Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование рекламного бюожета

Поиск

Реализация практически всех функций управления рекламой тесно связана с проблемой финансирования, раз­работкой и исполнением рекламного бюджета. Формирова­ние бюджета способствует более четкому определению це­лей рекламной деятельности и разработке программ по их достижению. Разработанный бюджет позволяет более эф­фективно распределять ресурсы в процессе практической реализации планов, четко определить основных исполните­лей. Он же помогает обеспечить контроль не только за рас­ходованием средств на рекламу, но и за эффективностью рекламной деятельности в целом.

Расходы на рекламу по их экономической природе являются текущими затратами, или издержками. В то же время данный вид затрат является одним из главных фак­торов роста объема сбыта товаров и рентабельности рекла­модателя. Иногда значительные суммы, расходуемые на рекламу товара на первых этапах его жизненного цикла, могут способствовать получению прибыли от рекламируе­мого товара через достаточно большой промежуток време­ни. Исходя из этого можно говорить о рекламе, как об од­ной из форм инвестиционных расходов, которые, подобно капиталовложениям в основные средства, окупаются иног­да многие годы.

Как показывает практика, при недостаточном объеме рекламных затрат их эффект, выражающийся в увеличении объема продаж, близок к нулю (так называемый закон Мерфи). Вместе с тем, как мы могли видеть на графике кривой Вундта, существует определенный максимальный предел количественного воздействия рекламоносителей, после которого эффективность рекламы снижается. Непос­редственным образом это связано и с увеличением затрат на рекламу. Если при этом вспомнить о количественной не­определенности эффекта как важнейшей характеристике рекламы, то вполне можно согласиться с известным амери­канским бизнесменом Дж. Ванамейкером. Ему приписыва­ется следующая фраза: "Я знаю, что половина моей рекла-

376


мы идет впустую, вот только не знаю, какая половина. Я трачу на рекламу два миллиона долларов, но не могу ска­зать, есть ли это половина того, что нужно, или в два раза больше, чем нужно".

Процесс разработки рекламного бюджета, как и вся рекламная деятельность, в значительной степени содержит субъективный, творческий элемент и во многом зависит от интуиции, "чутья", имеющегося опыта, индивидуальных ха­рактеристик ответственных за этот процесс специалистов.

Весь комплекс решений по разработке рекламного бюджета можно условно разделить на два больших блока: Определение общего объема средств, ассигнуемых на рекламу;

Распределение средств рекламного бюджета по ста­тьям его расходов.

Основными факторами, определяющими объем рек­ламных затрат, являются следующие:)объем и размеры рынка; специфика рекламируемого тов'ара и этап жизнен­ного цикла, на котором он находится; размеры и мощь рек­ламодателя; роль, которую играет реклама в маркетинго­вой стратегии рекламодателя, объем рекламных затрат его главных конкурентов и другие. Коротко рассмотрим основ­ные из этих факторов.

'Специфика рекламируемого товара и этап жиз­ненного цикла, на котором он находится. Опыт рекламной деятельности показывает, что наи­более "рекламоемкими" товарами являются марочные фа­сованные продукты питания, лекарственные препараты, ту­алетные принадлежности, косметика и табачные изделия. Семеро из десяти крупнейших рекламодателей в мире про­изводят именно эти товары. Доля затрат на рекламу в об­щем объеме продаж у них колеблется от 3 до 6,5 %. Одна­ко в некоторых случаях она может быть еще выше. Так, корпорация "Ноксуэлл", производящая лекарства, тратит на рекламу сумму, превышающую 22 % объема продаж.

(Прохождение товаром различных этапов своего жиз­ненного цикла (см. рис. 2.14) предполагает изменение роли рекламы в его поддержке. На первых этапах жизненного цикла товара (ЖЦТ) используется вводящая реклама, це­лью которой является информирование потребителей о но-

__


вом товаре. На этапах роста и в начале этапа зрелости ис­пользуются приемы утверждающей рекламы. На последних этапах ЖЦТ используется напоминающая реклама^П.осле- довательное использование вводящей, утверждающей и на­поминающей рекламы составляет понятие рекламной спи­рали. В подавляющем большинстве случаев вводящая реклама требует более половины общей суммы, расходуемой на^рекламную поддержку товара в течение всего ЖЦТ.

