Стандартные форматы книг и область их применения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандартные форматы книг и область их применения



В России форматы бумаги для печатания стандартизированы (ГОСТ 1342), форматы книг (ГОСТ 5773-90). Бумага для печатания книг и журналов вырабатывается следующих форматов:

рулонная – шириной 60, 70, 75, 84, 90, 100, 108, 120, 140, 168 см;

листовая - - размером 60х84, 60х90, 70х90, 70х100, 70х108, 75х90, 84х108 см.

В пользу выбранного стандартного формата говорят следующие обстоятельства:

- Технические возможности печатной машины. При этом экономится бумага, т. е. заказчик несет меньшие затраты, что особенно ощутимо при больших тиражах.

- Необходимая бумага доступна в любых количествах.

В ряде случаев, особенно при значительных тиражах книг в обложке, покупатель предпочитает стандартные издания, а не стандартные активно отвергает.

Использование стандартных форматов, естественно, снижает оригинальность издания, как в области производства, так и в области дизайна.

Использование стандартных или нестандартных форматов само по себе не определяет дизайн книги. Просто стандартные форматы представляют выверенные решения для многих видов книг, дизайнеры могут работать, не думая о пропорциях.

В пользу нестандартного формата говорят следующие аргументы:

- Оригинальный вид книги.

- Большая свобода в использовании иллюстративного материала.

- Большие возможности для выражения индивидуальности автора и издания в целом.

 

 

Самостоятельная работа. Рассчитать формат издания до и после обрезки 84х108/16, 84х108/32, 84х108/64, нарисовать в тетради. Изготовить кроссворд по предыдущим темам.

Домашняя работа. Дать анализ и рецензию на книгу, выбранную в качестве образца, на формат издания.

Формат издания «Приключения Тома Сойера» – 60х90/16, после обрезки 145х215 мм, относится к группе средних форматов. ГОСТ 5773-90 регламентирует максимальный формат издания после обрезки 145х215мм, минимальный 132х205мм. Формат данного издания соответствует ГОСТу 5773-90.

Для данного издания формат выбран удачно, так как хорошо подходит для изданий для детей и подростков. Оно имеет небольшую толщину блока, высота и ширина удобны для того, чтобы книгу можно было легко взять в руки. Длина строки приближается к оптимальной. Формат удобен для беглого чтения, хотя и не является удачным, т. к. высота полосы великовата.

В издании имеются штриховые иллюстрации, что улучшает внешний вид книги и не ухудшает восприятие текста, так как преобладает открытая верстка. Текст простой (не имеет ни таблиц, ни формул), набран в одну колонку и не оказывает влияние на выбор формата издания.

Книга не требует особых условий для чтения. Формат данного издания соответствует требованиям: удобен для чтения, хранения, удобно держать в руках и переносить.

 

 

Урок 10, 11, 12, 13 (4 часа – теор., 4 час. – практ.)

 

Формат полосы набора

Понятие полосы набора. Измерение полосы набора. Виды полос в печатном издании. Определение формата полос и раскладки визуальным, диагональным и расчетным способами. Выбор формата полосы с учетом вида литературы, формата издания. Измерение формата полосы при условии уменьшения формата издания. ОСТ 29.124-94, ОСТ 29.127-2002 и др.

Практическая работа № 3. Определение и вычерчивание полос набора по стандарту и другими способами.

В результате изучения данной темы студент должен:

- знать варианты оформления полос набора и требования, предъявляемые к полосам;

- уметь выбирать и определять формат полос набора для изданий как стандартного, так и нестандартного формата, с учетом предъявляемых к ним требований.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется форматом полосы набора?

2. Способы определения формата полосы.

3. Что происходит с форматом полосы, если при печати часть бумажного листа расходуется на технологические нужды?

4. Как изменяется формат полосы при бесшвейном способе скрепления, при шитье втачку?

5. Как высоту полосы перевести в строку набора?

Литература: Л [1], с. 471-472, с. 485-499; Л [13], с. 54-75; Л [7], с. 71-75; Л [6], с. 91-101.

 

Полоса набора – область страницы, в которой располагается текст, таблицы, иллюстрации, концевые и спусковые пробелы. Поле – это расстояние от границ страницы до границ полосы набора. Различают четыре поля: корешковое, верхнее, боковое, нижнее.

