ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегические направления реформирования и развития городского хозяйства



Для достижения целей и решения задач, сформулированных выше, необходимо провести комплекс мер, которые целесообразно разделить на две большие группы.

Первая группа мер решает задачи собственно реформирования сложившихся хозяйственных отношений и носит, в основном, экономико-организационный и правовой характер. Их проведение не требует привлечения значительных ресурсов, но предполагает серьезную научно-методическую проработку содержания реформ, в том числе обоснование технологической последовательности проведения мероприятий.

Вторая группа мер и проектов решает конкретные задачи развития городского хозяйства: строительство, реконструкция и модернизация, внедрение новой техники и технологий, другие нововведения. Большинство из этих мер и проектов требуют значительных ресурсов.

Итак, для реализации поставленных целей необходимо решить следующие группы задач:

- повышение эффективности системы управления городским хозяйством;

- формирование конкурентной среды в сфере городского хозяйства;

- стимулирование энергоресурсосбережения;

- упорядочение тарифной системы;

- обеспечение социальной поддержки населения в процессе проведения реформ;

- повышение уровня жилищной обеспеченности населения;

- улучшение технического содержания жилищного фонда города;

- повышение надежности и качества водо-, газо-, тепло- и электроснабжения населения;

- улучшение содержания улиц и внутрирайонных территорий города;

- улучшение системы санитарной очистки и уборки территории города;

- улучшение содержания и развития садово-паркового хозяйства города;

- улучшение транспортного обслуживания населения города;

- развитие гостиничного комплекса города.

Выделение перечисленных выше направлений реформирования и развития городского хозяйства определяется положением дел и оценкой стартовых условий развития данного комплекса.

Так было установлено, что не менее 50% населения городов нуждаются в улучшении жилищных условий. Поэтому направление мер по улучшению условий проживания горожан представляется крайне необходимым. Здесь должны рассматриваться меры по стимулированию жилищного строительства, по привлечению инвестиций и проведению адекватной жилищной политики, ориентированные на нецентрализованные и нетрадиционные источники развития жилищного сектора города.

Следующая группа задач связана с проведением жилищно-коммунальной реформы в городе.

Как уже указывалось выше, качество жилищно-коммунального обслуживания в городах в целом не соответствует потребностям населения, а действующий механизм хозяйствования явля­ется тормозом на пути его развития. Поэтому возникает необходимость проведения мер по коренному реформированию данного комплекса.

Так, во многих городах до сих пор фактически отсутствует разделение функций заказчика и подрядчика в сфере эксплуатации жилищного фонда, недостаточно развиты договорные отно-шения. слабо осуществляются функции контроля за деятельностью предприятий и организаций данного комплекса. Отсюда следует необходимость повышения эффективности системы управления городским хозяйством, включая реальное разделение функций управления и хозяйствования, развитие договорных отношений и усиление контроля администрации за деятельностью предприятий и организаций городского хозяйства.

Ведомственный монополизм, характерный для данной сферы, определяет необходимость формирования конкурентной среды и развитие нецентрализованных форм управления в городских системах.

Чрезмерные потери энергетических и водных ресурсов диктуют необходимость проведения политики энергоресурсосбережения и, в первую очередь, организации учета расхода энергии и воды.

Структура и уровень тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги в городе явно нерациональны. Отсюда возникают задачи упорядочения тарифной политики, включая разработку и принятие экономически обоснованных тарифов по оплате услуг для населения, выравнивание коммунальных тарифов для различных групп потребителей, дифференциация тарифных ставок оплаты жилья и коммунальных услуг.

Проведение жилищно-коммунальной реформы может в той или иной мере сказаться на жизненном уровне населения. Речь идет о том, что заметное повышение тарифов существенно изменит структуру расходов горожан и ухудшит материальное положение значительной части населения города. Поэтому важным направлением реформирования жилищно-коммунальной сферы является обоснованная социальная политика, включающая в себя обеспечение

минимальных социальных стандартов качества работ и услуг по жилищно-коммунальному обслуживанию населения города и рационализации системы льгот и компенсаций по оплате

жилищно-коммунальных услуг бедным слоям населения города.

