Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия реструктуризации энергетического комплекса города

Поиск

Энергетический комплекс является важнейшим звеном в системе жизнеобеспечения городов. В настоящее время эта сфера выполняет свои функции с большим напряжением. Техническое состояние энергетических инженерных систем во многих городах неудовлетворительно. Применяемые технологии в большинстве случаев несовершенны. Экономические возможности функционирования и развития данной сферы крайне ограничены, а непроизводительные потери энергетических ресурсов в городах огромны. Об этом свидетельствует низкий уровень надежности и эффективности функционирования энергетической системы во многих городах, а также низкое

качество обеспечения потребностей населения.

Действующая в городах система централизованного теплоснабжения крайне неэффективна,

технологически устарела и нуждается в реконструкции, но размер потребных инвестиций чрезмерно велик. Поэтому задача реконструкции действующей системы теплоснабжения города не может быть решена традиционным способом на основе централизованного бюджетного фи­нансирования. Ситуация осложняется отсутствием системы эффективного регулирования предприятий - естественных монополистов.

 

Стратегический подход является реальной альтернативой бюджетному подходу. Его суть заключается в согласованном сотрудничестве различных фирм и организаций в процессе форми­рования эффективных энергетических систем в городе, создаваемых на основе привлеченных инвестиций. Координация охватывает процессы проектирования, производства, транспортировки, модернизации, инвестирования, эксплуатации и потребления энергии. Разработка и внедрение стратегии осуществляется для повышения эффективности работы систем теплоснабжения города, которое достигается путем внедрения передовых технологий и современного менеджмента.

В то же время реализация данной стратегии связана с необходимостью решения ряда актуальных проблем.

Основной проблемой в разработке и реализации стратегии развития коммунальной энергетики является отсутствие средств у властей города для финансирования энергоэффективных проектов. Большинство энергетических предприятий также не имеют ресурсов для инвестиций и не могут оперировать крупными кредитными суммами. Действующее энергетическое оборудование сильно изношено и технологически устарело, что затрудняет его совмещение с западными образцами и требует значительных реконструктивных работ.

 

Негативным фактором является также отсутствие четких правовых основ для создания и функционирования системы в реальных экономических условиях. В энергетическом комплексе слабо развит современный менеджмент, который необходим для успешного продвижения данного проекта. К тому же, многие руководители и специалисты, активно работающие в данной сфере, не имеют достаточных знаний и должной квалификации в области экономики и менеджмента, не владеют методами принятия эффективных управленческих решений. Все эти моменты затрудняют, но не исключают возможности применения стратегического подхода к развитию коммунальной энергетики в российских условиях.

Основная цель стратегии состоит в повышении эффективности систем теплоснабжения города на основе внедрения передовых технологий и формирования адекватной системы управления данным процессом.

Важнейшие задачи, решаемые при реализации стратегии:

- обеспечение потребностей горожан в теплоснабжении;

- обеспечение стабильной и надежной работы систем теплоснабжения города;

- внедрение передовых энергосберегающих технологий и техники на основе отечественного и зарубежного опыта;

- формирование эффективной системы управления процессом теплоснабжения города и стимулирование энергосбережения;

- повышение уровня менеджмента на базовых предприятиях теплоэнергетики города. Основными направлениями реализации стратегии являются:

- повышение надежности функционирования теплоэнергетической системы города путем реконструкции существующей централизованной системы и сооружения автономных систем те­плоснабжения;

-проведение мер по энергосбережению путем внедрения новых технологий, современной техники, организации учета расхода и потребления энергоресурсов;

- повышение эффективности системы управления энергетическим комплексом путем усиления функций прогнозирования, программирования, регулирования, мотивации и контроля хозяй­ственной деятельности предприятий в сфере теплоэнергетики;

- усиление координации всех заинтересованных сторон (администрации города, проектировщиков, предприятий, специалистов, потребителей) путем их включения в процесс разработки и реализации стратегического подхода.