Типы полос: спусковые, концевые, рядовые, начальные, иллюстрационные, смешанные, титульные.

Формат полосы набора зависит в первую очередь от формата издания, а также от гигиенических требований, объема и оформления издания.

 

Домашняя работа. Дать анализ и рецензию на книгу, выбранную в качестве образца, на формат полосы, полей издания.

Формат полосы – 63/4 кв.

ОСТ 29.127-2002 «Издания книжные для взрослых читателей» регламентирует, что для кегля 10 и более (кегль 14) минимальная длина строки должна составлять 3 3/4 кв., максимальная – 7 кв. Следовательно, длина строки соответствует ОСТу 29.127-2002. Длина строки составляет 45 знаков, набор одноколонный. Емкость строки ниже рекомендуемой удобочитаемой длины строки (52-54 знака).

Количество строк на полосе – 38

Поля: 10-12; 13-14; 19-20; 20-21 мм

ОСТ 29.124-94 «Издания книжные для взрослых читателей» рекомендует минимальные размеры полей: 10; 12; 11; 15 мм

Поля соответствуют рекомендациям ОСТ 29.124-94. Считаю, что размеры боковых и нижних полей взяты больше, что привело к увеличению объема издания. Разные размеры полей на разных страницах издания привели к смещению полос и отсутствию приводки.

 

 

Урок 14, 15, 16, 17 (4 часа – теор., 4 час. – практ.)

 

5. Шрифтовое оформление изданий

Характеристика шрифта как средства полиграфического воспроизведения текста. Виды шрифтов, их применение. Классификация типографских шрифтов. Шрифтовое оформление книжно-журнальных изданий в зависимости от вида литературы, категории читателя, формата издания, формата полосы, способа набора, способа печати и рекомендаций ГОСТов. Удобочитаемость и экономичность шрифта. Применение этих характеристик при выборе шрифтового оформления издания.

Практическая работа № 4. Определение полного индекса предложенных образцов шрифтов при помощи и без помощи каталога.

В результате изучения темы студент должен:

- знать конструкцию шрифта и основные его характеристики;

- уметь определять и выбирать кегель и интерлиньяж, а также различать между собой основные группы шрифтов.

1. Вопросы для самоконтроля:

2. Что называется типографским шрифтом?

3. Что учитывается при выборе гарнитуры шрифта для набора текста?

4. Какой шрифт называется текстовым?

5. Что влияет на удобочитаемость текста?

6. Какой шрифт называется экономичным?

7. Чем объясняется широкое применение литературной гарнитуры, обыкновенной, Таймс?

Литература: Л [1], с. 471-473, 485-499; Л [13], с. 49-101; Л [7], с. 102-126; Л [9], с 52-69.

 

Шрифты различают по рисунку, начертанию, кеглю (размеру) и назначению.

Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Полный комплект гарнитуры содержит шрифты всех начертаний и кеглей, а в каждом кегле — русский и латинский алфавиты прописных и строчных букв, а также относящиеся к ним знаки.

По начертанию шрифты одной гарнитуры подразделяются на три группы:

- по наклону очка — прямые, курсивные и наклонные;

- по плотности очка — нормальные, узкие и широкие;

- по насыщенности шрифта — светлые, полужирные и жирные.

По назначению шрифты подразделяются на:

- текстовые — для набора текста;

- титульные — для набора обложек, титульных листов, шмуцтитулов и т.п.;

- акцидентные — для набора малых форм (аттестатов, дипломов, бланков и т.д.), оформительских и рекламных работ.

Выбор гарнитуры шрифта

Наиболее часто используются следующие гарнитуры:

- Литературная — для набора всех видов изданий, кроме букварей, энциклопедий, а также малоформатных, нормативных, периодических и литературно-художественных изданий;

- Обыкновенная новая — для набора всех видов книжно-журнальных изданий, кроме учебников для начальной и средней школы до 9-го класса, карманных и нормативных изданий;

- Банниковская и Академическая — для набора литературно-художественых, научных, учебных и научно-популярных изданий по гуманитарным областям знаний;

- Школьная — для набора учебников начальной и средней школы, изданий для детей, художественной и научно-популярной литературы, нормативных изданий и массовых иллюстрированных журналов;

- Балтика и Таймс — для набора художественной и научно-популярной литературы;

- Журнальная и Новая газетная — для набора журналов, производственно-инструктивных, художественных и официально-ведомственных изданий;

- Журнальная рубленая — для набора иллюстрированных и научно-популярных изданий;

- Букварная — для набора букварей и изданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- Бажановская — для титульного набора, а также для набора литературно-художественных изданий и изданий по искусству.

