Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аналитическая радиокорреспонденция

Поиск

 

В истории взглядов на тот или иной жанр, в становлении теории жанров корреспонденция занимает особое место из-за причин расхождения исследователей в подходах к ней. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, широким толкованием самого термина, во-вторых, динамикой развития, зависящей от политических обстоятельств, в-третьих, некоторыми различиями функционирования корреспонденции в разных средствах массовой коммуникации. Так, в старом учебнике по радиожурналистике (М., 1984 г.), корреспонденция отнесена к группе информационных жанров[29][1]. В теории печати – к аналитическим, причем там рассматриваются ее разновидности: «информационная» и собственно «аналитическая», что естественно вызывало вопросы[30][2].

Корреспонденция в теории советской печати трактовалась как жанр, призванный пропагандировать передовой опыт, рассказывать о достижениях социализма, вскрывать и критиковать недостатки, конкретные негативные явления. Такие задачи предопределили и предмет корреспонденции: локальные по месту и времени ситуации, рассказ о жизни трудового коллектива (завод, цех, колхоз, лаборатория и т.д.). Главные вопросы, на которые должна ответить корреспонденция: «Почему?», «Каким образом?». Журналист выяснял обычно причины тех или иных результатов деятельности.

Если в статье доказывается одна какая-то мысль, факты и аргументы, приводимые в ней, берутся из любой сферы (время, место), лишь бы они убедили читателя, то в корреспонденции совсем другой масштаб оперирования материалом, он ограничен временем, пространством, рамками определенных событий. Отсюда и метод работы: изучение обстоятельств (знакомство с документами, беседы с людьми, собственные наблюдения, ретроспективное исследование хода того или иного события).

Основу учебника по радиожурналистике (М., 1984) составили материалы Всесоюзного радио, где корреспонденция обычно сообщала подробности событий и носила информационный характер[31][3].

Корреспонденция – самый «рабочий» жанр местной печати, теле- и радиовещания. Это опять-таки обусловлено ее задачами, призванными изучать и обобщать конкретный опыт.

Радиокорреспонденция, как репортаж, интервью, может быть и информационной, и аналитической, смотря какие задачи ставит перед собой журналист. Информационная корреспонденция добавляет детали, второстепенные обстоятельства к расширенному радиосообщению. В ней также могут присутствовать прямые оценки, но преобладает информация – сообщение фактов. В аналитической корреспонденции эти акценты сдвинуты. Факты играют вспомогательную роль, они важны не сами по себе, как в информационном сообщении или информационной корреспонденции. Они, подводя журналиста к анализу, «работают» на раскрытие внутренних связей, на исследование конкретной ситуации. В этом случае радиокорреспонденцию многое роднит с аналитической газетной корреспонденцией, но ее особенности обусловлены спецификой радиокоммуникации. Рассмотрим эти особенности подробнее.

Для достижения своей цели: выявления причин события, каких-то результатов, имеющих социальное значение, журналист будет знакомиться с обстоятельствами, изучать обстановку, беседовать с участниками этих событий, проверять полученные данные. Документальность материала (конкретность лиц, адреса предприятий) заставит его обращаться к записям на пленку. Содержание радиокорреспонденции: рассказ журналиста, который обязательно должен побывать на «объекте», представляющем для него интерес. Элементы интервью, комментария, зарисовки составляют органичное наполнение структуры. Причем комментировать увиденное может и сам автор, и те люди, с которыми он встречался, так как они знают обстановку, отношения между членами коллектива.

Как видим, возникает некоторая аналогия между радиорепортажем и радиокорреспонденцией. Но в центре репортажа – всегда событие, а у автора корреспонденции – обстоятельства, события как такого может и не быть. Отсюда разные методы работы с фактами и с временным наполнением журналистского произведения. Автор корреспонденции не связан с линейным течением времени, он распоряжается уже прошедшим временным материалом. Он выбирает те факты, которые интересуют его под углом исследования причин, лежащих в основе каких-то результатов. Таким образом, задачи меняют методику работы, подходы и видение информационного материала и тем самым – содержательное наполнение корреспонденции и ее оценки.

