Оценка воздействия факторов внешней среды на функционирование организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка воздействия факторов внешней среды на функционирование организации



Для оценки воздействия факторов внешней среды на принятие стратегических решений целесообразно упорядочить данный процесс и свести полученные результаты в таблицу.

Таблица 4

Оценка влияния факторов внешней среды на положение организации

Факторы Значимость факторов, % Уровень влияния факторов, баллы Степень воздействия, баллы
1.Экономические 2.Рыночные 3.Конкурентные 4.Технологические 5.Политические 6.Социальные 7.Международные      
Итого      

Значимость факторов оценивается разработчиками стратегии с учетом важности рассматриваемых групп факторов на конкретных рынках. Уровень влияния факторов оценивается по принятой методике.

Таблица 5

Оценка позитивных и негативных факторов внешней среды

Группа факторов Позитивные Негативные
1.Экономические    
2.Рыночные    
3.Конкурентные    
4.Технологические    
5.Политические    
6.Социальные    
7.Международные    

Заполнение данной формы позволяет обосновать и получить комплексную итоговую оценку влияния факторов внешней среды на деятельность организации.

2 3 Анализ уровня развития и потенциальных возможностей организации

Выработка стратегии невозможна без объективной оценки достигнутого уровня развития и потенциала. Для этого проводится управленческое обследование, т.е. анализ внутренних

возможностей системы.

Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. Основными направлениями анализа служат: маркетинговая, финансово-учетная, кадровая деятельности, оценка социо-культурного имиджа и др.

В маркетинговой деятельности определяется уровень конкурентоспособности организации и дается комплексная оценка определенных показателей, а именно: доля рынка, характеристика сегментов рынка, качество товара, ассортимент, демографическая статистика потребителей, разработка новых товаров и услуг, обслуживание потребителей, эффективность сбыта и продвижение товаров, эффективность.

Желаемая доля рынка в процентах к его общей емкости является существенной целью, которая устанавливается и контролируется высшим руководством.

Многие организации довольствуются единственным или ограниченным ассортиментом товаров или услуг, в то время как другие активно внедряют на рынок десятки новинок. При установлении краткосрочных и долгосрочных целей обязательно, чтобы высшее руководство постоянно контролировало и оценивало ассортимент изделий

Трудную проблему для высшего руководства представляет контроль изменений на рынках и в интересах потребителей. Данный фактор всегда необходимо учитывать.

Еще одной проблемой для руководства являются исслодоопния и разработки новых товаров и рынков. В конкурентной среде существенно необходимыми представляются исследования и разработки новых и лучших товаров и услуг.

Эффективное и добротное обслуживание помогает оказать больше услуг лучшего качества,

оно создает и сохраняет лояльность клиентов.

Агрессивная, компетентная группа сбытовиков может оказаться самым ценным достоянием

организации. Координация сбыта, рекламы и продвижения товара или услуг является существенной управленческой функцией.

Анализ финансового состояния может принести пользу организации и содействовать повышению эффективности процесса стратегического планирования. Имеются многочисленные «за» и «против» проведения финансовой ревизии организации. Но в целом, преимущества постоянного контроля финансового положения, сил и возможностей организации значительно перевешивают недостатки и затруднения. Детальный анализ финансового состояния может выявить уже имеющиеся и потенциальные внутренние слабости в организации, а также относительное положение организации в сравнении с ее конкурентами. Изучение финансовой деятельности может открыть руководству зоны внутренних сильных и слабых сторон в

долгосрочной перспективе.

Весьма важным для длительного выживания организации является непрерывный анализ управления операциями (в узком смысле производством). А некоторые ключевые вопросы, на которые необходимо ответить в ходе обследования сильных и слабых сторон функции управления операциями.

1. Можем ли мы производить наши товары или услуги по более низкой цене, чем наши конкуренты? Если нет, то почему?

2. Какой доступ мы имеем к новым материалам? Зависим ли мы от единственного поставщика или ограниченного количества поставщиков?

3 Является ли наше оборудование (мощности) современным, хорошо ли оно обслуживается?

4 Рассчитаны ли закупки на снижение величины материальных запасов и времени реализации заказа9 Существуют ли адекватные механизмы контроля над входящими материалами и выходящими изделиями?

5. Подвержена ли наша продукция сезонным колебаниям спроса, что вынуждает прибегать к временному увольнению работающих? Если это так, то как можно исправить данную ситуацию?

6. Можем ли мы обслуживать те рынки, которые не могут обслуживать наши конкуренты?

7. Обладаем ли мы эффективной и результативной системой контроля качества?

Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях. Имеется ряд вопросов, которые должны быть учтены при обследовании сильных и слабых сторон функции человеческих ресурсов любой организации. Ниже рассматривается ряд проблем, связанных с человеческими ресурсами, с которыми сталкиваются сегодня организации.