 

Выбор кегля шрифта

Выбор кегля шрифта осуществляется в соответствии:

- с квалификацией читателя;

- с учетом типа, характера и назначения издания;

- с учетом формата издания и длины строки.

Для подавляющего большинства изданий, рассчитанных на взрослого читателя и имеющих длину строки 4 - 7 кв. (68 - 119 мм), применяется шрифт кегля 10.

Кегли 7 и 8 рекомендуются в качестве основного шрифта при длине строки 3 - 4 1/2 кв. (51-76.5 мм) для различных научно- и официально-справочных изданий (энциклопедии, словари и т.п.) и в качестве дополнительного для малоформатных журналов.

Кегли 6 и 7 рекомендуются для малоформатных справочников, в особенности словарей, для придания им еще большей портативности при длине строки 1 5/8 - 2 3/4 кв (27.8 - 46.75 мм).

Шрифты кегля 9 используются для научно-справочных изданий; художественной и детской (для старшего возраста) литературы; официально-ведомственных изданий.

Кегли шрифта крупнее, чем кегль 10, применяются в учебных и детских изданиях.

Шрифт кегля 12 кроме детских изданий применяется также в изданиях больших форматов (70x90/16 и более) при длине строки 7 1/4 - 9 1/2 кв. (123.25 - 161.5 мм), в том числе для монографий и научно-популярных изданий в особом художественном оформлении, антологий.

Интерлиньяж

Нормальным считается междустрочный интервал равный 120% кегля, используемого шрифта; плотным — равный кеглю шрифта.

 

Художественные издания

Гарнитура шрифта для литературно-художественных изданий должна выбираться с учетом удобства чтения и специфики содержания произведения, его стилевых особенностей, а также эпохи, о которой в нем говорится или к которой оно относится. Так, елизаветинская гарнитура, вполне подходящая для набора произведений авторов XVIII-XIX веков, явно не подходит для набора стихов В. Маяковского, так как изысканность начертаний этой гарнитуры не соответствует стилю и духу поэзии В. Маяковского, а сам рисунок этой гарнитуры напоминает рисунки шрифтов XVIII - начала XIX века, т.е. таких гарнитур, которыми печатались произведения авторов того времени. Но для выбора гарнитуры шрифта может быть применен и другой критерий. «Выразительные средства шрифта не должны противоречить нашему восприятию текста. Точно так же, как мы силой собственного воображения проигрываем произведения Аристофана, Шекспира, Мольера и Шиллера, так и издания произведений классиков должны отвечать нашим вкусам и желаниям и набираться современными шрифтами», — пишет А. Капр в «Эстетике искусства шрифта» (М., 1979. С. 60).

Желательно, чтобы рисунок гарнитуры шрифта соответствовал также и графическому характеру иллюстраций. Если книга иллюстрируется гравюрами с тонкими штрихами, то и в книжном шрифте желательно видеть такие же признаки, например контрастные шрифты с тонкими засечками. В этом случае наиболее полно достигается стилевое единство оформления.

 

Научно-техническая и научно-популярная литература

Научная сложность информации и продолжительность циклов непрерывного чтения предъявляют максимально высокие требования к удобочитаемости текста в научно-технических изданиях.

Удобочитаемость связана с рисунком и кеглем шрифта, длиной строки, размером апрошей, интерлиньяжем, шириной полей, цветом шрифта и бумаги, фактурой бумаги. Сопутствующим фактором является весь строй оформления книги, т.е. фон, на котором происходит чтение словесного текста, уровень помех, сопутствующих чтению. По отношению к научно-техническому изданию выбор шрифта и всех параметров шрифтового оформления должны всецело подчиняться требованию удобочитаемости. Декоративные приемы и моменты стилизации здесь исключены.