В определенной степени корреспонденция напоминает и информационную зарисовку, так как в ней присутствуют авторское описание места, где он находится, краткие портретные характеристики, его впечатления. Сюжет радиокорреспонденции – движение материала, а вместе с ним и авторской мысли, его оценки, толкование, понимание происходящего – от начальной позиции, зачина, вводящего слушателя в курс дела, к заключению, подводящему итог проделанной исследовательской работы. Сама эта методика будет влиять и на форму произведения, его стилистику, языковые средства, тональность общения со своими героями и со слушателями.

Автор корреспонденции присутствует в ней непосредственно, он рассказывает, изучает, комментирует. И авторское «я» проявляется во многих плоскостях: отборе материала, его построении, трактовке, эмоциональном отношении к людям и ситуациям. В газетной статье автор старается убедить читателя в своей правоте и сделать его своим единомышленником. В корреспонденции журналист старается привлечь слушателя на свою сторону с помощью конкретных аргументов, раскрывающих причины фактов на документальном материале, он ведет его по ступеням анализа не от общего к частному (как в статье), а от частного – к общему. Глубина анализа в корреспонденции зависит от компетенции автора, его профессионализма, от всестороннего знакомства с обстоятельствами и от его желания докопаться до истины, вскрыть правдивую подоплеку случившегося (особенно если это касается критики).

Особые трудности представляет критическая, проблемная корреспонденция, когда условия контакта со своими «героями», добывание сведений, документов сопряжены с немалыми трудностями. Здесь требуются не только высокий профессиональный опыт, но нередко и гражданское мужество, смелость.

Помимо документальных записей, корреспонденция включает в себя фрагменты литературного текста, написанного журналистом по следам своего расследования. Корреспонденция – синтетический жанр. Включение в нее элементов интервью, репортажа, естественно, вводит в ткань произведения документальные шумы. Необходимыми являются монтаж, сборка всех «деталей» в единое целое.

Различные методы работы, форма «рассказывания», которое имеет свои особенности обращенности к аудитории, влияют и на язык. Он должен быть разговорным, естественным, включать в себя все те средства, которые усиливают воздействие на слушателей: непринужденное общение, речевые обороты, свойственные устной речи.

Современная аналитическая журналистика поднимает в радиопрограммах массу актуальных проблем, рожденных временем. Корреспонденция как жанр всегда несет в себе обобщение опыта, рассказа о том, как пытаются преодолеть трудности люди в современных условиях.

В радиокорреспонденции, посвященной питанию детей в школе, исследуется ситуация, сложившаяся в результате тяжелого экономического положения (радиостанция «Дон-ТР»). В ней не только поставлены социальные вопросы, но и показаны некоторые реальные пути их решения.

 

Корреспондент. Трудно постичь наше время. Время контрастов. Для одних оно удачно, для других – непостижимо жестоко. Все перипетии нашей жизни, как в зеркале, отражаются в детской среде. Сегодня мы возьмем одну из сфер жизни детей – школу. А если точнее, тема наша – питание детей в школе. Первой, с кем я встретилась, готовя материал, была Надежда Федоровна Злобина, повар столовой ростовской школы № 83.

– Скажите, тяжелые времена пришли сейчас?

Злобина. Очень тяжелые. Но жить надо...

Корреспондент. Надо жить, надо растить детей и надо их кормить.

Злобина. Да-да. Чтоб не смотрели голодными глазами на эту булочку.

Корреспондент. А смотрят голодными глазами?

Злобина. Жутко видеть – голодные глаза. У ребенка нет денег, потому что... мы живем в этом микрорайоне... вот он, Лензавод, он не работает. Семьи не обеспечены, дети полуголодные. Ребенок приходит голодным в школу – что ему в голову пойдет? Какой из него будет взрослый? В детстве же закладывается все».

 

Обратите внимание: сразу же за постановкой проблемы идет «живая картинка». Это – эмоциональный заряд материала. Он действует на чувства слушателей, поворачивает проблему самой острой стороной. Композиция корреспонденции позволяет вынести в начало материала любую конкретную «сценку» – документальную запись, несущую эмоциональную нагрузку. Журналист, осваивающий этот жанр, должен помнить о выигрышном начале своего материала. Логика исследования требует постановки конкретных вопросов и корреспондент ставит их.

 

Корреспондент. Столовая в любой школе сейчас – место контрастов. Одни дети приходят сюда плотно покушать и не жалеют на это денег, другим организовано питание заранее, ну, а третьи – перебиваются булочкой и стаканом чая.

