ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Инженерная инфраструктура города как важнейший объект стратегического управления



Инфраструктура города представляет собой совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для жизнедеятельности города и обеспечения потребностей населения. В состав городской инфраструктуры входят инженерно-энергетические и дорожно-транспортные сооружения, системы информации и связи, складское хозяйство и другие объекты и структуры, выполняющие обеспечивающие функции.

Здесь рассматриваются вопросы экономики и организации инженерной инфраструктуры города, особенностью которой является высокая хозяйственная и социальная значимость. Основу инженерной инфраструктуры составляет инженерно-энергетический комплекс, включающий в себя водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство, т.е. объекты централизованного водоснабжения и канализации, отопления и горячего водоснабжения, электро- и газоснабжения, уличного освещения и другие.

Большинство отраслей данного комплекса относятся к группе естественных монополий и имеют обеспечивающий характер. Любые существенные отклонения от нормального режима рабо­ты объектов инженерной инфраструктуры ведут к нарушению жизнедеятельности города в целом.

Инженерная инфраструктура относится к числу важнейших объектов городского управления и планирования, так как от результатов ее деятельности в первую очередь зависят возможности развития города, привлечение инвестиций и качество жизни населения. Поэтому эффективное управление данным комплексом является приоритетной задачей развития города. Для ее решения необходимо рассмотреть содержание и дать оценку действующего механизма управления этим комплексом, который выполняет столь важные функции и является локальной естественной моно­полией.

Как показывает проведенный анализ, действующие системы инженерно-энергетического комплекса во многих городах выполняют свои функции с большим напряжением сил и возможно­стей.

Большинство объектов головных сооружений и сетевого хозяйства физически изношены и нуждаются в капитальном ремонте или полной замене.

Применяемые техника и технологии в водопроводно-канализационном и особенно в

энергетическом хозяйстве во многом устарели и требуют глубокой модернизации либо обновления. Во многих городах и населенных пунктах наблюдается дефицит энергетических и водных ресурсов.

Качество предоставляемых услуг потребителям и, прежде всего, населению является неудовлетворительным.

Действующая система управления и планирования данным комплексом имеет монопольно-ведомственный характер и отличается крайней неэффективностью. Действенный контроль за ра­ботой предприятий инженерной инфраструктуры не налажен.

Имеют место громадные потери воды и энергоресурсов.

Действующая система не отвечает установленным санитарно-гигиеническим требованиям, а недостаточное развитие канализационных систем приводит к ухудшению экологического состояния городов и пригородных территорий.

Неудовлетворительное техническое состояние инженерных объектов данного комплекса, недостаточный уровень научно-технического прогресса, административное управление и хозяй­ствование обуславливают низкий уровень надежности и эффективности функционирования объектов инженерной инфраструктуры города. Имеют место громадные потери, значительный де­фицит и низкое качество подаваемых населению энергоресурсов и воды. Явно недостаточен уровень очистки канализационных стоков. Эта ситуация осложняется отсутствием системы эффек­тивного регулирования предприятий естественных монополий в данном комплексе городского хозяйства.

Отметим также, что во многих городах страны наблюдается дефицит питьевой воды, соответствующей установленным требованиям. Так, в Санкт-Петербурге ежесуточная потребность в воде составляет около 3,6 млн м куб., а подача воды в сеть - 3,2 млн м куб., т.е. дефицит равен 400 тыс. м куб. В то же время неучтенный расход воды и потери составляют порядка 900 тыс. м куб., что явно больше величины дефицита. Поэтому даже частичное сокращение непроизводительных потерь сможет разрешить проблему дефицита и снизить остроту задачи наращивания объемов водоснабжения потребителей.

Заметное влияние на систему водоснабжения в городе оказывает нерациональное использование питьевой воды населением. Так, если в городах Европы потребление воды в сутки «доставляет 120-180 литров в сутки на человека, то в городах России расход воды на одного жителя находится в пределах 270-400 литров.

Низкое качество питьевой воды в городах является следствием работы очистных сооружений водопровода в форсированном режиме и неудовлетворительного состояния водопроводных сетей, включая магистральную и разводящую сеть, а также внутридомовос оборудование. По ряду показателей качество питьевой воды у потребителей не соответствует нормативным требованиям.