Фиксированная длина строки канонична и привычна для читателя. Чтение строк одинаковой длины вырабатывает автоматизм процесса чтения. Но выключка строк на заданный формат неизбежно ведет к колебаниям размеров межсловных пробелов. В ручном и линотипном наборе корректировка этих размеров велась под наблюдением наборщика. В автоматизированных системах набора межсловные пробелы часто увеличиваются произвольно.

Единственный способ получения строго одинаковых апрошей по всему тексту - флаговый набор со свободной выключкой строк по правому краю полосы. Не следует видеть в свободной выключке средства избавления от переносов слов. При отсутствии переносов полоса набора зазубривается справа настолько, что затрудняется различимость абзацного членения, если нет абзацных отступов.

В узких колонках (меньше четырех квадратов) и тем более в сверхузких (например, в примечаниях на боковых полях) свободной выключке следует отдавать безусловное предпочтение, несмотря на то что в этом случае зазубривание ощущается особенно остро: «рваный» край текстового блока гораздо естественней чрезмерной «дырчатости» набора. Если при этом необходимо явно выраженное абзацное членение, то следует внести отступы или, что еще лучше, отбивки между абзацами.

В целях сохранения постоянства длины строк и, следовательно, поддержания ровного ритма чтения следует избегать оборочной верстки иллюстраций, таблиц и других элементов.

При значительном объеме текстов, набранных шрифтом пониженного кегля (например, текстов подстрочных примечаний и крупных цитат), и чрезмерно широком формате набора (>7 кв.) рекомендуется такие тексты набирать в две колонки.

С позиций удобочитаемости идеальным вариантом шрифтового решения является набор как основного, так и дополнительных текстов единым по рисунку и кеглю шрифтом. Это положение приобретает особое значение, если трудно выявить иерархию различных составляющих текста (например, основного текста и пространных подписей к иллюстрациям).

При небольшом объеме всякого рода дополнительных текстов данный вариант достижим легко, при значительном — труднее, но в этом случае он особенно актуален с точки зрения удобочитаемости. Чем мельче шрифт основного текста, тем сильней тяготение издания к единошрифтовому решению (например, это имеет место при кегле 9/10 или 8).

 

Урок 18, 19 (2 часа – теор., 2 час. – практ.)

 

6. Объем издания

Единицы измерения объема авторского произведения. Единицы измерения объема печатного произведения. Способы предварительного расчета объема издания в печатных листах, в условных печатных листах, бумажных листах. Понятие удобопечатаемого объема. Способы приведения объема издания к удобопечатаемому.

Практическая работа № 5. Расчет объема издания.

В результате изучения темы студент должен:

- знать единицы измерения объема печатной продукции;

- уметь определять предварительный объем издания в печатных листах.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких единицах измеряется объем печатного произведения?

2. Какой лист называется условным печатным листом?

3. Сколько полос размещается на одном печатном листе?

4. Какие требования предъявляются к объему печатного издания?

5. Какой объем называется удобопечатаемым?

Литература: Л [6], с. 34-39.

 

Урок 20, 21, 22, 23, 24, 25 (6 часа – теор., 6 час. – практ.)

7. Работа с оригиналами элементов внешнего оформления издания

Элементы, размещаемые на обложке, переплетной крышке, суперобложке согласно ГОСТ 7.0.4-2006 «Выходные сведения в издательской продукции». Составные элементы обложки и переплетной крышки, их назначение. Типы обложек и переплетных крышек по ГОСТ 22240-76 «Обложки и крышки переплетные. Классификация». Оформление обложек. Оформление переплетных крышек с бумажным и тканевым покрытием. Оформление суперобложек. Определение формата обложек, переплетных крышек, суперобложек. Изготовление эскизов на элементы внешнего оформления издания. Правила разметки оригиналов на текстовую часть обложки, переплетной крышки, суперобложки.

Практическая работа № 6. Изготовление эскиза и разметка оригинала обложки и переплетной крышки.

Содержание работы

1. Изготовьте эскиз обложки со следующим текстом (формат издания 70х100/32):

Олег Смирнов

Гладышев

из разведроты

Объем блока 12 трехсгибных тетрадей. Масса бумаги 70 г/м2. При оформлении обложки используйте линейки и орнаменты, небольшую иллюстрацию (черно-белую или цветную).

