Картинка». Журналист записывает, как специалист, участник события и Т. П. Показывает что-то другим людям (объясняет, демонстрирует) в реальных условиях. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Картинка». Журналист записывает, как специалист, участник события и Т. П. Показывает что-то другим людям (объясняет, демонстрирует) в реальных условиях.



Пример: Специалист руководит сбором нефти на болоте.

Голос специалиста (обращается к активистам Гринпис):

Я очень рекомендую вам быть осторожным с нефтью, иначе вы просто покроетесь нефтью. Ну что, начнем? (Звук льющейся жидкости.) Вот во­да серая, мертвая вода. На ней густая жирная пленка. Здесь она очень тол­стая, где-то около сантиметра, она собирается прямо гармошкой. Она па­даете ведро, прямо льется, как очень жирная сметана. (Снова звук) Вот это нефть. Это все нефть.

3. «ПОКАЖИТЕ МНЕ». Корреспондент просит специалиста или уча­стника события показать или проделать что-то в его присутствии. При этом либо он сам, либо «проделывающий» объясняет, что происходит. Например, инвалид объясняет журналисту: «Вот смотрите, это коляска, я попыта­юсь на ней заехать на ступеньку...»

Пример: Работа системы поиска в Британской библиотеке.

Корреспондент:

Вместе с библиотекарем Ириной Лестер мы провели маленький эксперимент.

Библиотекарь:

Начнем с первого каталога. Можно искать по автору, по названию книги. Наиболее популярное - это общее слово...

Корреспондент:

Ну, «крокодилы», например.

Библиотекарь:

Крокодилы. Нажимаем ввод. Компьютер выдает, сколько раз это сло­во встречается.

Корреспондент:

По крайней мере, тринадцать книг, где «крокодил» упоминается.

Библиотекарь:

Да.

Корреспондент:

«Крокодил», №16... То есть, это журнал «Крокодил» 1931 года. И мож­но заказать этот журнал прямо сейчас? С экрана?

Библиотекарь:

Да.

Корреспондент:

А как читатель узнает, что книга уже пришла?

Библиотекарь:

По тому, как загорится лампочка у него на столе. И он поймет - надо вскочить и бежать за стол получать свою книжку!

4. «СДЕЛАЙ САМ». Корреспондент сам выполняет какие-то действия и описывает их, например: «Сейчас я попробую сам на этой коляске заехать на ступеньку...»

Пример: «На прием к судебному приставу»

Корреспондент (с улицы заходит в здание, как простой посети­тель...).

Итак, вот он, дом 432 по улице Плющиха. На двери табличка - «Пер­вый межрайонный отдел службы судебных приставов Центрального адми­нистративного округа города Москвы». (Скрип дверей) Я захожу внутрь. (Приглушенным голосом) Внутри довольно много посетителей. Сегодня здесь как раз приемный день. Вы первый раз на приеме?

Посетитель:

Я вообще здесь, в этих всех организациях, в первый раз!

Корреспондент:

А вы сами не могли забрать ваши деньги у должника без приставов?

ПОСЕТИТЕЛЬ:

Ну, они как бы не отдавали. Поэтому было возбуждено это дело. Поэ­тому я здесь.

УСЛОВИЯ УСПЕХА

Хороший монтаж - без стыков. Помните - хорошего монтажа не
слышно!

Хороший уровень записи и себя, и своих «героев»

Хорошая запись шумов

Иеще раз о шумах. Следите за интершумом. Если он меняется, объ­ясняйте, что вы перешли из одного помещения в другое и плавно микши­руйте одну атмосферу с другой. Скажем, плеск волн со звуком рации в ко­рабельной рубке. Если вы пишете людей в курилке (первый день запрета курения на рабочих местах в государственных учреждениях), обязательно запишите не только атмосферу этого помещения, голоса курильщиков, я отдельно звук зажигающейся спички, или, извините за тавтологию, зажигалки. Причем, что называется, «крупным планом». Правильно вмонтированные в сюжет звуки дадут эффект присутствия, картинки, и могут служить своеобразными перебивками внутри материала.

