Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как писать для радионовостей.↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Большинство профессиональных изданий, семинаров и тренингов посвящено именно тому, какнадо писать, какговорить в эфире. И при этом мало кто рассказывает, чтодолжно быть внутри. 1 Видимо, мы предполагаем, что если у журналиста есть талант, или хотя бы способности, он сам знает и чувствует, что надо сказать. Думаю, что это во многом справедливо. Другое дело, что сейчас любое СМИ, тем более электронное, является очень сложным механизмом, не столько в техническом отношении, сколько в плане организации работы. Без знания технологии производства новостей даже самый талантливый журналист с трудом сможет вписаться в производственный процесс, его «неформатные» материалы будет сложно, иногда даже совершенно невозможно ставить в эфирную сетку, и, в целом, он внесет в работу радиостанции элементы хаоса. Именно поэтому особое внимание мы и уделяем тому, как писать для радионовостей.
СТИЛИСТИКА НОВОСТЕЙ Основой любого информационного выпуска является, как правило, небольшое текстовое изложение новостного события; в практике радиостанций используются такие названия, как «новость», «информация» и т.д. Но суть при этом остается неизменной - рассказ о событии. Причем, слово «рассказ» здесь не менее важное, чем «событие». О том, что происходит, мы должны именно рассказывать, то есть, излагать сообщение нормальным, «человеческим» языком, который доступен восприятию подавляющего большинства аудитории. В одной из классических теорий рекламы («рекламного поля») есть такое правило: «Уровень понятности сообщения должен быть примерно на 10 пунктов ниже среднего индекса IQ того социального слоя, для которого он предназначен; при этом сообщение не должно требовать усилий по запоминанию или пониманию текста». Наши новости по стилю своего изложения должны быть рассчитаны на самых обыкновенных людей, мы обязаны такими словами рассказать об очередном «синхрофазотроне», чтобы все это поняли. Иначе нет и смысла давать такую новость. Есть и несколько другой подход, который изложен, в частности, в книге Александра Шереля «Радиожурналистика»[5]. Он заключается в том, что «авторам и дикторам следует считать, что слушатели так же интеллигентны, как они сами, и единственная разница между пишущим и слушающим состоит в том, что первый имеет доступ к большей информации, чем второй». Но оба эти подхода в чем-то, согласимся, пересекаются. В последнее время в западных, и, прежде всего, американских СМИ отмечаются изменения в сторону так называемого «человеческого» подхода к новостям, когда событие изображается, рисуется, а не просто сухо докладывается. Как считают многие исследователи, аудитория, прежде всего, молодая, не хочет просто «слушать» новости, поскольку получить информацию она может и из других источников - ТВ или интернета. Люди, включившие радиоприемники, хотят услышать именно «рассказ о происходящих событиях», 58% американцев (опрос Исследовательского центра Пью[6] ,1998 г.) говорят, что им очень важна «личностная форма подачи новостного сообщения». Долой, как говорят некоторые, «деревянных мальчиков в эфире»! Люди хотят слышать новости от приятеля или хорошего знакомого - нормального мыслящего человека, индивидуальности. [7] Необходимость удовлетворять желание аудитории делает журналиста скорее рассказчиком и посредником (mediator), чем просто ведущим (да и в самом этом слове «ведущий» сквозит какая-то запрограммированная отстраненность). К сожалению, в наших условиях об этом говорить пока рано, большинству из радиоведущих для начала было бы неплохо избавиться от удивительной и всепоглощающей страсти к так называемому «официозу». На ряде московских радиостанций есть такой внутренний термин - «левитанить». От того, что вы начнете говорить серьезно, неестественно поставленным басом, ценность информации вряд ли удвоится. Избыток официальных сообщений в эфире лишь отпугивает современную аудиторию. Хотя наиболее возрастная часть слушателей, привыкшая именно к такой манере подачи новостей в течение своей жизни, и сегодня воспринимает официальные сводки вполне спокойно, не обращая на это особого внимания. Однако, если мы поговорим с программными директорами большинства коммерческих станций, в том числе и «Эха Москвы», то узнаем, что почти все своей