Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Картинка». Журналист записывает, как специалист, участник события и Т. П. Показывает что-то другим людям (объясняет, демонстрирует) в реальных условиях.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Пример: Специалист руководит сбором нефти на болоте. Голос специалиста (обращается к активистам Гринпис): Я очень рекомендую вам быть осторожным с нефтью, иначе вы просто покроетесь нефтью. Ну что, начнем? (Звук льющейся жидкости.) Вот вода серая, мертвая вода. На ней густая жирная пленка. Здесь она очень толстая, где-то около сантиметра, она собирается прямо гармошкой. Она падаете ведро, прямо льется, как очень жирная сметана. (Снова звук) Вот это нефть. Это все нефть. 3. «ПОКАЖИТЕ МНЕ». Корреспондент просит специалиста или участника события показать или проделать что-то в его присутствии. При этом либо он сам, либо «проделывающий» объясняет, что происходит. Например, инвалид объясняет журналисту: «Вот смотрите, это коляска, я попытаюсь на ней заехать на ступеньку...» Пример: Работа системы поиска в Британской библиотеке. Корреспондент: Вместе с библиотекарем Ириной Лестер мы провели маленький эксперимент. Библиотекарь: Начнем с первого каталога. Можно искать по автору, по названию книги. Наиболее популярное - это общее слово... Корреспондент: Ну, «крокодилы», например. Библиотекарь: Крокодилы. Нажимаем ввод. Компьютер выдает, сколько раз это слово встречается. Корреспондент: По крайней мере, тринадцать книг, где «крокодил» упоминается. Библиотекарь: Да. Корреспондент: «Крокодил», №16... То есть, это журнал «Крокодил» 1931 года. И можно заказать этот журнал прямо сейчас? С экрана? Библиотекарь: Да. Корреспондент: А как читатель узнает, что книга уже пришла? Библиотекарь: По тому, как загорится лампочка у него на столе. И он поймет - надо вскочить и бежать за стол получать свою книжку! 4. «СДЕЛАЙ САМ». Корреспондент сам выполняет какие-то действия и описывает их, например: «Сейчас я попробую сам на этой коляске заехать на ступеньку...» Пример: «На прием к судебному приставу» Корреспондент (с улицы заходит в здание, как простой посетитель...). Итак, вот он, дом 432 по улице Плющиха. На двери табличка - «Первый межрайонный отдел службы судебных приставов Центрального административного округа города Москвы». (Скрип дверей) Я захожу внутрь. (Приглушенным голосом) Внутри довольно много посетителей. Сегодня здесь как раз приемный день. Вы первый раз на приеме? Посетитель: Я вообще здесь, в этих всех организациях, в первый раз! Корреспондент: А вы сами не могли забрать ваши деньги у должника без приставов? ПОСЕТИТЕЛЬ: Ну, они как бы не отдавали. Поэтому было возбуждено это дело. Поэтому я здесь. УСЛОВИЯ УСПЕХА • Хороший монтаж - без стыков. Помните - хорошего монтажа не • Хороший уровень записи и себя, и своих «героев» • Хорошая запись шумов Иеще раз о шумах. Следите за интершумом. Если он меняется, объясняйте, что вы перешли из одного помещения в другое и плавно микшируйте одну атмосферу с другой. Скажем, плеск волн со звуком рации в корабельной рубке. Если вы пишете людей в курилке (первый день запрета курения на рабочих местах в государственных учреждениях), обязательно запишите не только атмосферу этого помещения, голоса курильщиков, я отдельно звук зажигающейся спички, или, извините за тавтологию, зажигалки. Причем, что называется, «крупным планом». Правильно вмонтированные в сюжет звуки дадут эффект присутствия, картинки, и могут служить своеобразными перебивками внутри материала. Осторожно!!! Не всегда реальные звуки в эфире похожи сами на себя. Когда я, к примеру, пишу воду из крана, обычно в эфире получается что-то вроде писающего мальчика. А мой коллега, однажды решил передать волшебный звук мытья головы в парикмахерской. На выходе получился чистый и объемный смыв воды в унитазе. Так что ищите правильный ракурс, расстояние от микрофона до «звучащего» объекта и, собственно, наклон самого микрофона к данному объекту. Радио-стендап. Остановимся на этом приеме отдельно. Существуют определенные правила, которые не стоит забывать, если вы решили «оживить» таким образом свой сюжет. Как начать? • «Я нахожусь в 23-м отделении милиции...» • «Сегодня здесь, в 23-м отделении милиции...» • «В 23-м отделении милиции перевернуты все столы...» Как представить героя? • «Рядом со мной сын лейтенанта Шмидта Николай Шмидт...» • «Я подошел (сейчас я подойду к..., попробую поговорить с..., обратиться к...) сыну лейтенанта Шмидта Николаю...» • «...