Как упорядочить процесс питания детей? Кому из них нужна помощь в первую очередь? Главный специалист Ростовского городского управления образования Галина Леонидовна Рыбина объясняет...

Рыбина. Чтобы создать нормативно-правовую базу, городское управление образования подготовило проект постановления мэра города, и он был принят – «О порядке организации питания школьников в городе Ростове-на-Дону». Постановление утвердило единый норматив стоимости питания школьников – 3 рубля 20 копеек в нынешних ценах и те категории детей, которые должны быть обеспечены бесплатным питанием: дети-сироты, не получающие пособие, дети из многодетных и малообеспеченных семей. Малообеспеченная семья определяется на основании представленных документов. Если уровень дохода не превышает уровня потребительской корзины на данный отрезок, семья считается малообеспеченной.

Корреспондент. Какие это цифры, назовите...

Рыбина. На сегодняшний день мы как раз раздали в районные отделы образования новые цифры – это 219 рублей 75 копеек.

Корреспонденция требует насыщения текста конкретным материалом. И нужно распределять его дозировку, особенно цифры: одни приводить в высказываниях тех, кто владеет статистикой, другие вводить в авторский текст.

Радиокорреспонденция редко обходится без элементов интервью. Они меняют ритм рассказывания. А главное – усиливают документальную основу материала. По вопросам журналиста можно судить о том, чего добивается автор: опять-таки усиления эмоционального начала.

Приведем пример и прокомментируем его.

 

Корреспондент. На сегодня бесплатным питанием обеспечены в Ростове 19032 школьника. И это замечательно – хоть какая-то помощь тем, кому трудно. Но вопрос в другом – так ли далеко ушли по степени обеспеченности другие ребята?..

Мы вновь в 83-й школе, и я беседую с ее директором Александрой Петровной Кушнаревой.

Корреспондент. У вас среди детей не было случаев голодных обмороков?

Кушнарева. Были. И девочка, и мальчик были. Пятый-шестой класс.

Корреспондент. И что тогда делали вы?

Кушнарева. Отпаивали их сладким чаем.

Корреспондент. Ну, а потом... Отпоили вы чаем его, отправили домой... Как-то на этого ребенка внимание обращали уже в последующем?

Кушнарева. Естественно, обращали. Мы стараемся всех детей, которые не получают дома нормального питания, охватить у себя бесплатным питанием. Но ведь количество ограничено.

Корреспондент. А вот эти дети, которые падали в голодные обмороки, они были из числа тех, которые получали питание или нет?

Кушнарева. Нет, они не получали питание. Но после этого они стали получать. Я поставила детей на бесплатное питание, в нарушение закона по существу.

 

Проблема прозвучала. Далее следует ее изучение с разных сторон: взаимоотношение детей, психологическое состояние некоторых родителей, которые не хотят признаваться в своей бедности.

В рассказе специалистов, участвующих в обсуждении проблемы, говорится о том, что делает руководство города, отвечающее за организацию учебной и воспитательной работы в школе и сами педагоги, для того, чтобы смягчить последствия социального расслоения, которое отражается в первую очередь на детях.

 

Корреспондент. Конечно, не время сейчас учить родителей, как лучше организовать питание детей в школе: мамы и папы месяцами сидят без зарплаты и не могут дать ребенку лишний рубль. Но все же давайте попытаемся вместе найти выход из положения. Послушаем еще Галину Леонидовну Рыбину.

Рыбина. Очень многие дети, те в среднем 5 рублей, которые дают им родители, пусть даже три рубля, они тратят в ларьках: на шоколадки, на пепси-колу. Надо как-то больше контролировать... И вот мы даже издали приказ по городскому управлению образования, чтобы как-то восстановить систему предварительных заказов, чтобы на неделю уже были сданы деньги родителями и чтобы они шли на приобретение детьми горячего питания.

Корреспондент. В самом деле: вместо жвачек, булочек и пепси-колы можно взять пусть не полный обед, если он дорогой, а часть – первое или второе блюдо. Это будет и полезнее, и значительно дешевле.