Осторожно!!! Не всегда реальные звуки в эфире похожи сами на себя.

Когда я, к примеру, пишу воду из крана, обычно в эфире получается что-то вроде писающего мальчика. А мой коллега, однажды решил передать волшебный звук мытья головы в парикмахерской. На выходе получился чистый и объемный смыв воды в унитазе.

Так что ищите правильный ракурс, расстояние от микрофона до «звучащего» объекта и, собственно, наклон самого микрофона к данно­му объекту.

Радио-стендап. Остановимся на этом приеме отдельно. Существуют определенные правила, которые не стоит забывать, если вы решили «оживить» таким образом свой сюжет.

Как начать?

«Я нахожусь в 23-м отделении милиции...»

«Сегодня здесь, в 23-м отделении милиции...»

«В 23-м отделении милиции перевернуты все столы...»

Как представить героя?

«Рядом со мной сын лейтенанта Шмидта Николай Шмидт...»

«Я подошел (сейчас я подойду к..., попробую поговорить с..., обра­титься к...) сыну лейтенанта Шмидта Николаю...»

«...об этом я спрашиваю (говорю с, интересуюсь мнением...) сына лей­тенанта Шмидта - Николая.»

«Представьтесь, пожалуйста...»

• Самопредставление: «Меня зовут Николай Шмидт. Я сын знамени­того лейтенанта...» (герой сам рассказывает, кто он такой).

Как «закрыться»?

«О развитии событий - в нашем дневном эфире...»

«Мы будем рассказывать вам (информировать вас), как будут разви­ваться события дальше, чем это закончится...»

«Ближайшие часы (дни, недели...) покажут...»

• Обязательно представьтесь в конце: «Карл Маркс из дома Фридриха Энгельса (с места события), радио «Капитал».

ВАЖНО!

Шумы записывайте отдельно, чтобы их можно было смикшировать с текстом.

Избегайте пафоса: вы не в студии, а на улице — говорите, «как в жизни»!

Описывайте свои действия!

Важно понимать, что «как в жизни», не означает «жизнь». Это не! прямой эфир и не стоит выдавать «As Life» за то, что происходит именно сейчас. Кроме того, всегда есть опасность, что к тому времени, как ваш материал появится в эфире, события могут получить неожиданное про­должение. Поэтому подумайте заранее, как подстраховаться. Ничего страшного и даже хорошо, если после вашего сюжета ведущий расскажет о текущей ситуации.

В общем, на наш взгляд, «как в жизни» - очень симпатичный спо­соб сделать эфир более разнообразным и показать слушателям, что сов­ременный радиожурналист иногда все-таки отрывается от экрана компь­ютера. Он «выходит» из интернета, закрывает страницы информацион­ных агентств, кладет в сумку микрофон, магнитофон и выходит на ули­цу посмотреть своими глазами, что же происходит в родном городе...


ПАКЕТ

В главе «Интервьюирование» мы уже давали определение пакета.

Напомним, что это такое:

Пакет (брит., package, амер. wrap) — профессиональный термин, употребляемый на ряде западных радиостанций, означающий один из видов ра­диоматериала. Он состоит из подводки ведущего, текста корреспондента и коротких вставок различных интервью, вводимых корреспондентом. Ха­рактер повествовательно-аналитический. В российской практике более принят термин «сюжет».

Воснове своей это материал, который объединяет несколько эле­ментов одного рассказа. В простейшем виде - это двое говорящих и кор­респондент, который связывает слова этих людей.

Как правило, пакет длится 2,5 - 3,5 минуты. Если хронометраж дос­тигает 5 минут, это уже другой вид материала - feature - документальный сюжет. Пакет же, в среднем, длится три минуты. Однако мы сейчас гово­рим о простейшей форме. В реальности же сюжет может быть гораздо более сложным. Вообще, пакет - это то, что делает радио особенным, не похожим ни на что другое.