об этом я спрашиваю (говорю с, интересуюсь мнением...) сына лейтенанта Шмидта - Николая.» • «Представьтесь, пожалуйста...» • Самопредставление: «Меня зовут Николай Шмидт. Я сын знаменитого лейтенанта...» (герой сам рассказывает, кто он такой). Как «закрыться»? • «О развитии событий - в нашем дневном эфире...» • «Мы будем рассказывать вам (информировать вас), как будут развиваться события дальше, чем это закончится...» • «Ближайшие часы (дни, недели...) покажут...» • Обязательно представьтесь в конце: «Карл Маркс из дома Фридриха Энгельса (с места события), радио «Капитал». ВАЖНО! • Шумы записывайте отдельно, чтобы их можно было смикшировать с текстом. • Избегайте пафоса: вы не в студии, а на улице — говорите, «как в жизни»! • Описывайте свои действия! Важно понимать, что «как в жизни», не означает «жизнь». Это не! прямой эфир и не стоит выдавать «As Life» за то, что происходит именно сейчас. Кроме того, всегда есть опасность, что к тому времени, как ваш материал появится в эфире, события могут получить неожиданное продолжение. Поэтому подумайте заранее, как подстраховаться. Ничего страшного и даже хорошо, если после вашего сюжета ведущий расскажет о текущей ситуации. В общем, на наш взгляд, «как в жизни» - очень симпатичный способ сделать эфир более разнообразным и показать слушателям, что современный радиожурналист иногда все-таки отрывается от экрана компьютера. Он «выходит» из интернета, закрывает страницы информационных агентств, кладет в сумку микрофон, магнитофон и выходит на улицу посмотреть своими глазами, что же происходит в родном городе... ПАКЕТ В главе «Интервьюирование» мы уже давали определение пакета. Напомним, что это такое: Пакет (брит., package, амер. wrap) — профессиональный термин, употребляемый на ряде западных радиостанций, означающий один из видов радиоматериала. Он состоит из подводки ведущего, текста корреспондента и коротких вставок различных интервью, вводимых корреспондентом. Характер повествовательно-аналитический. В российской практике более принят термин «сюжет». Воснове своей это материал, который объединяет несколько элементов одного рассказа. В простейшем виде - это двое говорящих и корреспондент, который связывает слова этих людей. Как правило, пакет длится 2,5 - 3,5 минуты. Если хронометраж достигает 5 минут, это уже другой вид материала - feature - документальный сюжет. Пакет же, в среднем, длится три минуты. Однако мы сейчас говорим о простейшей форме. В реальности же сюжет может быть гораздо более сложным. Вообще, пакет - это то, что делает радио особенным, не похожим ни на что другое. Мы рассматриваем пакет, как увлекательную историю, а корреспондента - как человека, ее рассказывающего. И репортер должен использовать все возможные способы, чтобы донести эту историю до слушателя: vox pop, звуковые эффекты, музыку. Можно использовать короткие вставки, можно использовать длинные вставки. Можно использовать as life - интервью, записанное на месте, запись звука реального события или реального места события. Например, мэр открывает какой-нибудь объект. Можно вставить короткий кусочек записи церемонии открытия. Но здесь есть риск зайти слишком далеко, переборщив со звуковым материалом. А мы должны думать о том, чтобы сделать хороший рассказ. Какие же события могут стать темой пакета? Мы должны сделать правильный выбор. Ведь существуют разные способы подачи информации: интервью, короткие новости размером с абзац, войсер, пакет... Что же должно произойти для того, чтобы мы взяли микрофон и отправились делать материал столь трудоемкого радиожанра? Скорее всего, это может быть событие, которое затрагивает, как минимум две стороны. Иными словами, у вас есть два человека, которые будут говорить. Не обязательно, чтобы это был конфликт Возможно, что все участники будут придерживаться одной точки зрения. Например, сюжеты на социальную тему. Они обычно бывают сложными, требующими мастерства корреспондента объяснении, в составлении собственного текста. И такие события - идеальный материал для пакета. Но пакет может быть и развлекательным. Предметом разговора может быть музыка, какие-то забавные истории. Особые происшествия - идеальный материал для пакета. Открытие, закрытие чего-либо. Если