Что и говорить, любые трудности рождают большие проблемы. Как же трудно выживать в школе в нынешних условиях! А уж проблем с питанием – не счесть... Мы – в отделе образования администрации Кировского района Ростова и слушаем начальника отдела Галину Петровну Житникову и специалиста Людмилу Григорьевну Богатищеву.

Житникова. Есть категория родителей, которым стыдно признаться в своей несостоятельности, в своей бедности, и не предоставляют эти родители документы на бесплатное питание...

Корреспондент. Хотя нуждаются...

Житникова. Хотя нуждаются, и очень. И их детей в педагогических коллективах обязательно кормят, соответственно составляя акты их материального положения, без учета даже желания родителей.

Корреспондент. Желание-то есть, но гордость не позволяет.

Житникова. Вот с чем мы иногда встречаемся... Одна семья, она уже перешагнула через гордость свою, да, она нуждается. Она перешагнула и идет в фонд социальной поддержки, в собес, в какую-то фирму, в городское управление образования – и везде помощь просит. Поскольку она стучится, и мимо нужды пройти нельзя, она везде, как правило, получает. А другая, тоже незащищенная семья, но которая не настроила себя на волну «Дай», не может еще смириться со своей беззащитностью и не просит этого, то она, вот что ей дали в школе, если дали, то – спасибо. А по другим службам она уже ничего не получила, и они не знают, как правило, что эта семья – незащищена. Наверное, надо более целенаправленно, более адресно направлять эту помощь.

Богатищева. Жалко во всей этой ситуации и тех детей, которые живут в нормальной и благополучной семье. Потому что все новогодние подарки, праздники, все оздоровление, оно проходит мимо них. Вот этих детей, конечно, искренне жалко. Потому что – за ними будущее страны.

Корреспондент. Это дети, которые хорошо учатся...

Богатищева....И ответственно подходят ко всем вопросам, и к учебе, и к общественной жизни.

Корреспонденция требует всестороннего изучения проблемы – такова у нее задача. И лучше всего знают положение дел специалисты, непосредственно занимающиеся ею. Поэтому желательно приглашение специалистов разных уровней, которые бы освещали информацию, комментировали ее со своей точки зрения. Здесь роль журналиста должна быть особенно активной: сомневаться, переспрашивать, уточнять, выводить разговор на те грани, которые, возможно, нежелательны для тех, кто принимает участие в обсуждении.

Как уже отмечалось в корреспонденции, важно начало, но не менее важна и концовка материала. Она подводит итог изучению, выявляет то, как журналист вводит более частную проблему в контекст социальных отношений.

В современном радиовещании цели и задачи пропаганды передового опыта, успехов трудовых коллективов в нашей сложнейшей ситуации в экономике, в социальной жизни – отошли на самый дальний план. Раньше корреспонденции аналитические, проблемные звучали во многих журнальных программах. Сейчас они стали довольно редким явлением. И, тем не менее, это испытанный жанр вещания с большими резервами.

 

Контрольные вопросы к разделу главы

 

1. 1. Перечислите отличия информационной и аналитической радиокорреспонденции.

2. 2. Какое место занимает звуковой документ в системе анализа автора?

3. 3. Назовите методы работы журналиста при изучении и написании материала средствами этого жанра.

4. 4. Запишите аналитическую радиокорреспонденцию с эфира. Рассмотрите соотношение анализа в авторском тексте (в чем он проявляется) и в документальных записях, сделанных на месте, изучите вопросы автора. Обратите внимание на то, как они направлены на раскрытие поставленной проблемы.

5. 5. Разработайте цикл этюдов (элементов радиокорреспонденции), записей с людьми, имеющими отношение к интересующей вас проблеме. Запишите их. Рассмотрите, как реализовались ваши замыслы, как собеседники реагировали на вопросы, как они раскрыли существо обсуждаемого вопроса.

В начало

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ РАДИОРЕПОРТАЖ

 

История радиорепортажа – путь освоения работниками радио всех сложных звуковых форм радиопроизведения, нацеленного на контакт со слушателями. Эта история одновременно проявляет степень раскрытия личности журналиста в разные периоды становления и эволюции отечественного вещания: от трансляции жестко отобранной информации, политического рупора событий до индивидуального подхода к их освещению, наполненного личными оценками увиденного.