Объем и географические размеры рынка, показате­ли сбыта и прибыли рекламодателя. Размеры целевого рынка, объем сбыта и прибыли фирмы — факторы, тесно связанные между собой. Их вли­яние на размеры рекламного бюджета вполне очевидно: проведение международной и общенациональной реклам­ной кампании требует гораздо больших средств, чем рекла­ма в небольшом городке. Также очевидно, что финансиро­вать общенациональную рекламу может только достаточно мощная фирма. / Роль рекламы в комплексе маркетинга.

Место рекламы в комплексе маркетинга или, если рас­сматривать процесс шире, в реализации маркетинговой страте­гии также влияет на объем рекламных ассигнований. Так, для внедрения одного и того же товара на рынок фирма может воспользоваться множеством стратегиСВнапример стратегией выборочного проникновения или стратегией агрессивного мар­кетинга. В первом случае роль рекламы (а значит, и уровень затрат на нее) будет значительно ниже, чем во втором. < Затраты конкурентов.

В борьбе с конкурентами за определенную долю рын­ка рекламодатель часто исходит из предположения, что уро­вень внимания потребителя к его товару и аналогичному то­вару конкурента соотносим с объемами затрат на рекламу обеих фирм. Несмотря на то, что больший объем затрат на рекламу не всегда означает ее большую эффективность, оп­ределенная логика в таком подходе есть. Однако разрабаты­вать свой рекламный бюджет, ориентируясь только на зат­раты конкурентов, не совсем разумной) Подробней этот Bonpqc рассматривается несколько ниже.

Вовлеченность в осуществление рекламной дея­тельности высших руководителей фирмы.


Это один из субъективных факторов, определяющих величину рекламных расходов. Руководители фирм, поми­мо множества прочих различий между собой в компетен­тности, опыте, личных характеристиках и т.п., по-разному относятся к рекламе. Диапазон отношения к ней очень ши­рок: от четко выраженного неприятия рекламы до личного участия в написании обращений, лозунгов, разработке фирменного стиля и т.пг

Можно выделить несколько наиболее часто приме^

няемых подходов к определению объема рекламного

бюджета?. Некоторые из них мы кратко рассмотрим. }

Разработка бюджета исходя из наличия денежных

средств.

Использование данного метода означает, что фирма выделяет на рекламу столько средств, сколько, по мнению ее руководства, она может себе позволить.

Метод является единственно возможным для мел­ких, только начинающих свою деятельность фирм. В то же время полностью игнорируется причинно-следственная связь между затратами на рекламу и конечными результа­тами деятельности фирмы.

Формирование рекламного бюджета, базируясь на его объеме за предыдущий период, который коррек­тируется в соответствии с изменяющимися услови­ями^ "от факта").

Планирование ассигнований на рекламу путем уста­новления фиксированного процента к объему продаж^ Метод доступен для понимания и легок в примене­нии. В отличие от двух предыдущих способов признается взаимосвязь между объемом рекламных затрат и объемом товарооборота. В то же время причина и следствие в дан­ном случае меняются местами: объем рекламных ассигно­ваний определяется объемом сбыта, а не наоборот.

Расчет рекламного бюджета с учетом практики кон­курирующих фирм, j^

Сторонники метода установления объема реклам­ных ассигнований на уровне затрат конкурентов выдвига­ют обычно два основных аргумента. Во-первых, метод, по их мнению, является результатом "коллективной мудрос­ти", "средней точкой зрения отрасли". Во-вторых, поддер-

379


жание паритета рекламных бюджетов с конкурентами поз­воляет сохранить определенное равновесие в давлении на потребителя, избегая при этом "рекламных войн". Эти до­воды, однако, весьма уязвимы. Так, конкуренты могут спланировать свои рекламные затраты не лучшим образом. Никто не застрахован от ошибок. С другой стороны, цели, имидж, возможности, популярность у различных фирм настолько различны, а эффект рекламы настолько коли­чественно неопределен, что копирование рекламного бюд­жета вряд ли является оправданным.

