Комитет по науке и высшей школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комитет по науке и высшей школе



Комитет по науке и высшей школе

Государственное бюджетное образовательное учреждения среднего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИЗДАТЕЛЬСКО-ПОЛИГРАФИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

Директор ГБОУ СПО

«СПб ИПТ»

Ю. Б. Тарасов__________

«____» ___________ 2012 г.

 

ПМ.02. Художественно-техническое редактирование

МДК.02.01. «Изготовление оригинал-макета»

Планирование проведения занятий по теме «ХТР»

для специальности 035002 «Издательское дело»

 

С-Петербург

ЛИТЕРАТУРА

1. Стандарты по издательскому делу. – М.: Экономистъ, 2004.

2. Стандарты по издательскому делу. – М.: Книжное дело, 1998.

3. Мильчин А. Э., Чельцова Л. К. Справочник издателя и автора. – М.: ОЛМА-Пресс, 2005.

4. Феличе Д. Типографика / шрифт, верстка, дизайн. – СПб.: БХВ-Петербург, 2004.

5. Пикок Д. Издательское дело. – М.: Изд-во эком, 2002.

6. Настольная книга издателя / Е. В. Малышкин, А. Э. Мильчин, А. А. Павлов, А. Е. Шадрин. – М.: ООО «Издательство АСТ», ООО «Агенство КРПА Олимп», 2004.

7. Маркин И. В. Основы издательских технологий. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

8. Кнабе Г.А. Энциклопедия дизайнера печатной продукции. – М., СПб., Киев: Диалектика, 2006.

9. Иванова Т. М. Допечатная подготовка / компьютерная обработка информации. – СПб.: Питер, 2004.

10. Капелов В. В. Оператору наборно-компьютерной техники. – М.: Московский государственный университет печати, 2005.

11. Вознесенский А. В. Как издать вашу книгу. – СПб.: Издат. Дом «Коло», 2003.

12. Антонова С. Г., Тюрина Л. Г. Современная учебная книга. – М.: Агентство «Издательский сервис», 2001.

13. Ян Чихольд. Облик книги, М.: Изд-во студии Артемия Лебедева, 2009.

14. Гуревич С. М. Газета вчера, сегодня, завтра. М.: Аспент пресс, 2004.

15. Галкин С. И. Художественное конструирование газеты и журнала. – М.: Аспент пресс, 2007.

16. Калинина Г. П. Выходные сведения изданий. – М.: 2007.

17. Верстка для издателей и полиграфистов / учебное пособие. – М.: 2008.

18. Курс лекций по ХТР. – СПб.: 2008.

 

 

Урок 1 - 3 (4 часа теор., 2 час.практ.)

ВВЕДЕНИЕ

Значение книги в жизни человека, влияние книги на формирование мировоззрения, роль технического редактора в оформлении печатных изданий.

1. Виды печатных изданий

Виды печатной продукции. Понятие книги, брошюры, журнала. Виды книжно-журнальных изданий по ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Понятие основного, дополнительного и справочно-вспомогательного текста. Способы раскрытия темы произведения. Средства, применяемые для оформления различных книжно-журнальных изданий.

Практическая работа № 1. Определение вида издания по ГОСТ 7.60-2003.

В результате изучения данной темы студент должен:

- знать основные виды печатной продукции;

- уметь классифицировать книжные издания.

Литература: Л [1], с. 191-208; Л [7], с. 53-57.

Цель урока: Ознакомить с издательской деятельностью, с организацией работы издательства, что такое книга, внешняя конструкция книги, внутренняя структура книги, виды книг, средства оформления книжных изданий.

Что такое издательство, издательская деятельность, издание

Издательства, структурные подразделения, осуществляющие издательскую деятельность, т. е. подготовку или подготовку и выпуск печатных изданий любого вида.

Издание: документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедшей редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения.

Непериодические издания: книга, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное самостоятельное оформленное издание полиграфического производства.

Периодические издания: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.