целевой аудиторией считают активных, деятельных людей в возрасте 25-40 лет. А таким слушателям «кондовый официоз», разумеется, вовсе и ни к чему. Сам ритм их жизни совсем иной. ЛЕКСИКА, ГРАММАТИКА Совсем коротко - о том языке, который мы должны использовать в новостях на радио. Полагаю, что лексике и грамматике в колледжах и институтах вы и без того уделяли немало внимания. Эфир требует особого отношения к русскому языку. Он должен быть максимально простым, поскольку слушатель должен успеть воспринять то, что мы говорим, именно в тот краткий отрезок времени, когда наш текст реально звучит. В отличие от печатных СМИ слушатель не может вернуться к тем фрагментам, которые он не вполне понял; нет и той подсказки в виде «живой картинки», которая существует на ТВ. Таким образом, мы можем рассчитывать только на свою речь. Вот несколько простейших правил, которые мы должны знать, как «Отче наш», - Пишите короткими фразами, в каждой из которых, по французскому стандарту, 7-8 лексических единиц. - Используйте минимум числительных, большие числа желательно округлять. - Не увлекайтесь аббревиатурами. - Избегайте малоизвестных географических названий, поскольку мы не можем по радио показать слушателям карту. Как-то раз, прослушав наши же новости про боевые действия в Грузии - где были Панкисское ущелье, гора Сахарная голова, еще какая-то долина - наш главный редактор сказал: «Ничего не понял!». Не надо называть, скажем, город Лыткарино, если там что-то не очень существенное произошло. Достаточно сказать: к юго-востоку от Москвы.? Не нужно загружать слушателей излишней информацией, если она не несет в себе какой-то важной нагрузки, Не следует увлекаться иносказаниями — кавычками, передающими иронию, сарказм, скрытый смысл. Прямую речь необходимо переводить в косвенную. В редких случаях, когда, предположим, Селезнев говорит: «Я считаю, что Жириновский - политический урод!» - можно оставить это «я». В очень редких случаях! - Нежелательны — и это рекомендации психологов — слова «пресловутый», «так называемый». - Каждая новость должна отвечать на основные вопросы: что? где? когда? кто? почему? Ведущий должен следить за тем, чтобы в новости не было никаких белых пятен, то есть, вопросов, которые могут возникнуть у слушателя и оставленных без ответа. В целом, считается, что радио заставляет авторов писать лучше, взвешивая буквально каждое слово, тратить время на поиск интонаций, пауз и акцентов. И это неслучайно, поскольку именно радио более других СМИ воздействует на воображение человека. Слушатель неизбежно пытается перевести звуковые впечатления в зрительные; как говорят специалисты, процесс этот неизбежен. Слушатели, таким образом, являются активными участниками процесса. Как выглядят герои новостей, где происходит действие? - все это они придумывают сами. Именно поэтому - возвращаемся к тому, что я уже сказал - о новостях надо рассказывать, стимулируя тем самым и воображение человека. ПОСТРОЕНИЕ НОВОСТИ В мире пока смогли придумать только два основных способа составления информационного сообщения. Один из них можно сравнить со строением рыбы: голова - туловище — хвост. То есть, вначале небольшое вступление с сутью проблемы, затем «раскрутка» истории, кульминация в середине и эффектный финал. Эту форму, как правило, используют при сочинении эссе на заданную тему, возможно, политического комментария. В качестве примера - «Реплика Черкизова»: «Не успело развиднеться, как вновь «над границей тучи ходят хмуро». Российско-американские отношения, начавшие бурно развиваться после 11 сентября, начинают медленно охладевать. Первая точка - договор по ПРО. Казалось бы, российское предложение, сформулированное Путиным на обеде в Техасе: «Ребята, вы можете это делать, не выходя из договора еще лет 5, мы скажем, что рамки ПРО это разрешают...» - натолкнулось на решительное «No!» со стороны Буша и Пау-эла. В Кремле недоумевают. Ну, притворились бы и мы, и они морду лица бы соблюли. Путину было бы что предъявить своим военным. Вот, мол, отбил договор. Так нет — выйдем и все. И не далее, как на этой неделе, официально об этом объявим. Я уже не говорю о противоречиях вокруг Ирака. Вновь зазвучала критика России из уст высокопоставленных американских чиновников по Чечне и свободе слова. Чем ответит Россия? Увеличением срока президента? Ну, и когда следующая встреча на Эльбе?»