2. Изготовьте эскиз переплета тип 7 (цельнобумажный) со следующим текстом

О родине,

о мужестве,

о славе

Объем блока 15 трехсгибных тетрадей. Масса бумаги 60 г/м2. При оформлении переплета используйте цветной фон и черно-белую штриховую иллюстрацию. Формат издания 70 х 108/32.

 

В результате изучения темы студент должен:

- знать элементы, размещаемые на обложках и переплетных крышках и правила их оформления;

- уметь определять размер обложек и переплетных крышек и размещать все элементы на них в соответствии с правилами оформления.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите элементы внешнего оформления.

2. Назовите виды обложек по способу воспроизведения.

3. Какие средства применяются при оформлении обложек?

4. Когда на корешке обложки делается оформление?

5. Сколько типов обложки предусматривает ГОСТ 22240-76?

6. Какие издания выпускаются в переплетных крышках?

7. От чего зависит размер живописного поля на переплетной крышке?

8. Назовите типы переплетных крышек.

9. Способы оформления переплетных крышек.

10. Из чего складывается формат переплетной крышки тип 6, тип 7?

11. Что входит в общие указания при разметке оригинала обложки?

Литература: Л [1], с. 312-318; Л [3], с. 179-194.

 

Самостоятельная работа. Изготовить кроссворд по теме «Внешнее оформление изданий».

Домашняя работа. Дать анализ и рецензию на книгу, выбранную в качестве образца, на внешнее оформление издания (см. образец в конце темы).

)

Наряду с внутренним оформлением издания существует внешнее. К элементам внешнего оформления издания относятся:

o Обложка

o Переплетная крышка

o Суперобложка

o Футляр

o Манжетка

o Форзац

o Каптал

o Ляссе

 

Переплетная крышка — основная часть переплета книги, изготовленная из цельного листа картона или из картонных сторонок, оклеенных покровным переплетным материалом, бумагой с отпечатанным изображением; соединяется с книжным блоком при помощи форзацев. Переплетная крышка является важным элементом оформления книги. Во-первых, она «представляет» издание. Переплетная крышка отражает содержание, определенным образом характеризует его, создает впечатление. Внешнее оформление – это первое, что видит читатель в книге, это то, что вызывает его интерес, вызывает желание взять ее в руки, заглянуть внутрь, прочитать… Вот почему привлекательность переплетной крышки имеет весьма высокое значение. Во-вторых, данный элемент «защищает» книжный блок от внешних воздействий. Жесткость переплета не позволяет бумаге мяться, придает дополнительную прочность, «оберегает» издание от повреждений. Безусловно, это позволяет на более долгое время сохранить первоначальный вид книги и продлевает ее «жизнь».

1. Виды переплетных крышек.

2. Требования по ГОСТ 7.84 - 2002 «Издание. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления».

3. Оформление переплетных крышек.

4. Виды переплетных крышек.

Переплетная крышка – это основная часть переплета, состоящая из сторонок и корешка, покрытых переплетным материалом.

Существует несколько типов переплетных крышек:

ü Тип 5

Составная переплетная крышка –картонные сторонки покрыты одним покровным материалом, а корешок другим;

ü Тип 6

Переплетная крышка, состоящая из картона;

ü Тип 7

Цельнокрытая переплетная крышка;

ü Тип 8

Переплетная крышка с накладным корешком;

ü Тип 9

Переплетная крышка с окантованным корешком.

Причем Тип 8 и Тип 9 изготавливаются только вручную, соответственно, при малых тиражах в издании.

 

ГОСТ 7.84 - 2002 «Издание. Обложки и переплеты. Общие требования и правила оформления» регламентирует:

Общие положения:

1. Оформление переплета издания определяется художественным замыслом издателя и типологическими особенностями издания.

2. Сведения, размещаемые на переплете, должны идентифицировать издание и соответствовать выходным сведениям, приводимым на титульном листе издания. Не допускается приведение на переплете сведений, искажающих или противоречащих выходным сведениям на титульном листе.

Передняя сторонка переплета:

1. На передней сторонке переплета обязательно приводят:

· Имя автора (авторов);

· Заглавие издания.