что-то взрывается, разрушается. Мы с вами занимаемся радио. Мы должны подумать о том, что составляет его основу. На что радио опирается в первую очередь? На звуки, на шумы. Радио лишено того, что составляет преимущество, а, может быть, и недостаток телевидения - изображения. На телевидении нашим коллегам приходится проще (другое дело, что они зачастую неправильно используют изображение). Но мы - радио. Нам нужны звуки, нам нужны шумы, нам нужен кто-нибудь, кто что-то скажет или сделает. Иначе дело не пойдет. Таким образом, когда мы ищем историю для пакета, мы должны найти такую ситуацию, в которой были бы все элементы, о которых мы говорили - интервью, звуки.
Техника создания пакета Подготовительный этап. Тщательно проработайте свою тему - она должна быть актуальной. Направленность пакета. Ваш пакет должен иметь определенную направленность, сосредотачиваться на предмете, отклонения от темы недопустимы. Баланс. Пакет должен быть сбалансирован, представлять все точки зрения, имеющие отношение к делу. Если аудиозапись невозможна, корреспондент сам должен упомянуть в своем репортаже другие мнения, оставаясь, однако, беспристрастным. Подбор интервьюируемых. Подумайте, кто может дать хорошее интервью, представив, таким образом, определенную точку зрения. Также решите для себя, какие другие элементы помогут сделать ваш репортаж ярким. Структура пакета, подача материала. Выберите ясную и логическую структуру для подачи материала. Порядок составляющих элементов (вставок) никак не должен быть произвольным. Придание яркости. Используйте выразительные вставки (звуковые эффекты, музыку, vox pop) целенаправленно, не запутывая слушателей. Помните' что вы должны правильно использовать вставки. Когда используется пакет? Внекоторых случаях невозможно осветить тему только лишь в рамках одного интервью или аудиорепортажа. Но существуют и другие причины. Качественно сделанные пакеты придают яркость программе. Использование пакетов - признак высококачественной радиостанции, поэтому просматривается тенденция все больше и больше использовать пакеты Однако в каждом конкретном случае для освещения темы нам приходится выбирать форму подачи материала, и иногда одного интервью бывает достаточно. Необходимо также принимать во внимание и формат программы в целом: двадцатиминутная программа, включающая 3 или 4 пакета, может показаться довольно-таки перегруженной. Как сделать хороший пакет? Подготовка. Тщательно проработайте свою тему, выяснив для себя основные моменты и конечную цель. Это позволит вам правильно выбрать персоналии для интервью, обдумать аргументы и контраргументы. Это также даст вам возможность сформулировать подходящие вопросы или записать отдельные моменты, если, например, кто-то выступает с речью, имеющей непосредственное отношение к вашей теме. Как правило, журналисты не разбрасываются временем, поэтому чтобы сделать качественный пакет и не потратить слишком много времени, вам необходимо разумно организовать свою работу. Структура. Удачный пакет имеет ясную структуру. Прослушайте все собранные вами материалы, решите, в какой форме вам лучше подать историю, выберите отрывки из интервью (клипы), напишите связки. Уясните для себя: аудиоматериалы не используются в качестве иллюстраций репортерского текста. Именно клипы должны «рассказывать историю», а ваши связки лишь объединяют их в единое целое. Полный пакет состоит из следующих элементов: • введение в ситуацию, о которой идет речь; • аргумент; • контраргумент; • заключение. Еще несколько моментов: Не допускайте введения, не имеющего никакого отношения к вашему репортажу. Если в подводке упоминается ваше имя как автора репортажа, репортаж должен начинаться именно с вашей реплики, а не с чьей-либо другой. Пакеты часто начинаются с музыки или других звуковых эффектов для создания соответствующей атмосферы. Необходимо поставить в известность людей, с которыми вы беседовали, о том, что их ответы на вопросы будут использоваться в пакете наряду с другими интервью, возможно, их оппонентов. Если вы берете интервью у кого-то в течение получаса (что редко является необходимым), интервьюируемые не всегда остаются довольными, если вы в результате воспользуетесь только 15 секундами. Предупредите человека, что в эфире его голос будет звучать коротко в смонтированном виде. Оставайтесь порядочными. Не подписывайтесь под интервью, которого вы на самом деле не брали, а которое лишь позаимствовали. И, наконец, самое главное. Не меняйте направленность репортажа лишь потому, что не смогли подобрать нужные клипы. Если вам не удалось найти подходящий материал, пусть то, что у вас есть, не отклоняет вас от темы и заданной цели. СЕМЬ ЭТАПОВ СОЗДАНИЯ ПАКЕТА Задумка. В чем суть материала? Почему это так важно? Ответы на эти вопросы помогут вам правильно написать подводку (cue). Планирование Проработайте и спланируйте свой пакет как можно тщательнее. Это сэкономит ваше время, когда вы будете собирать материал - интервью, опросы и т.