Элемент «Time and Temperature» — «время и погода» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элемент «Time and Temperature» — «время и погода»



«Time & Temperature» (сокращенно Т&Т) — неизменный элемент каждого утреннего шоу. Если его нет или он используется с недоста­точной интенсивностью — это грубейшая ошибка. Все исследования, которые мы проводили, показывают, что для аудитории это самое важ­ное, что может быть в утренней программе.

Сколько бы раз человек ни слышал сводку погоды, она его никогда не будет раздражать. Более того, вспомним и о том, что у слушателя утром очень мало времени, продолжительность прослушивания неве­лика, часты отлучки от радиоприемника. А слушатель хочет знать, ка­кая будет погода, потому что от этого зависит то, как ему одеться. Вспомните себя — вы с нетерпением ждете прогноза погоды, но в тот момент, когда его объявляют, вы непременно о чем-то задумываетесь и потом спрашиваете: «Так сколько же градусов?»

Мы думали, как можно оригинально подать расширенный выпуск погоды. И придумали «звонок в небесную канцелярию». Мы дозвани­ваемся небесному канцлеру — ангелу, который сообщает нам сверху, какая сегодня будет погода. Роль ангела исполняет десятилетняя де­вочка. Детский голос вызывает положительные эмоции у взрослого слушателя, особенно если у него уже есть свои дети.

Вообще голосовое разнообразие — вещь для утреннего шоу очень важная. Обилие голосов (помимо голосов ведущих) создает ощущение динамики, эффект «калейдоскопа», смены ярких звуковых картинок.

Когда ведущие говорят о погоде, очень важны человеческие под­робности, сравнения, например: «Сегодня теплее (холоднее), чем вче­ра» или «Я сменила плащ на пальто». В большинстве случаев человеку не очень интересно знать о том, какое сегодня давление, сколько про­центов влажности и какова, с точностью до миллиметра в секунду, 57


скорость ветра. Эти цифры большинству малопонятны. Зато гораздо легче усваивается информация, сказанная простым «человечьим» язы­ком — сегодня ветрено, влажно и т.д.

В условиях нашего климата не стоит забывать и о состоянии дорог. Это буквально две-три фразы: скользко, намело много снега, ночью прошел сильный дождь, запаситесь лишними тремя минутами, чтобы по дороге на работу обходить лужи. Взять зонт, не взять зонт, как одеть детей и прочее. К тому же, мы, попадая на улицу раньше, чем боль­шинство нашей только просыпающейся аудитории, к началу эфира уже во всеоружии и можем доложить о том, какая на улице реальная погода. Потому что нашим метеорологическим службам свойственно заблуждаться, и усвоенный с вечера прогноз на сегодня порой мало соответствует реальности.

Почему бы не сказать и о магнитной буре, если вы таковой инфор­мацией располагаете? Если вы метеочувствительный человек, то посо­чувствуйте таким же, как вы. Будьте ближе к своему слушателю, он на самом деле умеет быть очень благодарным.

Все вышеизложенное в целом относится и к информации о точном времени. Именно утром слушателю необходимо постоянно знать, ко­торый сейчас час, хотя у него дома полно часов: часы на руке, будиль­ник в спальне, большой циферблат на кухонной стене. Но все же удоб­нее, чтобы о том, сколько сейчас времени, сообщали по радио. Для этого не надо отвлекаться и не надо переживать по поводу того, что свои часы могут опаздывать.

В «шЫзгаре» мы практикуем это следующим образом: каждый наш выход в эфир сопровождается информацией о погоде и точном времени.

Новости в утреннем шоу

Главное, о чем хочет знать слушатель с утра, — что случилось в мире и стране, пока он спал: не началась ли война, не течет ли из крана соляная кислота, не опасно ли выходить на улицу, не произошла ли авария на городском транспорте и не надо ли в этой связи раньше двигаться на работу. Еще ему любопытно, о чем пишут газеты, потому что он испытывает потребность в информации, которой сможет поде­литься на работе с коллегами, и быть в курсе того, о чем сегодня будут говорить все.

Плюс нечто еще, что сделает его более информированным и компе­тентным, чем окружающие. Фразы типа: «Я такое вчера видел по телеви­зору!» или «Я такое по радио слышал!», — думаю, произносил каждый.

Для новостей важен хронометраж (у нас — не больше трех минут) и тематика. Она определяется спецификой формата и портретом аудито-


рии. Например, мужчины хотят больше слушать про политику, авто­мобили, спорт.