Мы рассматриваем пакет, как увлекательную историю, а корреспон­дента - как человека, ее рассказывающего. И репортер должен исполь­зовать все возможные способы, чтобы донести эту историю до слушате­ля: vox pop, звуковые эффекты, музыку. Можно использовать короткие вставки, можно использовать длинные вставки. Можно использовать as life - интервью, записанное на месте, запись звука реального события или реального места события.

Например, мэр открывает какой-нибудь объект. Можно вставить ко­роткий кусочек записи церемонии открытия. Но здесь есть риск зайти слишком далеко, переборщив со звуковым материалом. А мы должны думать о том, чтобы сделать хороший рассказ.

Какие же события могут стать темой пакета? Мы должны сделать правильный выбор. Ведь существуют разные способы подачи инфор­мации: интервью, короткие новости размером с абзац, войсер, па­кет...

Что же должно произойти для того, чтобы мы взяли микрофон и отправились делать материал столь трудоемкого радиожанра?

Скорее всего, это может быть событие, которое затрагивает, как минимум две стороны. Иными словами, у вас есть два человека, которые будут говорить. Не обязательно, чтобы это был конфликт Возможно, что все участники будут придерживаться одной точки зрения.

Например, сюжеты на социальную тему. Они обычно бывают слож­ными, требующими мастерства корреспондента объяснении, в состав­лении собственного текста. И такие события - идеальный материал для пакета.

Но пакет может быть и развлекательным. Предметом разговора мо­жет быть музыка, какие-то забавные истории.

Особые происшествия - идеальный материал для пакета. Открытие, закрытие чего-либо. Если что-то взрывается, разрушается.

Мы с вами занимаемся радио. Мы должны подумать о том, что со­ставляет его основу. На что радио опирается в первую очередь? На звуки, на шумы.

Радио лишено того, что составляет преимущество, а, может быть, и недостаток телевидения - изображения. На телевидении нашим колле­гам приходится проще (другое дело, что они зачастую неправильно ис­пользуют изображение). Но мы - радио. Нам нужны звуки, нам нужны шумы, нам нужен кто-нибудь, кто что-то скажет или сделает. Иначе де­ло не пойдет. Таким образом, когда мы ищем историю для пакета, мы должны найти такую ситуацию, в которой были бы все элементы, о ко­торых мы говорили - интервью, звуки.

 

Техника создания пакета

Подготовительный этап.

Тщательно проработайте свою тему - она должна быть актуальной.

Направленность пакета.

Ваш пакет должен иметь определенную на­правленность, сосредотачиваться на предмете, отклонения от темы не­допустимы.

Баланс.

Пакет должен быть сбалансирован, представлять все точки зрения, имеющие отношение к делу. Если аудиозапись невозможна, кор­респондент сам должен упомянуть в своем репортаже другие мнения, ос­таваясь, однако, беспристрастным.

Подбор интервьюируемых.

Подумайте, кто может дать хорошее ин­тервью, представив, таким образом, определенную точку зрения. Также решите для себя, какие другие элементы помогут сделать ваш репортаж ярким.

Структура пакета, подача материала.

Выберите ясную и логиче­скую структуру для подачи материала. Порядок составляющих элемен­тов (вставок) никак не должен быть произвольным.

Придание яркости.

Используйте выразительные вставки (звуковые эффекты, музыку, vox pop) целенаправленно, не запутывая слушателей. Помните' что вы должны правильно использовать вставки.

Когда используется пакет?

Внекоторых случаях невозможно осветить тему только лишь в рам­ках одного интервью или аудиорепортажа. Но существуют и другие при­чины. Качественно сделанные пакеты придают яркость программе. Ис­пользование пакетов - признак высококачественной радиостанции, по­этому просматривается тенденция все больше и больше использовать пакеты

Однако в каждом конкретном случае для освещения темы нам при­ходится выбирать форму подачи материала, и иногда одного интервью бывает достаточно. Необходимо также принимать во внимание и формат программы в целом: двадцатиминутная программа, включающая 3 или 4 пакета, может показаться довольно-таки перегруженной.

