазывалы не ограничивались словесным воздействием. Прохожих нередко попросту затаскивали в торговые лавки. Причем эта практика продолжалась достаточно долго, до начала XX века. Так, издававшийся в Санкт-Петербурге журнал "Вестник приказчика" писал: "На состоявшемся недавно в Ярославле совещании большая часть приказчиков высказалась против затаскивания покупателей в магазин" (цит. по: [15, с. 15]). Необходимо добавить, что совещание проходило в 1912 году. Мелкие странствующие торговцы начала-середины XIX в. - офени и коробейники были одновременно и продавцами, и глашатаями. Характер их устной рекламы блестяще описан Н.А. Некрасовым в поэме "Коробейники" и и _ стихотворении "Дядюшка Яков". При этом в уста героя-офени вкладывается 1акой рекламный текст' "У дядюшки Якова про баб товару всякого. Ситцу хорошего - нарядно, дешево! Эй, молодицы! Красны девицы, Тетушки, сестры! Платочки пестры, Булавки востры. Иглы не ломки, Шнурки, тесемки! Духи, помада, Все - чего надо!..." [25, с. 320-321]. Значительную роль в распространении разнообразной информации среди простых людей в XVIII-XIX вв. играли народные картинки - лубки. Лубки представляли собой рисунки, нанесенные на бумагу (картон) посредством ксилографии и затем раскрашенные, иногда вручную. Среди прочих задач, наряду с образовательной, развлекательной, религиозной функциями, информация, представленная на лубках, преследовала иногда и коммерческие цели. Поэтому в определенной степени некоторые из них играли роль печатной рекламы Так, например, "лубочная" реклама широко использовалась во времена Петра I (1672-1725) в широкомасштабной кампании по популяризации табака. На одном из лубков изображена группа людей, нюхающих табак. Вид людей выражает полное удовлетворение. На картинке надпись: "Иностранные народы нюхают табак на разные манеры, нас табак забавляет и глаза наши исцеляет". Одной из тем лубков XVIII в. стала пропаганда прививок против оспы. Таким образом, мы можем говорить о присутствующих элементах социальной рекламы [10, с. 53-54]. Печатные плакаты появились в России в начале XVIII века. Одна из дошедших до нас печатных афиш -"Объявление о чудном муже, его же иные вторым Сампсо-ном нарицают", отпечатанное в Санкт-Петербурге 1719 года, марта в 17 день" [3, с. 397]. 46 Эволюция печатной рекламы в России во второй половине XVIII - первой половине XIX вв. мало отличалась от западноевропейской. К концу XIX столетия вручение покупателям бесплатных календарей, листовок, прейскурантов становится распространенным явлением. Первый номер российской печатной газеты вышел 2 января 1703 года. Газета называлась "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах". Первое объявление коммерческою характера было приложено к 12-му номеру "Ведомостей" от 31 мая 1770 года. Текст его начинался так: "РЕЕСТР. Книгам гражданским, которые по указу Царского Величества напечатаны новоизобретенною Амстердаме кою азбукою, по первое число июня 1710 году...". Далее следовал перечень из 15-ти книг, включая такие, как "Комплименты, или образцы, как писать письма к разным особам", "Архитектура военная, или штурмовые науки образцы", "История о взятии града Трои" н т.д. Первые периодические издания на украинском языке появились в Харькове в 30-х годах XIX века. Эго были на-учно-ли гературные издания Харьковского университета "Ук-рашський альманах" и "Украшський зб!рник". Объявления рекламного харакюра в них, естественно, не помещались. Исключи 1слыюе право печатать частные объявления в губерниях Российской империи в 1830 году предоставляется "Губернским ведомостям". Вот что написано в п. 14 Положения об издании "Губернских ведомостей" об организации отделов объявлений этих газет: "Печатаются частые известия,... подобные нижеследующим: 1) о продаже или покупке недвижимого или движимого имения; 2) об отдаче в наем долгов, людей и проч.; 3) о предложении услуг; 4) о побеге людей; 5) о потерянных и украденных вещах; 6) об уничюжении доверенностей и актов; 7) предостерегательные известия, 8) вызовы частными людьми кредиторов и должников; 9) вообще известия и объявления, не клонящие ни к какому вреду, и обо всех предметах, о коих дозволяется печатать в ведомостях обоих столиц" [3, с. 405]. Монополия "Губернских ведомостей" продлилась до начала 60-х годов, когда остальные газеты и журналы получают право печатать частные объявления. 