Хорошо слушаются в новостях интервью и «стрит-токи» (экспресс-опрос, разговор с прохожими на улице), поскольку разнообразные пере­бивки, калейдоскоп из джинглов с постоянной сменой голосов эфирно­го, уличного и телефонного звучания, как я уже упоминала выше, при­ветствуется аудиторией и создает неповторимый утренний драйв.

С моей точки зрения, неплохо включать в новостные блоки корот­кую информацию развлекательного или курьезного характера, но зло­употреблять ей не стоит. Все-таки новости — вещь серьезная.

Спортивные новости у нашей аудитории тоже вызывают интерес. Мы считаем приоритетной информацию из области наиболее попу­лярных, особенно у мужчин, видов спорта: футбол, хоккей, баскетбол, большой теннис, «Формула-1». Керлинг, с его камнями и швабрами, лично меня завораживает некой «подлинностью», но информация о результатах последнего матча по этому увлекательнейшему виду спорта большинству аудитории вряд ли покажется интересной.

Рубрики в утреннем шоу

Нельзя забывать, что задача утреннего шоу — развлекать, создавать хорошее настроение, заставить слушателя улыбнуться. Поэтому жела­тельно насытить утреннее шоу юмористическими и развлекательными элементами. Более того, рубрики сами по себе служат разрядкой уже упоминавшейся выше звуковой атмосферы и сменой темпо-ритмовых характеристик вещания.

В «шЫзгара-шоу» большинство рубрик — игровые (так называемые features). Это интерактивные рубрики, состоящие из двух частей: из задания и подведения итогов. Их задача — вызвать у слушателя улыбку и попытаться задержать на нашей волне как можно дольше.

Всего рубрик двенадцать. Это много, но такое количество обуслов­лено тем, что они интересны слушателям и хорошо продаются рекла­модателям, которые охотнее покупают рекламное время в рубриках, нежели в обычных рекламных слотах.

Придумывая утреннюю рубрику, надо помнить:

/. Для нее важна интерактивность. Иначе это не интересно слу­шателю.

2. Если это игра, то она должна быть достаточно простой. Слушатель хочет принять участие в вашем шоу и выиграть призы. Поэтому в игре не должно быть сложных заданий, которые с утра человеку разрушают мозг на молекулярном уровне. Слушатель должен получить возмож­ность легко выиграть приз и почувствовать себя гением.


3. Рубрики не стоит затягивать. Если вы привлекаете слушателей к
участию в шоу посредством пейджера, не надо потом зачитывать все до
одного сообщения, даже из гуманного желания никого не обидеть.
Выбирайте самое интересное. Даже если оно будет единственным!
Нужно помнить, что игры делаются не для тех, кто принимает в них
участие, а для тех, кто их слушает. Поскольку играет 1%, а слушают
99%. Поэтому при подведении итогов рубрики нужно тщательно выби­
рать телефонные звонки и сообщения на пейджер. В ответах должна
быть какая-то изюминка, суперзабавное имя участника, «прикольный»
факт, странный акцент, смешная история.

Приведу пример такой «изюминки» из нашей практики. В рубрику «Невтерпеж» (описание см. ниже) позвонила женщина, которую звали Лена, и у нее было две кандидатуры для звонка: одного звали Слава, второго — Фикрат. Она вслух подумала о том, кому лучше позвонить. «Конечно Фикрату!» — в один голос ответили мы. Фикрат очень плохо говорил по-русски, обладал неповторимым акцентом (люди, говоря­щие с акцентом или с «фефектом» речи всегда привлекают внимание слушателя), в итоге получился реальный хит.

Нельзя затягивать и хронометраж телефонных звонков. Вообще нужно быть осторожными с экспромтами слушателей: сочинить они могут все что угодно, но вызовет ли это доверие у тех самых 99%?

4. Если вы решили устроить со слушателями дискуссию, то поста­райтесь запастись животрепещущей темой и провокационным вопросом, на который сами сможете привести как минимум три-четыре варианта ответов.

5. Если в утреннем шоу появляется новая рубрика, то первым де­лом, еще до появления в эфире, ее описание должен получить отдел про­даж и отдел промоушн, дабы у них было с чем работать.

Отдел промоушн предоставляет нам призы. Вот пример тесной ра­боты между отделами: «Наше Радио» подписало бартерное соглашение с некой компанией о предоставлении нам лимузинов. Но продюсеру ни одной из программ идея о призе в виде поездки на лимузине не внушала оптимизма. У нас же возникла идея в рубрике «Невтерпеж», помимо главного приза — ужина на двоих в ресторане, разыграть и четырехчасовую прогулку. «Почему бы лимузину не подъехать к дому победителей и не довезти их до ресторана?» — подумали мы. И пра­вильно сделали — этот, вроде как, не вполне материальный приз пользовался большой популярностью у слушателя.

