Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа с оригиналами титулов

Поиск

Элементы, на титуле и обороте титула по ГОСТ 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения». Виды титулов и их применение. Оформление титула. Взаимосвязь оформления титула с оформлением внешних элементов издания. Изготовление эскизов (карандашных, выклейных, комбинированных) титулов. Правила разметки оригиналов титулов и оборота титула.

Практическая работа № 7. Изготовление и разметка оригинала для любого вида титула.

РАБОТА С ОРИГИНАЛАМИ ТИТУЛОВ

Содержание работы

1. Изготовьте шрифтовой эскиз одинарного титула с симметричной композицией, с наличием графических (иллюстрационных) элементов для формата издания 70х100/32 (см. приложение 1).

1. Изготовьте эскиз распашного титульного листа с ассиметричной композицией, для формата издания 70х100/32 (см. приложение 2).

3. По выполненным эскизам разметьте машинописные страницы оригиналов титулов (приложение1-2).

Методические указания

Для выполнения практической работы необходимо вырезать форматки, нанести формат полосы по высоте в строках основного кегля и поместить весь текстовый материал предлагаемых титулов, вычертив строки простым карандашом. Шрифтовое оформление титула нужно обязательно сочетать со шрифтом основного текста. Желательно при размещении всех элементов титула занять верх и низ полосы.

Учитывая то, что площадь, на которой размещаются элементы титула меньше, чем на переплетной крышке, не стоит выбирать жирные и очень крупные шрифты.

При выполнении этого задания учащиеся должны приобрести навыки работы простым карандашом, уметь расставлять группы текстов разного назначения таким образом, чтобы было хорошее зрительное восприятие всей композиции.

При изготовлении эскиза некоторые элементы титула можно выклеить, используя строки из макулатуры.

По выполненным эскизам сделать разметку титула. На титульном листе оригинала, прежде всего, должен стоять номер страницы. Также необходимо сделать пометку: «титул», «авантитул», «контртитул», «оборот титула». Далее следует указать формат полосы набора. Высота полосы набора обязательно должна составлять целое число строк основного текста.

Для текстовых наборных элементов необходимо указывать гарнитуру, начертание, кегель и выключку строк.

Разметку титулов лучше начинать с самого главного (крупного) элемента, переходя по соподчиненности к более мелким. Необходимо помнить, что наборные элементы на титуле должны быть мельче по кеглю и светлее по начертанию, чем на внешнем оформлении.

По вертикали элементы размечают так: указывают положение верхнего элемента относительно верхнего края полосы набора и нижнего элемента относительно нижнего края полосы набора. Затем последовательно проставляют размеры отбивок между остальными элементами и между строками в пределах каждого элемента.

Разметку можно выполнять специальными знаками или с помощью текстовых указаний. Лучше эти два варианта комбинировать.

Литература: Л [13], с. 75-104.

В результате изучения темы студент должен:

- знать элементы, размещаемые на обложках и переплетных крышках и правила их оформления;

- уметь размещать все элементы на титуле в соответствии с правилами и приемами оформления, а также делать разметку оригиналов титулов.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите виды титулов.

2. Что относится к основным элементам титула?

3. Что относится к дополнительным элементам титула?

4. Общие указания для набора титула?

Литература: Л [13], с. 75-104.

­­

Ти́тульный лист является начальной страницей книги, на которой размещаются ее основные выходные сведения: название издания, фамилии и инициалы участвовавших в публикации лиц, эмблема и наименование издательства, место и год издания. На титульном листе также могут размещаться подзаголовочные данные, указывающие на тип или жанр издания, наименование учреждения, под маркой которого выпущена книга или которым она утверждена в качестве учебника или учебного пособия. Его назначение — сообщить читателю главные сведения о книге, которые позволяют отличить его от всех прочих, т.е. идентифицировать, и служат основным источником для библиографического описания.

Существует несколько видов титульного листа, а именно: двойной, одинарный, разворотный, распашной, совмещенный.

Двойной титульный лист состоит из четырех страниц: авантитула, контртитула, лицевой страницы и оборота титульного листа или авантитула, распашного титульного листа и оборота титульного листа.

Авантитул – первая страница двойного титульного листа. Его оставляют чистым или печатают на нем название и логотип издательства. Другое название авантитула - фортитул.