Как сделать хороший пакет?

Подготовка.

Тщательно проработайте свою тему, выяснив для се­бя основные моменты и конечную цель. Это позволит вам правильно выбрать персоналии для интервью, обдумать аргументы и контраргу­менты. Это также даст вам возможность сформулировать подходящие вопросы или записать отдельные моменты, если, например, кто-то выступает с речью, имеющей непосредственное отношение к вашей теме.

Как правило, журналисты не разбрасываются временем, поэтому чтобы сделать качественный пакет и не потратить слишком много вре­мени, вам необходимо разумно организовать свою работу.

Структура.

Удачный пакет имеет ясную структуру. Прослушайте все собранные вами материалы, решите, в какой форме вам лучше подать историю, выберите отрывки из интервью (клипы), напишите связки. Уясните для себя: аудиоматериалы не используются в качестве иллюстра­ций репортерского текста. Именно клипы должны «рассказывать исто­рию», а ваши связки лишь объединяют их в единое целое.

Полный пакет состоит из следующих элементов:

введение в ситуацию, о которой идет речь;

аргумент;

контраргумент;

заключение.

Еще несколько моментов:

Не допускайте введения, не имеющего никакого отношения к ваше­му репортажу.

Если в подводке упоминается ваше имя как автора репортажа, ре­портаж должен начинаться именно с вашей реплики, а не с чьей-либо другой.

Пакеты часто начинаются с музыки или других звуковых эффектов для создания соответствующей атмосферы.

Необходимо поставить в известность людей, с которыми вы беседо­вали, о том, что их ответы на вопросы будут использоваться в пакете на­ряду с другими интервью, возможно, их оппонентов.

Если вы берете интервью у кого-то в течение получаса (что редко явля­ется необходимым), интервьюируемые не всегда остаются довольными, ес­ли вы в результате воспользуетесь только 15 секундами. Предупредите чело­века, что в эфире его голос будет звучать коротко в смонтированном виде.

Оставайтесь порядочными. Не подписывайтесь под интервью, кото­рого вы на самом деле не брали, а которое лишь позаимствовали.

И, наконец, самое главное. Не меняйте направленность репортажа лишь потому, что не смогли подобрать нужные клипы. Если вам не уда­лось найти подходящий материал, пусть то, что у вас есть, не отклоняет вас от темы и заданной цели.

СЕМЬ ЭТАПОВ СОЗДАНИЯ ПАКЕТА

Задумка.

В чем суть материала? Почему это так важно? Ответы на эти воп­росы помогут вам правильно написать подводку (cue).

Планирование

Проработайте и спланируйте свой пакет как можно тщательнее. Это сэкономит ваше время, когда вы будете собирать материал - интервью, опросы и т.д.

Подбор

Не делайте слишком много записей - вам понадобятся только корот­кие клипы. Не забывайте записывать звуковые эффекты. Записьваших собственных вопросовдолжна быть качественной - возможно вы захотите использовать их в своем пакете. Начните отбирать то, что будете использовать.

Отбор

Выберитесамые яркие клипы: и по звуку и по сути. Соединитеих так, чтобы они создали структуру «истории».

Подготовка

Смонтируйте клипы. Запишите их детали - по крайней мере, название, имя говорящего, длительность, вводные и завершающие слова.

Написание.

Напишите связки. Чем меньше вам придется писать, тем удачнее получится ваш пакет. Голос репортера в пакете занимает обычно от 1/4 до 1/3 всего объема.

Сведение

Даже если вы сводите свой пакет сами, вам нужна ясная очередность введения клипов. И тем более, когда это делает кто-то другой.


Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ

директор службы информации,

зам. главного редактора радиостанции «Эхо Москвы»

ВЫПУСКИ НОВОСТЕЙ

 

На «Эхе Москвы» выпуски бывают различными по форме, верстке и содержанию, но при этом технология их производства универсальна: ин­формационные программы о культуре и политике, спорте и экономике делаются на основе общих принципов и по очень похожим правилам.