Некоторые проблемы, связанные с человеческими ресурсами:

1.Как бы вы охарактеризовали тип сотрудников, работающих в настоящее время в области городского хозяйства, и что от них потребуется в будущем?

2. Каковы компетентность и подготовка высшего руководства?

3. Имеем ли мы эффективную и конкурентоспособную систему вознаграждения?

4. Спланировали ли мы порядок преемственности руководящих должностей?

5. Эффективно ли мы используем подготовку и повышение квалификации руководящих работников?

6. Имелись ли у нас потери ведущих специалистов в последнее время? Если так, то почему?

7. Когда мы в последний раз проводили тщательный анализ нашей системы оценки деятельности

персонала?

8. Можем ли мы улучшить качество услуг и работу сотрудников путем использования кружков качества или участия работников в управлении?

9. Насколько эффективно мы спланировали и спроектировали процесс производства работ? Может ли он быть улучшен?

Путем тщательного рассмотрения каждого из этих вопросов руководство может выявить потенциальные слабые зоны и предпринять соответствующие корректирующие меры.

Если организация обладает квалифицированными сотрудниками и руководителями с хорошо мотивированными целями, она в состоянии следовать различным альтернативным стратегиям. В противном случае следует добиваться улучшения работы, потому что данная слабость с наибольшей вероятностью будет подвергать опасности будущую деятельность организации.

Наконец, можно выделить ограниченное число и других факторов, за которые прямую ответственность несет высшее руководство. Они охватывают важные вопросы, которыми должно заниматься руководство, чтобы сохранить нормальное внутреннее и внешнее состояние организации. Эти нетрадиционные факторы, как оказывается, имеют решающее значение для успешной деятельности организации в долгосрочной перспективе. К ним относятся культура организации и ее образ (имидж). Атмосфера или климат в организации называются культурой | корпорации. Культура отражает преобладающие обычаи, нравы и ожидания в организации. Руководство использует эту культуру для привлечения работников определенных типов и для стимулирования определенных типов поведения. Имидж организации, как внутри, так и вне организации, относится к тому впечатлению, которое создается ею с помощью сотрудников, клиентов и общественного мнения в целом. Это впечатление стимулирует клиентов к покупке товаров у определенных фирм, а не у других. Имидж может привлекать, например, студентов к определенным колледжам и университетам, а не к другим.

Культура и образ организации подкрепляются или ослабляются репутацией предприятия. Хорошая ли репутация у организации в отношении достижения ею своих целей? Была ли она последовательна в своей деятельности? Какова эта организация по сравнению с другими в данной отрасли? Привлекает ли она хороших людей? Ответы на эти вопросы покажут, насколько удачными являются культура и образ организации.

В результате проводимого анализа выявляются сильные и слабые стороны организации и степень ее соответствия внешней среде.

Таблица 6

Оценка потенциала организации

Элемент потенциала Характеристика потенциала
Товар Назначение, качество, рекламное продвижение, стадия жизненного цикла и оформление
Производство Структура и техническое оснащение производственной системы, уровень модернизации, гибкость производства, качество производственного планирования
Исследования и разработки Интенсивность использования НИОКР, новые технологии, техники, возможные кооперации
Сбыт Эффективность работы службы сбыта, концепция рекламы, обслуживание клиентов
Персонал Возрастная структура, способности, уровень образования, мотивация и психологический климат
Финансы Доля собственного капитала, финансовые результаты, возможности паевого финансирования, возможности внешнего финансирования

Итоги анализа достигнутого уровня развития деятельности потенциала организации оцениваются с помощью табл. 7, 8.

Таблица 7

Оценка достигнутого уровня организации

Показатели Значимость показателя, % Уровень организации, баллы Итоговый уровень, баллы Потенциал организации, баллы
1.Доля нарынке 2.Цена товара 3.Качество товара 4.Финансовое положение б.Уровень производства б.Уровень сбыта, рекламы 7.Уровень менеджмента 8.Прочие        
Итого        

 

Таблица 8

Сравнительная таблица положения организации и конкурентов

 

Показатели Достигнутый уровень организации Средний уровень на рынке Позиции конкурентов I
№ 1 №2 №3 и др.
1.Доля на рынке 2.Цена товара 3.Качество товара 4.Финансовое положение б.Уровень производства б.Уровень сбыта, рекламы 7.Уровень менеджмента 8.Прочие          
Итого        

 

При оценке достигнутого уровня развития организации целесообразно рассчитывать значения важнейших параметров в натуральных и относительных величинах, при конкретных расчетах рекомендуется пользоваться единой шкалой относительной оценки для сопоставимости результатов.

Оценка потенциала организации производится по аналогичной схеме с учетом максимальных возможностей использования имеющихся ресурсов в конкретных условиях воздействия внешней среды. Важное значение для реальной оценки позиции организации на рынке является сопоставительный анализ достигнутых результатов с позициями основных конкурентов, а также со средними условиями рыночной конъюнктуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.85.211.2 (0.014 с.)