Вторая страница — контртитул или фронтиспис.
Контртитул — страница против лицевой страницы титульного листа с частью выходных сведений (например, о всем многотомном издании в целом или о титульных данных оригинального издания в переводной книге). Контртитул используют, чтобы разгрузить основной титульный лист, если выходных сведений на нем слишком много.
Фронтиспис — страница с изображением, образующая разворот с лицевой страницей титульного листа. На фронтисписе печатают портрет автора или рисунок ко всей книге в целом.
Контртитул вместе с лицевой стороной титульного листа образуют разворотный титульный лист. Вторая и третья страницы титульного листа могут образовать и распашной титульный лист, на котором текст или изображение распахнуты на обе страницы — начинаются на левой и перетекают на правую, заканчиваясь на ней.

Одинарный титульный лист состоит из двух страниц – лицевой и оборотной.

Разворотный титульный лист – это вторая и третья страницы двойного титульного листа, на которых (раздельно на каждой) напечатаны выходные сведения издания (вторая страница – контртитул, третья страница – основной титульный лист. Например: Зеркальный титульный лист).

Распашной титульный лист разворот второй и третьей страниц двойного титульного листа с текстом и изображением, которые начинаются на левой странице разворота и заканчиваются на правой, т.е. распахнуты на разворот, в отличие от разворотного листа, где каждая страница разворота строится самостоятельно.

Совмещённый титульный лист – когда выходные данные титульного листа помещаются на спуске начальной полосы издания, т.е. совмещаются с текстом ради экономии, чаще всего в брошюрах и журналах. Часто совмещают с содержанием или оглавлением.

Первая из известных «титулованных» книг датирована 1476 годом. К этому времени печать и книжная торговля приняли такие масштабы, что книга больше не могла довольствоваться скромным колофоном, затерянным на последней странице. Кстати, первый колофон, включающий все выходные данные, появился в 1457 г.

В ранних печатных книгах первую страницу, подверженную загрязнению, оставляли незапечатанной. Теперь пустому месту нашли достойное применение. Впоследствии (с начала XVIII века) стало хорошим тоном переносить титул на третью страницу, прикрывая его так называемым авантитулом, (по-немецки Schmutztitel, что буквально значит «грязный титул»). Со временем авантитул принял образ скромной прелюдии к большому типографическому событию. Таким образом, история титула знаменует превращение бросовой страницы в едва ли не главную - в «герольд текста», но меткому выражению Яна Чихольда.

«История книгопечатания в значительной степени представляет собой историю титульного листа». Хрестоматийное высказывание британского типографа Стэнли Морисона справедливо в том отношении, что в титуле отчетливо отражается стилистическая тенденция. Титул приковывает особое внимание типографов и исследователей и иногда, увы, отвлекает их от рядовых полос.

Состав данных, выносимых на титул, сформировался не сразу. Первые «герольды» не отличались громогласностью и не слишком выделялись на фоне других страниц. Но уже к началу XVI века сложилась классическая форма бокала, вазы, дерева, оживленная издательской маркой в суженной. Главная страница не обошлась без крупных шрифтов, которые так и стали называть - титульными.

Эпоха барокко породила пространные титулы, набранные шрифтами разных кеглей и, условно говоря, начертаний. Стилистическое единство шрифтового ансамбля все еще соблюдалось, не считая характерных случаев примешивания готического шрифта к антикве. Строки все плотнее нанизывались на центральную ось. Можно сказать, что к этому времени принципиальные возможности зеркально-симметричной композиции были исчерпаны. Классицистический титул обрел воздушность и величественную строгость, сменившиеся вскоре ампирным великолепием. Затем, в развитие романтической линии, настало время эклектики. Оно запомнилось, прежде всего, «легкомысленными» смешениями разных шрифтов, как старого, так и вызывающе нового рисунка.

XX век отреагировал на «бесстильность и потерю чувства меры», с одной стороны, возвращением к ренессансным истокам, с другой - модернистским натиском, в результате которого типографическая композиция лишилась жесткого и единого вертикального хребта. Наше время одинаково благосклонно как к классической традиции, так и рационалистическому минимализму. Оно зовет (правда, все тише и тише) к свободной игре с прошлыми стилями и проявлениям безудержной типографической фантазии. Правда, эксперимент с титулом несколько сдерживается представлением о «благородной книжности» и самим каноном титульного текста. Титул родствен книжной полосе, но также - обложке, афише, рекламному объявлению. Его история знаменует зарождение и развитие акцидентного направления, а возможности акциденции (даже в умеренных формах) в принципе необозримы.