Мы стараемся менять призовой фонд не реже, чем каждые две-три недели, хотя какой-то интересный приз, типа ужина в ресторане, мо­жет продержаться гораздо дольше. Иногда между продюсером утрен-


него шоу и отделом промоушн даже происходят конфликты: ведь мы четко понимаем, что слушателю заявленный приз неинтересен и у него нет явного стимула для интерактивности. Огромной популярностью пользуются билеты на хороший концерт. Обычно в этом случае мы получаем шквал звонков или сообщений на пейджер.

Несколько слов о ротации рубрик. Для американских радиостанций это обычное правило, норма и один из основополагающих принципов производства программ. На производство одной программы затрачива­ется очень много сил, времени, труда разных людей. Конечно же, жалко терять эти усилия. Если это выйдет в эфир лишь единожды, то вряд ли дойдет до всей аудитории. Мы хороший старый материал ротируем.

У нас в утреннем эфире выходят рубрики, которые звучат в прочих сегментах в течение всего дня — это радиосериал «Негодяи», «Недосто­верные новости», программа «За сценой». Но основную роль играют рубрики, специально придуманные и сделанные для «шЫзгара-шоу»: «Невтерпеж», «шЫзгарики», «Упс!», «Вщгадай Пгсню», «Утренняя пур­га», «Постскриптум», «Вилы», «Небесная канцелярия», «Страна сове­тов», «Негодяй и ангел» и т.д. Рассмотрим некоторые рубрики подробно.

Описание рубрик Рубрика «НИлгалай ГИсню»

Выходит в часе с 7 до 8. Состоит из двух частей. Хронометраж пер­вой части — минута, второй — полторы. Мы придумали эту рубрику на волне популярности в России украинской музыки. Наш утренний пер­сонаж, украинский культуролог Мыкола Черноземный, зачитывает в переводе на украинский язык тексты песен, которые у нас часто звучат. Слушателю дается некоторое время угадать, что это за песня, кто ее исполняет в оригинале, и сбросить свой вариант ответа на пейджер. К примеру, четырнадцатый (или какой угодно по счету) слушатель, при­славший правильный ответ, получает приз. Слушателю нравится чув­ствовать себя прозорливым. Например, даже если ты и не знаешь укра­инского, то, услышав в задании слово «ханарар», догадываешься о том, что это — песня «Чижа» «О любви». Обычно мы стараемся либо не давать сложного перевода, в котором трудно распознать оригинал, либо даем подсказку, потому что слушателю нравится чувствовать себя супер-продвинутым. Он же не знает, что таких, как он — еще очень много.

За пять-семь минут на пейджер приходит около двухсот сообще­ний. При подведении итогов мы иногда озвучиваем забавные непра­вильные ответы. Например, из двухсот сообщений сто девяносто пра­вильные, а десять — неправильные, вот из этих десяти нужно выбрать смешные ответы. Звучит группа «ДДТ», а кто-то говорит, что это Олег


1азманов. Мы это сообщение комментируем, например, так: «Саша, видимо, не проснулся», или так: «Нам пришло двести сообщений, из которых только один Саша решил, что это Олег Газманов. А победила сегодня Ира, которая живет на Ленинском проспекте». Кстати, при подведении итогов мы повторяем задание, чтобы ввести в курс дела тех, кто только что включился на нашу волну, а перед тем, как назвать имя победителя, Мыкола Черноземный сам эту песню поет (прибли­зительно 30—40 секунд), что звучит достаточно забавно и пользуется популярностью у слушателя. Победителю конкурса вручается приз.

Рубрика «Уnet»

Выходит с 8 до 9. Состоит из двух частей. Хронометраж первой час­ти — минута, второй — около полутора. Слушателям предлагается фраза из песни, звучащей в эфире «Нашего Радио», на которую нужно сочи­нить стихотворное продолжение. Результаты своего труда слушатели сбрасывают на пейджер. Предварительно мы «стимулируем» их соб­ственными вариантами, дабы аудиторию немного расшевелить и пока­зать, как это делается. Сообщений приходит много, озвучить в эфире все нереально — мало времени и много балласта, который большинству бу­дет неинтересно слушать. Поэтому обычно из сотен сообщений мы вы­бираем три-пять на наш взгляд самых лучших и зачитываем их в эфире, а затем выбираем одного победителя, который награждается призом.