Для организации издательской деятельности необходимо обратится в Государственный комитет Российской Федерации по печати для получения лицензии. Комитет РФ по печати включает издательство в Единый республиканский реестр издательств. По истечению пятилетнего срока подлежит продлению. Право на издательскую деятельность без лицензии имеют: органы государственной власти и управления, судебные органы; предприятия, организации, учебные, научные учреждения для издания необходимых в их деятельности материалов.

Обязанности издательства:

· Выпускать издание на основе договора с автором.

· Размещать в каждом издании выходные сведения в соответствии со стандартом.

· Представлять по списку и в установленном количестве обязательные экземпляры изданий.

· Соблюдать установленные положения ограничения на публикацию информации.

· Представлять в типографию оригинал в печать подписанный руководителем издательства.

Права издательства:

· Самостоятельно формировать тематический план выпуска литературы.

· Издавать периодические печатные издания в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации».

· Заключать договоры на выпуск изданий для государственных нужд.

· Осуществлять деятельность по уступке и приобретению прав на издание произведений науки, литературы и искусства в РФ и за рубежом в случае получения соответствующих полномочий от автора или его правопреемника.

Обязанности полиграфического предприятия:

· Обязаны принимать заказы на изготовление печатных изданий, если издателем предъявлена лицензия на право издательской деятельности и в оригинале издания присутствуют полные выходные сведения.

 

Документы, кроме лицензии, которые нужны издательству: Международныйстандартный номер книги (ISBN), Штриховой код.

Издательство и издающие организации, получившие лицензию на право издательской деятельности, проходят регистрацию в Национальном агентствеISBN в Российской книжной палате.

Международный стандартный номер книги присваивается каждой книге и брошюре, представляющей собой самостоятельное законченное произведение, а также альбомам и фотоальбомам с текстом, картографическим атласам.

Для автоматического считывания Международного стандартного номера книги в мировой издательской практике широко применяется метод штрихового кодирования. В этих целях разработан штриховой код. Штриховой код состоит из кодаISBN и кода 978 для идентификации всех книг в общей товарной массе. Штриховой код представляет собой чередование темных и светлых полос разной ширины. Штриховое кодирование повышает конкурентоспособность книг, идущих на экспорт.

 

Нормативная база издательской деятельности. Книгоиздание – отрасль производства, с одной стороны имеет нормативную базу собственно полиграфического предприятия, а с другой – нормативную базу издательского процесса. Многое в выпуске издания определяется не только автором, редактором или дизайнером издательства, но и возможностями полиграфической базы.

Стандарты необходимы для того, чтобы читатель мог свободно ориентироваться в книге. Характеристики книги могут быть полезными и удобными для читателя и специалиста лишь в том случае, если они унифицированы для всех книг, что как раз и призваны делать издательские стандарты. Стандарты защищают интересы читателя от произвола издателя и полиграфиста. Стандартизация позволяет построить систему информации о книгах, сделать ее универсальной и сопоставимой в библиографии, статистике, книжной торговле.Стандартизация, конечно, ограничивает издательскую деятельность, но она необходима. Чем выше уровень развития промышленности, средств информации и связи, тем меньше будет ограничений технологических.

Современная нормативная база книгоиздания включает в себя: нормативные документы по авторскому праву, по организации издательского процесса, государственные и отраслевые стандарты, внутриотраслевые документы.

 

Что такое книга?

Книга – носитель и передатчик произведений письменности и графики.

Книга –художественно оформленное произведение.

 

От книги для чтения «…мы требуем трех вещей. Во-первых, она должна читаться без усилия; во вторых, она должна быть удобной в обращении, то есть удобно располагаться в руке читателя при чтении; В-третьих, она должна соответствовать особым условиям нашей эпохи с ее транспортом и беспокойными переездами с места на место, то есть заниматься как можно меньше места в багаже, а по возможности и в кармане.».

Пауль Реннер

Таким образом: с одной стороны, книга – носитель и передатчик произведений письменности, с другой – приспособление для использования читателем этих произведений и творение графического искусства.

 

Этапы процесса издания: подготовительный, редакционно-издательский, производственный, заключительный.

Подготовительный: работа над авторским оригиналом.