ХРОНОМЕТРАЖ

Минимальное время звучания выпуска на «Эхе Москвы» - одна ми­нута, максимальное - 45 минут.

Выпуск менее 30 секунд

Наверное, имеет право на существование. Но наш опыт показал, что такой формат неэффективен. Вряд ли за 20 секунд можно сказать людям что-то действительно важное.

Секундный выпуск

Сейчас такого формата на «Эхе» нет, но он вполне возможен. Это, как правило, четыре-пять заголовков важнейших сообщений. Они должны быть, с одной стороны, сжатыми, а с другой, - вполне информативными.

«Пенсии с нового года будут повышены вдвое, так решил Президент,» -это вполне грамотный заголовок, всего за три секунды и в девяти словах он отвечает на все возможные вопросы: что произойдет, в каком объеме, когда произойдет и почему - то есть, кто так решил. Увы, иногда в пра­ктике случаются заголовки и совсем иного рода.

«Южноафриканские инженеры изобрели принципиально новый вид ав­томобилей,» - те же три секунды звучания, но нет в этом самой важной информации: в чем суть-то изобретения, и чем новое авто так принципи­ально отличается от всех нынешних? Зато долго рассказывается о проис­хождении инженеров. В данной ситуации эта информация оказывается лишней, ненужной. Естественно, заголовок должен быть иным: «Принци­пиально новый тип автомобилей изобретен в ЮАР - на одном колесе».

Однако тот забракованный нами заголовок о южноафриканских инженерах тоже имеет право на существование. Он может использоваться в начале большой информационной программы, которая длится 5-10 минут и больше. Такой заголовок вполне конкретно обозначает тему и притом он несет в себе загадку, рождая у слушателя желание остаться у приемника и услышать: в чем, в конце концов, там дело и как эта машина двигается. заголовок, рождающий невольные вопросы, возможен только тогда, когда за ним последуют разъяснения и ответы на все вопросы.

Минутный выпуск

Есть несколько вариантов построения такого выпуска. Он, как и 30-секундный, может представлять собой подборку из нескольких (семи — восьми) заголовков. Другой вариант, который прежде практиковался на «Эхе», это - всего три-четыре сообщения, но зато они более полные.

«Пенсии в России с нового года будут повышены вдвое, до 500 долларов. Та­кое решение принт Президент Путин. По его словам, необходимые деньги даст МВФ. При этом новый кредит будет беспроцентным,» — такое сообщение уже достаточно подробно излагает суть новости в 2-3 недлинных предложениях.

Сейчас на «Эхе» иной вариант построения минутного выпуска ново­стей: вначале очень коротко текущий курс доллара, затем - в три строки - изложение главной новости часа, а потом - расширенная, секунд на 30 (то есть 6-8 строк), новость из разряда «фенечных», курьезно-познава­тельно-развлекательных[15]; в заключение - погода.

Кстати, о погоде. Традиционно она всегда у нас идет в конце. Неко­торое время назад мы попробовали в одном из выпусков поставить ее в начало, поскольку опросы показывают, что погода более всего интересу­ет слушателей. Однако коллеги нам напомнили, что мы станция сетевая, и в большинстве наших городов московская погода совершенно никого не интересует. Но в каждом конкретном городе, если вы вещаете только на себя, вы можете выносить погоду в начало выпуска.

Выпуск на 2 - 3 минуты

Строится аналогично одноминутному - в варианте не заголовков, а кратких новостей из нескольких предложений. При этом, пока только в качестве эксперимента, в 3-минутных новостях в середине часа, я про­бую использовать голоса ньюсмейкеров.

Выпуск на 5 минут

Теоретически он может напоминать построением предыдущие, но на практике этого следует избегать. Простое чередование кратких ново­стей на протяжении такого длительного времени звучит достаточно мо­нотонно и однообразно, даже несмотря на выдающиеся актерские спо­собности журналистов.

Поэтому 5-минутные выпуски строятся иначе - как сочетание тек­стовых сообщений (кратких или расширенных), читаемых ведущим, и аудиоклипов (это либо корреспондентские материалы, либо фрагменты интервью с ньюсмейкерами.)