Рубрика «шЫзгарики»

Выходит в девятичасовом клоке. Хронометраж две-четыре минуты. Мы заранее придумываем четыре фразы, которые записываем. Потом продюсер дозванивается до какого-нибудь места — учреждения, бани, магазина — и, как только на той стороне берут трубку, начинает эти фразы прокручивать раз за разом, до тех пор, пока отвечающий не бросит трубку или не догадается, что это — «Наше Радио». Таким образом, мы проверяем вежливость персонала самых разных сфер обслу­живания. Если отвечающий проходит экзамен достойно, то ему вручает­ся приз. Если он нас узнает, то ему достается суперприз. Эту рубрику мы записываем и монтируем незадолго до ее выхода в эфир, чтобы не получилось накладок, неожиданностей или просто не было скучно.

Рубрика «Вилы»

Стартует в девятичасовом клоке. Итоги подводятся в десятичасо­вом. Хронометраж старта со спонсорскими «тэгами» («тэг» — краткая информация о спонсоре — прим. ред.) около минуты. Хронометраж подведения итогов — около двух с половиной минут. Это, соответ-


ственно, с интродукцией к рубрике, спонсорскими тэгами, рекламным роликом, телефонными звонками и комментариями ведущих.

Суть рубрики в следующем: слушатели звонят и рассказывают о том, что их раздражает. Это может быть подруга, друг, сосед, какое-нибудь домашнее животное или обстоятельство. Короче, все то, про что мы иногда говорим: «Ну, вилы!». После объявления о начале руб­рики мы напоминаем о том, что «вы тоже можете поучаствовать, по­звонив по такому-то номеру». Лучшее сообщение поощряется призом.

Телефонные звонки принимает продюсер, который их монтирует. Некоторые слушатели участвуют в рубрике посредством интернета, но мы не много внимания обращаем на эти сообщения, потому что для эфира важнее живые голоса.

Несмотря на то, что мы подводим итоги через час, продюсер заканчи­вает принимать звонки через двадцать минут после объявления конкурса. Во-первых, требуется время на монтаж, во-вторых, стартует очередная рубрика, которая тоже требует приема телефонных звонков и, естествен­но, монтажа. Но за это время звонков в «Вилы» приходит достаточное количество, и вполне возможно из полученного материала набрать три-четыре или даже пять рассказов, если они очень забавные. Хотя, в итоге должно звучать не более трех звонков, потому что слушатель начинает уставать от большого количества «болтовни». В любом случае телефон­ная «нарезка» не звучит дольше двух минут. Звонки-хиты попадают в ротацию, и мы их время от времени повторяем, делаем из них компиля­цию и даем блоком как повтор лучшего, что было в рубрике «Вилы».

Рубрика «Невтерпеж»

Выходит с 10 до 11 утра. Хронометраж около трех минут. Задание для участника следующее: он по телефону должен убедить своего друга или подругу бросить работу или другие неотложные дела, приехать к нему и заняться сексом. Мы записываем ее заранее и монтируем, дабы избежать всяческих неожиданностей: бранных слов, чрезмерной затя-нутости и т.д. Есть категория людей, которых слово «секс» или фраза «я тебя хочу», звучащая по радио, пугает или закомплексовывает. Эта рубрика вызывает самые противоречивые отзывы.

Главная задача продюсера, записывающего и монтирующего эту рубрику, соблюдать чувство меры и четко видеть грань, за которой уже начинается пошлость и похабщина.

Рубрика «Утренняя пурга»

Это авторская рубрика Оли МакСимовой, Коли МакЛауда. Выходит в 9:58. Хронометраж до четырех минут. Представляет со­бой сочинение на свободную тему — на злобу дня или того, что сегод-


ня больше всего волнует ведущего. Готовится она поочередно — день МакСимова, день МакЛауд.

Загружать слушателя чересчур серьезными проблемами с утра недо­пустимо. Но есть какие-то темы, которые волнуют всех, например, жен­щина за рулем, проблемы отцов и детей. И их можно использовать. Главное — как эти темы преподнести. К примеру, я писала «утреннюю пургу» про одиночество пожилых людей и поставила вопрос о том, чем можно занимать людей в старости, дабы они не страдали от одиночества. Конечно же, мы и сами представили, какими будем, когда достигнем пенсионного возраста, и чем станем заниматься. Я предположила, что буду читать какие-нибудь лекции в ЖЭКе, собираться со старушками и печь куличи, а МакЛауд будет приглашать меня в гости на просмотр фильма нашей молодости — «Пятый алимент» (как он его назвал).