д. Подбор Не делайте слишком много записей - вам понадобятся только короткие клипы. Не забывайте записывать звуковые эффекты. Записьваших собственных вопросовдолжна быть качественной - возможно вы захотите использовать их в своем пакете. Начните отбирать то, что будете использовать. Отбор Выберитесамые яркие клипы: и по звуку и по сути. Соединитеих так, чтобы они создали структуру «истории». Подготовка Смонтируйте клипы. Запишите их детали - по крайней мере, название, имя говорящего, длительность, вводные и завершающие слова. Написание. Напишите связки. Чем меньше вам придется писать, тем удачнее получится ваш пакет. Голос репортера в пакете занимает обычно от 1/4 до 1/3 всего объема. Сведение Даже если вы сводите свой пакет сами, вам нужна ясная очередность введения клипов. И тем более, когда это делает кто-то другой. Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ директор службы информации, зам. главного редактора радиостанции «Эхо Москвы» ВЫПУСКИ НОВОСТЕЙ
На «Эхе Москвы» выпуски бывают различными по форме, верстке и содержанию, но при этом технология их производства универсальна: информационные программы о культуре и политике, спорте и экономике делаются на основе общих принципов и по очень похожим правилам. ХРОНОМЕТРАЖ Минимальное время звучания выпуска на «Эхе Москвы» - одна минута, максимальное - 45 минут. Выпуск менее 30 секунд Наверное, имеет право на существование. Но наш опыт показал, что такой формат неэффективен. Вряд ли за 20 секунд можно сказать людям что-то действительно важное. Секундный выпуск Сейчас такого формата на «Эхе» нет, но он вполне возможен. Это, как правило, четыре-пять заголовков важнейших сообщений. Они должны быть, с одной стороны, сжатыми, а с другой, - вполне информативными. «Пенсии с нового года будут повышены вдвое, так решил Президент,» -это вполне грамотный заголовок, всего за три секунды и в девяти словах он отвечает на все возможные вопросы: что произойдет, в каком объеме, когда произойдет и почему - то есть, кто так решил. Увы, иногда в практике случаются заголовки и совсем иного рода. «Южноафриканские инженеры изобрели принципиально новый вид автомобилей,» - те же три секунды звучания, но нет в этом самой важной информации: в чем суть-то изобретения, и чем новое авто так принципиально отличается от всех нынешних? Зато долго рассказывается о происхождении инженеров. В данной ситуации эта информация оказывается лишней, ненужной. Естественно, заголовок должен быть иным: «Принципиально новый тип автомобилей изобретен в ЮАР - на одном колесе». Однако тот забракованный нами заголовок о южноафриканских инженерах тоже имеет право на существование. Он может использоваться в начале большой информационной программы, которая длится 5-10 минут и больше. Такой заголовок вполне конкретно обозначает тему и притом он несет в себе загадку, рождая у слушателя желание остаться у приемника и услышать: в чем, в конце концов, там дело и как эта машина двигается. заголовок, рождающий невольные вопросы, возможен только тогда, когда за ним последуют разъяснения и ответы на все вопросы. Минутный выпуск Есть несколько вариантов построения такого выпуска. Он, как и 30-секундный, может представлять собой подборку из нескольких (семи — восьми) заголовков. Другой вариант, который прежде практиковался на «Эхе», это - всего три-четыре сообщения, но зато они более полные. «Пенсии в России с нового года будут повышены вдвое, до 500 долларов. Такое решение принт Президент Путин. По его словам, необходимые деньги даст МВФ. При этом новый кредит будет беспроцентным,» — такое сообщение уже достаточно подробно излагает суть новости в 2-3 недлинных предложениях. Сейчас на «Эхе» иной вариант построения минутного выпуска новостей: вначале