К числу важнейших направлений концепции относятся меры по развитию систем городского хозяйства. Так, действующая в городах система технического обслуживания и ремонта жилищного фонда города не обеспечивает надлежащего содержания жилья: имеется значительный «недоремонт» фонда, качество выполняемых работ далеко не в полной мере соответствует предъ­являемым требованиям. Поэтому возникает потребность в проведении комплекса мероприятий по организации ремонтно-строительных работ и поиску реальных источников финансирования капитального и текущего ремонтов жилищного фонда города.

Проведенный анализ показал, что качество хозяйственно-питьевой воды не в полной мере соответствует действующим стандартам и потребностям населения, что связано с несовершенной системой очистки подаваемой воды и неудовлетворительным состоянием сетевого хозяйства. Уровень очистки сточной жидкости является далеко не полным, в результате чего значительная часть всех стоков сбрасывается в водоемы и почву города и близлежащих районов без должной обработки, что серьезно ухудшает экологическое состояние всего региона. Улучшение ситуации в данном комплексе требует не только привлечения значительных ресурсов, но и существенного повышения уровня организации работы в самом водопроводно-канализационном хозяйстве.

В большинстве городов наблюдается низкая эффективность деятельности энергетических систем и чрезмерные потери ресурсов, наблюдаются перебои в подаче населению тепла, газа, электроэнергии. Отсюда следует необходимость принятия комплекса мер по повышению надежности и качества энергоснабжения населения города в целом.

Неудовлетворительное техническое состояние дорог и внутриквартальных территорий в большинстве районов города требует активизации политики благоустройства территории путем привлечения значительной части ресурсов и их эффективного использования. Именно здесь, как и в других сферах города, должен быть сформирован муниципальный заказ на проведение работ по благоустройству территории города.

Имеющиеся аналитические материалы свидетельствуют об ухудшении санитарного состояния города в целом и его отдельных районов (микрорайонов) в частности. Возникает потребность в проведении мероприятий по разработке и реализации комплексной системы уборки и санитарной очистки территории города, ориентированной на раздельный сбор бытовых отходов, конкурсное распределение заказов на проведение соответствующих работ, на повышение степени утилизации и переработки отходов.

Недостаточный уровень развития гостиничного хозяйства города свидетельствует о необходимости его повышения путем модернизации и реконструкции действующих гостиниц и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций и развития малого бизнеса в данной сфере.

Обеспечение населения зелеными насаждениями не соответствует нормативному уровню, и потому возникает потребность в развитии садово-паркового хозяйства города. Для этого требуется дополнительное привлечение финансовых средств и организация эффективной системы управления данным комплексом.

 

Установлено, что транспортный комплекс многих городов страны не справляется с требуемыми объемами перевозок, а значительная часть подвижного состава нуждается в капитальном ремонте или обновлении. Поэтому вполне естественными выглядят меры по привлечению дополнительных ресурсов на ремонт и приобретение подвижного состава, улучшение материально-технической базы и маршрутной сети города. Но возможности города по привлечению финансовых ресурсов крайне ограничены, а существующий хозяйственный механизм транспортной системы имеет административно-ведомственный характер и не стимулирует улучшение транспортного обслуживания. Поэтому главным здесь является реформирование хозяйственных отношений и развитие рынка транспортных услуг.

Реализация указанных направлений позволит обеспечить достижение важнейших установок целевого блока концепции.

Для реализации намеченных реформ и достижения требуемого уровня развития городского хозяйства необходим целый комплекс обеспечивающих мер. К их числу относятся меры по организационно-методическому, правовому, кадровому, техническому, финансовому, информационному, инновационному, маркетинговому, социально-психологическому и другим видам обеспечения.