Хотелось бы привести фрагмент «Утренней пурги», посвященной дню рождения Владимира Владимировича Путина. Это была очень популярная тема в СМИ. Ее многие обсуждали. И мы со слушателями пытались представить, как проходит день рождения у Президента. На эту тему и фантазировали. Было много звонков, за которыми следова­ла моя собственная фантазия:

«Спасибо за звонки. Нам понравилось. Мои фантазии могут показать­ся кому-то чрезмерными, но, подчеркиваю, это всего лишь мои фантазии, а на них имеет право каждый свободный человек. Правильно? Итак...

Первым к месту празднования, то есть приблизительно дня, так, за два до начала', пришел Михаил Боярский. Нетерпеливо потирая руки, он думал: «Когда же, когда же все начнется?». Потом подтянулись еще несколько человек.

Ладно, гостюшки дорогие. Никого больше ждать не будем. Сади­тесь! — сказала, вытирая руки о передник, супруга президента Людмила, после того, как собравшиеся уже с час прождали прибытия остальных. Все как будто только этого и ждали, поэтому тут же стали шумно рассажи­ваться и накладывать себе закуски. Со всех сторон слышалось:

Валентина Ивановна, Валюша, а ну-ка накладывай себе, не стесняй­ся. Язычок заливной чудо как хорош! Людочка сама готовила.

Да нет, я вот «Мимозочки» лучше. Она с импортным майонезом или с нашим?

С на-а-а-ашим, конечно, с на-а-а-ашим.

Вот и чудненько, вот и славненько! А то у них что майонез, что горчицачерте что и с боку бантик. Ха-ха-ха!

А это что такое, это что такое, Сергей Кужугетович??? Ты что, краев не видишь? А ну-ка давай Владимиру Владимировичу полную чашу!


Happy birthday to you.

Happy birthday to you.

Happy birthday, dear president,

Happy birthday to you!

Пу-пи-ду-пиду, ny! Это пропел Лебедь. Оставим наших гостей на час. А через час за столом уже было гораздо оживленнее. Раскрасневшийся от веселья актер Боярский Михал Сергеич по просьбе Валентины Ивановны громко пел с нею хором: «Пора-пора-порадуемся на своем веку...». Валенти­на Ивановна, кстати, прикрывала ладошкой очаровательный левый глазик, потому что рядом, играя в глотателя огня, шалил Рэм Иваныч. По правую руку от виновника торжества сидел Игорь Сергеевич Иванов, министр иностранных дел. Чокаясь с именинником фужером, он, как обычно, прика­лывался по-черному: «Ну что, Володенька, окропим снежок красненьким?». Имя «Володенька» вообще доносилось отовсюду, в том числе и с улицы, от двери в ресторан, закрытой изнутри на ключ.

— Ты что, Володенька! Володенька, открой, мы же тебя сейчас на ку­
сочки резать будем!

Это злился Владимир Борисович Рушайло, который пришел со своим замом поздравить главного. Главный, быть может, и впустил бы очередно­го гостя, но Игорь Сергеевич в этот момент рассказывал ему на ухо похаб­ные анекдоты, после каждого они смеялись до слез и чокались. А супруга Людмила дергала президента за левый рукав и говорила:

— Володь! Вова! Вов, ты меня слышишь? Володенька, ну, может, хва­
тит, тебе же завтра на работу. Я говорю, тебе завтра соглашение с
Казахстаном подписывать и президента Квасневского поздравлять с пе­
реизбранием. Володя! Остановись! Остановись, ведь завтра сам жалеть
будешь!

Людмила как в воду глядела.

Утром Владимир Владимирович проснулся от жажды.

...! И зачем я под конец стал пить шампанское, — подумала голо­ва Владимира Владимировича, а затем разлепила рот и слабо позвала:Лю-ю-ю-д, Людмила-а-а-а...

Что, милый? — тут же нарисовалась на пороге спальни любящая супруга.

Люд, у нас рассола от помидорчиков случайно не осталось?

Нет, милый. Рэм Иваныч вчера все разбрызгал. Ты что, не помнишь, он же Царевну Лебедь изображал?

—.............. ///— сказал вчерашний именинник.

Давай, давай, вставай. Тебе на работу. Я уже тебе костюм приго­
товила, чистый сменный галстук, твой любимый, в синюю полосочку.


Придя на работу, он заглянул в холодильник в надежде обнаружить там запотевшую жестяную баночку. По закону подлости в холодильнике сто­яла только откупоренная бутылка с выдохшимся «Боржоми». Он вспомнил вдруг, что около Кутафьей башни недавно построили коммерческий ларек и что туда смог бы сгонять Ястржембский, но потом понял, что сейчас он не выговорит его фамилию.