При подготовке новостей такая форма неприменима. О новом слушатели должны узнать в первую очередь, не отвлекаясь на длинное вступление - никакой раскачки. Ведь главная задача, которая стоит перед нами, журналистами, работающими с информацией, - оперативно сообщить главную новость! Именно поэтому на новостном радио используется принцип так называемой перевернутой пирамиды, о котором, я полагаю, вы знаете: в начале ведущий излагает самое важное, затем менее важное и т.д. Кстати, французы призывают делать новости так: первая фраза в случае необходимости может использоваться как заголовок; первые три фразы - как новость в кратком информационном выпуске, и полный вариант - как подробная новость в большой программе. Каждая часть этой новости, с одной стороны, самостоятельна и автономна, но, с другой стороны, все вместе это цельное, законченное произведение информационного искусства. ПЕРВАЯ ФРАЗА Профессиональные писатели рассказывают - то ли в шутку, то ли всерьез - что самым трудным для них бывает придумать начало и финал своего произведения, а остальное, дескать, пишется очень легко. В нашем случае, информационной радиожурналистики, самое важное (но, поверьте, не самое сложное) - придумать только начало. Первая фраза, «топ-лайн» - вот, на что мы должны бросить все наши силы. Почему это надо делать? Объяснение элементарно: если наших слушателей не удалось заинтересовать в начале новости, то многие из них дальше и слушать не будут. Мы должны всеми силами удержать человека у радиоприемника от совершения простого, до примитивизма, физического действия - нажатия кнопки, за которой уже другая волна, другая станция, конкуренты... При помощи этой первой фразы мы должны зацепить его, как рыбу, на наш информационный крючок. В идеале в начале каждой новости слушатель должен произносить что-то типа: «Вот это да!» Или: «Ничего себе!». Разумеется - и вы это знаете лучше нас, работающих в Москве, - новостей, которые способны «встряхнуть» слушателя, бывает не очень много. Особенно в регионах. А потому особая нагрузка ложится именно на журналистов, на нашу с вами способность так построить самую, казалось бы, обыкновенную новость, чтобы привлечь к ней максимальное внимание аудитории. Как сейчас зачастую составляются новости? В начало выносят второстепенную информацию о месте и времени и только потом говорят о сути события. Вот небольшая «нарезка» типичных случаев. «Сегодня в России начинается продажа третьей книги о Гарри Поттере. Главный менеджер издательства «Росмэн» Татьяна Успенская заметила, что это первый в России опыт назначения единого дня продажи книги. Такой шаг связан с огромным спросом, которым пользуется «Гарри Поттер». В центральных московских магазинах продажа будет сопровождаться праздничными акциями. Все покупатели, в особенности дети, получат подарки от издательства...» «Новости спорта. В швейцарском Давосе, где сегодня стартовал этап Кубка мира по лыжным гонкам, прошли соревнования у женщин. Они бежали шестикилометровую дистанцию классическим стилем, где лучшей из россиянок была Ольга Данилова, финишировавшая пятой. Так вот, только что там завершилась гонка на дистанцию 15 километров у мужчин...»