Разработка рекламного бюджета на основе модели­рования зависимости между уровнем коммуникации и поведением потребителя^

Исходной посылкой использования данного метода является предположение, что для достижения запланиро­ванного объема сбыта необходимо иметь достаточное коли­чество потребителей, каждый из которых должен покупать определенное количество товарных единиц по соответству­ющей цене за штуку. Для этого необходимо на протяжении первого года после выхода товара на рынок достичь опре­деленного уровня осведомленности, побуждения к пробной покупке и поддержания интенсивности покупок. Количес­твенные соотношения между аудиториями, находящимися на указанных стадиях готовности к покупке, определяются в результате рекламных исследований. Определив их, рас­считывают необходимую степень охвата и частотности воз­действия, разрабатывают план использования средств рек­ламы. После этого можно определить ориентировочный размер рекламных затрат.

Достоинством метода является объективная обосно­ванность рекламных затрат, их взаимоувязка с поставлен­ными коммуникативными целями. Недостатки: сложность, трудоемкость, высокая стоимость.

I. Использование различных математических моделей взаимосвязи расходов на рекламу и изменения объе­ма сбыта.

Существует множество подобных моделей. Мы же рассмотрим применение метода на примере одной из наибо­лее известных — модели М. Вайделя-Х. Вольфа. Модель ос­нована на предположении, что изменение объема сбыта това-

380


pa в период t есть функция четырех факторов: затрат на рек­ламу; константы, выражающей реакцию сбыта на рекламу; уровня насыщения рынка рекламируемыми товарами и кон­станты, выражающей уменьшение объема реализации. Основ­ное уравнение модели имеет следующий вид [9, с. 155]:

Таким образом, из уравнения следует, что увеличе­ние объема реализации будет тем большим, чем выше зна­чение константы реакции объема продажи на рекламу, чем меньше насыщен рынок товарами фирмы и чем меньше значение константы уменьшения объема реализации.

Преимущества метода: затраты на рекламу увязыва­ются не только с желаемым ростом товарооборота, но и с характеристиками рынка.

Недостатки: сложность и трудоемкость. Кроме того, модель предполагает функциональную зависимость между показателями в то время, когда количественная неопределен­ность эффекта рекламы является одной из ее характерных черт. Погрешности в определении параметров уравнения, а затем и в расчетах с его помощью, могут быть значительно больше тех, которые допускаются при использовании экспер­тных оценок, интуиции опытных специалистов-практиков.

Разработка рекламного бюджета на основе планиро­вания затрат'

План рекламных затрат представляет собой смету расходов на различные запланированные рекламные ме­роприятия, направленные на достижение поставленных це-

381


лей. Данный метод непосредственно связан со вторым большим блоком проблем разработки рекламного бюдже­та — паспределением рекламных ассигнований.

Распределение рекламных ассигнований осущест­вляется по следующим направлениям:^

по функциям рекламной деятельности; по сбытовым территориям; по средствам рекламы; пр рекламируемым товарам.

.Основными статьями рекламного бюджета в за­висимости от функционального назначения являются следующие:

административные расходы — заработная плата работ­ников рекламной службы, накладные расходы и др.; расходы на приобретение рекламного пространства (одна из самых больших статей) — закупка места на газетных полосах и страницах журналов, эфирного времени на телевидении и радио, площадей на спе­циальных стендах, места под расклейку листовок и размещение различных рекламных носителей на транспорте и т.д.;

материальные затраты на производство рекламоноси­телей: видеороликов, плакатов, других средств печат­ной рекламы, носителей наружной рекламы и т.п.; гонорары рекламным агентствам; другие рекламные затраты (например, на закупку ин; формационных баз, почтовые расходы, транспорт и т.п.). Сущность остальных трех критериев определения направлений расходования рекламных ассигнований впол­не определяется их названием: по сбытовым территориям; по средствам рекламы; по рекламируемым товарам.