После этого главный поклялся, что больше никогда, никогда в своей жизни, даже на день рождения... И принялся писать Квасневскому по­здравление с переизбранием на второй срок. Впереди был долгий-долгий ра­бочий день, и президент мечтал только об одном, чтобы он побыстрее кон­чился».

Таким образом, мы очень часто играем в театр у микрофона. Часто какие-то диалоги из придуманных историй мы с напарником зачиты­ваем в два голоса. Звучит неплохо.

Звуковое оформление утреннего шоу

Звуковой пакет утреннего шоу должен состоять из регулярных джинглов/лайнеров радиостанции и внутренних джинглов/лайнеров программы, а также из набора звуковых подложек, отбивок и прочего.

Для начала хотелось бы определиться с терминами. В практике оте­чественного радиовещания «джинглами» называют все подряд. Амери­канцы называют «джинглом» звуковой отрезок, идентифицирующий радиостанцию, который пропевается. Классический пример — всем знакомое «Е-вро-па плю-ю-юс». Если же название радиостанции проговаривается, то это уже не «джингл», а «лайнер». Яркий пример — «Наше Радио», звуковой пакет которого представлен исключительно лайнерами. Некоторые радиостанции для самоидентификации исполь­зуют как джинглы, так и лайнеры (например, радиостанция «ULTRA»).

В звуковом пакете должны быть представлены разнообразные по скорости джинглы и лайнеры: быстрые (fast, shotgun), средние (medium), медленные (slow). Они подбираются к следующей за ними песне по тональности, настроению, содержанию, ритму, скорости и т.д. Как правило, у каждого программного директора, ди-джея свое видение грамотного микса.

Есть термин «бэк», коим отечественный радио ди-джей именует музыкальную звуковую подложку под новости, рубрики, прогноз пого­ды, собственную речь и т.д. На самом деле «бэк» — это «хвост песни», на котором обычно делается back-announce, то есть после окончания песни объявляется исполнитель, название и прочая информация. Со­ответственно, есть и front, то есть музыкальное вступление до начала


пения (нам опять же, привычней называть его «интро»), на котором делается front-announce.

А звуковая подложка именуется «бед» (от англ. bed — ложе).

В утреннем сегменте не следует забывать о регулярных джинглах/ лайнерах, идентифицирующих вашу "волну на протяжении всего дня: утреннее шоу, безусловно, отличается от других сегментов* но оно яв­ляется неотъемлемой и гармоничной составляющей эфира в целом.

Регулярные джинглы/лайнеры — это лицо радиостанции. Человек слушает просто радио, а не конкретную станцию. Он переключается с волны на волну, меняет песни, меняет рекламу на песню, песню на новости, новости на песню. Напомню еще раз, что коммерческий ус­пех зависит исключительно от рейтингов и важно, чтобы при опросе человек вспомнил и произнес название именно вашей радиостанции. Для этого нужно постоянно и, желательно, ненавязчиво напоминать ему о том, что именно он слушает. Но не надо ставить через каждые три минуты мудреный джингл/лайнер, длящийся 15—20 секунд, доста­точно дать секундный с названием радиостанции.

При этом достаточно значимы внутренние, персональные джинг­лы/лайнеры, в которых содержится название программы и имена веду­щих, поскольку утреннее шоу — очень важный, фактически, самый главный элемент для радиостанции. Поэтому для него необходимо собственное звуковое оформление: несколько «бедов» на разные слу­чаи жизни, передающих определенное настроение, джинглы/лайнеры с названием радиостанции, утреннего шоу и именами ведущих, джин­глы/лайнеры с названием рубрик, игр, программ, короткие звуковые перебивки для новостей, набор классических спецэффектов (аплодис­менты, фанфары, уличный шум и т.д.) Чем разнообразней этот набор, тем ярче звучит программа. На «Нашем Радио» в большом почете яр­кие лайнеры, насыщенные звуками. В них могут входить нарезки из песен, забавные голоса или восклицания обычных прохожих.

Ведущие в шоу

Есть разные способы ведения утреннего шоу и взаимодействия ве­дущих в эфире.

Состав (в том числе и половой) и многочисленность персонажей утреннего шоу зависит от фантазии, оригинальности и возможностей (в том числе бюджетных) программного директора. У шоу может быть один ведущий, к которому приходят его коллеги, приносят спецрубри­ки или новости, спорт, погоду. Может быть двое ведущих, один из которых звезда, а второй выполняет роль спарринг-партнера. Шоу могут вести и двое ведущих, отношения между которыми строятся на основе равноправия и партнерства.