Редакционно-издательский:технологический процесс изготовления издательского оригинала может включать следующие операции:

  • набор текста;
  • распечатка;
  • чтение корректуры (гранки);
  • внесение исправлений;
  • сканирование и обработка иллюстраций;
  • верстка полос;
  • распечатка полос;
  • корректура сверстанных полос;
  • внесение исправлений;
  • распечатка предварительного оригинала-макета;
  • сверка;
  • внесение исправлений;
  • подписание в печать окончательного оригинала-макета.

Производственный: изготовление издания на полиграфическом предприятии, этапы взаимодействия издательства с полиграфическим предприятием.

Заключительный: сигнальный экземпляр издания.

 

 

Самостоятельная работа над ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». Дать определения: издательская продукция, печатное издание, электронное издание. Перечислить виды изданий по периодичности, по составу основного текста, по знаковой природе информации, по целевому назначению, по читательскому адресу, по оригинальности содержания, по объему, по материальной конструкции.

ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения». Структура издания. Структурные части и элементы текста издания (20 видов). Составные части и элементы аппарата издания (15 видов). Страница, виды страниц. Книжные украшения. Материальная конструкция издания.

 

Практическая работа. По образцу книжного издания определить вид издания по ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения». По ОСТ 29.130-97 «Издания. Термины и определения» определить структуру издания, элементы текста издания, элементы аппарата издания, конструктивные элементы издания.

 

Литература: Стандарты по издательскому делу. – М.: Экономистъ, 2004, с. 191-208, с. 507-548.

 

Контрольная работа № 1.

 

Домашняя работа. Выполнить анализ вида издания (по выбранному образцу) по ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения».

Данная книга относится к литературно-художественным изданиям, входит в серию «Золотая библиотека». Книга предназначена для широкого круга читателей.

По периодичности: непериодическое (издание, выходящее однократно, не имеющее продолжения);

По составу основного текста: моноиздание (издание содержит одно произведение);

По знаковой природе информации: текстовое издание (издание, большую часть которого занимает словесный, цифровой, иероглифический, формульный или смешанный текст);

По целевому назначению: литературно-художественное (издание, содержащее произведение художественной литературы);

По читательскому адресу: массовое издание (издание, рассчитанное на самый широкий круг читателей);

По оригинальности содержания: оригинальное издание (издание, содержащее оригинальное произведение и вышедшее на языке оригинала);

По способу организации произведения: однотомное издание (непериодическое издание, выпущенное в одном томе);

По объему: книга (книжное издание объемом свыше 48 страниц);

По повторности выпуска: переиздание (вновь выпущенное издание произведения с изменениями или без них);

По материальной конструкции: книжное издание (издание в виде блока скрепленных между собой листов печатного материала любого формата в обложке или переплете);

По способу организации произведений: серия (сериальное издание, включающее совокупность томов, объединенных общностью замысла, тематики, целевым или читательским назначением, выходящих в однотипном оформлении).

 

Урок 4 (2 часа теор.)

Стандарты бумаги ISO 216

Форматы А-серии Форматы В-серии Форматы С-серии
обозначение формат, мм обозначение формат, мм обозначение формат, мм
4А0 1682х2378        
2А0 1189х1682        
А0 841х1189 В0 1000х1414 С0 917х1297
А1 594х841 В1 707х1000 С1 648х917
А2 420х594 В2 500х707 С2 458х648
А3 297х420 В3 353х500 С3 324х458
А4 210х297 В4 250х353 С4 229х324
А5 148х210 В5 176х250 С5 162х229
А6 105х148 В6 125х176 С6 114х162
А7 74х105 В7 88х125 С7 81х114
А8 52х74 В8 62х88 С8 57х81
А9 37х52 В9 44х62 С9 40х57
А10 26х37 В10 31х44 С10 28х40

 

От формата книги зависит прежде всего удобство пользования ею. Книгу большого формата удобно читать или рассматривать только за рабочим столом; она не всегда умещается в книжном шкафу, не портативна. Наоборот, книгу сравнительного небольшого формата можно при чтении держать в руке; ею можно пользоваться не только дома или в читальном зале; она занимает мало места и на письменном столе, и на книжной полке, и в портфеле.