Рассмотрим подробнее специфику деятельности ос­новных партнеров рекламодателей в осуществлении рек­ламной деятельности — рекламных агентств.

Краткие выводы:

Основными факторами, определяющими объем реклам­ных затрат, являются: объем и размеры рынка; специфи­ка рекламируемого товара и этап жизненного цикла, на

382


котором он находится; размеры и мощь рекламодателя; роль, которую играет реклама в маркетинговой стратегии рекламодателя, объем рекламных затрат его главных кон­курентов и другие.

2. Весь комплекс решений по разработке рекламного бюд­
жета можно условно разделить на два больших блока: оп­
ределение общего объема средств, ассигнуемых на рекла­
му, и распределение средств рекламного бюджета но
статьям его расходов.

3. Распределение рекламных ассигнований осуществляется
по следующим направлениям: по функциям рекламной
деятельности; сбытовым территориям; средствам рекла­
мы; рекламируемым товарам.

4. Основными статьями рекламного бюджета в зависимости
от функционального назначения являются: администра­
тивные расходы; расходы на приобретение рекламного
пространства; материальные затраты па производство
рекламоносителей; гонорары и другие виды затрат.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие факторы влияют на формирование бюджета рекла­
мы в организации в максимальной мере?

2. Назовите основные этапы разработки рекламного бюд­
жета. Проиллюстрируйте свой ответ па гипотетическом
примере.

3. Какие направления и какие статьи рекламных расходов
будут преобладать в Вашей представляемой фирме? По­
чему?

Рекламные агентства

Рекламное агентство представляет собой независи­мую фирму, специализирующуюся на выполнении рекламных функций: проведении рекламных исследований, разработке планов рекламной деятельности, разработке и проведении рекламных кампаний, в том. числе подготовке рекламных об­ращений, производстве рекламоносителей, размещении рек­ламных обращений и т.п. Рекламное агентство делает все это от имени своих клиентов-рекламодателей и за их счет. Оно имеет перед рекламодателями финансовые, юридичес­кие и.морально-этические обязательства.

Даже крупнейшие фирмы-рекламодатели, имеющие собственные мощные рекламные службы, не могут без ущер-

__


ба для эффективности своего бизнеса обойтись без помощи рекламных агентств. Это вызвано следующими причинами.^ Рекламное агентство ежедневно сталкивается с ши­роким спектром маркетинговых ситуаций, что позво­ляет ему приобрести более глубокое понимание инте­ресов аудитории, навыки и компетентность. В свою очередь, это определяет более высокое качество рек­ламы и соответствующий уровень ее эффективности;.Агентство является независимой организацией, что позволяет взглянуть на проблемьцрекламодателя "со стороны", т е. более объективно^аким образом, снижается негативное воздействие таких отрица­тельных субъективных факторов, как излишняя за­висимость рекламы от вкусов отдельных руководи­телей, неверные установки относительно ожидаемой ответной реакции потребителей и т.п.; -Рекламное агентство, как правило, имеет налажен­ные взаимоотношения со средствами массовой ин­формации, стабильно и заблаговременно закупая у них время и место для размещения рекламы. Сот­рудничество с рекламным агентством позволяет рекламодателю оперативно решать свои проблемы, помогает ему сэкономить средства и время; Обращение к рекламным агентствам (особенно к тем из них, которые обеспечивают полный комплекс рекламных услуг) позволяет обеспечить системный подход в рекламе, что значительно повышает ее эф­фективность'

При выборе своего" рекламного агентства рекламо-дате'лю целесообразно руководствоваться следующими критериями:

время создания агентства, опыт работы; наличие компетентных, специалистов; перечень предоставляемых рекламных услуг; наличие специализации (по выполняемым функциям, по рекламируемым товарам, типу целевой аудито­рии и т.п.);

порядок и стоимость оплаты, услуг. Руководствуясь этими критериями, необходимо вы­яснить, когда было основано агентство и кто его учредите-

384


ли. (^Желательно выяснить, кто из фирм-рекламодателей был клиентом агентства, и ознакомиться с образцами рек­ламной продукции. Как правило, солидные агентства не делают тайны из ответов на эти вопросы.^*

Переходя к конкретным проблемам, которые стоят перед рекламодателем, последнему необходимо выяснить, может ли рекламное агентство предоставить весь комплекс рекламных услуг.

Существует условное деление рекламных агентств на агентства с полным циклом услуг и агентства, предлага­ющие специализированные услуги. К первой группе отно­сятся рекламные агентства, осуществляющие исследования, планирование, творческую деятельность, производство рек­ламной продукции, а также услуги нерекламного характера: обеспечение паблик рилейшнз, разработка упаковки, орга­низация выставок-продаж и т.п.

В последние годы в рекламной практике имеется тенденция к большей специализации агентств. В результате возникают агентства, занимающиеся размещением рекламы в газетах (инбгда-'Яаже в^четко определенном' их перечив)7 или на определенных телеканалах Некоторые агентства специализируются на конкретном виде рекламной продук­ции (например^ ревСлама на фасадах высотных- домов, рек­лама ' на воздушных шарах и других аэроконструкциях). Встречаются также творческие художественные мастерские, изготавливающие рекламные щиты и т.п..

Хотя специализация и способствует росту качества и творческого уровня выполнения отдельных видов работ специализированными агентствами, необходимо отметить, что они не всегда обеспечены маркетинговой проработкой. Отсутствие полной и объективной информации о потреби­теле, рынке и т.д., получаемой в ходе маркетинговых исс­ледований, упор только на опыт и интуицию специалистов в некоторых случаях могут стать причиной невысокой эф­фективности рекламы.

Условия оплаты одинаковы практически у всех оте­чественных рекламных агентств — 100-процентная предоп­лата услуг./Размер же оплаты не всегда соответствует ка­честву работы. В то же время правилом, почти не имеющим исключений, является следующее:/работа высо-

385


кого уровня стоит дорого, а экономия на качестве рекламы ничего, кроме убытков, не приносит^*

Крупные рекламные агентства, выполняющие широ­кий перечень рекламных услуг, ощущают необходимость объединить различных специалистов в определенные отде­лы. Обычно деятельность отдела ориентирована на выпол­нение определенной функции.

Типичная организационная схема достаточно боль­шого'по величине рекламного агентсткгйх полным циклом услуг приведена на рис. 4.8. Коротко рассмотрим основные элементы схемы и функции конкретных отделов.

Можно выделить пять основных функциональных подразделений:

1) творческий отдел;

2) отдел исполнения заказов;

3) производственный отдел; i

4) отдел маркетинга;

5) финансово-хозяйственный отдел.

Работа отделов не похожа на конвейер, на котором движущаяся деталь подвергается различным последователь­ным технологическим операциям. Как правило, представи­тели первых четырех названных выше отделов включаются в состав рабочих групп клиентов для выполнения конкрет­ного заказа^ После постановки задачи перед рабочей груп­пой, ее сотрудники в тесном взаимодействии между собой и отделами, которые они представляют, разрабатывают кон­цепцию рекламного обращения (планы рекламной кампании и т.п.). Концепция утверждается с одной стороны клиентом, с другой — представителями высшего руководства агентства, (иногда — создаваемым в агентстве экспертным советом). Шосле этого начинается процесс окончательной разработки обращений и производства рекламоносителей!

