Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поиск творческого персонала радиостанции и работа с ним

Поиск

Где взять яркую личность для эфира? Как сделать из человека звез­ду? Как ее потом удержать на радиостанции? Это то, с чем каждый руководитель обязательно сталкивается, независимо от формата его станции.

Как только на региональном радио появляется хороший человек, он стремится уехать в Москву. А в Москве каждый ди-джей втайне мечтает о телевизионной карьере Ксении Стриж или Валдиса Пельша. Поэтому работа с ведущими очень важна.

Где искать звезду

Все западные учебники по менеджменту на этот вопрос отвечают одинаково: надо искать вокруг себя, причем не обязательно в сфере радио. В этом есть своя правда — много талантов в радиобизнес при­шло из профессий, абсолютно с радио не связанных. В учебниках опи­сываются многочисленные случаи, когда программные директора об­наруживали талант в лифтерах, сантехниках, звукорежиссерах. Пре­имущество человека, приходящего извне в эту индустрию, заключается в том, что он свободен от каких-то стереотипов в самовыражении.

Честно говоря, я сантехников и звукорежиссеров в эфир ни разу не приглашал, но, например, были люди, которые в свое время фарцева-ли на Горбушке пластинками. И из них получались неплохие ведущие. Самые же неожиданные ведущие, с которыми мне доводилось рабо­тать — это панк-рок музыканты. Они, как правило, за внешней экстра­вагантностью и протестом против окружающей действительности пря­чут интересные взгляды.

Есть несколько сфер, где можно искать потенциальных ведущих.

Я бы советовал обратить внимание на журналистский корпус — то 144 есть на людей, не имеющих отношения к радио, но хорошо пишущих.


Они обладают способностью точно излагать свои мысли. Нужно вни­мательно посмотреть на обозревателей и корреспондентов в газетах, на какого-нибудь толкового мальчика или девочку, которые приходят брать интервью или писать о вашей радиостанции. Это иногда сраба­тывает. Талантливые ведущие могут ходить вокруг вас, и мысль о ра­дио не приходит им в голову, а вы им ее подскажете.

На «Нашем Радио» была программа под названием «Клиника 22». Ее вели два журналиста: Юрий Сапрыкин, который работает в журнале «Афиша», и Валерий Панюшкин, «золотое перо» издательского дома «Коммерсантъ». И если у Юры был радийный опыт, то Валера мало того, что никогда не работал на радио, он еще и заикается. Но именно потому, что у него по-журналистски острый ум и умение четко форму­лировать свою точку зрения, из него получился блестящий радиоведу­щий. А его заикание мы обыграли: ведущие в эфире звались «Юрий Близорукий и заика Панюшкин».

Иногда часто звонящий на станцию слушатель, особенно если он зво­нит не в музыкальную программу просто песню заказать, а в разговор­ную, может быть квалифицирован на отборочном туре как хороший радиоведущий. Такое у нас тоже бывало. Люди, которые регулярно дозванивались в разговорные программы и было видно, что им инте­ресен разговор, вызывались на станцию. Это происходит случайно. Вы едете домой, слушаете свою станцию, и вдруг — интересный звонок в эфире. Всегда просите операторов записывать номера телефонов зво­нящих людей. Может человеку стоит попробовать работать с этой сто­роны микрофона, а не с той?

Я в принципе отрицательно отношусь к открытым объявлениям в эфире о том, что радиостанции требуются сотрудники. Я с большей охотой дам объявление о необходимости нанять коммерческих менед­жеров в рекламный отдел. Когда объявляешь в эфире, что требуется ди-джей, ты как бы расписываешься в собственной некомпетентности и неумении найти или воспитать эфирного человека. Тем не менее, такой способ существует, и большинство российских станций им се­годня пользуется. Я никогда не слышал, правда, чтобы радиостанции на Западе это делали, но этот способ не стоит скидывать со счетов.