очень коротко текущий курс доллара, затем - в три строки - изложение главной новости часа, а потом - расширенная, секунд на 30 (то есть 6-8 строк), новость из разряда «фенечных», курьезно-познавательно-развлекательных[15]; в заключение - погода. Кстати, о погоде. Традиционно она всегда у нас идет в конце. Некоторое время назад мы попробовали в одном из выпусков поставить ее в начало, поскольку опросы показывают, что погода более всего интересует слушателей. Однако коллеги нам напомнили, что мы станция сетевая, и в большинстве наших городов московская погода совершенно никого не интересует. Но в каждом конкретном городе, если вы вещаете только на себя, вы можете выносить погоду в начало выпуска. Выпуск на 2 - 3 минуты Строится аналогично одноминутному - в варианте не заголовков, а кратких новостей из нескольких предложений. При этом, пока только в качестве эксперимента, в 3-минутных новостях в середине часа, я пробую использовать голоса ньюсмейкеров. Выпуск на 5 минут Теоретически он может напоминать построением предыдущие, но на практике этого следует избегать. Простое чередование кратких новостей на протяжении такого длительного времени звучит достаточно монотонно и однообразно, даже несмотря на выдающиеся актерские способности журналистов. Поэтому 5-минутные выпуски строятся иначе - как сочетание текстовых сообщений (кратких или расширенных), читаемых ведущим, и аудиоклипов (это либо корреспондентские материалы, либо фрагменты интервью с ньюсмейкерами.) Выпуск новостей продолжительностью 5 минут и более целесообразно открывать несколькими (3-4) заголовками самых важных и интересных тем; это необходимо для того, чтобы задержать слушателя у радиоприемников. Прежде мы считали, что в выпусках продолжительностью свыше 5 минут заголовки можно повторить и в конце передачи: трижды повторенная информация лучше запоминается (это классический подход). Однако сейчас исследования аудитории показывают, что подобное повторение одной и той же информации сильно «грузит» слушателя, и поэтому мы на «Эхе» уже отказались от повтора заголовков в конце информационных программ. Выпуск на 7-8 минут Его готовят аналогично 5-минутной программе. Выпуск на 10-15 минут Информационные программы подобного хронометража предполагают достаточно подробный и глубокий рассказ о происходящих событиях. Поэтому строятся они, в основном, как совокупность нескольких достаточно крупных тематических блоков. К примеру, если рассказывается о принятии бюджета, то в посвященном этому блоке используются несколько звуковых материалов (слова депутата, министра), связанных подробным текстом самого ведущего, и так далее. Разумеется, текстовые сообщения небольшого формата также могут использоваться в программе, но они, как правило, выступают в роли прокладок между блоками. I Если же вся десятиминутная программа будет состоять из мелких текстов и звуков, то в эфире создастся впечатление рваности, фрагментарности. Выпуски более 15 минут Программы такого хронометража строятся по принципу 10-15-минутной. На «Эхе» самые большие программы длятся 30 минут (в 13:00) и 45 минут (в 18:00) Экстренный выпуск Это еще одна форма информационного выпуска, представленная в эфире. Она отличается от других не хронометражом или наличием заголовков. Такой выпуск звучит именно в тот момент, когда стало известно об очень важном событии. На «Эхе» есть правило - для суперновости открывается весь эфир, что бы в тот момент в нем ни шло. Длительность выпуска зависит только от полноты полученной информации. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКА Новостные выпуски могут быть как исключительно текстовыми, так и со звуковыми включениями. Практика «Эха» такова: «пленки» (с голосами корреспондентов и ньюсмейкеров) используются в новостях длительностью от 5 минут. В таких программах минимальное количество «пленок» (клипов, фрагментов интервью) - две, максимальное ограничено только хронометражом программы. На мой взгляд, длительность всех пленок не должна превышать 50% времени всего выпуска. При этом корреспондентская пленка не может быть длиннее 40 секунд, а ньюсмейкера - 25. Есть и такой подход: зачем, дескать, брать в программы голоса, когда я, ведущий, сам могу обо всем замечательно рассказать. Но нельзя забывать, что радио - по сути своей - это звук, причем не один, не одинаковый, а полифония. Именно поэтому должно звучать как можно больше разных голосов. К тому же доверие к первоисточнику (в данном случае голосу ньюсмейкера) объективно всегда выше, чем к его пересказу. Как показывают исследования (которые я подробно приведу чуть ниже), для подавляющего большинства слушателей главная ценность новостей - это достоверность. ПЕРИОДИЧНОСТЬ Частота выпусков новостей зависит от времени суток: их наи,ольшее количество, как - отрезки максимальной слушаемости. Вот так, по данным «Комкон», Распределяется аудитория «Эха» в зависимости от времени суток (модель взято 8 октября 2001 г.).