По этому принципу построена наша «шЫзгара». В эфире двое веду­щих — Оля МакСимова и Коля МакЛауд, классическое и столь люби­мое аудиторией сочетание мужского и женского голосов, плюс то, что восточные мудрецы изобразили в виде «инь» и «янь».

Для наших слушателей мы некая здоровая семья, старые знакомые, к которым с-ни уже много лет каждое утро приходят на кухню пить чай. Им нравится наблюдать за развитием семейных отношений, в кото­рых, безусловно, случаются споры, ссоры, примирения, но партнеры любят и уважают друг друга. Мы позволяем себе вольность в обраще­нии, с удовольствием подтруниваем и смеемся над собой. Приветству­ется и конфликтность, но важно не перегнуть палку, потому что боль­шинству неприятно ходить в гости к супругам, которые все время со­бачатся и бьют об головы друг друга тарелки. То есть, в общем шоу должно производить впечатление нормальной, живой семьи. Модели этих отношений люди проецируют на свою реальную жизнь.

Хочу привести пример из нашей практики. Мой соведущий Коля МакЛауд был в отпуске, в эфире его заменял продюсер Коля Мегве-лидзе. Мы решили устроить небольшой «спарринг», выбирая победи­теля в рубрике «Вилы». В данном случае я выступала в роли спарринг-партнера. Диалог был приблизительно следующий: «Мегвелидзе! Я буду выбирать победителя». (А Мегвелидзе фамилия грузинская.) На что он отвечает: «Молчи, женщина. Твое место на кухне. Иди готовь мне сациви. Победителя буду выбирать я». После эфира мы получили письмо по электронной почте из Кишинева. Письмо следующее: «Муж все утро надо мной издевался. Мы с ним работаем в одном офисе. Все утро он пытался заставить меня приготовить ему кофе. И мы ругались и спорили при коллегах. Я ему сказала, что женщина с мужчиной были неравноправны в далекие доисторические времена. И в этот самый момент Мегвелидзе говорит по радио: «Женщина! Твое место на кух­не». Весь офис лег, я пошла готовить мужу кофе, в итоге атмосфера разрядилась, личная жизнь наладилась, большое вам спасибо».

Вот тот самый момент стопроцентного попадания, за который слу­шатель очень благодарен ведущему.

Как выстраивать партнерские отношения в эфире

Мне кажется, что ведущие должны испытывать друг к другу насто­ящее дружеское расположение, а не просто приходить поработать. Иначе у них не получится естественного общения в эфире, они не будут интересны друг другу и, соответственно, слушателю. В таком партнерстве нет места амбициям. Очень важно уметь слушать и не пытаться перетянуть одеяло на себя. Чем больше каждый будет под-


черкивать заслуги и таланты своего напарника, тем больше будут выиг­рывать оба! Большой талант — умение после удачной фразы партнера запустить джингл/лайнер, а не поддаться соблазну поставить вслед за ней собственную, как правило, бледную, точку. Вообще, золотое пра­вило радио ди-джея: нечего сказать — запускай джингл!

Повторю, для слушателя мы — дружная семья, Оля и Коля, а не два отдельных человека, одного из которых зовут Коля, а другого Оля. Поэтому, работая, мы всячески избегаем местоимения «я»: не «я рас­скажу вам о погоде», а «мы расскажем вам о погоде».

Очень поощряется эфирный «спарринг» и умение дать хорошую по­дачу партнеру, на которую он может ответить хорошей репликой. Но, как говорится, лучший экспромт — экспромт подготовленный. Степень его подготовки может быть разной. Если вы рассчитываете уложиться во front (интро) песни, то лучше детально обсудить будущий диалог, его отрепетировать и записать свои реплики на бумаге. Приведу пример:

Оля: Ты знаешь, Мак, я продолжаю работать над собой. Ты же знаешь, я все время над собой работаю. Вчера я делала упражнения для усовершен­ствования женственности моего голоса, а то он у меня какой-то чересчур низкий.

Коля: А мне нравится. В принципе, мне вообще нравятся женщины с низкими голосами.

Оля: (очень высоким голосом): А мне больше нравится вот такой. Ты знаешь, я уже таким голосом разучила целую песню. Послушай!

Далее вступает группа «Колибри» с песней «Желтый лист осенний». По ее окончании:

Оля: (очень высоким голосом): Ну, как у меня получается, МакЛауд?

Коля: Да, получается, но теперь я хочу предложить тебе работать над своим голосом в некоем ином направлении. Желаю, чтобы ты спела, как Наталья Медведева. Ха-ха-ха.

Оля: МакЛауд, я столько не выпью...

Этот диалог был на 50% заготовлен заранее, а на 50% был экспром­том. Появление Натальи Медведевой было для меня полной неожи­данностью.