И еще звезду можно увести у конкурента. Конечно, многое зависит от ваших взаимоотношений с конкурирующей радиостанцией. Но этот способ практически всегда работает, потому что ты знаешь, что мо­жешь получить, так как человек уже работает и его слышно.

В Москве существует негласная договоренность между руководите­лями ведущих радиостанций — персонал друг у друга не воровать. Эфирный особенно. Если в каких-то крайних, непредвиденных ситуа-


циях эта договоренность нарушается, то очень долго потом круги рас­ходятся по воде, и стоит плач одинокого программного директора, у которого увели звезду. Поэтому, как бы ни были сложны отноше­ния между лидерами московского радиорынка, это правило они стара­ются не нарушать. У меня не было ни разу, чтобы я заплатил большие деньги и кого-то перекупил, я всегда предпочитаю сам воспитывать звезд.

Хотя радиостанции так называемого «второго эшелона», нижней части таблицы социологических исследований, постоянно испытыва­ют проблемы с утечкой персонала, поскольку люди там стремятся най­ти место работы, где они могли бы более полно выразить свое «я» или получать большую зарплату. Поэтому, если ваша станция имеет какой-то рейтинг, — в дверь постоянно будут стучаться люди с просьбой взять их на работу.

Я с какого-то момента перестал делать акцент на тех людях, кото­рые приходят ко мне с других радиостанций. Особенно, если они дол­го работают в индустрии радио. Как правило, у них уже есть «вживлен­ные в мозг» установки: как нужно делать радио и вести эфир.

Например, лет пять-шесть тому назад в нашей стране была принята универсальная манера ведения. Нужно было создавать такое легкое и доброе ощущение от эфира, и ди-джей его создавал(а) — обязательно с придыханием, романтической интонацией, и какие бы песни ни шли друг за другом, о чем бы они ни были, их обязательно нужно связать в некую логическую цепочку, какую бы ахинею при этом ни пришлось нести. Например: «Это был Крис Де Бург с повестью о женщине в крас­ном. Так бывает с каждым: ты не ждешь ее появления, и вдруг перед тобой озарится звездное небо, о котором, в сущности, и поет «Браво» в следую­щей песне». Перестроить этих людей абсолютно невозможно.

Я бы использовал все возможности, чтобы самому кого-то найти. Человек, которого вы всему научили и посадили в эфир, как правило, никогда этого не забывает. И, если ему поступит предложение от кон­курентов, он тысячу раз подумает, прежде чем куда-нибудь перейти. Таким образом, вы держите собственных верных и преданных людей.

Черты хорошего радиоведушего

Какими чертами должен обладать человек, чтобы из него в будущем получился хороший радиоведущий?

Если формулировать одной фразой главный критерий отбора — это должна быть яркая личность.

Хотелось бы, чтобы у человека было высшее образование. Хотя гаран­тии качества работы высшее образование не дает. Блестящие ди-джеи


порой получаются из людей, у которых нет никакого образования, а люди с двумя-тремя дипломами иногда проваливаются при столкнове­нии с эфирным микрофоном. Я не кидаю резюме в корзину из-за того, что в них не указано высшее образование.

Я всегда ищу людей с интересным жизненным опытом. Это фактор, на мой взгляд, гораздо более важный, чем образование.

В понятие «интересный жизненный опыт» может входить все, что угодно. Это может быть бурная личная жизнь. Например, личная жизнь девушек, которые достигли успехов на московском радио, не то чтобы напоминает мексиканский сериал, но, во всяком случае, заставляет о многом задуматься.

Когда будущая звезда радио «Максимум» Рита Митрофанова при­шла устраиваться на работу, она пришла с бой-френдом. Один его вид сразу дал понять, что Рита Митрофанова — неординарная личность. Это был двухметровый парень, лысый, весь татуированный, с двумя серьгами в одном ухе, с тремя в другом, и при этом радушный, теплей­ший человек, который стоял, неловко мялся в коридоре и всем своим видом говорил: «Я тут не мешаю?» Он оказался авангардным художни­ком-дизайнером по кличке Рыжий, и более противоположных по духу людей сложно было найти. Бурная личная жизнь вашей ведущей — это скорее фактор «плюс», чем фактор «минус».