В обоих случаях на первое место, в самое начало выносится информация о месте и времени события. Для столичных радиостанций это настоящий бич - почти каждая новость у всех (за исключением, временами, «Эха») начинается с одних и тех же слов: «Сегодня в Москве...» или «Сегодня в швейцарском Давосе на спортивном турнире...» Но главное ведь совсем не это, а то - что произошло. Где и когда это случилось – не так важно. Среди тех 5 вопросов, которые я упоминал, главный, на который мы должны ответить, - что? Если вспомнить ту новость, которая здесь была приведена первой, -выход новой книги о Гарри Поттере - я посидел, подумал, как я бы ее сделал. Примерно: «Праздничная акция в честь Гарри Поттера устраивается в Москве. Сегодня в столице представляется уже третья книга о юном волшебнике». Можно ее, конечно, по-другому построить: «Уже третья книга о популярном герое Гарри Поттере появляется в Москве. Сегодня пройдет презентация». Вычленить главное и вынести его в начало - вот основная задача ведущего новостей(он же - редактор). Чтобы просто прочитать «тассовку» или сообщение Интерфакса, большого ума не нужно. Но и особого успеха, поверьте, в этом случае достичь тоже не удастся. Ни журналисту лично, ни его радиостанции, если ее такой стиль работы устраивает. Научиться или, точнее, привыкнуть делать новости о главном совсем не трудно. Первые недели просто надо себя постоянно контролировать, напоминать о правилах, а затем вы неожиданно заметите, что иначе писать просто и не можете. Разумеется, из каждого правила бывают исключения. Я вам пример таких исключений покажу. «...Мы продолжаем программу. И только что пришло сообщение из Махачкалы. Генеральный прокурор Владимир Устинов потребовал пожизненного тюремного заключения для чеченского полевого командира Салмана Радуева. Поскольку смертная казнь в России не применяется, ему должна быть назначена высшая из действующих мер наказания, то есть, пожизненное нахождение в тюрьме.» «...В начале выпуска - сообщение, которое буквально пару минут назад передало агентство Рейтер. Новый теракт совершен в Израиле. Палестинцы-камикадзе взорвали автобус с пассажирами. Это произошло утром на окраине города Хайфа. Агентство сообщает, что есть многочисленные жертвы. Точное количество пока неизвестно...»
Иногда можно вынести в начало новости обстоятельство времени: «только что», «несколько минут назад». Эти ключевые слова подчеркивают и нашу оперативность, и, что самое главное, дают возможность слушателю почувствовать свою причастность к происходящему, хотя бы за счет простейшей синхронизации времени: «Вот я здесь сижу обедаю, а в это время в Кремле или в Израиле...» В такие моменты, как мне представляется, ни один из тех, кто настроен на нашу волну, не переключится на другую. Возникает, если хотите, элемент интерактивности и сопереживания тому, что происходит именно сейчас. Есть и еще несколько вариантов ключевых фраз, которые притягивают внимание аудитории: «срочное сообщение» или «сообщение с пометкой молния». Они, безусловно, относятся к разряду исключительно служебной информации, которую используют журналисты внутри редакции. Однако они же и позволяют привлечь повышенное внимание аудитории. Вот представьте себя в самой обычной обстановке возле радиоприемника, дома или в машине... Что такое радио? Обычный - чуть тише или громче - фон нашего быта и работы. И внимание полностью переключается на него лишь тогда, когда в эфире звучат ключевые слова. К ним, как считают некоторые специалисты рекламного бизнеса, относятся и такие, как «курс доллара» или «прогноз погоды». В этом же ряду -слова «срочно», «экстренно», «только что», «в эти минуты», «мы прерываем наши передачи», ну и тому подобное. Мы снова возвращаемся к тому, что слушателя надо «зацепить». Здесь также важно, чтобы любой материал звучал свежо и ново, если даже до этого аналогичные новости уже были в эфире неоднократно; надо стремиться к тому, чтобы слушатель поверил: в эту минуту новость передается впервые и обращена именно к нему. НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ Один из важнейших принципов вещания, о котором в замечательной книге о радиожурналистике написал А. Шерель, заключается в следующем: «Радио - это то, что сейчас». И этот принцип надо стараться соблюдать, используя эффект «реального времени», причем не только непосредственно в репортажах с места события, но и создавая видимость реального времени (real time) в кратких новостях. Для этого следует чаще применять глаголы в настоящем и будущем времени. Особенно старайтесь использовать их именно в первых фразах новостей. Сравните для примера: «Против разрыва договора по ПРО выступил российский президент Владимир Путин.» «Против разрыва договора по ПРО выступает российский Президент Владимир Путин.»