Творческий отдел объединяет текстовиков, художни­ков, специалистов-графиков, режиссеров, редакторов и дру­гих творческих работников. Они осуществляют генерирова­ние идей рекламного обращения, находят верные средства их реализации. В связи с очень большим значением в обращении психологического фактора и учитывая определенную близость рекламы к искусству, роль этого от­дела чрезвычайно высока. Д. Огилви по этому поводу писал:

386


Рис. 4.8. Организационная структура крупного рекламного агентства

"Творческая сторона — самая важная из всех. Руководители
наших контор не должны принижать роли ведущих творчес­
ких работников, которым нужно хорошо платить, заботить­
ся о них и уважать как выдающихся личностей" [10, с.439].
Отдел исполнения заказов, помимо его начальника,
включает руководителей рабочих групп. Руководитель рабо­
чей группы, именуемый иногда ответственным исполните­
лем проекта (account executive), или контактором, является
центральной фигурой во всем процессе выполнения заказа.
Он представляет интересы заказчика в своем агентстве, и на­
оборот — агентство представлено в лице контактора во вза­
имоотношениях с заказчиком. Руководитель рабочей группы
координирует всю работу внутри агентства по выполнению
_ _


заказа — от его начала до реализации. В связи с этим уро­вень требований, предъявляемых к контактору, достаточно высок. В одном лице он должен объединять такие качества, как профессионализм в рекламе и маркетинге, умение нала­дить деловые связи с заказчиком и абсолютная коммуника­бельность, способность генерировать идеи, деловитость и ак­куратность, эрудиция, хороший вкус и многое другое.

Производственный отдел занимается изготовлением
рекламных носителей и в некоторых случаях объединяет та­
кие производственные подразделения, как типография, мас­
терские по производству рекламных щитов и т.п.;

Сотрудники отдела маркетинга осуществляют мар­кетинговые исследования; производят анализ рынков рек­ламируемых товаров и рынка рекламных услуг; организуют сбор информации о фирме-клиенте и ее товарах; контроли­руют эффективность рекламных кампаний. В некоторых случаях к функциям отдела относится закупка места и эфирного времени для размещения рекламы.

Помимо осуществления своих специфических рек­ламных функций, рекламное агентство должно эффектив­но вести свою финансово-хозяйственную деятельность, обеспечить ее эффективное управление, а также иметь со­ответствующие вспомогательные службы. Решением этих задач занят финансово-хозяйственный отдел агентства.

Более подробно процесс взаимодействия рекламно­го агентства с рекламодателем в рамках конкретной кампа­нии рассматривается в следующем подразделе учебника.

Краткие выводы:

1. Рекламное агентство представляет собой независимую
фирму, специализирующуюся на выполнении рекламных
функций: проведении рекламных исследований, разработ­
ке планов рекламной деятельности, разработке и проведе­
нии рекламных кампаний, в т.ч. подготовке рекламных
обращений, 1фоизводстве рекламоносителей, размещении
рекламных обращений и т.п.

2. Обычно выделяются пять основных функциональных под­
разделений крупного рекламного агентства: творческий от­
дел; отдел исполнения заказов; производственный отдел;
отдел маркетинга, финансово-хозяйственный отдел.

388


Вопросы для самоконтроля:

Почему даже крупнейшие рекламодатели не могут обой­тись без услуг рекламных агентств?

2. Прокомментируйте следующее выражение: "Творческий
О1дел — главное подразделение рекламного агентства".

3. Назовите основные функции различных отделов реклам­
ного агентства. Приведите примеры конкретной реализа­
ции этих функций.

4 Л.^Рекламная кампания

Под термином ^рекламная кампания" мбг оудем шнцкииъ комплекс рекламных мероприятий, направленных на достижение конкретной маркетинговой, цели в рамках маркетинговой стратегии рекламодателя.