Путешествия по миру или по стране — тоже важный фактор. Чело­век, который много повидал, сталкивался с разными социальными слоями и укладами жизни — очень важен. Пусть он служил в армии, или ездил куда-нибудь на стройку, или отдыхал в другом городе, или даже лежал, как овощ, на турецких пляжах — он все равно сталкивался с другой вселенной, а не прожил свою жизнь в закрытой четырехуголь­ной коробке вашего города. Это всегда плюс. Это люди, которые могут привнести какой-то новый ракурс в эфир.

Я очень люблю людей с сильными убеждениями. Если человек может о чем-то сильно и страстно говорить, это всегда хорошо. Как правило, людей притягивают личности, которые могут отстаивать свои убежде­ния. Не важно, с каким они знаком — «плюс» или «минус». Человек, скорее всего, так же будет интересен в эфире, как, когда сидит перед вами. И пусть его позиция противоречит мнению основной массы аудитории. Зато она не оставляет никого равнодушным.

Характерен феномен Александра Гордона с радиостанции «Сереб­ряный Дождь». Гордон — человек, который несет через эфир отрица­тельный заряд энергии. Он не стесняется хамить и порой даже унижать людей. Но делает он это, безусловно, ярко и талантливо — в результате это притягивает.


Чувство юмора потенциальному ведущему тоже не помешает. Я не ставил бы это качество на первое место, но отсутствие чувства юмора я бы отметил как абсолютное противопоказание к эфиру. Если вы за две-три встречи или при прослушивании трех-четырех пробных кассет не обнаруживаете способности шутить, воспринимать какие-то шутки, или с иронией относиться к чему-либо — знайте: из этого человека хороший ведущий не выйдет. И я к этому отношусь крайне жестко.

Другое дело, что это может оказаться не совсем то чувство юмора, которого вы ожидали. Я, например, симпатизирую людям с глубоким, темным, саркастическим, циничным чувством юмора. Мне они нра­вятся больше, чем счастливые обычные радио-ди-джеи. Но при выбо­ре человека вы должны четко представлять, что нужно формату вашей радиостанции.

Люди, которые спокойно могут признавать свои несовершенства, критично на себя посмотреть — это тоже очень важно. Аудитории все­гда нравятся персонажи, которые, сидя где-то в телевизоре или на радио, при этом еще и обладают теми же недостатками, что и простые люди.

Есть еще фактор «икс», называемый аурой. Вот вы разговариваете с человеком и вдруг ловите себя на мысли, что вам с ним интересно. И не потому, что он пришел устраиваться на работу. Вам интересно за ним наблюдать, услышать, что он сейчас скажет, а потом вам вдруг хочется ему что-то рассказать, показать песню, спросить про одну ра­диостанцию, про другую. Начинает действовать магнетизм этой лич­ности. Если у вас возникает такое ощущение — обязательно обратите на него внимание. Магнетизм потом передается в эфир.

Еще сложнее задача становится, когда вам нужно найти второго ведущего в пару к уже имеющемуся. Например, найти второго ведуще­го утреннего шоу. Это архисложная задача. Мы с ней столкнулись в полной мере, когда нам нужно было сделать утреннее шоу на «Нашем Радио». У нас была Оля Максимова, и ей нужен был партнер. При этом после ухода Кости Михайлова с радио «Максимум» и разрушения первой схемы «Жаворонков», за счет которой утреннее шоу на радио «Максимум» и прославилось, мы два года пытались Оле подобрать партнера, и все шло насмарку. Одного ведущего нашли, второго — не складывается психологический контакт. Мы с ужасом думали о том, что Оле надо будет опять искать партнера. А делать это для человека, уже находящегося на определенном уровне славы — еще сложнее.