Формат книги оказывает влияние и на ее удобочитаемость. Чем книга шире, тем больше длина строки. А удобочитаемость зависит от длины строки. Как показали эксперименты, при достаточных навыках беглого чтения и шрифте кегля 10 пунктов, легко читаются строки длиной около 5 квадратов, несколько хуже – до 6 кв., еще хуже – более длинные. При изменении кегля шрифта меняется и оптимальная для чтения длина строки.

С форматом книги связано решение многих вопросов ее композиции, например, размер книжной полосы, величина шрифта, размер и размещение таблиц, формул, иллюстраций, книжных украшений. В книге небольшого формата трудно, а часто и невозможно хорошо разместить сложные таблицы и формулы, хорошо воспроизвести сложные иллюстрации.

Формат книги связан и с объемом помещенного в ней литературного материала. Пусть в книге содержится только сплошной текст – и в этом случае при малом формате в ней можно уместить лишь небольшой по объему литературный материал. При большом количестве материала пришлось бы или значительно увеличить число страниц в книге, или уменьшить размер шрифта. В первом случае книга получится слишком толстой – пользоваться ею станет неудобно. Во втором случае станет труднее читать книгу.

Формат книги влияет и на ее издательскую себестоимость – в зависимости от него меняются и количество необходимых переплетных материалов и оббьем брошюровочных работ.

 

Пропорции книжных форматов

При разработке системы целесообразных форматов встает вопрос не только об абсолютных размерах книг, но и об их пропорциях – о соотношении ширины и высоты.

На протяжении веков некоторые художники и ученые утверждали, что в природе и искусстве существуют универсальные гармоничные пропорции. Они пытались найти эти пропорции и часто считали, что это им удалось. Если такие пропорции существуют, то нельзя ли в соответствии с ними установить соотношение ширины книги и ее высоты?

Какие же пропорции следует считать гармоничными?

 

По одной версии, сторонниками которой являлись многие художники и ученые эпохи Возрождения (в том числе и Леонардо да Винчи), гармоничны пропорции, основанные на принципе «золотого сечения». «Золотым сечением» называется такое деление отрезка на две части, при котором весь отрезок (АВ) относится к большей его части (АС), как большая часть (АС) к меньшей (СВ), то есть

АВ/АС = АС/СВ = 1,618

Применительно к книжным форматам принцип «золотого сечения» означает, что отношение ширины книги к ее высоте должно быть приблизительно равно 1:1,6. Леонардо да Винчи формулировал этот принцип к соотношению отрезков на прямой линии, а не к соотношению сторон прямоугольника. Но если этот принцип распространить на соотношение высоты и ширины закрытой книги, то соотношение измениться, как только раскроем книгу и перед нами будет находиться ее разворот.

К отношениям «золотого сечения» близки отношения соседних чисел из рядя Фибоначчи, или, как его часто называют «золотого ряда» в котором каждый член равен сумме двух предыдущих: 3, 5, 8, 13, 21 и т. д., т. е. отношения 2:3, 3:5, 5:8, 8:13 и т.д.

По другой теории, одним из создателей которой был известный немецкий ученый Оствальд, гармоничны форматы, у которых при делении (сгибе) пополам соотношение сторон остается неизменным. Этому требованию отвечает отношение сторон 1:2 = 1:1,41. Эта теория в свое время легла в основу так называемых DIM-форматов (т. е. форматов, принятых по германским индустриальным нормам).

Такого рода форматы применяются в некоторых странах (в том числе и России) для газет, статистических и канцелярских бланков, бытовой и административной документации и тому подобных печатных изданий, но как книжные (а тем более универсальные) они не получили сколько-нибудь широкого применения.

Формат и толщина книги

Толщина книг зависит главным образом от количества тетрадей, из которых состоит книга. Между толщиной книги и ее форматом необходимо соблюдать пропорциональность. Неприятно видеть и тонкие книги крупных форматов и чрезмерно толстые малых форматов. В первом случае получается не всегда удобная в обращении, постоянно сгибающаяся в руках тетрадка, а во втором – «кирпич», которым пользоваться так же не очень удобно. Тем не менее, в отдельных изданиях это допускается – в детской книжке для дошкольников и портативных справочниках и словарях, т. к. непропорциональность в них вызывается исключительными обстоятельствами.