В Соединенных Штатах среднее распределение информации по эфиру таково (согласно данным Ball State University Survey for RTNDF2000): утро - 52%; день - 21%; вечер - 22%; ночь - 5%. На «Эхе» минимум информации ночью - один короткий трехминутный выпуск в начале каждого часа, что, безусловно, не мешает информационному ведущему, когда у него есть время, еще несколько раз в течение часа прийти в студию и что-нибудь рассказать. Это поощряется. Основной упор делается, как и на любой станции, информационной или музыкальной, на утреннее время, поскольку именно утром - наибольшая доля рынка, самые высокие рейтинги. На «Эхе» в это время новости выходят каждые 15 минут. В таком режиме мы сейчас работаем с 5 утра (во многом это связано с интересами регионов - из-за разницы во времени) до 8 вечера. То есть, днем мы не делаем никаких послаблений. С 8 вечера до полуночи новости у нас выходят раз в полчаса. Информационные программы мы иногда используем как средство увеличения аудитории: учитывая, что станцию слушают прежде всего из-за новостей, мы играем на этом. В частности, после того, как мы около года назад ввели в 18:00 информационную программу, которая непрерывно длится 45 минут, рейтинг этого отрезка времени резко вырос.
Верстка выпуска Вначале процитируем А.Шереля: «В выпусках новостей принято вначале сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики, а также о событиях, резко отличных от обычного, нормального течения жизни. И уже затем идут новости из области медицины, культуры, науки. Особое место занимают новости спорта. Всегда привлекательны также события вечно длящегося противостояния человека и природы: восхождения, перелеты, глубинные погружения, походы к полюсу и т.п.» Действительно, наиболее часто встречается именно «жесткая» верстка - новости в таком выпуске следуют одна за другой в порядке важности и по строго определенным тематическим блокам: сначала внутренние новости, далее международная информация и т.д. Однако, на «Эхе» главной, т.е. первой новостью может быть все, что угодно: и война (когда она начинается или обостряется), и пожар на башне (когда он случается), и повышение цен на бензин, и приезд звезды Голливуда или победа наших на крупном спортивном турнире. Важно, чтобы это было очень интересно и, конечно, оперативно. Если весь день мы рассказываем о подъеме тел с подводной лодки, но при этом только что завершился финал Кубка Кремля, то первая новость - это победа Курниковой. По крайней мере, в ближайшем выпуске. В следующем, через 15 минут, подлодка снова может «всплыть» на первое место. Но если только что случается некое важное событие, в любой сфере, оно должно занимать лидирующие позиции. Подчеркну: я рассказываю не только о практическом опыте «Эха Москвы», но и рисую некую идеальную модель.[16] Отбор новостей Новость - это всегда неожиданность! Это - главное, что следует помнить при работе с информацией. Принято считать, что составление любого информационного сообщения определяется тремя основными принципами: важность события, его полезность для слушателя и соблюдение тематического единства. На «Эхе», в целом, приоритеты те же. Но лично я часто говорю, что не совсем понимаю смысл слов «важное событие». Например, сегодня президент Путин летит в Лондон на встречу с Блэром. В том числе и по поводу Афганистана. Это важное событие или нет? Для президента Путина - да. И для Блэра, наверное, тоже. А для российской армии уже не очень, потому что известно, что наши войска в Афганистан все равно не пойдут. Лично для меня, не как журналиста, а как слушателя, оно тоже незначительное: ну, полетел президент в Лондон, у него работа такая, он за это деньги получает, в том числе и за свои официальные визиты. Таким образом, я пытаюсь представить, опуститься до самого простого