47 К началу XX века реклама в прессе была уже достаточно высокоразвитой сферой рекламного бизнеса Качественный уровень подачи объявлений был также довольно высок с точки зрения как формы, так и содержания (рис. 1.16). В это время появляется достаточно обширная специализированная пресса, содержащая рекламные материалы, в частности рекламные журналы "Торговля", "Торговля и жизнь", "Деловой будильник", "Искусство рекламирования" (Санкт-Петербург); "Комиссионер" (Москва), "Рекламист" (Одесса) и многие др. Наряду с газетами в качестве рекламоносителей использовали книги и различные телефонные справочники типа "Весь Петербург", "Весь Киев", "Весь Харьков" и др. Примеры рекламы из справочника "Весь Харьков" за 1912 год помещены на рис. 1.17. Важнейшим средством коммерческих коммуникаций в XVIII-XIX вв. оставалась вывеска на торговых лавках, трактирах, шинках и т.п. Известный русский художник К.С. Петров-Водкин отмечал: "Вывесочное дело в том виде, в каком оно создавалось у нас, - явление чисто русское. Обилие разноязычных народностей и подавляющая неграмотность требовали предметной рекламы, разъясняющей направление для спроса... Такого сорта реклама давным-давно имела мес-ю в Западной Европе, но от нее там пе- ! 49 решли прямо к рекламе словесной, у нас же и до последнего времени вывески несли задачу изобразительную..." (цит. по: [26, с. 28) (рис. 1.18). Типичные примеры вывесок начала XIX в. можно встретить в описании Н.В. Гоголем въезда Чичикова в губернский город: "Попадались почти смытые дождем вывески с кренделями и сапогами, кое-где с нарисованными синими брюками и подписью какого-то Аршавского портного, где магазин с картузами, фуражками и надписью: "Иностранец Василий Федоров"; где нарисован был биллиард с двумя игроками во фраках, в какие одеваются у нас на театрах гости, входящие в последнем акте на сцену... Подо всем этим было написано: "И вот заведения" [27, с. 177]. Как видим, надписи на вывесках часто содержали нечто большее, чем просто информацию. Примерами подобных текстов на вывесках могут также служить: "Трактир для приезжающих и приходящих с обеденным и ужинным расположением", "В сем доме питейная продажа", "Портной Иван Доброхотов из иностранцев" (прием, по всей видимости, достаточно распространенный), "Авошенная лафка" и совсем замечательное "Эко пиво!" [15, с. 14-15; 28, с. 10-11]. В условиях формирования общеукраинского и всероссийского рынков большая роль так же, как и в Западной Европе, принадлежала ярмаркам. Первые ярмарки в Украине возникают еще до присоединения ее к России - в первой — половине XVII века Ими стали традиционные торжища в Нежине, Кролевце, Киеве, Чернигове, Ромнах.. Украинские производители продавали воск, селитру, крымскую соль и изделия из стекла. Основными покупателями являлись русские купцы. Ярмарки имели международное значение, т.к. их участниками, помимо торговцев из Украины и России, традиционно были купцы других европейских стран (особенно Балканского полуострова), и даже стран Ближнего Востока. В XVIII в. крупнейшей ярмаркой Российской империи являлась Макарьевская. Она служила главным пунктом обмена товарами между Сибирью и Европейской Россией. В 1816 году центр ярмарочной торговли страны перемещается в Нижний Новгород. В пятерку крупнейших ярмарок российского государства входили Крещенская ярмарка в Харькове и Сретенская (Контрактовая) в Киеве. Последняя отличалась тем, что была ярмаркой образцов уже в начале XIX века. В целом же оборот только украинских ярмарок по данным дореволюционного исследователя В.