Казалось бы: деталь, мелочь, но она помогает добиться того, что мы признали столь важным чуть раньше, - сопричастности слушателя к происходящим событиям. При этом смысл сообщения не искажается. Вообще, есть универсальное правило, которое помогает «оживить» события: употреблять прошедшее время стоит только тогда, когда вы рассказываете об уже свершившемся факте, не имеющем продолжения. Если вернуться к примеру о Путине и ПРО, то позиция президента «против» ведь не одномоментная, она была таковой вчера, остается такой же и сейчас. Готовя сообщения к эфиру, следует помнить, что мы пишемновости, а не историю. А потому - больше настоящего времени, но, безусловно, не в ущерб достоверности. Если корабль уже утонул, а мы говорим, что корабль тонет, то это, мягко говоря, будет неправдой. ЗАГОЛОВКИ Одна из форм подачи информационного материала - заголовки, которые используются, как правило, в начале больших новостных выпусков (на «Эхе Москвы» - свыше 5 минут). Заголовки должны выполнять двоякую задачу: с одной стороны, кратко проинформировать слушателя о событии, с другой стороны - «зацепить», заинтриговать его, заставив слушать всю программу или хотя бы часть ее. Пример: «Анатолий Карпов стал новым чемпионом мира по шахматам — по версии ФИДЕ.» Вроде бы суть новости представлена правильно и корректно. Но на самом деле этот заголовок несет в себе фактически всю информацию о событии, и непонятно, зачем слушателю дальше оставаться у приемника, потому что все самое важное он уже узнал. Возможно, нам следует действовать, как работникам бывшей советской торговли, которые всегда придерживали под прилавком какие-то ценные товары, так называемый «дефицит». Мы должны кое-что не договаривать. Например, так:
«В шахматах - по версии ФИДЕ - определился новый чемпион.» «Российский гроссмейстер стал новым шахматным чемпионом по версии ФИДЕ.» Каждый из этих заголовков содержит в себе некую «загадку» и потому заставляет слушателя оставаться на нашей волне и дальше слушать новости. При этом, что очень важно, наши заголовки не искажают действительности, и вполне корректны. Разумеется, бывают и принципиально другие ситуации, в основном, когда происходит что-нибудь экстраординарное, причем буквально в этот момент, и именно в нашей новостной программе об этом сообщается впервые. Здесь не стоит скрывать сути, и в заголовке должно быть все самое главное, хотя и достаточно коротко. Такой заголовок - как «вспышка» - должен буквально взорвать эфир. И даже если в нем прозвучит все самое важное - внимание слушателя все равно, как мне кажется, будет приковано к нам:
«Сильный взрыв только что прогремел в центре города, на улице Ленина. Есть жертвы.»
В таких чрезвычайных ситуациях скрывать ничего не следует; слушатель в любом случае будет ждать от нас подробностей. ПОДВОДКА И ОТВОДКА Каждый репортерский материал, используемый в информационной программе, содержит подводку и отводку, то есть, текст, написанный автором репортажа, но предназначенный для чтения ведущим новостей. Прежде всего - в отношении подводок и отводок действуют все те правила, о которых я уже говорил. Кроме того, практика «Эха Москвы» показала возможность двойного подхода к составлению подводок. Один подход - новостной - заключается в том, что в подводке излагается первая, возможно, самая важная часть информации, а далее в самом материале просто продолжается рассказ об этом, со всевозможными дополнениями и объяснениями.
Ведущий в студии До сих пор нет ясности в вопросе о том, кто же станет главным тренером московского футбольного клуба «Динамо». Руководитель спортивного общества «Динамо» генерал Проничев сказал, что этот вопрос будет решен в ближайшее время. Продолжит тему Андрей Родионов. Корреспондент Генерал отметил, что уже 20 декабря футболисты выходят из отпуска, а потому затягивать решение вопроса по назначению нового тренера не стоит. Нынешний наставник «Динамо» Анатолий Новиков был назначен на этот пост летом нынешнего года. Совет директоров клуба пока не решил, стоит его менять или нет...
Это традиционный и наиболее распространенный подход, когда новость подается последовательно, шаг за шагом. Однако зачастую возникает эффект разорванности, когда первую часть новости рассказывает один человек (ведущий), а вторую половину - почему-то другой (автор). Этот подход, скорее, может быть применим в тех случаях, когда идет материал с места события, и ведущий с репортером разделены расстоянием; в этом случае оправдано то, что каждый из них рассказывает «свою» часть новости. Мне более импонирует другой подход к созданию подводок и представлению корреспондентских материалов. Я его назвал «анонсным», но это не совсем точное название. В этом случае перед репортерским материалом заявляется только его тема, или географическая направленность, либо ориентация на какую-то персону.
