Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистское расследование на радио

Поиск

 

Этот жанр сравнительно недавно стал применяться в современной отечественной журналистике. История дореволюционной печати знает классические примеры глубоких и обстоятельных журналистских расследований, проведенных писателями и публицистами[38][10]. В странах Западной Европы, в США журналистские расследования становятся причиной громких политических скандалов и разоблачений.

Задача журналиста, ведущего расследование, выявить и сделать достоянием общественности те действия, пружины социальных проблем, которые скрываются от нее по тем или иным причинам. Цель – активно повлиять на ситуацию и решения властей, возбудить и сформировать общественное мнение, осудить средствами публицистики порочные явления, злоупотребления властью.

Такая работа журналиста стала возможна у нас только в последние годы. Предметом расследования становятся действия людей, нарушающих правовые нормы, скрывающих негативные последствия этих действий. Методы ведения расследования в журналистике: наблюдение, сбор конфиденциальной информации, изучение документов, материалов печати, радио и телевидения и других официальных и неофициальных источников, беседы с заинтересованными людьми.

Расследование часто ведется скрытно, иначе необходимые сведения вряд ли удается получить, поэтому журналисту приходится работать в сложных условиях «конспирации». Это связано как с трудностями добывания необходимых сведений, документов, так и с тем, что нередко эта работа опасна: затрагиваются интересы людей, тщательно скрывающих результаты своей деятельности и боящихся разоблачения. Журналист «Московского комсомольца» Д. Холодов, редактор газеты «Советская Калмыкия» Л. Юдина были убиты за то, что вышли в своих расследованиях на след серьезных нарушений закона.

Нередко журналистское расследование проводится параллельно с официальным расследованием, когда то буксует и не дает желаемых результатов. Журналистское расследование могут проводить редакции газет, телерадиоканалов и в тех случаях, когда затрагиваются их профессиональные, финансовые интересы, когда они испытывают давление с целью нейтрализовать нежелательную информацию, повлиять на оценки происходящих событий. Кто эти люди? Что стоит за ними? Каковы их конечные цели? Журналисты вынуждены защищать себя сами.

Расследование протекает порой длительное время, требует кропотливого труда. Все в нем должно быть строго документировано, редакции желательно иметь большой запас компрометирующего материала для подстраховки, так как вполне возможно судебное разбирательство после выхода материала на страницы газет, в эфир.

В наше время «сражения компроматов», журналистские расследования могут быть заказаны определенными финансовыми группировками, так как здесь важен не только факт разоблачения, но и его публичное освещение. Все добытые журналистом, редакцией сведения (копии документов, телевидеоматериалы, записи на магнитофонную ленту, фотографии и т.д.) должны быть надежно защищены, недосягаемы для лиц, заинтересованных в их уничтожении.

Важным фактором журналистского расследования становятся гражданская позиция автора, его мужество, высокое профессиональное мастерство, знакомство с основами юриспруденции, постоянные консультации с правоведами, адвокатами.

Содержание готового произведения – это логическое изложение фактов, анализ документов, всех обстоятельств изученного дела. За каждое слово в нем журналист несет ответственность, поэтому он должен быть уверен в своей правоте и убежден, что его «тылы» надежно защищены: каждый тезис, каждый посыл должен быть скрупулезно обоснован документально. Анализ, который ведется в журналистском расследовании, жестко подчинен конечной цели и представляет собой стройную систему доказательств. Здесь нет места эмоциям, которые могут появляться в других аналитических жанрах. В силу этой специфики жанра журналистское расследование в большей степени удел газеты. Именно газетный текст фиксирует материал, дает возможность знакомиться с фрагментами документов, их фотокопиями, ссылаться на мнения авторитетных источников. В телевизионном расследовании сам документ не закреплен, его трудно фиксировать глазами за короткое время и он только демонстрируется. Поэтому в телеэфире чаще используется интервью, приглашение в студию компетентных экспертов, заинтересованных в раскрытии данного дела. И так как обычно выступающие в студии, да и сам ведущий порой не читают свой текст, возрастает вероятность возникновения ошибок, неточностей, стилистической окраски фактов.