А. Бутенко составил в 1854 году - 80 млн рублей серебром [29, с. 335]. Своего апогея ярмарочная торговля достигает в 70-80-х годах XIX века. Крупнейшими украинскими ярмарками, кроме указанных выше, в это время являлись: Ильинская (Полтава) с оборотом 20 млн рублей, Покровская (Харьков)- 11 млн, Успенская (Харьков) - 5 млн, Троицкая (Харьков) - 3 млн, и др. (данные оборота по итогам 1868 года) [31, с. 982]. К концу XIX - началу XX вв. роль ярмарок резко падает в связи с окончательным формированием всероссийского рынка и налаживанием постоянных хозяйственных связей между товаропроизводителями. В первой половине XIX века в России проводятся выставки. В 1829 году в Санкт-Петербурге проходит первая общенациональная промышленная выставка. Российские предприниматели активно участвуют во всемирных универсальных выставках. Уже в первой из них, которая проходила в 1851 году в Лондоне, участвовали 363 российских экспонента. Высокий уровень активности сохранялся и впредь. Этому также способствовала протекционистская правительственная политика. Российские участники всемирных __ выставок получали существенные льготы. В частности, транспортировка экспонатов по железным дорогам и речным транспортом по терриюрии России осуществлялась за плату, равную 50 процентам установленных тарифов [32, с 19] Выставочное дело развивается и в западных районах Украины, находившихся под властью Австро-Венгрии Так, в конце XIX века во Львове проходили Галицкие общекраевые выставки достижений. Они являлись не только масштабными показами образцов промышленных и сельскохозяйственных товаров, но и ценiром культурной жизни региона. Например, в рамках второй Галицкои общекраевой выставки в 1894 году прошел первый официальный матч но футболу с участием украинских спортсменов. В 1878 году в России организовывается первое рекламное агентство Л Метцля. Именно основателю этой кон-юры принадлежит знаменитая фраза: "Объявление есть дви-1атель торговли" В рекламом обращении самого агентства мы получаем информацию о направлениях его деятельности На рисунке изображался связанный по рукам и ногам человек. Подпись гласила: "Вы связаны массой разных мелочей, благодаря которым вы не можете осуществить намеченной цели - развив свое дело. Если Вы обратитесь в Торговый дом Л. и,'). Мстцль и К°, го Вам помогут достичь желаемого при помощи умелой рекламы, заключающейся в правильном распределении объявлений по изданиям, в их изящном внешнем виде и логическом содержании" [33, с. 39]. Еще одно рекламное обращение, но уже харьковского рекламиста А.И. Михайловской помещено на рис. 1.19. 52 Основная мае-'а дореволюционных рекламных areiuciB ci 1ециавизировалась на определенной рекламной продукции. Большую час ib из них составляли конторы по размещению объявлений, вывесочные мастерские, тшгогра фии, лигн)фафиче(кие мастерские и т.п В 10-х годах XX века функционировали даже четыре фирмы, предоставляющие услуги прямой почтовой рекламы: "Всероссийское адресное бюро", "Международное адресное бюро И. Оме-льянович и Ко", "Первое нетрофадское адресное бюро" и "Первое универсальное адресное бюро" [25, с. 417]. В 1896 году в России был принят закон об охране товарных злаков. Закон не содержал определения товарного знака, тю содержал длинный перечень того, что могло быть товарным знаком. В документе указывалось, что товарным знаком может быть все, что подходит дли индивидуализации происхождения товара Для знака не требовалось новизны или оригинальности, а требовалось, чтобы он "... что нибудь говорил представлению и памяти" [34, с. 28]. Несмотря на явное несовершенство закона, несомненна его положительная роль в деле охраны промышленной собственности Он также стимулировал формирование фирменного стиля товаропроизводителей страны. Краткие выводы: 1 Для раннего периода развития коммерческих коммуникаций в Украине характерно было преобладание прямой продажи и словесной рекламы. 