Репортаж – один из самых подвижных, гибких жанров. В основе своей он принадлежит к информационной группе. Но уже в таких информационных репортажах присутствуют элементы оценки. Журналист, находящийся на месте события, осмысливающий происходящее, рассказывает о событии, используя все средства радиожурналистики: звучащее слово, шумы, музыку. Слушатель представляет звуковую картину события, которую ему «нарисовал» репортер. Значит, репортер всю отобранную информацию, фрагменты интервью с участниками события, свои описания окрашивает личным отношением. Оценка проявляется и в том, как рассказывает журналист об увиденном, чему отдает предпочтение, что выделяет. Такой же оценочный отбор идет и в текстах людей, приглашенных к микрофону.

Наряду с этим в описании репортера могут присутствовать и элементы прямой оценки. Бывают события, которые требуют более глубокого осмысления или становятся «плацдармом» для размышления над происходящим. Они могут выводить репортера и тех людей, с которыми он беседует, на проблему. Акценты в освещении событий сдвигаются, они приобретают в основном оценочный характер. Информация становится фоном, поводом для интерпретации и постановки серьезных социальных вопросов. На первый план выходит анализ события и всего, что с ним связано. Меняются вопросы, которые задает репортер своим собеседникам. Они могут звучать так: «Как вы думаете, почему...?», «Как вы считаете, в чем причина...?», «Как вы полагаете, чем это можно объяснить...?». Сдвигается сам подход к материалу, угол зрения на него. Но в таком репортаже аналитические фрагменты все-таки не должны быть пространными: журналист должен кратко, емко давать оценки, объяснять, растолковывать. Так жанр приобретает качества аналитического радиорепортажа.

Эти трансформации радиорепортажа зависят от творческих установок журналиста. Если он хочет дать хроникальную картину события – радиорепортаж получится информационным. Если репортер не ограничивает себя этой задачей, а стремится посмотреть на событие шире, глубже, увидеть его причины – радиорепортаж становится аналитическим. Разумеется, свое воздействие оказывают характер, масштаб, значимость события, которые предоставляют журналисту разный «изобразительный» материал и пищу для оценок. Само событие многое предопределяет в репортаже. Написать репортаж с военного парада, демонстрации, митинга, где обилие деталей, лиц, движения дают немало возможностей для журналиста. Другое дело – рассказать по радио, например, об открытии цеха, завода, дать картину презентации книги, выставки.

Классическим видом радиорепортажа считается спортивный, о чем уже говорилось. Богатство содержания спортивного соревнования, динамика, множество перипетий, постоянное изменение ситуации, проявление характера участников, интерес аудитории ко многим видам спорта – обеспечивают все необходимые компоненты для наполнения материала разнообразными интересными выигрышными звуковыми деталями. Большое значение имеет и то, что болельщики не знают окончательных результатов соревнования. Это обеспечивает психологические переживания, незримое участие всех, кто заинтересован в наблюдении за ходом схватки, и главное – в итогах спортивной борьбы.

Интересными, зрелищными бывают открытия и закрытия чемпионатов мира, особенно Олимпийских игр. Для лучшего раскрытия многообразной картины происходящего с микрофоном работают два-три журналиста. И их рассказ становится объемным. Пауза позволяет другому журналисту сосредоточиться, рассказать о том, что мог упустить его коллега. Самая высокая классика – репортажи с соревнований игровых видов спорта: футбола, хоккея, баскетбола.

Спортивные репортажи обычно ведут комментаторы, специалисты в разных видах спорта. В историю радиожурналистики и спорта вошли имена В. Синявского, Н. Озерова, В. Маслаченко – великолепных мастеров радио- и телерепортажей. Каждый из названных комментаторов привносил в репортаж черты своей личности, темперамента, манеру речевого поведения у микрофона. Интерес болельщиков к событию, скажем, к футбольному матчу «заказывает» не только рассказ о ходе игры, но и оценку важных поворотных моментов встречи, поведение мастеров мяча на поле, мотивации их действий, обоснование конечного результата.

С появлением спортивного телерепортажа изменились репортажи на радио и в газете. Газета, выходящая на следующий день после события, стала основное место уделять анализу, комментированию. Радио оказалось в трудном положении, не случайно количество радиорепортажей и их объем в эфире значительно сократились. А главное, изменилось отношение аудитории к репортажу.