Практика показывает, что в журналистском расследовании на радио и телевидении главная нагрузка ложится на текст журналиста. Такова внутренняя логика, необходимость словесной аргументации. Документы, о которых говорится в передаче, интервью, играют вспомогательную роль. На данных, полученных из этих источников, строится система аргументов журналиста, но в эфире они в основном иллюстрируют мысль расследования. Наибольшую ценность в этом ряду представляют сведения, полученные из бесед с людьми, обладающими редкой конфиденциальной информацией, которую журналист комментирует и вводит в русло расследования.

Радиорасследование – еще более редкая вещь. Подчеркнем: речь выше шла о классических журналистских расследованиях, направленных на раскрытие крупных афер, злоупотреблений, разоблачение и обличение тех, кто к ним причастен, т.е. против «сильных мира сего». Но это вовсе не исключает того, что журналист может провести свое небольшое локальное (и по масштабу и по характеру материала) расследование, причем, явлений не таких громких, заметных, но имеющих немалое значение в жизни простых людей. Это может быть расследование причин плохой работы бытовых, медицинских служб, коммунального хозяйства, неоправданного перераспределения бюджетных средств на региональном уровне, лоббирования местными чиновниками определенных финансовых группировок и т.д.

В журналистском расследовании, которое прозвучало по «Радио России», ставилась проблема произвола чиновников на местах. Ведущий заявляет проблему:

 

То, что в сельском хозяйстве дела у нас идут плохо, знает каждый. Но можно ли развалить сельское хозяйство целой области за короткое время? Оказывается, можно и очень успешно. Наш корреспондент А. Желтков провел расследование в Волгоградской области.

Журналист. Волгоградских крестьян ограбили чиновники. Была создана областная «Агрокорпорация», которая взяла в свои руки снабжение горюче смазочными материалами, семенами, техникой. Только одна треть бюджетных денег, выделенных на развитие сельского хозяйства области, попадала в руки тех, кто работает на земле. Остальные оседали в «недрах» этой корпорации. Она расширялась, закупала новые машины, а производство зерна, мяса, молока в области неуклонно падало. Отдачи от «Агрокорпорации» практически не было. Как же могло случиться такое?

 

И журналист начинает свое расследование, показывая то, как за ширмой помощи крестьянским хозяйствам скрывались те, кто использовал народные деньги не по назначению. Проблема делится на несколько частей. Изучается политика цен: крестьяне вынуждены продавать произведенную продукцию по явно заниженным ценам. И как потом стоимость этой продукции возрастала. Журналист приглашает к микрофону некоторых руководителей областного масштаба. Выяснение причин бедственного положения на селе идет со всех сторон. Сразу отметим: нужно было пригласить в студию и представителей самих крестьянских хозяйств, которые могли рассказать о том, как их «обслуживают», прокомментировать высказывания чиновников. В словах руководителя одного из сельскохозяйственных объединений С.А. Серохвалова исследуется цепочка возникновения диспропорции цен. Фраза Серохвалова «Чиновники богатели, крестьяне беднели» – оценочный итог этого анализа. Глава следственного отдела В. Шаров рассказывает о работе комиссии по расследованию деятельности «Агрокорпорации». Возбуждено два уголовных дела. Следствие практически закончилось. Называются имена тех, кто причастен к «деятельности» корпорации. Расследование наполняется конкретным материалом.

Журналистское расследование подразумевает изучение разных точек зрения, в них и проявляется суть дела. Один из выводов Шарова звучит так: «Чиновники обвиняют во всем крестьян: они, мол, подписывали контракты, не читая их». Уже в этом высказывании выступает оценка происходящего: невольно следователь как бы оправдывает сотрудников корпорации. Эта нота усиливается и в словах главы департамента сельского хозяйства В. Вершинина. «Виноваты все». Таким образом, часть вины снимается с руководителей корпорации и перекладывается на тех, кто пострадал. В любом журналистском расследовании важны оценка и выводы журналиста, ведь он самостоятельно собирал материал, знакомился с деятелями, мнениями людей. И А. Желтков расставляет акценты без оглядки на мнения высокопоставленных лиц. Он говорит о засилье чиновников и о попустительстве им областных властей. Такое заключение подтверждается и половинчатыми оценками самих представителей власти.