Количество авторов на передней сторонке переплета должно соответствовать количеству авторов, указанных на титульном листе издания и, как правило, не должно превышать трех.

2. На передней сторонке переплета официальных и нормативных изданий обязательно приводят:

· Наименование официального учреждения;

· Имя автора (авторов);

· Заглавие издания.

3. На передней сторонке переплета многотомных изданий обязательно приводят:

· Имя автора (авторов);

· Заглавие издания;

· Обозначение и номер тома.

4. На передней сторонке переплета выпусков книжных серий приводят:

· Название серии и марку серии, номер выпуска серии;

· Имя автора;

· Заглавие издания.

5. На передней сторонке переплета периодических и продолжающихся изданий должны быть указаны:

· Номер ISSN(в правом верхнем углу);

· Порядковый номер издания;

· Заглавие издания;

· Год выпуска издания.

6. Издатель может приводить на передней сторонке переплета все выходные сведения, которые указаны на титульном листе.

Корешок переплета:

1. При толщине книжного блока свыше 9 мм на корешке указывают:

· Имя автора (авторов);

· Заглавие издания;

· Обозначение и номер тома, выпуска, части (для многотомных изданий);

· Первые и последние слова или буквы (для многотомных справочных изданий и словарей).

2. Сведения на корешке печатают в установленной выше последовательности сверху вниз. Для изданий, толщиной блока свыше 40 мм, возможно использование поперечного расположения приводимых сведений.

3. Сведения, приводимые на корешке, разделяют полиграфическими средствами.

 

Задняя сторонка переплета:

1. На задней сторонке переплета в нижней части приводится штриховой код издания.

2. Дополнительно могут приводиться сведения об авторах, о серии, об издателе и иная рекламная информация.

Оформление переплетных крышек

Формат переплетной крышки определяется:

Картонные сторонки по высоте равны высоте блока + 6 мм

Картонные сторонки по ширине равны ширине блока – 2 мм

Отстав по высоте равен высоте картонных сторонок + 35 мм, по ширине равен толщине блока.

Способы оформления переплетных крышек с бумажным покрытием:

1. Лакирование – это процесс нанесения на поверхность лаковых композиций, которые образуют в результате испарения растворителей гладкие прозрачные пленки толщиной 20 – 40 мм.

Лаки, используемые в полиграфическом производстве, чаще всего представляют собой раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде. Лаки должны обладать хорошей адгезией к бумажному и красочному слою, быть химически нейтральными к ним, не вызывать изменение цвета изображения оттиска и не изменять свои свойства под влиянием окружающей среды. Лакировать можно оттиски, полученные любым способом печати на глазированной и мелованной бумагах. Состав лака выбирается в соответствии со свойствами лакируемой поверхности, ее назначением и условиями эксплуатации.

2. Припрессовка пленки к оттискам – это процесс создания на оттиске полимерного прозрачного покрытия за счет припрессовки готовых пленок, переноса термопластического материала с основы или нанесения расплавов полимера. Наибольшее применение получил способ припрессовки готовых пленок, которые соединяются с оттиском, клеем, наносимым на пленку. Для этой цели используют преимущественно лавсановые и полипропиленовые пленки (толщиной около 20 мм), обладающие необходимыми физико-химическими, механическими и оптическими свойствами.

3. Печатание металлизированными красками аналогично печатанию обычными красками, в связи с этим отнесение его к отделочным процессам является условным. Печатание металлизированными красками ведется на листовых машинах обычно способами высокой, плоской, офсетной, флексографской и трафаретной печати с использованием красок, содержащих мелкодисперсные порошки бронзы или алюминия. При этом печатать нужно на бумаге с гладкой поверхностью.

4. Бронзирование оттисков – это процесс нанесения на отдельные участки изображения оттиска мелкодисперсного порошка бронзы или алюминия, которые имитируют благородные металлы (AgиAu). Бронзировать можно оттиски, полученные любым способом печати на хорошо проклеенной высокогладкой бумаге сомкнутой поверхности.

Также к способам отделки переплетных крышек с бумажным покрытием можно отнести:

· Тиснение металлизированной фольгой;

· Бескрасочное тиснение;

· Трафаретная печать;

· Высокая печать;

· Офсетная печать;

· Рельефное тиснение.