Для успешной реализации стратегии необходимо предусмотреть разработку обеспечивающих подсистем:

- нормативно-правовое обеспечение - создание нормативно-правовых документов и принятие соответствующих решений городских властей, обеспечивающих гарантии прав всем участникам проекта и, прежде всего, инвесторам;

- финансовое обеспечение - определение источников финансирования и механизмов привлечения финансовых ресурсов (кредиты, займы, фонды, гранты, средства потребителей);

 

- организационно-методическое обеспечение организация системы взаимодействия всех

участников процесса и проработка организационных процедур продвижения стратегических меро­приятий, создание методических документов по выполнению основных этапов, включая прогнозирование, производство, поставку оборудования, обслуживание инженерных систем, экономичное потребление, внедрение новых технологий и другие;

-кадровое обеспечение - создание системы подготовки и переподготовки кадров, включая повышение квалификации специалистов с учетом передового отечественного и зарубежного опыта;

-техническое обеспечение - создание банка современных технических средств и новых технологий, определение перечня производителей, поставщиков и подрядчиков, требуемых для внедрения новых технологий;

- информационное обеспечение - создание автоматизированной информационной системы, обеспечивающей органы управления и всех участников процесса достоверной, своевременной и актуальной информацией о технико-экономических характеристиках реконструируемых и

предлагаемых систем;

-социально-психологическое обеспечение - создание благоприятных социально-психологических условий производителям и потребителям, включая иностранных и отечественных участников, а также населению для благоприятного восприятия проводимых мероприятии и достижения поставленных целей, активного сотрудничества с зарубежными и отечественными коллегами, положительного восприятия проводимых в рамках проекта мероприятий.

Успешная реализация стратегии невозможна без определения системы экономических ' взаимоотношений: между всеми участниками энергетического процесса. Поэтому рассмотрим функции основных участников и характер их взаимоотношений (рис. 38).


 

 

Органы власти и управления городом - выделение дотаций энергетическим предприятиям в соответствии с городским бюджетом, установление гарантий инвесторам, определение правил и норм производства и потребления энергии, принятие концепций, программ, проектов и подготовка законов, нормативов, стандартов развития энергетики города.

Региональная энергетическая комиссия - проведение тарифной политики, согласование базовых тарифов в период действия проекта.

Менеджерская фирма по реализации проекта - разработка и реализация менеджерского проекта, координация работы всех участников процесса, регулирование финансовых потоков проекта.

Инвестор - организация, выполняющая функции финансирования разработки и реализации проекта.

Производитель оборудования фирма, осуществляющая производство и монтаж нового технологического оборудования, а также производство подрядных работ по модернизации и рекон­струкции энергетической системы.

Про ектная организация - организация, осуществляющая разработку технического проекта.

Поставщик топлива - организация, осуществляющая поставку топлива энергетическим предприятиям города.

Производитель энергии предприятия, обеспечивающие производство и поставку тепловой энергии потребителям.

Потребитель - жители города и организации, пользующиеся услугами коммунальных энергетических систем.

Кроме основных участников, к реализации стратегии должны привлекаться и другие организации, например, страховые компании, общественные организации (общество потребителей) и прочие, которые могут выполнять важные функции в процессе выполнения проектных установок.

Основными этапами реализации стратегии развития энергетического комплекса города служат следующие:

• выявление потребности и предварительная оценка возможностей данного региона, города или муниципального образования в использовании высокоэффективных энергетических систем;

• определение потенциальных потребителей проектных предложений (администрация территориального образования, предприятия, фирмы, потребители энергии и др.);

• направление рекламных материалов и проведение специализированных семинаров в регионе для подробного ознакомления участников с содержанием проекта;

• разработка и реализация пилотных и демонстрационных проектов и проведение специализированных семинаров и совещаний заинтересованных сторон для обсуждения полученных результатов;

• создание специализированной менеджерской фирмы, определение состава участников стратегических решений и принятие ими взаимных обязательств;

• разработка стратегии и реализующих ее программ и проектов в полном объеме;

• завершение конкретных проектов, выполнение обязательств сторон и перевод системы в заданный режим функционирования.

Широкое внедрение энергосберегающих эффективных технологий, обоснованная схема привлечения и регулирования финансовых потоков, разумное разделение функций между всеми участниками управленческого процесса потребителям делают перспективы реализации стратегии развития энергетического комплекса города достаточно реальными и осуществимыми.

 

 


 

III. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГ И ВНЕДРЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ОРГАНИЗА1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.161.187 (0.008 с.)