В подобных расследованиях немало общего с проблемными, критическими радиокорреспонденциями. Такие расследования могут быть и текстовыми, и с привлечением документальных записей. Журналист должен выбирать проблему, волнующую многих слушателей. Тогда он может рассчитывать на интерес к его передаче, на отклик и поддержку.

Документальная запись не является юридическим документом, но она – документ звуковой, усиливающий аргументы сторон в журналистском расследовании. Учитывая сочетание документальной основы и эмоциональности произнесения текста, такая радиозапись может обладать большой убедительной силой.

Рассмотрим как взаимодействуют факты и эмоции на примере одного журналистского расследования «Что происходит в Ростовском зоопарке», проведенного в телерадиокомпании «Дон-ТР». Эти передачи составили целый цикл, а он всегда помогает рассмотреть проблему с разных сторон. Что характерно для этого материала: глубина и всесторонность исследования проблемы и вместе с тем – большой эмоциональный накал.

Ростовский зоопарк несколько лет назад считался одним из лучших не только на Северном Кавказе, но и во всей стране. Но в последние годы буквально пришел в упадок. Причины такого положения и расследует журналист. В эфире выступали рядовые сотрудники зоопарка, ушедшие оттуда, его руководители. Журналист постоянно распутывает «клубок» вопросов, в центре которого взаимоотношения начальства и рядовых сотрудников. Точка зрения директора и его заместителей: зоопарк находится в тяжелом состоянии потому, что люди уходят из-за низкой зарплаты. Мнение зоотехников и рабочих: дело не только в деньгах, но и в отношении к людям. Эти суждения были остро критическими, и руководство города попросило сотрудников радио прекратить передачи – они, мол, не способствуют делу. («Зоопарк сегодня живет очень трудно, но ему помогать надо, а не критиковать. Критиковать легче всего».) Но журналист в своем расследовании искал причины ситуации, сложившейся в зоопарке, стараясь привлечь общественное внимание к проблеме. Особенно бурно обсуждался материал в самом зоопарке.

Обратимся к тексту выступления бывших сотрудниц зоопарка зоотехников Л. Яковлевой, Н. Дудиной и рабочей А. Курочкиной.

По характеру раскрытия материала журналистское расследование может строиться в основном на тексте автора, знакомящим с изученными фактами, их осмыслением, или преимущественно на материалах документальных записей. Второй подход дает журналисту возможность развернуть панораму разных мнений. Его присутствие выражается в управлении разговорами, репликах, выводах. Но в таком случае важна перепроверка фактической основы, чтобы мнения людей отвечали истинному положению дел и не были продиктованы субъективными, заинтересованными, пристрастными суждениями.

В выступлениях Л. Яковлевой и Н. Дудиной преобладает фактический материал, А. Курочкиной – факты поданы на высоком эмоциональном накале. А вместе они составляют правдивую документальную основу, которую руководство зоопарка комментирует очень скупо и однобоко, тем самым признавая убедительность доводов своих оппонентов.

 

Яковлева. Я вынуждена была уйти в мае прошлого года, хотя проработала с человекообразными обезьянами 25 лет. Не я первая и не последняя, кто ушел. Понимаете, что происходит в зоопарке? Постепенно, методично выживают старые кадры.

Корреспондент. Не отвечают требованиям современности?

Яковлева. Нам не объясняют этого, просто методично выживают. Я думаю, мы не соответствуем новым веяниям, которые администрация придумала: в каких условиях жить. А мы привыкли жить и заботиться о тех, за кого отвечаем.

Если меня вынуждают кормить гориллу, которая прибыла со своим уникальным рационом, приучать ее к свекле или кашке, посыпав ванилькой, чтобы обмануть животное.

Корреспондент. А как горилла?

Яковлева. Погибла. Длительная болезнь, осложнения. Ведь в течение двух лет, как мы приняли это животное, кормление осуществлялось неправильно. Примеров плохого отношения и к животным, и к людям немало.

Дудина. Я 30 лет в зоопарке – зав. сектором хищных животных. И первая ушла из зоопарка.

Корреспондент. Чем это вызвано? Может быть, руководители хотят взять других людей?