 

Формат полосы набора

Понятие полосы набора. Измерение полосы набора. Виды полос в печатном издании. Определение формата полос и раскладки визуальным, диагональным и расчетным способами. Выбор формата полосы с учетом вида литературы, формата издания. Измерение формата полосы при условии уменьшения формата издания. ОСТ 29.124-94, ОСТ 29.127-2002 и др.

Практическая работа № 3. Определение и вычерчивание полос набора по стандарту и другими способами.

В результате изучения данной темы студент должен:

- знать варианты оформления полос набора и требования, предъявляемые к полосам;

- уметь выбирать и определять формат полос набора для изданий как стандартного, так и нестандартного формата, с учетом предъявляемых к ним требований.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что называется форматом полосы набора?

2. Способы определения формата полосы.

3. Что происходит с форматом полосы, если при печати часть бумажного листа расходуется на технологические нужды?

4. Как изменяется формат полосы при бесшвейном способе скрепления, при шитье втачку?

5. Как высоту полосы перевести в строку набора?

Литература: Л [1], с. 471-472, с. 485-499; Л [13], с. 54-75; Л [7], с. 71-75; Л [6], с. 91-101.

 

Полоса набора – область страницы, в которой располагается текст, таблицы, иллюстрации, концевые и спусковые пробелы. Поле – это расстояние от границ страницы до границ полосы набора. Различают четыре поля: корешковое, верхнее, боковое, нижнее.

Типы полос: спусковые, концевые, рядовые, начальные, иллюстрационные, смешанные, титульные.

Формат полосы набора зависит в первую очередь от формата издания, а также от гигиенических требований, объема и оформления издания.

 

Домашняя работа. Дать анализ и рецензию на книгу, выбранную в качестве образца, на формат полосы, полей издания.

Формат полосы – 63/4 кв.

ОСТ 29.127-2002 «Издания книжные для взрослых читателей» регламентирует, что для кегля 10 и более (кегль 14) минимальная длина строки должна составлять 3 3/4 кв., максимальная – 7 кв. Следовательно, длина строки соответствует ОСТу 29.127-2002. Длина строки составляет 45 знаков, набор одноколонный. Емкость строки ниже рекомендуемой удобочитаемой длины строки (52-54 знака).

Количество строк на полосе – 38

Поля: 10-12; 13-14; 19-20; 20-21 мм

ОСТ 29.124-94 «Издания книжные для взрослых читателей» рекомендует минимальные размеры полей: 10; 12; 11; 15 мм

Поля соответствуют рекомендациям ОСТ 29.124-94. Считаю, что размеры боковых и нижних полей взяты больше, что привело к увеличению объема издания. Разные размеры полей на разных страницах издания привели к смещению полос и отсутствию приводки.

 

 

Урок 14, 15, 16, 17 (4 часа – теор., 4 час. – практ.)

 

5. Шрифтовое оформление изданий

Характеристика шрифта как средства полиграфического воспроизведения текста. Виды шрифтов, их применение. Классификация типографских шрифтов. Шрифтовое оформление книжно-журнальных изданий в зависимости от вида литературы, категории читателя, формата издания, формата полосы, способа набора, способа печати и рекомендаций ГОСТов. Удобочитаемость и экономичность шрифта. Применение этих характеристик при выборе шрифтового оформления издания.

Практическая работа № 4. Определение полного индекса предложенных образцов шрифтов при помощи и без помощи каталога.

В результате изучения темы студент должен:

- знать конструкцию шрифта и основные его характеристики;

- уметь определять и выбирать кегель и интерлиньяж, а также различать между собой основные группы шрифтов.

1. Вопросы для самоконтроля:

2. Что называется типографским шрифтом?

3. Что учитывается при выборе гарнитуры шрифта для набора текста?

4. Какой шрифт называется текстовым?