Ведущий: Неожиданное развитие событий вокруг Кремлевской администрации. Рассказывает Ксения Басилашвили. Корреспондент: В Госдуме подготовлен запрос в генеральную прокуратуру. Следователей просят разобраться в коммерческой деятельности Александра Волошина. По некоторым данным, глава администрации Президента в середине 90-х годов уклонился от уплаты налогов. Речь идет примерно о ста тысячах долларов...
Этот вариант подводки встречается заметно реже, и у нас на «Эхе» в том числе. В частности, потому, что он предполагает некоторое отступление от информационных канонов. Слова «неожиданное развитие событий» не относятся к самой новости. К сути новости. С другой стороны, при всей внешней простоте такую подводку сделать несколько сложнее. Фразы: «неожиданное развитие событий...», «новое ЧП на Ближнем Востоке...» - не содержатся, как правило, в первоисточнике, скажем, сообщении информагентства, и это значит, что ее надо самому придумать. В потоке новостей, который падает на нас ежечасно, креативные способности несколько снижаются. В принципе, оба варианта подводки имеют право на существование, но лично мне больше нравится второй. Что касается отводок, то к ним должно быть применимо одно общее правило. У слушателя не может возникать впечатления, будто репортаж кто-то обрезал (скажем, в целях соблюдения установленного формата), и поэтому последнюю фразу из него приходится произносить ведущему. Особо недопустимо продолжать цитировать в отводке ньюсмейкера, о котором говорилось в материале. Корреспондентский материал должен быть законченным произведением, и роль отводки заключается в том, чтобы просто закрыть тему - еще одним сообщением, связанным с тем, о чем рассказывалось в репортаже. И еще по поводу отводок и подводок. Не знаю, как в вашей практике но мы частенько раздумываем, стоит или нет переделывать подводку, которю уготовил репортер. Корреспонденты - тоже грамотные журналисты, знают свою работу и, скорее всего, лучше представляют, как ввести свой материал. Но с другой стороны, я всегда стараюсь помнить, что каждый из нас пишет в своем стиле. И вот представьте: подводку корреспондент напишет, выражаясь поэтическим языком, дактилем, а я все свои тексты - хореем. И будет непонятно слушателю. Это заметно на слух всегда, когда вдруг человек начинает говорить не своими словами. Если текст ведущего и корреспондентский материал звучат в разном стиле - это нормально. Но один человек должен говорить одинаково. У него не должно происходить раздвоения. Поэтому всегда следует творчески переосмыслить и переделать те подводки, которые для нас готовят наши коллеги. Мне кажется, что если вы используете хотя бы часть принципов, о которых я вам сегодня рассказал, вы сможете несколько изменить восприятие ваших новостей. От этого будет польза и вашей радиостанции, и слушатели останутся довольны. Я уверен.
Елена ФИЛИМОНОВЫХ журналист ФНР, тренер курса радиожурналистики в Школе журналистики Би-Би-Си в Екатеринбурге
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
Последние известия звучали по радио еще до того, как его стали воспринимать в качестве средства массовой информации. Уже в 1912 году во время катастрофы «Титаника» прием и последующая ретрансляция сигнала бедствия привлекла внимание к новому средству связи, которое получило название «беспроволочного телеграфа». Радиожурналистика начала развиваться только в 1920-х г.г., и тогда же появился термин «радио». До 1932 года радиостанции получали сведения из газет. Однако именно с этого времени радио стало опасным конкурентом для газетчиков. Опасаясь лишиться большинства читателей, они стали придерживать информацию. Радиостанциям пришлось обходиться своими силами. В конце 1934 г. United Press (UP), International News Service (INS) и Associated Press (АР) согласились на предоставление информации для радиостанций. Правда, к этому времени радио уже доказало, что способно работать самостоятельно. Майкл Кийт. «Радиостанция»1