Выпуск новостей продолжительностью 5 минут и более целесооб­разно открывать несколькими (3-4) заголовками самых важных и инте­ресных тем; это необходимо для того, чтобы задержать слушателя у ра­диоприемников.

Прежде мы считали, что в выпусках продолжительностью свыше 5 минут заголовки можно повторить и в конце передачи: трижды повто­ренная информация лучше запоминается (это классический подход). Однако сейчас исследования аудитории показывают, что подобное по­вторение одной и той же информации сильно «грузит» слушателя, и по­этому мы на «Эхе» уже отказались от повтора заголовков в конце инфор­мационных программ.

Выпуск на 7-8 минут

Его готовят аналогично 5-минутной программе.

Выпуск на 10-15 минут

Информационные программы подобного хронометража предполага­ют достаточно подробный и глубокий рассказ о происходящих событиях. Поэтому строятся они, в основном, как совокупность нескольких доста­точно крупных тематических блоков. К примеру, если рассказывается о принятии бюджета, то в посвященном этому блоке используются не­сколько звуковых материалов (слова депутата, министра), связанных подробным текстом самого ведущего, и так далее. Разумеется, текстовые сообщения небольшого формата также могут использоваться в програм­ме, но они, как правило, выступают в роли прокладок между блоками. I Если же вся десятиминутная программа будет состоять из мелких текстов и звуков, то в эфире создастся впечатление рваности, фрагментарности.

Выпуски более 15 минут

Программы такого хронометража строятся по принципу 10-15-минутной. На «Эхе» самые большие программы длятся 30 минут (в 13:00) и 45 минут (в 18:00)

Экстренный выпуск

Это еще одна форма информационного выпуска, представленная в эфире. Она отличается от других не хронометражом или наличием заго­ловков. Такой выпуск звучит именно в тот момент, когда стало известно об очень важном событии. На «Эхе» есть правило - для суперновости от­крывается весь эфир, что бы в тот момент в нем ни шло. Длительность выпуска зависит только от полноты полученной информации.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗВУКА

Новостные выпуски могут быть как исключительно текстовыми, так и со звуковыми включениями. Практика «Эха» такова: «пленки» (с голо­сами корреспондентов и ньюсмейкеров) используются в новостях дли­тельностью от 5 минут. В таких программах минимальное количество «пленок» (клипов, фрагментов интервью) - две, максимальное ограни­чено только хронометражом программы. На мой взгляд, длительность всех пленок не должна превышать 50% времени всего выпуска. При этом корреспондентская пленка не может быть длиннее 40 секунд, а ньюс­мейкера - 25.

Есть и такой подход: зачем, дескать, брать в программы голоса, ко­гда я, ведущий, сам могу обо всем замечательно рассказать. Но нельзя за­бывать, что радио - по сути своей - это звук, причем не один, не одина­ковый, а полифония. Именно поэтому должно звучать как можно боль­ше разных голосов. К тому же доверие к первоисточнику (в данном слу­чае голосу ньюсмейкера) объективно всегда выше, чем к его пересказу. Как показывают исследования (которые я подробно приведу чуть ниже), для подавляющего большинства слушателей главная ценность новостей - это достоверность.

ПЕРИОДИЧНОСТЬ

Частота выпусков новостей зависит от времени суток: их наи,ольшее количество, как - отрезки максимальной слушаемости. Вот так, по данным «Комкон», Распределяется аудитория «Эха» в зависимости от времени суток (модель взято 8 октября 2001 г.).

ВРЕМЯ СУТОК АУДИТОРИЯ
06:00 - 07:00 36 200
07:00 - 08:00 104 600
15:00 - 16:00 51 300
22:00 - 23:00 27 000
23:00 - 00:00 32 400

 

 

В Соединенных Штатах среднее распределение информации по эфиру таково (согласно данным Ball State University Survey for RTNDF2000):

утро - 52%; день - 21%; вечер - 22%; ночь - 5%.