 

«Когда-то сам факт репортажа и то, что комментатор поспевал за игрой, вполне устраивало слушателя, – писал В. Синявский. – Но время это прошло давно. Теперь все репортеры поспевают за игрой, знают игроков, бойко пересказывают игровые ситуации, но теперь не так просто заставить себя слушать. Дело даже не в том, что радиослушатели и телезрители выросли в своем понимании спорта, в требовании к репортажу. Личность! Вот кого они ждут. Человека, мыслящего вслух самобытно, оригинально, человека, который одарил бы их новизной трактовок, свежестью красок, достоверностью информации. Наконец, чтобы он, комментатор, был не только актером, но и режиссером, журналистом, профессионально знал то, о чем говорит.

...Наш брат, спортивный комментатор, порой проникается уверенностью, что микрофон, дескать, сам по себе обладает магической силой, и все, что ни скажешь, получается весомым, значительным. А потому, мол, нет необходимости в поисках своего видения, понимания, толкования спорта. Ничего подобного! Банальность, размноженная в несчетном количестве репродукторами, все равно банальность, хотя порой и создает иллюзию значительности...»[32][4].

 

Эти слова сказаны 30 лет назад. Но они актуальны и сейчас. Обычно репортаж требует многих качеств от журналиста: компетенции, подготовки к игре, быстрой реакции, умения мгновенно оценивать ситуации, возникающие на поле. Спортивный репортаж усиливает все эти требования, так как события на площадке обычно очень динамичны и не дают времени журналисту на их осмысливание. Поэтому элементы комментария в тексте радиорепортажа особенно ценны. Они должны быть лаконичными, точными, нести большую оценочную нагрузку. Они требуют от комментатора сжато, емко выделить самое существенное в характере спортивного поединка, дать дополнительную информацию тем, кто слушает репортаж по радиоприемнику. Рассмотрим эти особенности репортажа на примере.

Ростовское радио долго готовилось к трансляции игры ростсельмашевцев с московским «Спартаком». Обычно поединки между этими командами проходят в острой, бескомпромиссной борьбе и привлекают внимание многих тысяч болельщиков. Предстоящий матч был широко разрекламирован в эфире. Звучали оба его тайма, что большая редкость.

Рассмотрим, как использовал элементы оценок в своем репортаже комментатор. Журналист старается ввести комментарий при любой возможности, но это не всегда получается.

 

Комментатор. Есть у меня такая статистика, она не очень приятная для болельщиков «Ростсельмаша», но никуда не денешься. В чемпионатах страны, по российскому футболу я имею в виду. Простите. (Темп речи становится очень быстрым.) Пестряков вошел в штрафную площадку, борется там против двух спартаковцев. Проходит. Надо бить! (Небольшая пауза, шум стадиона усиливается.) Опасность еще не миновала. Наконец мяч отскочил во вратарскую, Колотилов картинно принял его на грудь и даже не берет в руки...

 

Отсюда следует вывод: начинать комментировать нужно тогда, когда складывается подходящая обстановка на поле: мяч за чертой, заминка, идет медленное развитие атаки и т.д. Увидеть в постоянно меняющемся калейдоскопе игры ее особенности – одна из главных задач комментатора.

 

Комментатор. Как уже стало заметно, спартаковцы идут в атаку правым флангом. Быстро проходят середину поля. И лишь изредка, чтобы растянуть защиту «Ростсельмаша», усыпить бдительность защитников, проходят по левому краю, где активен Безродный, и к нему подключается Луис Робсон. А вообще он больше играет в центре. (Шум стадиона.) Мне кажется, сейчас была очень опасная ситуация, но судья сегодняшней встречи зафиксировал нападение на вратаря. Штрафной удар пробьют ростовчане. (По крайней мере, приятно нам.) Хорошо, что мы столкнулись с честным судейством Сергея Гусева, который действует незаметно на поле. Судья все успевает, все видит, а сам как-то призрачно движется по полю и не вмешивается в игру там, где в этом нет необходимости. Ну – арбитр ФИФА!

 

Большое значение для радиокомментатора имеет пауза: временная остановка игры, конфликт на поле, оказание помощи игроку, травмированному в столкновении... Пауза позволяет органично ввести элементы комментария, маневрируя, протянуть ниточку к слушателю, обыграть интригу – еще одна задача журналиста, ведущего спортивный радиорепортаж.