Советы от Яна Чихольда:

• Оформление титульного листа должно соответствовать оформлению книги.
• Важная предпосылка титула – хороший текст.
• Строки титула не должны выходить за пределы зеркала набора. Лучше, если главная строка титула будет заметно уже, чем полная ширина набора.
• Главная строка титула должна набираться шрифтом по меньшей мере на два кегля больше, чем основной текст книги.
• Большое белое пространство между заголовком и названием издательства не должно казаться случайным и пустым. Здесь может быть полезной хорошая издательская марка.
• Страницу с выходными данными лучше поместить в конце книги.
• Титул должен набираться точно такой же гарнитурой, что и книга.
• Полужирный шрифт, даже очень подходящий к основному шрифту, вообще нельзя использовать для набора титула.
• Строки из прописных букв непременно должны быть набраны вразрядку и тщательно выровнены.
• Цифры в тексте титула надо набирать прописью, только год – арабскими цифрами.
• Чем меньше кеглей на титуле, тем лучше. Лишь в исключительных случаях следует применять более 3-х кеглей, порой достаточно даже двух.
• Главные строки можно выделить строчными, а менее значительные строки унять, набрав их прописными.
• Название издательства следует набирать меньшим, чем имя автора.
• Заголовок следует располагать в верхней трети, а вовсе не в оптической середине титульной страницы.
Текст оборота титула следует располагать так, чтобы он, где это возможно приходился на группы или строки титула, по возможности не выходя за их пределы.
• Заголовки и группы в титулах набираются без точек.

 

Домашнее задание (рецензия на издание - образец):

Титульный лист по структуре является многополосным, т. к. занимает 4 полосы. По количеству текста титульный лист относится к кратким, т. к. содержит только заголовочные и выходные данные.

1-я полоса — авантитул, содержит название серии, набранное рубленой гарнитурой кегля 10 п светлого начертания. Название серии выключено по центру.

Оформление издания должно быть единообразным, поэтому оформления первой полосы титульного листа считаю неудачным, т. к. заголовки оформляются с выключкой к левому краю формата полосы.

2-я полоса — пустая.

3-я полоса — основной титульный лист, оформленный с использованием рубленой гарнитуры содержит: черно-белую полутоновую иллюстрацию с выпуском под обрез; заголовочные данные: название издания набрано кеглем 24 п светлого начертания; имя автора, набранное кеглем 30 п полужирного начертания; фамилию автора, набранную кеглем 36 п полужирного начертания; выходные данные: место издательского дома, набранное кеглем 10 п светлого начертания; название издательского дома, набранное кеглем 10 п светлого начертания, прописными буквами; штриховой логотип издательства; место издательства и год издания, набранные кеглем 10 п светлого начертания.

В соответствии с ГОСТ Р 7.0.4-2006 «Издания. Выходные сведения. Общие требования и правила оформления» титульный лист должен содержать выходные данные в следующем порядке: место, издательство, год.

Оформление основного титульного листа считаю неудачным, т. к. порядок набора выходных данных нарушен, сам титульный лист практически повторяет первую сторонку переплетной крышки, но при печати в одну краску выглядит хуже.

4-я полоса — оборот титульного листа содержит обязательные элементы, набранные гарнитурой типа Times New Roman:

· Классификационные индексы (УДК, ББК, авторский знак). Набраны кеглем 8 п;

· Международный стандартный номер книги (ISBN). Набран кеглем 8 п полужирного начертания;

· Знаки охраны авторского права – набраны кеглем 6 п полужирного начертания;

 

По правилам оформления оборота титульного листа классификационные индексы должны быть набраны кеглем 10 п, ISBN кеглем 8 п полужирно начертания, знаки охраны авторского права кеглем 6 п светлого начертания.

Классификационные индексы и знаки охраны авторского права оформлены не по правилам.

Также оборот титульного листа содержит МАК и следующие дополнительные тексты, выключенные по центру:

· Фамилия и имя автора и название издания на языке оригинала (англ.), набранные кеглем 10 п светлым, название издания прописными;

· Знак охраны авторского права текста, набранный кеглем 9 п светлым;

· Фамилия, имя и должность лиц, принимающих участие в изготовлении издания, набраны кеглем 10 п, имя и фамилия выделены курсивом;

· Название организации, подготовившей оригинал-макет, набранное кеглем 10 п.

Оформление оборота титула считаю неудачным, т. к. страница получилась перегруженной, содержит 9.

Урок 30, 31, 32 (2 часа – теор., 4 час. – практ.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.132.6 (0.007 с.)