На «Эхе» минимум информации ночью - один короткий трехминут­ный выпуск в начале каждого часа, что, безусловно, не мешает информа­ционному ведущему, когда у него есть время, еще несколько раз в тече­ние часа прийти в студию и что-нибудь рассказать. Это поощряется.

Основной упор делается, как и на любой станции, информационной или музыкальной, на утреннее время, поскольку именно утром - наи­большая доля рынка, самые высокие рейтинги. На «Эхе» в это время но­вости выходят каждые 15 минут. В таком режиме мы сейчас работаем с 5 утра (во многом это связано с интересами регионов - из-за разницы во времени) до 8 вечера. То есть, днем мы не делаем никаких послаблений. С 8 вечера до полуночи новости у нас выходят раз в полчаса.

Информационные программы мы иногда используем как средство увеличения аудитории: учитывая, что станцию слушают прежде всего из-за новостей, мы играем на этом. В частности, после того, как мы около года назад ввели в 18:00 информационную программу, которая непре­рывно длится 45 минут, рейтинг этого отрезка времени резко вырос.

 

Верстка выпуска

Вначале процитируем А.Шереля: «В выпусках новостей принято вна­чале сообщать о наиболее существенных фактах из сферы политики, а так­же о событиях, резко отличных от обычного, нормального течения жизни. И уже затем идут новости из области медицины, культуры, науки. Особое место занимают новости спорта. Всегда привлекательны также события вечно длящегося противостояния человека и природы: восхождения, переле­ты, глубинные погружения, походы к полюсу и т.п.»

Действительно, наиболее часто встречается именно «жесткая» верст­ка - новости в таком выпуске следуют одна за другой в порядке важно­сти и по строго определенным тематическим блокам: сначала внутрен­ние новости, далее международная информация и т.д.

Однако, на «Эхе» главной, т.е. первой новостью может быть все, что угодно: и война (когда она начинается или обостряется), и пожар на башне (когда он случается), и повышение цен на бензин, и приезд звез­ды Голливуда или победа наших на крупном спортивном турнире. Важ­но, чтобы это было очень интересно и, конечно, оперативно. Если весь день мы рассказываем о подъеме тел с подводной лодки, но при этом только что завершился финал Кубка Кремля, то первая новость - это по­беда Курниковой. По крайней мере, в ближайшем выпуске. В следующем, через 15 минут, подлодка снова может «всплыть» на первое место. Но если только что случается некое важное событие, в любой сфере, оно должно занимать лидирующие позиции. Подчеркну: я рассказываю не только о практическом опыте «Эха Москвы», но и рисую некую идеаль­ную модель.[16]

Отбор новостей

Новость - это всегда неожиданность! Это - главное, что следует по­мнить при работе с информацией.

Принято считать, что составление любого информационного сооб­щения определяется тремя основными принципами: важность события, его полезность для слушателя и соблюдение тематического единства. На «Эхе», в целом, приоритеты те же. Но лично я часто говорю, что не сов­сем понимаю смысл слов «важное событие».

Например, сегодня президент Путин летит в Лондон на встречу с Блэром. В том числе и по поводу Афганистана. Это важное событие или нет? Для президента Путина - да. И для Блэра, наверное, тоже. А для российской армии уже не очень, потому что известно, что наши войска в Афганистан все равно не пойдут. Лично для меня, не как журналиста, а как слушателя, оно тоже незначительное: ну, полетел президент в Лон­дон, у него работа такая, он за это деньги получает, в том числе и за свои официальные визиты. Таким образом, я пытаюсь представить, опустить­ся до самого простого уровня: моей семье это интересно или нет? Сам по себе визит - вряд ли. Не привезет же Путин оттуда новые евро и не будет здесь их раздавать. Поэтому как об отдельном событии - поездке рос­сийского президента в Великобританию - я рассказывать не буду. Другое дело, я бы использовал пару цитат из речи Путина в информацион­ном блоке об Афганистане, если бы на встрече с Блэром он как-то про­комментировал ввод миротворческих сил. То есть у меня это было бы лишь деталью в общей картине дня.