Человек, который пришел на очередное интервью, имел некий ра­диоопыт. Он работал на питерских радиостанциях и в Москве на радио «Престиж», которую мы тогда и купили. По образованию он был неза-


конченным актером и незаконченным фельдшером. С радио «Пре­стиж» его два раза выгоняли за злоупотребление алкоголем. Тем не менее, мы решили его проинтервьюировать.

Мы с программным директором «Нашего Радио» Филиппом Гал­киным сидим, с ним разговариваем. Парень этот пришел с четким осознанием того, что все равно все бесполезно, поскольку радио «Пре­стиж» играло джаз, а тут будут делать новую радиостанцию, и всех выгоняют, а его уже два раза выгоняли, и вообще его здесь никто не ждал. Сидит он в таком состоянии пришибленном. Но как-то на воп­росы отвечает, смурной блеск в глазах.

И я ему задаю вопрос, который часто люблю задавать на интервью людям: «Есть два разных варианта карьеры. Один — когда человек любит быть в кадре. Причем в кадре — это может быть в эфире, на обложке журнала, как лицо проекта, на телевизионном экране. Это карьера, где все строится на твоей личности. И есть люди, которые согласны в жизни только на это. Есть другая карьера, когда ты нахо­дишься за кадром. Это режиссеры, продюсеры и прочие. И тебе не так важно, что не твое лицо находится в центре этого проекта, ты немнож­ко в тени, но при этом ты придумываешь и осуществляешь все в эфи­ре. Как вам, первая карьера интереснее или вторая?» Он так сидит: «Сейчас я подумаю, подумаю, подумаю». Проходит где-то трехминут­ная пауза, и он говорит: «Вы знаете, а можно я откажусь от ответа? Приз в студию, пожалуйста! Приз!»

Мы абсолютно обалдеваем. Человек, который нас первый раз в жизни видел, сидел на интервью и до этого подавал вялые признаки жизни, вдруг выдает совершенно спонтанную импровизацию.

Это был МакЛауд, который стал партнером Оли Максимовой и ведущим «шЫзгара-шоу».

Встреча будущих партнеров по эфиру проходила на нейтральной территории, в кафе, и была обставлена с предосторожностями, с каки­ми, наверное, передают заложников одной воюющей стороны другой, или встречаются супруги, которые разводились через несколько судеб­ных дел, с разбитыми стеклами, посудой и мебелью. Мало того, что они сейчас великолепно слушаются в эфире (значительно лучше, чем «Жаворонки», потому что в паре сложилось просто идеальное сочета­ние, как ключ к замку), но они еще и в жизни стали друзьями, что им не мешает в эфире четко разделять функции ведущих.

Но подобрать такие пары очень сложно. Надо всегда стараться, что­бы люди встретились вне эфира и какое-то время провели вместе. Я обычно даю им задание, которое можно сделать вместе: подготовить что-то в записи, придумать какую-нибудь эфирную игру. И после это-


го вы садитесь с одним, потом с другим и спрашиваете: «Как тебе?» И только после этого вы пробуете поставить их в эфир. Не бойтесь делать это поздно ночью. Я вообще считаю, что в радио можно эксперимен­тировать прямо в эфире, и ничего страшного в этом нет. Поставьте ведущих в два часа ночи, и их услышат два-три шофера, которые коле­сят по ночному городу. Вашей репутации это не повредит, а будущие звезды — пусть пробуют, ошибаются и учатся. Мне пришлось преодо­леть определенный психологический барьер, но с некоторых пор я даю людям экспериментировать у микрофона. Я думаю, что прежде чем делать какие-то выводы, надо дать будущей «звезде» недели две ежед­невно поработать. Или если это выходные, например суббота утром, надо 2-3 месяца выходить в эфир. Беда в том, что мы хотим увидеть у них какой-то прогресс, а они за всю неделю теряют навыки, которые приобрели в прошлые выходные. Нужно дать им некоторый промежу­ток времени, чтобы понять, на что они годятся. Правда, у иных после первого же эфира понятно, что все — крест.