5. Что влияет на удобочитаемость текста?

6. Какой шрифт называется экономичным?

7. Чем объясняется широкое применение литературной гарнитуры, обыкновенной, Таймс?

Литература: Л [1], с. 471-473, 485-499; Л [13], с. 49-101; Л [7], с. 102-126; Л [9], с 52-69.

 

Шрифты различают по рисунку, начертанию, кеглю (размеру) и назначению.

Гарнитурой называется совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях. Полный комплект гарнитуры содержит шрифты всех начертаний и кеглей, а в каждом кегле — русский и латинский алфавиты прописных и строчных букв, а также относящиеся к ним знаки.

По начертанию шрифты одной гарнитуры подразделяются на три группы:

- по наклону очка — прямые, курсивные и наклонные;

- по плотности очка — нормальные, узкие и широкие;

- по насыщенности шрифта — светлые, полужирные и жирные.

По назначению шрифты подразделяются на:

- текстовые — для набора текста;

- титульные — для набора обложек, титульных листов, шмуцтитулов и т.п.;

- акцидентные — для набора малых форм (аттестатов, дипломов, бланков и т.д.), оформительских и рекламных работ.

Выбор гарнитуры шрифта

Наиболее часто используются следующие гарнитуры:

- Литературная — для набора всех видов изданий, кроме букварей, энциклопедий, а также малоформатных, нормативных, периодических и литературно-художественных изданий;

- Обыкновенная новая — для набора всех видов книжно-журнальных изданий, кроме учебников для начальной и средней школы до 9-го класса, карманных и нормативных изданий;

- Банниковская и Академическая — для набора литературно-художественых, научных, учебных и научно-популярных изданий по гуманитарным областям знаний;

- Школьная — для набора учебников начальной и средней школы, изданий для детей, художественной и научно-популярной литературы, нормативных изданий и массовых иллюстрированных журналов;

- Балтика и Таймс — для набора художественной и научно-популярной литературы;

- Журнальная и Новая газетная — для набора журналов, производственно-инструктивных, художественных и официально-ведомственных изданий;

- Журнальная рубленая — для набора иллюстрированных и научно-популярных изданий;

- Букварная — для набора букварей и изданий для детей дошкольного и младшего школьного возраста;

- Бажановская — для титульного набора, а также для набора литературно-художественных изданий и изданий по искусству.

 

Выбор кегля шрифта

Выбор кегля шрифта осуществляется в соответствии:

- с квалификацией читателя;

- с учетом типа, характера и назначения издания;

- с учетом формата издания и длины строки.

Для подавляющего большинства изданий, рассчитанных на взрослого читателя и имеющих длину строки 4 - 7 кв. (68 - 119 мм), применяется шрифт кегля 10.

Кегли 7 и 8 рекомендуются в качестве основного шрифта при длине строки 3 - 4 1/2 кв. (51-76.5 мм) для различных научно- и официально-справочных изданий (энциклопедии, словари и т.п.) и в качестве дополнительного для малоформатных журналов.

Кегли 6 и 7 рекомендуются для малоформатных справочников, в особенности словарей, для придания им еще большей портативности при длине строки 1 5/8 - 2 3/4 кв (27.8 - 46.75 мм).

Шрифты кегля 9 используются для научно-справочных изданий; художественной и детской (для старшего возраста) литературы; официально-ведомственных изданий.

Кегли шрифта крупнее, чем кегль 10, применяются в учебных и детских изданиях.

Шрифт кегля 12 кроме детских изданий применяется также в изданиях больших форматов (70x90/16 и более) при длине строки 7 1/4 - 9 1/2 кв. (123.25 - 161.5 мм), в том числе для монографий и научно-популярных изданий в особом художественном оформлении, антологий.

Интерлиньяж

Нормальным считается междустрочный интервал равный 120% кегля, используемого шрифта; плотным — равный кеглю шрифта.