Я подхожу к новостям, которые многие называют важными, исклю­чительно с утилитарной точки зрения. Мне они интересны, если там что-то можно выцепить для программ на самые разные темы. Если Пу-тин и Блэр будут обсуждать евро, я возьму это в финансовые новости. Если станут обсуждать гастроли Шекспировского театра в Москве, я в культурном блоке это использую. Но визит сам по себе не может стать информационным поводом, потому что это неинтересно большинству из нас и, безусловно, абсолютно бесполезно.

Бывают и другие новости. Вспомним наш пример с увеличением пенсий. Нужно ли об этом рассказывать в эфире, если доля людей пен­сионного возраста в аудитории не превышает 15 процентов? Ответ: да, надо, потому что эта информация полезна, на самом деле, почти всем нашим слушателям - даже у молодых людей есть родители-пенсионеры.

А вот другой наш пример - про новые автомобили. Подавляющему большинству аудитории пользы от этого никакой, но зато эта информа­ция просто занимательна, любопытна, она развлекает. Следовательно, и об этом тоже надо рассказывать.

Отсюда вывод: новости должны быть полезными и развлекательны­ми. Но это не значит, что наши новости только веселые и легкие. Инте­ресная и полезная информация может быть самой разнообразной: зар­платы и строительство дорог, книжные новинки и налоги - все, что угодно.

Разумеется, бывают особые случаи. Самые яркие примеры таких си­туаций в последнее время у всех на виду: война, теракты, чуть ранее - ка­тастрофа подводной лодки или пожар на телебашне. Такие новости к числу развлекательных не отнесешь при всем желании.

Когда читаешь об этом в газетах, смотришь телевидение и слушаешь радио, создается впечатление, что все это - события большой государст­венной важности, с участием Президента, вице-премьеров, депутатов, многочисленных госкомиссий и т.д. Мне иногда кажется, что нынешнее телевидение только потому и рассказывает, к примеру, об афганской войне, что сегодня по этому поводу высказался очередной чиновник. Не потому, что там гибнут люди (с обеих сторон), не потому, что миллионам кушать нечего...

Почему «Эхо» никогда не проходит мимо всех подобных катаклизмов? Есть один момент, о котором редко кто из журналистов и руководи­телей редакций говорит вслух. Нас ведь и без того называют страшными циниками, отстающими в этом, пожалуй, только от работников морга. Это абсолютно справедливо. Увы, но таков один из принципов инфор­мационной работы: по-настоящему «хорошая» новость - это только плохая новость. Именно в дни кризисов, ЧП и всяческих катаклизмов резко растет рейтинг у СМИ, специализирующихся на информации. Мы это знаем, и, естественно, пользуемся этим.

Проводимые социологические исследования подтверждают: все, что связано с катастрофами, гибелью большого количества людей, аудито­рия, в массе своей, рассматривает как «очень интересные новости».

На самом деле, журналисты не циники, но мы используем эту ситу­ацию. В России детальных исследований на этот счет никем не прово­дится, поэтому мы пользуемся американскими и европейскими данны­ми. Американский Исследовательский центр Пью[17] двенадцать лет (вплоть до 1998) проводил исследование, главной целью которого было выяснить, какие события привлекали наибольшее внимание аудитории СМИ. Первая десятка выглядит вот таким образом:

• Взрыв космического корабля «Дискавери» в 1986 г. - 80%

• Землетрясение в Сан-Франциско в 1989 г. - 73%

• «Черные» беспорядки в Лос-Анджелесе в 1992 г. - 70%

• Катастрофа пассажирского самолета TWA в 1996 г. - 69%

• Спасение девочки, упавшей в колодец, в 1987 г. - 69%.

Только на 14-м месте - резкий рост цен на бензин в 90-м году!!!

Наибольший интерес - именно к разнообразным катастрофам, сти­хийным бедствиям и войнам - всему тому, где гибнут люди.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.254.50 (0.112 с.)