уровня: моей семье это интересно или нет? Сам по себе визит - вряд ли. Не привезет же Путин оттуда новые евро и не будет здесь их раздавать. Поэтому как об отдельном событии - поездке российского президента в Великобританию - я рассказывать не буду. Другое дело, я бы использовал пару цитат из речи Путина в информационном блоке об Афганистане, если бы на встрече с Блэром он как-то прокомментировал ввод миротворческих сил. То есть у меня это было бы лишь деталью в общей картине дня. Я подхожу к новостям, которые многие называют важными, исключительно с утилитарной точки зрения. Мне они интересны, если там что-то можно выцепить для программ на самые разные темы. Если Пу-тин и Блэр будут обсуждать евро, я возьму это в финансовые новости. Если станут обсуждать гастроли Шекспировского театра в Москве, я в культурном блоке это использую. Но визит сам по себе не может стать информационным поводом, потому что это неинтересно большинству из нас и, безусловно, абсолютно бесполезно. Бывают и другие новости. Вспомним наш пример с увеличением пенсий. Нужно ли об этом рассказывать в эфире, если доля людей пенсионного возраста в аудитории не превышает 15 процентов? Ответ: да, надо, потому что эта информация полезна, на самом деле, почти всем нашим слушателям - даже у молодых людей есть родители-пенсионеры. А вот другой наш пример - про новые автомобили. Подавляющему большинству аудитории пользы от этого никакой, но зато эта информация просто занимательна, любопытна, она развлекает. Следовательно, и об этом тоже надо рассказывать. Отсюда вывод: новости должны быть полезными и развлекательными. Но это не значит, что наши новости только веселые и легкие. Интересная и полезная информация может быть самой разнообразной: зарплаты и строительство дорог, книжные новинки и налоги - все, что угодно. Разумеется, бывают особые случаи. Самые яркие примеры таких ситуаций в последнее время у всех на виду: война, теракты, чуть ранее - катастрофа подводной лодки или пожар на телебашне. Такие новости к числу развлекательных не отнесешь при всем желании. Когда читаешь об этом в газетах, смотришь телевидение и слушаешь радио, создается впечатление, что все это - события большой государственной важности, с участием Президента, вице-премьеров, депутатов, многочисленных госкомиссий и т.д. Мне иногда кажется, что нынешнее телевидение только потому и рассказывает, к примеру, об афганской войне, что сегодня по этому поводу высказался очередной чиновник. Не потому, что там гибнут люди (с обеих сторон), не потому, что миллионам кушать нечего... Почему «Эхо» никогда не проходит мимо всех подобных катаклизмов? Есть один момент, о котором редко кто из журналистов и руководителей редакций говорит вслух. Нас ведь и без того называют страшными циниками, отстающими в этом, пожалуй, только от работников морга. Это абсолютно справедливо. Увы, но таков один из принципов информационной работы: по-настоящему «хорошая» новость - это только плохая новость. Именно в дни кризисов, ЧП и всяческих катаклизмов резко растет рейтинг у СМИ, специализирующихся на информации. Мы это знаем, и, естественно, пользуемся этим. Проводимые социологические исследования подтверждают: все, что связано с катастрофами, гибелью большого количества людей, аудитория, в массе своей, рассматривает как «очень интересные новости». На самом деле, журналисты не циники, но мы используем эту ситуацию. В России детальных исследований на этот счет никем не проводится, поэтому мы пользуемся американскими и европейскими данными. Американский Исследовательский центр Пью[17] двенадцать лет (вплоть до 1998) проводил исследование, главной целью которого было выяснить, какие события привлекали наибольшее внимание аудитории СМИ. Первая десятка выглядит вот таким образом: • Взрыв космического корабля «Дискавери» в 1986 г. - 80% • Землетрясение в Сан-Франциско в 1989 г. - 73% • «Черные» беспорядки в Лос-Анджелесе в 1992 г. - 70% • Катастрофа пассажирского самолета TWA в 1996 г. - 69% • Спасение девочки, упавшей в колодец, в 1987 г. - 69%. Только на 14-м месте - резкий рост цен на бензин в 90-м году!!! Наибольший интерес - именно к разнообразным катастрофам, стихийным бедствиям и войнам - всему тому, где гибнут люди.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 447; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.171.192 (0.014 с.) |