Хороший журналист похож на таксу. Он за версту чувствует новость, где бы он ни находился - на пресс-конференции, заседании межведомственной комиссии, в театре или на пикнике. Поэтому перечислю здесь источники информации конспективно. Возможно, кто-то из вас сможет продолжить список. Но общая схема выглядит примерно так. • Редакционный календарь Туда записываются все события, о которых редакция узнает заранее. В некоторых городах пресс-службы областной и городской администрации в начале каждой недели рассылают журналистам план мероприятий, которых примут участие губернатор и мэр. В таких релизах бывает много рутины, но встречаются и полезные вещи: например, открытие нового моста. Редакционный календарь пополняется за счет афиш, различных анонсов, информации из газет и пр. • Агенты Это те люди, о которых столичные СМИ загадочно говорят: «Как нам стало известно из достоверных источников в Кремле...». Коммерческие радиостанции могут себе позволить целую систему агентов в различных структурах. Это слегка похоже на работу спецслужб. Проверенные люди в суде, в администрации Президента, в спортивных клубах, на заводах, в университетах, художественных галереях или театрах регулярно сообщают нам - за деньги или нет - информацию. Что-то мы берем в эфир, что-то отсеиваем.[8]
• Специалисты, эксперты • Службы ГО, МЧС, МВД, ГИБДД, пожарные и т.п. • Различные ветви власти Когда мы с разговариваем с каким-нибудь ньюсмейкером - это может быть сотрудник МЧС, губернатор, вице-премьер - мы понимаем, что он нас использует. В своих личных целях или профессиональных. Ему нужно показать, например, как хорошо работает его ведомство, - это одна из целей. Или он хочет отмыться от обвинения в коррупции - другая цель. Он нами пользуется. В этом нет ничего страшного. Мы для себя из этого тоже какую-то пользу извлекаем.
• Политические партии • Представители КТО, профсоюзы
• Об этом читайте в главе Елены Упоровой «Социальная информация на радио: современные подходы». • Интервью Часто наши собеседники, отвечая на запланированные нами вопросы, сообщают нечто неожиданное. Рассказывают, например, о готовящихся акциях или что-то нестандартно оценивают. • Ваши собственные программы • Стрингеры • Пресс-конференции, брифинги Подробнее об этом - в главе «Пресс-конференция».
• Информационные агентства, Интернет Многие Интернет-ресурсы, в отличие от крупных информационных' агентств, доступны бесплатно и легко. В этом их сила, но в этом же их слабость. Многие информационные сайты - это перепечатка (и не всегда законная) сообщений с других сайтов. Кроме того, у тех, кто выкладывает информацию на бесплатных ресурсах, далеко не всегда есть возможности и желание ее проверять. В Интернете много полезного, но очень много мусора. Пользуйтесь надежными сайтами.
• Пресс-службы. Факсы, пресс-релизы Отличайте новости от рекламы и PR!
• Радиостанции, телеканалы Не следует слепо копировать новости, которые вы узнали из эфира конкурентов. Ищите новый ракурс темы, развивайте историю!
• Газеты Можно долго спорить, стоит ли использовать как источник информации печатные издания, которые, по техническим причинам, отстают по оперативности от радио. Но практика показывает, что радиожурналисты находят нечто ценное и в газетах. О том, как «Эхо Москвы» сумело «раскрутить» газетную новость и подать ее в эфире как свежую, смотрите в главе Владимира Варфоломеева «Выпуски новостей».
• Очевидцы • Архивные материалы, аудиотека • Ваши собственные наблюдения. Вы можете найти удачную новость, просто идя по улице. Некоторые источники информации более надежны, другие - менее. Опять приведу цитату из книги Майкла Кийта «Радиостанция»: «Высокий накал конкурентной борьбы в радиовещании оказывает мощное давление на сотрудников служб новостей. В отрасли, где быть лучшим значит первым сообщить новость, существует ряд опасных моментов. Попытки первыми пустить в эфир недостаточно проверенные сведения обходятся порой очень дорого. Именно радиожурналист несет ответственность за достоверность переданной информации. Пренебрежение этим свидетельствует о недостатке профессионализма. Если проверить достоверность сведений к моменту выхода в эфир очередного выпуска новостей не представляется возможным, то лучше их придержать. Никакая срочность не может служить оправданием недобросовестности. Точность - важнейший критерий в работе журналиста. Ни в коем случае не следует подменять информацию слухами. Обманывать и дезинформировать общественность совершенно недопустимо».