 

Художественные издания

Гарнитура шрифта для литературно-художественных изданий должна выбираться с учетом удобства чтения и специфики содержания произведения, его стилевых особенностей, а также эпохи, о которой в нем говорится или к которой оно относится. Так, елизаветинская гарнитура, вполне подходящая для набора произведений авторов XVIII-XIX веков, явно не подходит для набора стихов В. Маяковского, так как изысканность начертаний этой гарнитуры не соответствует стилю и духу поэзии В. Маяковского, а сам рисунок этой гарнитуры напоминает рисунки шрифтов XVIII - начала XIX века, т.е. таких гарнитур, которыми печатались произведения авторов того времени. Но для выбора гарнитуры шрифта может быть применен и другой критерий. «Выразительные средства шрифта не должны противоречить нашему восприятию текста. Точно так же, как мы силой собственного воображения проигрываем произведения Аристофана, Шекспира, Мольера и Шиллера, так и издания произведений классиков должны отвечать нашим вкусам и желаниям и набираться современными шрифтами», — пишет А. Капр в «Эстетике искусства шрифта» (М., 1979. С. 60).

Желательно, чтобы рисунок гарнитуры шрифта соответствовал также и графическому характеру иллюстраций. Если книга иллюстрируется гравюрами с тонкими штрихами, то и в книжном шрифте желательно видеть такие же признаки, например контрастные шрифты с тонкими засечками. В этом случае наиболее полно достигается стилевое единство оформления.

 

Научно-техническая и научно-популярная литература

Научная сложность информации и продолжительность циклов непрерывного чтения предъявляют максимально высокие требования к удобочитаемости текста в научно-технических изданиях.

Удобочитаемость связана с рисунком и кеглем шрифта, длиной строки, размером апрошей, интерлиньяжем, шириной полей, цветом шрифта и бумаги, фактурой бумаги. Сопутствующим фактором является весь строй оформления книги, т.е. фон, на котором происходит чтение словесного текста, уровень помех, сопутствующих чтению. По отношению к научно-техническому изданию выбор шрифта и всех параметров шрифтового оформления должны всецело подчиняться требованию удобочитаемости. Декоративные приемы и моменты стилизации здесь исключены.

Фиксированная длина строки канонична и привычна для читателя. Чтение строк одинаковой длины вырабатывает автоматизм процесса чтения. Но выключка строк на заданный формат неизбежно ведет к колебаниям размеров межсловных пробелов. В ручном и линотипном наборе корректировка этих размеров велась под наблюдением наборщика. В автоматизированных системах набора межсловные пробелы часто увеличиваются произвольно.

Единственный способ получения строго одинаковых апрошей по всему тексту - флаговый набор со свободной выключкой строк по правому краю полосы. Не следует видеть в свободной выключке средства избавления от переносов слов. При отсутствии переносов полоса набора зазубривается справа настолько, что затрудняется различимость абзацного членения, если нет абзацных отступов.

В узких колонках (меньше четырех квадратов) и тем более в сверхузких (например, в примечаниях на боковых полях) свободной выключке следует отдавать безусловное предпочтение, несмотря на то что в этом случае зазубривание ощущается особенно остро: «рваный» край текстового блока гораздо естественней чрезмерной «дырчатости» набора. Если при этом необходимо явно выраженное абзацное членение, то следует внести отступы или, что еще лучше, отбивки между абзацами.

В целях сохранения постоянства длины строк и, следовательно, поддержания ровного ритма чтения следует избегать оборочной верстки иллюстраций, таблиц и других элементов.

При значительном объеме текстов, набранных шрифтом пониженного кегля (например, текстов подстрочных примечаний и крупных цитат), и чрезмерно широком формате набора (>7 кв.) рекомендуется такие тексты набирать в две колонки.

С позиций удобочитаемости идеальным вариантом шрифтового решения является набор как основного, так и дополнительных текстов единым по рисунку и кеглю шрифтом. Это положение приобретает особое значение, если трудно выявить иерархию различных составляющих текста (например, основного текста и пространных подписей к иллюстрациям).

При небольшом объеме всякого рода дополнительных текстов данный вариант достижим легко, при значительном — труднее, но в этом случае он особенно актуален с точки зрения удобочитаемости. Чем мельче шрифт основного текста, тем сильней тяготение издания к единошрифтовому решению (например, это имеет место при кегле 9/10 или 8).