Можно сказать, что I вся рекламная деятельность рекламодателя является совокупностью рекламных кам­паний. Несколько сместив аспект рассмотрения понятия, можно отметить, что [/рекламная кампания является ос­новным инструментом "реализации фирмой своей реклам­ной стратегии, одним из элементов тактического плани­рования рекламной деятельности.^Верным будет также утверждение, что (сонтроль рекламной деятельности фир­мы будет эффективен, если он правильно организован в ходе проведения рекламных кампаний^/Такой многогран­ный подход к одному и тому же понятию неудивителен. Ведь несмотря на то, что рекламная кампания рассматри­вается нами в организационном блоке данного пособия, необходимо отметить, что она органично содержит в себе все элементы системы управления рекламной деятельнос­тью: и планирование, и организацию, и контроль, и ин­формационное обеспечение. Более того, в ходе проведе­ния рекламной кампании для достижения поставленной цели зачастую используются приемы и методы других форм маркетинговых коммуникаций: паблик рилейшнз, сейлз промоушн, выставок и т.п.

^Рекламные кампании отличаются разнообразием по многим признакам. Из множества возможных класси­фикаций целесообразно выделить следующие:

__


по преследуемым целям (поддержка конкретного то­вара, формирование благоприятного имиджа рекла­модателя и т.д.);

по территориальному охвату (локальные, регио­нальные, национальные, международные); по интенсивности воздействия (ровные, нарастаю­щие, нисходящие).

В рамках ровной рекламной кампании мероприятия распределяются равномерно во времениЛнапример телеви­зионная реклама — один раз в неделю в определенный день, рекламные публикации в^газете — также через рав­ные промежутки времени и т.дИЭтот тип рекламных кам­паний имеет смысл при достаточно высокой известности рекламодателя, при напоминающей рекламе

Нарастающая рекламная кампания строится по прин­ципу усиления воздействия на аудиторию. Такой подход це­лесообразен при постепенном увеличении объема выпуска рекламируемого товара или его поставок от производителя.^ ^Нисходящая рекламная кампания является наиболее приемлемым ее типом при реализации ограниченной по объему партии рекламируемого товара. По мере его реали­зации, уменьшения его количества на складах снижается интенсивность рекламной поддержки.

[Проведение рекламной кампании проходит нес­колько основных эотаиов^ассмотрим их. Отметим только, что некоторые из видов рекламной деятельности, определя­ющих содержание отдельных этапов, уже анализировались нами выше. Поэтому нет особой необходимости останавли-вдться нэ них подробно.

На первом этапе рекламной кампании определяется ее цель, даещя четкий ответ на вопрос, для чего она проводится. ^ири этом необходимо обеспечить соот­ветствие этой цели маркетинговой и рекламной стратегии фирмы. Формулировка цели должна быть конкретной и однозначной, желательно придать ей количественную определенность (например, добить­ся уровня осведомленности 25 % целевой аудито­рии, увеличить сбыт на 15 % и т.п.). Следующим шагом является определение и изучение целевой аудитории рекламного воздействия.1_В по-

390


давляющем большинстве случаев она совпадает с целевым рынком продукции рекламодателя. Иногда целевая аудитория включает представителей кон-1 тактных аудиторий, посредников референтных групп (лиц, которые не покупают рекламируемый! товар, однако оказывают влияние на принятие ре-1 шения о его покупке).

^Выясняется предварительная сумма, ассигнуемая на; проведение рекламной кампаний." Рекламодатель обязательно должен определить иэ числа своих сотрудников ответственных за проведе­ние рекламной хшшанмм[2елегировать им необходи-5 мые полномочия и определить степень ответственнос­ти за успех кампании^ Рдновременно принимается решение о привлечении к проведению кампании; внешних рекламных агентств и функциях, осущест­вление которых им поручается. Схема взаимодейс-» твия рекламодателя с агентством на протяжении всей рекламной кампании помещена на рис. 4.9..Определяется рекламная идея, основная мысль, стер-| жень, вокруг которого объединяются все мероприя-; тия рекламной кампаниирНа ее основе разрабатывав ется концепция рекламной кампании. Например, целью рекламной камТТании являете^ увеличение сбыта автомобилей на конкретном рынке. Изу-| чив особенности целевой аудитории, ее потребности, тща-* тельно проанализировав характеристики рекламируемого товара, его относительные преимущества перед конкурен­тами, позиционировав указанный товар, можно использо-1 вать в качестве основной идеи рекламной кампании надеж­ность и безопасность автомобиля. На реализацию данной идеи должны "работать" все мероприятия кампании. Она должна присутствовать в рекламных обращениях, девизах, рекламных аргументах и т.п.