Дудина. Никого. Люди работают, выматываются. В хищном отделе на данный момент двое рабочих. Как минимум надо 6–7 человек, если не больше. Как они могут работать, что они, бедолаги, делают? Приходят после работы домой совершенно измученные, без рук, без ног. Это нарушение техники безопасности. У них одна мысль, чтобы никто не влез в клетку, ничего бы не случилось и как всех зверей накормить.

Яковлева. Так сложилось, что за последние 3–4 года в зоопарке ситуация с каждым годом ухудшается.

Корреспондент. А на какую реакцию вы рассчитываете, обнародуя конфликт?

Яковлева. Я не столько хочу обратить внимание на конфликт, сколько на состояние самого дела в зоопарке. Конфликт – вершина айсберга, а само его основание – это то, что рушится зоопарк, гибнет уникальное учреждение, единственное на всем Северном Кавказе.

Корреспондент. Ситуация критическая. А начальство в городе знает об этом?

Яковлева. Все читают отчеты, а надо приехать в зоопарк, посмотреть хотя бы на дорожки, войти внутрь помещений, поговорить с людьми. Сразу станет ясно: изнутри все выглядит ужасно. В начале 3-го тысячелетия в таком состоянии животных содержать просто преступление.

 

Журналистское расследование о зоопарке движется в разных плоскостях. Слушатели знакомятся с мнением другой стороны – директора зоопарка.

 

Директор. Вопрос заключается в том, что на сегодняшний день всем очень трудно: рабочим, зоологам, администрации, зоопарку. А кому легко? Если мы взяли на себя животных, нужно же за них отвечать.

Корреспондент. У вас 30 специалистов уволилось. И они говорят не о том, что маленькая зарплата, а о том, что условия...

Директор. Я не совсем понимаю эти позиции.

Корреспондент. Сколько человек у вас уволилось?

Директор. Я не задавался этим вопросом, честно говоря. Основная позиция сегодня – наши животные.

Корреспондент. Животные зависят от людей.

Директор. Нам, конечно, нужно сохранять людей. И, я думаю, мы практически за каждого сотрудника боремся. На сегодняшний день я не думаю, что можно утверждать, что мы разбрасываемся специалистами.

Корреспондент. Все те заявления, которые прозвучали в журналистском расследовании, они несправедливы?

Директор. Я считаю, что здесь в большей степени говорят обида, эмоции. Я не хочу говорить в данном случае, что они не любят животных.

 

Если в первых передачах цикла мнения были разделены, в одной выступали зоотехники, в другой – начальство. То теперь мнения «перемешаны», и от этого эффект воздействия усиливается. После одного из выступлений директора встык звучат слова еще одной из уволившихся сотрудниц.

 

Данильченко. Да, зарплата, права администрация, абсолютно мизерная. Но мы работали не только за зарплату. Что-то заставляло меня без больничного – больной, здоровой – неважно, идти на работу и хотеть туда идти. Я работала по 12 часов, много от чего приходилось отказываться и в личной жизни. И многие друзья, родственники удивлялись: как можно так жить – это просто горение. Но что-то двигало мною. А в последние годы перестало двигать. Потому что любая работа требует одобрения, любви, хорошего окружения. Хотя бы просто «спасибо» за труд.

 

Журналист не расставляет точки над «i». Выслушав оценки представителей администрации зоопарка, он старается занять нейтральную позицию.

 

Корреспондент. После разговоров с администрацией – Н. Евтушенко и И. Грибановой – я подумала: казалось бы, все очень убедительно, так, может быть, конфликт надуманный, а действительность такая: сложная, суровая, но справедливая. А может, истина где-то посередине? Так я размышляла, пока не встретилась еще с одной участницей драматических событий. Услышав по радио о журналистском расследовании, она буквально примчалась в редакцию, поразила меня своей исповедью, своей незащищенностью, бессилием что-то изменить.

 

Это и есть то самое эмоциональное выступление, о котором было сказано раньше. Трудно описать интонации слов А. Курочкиной, но даже синтаксис фраз передает частично накал ее чувств.