2. Эволюция рекламы в Российской империи имела тенден 3. К началу XX века в стране достигнут достаточно высо Вопросы для самопроверки: 1. Основные этапы развития отечественной печатной рекламы в XVIII - XIX веках. 53 2. Охарактеризуйте крупнейшие ярмарки дореволюционно 3. Почему вывески играли такую большую роль в формиро коммерческих коммуникаций розничных торговых предприятий в XIX веке? 4. Знаете ли Вы что-нибудь о дореволюционной рекламе в Реклама советского периода (1917-1991) На 14-й день после Октябрьской революции 1917 года — 20 ноября 1917 года (по новому стилю) в числе первых распоряжений советской власти был издан декрет "О введении государственной монополии на объявления". Декрет был подписан председателем Совнаркома В.И. Ульяновым (Лениным), который еще ранее, в статье "Как обеспечить успех Учредительного собрания", писал, что после завоевания политической власти важнейшей задачей большевиков является "запрещение печатать объявления где-либо, кроме газет, издаваемых Советами в провинции и в городах и центральным Советом в Питере для всей России" [35, с. 211]. Декретом была введена монополия на "печатание за плату объявлений в периодических изданиях печати, равно в сборниках и афишах, а также сдача объявлений в киоски, конторы и т.п. учреждения". Имущество всех рекламных агентств (надо ли уточнять - частных) в соответствии с данным распоряжением конфисковывалось. 16 апреля 1918 года Совнаркомом принимается еще один декрет - "Об организации управления почтово-телег-рафным делом Советской республики". В нем предусматривалась организация во всех почтово-телеграфных конторах страны приема объявлений от всех лиц и учреждений для помещения в советских печатных изданиях. Однако начавшаяся гражданская война и политика военного коммунизма так и оставили решения этого декрета на бумаге. Несколько лет рекламы как таковой не существовало. Вернее, всех ее типов, за исключением политической рекламы. 54 Основной предпосылкой ее бурного развития стал появившийся выбор у бывших подда-ных Российской империи. Различные политические силы предлагали согражданам совершенно противоположные сценарии будущего страны. Рхтественно, что целью политической рекламы в комплексе с агитацией и пропагандой было привлечение населения на свою сторону. Как известно, на территории Украины в 1917 году сложилось два основных центра полиг тической власти. 20 ноября 1917 году в Киеве Центральная Рада своим Универсалом провозгласила Украинскую Народную Республику (УНР). Месяцем позже, 25 декабря, Всеукраин-ский съезд Советов в Харькове принял решение об основании в Украине Советской республики. Очевидно, что цели украинской политической рекламы того времени были диаметрально противоположны (рис. 1.20 и 1.21). После окончательного поражения войск Директории УНР 20 ноября 1920 года Украина опять теряет свою независимость и становится частью страны Советов, что было окончательно закреплено в 1922 году созданием СССР. Соответственно, общим оставалось и рекламное пространство. Еще несколько лет реклама полностью сводилась к одному своему политическому типу. Советская власть использовала ее в целях собственной популяризации, мобилизации населения в Красную армию, поднятия морально духа этой армии, сбора средств и пожертвований и др. (рис. 1.22-1.24) Следует отметить достаточно высокий профессиональный уровень лучших образцов этой рекламы. Прежде всего, он определялся талантом людей, разрабатывавших ее К ним необходимо отнести, в первую очередь, В. Маяковского, Д. Моора, А. Родченко, К. Юона, А. Дейнеку и др. После окончания гражданской войны и перехода к новой экономической политике (НЭПу) государство временно допускает существование частного собственника. При этом государственные предприятия вынуждены были конкурировать с частным сектором. Для этого образован ряд крупнейших государствен- ных синдикатов. Как следствие, в стране возрождается торговая реклама. При Вые шем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) в 1922 году была сформирована комиссия по рационализации рекламы Как одно из основных рекламных средств реанимируется реклама в прессе. В ноябре 1921 года в центральной газете "Известия" публикует ся сообщение о начале приема объявлений. А уже в 1923 го ду поступления от рекламы в газету составили более двух третей доходов от ее издания В 1922 году при газете "Экономическая жизнь" была создана государственная контора объявлений "Двигатель". Это агенте!