Бывают ситуации, которые мы обговариваем очень детально, чтобы уложиться во front (интро). Есть версия старинной песни Виктора Цоя «Видели ночь, гуляли всю ночь до утра» в исполнении группы «Здоб ши Здуб» с цыганским трио Эрденко с пластинки «КиноПробы. Tribute Виктору Цою». Мы заранее обсудили будущий монолог, чтобы точно уложиться в интро этой песни. На все про все у нас было 32


секунды, за которые мы рассказали слушателям о погоде, точном вре­мени, о том, что записались в кружок цыганского хорового пения при моем ЖЭКе, уже кое-чему научились и можем это продемонстриро­вать. Потом запели по очереди: «Ай, Ромалэ, Ромалэ, Ромалэ, ай, на-нэ, на-нэ, на-нэ» и даже дали короткий лайнер, после чего началось энергичное развитие темы. По звуку получилось красиво.

Для налаживания нормального рабочего контакта в эфире и борьбы с ненужными паузами мы с партнером используем язык жестов.

Знаки могут быть абсолютно любыми: например, если я рисую ука­зательным пальцем круг, то мой партнер понимает, что пора закруг­ляться; левой рукой изображаю «бла-бла-бла», то есть говорящий рот, а правой показываю указательным и большим пальцем отрезок — это означает, что анонсы будем проговаривать на интродукции песни; я поднимаю палец и потом указываю им на себя — это сигнал, что я бы хотела прокомментировать только что сказанное. Очень удобная шту­ка, поскольку упрощает рабочий процесс, уменьшает рутинность по­вторяющихся изо дня в день действий, позволяет успешно бороться с паузами и уплотнять эфир.

Подготовка ведущих к шоу

Мы готовим каждое утреннее шоу. Основная нагрузка по подготов­ке программы ложится на плечи продюсера. Его роль очень велика, фигура эта поистине незаменима, но подготовка ведущих к утреннему шоу длится круглосуточно и не прекращается ни на минуту.

Надо внимательно наблюдать за жизнью, окружающим миром, но­востями, фиксировать идеи, которые могут пригодиться, читать газе­ты, смотреть телевизор, общаться с соседями, то есть дышать со своей аудиторией одним воздухом, жить теми же интересами, иначе рано или поздно ты станешь им неинтересен. Можно кайфовать от Довлато-ва или Сорокина, но нельзя не знать о том, кто такая Маринина, ко­торую твоя аудитория читает в метро. Можно упиваться фильмами Кронненберга, но не забывать, что есть сериал про ментов, который смотрит полстраны.

У наших американских коллег практикуется периодически отправ­лять ведущих утреннего шоу (которые отличаются от российских, в том числе, и более ощутимым материальным благополучием) на. американс­кие оптовые рынки, покататься в неблагополучном американском мет­ро, чтобы не отрываться от реальности (нам в этом плане проще). Коро­че говоря, ведущие должны интересоваться, чем живут их слушатели.

Но при этом не стоит забывать о том, что ведущие должны произ­водить впечатление человека благополучного, потому что если у тебя


все плохо, то зачем мы тебя будем слушать, у самих забот полон рот. Слушатель не хочет иметь дело с депрессивным неудачником. Но это не значит, что ведущий в эфире не может говорить о каких-то личных проблемах и заботах, делиться опытом, рассказывать о совершенных ошибках. Важно найти эту самую золотую середину. Я часто исполь­зую события из собственной жизни как повод для разговора или об­суждения в эфире. Слушатели очень любят, когда ведущий называет имена своих школьных учителей, друзей, близких, любимых, одно­классников, улиц, на которых прошло детство.

Работа с аудиторией

Американские коллеги считают, что если слушатель остается на волне утреннего шоу на протяжении 15 минут, то это уже грандиозный успех. Как удержать аудиторию в течение всей программы? И возмож­но ли это? Совершенство недостижимо, но стремиться к нему все же надо. Как это делать?

1. Давать аудитории то, что ей нужно: время, погоду, музыку, ново­сти, курс доллара, эмоции, развлечения, призы, хорошее настроение, дружеское расположение, понимание, сопереживание.

2. Постоянно анонсировать то, что будет впереди, закидывать «крюч­ки». Это, пожалуй, в работе радиоведущего самое трудное. Понятно, что не стоит говорить: «Слушайте наши новости, и вы узнаете о том, что «Спартак» выиграл у «Динамо» со счетом 5:3», потому что в этом уже нет никакой интриги и зачем долго ждать информацию, которую вы только что уже получили.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.28.48 (0.103 с.)