Шесть черт, которые присущи успешным радиозвездам

1. Как правило, все ведущие, которые достигают успеха и славы в
радиобизнесе, искренни. Фальшь распознается очень быстро, поэтому я
поставил искренность на первое место. Как известно, можно обмануть
одного человека много раз, многих людей один раз, но нельзя обманы­
вать многих людей много раз. Поэтому, если человек выходит в эфир и
делает то, во что он сам не верит, это обречено на провал.

Обратите внимание, все яркие персоналии российского эфира, как правило, являются естественным продолжением того, что они представ­ляют собой в жизни. Сложно предположить, что Николай Фоменко в эфире «Русского Радио» делает или говорит что-то, с чем он радикально не согласен. Это его, «фоменковское» чувство юмора в руках Сергея Архипова и превратилось в фирменную «фишку» «Русского Радио».

2. Большая часть ведущих, которые добиваются успеха, искренне
любят людей. Причем, это не связано с их эфирным образом, они мо­
гут быть в эфире очень циничны, но при этом все равно любить людей.
И эту любовь — прислушайтесь к их эфиру — можно распознать, она
сквозит в каждом их слове. Злой человек, не любящий людей, вряд ли
станет эфирной звездой.

Можно сколько угодно обращаться к классическому радийному примеру американского ведущего Говарда Стерна, но нужно провести достаточно долгое время, слушая его, чтобы понять, как он любит свою аудиторию, и в этом тоже секрет его популярности. И все рос­сийские попытки его воспроизвести, поставив в эфир просто нагло-


го хама, обычно оканчиваются неудачей. Потому что Стерн не просто хам — он обычный парень, который очень любит людей, но при этом в эфире может позволить себе больше, чем все остальные — например, сказать вещи, которые говорятся на автобусной остановке или вечером в пивной.

3. Люди, которые достигают успеха в эфире, обычно отличаются постоянством и оправдывают ожидания. Они обладают удивительной способностью доставлять в эфир изо дня в день то, что от них ожида­ется. Они не выходят в понедельник шалуном, шутом и комиком, а во вторник — серьезным аналитиком, пытающимся загрузить всех каки­ми-то проблемами, которые возникли сегодня в политике или у него дома с утра. Они ведут себя изо дня в день одинаково.

4. Когда эти люди в эфире, это не всегда смешно, но это всегда шоу. Они обладают талантом делать шоу — это то, что обычно называ­ется «прирожденный шоумен». Причем, это может быть и серьезная программа, если это ток-шоу на новостной станции, и развлекательное шоу, если это музыкальная станция.

5. Они всегда трудолюбивы. Без трудолюбия в этом бизнесе невоз­можно ничего достичь. Это аксиома. Если человек, на которого вы возлагали большие надежды, через полгода начинает просто ленить­ся — это очень серьезный симптом, обратите на него внимание, вызо­вите его на разговор, а если ничего не изменится, можно вычеркнуть его из вашего главного списка, поскольку ленивые люди никогда не станут теми звездами, которые нужны вашей станции.

6. Я бы сказал, что это люди страстные. Это неотъемлемая часть их личности. Страсть развлекать для них, как правило, важнее, чем день­ги, которые им платят. Это не значит, что они плюют на зарплату. Деньги для них тоже важны. Но страсть развлекать — это то, что при­вело их на радио, что заставляет их вставать рано утром и выходить в эфир, несмотря на то, что они могут быть в абсолютно разбитом состо­янии. Поэтому, если вы обнаруживаете, что человек, с которым вы говорите и на которого рассчитываете, не страстный — это тоже важ­ный показатель.