во призвано было координировать всю рекламу промышленных товаров для сельских жителей. Появляются другие рекламные конторы: "Рекламтранс" (при Наркомате путей сообщения), коммерческое агентство "Связь" (при Наркомате почт и телеграфов, почтовая реклама); "Викрекла-ма" (изготовление и размещение рекламных плакатов в регионах); "Промреклама" (при ВСНХ, размещение рекламы промпредприятий); "Мостор-греклама" (при Бюро по торговой рекламе, реклама на индивидуальных потребителей) [15, с. 50]. Указанные организации имели довольно мощную по тем временам производственную базу Например, "Мостор-греклама" изготавливала различные рекламоносители и использовала для их размеще^ ния 1 000 трамвайных вагонов, 30 000 столбов, арендовала вестибюли и фойе 6 театров и 40 гостиниц "Мосторгреклама" выполняла также функции методического центра. Ее сотрудники консультировали по вопросам рекламы представителей государственных и кооперативных предприятий [29, с. 13J Среди лучших разработчиков рекламы начала 20-х i одов следует назвать В. Степанову, А. Левина, Л. Лисицкого, С. Шумнова, А Мандрусова и др. Продолжается творческое содружество В. Маяковского и А. Родченко (более 300 совместных работ). Причем уровень их рекламы был настоль-^ ко высоким, что получил даже международное признание. Так, в 1925 году на Международной художественно-промышленной выставке в Париже цикл плакатов этих авторов был удостоен серебряной медали. Их работы, выполнен-11 ные для Моссельпрома, Рези-нотреста, ГУМа, признаны классикой советской рекламы (рис. 1 25). Сам В В Маяковский в статье "Агитация и реклама" писал Ни одно, даже самое верное дело не двигается без рекламы. Обычно думают, ч го надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет Это самое неверное мнение. Реклама - это имя вещи. Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной вещи. Думайте о рекламе" [36, с. 57-58]. Однако так, как выдающийся пролетарский поэт, воспринимали рекламу далеко не все Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в условиях товарного дефицита того времени и отсутствия у потребителей должного выбора, количество рекламных материалов было явно недостаточным. Качество абсолютного большинства рекламных материалов того времени было низким. Текстовая реклама приобретает в большинстве случаев форму призывов- "Покупайте лотереи ОСОАВИАХИМА", "Пейте "Советское шампанское"'", "Летайте самолетами "Аэрофлота"!", "Храните деньги в сберегательных кассах" и т.п. В 1935 году Наркомат внутренней торговли СССР издал постановление "Об использовании методов рекламы для расширения товарооборо-тов" В соответствии с этим решением создана контора "Тор-греклама". Ее целями стали рекламное обслуживание производства рекламного инвентаря и его сбыт. Возникав! несколько филиалов этой всесоюз4 ной конторы, среди них - в Киеве, Харькове и Одессе. Политическая реклама в условиях тоталитаризма практически полностью ассоциировалась с коммунистической агитацией и пропагандой (рис. 1.26-1.29). Если же попытаться оцепить общераспространенное отношение к рекламе, то коротко его можно охарактеризовать слудующим образом. Хозяйственные руководи!