 

Курочкина. Я выстояла эти страшные два года для себя. Думала: ба, матушка, что за два года можно поумнеть. Мне пришли на ум сразу два афоризма. «Не ищите подлецов, подлость совершают и хорошие люди». Это один великий афоризм. И второй: «Голая правда без любви – есть ложь». То есть если начну говорить голую правду, я все равно буду пристрастна, все равно в какой-то степени лгать. Поэтому я к вам шла и подумала об этой золотой середине. И эти два афоризма хотела поставить на одну сторону и все самое острое на другую для баланса, чтобы оказаться посередине.

Но для баланса я ничего не находила, потому что сама ситуация, в которой я два года назад оказалась, она была просто запредельная. У вас журналистское расследование, и я решила прийти и поставить вас как бы на мое место, и может быть, вы сами тогда нашли бы золотую середину.

Я не хочу чернить даже тех людей, которые принесли столько зла. Да, если бы финансовые вопросы были решены, многие проблемы были бы сняты. Но мы поставлены были в нечеловеческие условия. Особенно в тот период страшный, когда зарплаты были мизерные, просто нечеловеческие. Вспомните «Солярис», как сказала Хара: «В нечеловеческих условиях надо вести себя по-человечески». Весь корень проблемы: да, финансовые проблемы существовали, но самое главное: в нечеловеческих условиях мы почему-то не может оставаться людьми. И это главная проблема наша – низов и администрации.

Я покажу фото, которое вас очарует. Посмотрите – это дочка и мой «Заяц» – лама. Тот герой моего романа (плачет). В 1998 году он уже умер, зимой.

Из-за чего весь сыр-бор разгорелся. Вот если бы вы там работали и к вам принесли козленочка в отдел. Он маленький. Ему сразу предложили грубый корм: трава, сено. А ему нужно молочко, хоть капельку. А это молоко есть в зоопарке. Я его собирала, была хозяйкой молочного стола. Но у нас молоко забирают. Козленочек ходит бедненький, падает, животик такой, суставы опухают. Мне нужен всего стакан молока. Но хотя я его сама сцеживаю, обязана отдать зоотехнику – а его известно сколько я собираю. Так если хотя бы это молоко другим животным шло... Нет, Грибанова и Венидиктов занимаются собачьим бизнесом и этим молоком вскармливают своих собственных собак. Это все знают. Как бы вы отнеслись к этой ситуации?

И сколько лет я проработала в зоопарке, ни одно животное не спасли. И еще одна история с ламой. Ее звали Лапочка. Ее перекормили ячменем, ее скрутило, и животное стало погибать. А меня в это время просто выкидывают. Я не ухожу. Вы не имеете права. Они говорят: иди, ищи где хочешь себе работу. Если ты здесь останешься, ты будешь получать голую тарифную ставку – 110 рублей. Я снова иду к директору. Меня переводят уборщицей в гараж, а я все равно продолжаю выхаживать ламу. Ей надо больше двигаться, чтоб желудок заработал нормально. Два месяца я пыталась ее спасти, и она уже потихонечку по былиночке начала кушать, а сердечко не выдержало. Лама простыла, это теплолюбивое животное, а его на холод выкинули. И только после этого я ушла. Я поняла – надо уходить, чтобы самой выжить, спасать своих детей.

В зоопарке должен работать Джарел Дарелл, но где его найти? Коллектива там тоже сейчас нет. В основном туда идут люди те, которые по своему уровню не могут найти себе места. Много людей пьющих. Такими людьми легко манипулировать. Их легко сбить в стадо, натравить на неугодных, на тех, кто действительно любит свое дело. Этих людей смешивают с грязью, лишая человеческого достоинства. Когда натравливают, значит предполагают, что ты быдло, ты мразь, на все пойдешь. Когда такое отношение к людям, даже не к животным, это тоже о чем-то говорит.

 

У меня стихотворение всплыло, ответ на все это:

 

Звери, вы знаете Бога?

Отвечают звери: «Немного».

Напрасно не губим, не судим,

Стараемся жить, как люди.

Люди, вы знаете Бога?

Ответили люди строго.

Знать не знаем, но верим,

Поступаем друг с другом,

Как звери.