 

Комментатор. На поле побежала медицинская бригада «Ростсельмаша». Еще одна пауза у нас. Наверное, ближе к концу игры таких пауз у нас будет больше, потому что игра становится жестче. Я уже говорил, что Ковтун играет жестко и вроде бы в пределах правил, как это было до сих пор, по мнению арбитра. А сейчас не только медицинская бригада побежала к месту происшествия, но и санитары с носилками. (Пауза.) Сейчас игра будет продолжена.

К сожалению, «Ростсельмаш», как я уже говорил раньше, против «Спартака» на чемпионатах России играл неудачно. Лишь однажды ростсельмашевцам удалось выиграть, а в остальных встречах побеждали москвичи. Из тринадцати встреч – семь раз «Спартак» выиграл, пять матчей завершилось вничью. И только в 1993 г. «Ростсельмаш» выиграл на своем поле 2:0. Причем оба мяча были забиты в первом тайме, голы забил Балахнин.

Так что «Спартак» традиционно трудный соперник для ростовчан.

Материал событийного репортажа также может быть насыщен проблемным содержанием, поднимать важные вопросы общественной жизни. Приведем еще пример.

19 сентября 1999 г. Ростов-на-Дону отмечал свое 250-летие. Накануне в одном из городов области – Волгодонске террористы взорвали жилой дом. Это трагическое событие наложило свой отпечаток на празднование юбилея.

Радиорепортаж с музыкального праздника «Ростов многонациональный» – одну из многочисленных акций обширной юбилейной программы журналист насытил актуальным материалом.

 

Корреспондент. Здравствуйте, дорогие наши слушатели! Наперекор тем, кто этого не хочет, невзирая на тревожные сообщения и пугающие слухи, вопреки всему этому и благодаря тому, что на свете есть силы, сохраняющие единство и творящие добро. И их много, и они должны победить. И чтобы убедиться в этом, я предлагаю вспомнить тех, кто сам участвовал, и впервые представить тем, кто не знает этого, – как погожим сентябрьским вечером ростовчане – и не только, россияне – и не только – на летней эстраде центрального парка отмечали День рождения города. Гости приехали из далекой Шотландии, и зазвучали под теплым южным ветром шотландские волынки.

 

Музыка.

 

Корреспондент. А гостей, и дальних, и ближних, как радушный хозяин приветствовал национальный студенческий оркестр, и руководитель его, профессор, заслуженный деятель искусств России Крикор Хурдоян просил всех собравшихся почтить молчанием память безвинно погибших. Ведь мучительная фраза вечного вопроса принца Гамлета долго витала в воздухе – над нарядной сценой парка, над судьбами собравшихся – «Быть или не быть?». И все же праздник состоялся. Потому что в этот вечер многочисленные национальные диаспоры, лишь за последнее десятилетие возникшие в нашем городе, вывели на праздничную сцену народные коллективы, многие из которых завоевали успех у европейской публики, а главное, сохранили родные мелодии и подтвердили старинную поговорку, провозглашенную в своем указе о закладке крепости святого Димитрия Ростовского, послужившем началом нашего города, самой императрицей Елизаветой Петровной: «Птица сильна крыльями, а человек – дружбой». И на крыльях дружбы прилетели из глубины веков старинные ассирийские мелодии, исполненные ансамблем «Вавилон» под управлением Наны Семеновой».

 

Музыка.

 

Корреспондент. Конечно, праздник заставил не только по-другому взглянуть на настоящее, пристальнее вглядеться в будущее, но и заново осмыслить прошлое.

 

В рассказ о том, что происходило на сцене, вплетались интервью с участниками праздника. Музыка танцев и песен (с концертными номерами выступали русские, татарские, немецкие, армянские, греческие, корейские и другие танцевальные и хоровые коллективы) с комментарием ведущего создавали яркую звуковую картину, передавали настроение всех собравшихся на это торжество.

Многонациональный состав участников юбилейного представления, темы народных песен: о Родине, отчей земле, любви – давали материал для размышлений журналиста о значении дружбы народов в нелегкие дни межнационального напряжения в некоторых регионах России. Об этих проблемах говорили и сами артисты.