Организационно-методическое обеспечение предусматривает создание стройной системы по разработке, реализации, корректировке и доработке целой системы планово-программных и проектных документов и методических материалов. Предусматривается необходимость разработки комплексной программы реформирования и развития городского хозяйства, включающих в себя систему взаимосвязанных программ. К их числу можно отнести программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства города, программу развития пассажирского транспорта города.

Правовое обеспечение предусматривает разработку и принятие на уровне города и, при необходимости, выход с законодательной инициативой на уровень области, пакета нормативно-правовых документов и положений по обеспечению необходимых условий для реформирования и развития систем городского хозяйства. В их число целесообразно включить законы и положения об энергоресурсосбережении, о регулировании предприятий - естественных монополистов в коммунальной сфере, о минимальных социальных стандартах и др.

Важнейшей обеспечивающей подсистемой является финансовая. Без решения финансовых проблем и привлечения существенных финансовых ресурсов решение задач реформирования и тем более развития данной сферы в современных условиях попросту невозможны. Поэтому проработка механизма финансирования в настоящее время является приоритетной. Это особенно важно в условиях поэтапного перехода отраслей жилищно-коммунальной сферы и городского пассажирского транспорта на самофинансирование (по крайней мере, в части текущих расходов). В связи с этим необходимо разработать программу перехода городского хозяйства на принципы самофинансирования, выявить источники ресурсообеспечения и возможности их привлечения.

Успешная реализация реформ и существенное улучшение деятельности систем городского

хозяйства невозможны без квалифицированного персонала, отвечающего современным квали­фикационным требованиям. В современных условиях неполной занятости и в связи с крупными

задачами эти требования существенно повышаются. Наряду с организацией системы подготовки и переподготовки работников рабочих специальностей особую значимость имеет подготовка и переподготовка специалистов высшего и среднего звена. Здесь главную роль играет выбранная база общения, которая должна обеспечить подготовку современных управленцев и экономистов-менеджеров, обладающих знаниями, умениями и навыками в области менеджмента и маркетинга, управления персоналом и экономики недвижимости, управления инвестиционным процессом и управления проектами, бухучета и финансов.

Маркетинговый подход к принятию решений означает ориентацию хозяйственной деятельности на потребителя, на его нужды вкусы и предпочтения, что предусматривает существенные преобразования в системах управления предприятиями и организациями данного профиля, в переходе к современному менеджменту, ликвидации излишних звеньев, балласта рабочей силы и в то же время усилении тех участков и направлений деятельности, которые непосредственно работают на потребительский спрос. Внедрение маркетингового подхода и проведение маркетинговых исследований целесообразны и эффективны в процессе развития рыночных отношений и внедрения элементов рынка в городское хозяйство г. Тольятти.

Особую роль играет социально-психологическое обеспечение реформ и крупных мероприятий. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства и транспортного обслуживания предусмат­ривает психологическую готовность населения и работников принять и поддержать нововведения. В противном случае даже самые бесспорные меры обречены на неудачу. Поэтому при проведении крупных преобразований необходимы специальные меры по пропаганде и разъяснению позитивных (и негативных) сторон реформ, по подготовке населения и самих исполнителей работ к неизбежности и целесообразности проведения очень нужных, но болезненных мероприятий. Проведение социально-психологической подготовки, в свою очередь требует проработанных методик и квалифицированных специалистов.

Важное значение имеет информационное обеспечение реформ, что особенно важно для получения оперативной, достоверной и полной информации.

Имеются и другие виды обеспечения, но даже краткое описание приведенных выше направлений показывает значимость и объем работы, обеспечивающей результативности мер по достижению показателей целевого блока концепции.

Примерный перечень стратегических направлений и важнейших мероприятий города приведен в табл. 23.


 


 


 


5. СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА

5.1. Инженерная инфраструктура города как важнейший объект стратегического управления

5.2. Основные цели и направления развития инженерной инфраструктуры города

5.3. Стратегия реструктуризации энергетического комплекса города

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.01 с.)