Способы оформления переплетных крышек с тканевым покрытием:

1. Тиснение металлизированной фольгой – это процесс горячего переноса при определенном давлении металлизированной пленки с промежуточной основы на оттиск. В зависимости от вида фольги изображение может имитировать цвет и блеск золота или серебра.

2. Бескрасочное тиснение – это процесс получения изображения за счет деформации оттисков под воздействием давления и нагревания.

3. Рельефное тиснение (конгревное) –изображение образуется благодаря остаточной деформации материала крышки под действием давления и нагрева.

4. Печатание переплетными красками – это наиболее экономичный, простой и распространенный способ отделки переплетных крышек. Технология печатания красками на переплетных крышках почти не отличается от технологии печатания способом высокой печати. Для печатания на крышках используют специальные переплетные краски, которые должны удовлетворять следующим основным технологическим требованиям:

· Прочно закрепляться на наружном материале переплетной крышки с образованием эластичной пленки;

· Обладать высокой кроющей способностью;

· Быть светопрочными;

· Иметь большую вязкость, чтобы при печатании не выдавливаться за края печатающих элементов штампа.

5. Трафаретная печать – форма трафаретной печати представляет собой сетку, натянутую на прямоугольную раму. Пробельные элементы закрывают слоем, который не пропускает краску. Печатающие элементы открыты, и через них в процессе печатания краска из красочного устройства ракелем продавливается на поверхность крышки. В результате создается изображение, все элементы которого образованы красочным слоем одинаковой толщины.

В отличие от классических способов печати трафаретная печать позволяет наносить на запечатываемую поверхность очень толстый слой краски (8 – 200 мкм). Оттиски с таким слоем краски характеризуются высокой насыщенностью, яркостью и создают эффект объемного переплета характерно для изданий политической, научной, производственно-технической, справочной литературы, для подписных изданий.

Чисто шрифтовое (или с добавлением элементов несложного орнамента).

Шрифтовая надпись на переплете имеет прежде всего информационное значение. Исходя из этого, казалось бы, достаточно того, чтобы она была выполнена четким шрифтом. И все же важно, чтобы шрифт был не только четок, но и красив, а вся композиция (размеры различных элементов надписи, интервалы между ними, разбивка на строки и т. п.) – логична и обоснована.

Рисунок шрифта чаще всего не связан непосредственно с содержанием книги. Однако возможно, в особенности в изданиях художественной литературы (но не только в них), и такое решение, при котором рисунок шрифта путем более или менее сложных ассоциаций оказывается связанным с содержанием книги, говорит читателю о нем.

В композицию на переплете часто входят, кроме шрифта, ещё и изобразительные элементы – орнаментальные, эмблематические (или символические), тематические, сюжетные. Все они в той или иной мере говорят о содержании книги.

Изображения, помещаемые на переплете, могут иметь, как и шрифтовые надписи, информационное значение. Но нельзя допускать, чтобы изображение на переплете было шаблонным, оно должно быть выразительным и интересным.

Большой интерес к книге могут вызывать изображения, не прямо рассказывающие о ее содержании, а лишь ассоциативно связанные с ним. Такое решение возможно не только в изданиях художественной литературы, но и в агитационно-пропагандистских, научно-популярных и других.

Всегда ли оформление переплета должно быть броским? Броскость помогает заметить книгу на витрине книжного магазина, и это имеет рекламное значение, но в наших условиях в настоящее время это далеко не всегда существенно. А когда берешь книгу в руки, гораздо важнее другое – чтобы ее внешнее оформление соответствующим образом настраивало читателя.

На задней сторонке могут быть помещены также изобразительные элементы, продолжающее оформление передней сторонки, или же аннотация, сведения об авторе и тому подобное.

На корешке, отчасти в декоративных целях, нередко помещают орнамент или небольшой рисунок. Вместе с тем по этим графическим элементам легче отличить определенную книгу от других (когда мы видим их со стороны корешка). Такой прием может быть интересно использован в изданиях художественной и научно-популярной литературы при серийном оформлении.