Каждый из выступающих перед микрофоном вносит свое видение в национальные отношения и делает это через понимание, толкование своего народного искусства. Вот о чем важно помнить журналисту, ведущему радиорепортаж: отражать разные стороны события, проблемы. Чередование музыкальных номеров, голосов участников празднества передавало его колорит, но через весь радиорепортаж красной нитью проходила основная мысль: о значении дружбы, о необходимости жить в мире и добрососедстве.

 

Ведущий. Выступает солистка молодежного ансамбля «Арт».

Зарина. Мы сохраняем традиционно танцы осетинского репертуара, но для нас сейчас очень важно в свете сложившейся тяжелой ситуации на Северном Кавказе, учитывать ее. И мы стараемся в репертуар добавить танцы наших соседей, у нас есть интересный танец абхазский, замечательный аджарский танец «Ган-таган».

Ведущий. Трудно было превозмочь власть зажигательных ритмов, но порой под гулкую дробь барабана кто-то и задумывался: а ко времени ли этот праздник, когда совсем недалеко отсюда, не за горами, в буквальном смысле, разворачиваются военные действия, когда сведения о новых взрывах заставляют не спать ночами. Зачем сейчас нужен праздник?

Ведущий. Заместитель председателя осетинской диаспоры Вячеслав Козырев сумел найти ответ.

Козырев. Чем больше будет таких праздников, тем больше будет дружбы, тем больше будет понятия между осетинами, грузинами, казаками. Мы стараемся быть все вместе. Если бы побольше было праздников, поменьше было бы террора. Мы тоже Кавказ, мы – Ростов. Я считаю, если будет порядок в Ростове, то на всем Северном Кавказе тоже будет больше порядка.

Ведущий. Ну, а пока именно в песнях, звучавших со сцены многонационального праздника, отзывалось историческое единство народов. И в колыбельной, что поет солистка ансамбля из Белореченска Ольга Куликова, тоже отзываются кавказские мотивы.

 

Музыка.

 

Ведущий. В такое тревожное время состоялся этот красочный праздник. Он был вызовом, который бросили политикам творческие люди. Наполнив старый городской парк яркими созвучиями немеркнущих народных мелодий, певцы, инструменталисты, танцоры взбудоражили не одну душу, заставили задуматься всех присутствующих о предназначении человека: любить, растить детей, хранить память о своих народных национальных корнях и жить в мире и согласии.

 

Концовка радиорепортажа подводит итог проблеме, которая стала цементирующим началом и самого праздника, и рассказа о нем.

Радиорепортаж – тот жанр, в котором с особой силой проявляются все качества журналиста. И в первую очередь – способность к импровизации, к творчеству здесь, сейчас, на месте события, – а это те преимущества, которыми обладает живая радиоречь.

 

Контрольные вопросы к разделу главы

 

1. 1. Каковы функции ведущего в проблемном радиорепортаже?

2. 2. Какое место занимают элементы оценки, комментария в тексте аналитического репортажа?

3. 3. Сравните аналитический репортаж на радио и телевидении. В чем состоят их особенности?

4. 4. Запишите с эфира радиорепортаж о футбольном матче. Проанализируйте его. Разберите фрагменты, эпизоды, в которых встречаются оценки ведущего.

5. 5. Назовите темы аналитических (проблемных) репортажей, которые, на ваш взгляд, представляют интерес для определенных групп слушателей.

6. 6. Подберите публикации в специальной литературе о работе известных спортивных комментаторов. Познакомьтесь с их высказываниями об особенностях работы в эфире.

В начало

 

РАДИОРЕЦЕНЗИЯ

 

Радиорецензия – сравнительно редкий жанр. Это объясняется прежде всего тем, что форма литературно-критической работы рецензента отвечает в большей степени специфике газеты, журнала. Небольшая текстовая рецензия с краткой оценкой звучит обычно в специальных радиожурналах, посвященных литературной, театральной и музыкальной жизни. Цитирование текста произведения в эфире не очень эффективно для этого радиожанра. Поэтому рецензия с привлечением звукового материала из сферы театра, кино, музыкального искусства отвечает органичному соединению литературного текста рецензии и отобранных для иллюстраций фрагментов звучащих произведений, показательных «кусочков» из театральных постановок. Вместе с тем с расширением базы диалогических, разговорных форм и жанров в современном радиовещании объем текстовых, монологических передач явно сокра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.42.22 (0.014 с.)