ели в подавляющем большинстве случаев ее игнорировали. Скептически к рекламе относилось и большинство населения. Обязательным в специальной литературе того времени было противопоставление рекламы социалистической к капиталистической с обязательной критикой последней. В 60-х гг. на фоне увеличения экономического потенциала СССР в значительной степени (по сравнению с предыдущими годами) возросло индивидуальное потребление населения, увеличился спрос на качественные товары. Эти и другие факторы пот ребовали более серьезного отношения к рекламе. Возникают специализированные организации: Внешторгреклама (1964) Союзторгреклама (1965), Главке-' оторгреклама (при Центросоюзе), рекламные организации "Аэрофлота", Министерства культуры и др. В это же время в Украине создаются Укрторгрекла-ма, Укркоопреклама, специализированное издательство "Внешторгиздата" в Киеве и др. Для координации рекламной деятельности в масштабах страны учреждается Межведомственны it совет по рекламе при Мишорге СССР. С 1971 года начинается издание журнала "Реклама" (вначале он выходит как печатный орган Межведомственного совета). Позже начинают выходить журналы "Коммерческий вестник", "Панорама", "Новые товары" и др. В 70-х - начале 80-х годов в СССР выпускается свыше 70 специализированных рекламных изданий. В основном - это приложения к областным и вечерним городским газетам [28, с. 16]. Кардинальные сдвиги в рекламной деятельности были вызваны "перестройкой", начавшейся в СССР в 1985 году Закон "О кооперации" 1988 года практически впервые со времен НЭПа вернул в правовое пространство частноп- 60 редпринима1ельскую деятельность. Однако в новых условиях свои коммерческие коммуникации вынуждены были формировать уже не только кооператоры, но и государе гвенные предприятия. И скорей не из-за декларировавшеюся внедрения новых рыночных оi ношений. В условиях уменьшения госзаказа госпредприятия также должны были сами искать себе деловых партнеров. То, что раньше обеспечивалось распределительными балансами Госплана, потребовало резкого усиления рекламной активности. Главными средствами рекламы стали телевидение и пресса (1азеты общеполтической направленности, журналы; возникшие многочисленные коммерческие издания). Борьба за внимание целевых аудиторий потребовала изменения подходов к разработке рекламных обращений. Вмесю сухой, преобладавшей ранее, рубричной рекламы появились игровые телевизионные рекламные клипы. Разработка обращений в журналах и газетах также потребовала привлечения профессиональных рекламистов. Перестало быть редким и экзотическим обращение рекламодателя к услугам копирам!ера, дизайнера, фотомодели, клипмейкера, профессионального актера и др. В этих условиях появилась ос i рая необходимость использования, кроме рекламы, других средств коммерческих коммуникаций. Резко возросла выставочная активность. Прошли первые успешные кампании паблик ри-лейшиз. В практику деятельности предприятий внедрялось1 спонсорство. Остро зсгал вопрос формирования фирменного стиля. Закон СССР "О товарных знаках" был принят i Верховным Советом страны в 1991 году, за полгода до' окончательного распада СССР. Краткие выводы: 1 Практический разгром отечественной рекламы после 1917 года продолжался десятилетия, вплоть до конца 80-х годов; 2. В условиях централизованного планирования основные5 коммуникационные функции предприятия, выпускавшего! продукцию производственного назначения, осуществлялись вышестоящими планирующими органами Предприятия, выпускавшие товары индивидуального потребления, также не имели жестких стим\лов к формированию ком-5 61'1 муникаций г потребителем. Причиной этого являлся хронический товарный дефицит В этих условиях отсутствовали объективные причины развития рекламы и других коммерческих коммуникаций; 3. Даже ограниченный возврат советской экономики в конце 80-х годов к о]дельным элементам рыночных отношений привел к рекламному буму. Вопросы для самопроверки: 1. Охарактеризуйте основные причины свертывания ком 2. Перечислите и проанализируйте основные черты советской 3. Почему даже ограниченный возврат советской экономики
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.012 с.) |