Целевые ориентиры и показатели стратегии




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Целевые ориентиры и показатели стратегии



Проведенный анализ функционирования важнейших систем городского хозяйства городов страны выявил недостаточный уровень их развития иналичие серьезных проблем, настоятельно требующих своего разрешения. Эти проблемы во многом обусловлены крайне неэффективным механизмом хозяйствования, характерными чертами которого служат ведомственный монополизм, администрирование, затратный характер, необоснованная тарифная политика, отсутствие стимулов к улучшению деятельности и учету интересов потребителей. Сложившийся хозяйственный механизм является тормозом на пути развития городского хозяйства, препятствует эффективному использованию привлекаемых в эту сферу ресурсов (централизованных и нецентрализованных). Поэтому на данный момент сложилась такая ситуация, при которой дальней­шее развитие городского хозяйства возможно лишь на основе его коренного реформирования путем демонополизации и формирования эффективной системы управления.

Но для того, чтобы эффективно проводить реформу, необходимо дать ясные ответы на вопросы:

В каких целях намечаются преобразования? Что предлагается осуществить?

Каким образом., в каком порядке планируются меры по реформированию?

Каковы источники ресурсообеспечения намечаемых реформ'?

Обоснованные ответы на эти вопросы предполагают наличие системы принципов, которые и должны быть положены в основу проведения реформ.

Важнейшими принципами реформирования городского хозяйства являются: целенаправленность, системность и комплексность, социальная ориентация, эффективность и ряд других. Все эти принципы хорошо известны в науке и практике, но, тем не менее, до сих пор их не удавалось последовательно проводить в жизнь в ходе проводимых реформ в России, что имело вполне конкретные негативные социальные и экономические последствия. Глубокая научно-методическая проработанность реформы в сфере городского хозяйства, обоснование принципов, методов и технологической последовательности проведения конкретных мероприятий являются

важнейшим условием ее результативности и эффективности. Поэтому рассмотрим эти принципы применительно к реформированию городского хозяйства.

Целенаправленность означает четкую проработку целевого блока реформы городского хозяйства, включая формулировку базовой цели, целевых установок, определение перечня целевых показателей с их количественными пяраметрами и сроками реализации.

Системность означает рассмотрение намечаемых и реализуемых мероприятий во взаимосвязи друг с другом, в едином пакете, поскольку проведение отдельных, даже самых прогрессивных мер, может не только не привести к желаемым результатам, но иметь негативные последствия. Комплексность предполагает принятие управленческих решений по реформированию городского хозяйства с учетом всех важнейших факторов, которые оказывают решающее влияние на их проведение (экономических, социальных, политических, экологических и др.).

Социальная ориентация предполагает достижение социальных целей, обеспечение социальных гарантий жителям и поддержку социально неблагополучных групп населения в период реформирования.

Принцип эффективности ориентирует на принятие экономически оправданных управленческих решений, экономию ресурсов, достижение окупаемости инвестиций и перевод городского хозяйства на условия самофинансирования и окупаемости, ресурсосбережение и сокращение неоправданных потерь в данной сфере.

В настоящее время руководством страны и администрацией ряда городов и регионов приняты важные документы, определившие содержание реформы.

В ряде регионов и городов страны разработаны программы реформирования ЖКХ.

В настоящее время имеются два альтернативных подхода к реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Согласно первому из них, приоритет отдается снижению расходов бюджета в части финансирования отраслей городского хозяйства для освобождения средств, которые могут быть направлены на социальные нужды и на другие жизненно важные сферы города.

Признавая актуальность и обоснованность такого подхода, отметим, что практически он может быть реализован путем переложения чрезмерно высоких издержек городского хозяйства на плечи потребителей и соответствующего повышения тарифов на жилищно-коммунальные и прочие услуги. Ввиду наличия серьезных негативных социальных последствий данный путь не целе­сообразен.

При другом подходе приоритет отдается повышений) качества содержания жилищного фонда и повышению уровня жилищно-коммунального обслуживания населения на основе структурной перестройки хозяйственных отношений в городском секторе путем его демонополизации» повышения эффективности управления, создания конкурентной среды, действенного ресур-

сосбережения и т.п. Совершенствование тарифной политики и увеличение доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги также является составной частью реформ, но повышение тарифов должно проводиться только по исчерпанию возможностей комплекса экономико-организационных и институциональных мер в городе, не затрагивающих непосредственно интересы населения и создающих условия для снижения уровня затрат и

повышения эффективности функционирования предприятий городского хозяйства. Отметим, что переход к экономически обоснованным тарифам необходим, но этот процесс должен сопрово­ждаться комплексом мер по социальной защите населения и быть тесно увязан с уровнем доходов основных групп горожан, особенно нарождающегося среднею класса, на который и выпадут основные экономические тяготы реформы.

Данный путь реформирования представляется единственно правильным и реально осуществимым.

Важнейшей стратегической целью в сфере городского хозяйства является повышение качества жизни населения городов путем динамичного развития отраслей городского хозяйства и улучшения жилищно-коммунального обслуживания населения в соответствии со стандартами качества.

Исходя из этой базовой цели, формируются целевые ориентиры и показатели.

В качестве целевых рассматриваются ориентиры реформирования и развития:

- снижение производственных издержек в сфере городского хозяйства;

- снижение расходов бюджета города на содержание городского хозяйства;

- смягчение для населения негативных последствий реформы;

- повышение уровня жилищной обеспеченности населения;

- соответствие структуры квартир составу семей;

- повышение качества жилья;

- повышение уровня технического содержания жилищного фонда города;

- повышение уровня надежности инженерных систем города;

- повышение качества коммунальных услуг по водо-, газо-, электро- и теплоснабжению; -обеспечение потребностей населения в холодной воде, горячем водоснабжении, в

теплоснабжении, в электроэнергии, в телефонах;

- повышение уровня обеспеченности населения дорогами с усовершенствованными покрытиями:

- повышение качества содержания улиц и внутриквартальных территорий;

- улучшение системы санитарной очистки в городе, повышение уровня обеспеченности населения зелеными насаждениями;

- улучшение транспортного обслуживания населения.

Перечень целевых ориентиров и показателей с их количественными значениями приведен в табл. 22.

Отметим, что ряд показателей измеряется в относительных величинах или в баллах в соответствии с действующими или перспективными стандартами, нормами, методиками:

5 баллов - полное соответствие стандартам качества (отличное качество работ или услуг);

4 балла - соответствие стандартам качества по основным параметрам (хорошее качество);

3 балла - выполнение стандартов лишь по важнейшим параметрам (удовлетворительное качество);

2 балла - невыполнение ряда важнейших параметров;

1 балл ~ полное несоответствие стандарту.

Оценка уровня и качества работ и услуг в городском хозяйстве должна проводиться с

помощью вневедомственной экспертизы и обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Таким образом можно будет оценить уровень достижения целей и

эффективность реализации проводимых мероприятий. За аналог принимаются показатели, достигнутые в наиболее благополучных европейских городах.

 


 


 


Оценка уровня и качества работ и услуг в городском хозяйстве должна проводиться с помощью вневедомственной экспертизы и обязательно сопровождаться социологическими опросами населения. Таким образом можно будет оценить уровень достижения целей и эффективность реализации проводимых мероприятий. За аналог принимаются показатели, достигнутые в наиболее благополучных европейских городах.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.242.55 (0.007 с.)