Признаки команды

Обычно на радиостанциях, на которых есть звезды, работает коман­да людей, есть ощущение команды, и для этих команд тоже характер­ны несколько постоянных признаков.

1. Как правило, в командах принято взаимное уважение. Редко мож­но встретить звезду, которая относится к своему продюсеру или к кор­респонденту, как к хламу: «Подай чашку кофе, сбегай туда».


2. Там есть четко описанные правила игры — кто чем занимается, что в чью степень ответственности входит.

3. Это люди, которые, как правило, честны друг перед другом. Порой это приводит к тяжелым разборкам, но звезда всегда знает, что вот эти два-три человека, с которыми она работает, скажут ему то, чего не скажут другие. Они выйдут из эфира, и МакЛауд Максимовой скажет: «Это было плохо сегодня». Она может не услышать этого от своего начальства. Естественно, не услышит от слушателей. Но в команде от­ношения скорее семейные, ведь мама всегда тебе скажет, где ты «обла­жался». Точно так же и партнер в команде скажет, где «лажа».

4. Еще одна черта работы команды — это креатив. В настоящей
команде всегда есть пространство для идей. Ты приходишь на работу,
видишь группу, которая сидит в курилке, и понимаешь, что они не
просто болтают. Естественно, что это не происходит каждый день, но у
этих людей что-то бурлит. Существует питательная среда, в которой
нет-нет, да и возникнет что-то. Если вы прислушаетесь к команде на
станции, будь то новостная служба или эфирная, и ощутите там этот
климат, это очень хороший признак.

Вот вы получили или вырастили яркого ведущего.

Как удержать звезду

Если для основной части страны самая большая опасность потерять человека — это отъезд в столицы: Москву, Петербург или Екатерин­бург, то в Москве первая опасность — это уход на телевидение, вто­рая — переход к конкурентам на большую зарплату и третья — это звездная болезнь и превращение ведущего в «светского персонажа». Они превращаются в тусовщиков, и появление в каком-то месте ста­новится для них важнее, чем работа в эфире. «Ах, познакомиться с этой знаменитостью, тут затусоваться с этим музыкантом, попасть в кадр этой программы, рассказывающей про радио!..» В этой войне те­ряем мы лучших товарищей.

За все время руководства радиостанциями самой тяжелой моей по­терей был Костя Михайлов. В свое время он ушел с радио «Максимум» из программы «Утренние Жаворонки», чтобы попытать счастья на те­левидении. В ту пору на телеканале СТС создавалась вечерняя про­грамма «Час совы», и Косте предложили ее вести в вечернем эфире. Он пришел ко мне и сказал, что он хочет вести и утреннюю четырехча­совую программу на «Максимум» и выходить каждый вечер в телеэфир в режиме реального времени. Не составило труда объяснить ему, что совместить эти две вещи невозможно. Посвящать себя одной ежеднев­ной программе и так сложно, а тут — две программы ежедневного


формата. Судорожные попытки сделать так, чтобы он вел телевизион­ную программу два раза в неделю или по выходным, ни к чему не привели. Эти метания сопровождались депрессией, ощущением кри­зиса в собственной радиокарьере и тяжелыми алкогольными возлия­ниями, которые привели к развязке довольно быстро. Он ушел с радио «Максимум» и, проработав на телевидении меньше года, снова вер­нулся на радио. Но уже на другую станцию. И по сей день я уверен, что он так и не достиг того уровня мастерства, который был присущ ему в качестве ведущего утреннего шоу середины 90-х.

Когда сладкий кусочек телевидения маячит на горизонте, удержать вашего ведущего будет крайне сложно. Иногда имеет смысл дать ему это попробовать, чтобы он понял, что не получается. У большинства это и не получится. Многие люди, которые пытались, говорят о том, что болезнь радио сидит внутри, и человек обречен все равно вернуть­ся в родной радиоэфир.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 666; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.90 (0.012 с.)