 

Корреспондент. Этот страстный монолог принадлежит бывшей рабочей зоопарка Анне Курочкиной. Прослушав его, можно наверняка сказать, что не из-за маленькой зарплаты уходят из зоопарка специалисты. Тут недобрая обстановка, нет здесь того, что называется доброжелательной атмосферой. КЗоТ здесь не нарушают, но разве можно им измерить человеческие отношения, без которых зоопарк просто не может существовать.

 

Здесь приводятся лишь фрагменты выступлений, но они говорят о многом: сама речь характеризует отношение к делу. У директора она полна канцеляризмов, слов-мусора, и как образно, динамично живописует ситуацию Курочкина.

Журналистское расследование вызвало широкий отклик общественности. В газетах появились статьи, рассказывающие о том, как и чем живет зоопарк. Но главный довод о плохом состоянии Ростовского зоопарка знают сами горожане: из зоопарка исчезли многие редкие экзотические животные, а ведь именно ради них и создаются эти учреждения.

Итак, журналист, готовящий расследование, должен обращать внимание на фактическую сторону дела, стараться быть объективным, давать возможность высказать свои точки зрения оппонентам. Его выводы строятся на документальной основе.

 

Контрольные вопросы к разделу главы

 

1. 1. Чем продиктовано появление жанра «расследование» в современной прессе, на радио, телевидении?

2. 2. Каковы функции у жанра радиорасследования? Что составляет его предметную основу?

3. 3. Какова роль автора в ходе расследования? Как она проявляется в тексте произведения?

4. 4. Какими этическими нормами руководствуется журналист, проводя расследование?

5. 5. В чем специфика расследования на радио, чем она определяется и обусловливается?

6. 6. Какими источниками пользуется журналист, работая над радиорасследованием? Какова роль документальных записей в контексте аргументов автора? В чем особенности проведения таких записей?

7. 7. Запишите расследование с эфира. Проанализируйте, как, какими методами исследует журналист поставленную проблему.

 

ГЛАВА IV

 

ДОКУМЕНТАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ

 

Радиоочерк

Радиозарисовка

Радиорассказ

Радиофельетон

Радиокомпозиция

 

В некоторых учебниках и учебных пособиях, особенно в тех, которые посвящены периодической печати, зарисовка, очерк, радиорассказ, композиция объединены в группу как художественно-публицистические жанры. Однако в последнее время все большее распространение получает термин «документально-художественные». Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, все жанры журналистики принадлежат к одному типу творчества – публицистическому, поэтому повторять слово «публицистические» в названии группы жанров – излишне. Во-вторых, термин «документально-художественные» подчеркивает приоритет документальности в составе этих жанровых единиц, что отвечает их функционально-предметной основе.

В произведениях этой группы жанров радиопублицистики «соединены информационное начало, авторская лично-чувственная оценка и образное представление о человеке и о событии»[39][1]. Добавим – и художественное проявление, раскрытие и воплощение всех этих важнейших компонентов, составляющих единое целое документально-художественного произведения.

Слово «документ» переводится с латинского как «поучительный пример», «способ доказательства», «свидетельство». Такое толкование значения слова показывает, сколь широки «владения» документа и какова его роль в жизни человека, особенно для нашего времени. Несомненно, что всеми этими качествами обладает и «звуковой документ», который может предстать и как рассказ очевидца, и включать отбор значимых фактов, и стать аргументом в системе доказательств. Особую силу и выразительность документу на радио придает его звуковая основа.

В радиожурналистике важна предварительная обработка документального материала, огромную роль в которой играет монтаж. Монтаж, как уже подчеркивалось, многогранное понятие. И каждая из его особенностей и возможностей вносит в творческую работу разнообразие, формы собственного подхода к решению публицистической задачи. Монтаж порождает «в сознании слушателя цепь мыслей и представлений, подчиняется идейному замыслу, с помощью монтажа автор придает событию, проблеме свою интерпретацию, которая вытекает из психологии восприятия радиопередачи»[40][2].

Сочетание технической стороны фонодокумента, его осмысления, творческой обработки и включение в контекст публицистического произведения усиливают его содержательное и эмоциональное воздействие. Звуковой документ с помощью монтажа приобретает новое качество. «В звукодокументалистике монтаж не только организует смысловое и эмоциональное целое передачи, но и дает возможность сгущения, концентрации высказываний, которое раньше было доступно лишь письменному слову и достигалось редактированием, а еще раньше – приемами обдуманной, но спонтанной ораторской речи»[41][3].