Все графические элементы: шрифтовые надписи, изображения, помещенные на переплете, должны быть композиционно объединены. Вместе с тем особое назначение переплета, его объемность, возможность применения различных по фактуре материалов, особое значение изобразительных элементов – все это позволяет внести большое разнообразие в оформление внешних элементов книги, находить все новые и новые композиционные решения.

Одна из специфических особенностей оформления переплета – широкое использование цвета. Печать на переплете очень часто делается в несколько красок, и их удачное сочетание с цветом и фактурой бумаги и переплетных материалов позволяет получить большой художественный эффект. Спокойному оформлению соответствуют нерезкие сочетания цветов, динамичному – контрастные.

Виды переплетных крышек

Переплетные крышки по исполнению:

· Текстовые;

· Иллюстрационные;

· Орнаментальные (декоративные).

По воспроизведению:

· Наборные;

· Репродуцируемые;

· Комбинированные.

По композиции:

· Симметричные;

· Асимметричные;

· Дисиметричные.

Технический редактор выполняет разметку переплетной крышки, оформляет ее, выбирает шрифты, иллюстрации, способ отделки, следит за соответствием внешнего и внутреннего оформления издания.

На книгу и в обложке, и в переплете может быть надета суперобложка – мягкая обертка из бумаги, ткани, пленки, защищающая переплет или обложку от повреждений и пыли.

Для книги в переплете суперобложка, кроме того, а может быть, и главным образом, - средство художественно украсить ее, привлечь к ней читателя, поскольку у переплета из ткани или ее заменителя возможности для этого ограничены и по техническим, и по экономическим причинам. На переплетных материалах тиснением или печатью переплетными красками нельзя получить такие же тонкие штрихи, как при печати на бумаге, почти невозможно использовать печать полутоновых изображений одной и тем более многими красками. Многокрасочное тиснение фольгой на большой площади и экономически невыгодно.

Очень близка к печати на бумаге офсетная печать по ткани, но для нее годится далеко не всякая ткань, да и освоили ее не все отечественные предприятия.

На книгу в обложке суперобложку надевают либо потому, что этого требует художественный оформительский ансамбль, замысел художника, либо потому, что таким образом издатель и художник хотят уплотнить покрышку книги, не располагая возможностью «одеть» книгу в обложку из плотной бумаги.

Наиболее ценные книги заключают в картонный короб – футляр – для более солидной защиты книги от повреждений при транспортировке и для того, чтобы придать книге еще большую художественную ценность как творению книжного искусства.

Чисто служебный футляр делают из низкосортного картона, не оклеенного каким-либо материалом и без всякой печати на нем. Конструктивно футляры также очень многообразны. Одни склеены так, что оставляют открытым лишь корешок переплета книги, другие охватывают только сторонки с верхним и нижним обрезами блока, третьи сделаны как книжная полка, рассчитанная на хранение многотомника.

Футляры, как правило, изготавливают вручную, что очень удорожает книгу. Поэтому применяют их главным образом при издании молотиражных высокохудожественных книг.

Форзацы два листа размером в развернутую книгу каждый. Один из них (передний форзац), согнутый вдвое по ширине, приклеивают узкой полоской вдоль сгиба к кромке корешкового поля первой страницы первой тетради, а другой (задний форзац – нахзац) – к кромке корешкового поля последней страницы последней тетради.

Форзацы изготавливают из специальной форзацной бумаги, белой или цветной, и используют как элемент художественного оформления книги. Они могут быть чистыми и печатными (с декоративным или сюжетным изображением, с информационно-рекламным или справочным текстом). В книгах, которые часто и много раскрывают, да еще большого объема, желательны форзацы другой конструкции: составные(из двух листов формата книги, соединенных тканевой полоской – фальчиком) или окантованные (с наклеенной на сгиб форзаца полоской прочной бумаги или ткани). Применяются форзацы и других конструкций.

Каптал – цветная тесьма с утолщенным краем, наклеиваемая на верхний и нижний края корешка книжного блока, чтобы скрепить и защитить их – упрочнить блок. Подобранный под цвет переплета по сходству или контрасту, каптал служит также элементом художественного оформления.

 

Образец для домашней работы:

Внешнее оформление: переплетная крышка тип 7 цельнокрытая. В качестве переплетного материала использована запечатанная в четыре краски бумага с частичным лакированием.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.193 с.)