 

Урок 18, 19 (2 часа – теор., 2 час. – практ.)

 

6. Объем издания

Единицы измерения объема авторского произведения. Единицы измерения объема печатного произведения. Способы предварительного расчета объема издания в печатных листах, в условных печатных листах, бумажных листах. Понятие удобопечатаемого объема. Способы приведения объема издания к удобопечатаемому.

Практическая работа № 5. Расчет объема издания.

В результате изучения темы студент должен:

- знать единицы измерения объема печатной продукции;

- уметь определять предварительный объем издания в печатных листах.

Вопросы для самоконтроля

1. В каких единицах измеряется объем печатного произведения?

2. Какой лист называется условным печатным листом?

3. Сколько полос размещается на одном печатном листе?

4. Какие требования предъявляются к объему печатного издания?

5. Какой объем называется удобопечатаемым?

Литература: Л [6], с. 34-39.

 

Урок 20, 21, 22, 23, 24, 25 (6 часа – теор., 6 час. – практ.)

7. Работа с оригиналами элементов внешнего оформления издания

Элементы, размещаемые на обложке, переплетной крышке, суперобложке согласно ГОСТ 7.0.4-2006 «Выходные сведения в издательской продукции». Составные элементы обложки и переплетной крышки, их назначение. Типы обложек и переплетных крышек по ГОСТ 22240-76 «Обложки и крышки переплетные. Классификация». Оформление обложек. Оформление переплетных крышек с бумажным и тканевым покрытием. Оформление суперобложек. Определение формата обложек, переплетных крышек, суперобложек. Изготовление эскизов на элементы внешнего оформления издания. Правила разметки оригиналов на текстовую часть обложки, переплетной крышки, суперобложки.

Практическая работа № 6. Изготовление эскиза и разметка оригинала обложки и переплетной крышки.

Содержание работы

1. Изготовьте эскиз обложки со следующим текстом (формат издания 70х100/32):

Олег Смирнов

Гладышев

из разведроты

Объем блока 12 трехсгибных тетрадей. Масса бумаги 70 г/м2. При оформлении обложки используйте линейки и орнаменты, небольшую иллюстрацию (черно-белую или цветную).

2. Изготовьте эскиз переплета тип 7 (цельнобумажный) со следующим текстом

О родине,

о мужестве,

о славе

Объем блока 15 трехсгибных тетрадей. Масса бумаги 60 г/м2. При оформлении переплета используйте цветной фон и черно-белую штриховую иллюстрацию. Формат издания 70 х 108/32.

 

В результате изучения темы студент должен:

- знать элементы, размещаемые на обложках и переплетных крышках и правила их оформления;

- уметь определять размер обложек и переплетных крышек и размещать все элементы на них в соответствии с правилами оформления.

Вопросы для самоконтроля

1. Перечислите элементы внешнего оформления.

2. Назовите виды обложек по способу воспроизведения.

3. Какие средства применяются при оформлении обложек?

4. Когда на корешке обложки делается оформление?

5. Сколько типов обложки предусматривает ГОСТ 22240-76?

6. Какие издания выпускаются в переплетных крышках?

7. От чего зависит размер живописного поля на переплетной крышке?

8. Назовите типы переплетных крышек.

9. Способы оформления переплетных крышек.

10. Из чего складывается формат переплетной крышки тип 6, тип 7?

11. Что входит в общие указания при разметке оригинала обложки?

Литература: Л [1], с. 312-318; Л [3], с. 179-194.

 

Самостоятельная работа. Изготовить кроссворд по теме «Внешнее оформление изданий».

Домашняя работа. Дать анализ и рецензию на книгу, выбранную в качестве образца, на внешнее оформление издания (см. образец в конце темы).

)

Наряду с внутренним оформлением издания существует внешнее. К элементам внешнего оформления издания относятся:

o Обложка

o Переплетная крышка

o Суперобложка

o Футляр

o Манжетка

o Форзац

o Каптал

o Ляссе

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.37.35 (0.161 с.)