Как уже отмечалось, все жанры журналистики отражают многообразие действительности, ее многомерные стороны разными средствами. Документально-художественные жанры призваны показывать, изображать факты, ситуации, события, явления, характеры людей в деталях, художественно описывая их в действиях, в оценках, что позволяет представить поведение человека, социальные проблемы в живых картинах с исследованием и отражением более глубоких связей между фактами и событиями, подавая их более развернуто и масштабно.

Функционально-предметная «база» этих жанров определяет их основу – органичное соединение, сочетание документальности и художественности. Это значит, что факты в них, как правило, документальны (адреса, имена героев, поле их деятельности и т.д.), раскрываются через поступки, действия людей и изображаются художественными средствами.

Под единством документальности и художественности понимается органичность их соединения в структуре публицистического текста, при этом нормы их количественного объема в произведении определяются конкретными задачами, характером собранного материала, опытом журналиста, его талантом, в конце концов. Сама форма этих жанров как бы позволяет сдвигать в одном случае количественный акцент на документальность, в другом – на художественность.

Жанры этой группы являются своего рода вершиной публицистики. В «спирали» жанров они занимают верхнее положение. Поэтому, естественно, они содержат в себе и информацию (факты, различные сведения), и аналитику (их оценку и интерпретацию). Но и информация, и ее анализ предстают в документально-художественных жанрах в ином качестве. Они важны не сами по себе, хотя, конечно же, играют базовую роль в наполнении содержания, поскольку помогают журналисту раскрыть социальный характер, вскрыть суть общественной проблемы. Но это совсем не значит, что эти жанры – «главные» в системе жанров. По-своему важны все жанры, так как только в их совокупности, в функционировании в системе, они раскрывают полноту жизни, ее сложное движение, ее социально-политическую динамику и удовлетворяют все основные потребности аудитории в разнообразной информации.

Внутри этой группы жанры тоже имеют свое «поле» деятельности. Радиозарисовка, радиорассказ, радиоочерк (и его разновидности) показывают в основном положительные стороны действительности и главным образом через человека, хотя могут отражать ее и через социальные проблемы. Радиофельетон принадлежит к сатирической публицистике, а ее задачи – высмеивать социальные недостатки, разоблачать пороки. Радиокомпозиция – особый жанр, направленный на отображение разных сфер культурной жизни (литература, музыка, театр).

Радиоочерк, радиофельетон, радиокомпозиция могут включать в себя непосредственно элементы художественных жанров: документальной драмы, сценки, разыгранной актерами, емких постановочных сюжетов, написанных на конкретном документальном материале. Они объемнее, ярче, эмоциональнее могут показать наиболее характерные эпизоды из жизни героя, полнее раскрыть тему. Поэтому документально-художественные жанры не только граничат с жанрами литературно-художественного, театрального творчества, но и на этом «пограничье» представляют некую «полосу взаимодействия». А так как роль документа в современном искусстве постоянно возрастает, такой синтез важен и для радиоискусства. Документ обогащает и художественную драму, завоевывая себе авторитетное место в радиотеатре.

В документально-художественных жанрах автор «присутствует» в произведении в самых разных формах: в отборе информации, ее оценке, собственных размышлениях и способах организации текста. Диапазон его проявления очень широк, он приобретает новое качество: в радиоочерке и радиорассказе журналист может присутствовать и как лирический герой. Разнообразные методы исследования темы, проблемы, характера героя, определяемые задачей его публицистического выступления в эфире, поворачивают его творческую деятельность разными сторонами: он выступает как наблюдатель, истолкователь, собеседник, исследователь и т.д.

Документально-художественные жанры вбирают в себя методы, которые используют другие жанры, все языковые, стилистические, акустические средства. Это жанры сложные, синтетические в первую очередь по своей структуре. Они нередко активно используют элементы других жанров для решения своих публицистических задач.