^Определяются средства рекламы и оптимальные ка­налы коммуникации, которые будут использованы в ходе кампанииТ^

I Разрабатываются рекламные обращения и мероприя­тия других форм маркетинговых коммуникаций: коммерческой пропаганды, сейлз промоушн и т.п.

_



392


Рис. 4.9. Модель взаимодействия участников рекламной кампании на этапе ее подготовки


О важности последних двух этапов свидетельствует мнение Д. Огилви: "Успешная рекламная кампания — это сочетание удачного торгового (рекламного) обращания и правильного выбора средств массовой информации" (цит. поЛ1,^с. 31]).

Формируется смета расходов на проведение кампа­нии, которая сопоставляется с предварительными ассигнованиями. В случае необходимости осущест­вляется корректировка.

Составляется детальный развернутый план основ­ных мероприятий рекламной кампании с указанием сроков проведения.

График использования средств рекламы определяет продолжительность и цикличность публикаций и демонс­траций рекламных обращений, средства и носители рек­ламы, которые при этом будут использованы, последова­тельность, степень важности и приоритеты рекламных мероприятий.

Использование рекламных носителей во времени может быть сплошным (постоянное использование носите­ля) и пульсирующим. Последнее предполагает неравно­мерное размещение носителя во временных рамках рек­ламной кампании. Так, 20 трансляций на канале местной радиостанции в течение 2 месяцев кампании можно рас­пределить равномерно (в среднем 1 трансляция в 3 дня), а можно "всплесками" — по 5 трансляций в день в начале и середине месяца (всего 4 "всплеска").

Как правило, календарный график рекламных ме­роприятий имеет форму таблицы (напр., табл. 4.1).

Разработка календарного графика является частью процесса организации рекламной кампании. Достаточно велико его значение при разработке сметы рекламной кам­пании, организации ее материально-технического обеспе­чения, определении ответственных за конкретные этапы,

эффективности рекламных затрат. Производство рекламоносителей, закупка места и времени в средствах массовой информации. Практическая реализация мероприятий рекламной кампании. Определение 'эффективности рекламной кампании.

393



 


Последний этап не является единственным элемен­том контроля в ходе рекламной кампании. Контрольные мероприятия осуществляются практически на всех этапах. Комплексному рассмотрению проблем контроля рекламной деятельности посвящен следующий подраздел пособия.

Краткие выводы:

1. Рекламная кампания представляет собой комплекс рек­
ламных мероприятий, направленных на достижение кон­
кретной маркетинговой цели в рамках маркетинговой
стратегии рекламодателя.

2. Рекламные кампании различны между собой по следую­
щим признакам: преследуемым целям; территориальному
охвату; интенсивности воздействия.

3. Основными этапами рекламной кампании можно назвать
следующие этапы: определение цели; изучение целевой
аудитории; разработка предварительного бюджета кампа­
нии; назначение ответственных за проведение мероприя­
тий кампании; определение рекламной идеи и концепции;
определение каналов коммуникации; разработка обраще­
ния; утверждение окончательной сметы; разработка раз­
вернутого плана мероприятий кампании; производство
рекламоносителей; практическая реализация кампании;
контроль результатов кампании.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие типы рекламных кампаний Вы можете назвать?
Приведите конкретные примеры.

2. Вы — руководитель рекламной службы рекламодателя.
Ваш однокурсник — руководитель рекламного агентства,
избранного Вами для проведения рекламной кампании. С
помощью преподавателя и своих одногруппников смоде­
лируйте гипотетическую рекламную кампанию. Обоснуй­
те свои действия па каждом из этапов кампании.

395




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.52.29 (0.019 с.)