Канализационное хозяйство многих городов не обеспечивает необходимых объемов очистки оков и нуждается в модернизации и развитии. Водопроводные и канализационные сети сильно изношены, и значительная их часть требует ремонта или полной замены. Существуют трудности с

обработкой илового осадка от канализационных стоков в местах его складирования, хотя в некоторых городах эта проблема начинает решаться.

Действующая в городах система теплоснабжения не обеспечена ресурсосберегающими

технологиями и оборудованием и не соответствует экологическим стандартам. В зимний период возникает дефицит тепловой энергии. Значительная часть головных инженерных сооружений,

источников энергоснабжения и сетевого хозяйства нуждается в капитальном ремонте и реконструкции. Особую тревогу вызывает состояние тепловых сетей, так как их аварийность чрезвычайно велика. Аналогичная ситуация складывается в системе газоснабжения. Отметим, кроме того, что большинство потребителей тепло-, газо- и водоснабжения не имеет индивидуальных счетчиков расхода ресурсов, а формы оплаты не зависят от объема потребления. Такая ситуация не способствует экономии дефицитных ресурсов и не соответствует требованиям эффективного хозяйствования.

Во многих городах имеются проблемы с электроснабжением. Существующие электрические сети и и оборудование устарели и требуют реконструкции. Освещение улиц и внутриквартальных территорий явно недостаточны.

Кроме перечисленных имеется немало проблем, непосредственно связанных с

функционированием комплекса отраслей городского хозяйства: хронический дефицит финансовых

средств, низкий уровень НТП и острая нехватка современных машин, оборудования, средств

механизации и автоматизации, отсталые технологии, негибкие формы организации производства и

труда, недостаточная квалификация работников и др.

В большинстве городов страны имеет место нехватка наличных денежных средств на цели эксплуатации и развития. Это обстоятельство во многом объясняется неплатежеспособностью потребителей и чрезмерным развитием взаимозачетов и бартера.

Таким образом, налицо несоответствие уровня предоставляемых продукции и услуг в данном комплексе потребностям населения и города в целом. Важнейшими проблемами функциони­рования данного комплекса являются следующие:

- ненадежность функционирования инженерно-энергетических систем;

- дефицит воды и энергии;

- несоответствие требованиям качества предоставляемой продукции и услуг.

К числу основных причин создавшейся напряженной ситуации в сфере инженерной инфраструктуры городов относятся следующие.

1. Дефицит финансовых ресурсов, в первую очередь, на воспроизводство основных средств инженерно-энергетического комплекса (ИЭК).

2. Отсутствие механизма привлечения инвестиций в ИЭК.

3. Высокий износ мощностей и оборудования, сетевого хозяйства ИЭК.

4. Чрезмерные потери и неучтенные расходы энергии, воды: удельное потребление энергоресурсов и воды во многих российских городах в 2-3 раза превышает соответствующий уровень в странах Западной Европы.

5. Высокие удельные затраты на выработку единицы энергетических и водных ресурсов.

6. Отсутствие отработанного механизма взаимозачетов предприятий в городской и федеральный бюджеты.

7.Слабое развитие оптовых рынков энергии и мощностей в ИЭК.

8. Отсутствие механизма регулирования рационального распределения и использования прибыли предприятий монополистов в данном комплексе.

9. Чрезмерный монополизм и неразделенность функций подрядчика и заказчика в инженерно-энергетическом комплексе.

10. Отсутствие четкого разделения функций государственного управления и хозяйствования. Предприятия инженерно-энергетического комплекса города выполняют, наряду с хозяйственными.. ряд функций государственного управления: контроль, право выдачи технических условий, право

Наложения штрафов и т.д., что неправомерно.

11.Отсутствие экономического механизма стимулирования ресурсосбережения. 12. Неэффективные организационно-правовые формы ряда предприятий ИЭК. Существующие Организационно-правовые нормы предприятий данного комплекса препятствуют развитию экономических отношений в ИЭК и не создают условия для снижения уровня монополизма.

 

13 Недостаточная обоснованность проводимой тарифной политики в ИЭК.

14 Отсутствие действенного контроля со стороны органов государственного управления города за деятельностью предприятий ИЭК.

Обобщая вышесказанное, целесообразно выделить две группы причин неудовлетворительного положения в ИЭК города: технико-технологическая отсталость и монопольно-ведомственный механизм управления и хозяйствования.

Первая причина носит во многом объективный характер, отражая низкий стартовый уровень развития данного комплекса, а вторая имеет субъективную основу и требует безотлагательного разрешения.

 

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.007 с.)