Делая акцент на слове «документальность», при характеристике этих жанров важно не забывать об огромном значении «художественности» при описании их поэтики. Художественные элементы присутствуют в разной степени в организации и проявлении документального материала. В информационных и аналитических жанрах – частично, в жанрах третьей группы – в полной мере. Это относится к сюжету и к композиции радиоочерка, радиофельетона, радиокомпозиции, к использованию всех изобразительно-выразительных средств, главным образом языковых. Поэтому работа над этими жанрами требует литературного мастерства, умения владеть всем арсеналом звучащей публицистики.

Сложность задач, стоящих перед этими жанрами, определяет объем их звучания в эфире: для их публицистического решения требуется значительное время. Каждый жанр публицистики, исследуя реальную действительность, отражает своими средствами реальное время и пространство. Время – важная категория в творчестве. Временное и пространственное наполнение произведения создает движение сюжета, мысли, придает им особый колорит. Жанры этой группы обладают большими возможностями в отражении времени и изображении пространства и в создании образа времени: исторического, протекающего сейчас и времени будущего.

Время и пространство не только субстанциональные философские понятия, но и творческий материал для соединения различных фрагментов в органичное целое. Как правило, в радиоочерке, радиорассказе, радиофельетоне, радиокомпозиции отражается не линейное течение текущего времени. Это время «законсервированное» – уплотненное. Время и пространство – сюжетообразующие факторы, выражающие точку зрения автора на прошлое и на происходящие события. В дальнейшем, рассматривая творческий процесс создания произведений документально-художественных жанров, эти вопросы будут изложены детальнее.

В документально-художественных произведениях звучат разные голоса, музыка, рисующие шумы. Это жанры полифонические, создающие определенный звуковой образ – и конкретный, и образ эпохи. Их адресная обращенность к слушателю, тональность звучания также не одномерны. Специфика природы этих жанров (функционально-предметная, структурная, стилистическая, тональная) обеспечивает большой простор для творчества журналиста.

Информационные и аналитические жанры, особенно радиосообщение, радиокомментарий, радиообозрение, т.е. жанры монологические, более жестко «привязанные» к предмету отражения, не дают такой возможности. На протяжении десятилетий они трансформировались не так активно, это обусловлено незначительными изменениями их содержания. В отличие от них документально-художественные жанры, обладая богатой многообразной формой, запечатлели процесс освоения всех возможностей радиопублицистики. Поэтому история функционирования их в эфире раскрывает спектр творческих поисков журналистов на разных этапах развития отечественной радиожурналистики. Она очень поучительна для тех, кто хочет серьезно освоить возможности микрофона, звучащей публицистики, кто хочет завоевать доверие и вызвать интерес нового слушателя, опираясь на лучшие достижения и традиции журналистики прошлых лет и на их сегодняшнюю трансформацию в свободном эфире.

 

Контрольные вопросы к разделу главы

 

1. 1. Какое место занимают документально-художественные жанры в системе жанров радиожурналистики? Каковы их природа, жанровые признаки?

2. 2. Что такое «документальность» и «художественность» в радиопублицистике? Что отличает документально-художественные жанры от аналитических?

3. 3. Что значит «звуковой документ»?

4. 4. Какую роль играют в структуре произведения время и пространство?

5. 5. Начните собирать свою собственную личную «шумотеку» (характерные звуковые картинки, которые могут пригодиться в работе над документально-художественными жанрами). Это занятие поможет вам лучше слышать окружающий вас звучащий мир и видеть в нем яркие звуковые «краски».

6. 6. Заведите себе особую папку, записывайте в блокнот услышанные вами на улице, в общественном транспорте, на рынке и т.д. интересные словечки, выражения. Складывайте их в папку. При работе над очередным материалом просматривайте ее и отбирайте то, что вам может пригодиться в каждом конкретном случае.

7. 7. Просматривайте в свободное время словарь Даля и собрание его пословиц, словари новых слов и значений, сборники афоризмов. Фиксируйте на бумаге яркие выражения и складывайте их в папку под названием «Досье речевых выразительных средств».

В начало

 

РАДИООЧЕРК

 

Среди документально-художественных жанров радиоочерк занимает ведущее место. Очерк, как и многие другие жанры, п



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.223 (0.014 с.)