Геннадий СЫРКОВ продюсер ФНР
«ЧАЙНИК»: ПОДСТАВКА ДЛЯ МИКРОФОНА
ЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ Мой любимый «редакторский» вопрос корреспондентам: «На каком расстоянии ото рта говорящего вы держите микрофон?» Вопрос хорош уже тем, что ставит в тупик: в кажущейся его простоте все чувствуют какой-то подвох - а я всегда считал, что собеседника в начале разговора желательно заинтриговать, а еще лучше - озадачить. Своих корреспондентов я всегда прошу при записи интервью держать микрофон максимально близко к говорящему, желательно у самого рта, но чуть сбоку или ниже, чтобы не было задуваний, или так называемого «поппинга»: резкого взрыва согласных «п» и «б». Почему так близко? Я считаю это важным, принципиальным отличием записи интервью от записи репортажа. Дело в том, что при записи интервью нас интересует один единственный источник звука. И задача репортера - отсечь все посторонние звуки, отсечь все звуковое пространство, окружающее говорящего,в том числе и таким простым приемом: максимально приблизив микрофон к говорящему. Конечно, могут быть и двое, и трое интервьюируемых, но они всегда говорят попеременно, а если они говорят хором - это грязь, это брак. Зададим себе дурацкий вопрос: чем мешают даже слабые посторонние звуки? Например, вы записываете интервью с экспертом о том, как могут в перспективе колебаться цены на нефть и как это повлияет на исполнение российского бюджета. Представьте, что на фоне этого интервью звучит телефонный звонок или время от времени слышны голоса людей - пусть даже очень тихо. Это однозначно плохо, потому что шумы в данном случае ничего не иллюстрируют, никак не соотносятся с темой разговора, а значит, будут восприниматься слушающим исключительно как помехи, отвлекающие внимание. Даже шум проезжающего автомобиля за окном не иллюстративен, хотя, при желании, и можно выстроить связь: нефть - бензин - автомобиль. Впрочем, бороться с шумами лучше самым обычным способом: на время записи плотно закрывайте форточки и двери, просите выключить кондиционер, лампу дневного света и даже телефон, если это возможно. Или же прерывайте запись на время звонка, а потом просите собеседника повторить загубленные фразы. В конце концов, если шумовые характеристики помещения не позволяют произвести качественную запись, ищите другую комнату. У интервьюируемого это предложение восторга, конечно, не вызовет - но в своей практике с категорическим отказом я не сталкивался никогда. Однажды мне пришлось записывать интервью в кабинке туалета - в здании шел ремонт, и это было единственное помещение, где не слышался шум отбойного молотка. Время от времени кто-то дергал за дверную ручку, и тогда приходилось прерываться. Но мой собеседник отнесся к этому с юмором. Правил без исключения не бывает. С моей точки зрения, интервьюирование может происходить на шумовом фоне, даже достаточно сильном, только в двух случаях - если темой интервью является событие,во время которого производится запись, или это интервью-портрет. Если слушатель предупрежден о том, что вы беседуете с человеком во время митинга (и тема разговора тоже связана с митингом) - шум должен быть, стерильная акустика здесь будет выглядеть искусственной. Портретное же интервью, по своему жанру, призвано не только раскрыть внутренний мир собеседника, но и показать мир, его окружающий: вы беседуете с известным режиссером у него дома, а рядом в клетке прыгает и чирикает попугай - разве эта деталь не дополняет портрет вашего собеседника? Посторонние шумы в записи интервью - это наиболее очевидная проблема. На самом деле, сформулированное выше требование - в интервью не должно быть пространства - следует понимать буквально. Что я имею в виду? Идеальная запись интервью - такая, в которой мы не слышим реверберации, нет этой пресловутой «бочки», «консервной банки», и источник звука максимально приближен к слушателю, он расположен на переднем плане, в передней плоскости радиоприемника. «Звук должен быть плотным, насыщенным, объемным и упругим, как будто выпирать из приемника» - вот как я люблю определять требования к интервью идеального технического качества! Если я слушаю и вижу, представляю человека, говорящего в комнате, - до идеала еще очень далеко. В общем, это весьма посредственное качество. Могу предложить самый простой способ тестирования: если вы слышите, что между говорящим и микрофоном (передней панелью приемника) есть расстояние - это уже плохо. Чем больше такое «слышимое» расстояние, тем хуже качество интервью. В идеале это расстояние долж
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 4992; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.253 (0.022 с.) |